Плетение птицы из соломы

Обновлено: 18.04.2024

Презентации знакомят с историей соломоплетения, свойствами соломы, правилами заготовки материала и подготовкой его к работе, с технодлогией изготовления соломенного голубка. Материал используется на занятиях по художественной обработке природного материала, будет интересен педагогам дополнительного образования.

ВложениеРазмер
pletenie_iz_solomki.pptx 2.83 МБ
pletenie_iz_solomki._izgotovlenie_suvenira_ptichka.pptx 1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМКИ По программе «Художественная работа с природным материалом» (2 год обучения )

История соломоплетения Человек научился изготавливать из соломы полезные вещи так же давно, как выращивать хлеб. Соломоплетение изначально было связано с жатвенными обрядами. Существовали обычаи украшать первый « зажиночный » и последний « дожиночный » сноп, сплетать из хлебных колосьев венки, оставлять на ниве заплетенные последние колоски. Этим действиям придавали магический смысл.

Солома обувала, одевала крестьянина, утепляла его дом и была ему постелью. Из нее изготавливали шляпы, половики, корзины и другую хозяйственную утварь.

Приемы плетения из соломки знакомы почти всем народам, занимающимся земледелием. Скрученные, согнутые и связанные пучки соломы превращались в руках мастеров в кукол, фигурки животных и птиц.

Традиции народного соломоплетения совершенствуются. Использование различных видов плетения позволяют добиться выразительного образного и пластического решения изделий из соломки.

Традиции народного соломоплетения совершенствуются. Использование различных видов плетения позволяют добиться выразительного образного и пластического решения изделий из соломки.

Свойства соломы Сухая солома – материал хрупкий и ломкий, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность изгибаться, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму. Такие качества в сочетании с природными декоративными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой цвета – позволяют достигать в работе с соломой высоких художественных результатов.

Заготовка материала Наилучшими качествами для плетения обладает солома ржи, заготовленная в период молочновосковой спелости зерна, но можно также использовать для плетения солому других злаков.

Высушенную солому предварительно обрабатывают. С каждой соломины отрезают ножницами колос или метелку, удаляют покровные листья, а затем разрезают её на отдельные коленца, удаляя узлы. Нарезанные коленца сортируют и делят на части в зависимости от длины и толщины. Рассортированные соломины хранят в пучках или в отдельных коробках.

Подготовка соломы к работе Перед работой солому необходимо замочить или запарить. Если солома заготовлена недавно, достаточно замочить ее на 30 минут в воде комнатной температуры.

Прошлогоднюю сухую солому лучше залить горячей водой (80-100°С), накрыть целлофаном или тканью, прижать гнетом и выдержать до тех пор, пока она не станет мягкой. Чем жестче солома, тем больше времени требуется для ее запаривания. Пластичность распаренной соломы можно еще больше повысить, если перед началом плетения погрузить солому на 2-3 часа в 2% раствор нашатырного спирта. Размягченную солому тщательно промывают в чистой воде, заворачивают во влажный холст или кладут в полиэтиленовый пакет. Если замоченную солому не удалось использовать за время работы полностью, оставлять ее влажной нельзя, лучше ее просушить, а перед продолжением работы замочить заново.

Существует несколько способов изготовления птиц, которые зависят от конструкции птицы. Так, птицы могут быть подвесными, стоячими на двух ногах или на одной ноге-подставке.

Подвесные птицы

Такие птицы наиболее просты в изготовлении, но очень красивы. Они очень легкие, воздушные и подвижные: парят в воздухе, вращаются и мерцают золотым блеском. Чтобы птичка висела ровно, во время ее изготовления центр тяжести рассчитывают так, чтобы он приходился на перевязку в месте соединения хвоста и крыльев.

Воробышек

Вырежьте из поролона овал примерно такого размера, каким должен быть воробышек. Для этой цели можно взять и комок ваты. Затем возьмите пучок соломы, чуть больший по длине, чем поролон. Перевяжите пучок в самом верху, поместите внутрь пучка мягкий овал и перевяжите под ним. Прилепите клюв и глаза из пластилина. Низ туловища загните вперед. Соломку на голове смажьте клеем и загладьте назад (рис. 34, а, б).


Рис. 34. Подвесные птички

Голубок

Эта традиционная в соломоплетении «народная» птица наиболее проста в изготовлении. Изготавливают ее по технике прямого плетения. 20–30 соломин или соломенных лент переплетают между собой по принципу прямого плетения в прямоугольник или квадрат, концы оставив незаплетенными. Свободные соломины со сторон 1 и 2 связывают в пучки – так получаются плетеное туловище, шея и хвост птицы.

Пучок для шеи надо отогнуть вверх, обвить соломенной лентой и перевязать на месте головы.

Соломины со сторон 3 и 4 переплести поверх туловища либо связывают в пучок и перекладывают так, чтобы они поменялись местами.

Из двух плетеных квадратов также можно сделать подвесную птичку: незаплетенные соломины связать по всем четырем сторонам, сделать из них крылья, хвост и голову.

Ласточка

Возьмите длинный пучок соломы, сложите его пополам, отступите 1 см и перевяжите, чтобы получилась голова. Затем проденьте маленькую соломинку через одну соломину в центре сгиба, согните ее и возле самого сгиба склейте, а концы разъедините – получился клюв. Присоедините соломины опять к основному пучку и перевяжите – это голова птицы. Перевяжите еще раз, наметив таким образом шею, оставшуюся часть пучка отогнуть для туловища и хвоста.

Теперь из отдельного пучка соломы сделайте крылья. Для этого перевяжите посередине небольшой пучок соломы, концы срежьте по косой линии, чтобы получилась деталь, напоминающая трапецию.

Расположите крылья в середине большого пучка сразу же за головой птицы и снова перевяжите. Ласточка готова, осталось только срезать углом хвост и сделать из пластилина глаза (рис. 35).


Рис. 35. Подвесные птички

Подвесную птицу можно сделать и немного другим способом. Голову и шею птицы делают таким же образом, как и ласточки. Крылья делают из двух пучков соломы: для одного крыла половину пучка соломы уложить к хвосту, а другую половину обернуть вокруг шеи и отвести в сторону. Другое крыло делается так же, но в обратном направлении: один конец пучка уложить поверх хвоста и первого крыла, обернуть вокруг шеи и отвести в сторону, противоположную другому крылу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Птицы

Птицы Существует несколько способов изготовления птиц, которые зависят от конструкции птицы. Так, птицы могут быть подвесными, стоячими на двух ногах или на одной ноге-подставке.Подвесные птицыТакие птицы наиболее просты в изготовлении, но очень красивы. Они очень

Стоячие птицы

Стоячие птицы Такие птицы можно сделать с двумя ногами либо стоящими на одной ноге-подставке (рис. 36, а, б). Рис. 35. Подвесные птичкиЧтобы сделать птицу с двумя ногами, сначала вышеописанным способом делают из пучка соломы голову и шею птицы. Оставшуюся часть пучка

Птицы водоплавающие

Птицы водоплавающие Россия — страна перелетных птицЕсли бы весной подняться над землей и одним взглядом узреть всю массу пернатых, которые перемещаются в течение двух-трех недель с юга на север, пожалуй, не нашлось бы на свете зрелища, сравнимого с этим. А если еще

Такие птицы можно сделать с двумя ногами либо стоящими на одной ноге-подставке (рис. 36, а, б).


Рис. 35. Подвесные птички

Чтобы сделать птицу с двумя ногами, сначала вышеописанным способом делают из пучка соломы голову и шею птицы. Оставшуюся часть пучка разделяют на две части для ног, перевязывают их и ровно обрезают. Еще один пучок соломы перегибают посередине и укладывают поверх перевязки в месте разъединения шеи и ног. Затем части хвоста соединяют за шеей и перевязывают (рис. 37).


Рис. 37. Стоячие птицы

Птицу на подставке делают таким же образом, как и подвесную птицу из двух пучков соломы: сначала надо сделать голову и шею. Из отдельного пучка изготовить крылья, обернуть их вокруг шеи птицы и развести в разные стороны. Небольшой пучок соломы обернуть поверх крыльев и хвоста и связать под ними – получится нога-подставка. Соломины на конце пучка постричь, отогнуть по направлению от центра и закрепить в таком положении, пока солома не высохнет. Чтобы конструкция получилась более устойчивой, к низу ножки лучше приклеить картонный кружок (рис. 38).


Рис. 38. Стоячие птицы

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Птицы

Птицы Существует несколько способов изготовления птиц, которые зависят от конструкции птицы. Так, птицы могут быть подвесными, стоячими на двух ногах или на одной ноге-подставке.Подвесные птицыТакие птицы наиболее просты в изготовлении, но очень красивы. Они очень

Птицы

Птицы водоплавающие

Птицы водоплавающие Россия — страна перелетных птицЕсли бы весной подняться над землей и одним взглядом узреть всю массу пернатых, которые перемещаются в течение двух-трех недель с юга на север, пожалуй, не нашлось бы на свете зрелища, сравнимого с этим. А если еще

В традиции народного со ломоплетения существует несколько способов изготовления коней (фото 107) и аналогичных с ними в выполнении козликов, баранов и пр. Ниже будут рассмотрены примеры выполнения коня и козлика.

Конь из соломки


- 330 соломин из верхней части стебля диаметром 2,5—3 мм и длиной не менее 35 см для выполнения туловища;


-160 соломин из верхней части стебля диаметром 1,5—2 мм и длиной не менее 25 см для выполнения гривы;


8 палочек диаметром 2,5—3 мм и длиной 6 см для выполнения каркасов у квадратов; 6 см синей тесьмы шириной 1 см для выполнения цветных вставок;


1. Туловище начинаем с выполнения головы коня. Возьмите приблизительно 60 соломин из приготовленных для туловища. Выровняйте их со стороны толстых концов и крепко свяжите вместе на расстоянии 4,5—5 см от края (рисунок 5.77 а).

Изготовление соломенной лошадки

Изготовление соломенной лошадки

Изготовление соломенной лошадки

2. Длинные концы соломин отогните последовательно в сторону коротких концов, начиная от внешних соломин. Длинные соломины распределите равномерно вокруг коротких концов так, чтобы они оказались внутри пучка из длинных соломин. Выполните две плотные перевязки: одну на расстоянии 1,5 см от места перегиба и через 3 см от нее — вторую (рисунок 5.77 б). Вы сформировали голову коня.

3. Отогните от последней перевязки все соломины под прямым углом. Соломины, которые находятся с внутренней стороны угла, немного подтяните, а соломины, которые находятся с внешней стороны угла, ослабьте (так вам проще будет зафиксировать угловое положение соломин в пучке). Сразу за перегибом сделайте третью перевязку пучка (рисунок 5.77 в).


4. Распределите все соломины в пучке на 3 равные части и сплетите плетенку «косичка» (длина плетения 12 см). «Косичку» старайтесь делать вытянутой, плетение зафиксируйте перевязкой, выгните плетенку по форме шеи коня (рисунок 5.77 г).


5. Из 4 соломин выполните 2 простые плетенки из 4 соломин для ушей коня. Каждое плетение выполняйте из двух соломин. Длина плетений составляет 4 см. Концы соломин свяжите и подрежьте, оставив небольшие кончики длиной 1—1,5 см. Плетенки откатайте и слегка выгните.


7. Подготовьте передние ноги коня. Возьмите 2 пучка по 25 соломин в каждом. Выровняйте в одном пучке соломины по толстым концам и выполните 4 перевязки на расстоянии 1см, 1,5 см, 8 см и 11 см от выровненных концов. Такие же перевязки сделайте и на втором пучке. Свяжите 2 пучка вместе, отступив от последней перевязки 1 см (рисунок 5.77 е). Связывая пучки вместе, следите, чтобы перевязки были на одном уровне.


8. Выгните свободные соломины под прямым углом, разделите их пополам и между двумя половинками пучка вставьте шею коня на уровне нижней перевязки. Шею плотно обхватите раздвоенным пучком соломки и зафиксируйте перевязкой (рисунок 5.77 ж).


9. Свободные концы соломин от шеи разделите пополам и обкрутите спереди вокруг места соединения ног и шеи (правый пучок справа налево, а левый пучок — слева направо). Оба пучка соедините позади шеи и свяжите над местом, где уже была перевязка (рисунок 5.77 ж, з).


10. Для выполнения задних ног возьмите 2 пучка по 25 соломин. Выровняйте все соломины по толстым концам. На каждом пучке выполните перевязки со стороны выровненных концов на расстоянии 1см, 1,5 см, 8 см и 10 см. Перевязанные пучки свяжите вместе, отступив от последней перевязки 1 см (рисунок 5.77 е).


11. Возьмите 10 свободных соломин с правой стороны пучка и обкрутите верхнюю перевязку ног справа налево. С левой стороны пучка также возьмите 10 соломин и обкрутите перевязку слева направо. Оба пучка соедините вместе позади ног. Оставшиеся соломины согните под прямым углом и объедините с остальными соломинами пучка. Все соломины свяжите вместе за перегибом (рисунок 5.77 и, к).


12. Свободные соломины в пучках передней и задней части лошади подрежьте на длину, равную длине туловища лошади, приблизительно 8— 9 см. Отрегулируйте длину пропорционально остальным частям коня. Свяжите оба пучка вместе, наложив один на другой. Пучок соломин от задних ног располагается снизу (рисунок 5.77 л).


13. Оставшиеся соломины, заготовленные для туловища коня, выровняйте со стороны тонких концов. Крепко свяжите в пучок, отступив от выровненного края 3 см. Разделите пучок со стороны длинных концов пополам и выверните обе части под прямым углом одну справа, другую — слева, прикрывая перевязку. Из коротких концов пучка у вас образуется декоративная кисточка (рисунок 5.77 м).


14. Наложите подготовленный в предыдущем шаге пучок на основание шеи коня. Длинные концы равномерно распределите вдоль его боков и спины. Последовательно фиксируйте соломины перевязками сначала позади передних ног, затем на расстоянии 4—5 см от каждой передней ноги. Последняя перевязка — позади туловища, она соберет все соломины в хвост (рисунок 5.77 ).


1. Выполните 4 плоские плетенки «елочка» из 7 соломин длиной 25 см. Плетенки откатайте, концы надставленных соломин подрежьте.

2. Привяжите одну плетенку вдоль спины коня, зафиксировав ее перевязками у основания шеи, на спине и хвосте.

3. Выполните гриву коня. Для этого разделите подготовленную для гривы соломку на 4 одинаковых пучка. Обвяжите их вокруг шеи, чередуя с плоскими плетенками (рисунок 5.77 о).


4. Сплетите 4 одиночных квадрата с синими вставками: 2 квадрата размером 1,5x1,5 см и 2 квадрата размером 3x3 см. Лишние части каркасов обрежьте, оставив у каждого квадрата по одному шипу для закрепления.


5. Украсьте коня, закрепив квадраты 1,5x1,5 см на голове и груди, а квадраты 3x3 см по бокам туловища. Подстригите гриву коня и хвост.


Вы можете сделать декор коня иным, введя дополнительно петли из соломенных лент или другие декоративные элементы. Например, можно расщепить пучки соломки на гриве и хвосте на узкие полоски, пока они влажные — заплести в косички, а после высыхания расплести. Соломка примет волнистую форму, и это придаст иной характер самой скульптуре.


Козлик (размер 20x20x6 см). Технология изготовления козлика (фото 108) схожа с технологией изготовления коня. Основное отличие заключается в выполнении рогов и шеи, которая у козлика делается на основе прямых соломин. Пропорции частей скульптуры характерны пропорциям животного: средних размеров шея и более короткие, чем у коня, ноги.

Соломенный козлик


- 250 соломин из верхней части стебля диаметром 2,5—3 мм и длиной не менее 35 см для выполнения туловища;


1. Изготовление козлика начните с выполнения головы и шеи. Возьмите 50 соломин из приготовленных для выполнения туловища. Повторите шаги 1—2 из предыдущего примера (рисунок 5.77 а—б).


2. Для рожек сплетите плоскую плетенку «елочка» из 7 соломин длиной 55 см. Откатайте ее, обрежьте концы надставленных соломин. Правый и левый концы плетенки закрутите в спиральные кольца навстречу друг другу, наружный диаметр колец равен 5 см. Положение колец до высыхания зафиксируйте булавками.


3. Пучок соломин, идущий от головы козлика, отогните вниз под прямым углом. Раздвоите верхнюю и нижнюю части пучка и между ними вставьте подготовленные рожки (рисунок 5.78 а). Сразу за рожками сделайте тугую перевязку пучка, зафиксировав изгиб шеи (рисунок 5.78 б).

Изготовление козлика из соломы


4. Для выполнения шеи козлика соломины в пучке оставьте ровными. Перевязку шеи сделайте на расстоянии 4,5 см от предыдущей (рисунок 5.78 б).


Один из концов плетенки привяжите к верхней перевязке шеи около рожек. Обмотайте шею козлика плетенкой, укладывая витки плетенки по спирали с небольшим нахлестом. Нижний конец плетенки привяжите у основания шеи (рисунок 5.78 в).


6. Для выполнения ног и туловища козлика повторите шаги 7—14 из предыдущего примера (рисунок 5.77е—н).
Примечание: количество соломин в пучках берите на 8—12 меньше, чем в предыдущем примере. Размеры всех элементов соответствуют пропорциям выполняемой фигурки, они будут на несколько сантиметров меньше, чем в предыдущем примере.


7. Для оформления хвоста сделайте еще одну перевязку на пучке соломин, обхватывающих туловище, на расстоянии 3—4 см от первой. Лишнюю соломку в пучке срежьте на расстоянии 0,7—1 см от последней перевязки.


8. Для выполнения бородки подготовьте кисточку размером 3,5—4 см из круглых соломин. Привяжите кисточку к первой перевязке головы.


Вы можете иначе декорировать фигурку козлика. Рожки можно выполнить из витой плетенки, а туловище и шею обмотать состроченными в ленту петлями или косо срезанными соломинами, имитирующими шерсть.

Конь на основе составного каркаса из соломки


~ 330 соломин из верхней части стебля диаметром 2,5—3 мм и длиной не менее 35 см для выполнения туловища;


60 соломин из средней части стебля диаметром 3 мм и длиной не менее 20 см для выполнения декоративных плетений;

Витые плетения — одни из самых распространенных плетений как в Беларуси, так и во всем мире. Они широко применяются в различных направлениях соломоплетения: служат основой для создания бытовых соломенных изделий, используются мастерами в соломенной скульптуре, декоративных композициях, головных соломенных уборах и т. д. Такое широкое применение витых плетений возможно благодаря их пластическим и технологическим особенностям. По своей пластичности витые плетения не уступают остальным видам соломенных плетений, они легко изгибаются, сохраняя заданную форму, сшиваются. Технологической особенностью витых плетений является возможность их расширения и сужения. Эти свойства используются мастерами при изготовлении разнообразных декоративных объемных форм в виде конусов, сфер, колокольчиков, сосулек. Рабочие соломины в витых плетениях легко продлевать, это позволяет делать длинные заготовки плетений и впоследствии использовать их в работе. Использование соломки разного диаметра даст возможность изготовить и изящную миниатюрную форму, например, для бус или сережек, и плетенку с крупной фактурой для больших форм.


Каркасы. Все витые плетения имеют внутри полость — это позволяет выполнять их на каркасе для придания большей жесткости. Каркасы делают из лозовых прутиков, проволоки или соломы. Витые плетения, плетенные на каркасе, имеют равномерный диаметр, их чаще всего используют при изготовлении бытовых изделий (хлебниц, подносов, шкатулок и т. д.). Каркасы позволяют выдержать у длинных плетений равный диаметр, но при расширении или сужении каркаса можно равномерно изменять диаметр плетения.


Если вам необходимо сделать витую плетенку, полую внутри, можно использовать подвижные вынимающиеся каркасы. Для этих целей может подойти любой цилиндрический предмет подходящего диаметра, даже просто карандаш или ручка. По мере плетения такой каркас постоянно поднимают, понемногу вытаскивая из плетенки. Для удобства исполнения заготовок длинных витых плетений одного диаметра их сначала плетут внутри полыми, а после окончания плетения вставляют длинные каркасы из проволоки или прутьев.


Если выплетаются плетения сложной формы (конусообразные, сферические и др.), каркас должен быть тоже соответствующей формы. Такие каркасы можно склеить из картона или выточить из дерева. Вынимающиеся каркасы необходимы для плетения большого количества одинаковых элементов.


Витая плетенка из 5 соломин (фото 102). Рассмотрим основы техники выполнения витых плетений на примере самой распространенной витой плетенки из 5 соломин.

Витая плетенка из 5 соломин


1. Возьмите толстую соломину из средней или нижней части стебля диаметром 7—9 мм и длиной 15 см. Можно связать вместе несколько соломин, для жесткости внутрь соломин вставьте толстую проволоку (рисунок5.69 а).


Примечание. При выполнении каркасов большого диаметра, чтобы они были более плотными, используйте расщепленную соломку, а не круглую.

Витая плетенка из 5 соломин


2. Возьмите 5 длинных соломин одинакового диаметра (1,5—2,5 мм) из верхней части стебля. Для освоения приемов плетения старайтесь не выбирать как очень тонкие, так и слишком толстые соломины. Привяжите соломины к каркасу, распределив их по его периметру следующим образом: соломины 1 и 2 находятся вместе, соломины 3, 4, 5 находятся на расстоянии четверти круга друг от друга. Все соломины разведите в одной плоскости, каркас направлен вверх (рисунок 5.69 б). Каркас с соломинами удерживайте за нижнюю часть в левой руке (для правшей), правая рука будет рабочей.


3. Соломину 2 расположите поверх соломины 1. Рабочую соломину 1 перегните через соломину 2 от себя у самого каркаса. Уложите соломину 1 поверх соломины 3 (рисунок 5.69 в).


4. Поверните плетение по часовой стрелке. Соломины 1 и 3 находятся у вас в правой руке. Рабочую соломину 3 перегните вокруг соломины 1 и уложите поверх соломины 4 (рисунок 5.69 г).


5. Поверните плетение по часовой стрелке. Соломины 3 и 4 находятся в правой руке. Рабочую соломину 4 перегните вокруг соломины 3 и уложите поверх соломины 5 (рисунок 5.69 д).


6. Поверните плетение по часовой стрелке. Соломины 4 и 5 находятся в правой руке. Перегните рабочую соломину 5 вокруг соломины 4 и уложите ее поверх соломины 2 (рисунок 5.69 е). Вы завершили первый круг плетения. Как видно из рисунка, в сечении находится квадрат.


Продолжайте плетение по схеме, повторяя шаги 2—6. Плетение будет красивым и аккуратным, с равномерными и плотными, без просветов, витками, если вы будете соблюдать следующие несложные правила:


перегибайте рабочую соломину плотно вокруг направляющей соломины. Большой и указательный пальцы рабочей руки держите на месте перегиба, плотно его фиксируя;


Описанный способ плетения правой рукой дает возможность получить витую плетенку с витками, направленными слева направо. Чтобы получить плетенку левостороннюю, рабочую соломину надо плести к себе. У левшей при плетении от себя левой рукой будет получаться правосторонняя плетенка, а при плетении на себя левой рукой — левосторонняя.


Витые плетения могут выполняться из разного числа соломин. Использование разного числа соломин оказывает влияние на фактуру плетения. Наименьшее число соломин, из которого может быть выполнена витая плетенка, равно 4, но их число может быть увеличено, и обусловлено это только замыслом автора. В сечении витые плетения имеют вид многоугольника, число сторон которого на одну меньше, чем число участвующих в плетении соломин. Плетение из 4 соломин в сечении будет иметь треугольник (рисунок 5.70 а), плетение из 5 соломин будет иметь квадратное сечение (рисунок 5.69 е), из 6 соломин — сечение пятиугольной формы (рисунок 5.70 б), из 7 — шестиугольной (рисунок 5.70 в) и т. д. При выплетании витых плетенок необходимо следить, чтобы все стороны сечения были равными, — в этом случае витки будут распределяться на поверхности равномерно в едином ритме. Витое плетение с малым количеством витков имеет фактурную поверхность с ярко выраженным рельефом витых линий. С увеличением числа витков плетение приобретает мало выраженный рельеф.

В сечении витые плетения имеют вид многоугольника, число сторон которого на одну меньше, чем число участвующих в плетении соломин


Можно внести разнообразие в выплетаемые формы, изменив пропорции сечения, — здесь открывается возможность для экспериментов. Измененные пропорции создадут новый ритм в расположении витков и впадин, поверхность плетения приобретет новый фактурный рисунок.


Расширение и сужение витых плетений (фото 103). Для освоения приемов расширения и сужения витой плетенки воспользуемся каркасом с изменяющимся диаметром.

Расширение и сужение витых плетений


1. Для изготовления каркаса вам понадобится медная или алюминиевая проволока диаметром 2—3 мм, длиной 15 см; 8 толстых расщепленных соломин из средней или нижней части стебля длиной 15 см; 14 толстых расщепленных соломин длиной 9 см; 20 толстых расщепленных соломин длиной 4 см. Первый слой каркаса выполните из длинных соломин, обвязав их вокруг проволоки. Второй слой сделайте из соломин длиной 9 см, располагайте их равномерно вокруг первого слоя соломы в средней части каркаса. Третий слой из коротких соломин распределится сверху в средней части каркаса. Все слои зафиксируйте нитками (рисунок 5.71 а).

Расширение и сужение витых плетений


2. Возьмите 6 одинаковых соломин из верхней части стебля и привяжите их в узкой части каркаса. Концы привязанных соломин лучше спрятать внутрь плетения (рисунок 5.71 б). Плетение вести вверх по описанной выше схеме. Оно будет расширяться и сужаться, следуя форме каркаса.


Прием расширения и сужения витой плетенки мастера используют очень часто. С приобретением некоторого опыта и поняв совсем простые принципы расширения и сужения плетения, вы сможете выплетать сужающиеся и расширяющиеся формы, без каркаса ощущая форму своими пальцами.


Для плетения большого количества одинаковых расширяющихся форм можно пользоваться вынимающимися шаблонами (см. Инструменты и оборудование).


Для того чтобы расширить плетение, рабочую соломину немного сдвигают к внешнему краю сечения (рисунок 5.72 а), фиксируя ее положение пальцами. Величиной сдвига можно регулировать степень расширения плетения, она колеблется в пределах величины диаметра рабочей соломины. При диаметре 3 мм максимальный сдвиг рабочей соломины к внешнему краю должен составлять 3 мм. Если он будет больше, плетение получится с прорехами.

Расширение и сужение витых плетений


Для сужения плетения, выполняемого без каркаса, рабочую соломину сдвигают внутрь плетения. Величина сдвига ограничена диаметром рабочей соломины (рисунок 5.72 б).


При выполнении форм в виде колокольчиков и сфер в плетении лучше использовать не менее 6 соломин для маленьких размеров форм, в пределах 3—5 см, увеличивая число соломин с увеличением размера выплетаемой формы.

Читайте также: