Плетение ремесло на кубани

Обновлено: 26.04.2024

4.Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, за людей труда.

Наглядность и оборудование: иллюстрации, изображающие тружеников Кубани, кассеты с записью песен о труде и людях труда ,предметы быта (плетённые корзинки, гончарные изделия, кукла-кубаночка ,вышитые полотенца, изделия из кожи и войлока),опорные карточки со словами, карта Краснодарского края.

2. Введение в тему урока.

-Ребята, сегодня мы отправимся с вами в интересное путешествие в мастерские ремесленников, которые изготавливают для нас предметы быта, украшения нашего интерьера и одежды (на доску вывешивается табличка РЕМЕСЛЕННИКИ).

-А кто из вас знает значение этого слова?

-Тема нашего урока: промыслы и ремёсла на Кубани.

-Посмотрите на карту нашего края: сколько станиц, хуторов. городов и посёлков, окружают столицу нашего края . А чем знаменит любой населённый пункт?(людьми).

-Конечно, жителями, которые прославляют своим трудом свой край и свою страну.

-Кубань является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы традиционной восточно-украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами южнорусской культуры.

-Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти. С конца XIX века в искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций.

4. Основная часть урока ( в виде путешествия по станциям ).

(Рассказ о ремёслах идёт на фоне песен о Кубани ,о тружениках Кубани)

-Мы отправляемся с вами в небольшую станицу и заглянем в мастерскую, в которой трудятся люди, занимающиеся художественной обработкой дерева. Посмотрите на их чудесные изделия, всё это сделано из дерева! (обратить внимание на выставленные предметы быта).

-Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.

Б)Самостоятельная творческая минутка.

- Ребята. попробуйте представить себя мастером -художником по дереву.

- На листочках, которые лежат у вас на партах, нарисуйте эскиз деревянного бочонка для мёда (3 минуты).

-Следующая мастерская гончарная (вывешивается табличка ГОНЧАР).

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. Краевед И.Д. Попко называет четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы Пашковская и Елизаветинская обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича.

Трудно выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики. Одной из причин является то, что ремеслом занимались, главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для определенного района.

На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.

Необходимые в быту кувшины – «глэчики», корчаги для теста, «макитры», миски, ситечки, кружки, рукомойники покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью – «поливой». В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. Изделия народных мастеров из глины были широко представлены на первых сельскохозяйственных и промышленных выставках, которые проходили в городе Екатеринодаре в 1900-1903 годах (вывешиваются на доску слова: ГЛЭЧИКИ,КОРЧАГИ, МАКИТРЫ).

Кубань гордится своими мастерами в области гончарного искусства, они творят и до сих пор.

В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Алексея Максименко (станица Холмская Абинского района), Виктора Туркова (город Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (город Славянск-на-Кубани), Михаила Скворцова (посёлок Мезмай Апшеронского района).

Г)Работа в парах детских мастерских (5 минут).

-Ребята, а сейчас устроим мини-соревнования. Из материалов, которые лежат у вас на партах в конвертах, вы должны склеить небольшие кувшинчики, с простым орнаментом. Итак, за дело!

Д)Оценивание выполненных работ.

-Следующий ремесленник занимается редким делом- это ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ(опорное слово вывешивается на доску).Это одно из древнейших народных промыслов восточных славян.. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы. В наши дни мастера Краснодарского опытного лесного хозяйства достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. А в станице Пашковской живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её корзинки, верши, коробы и даже перстни из тонкой ивовой лозы с удовольствием увозят с собой за границу туристы, как образец истинно кубанского декоративно-прикладного народного промысла (обратить внимание на предметы, выставленные на выставке).

-Следующий мастер-кузнец, но не простой , а кузнец-художник. Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера. Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгеры. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла. Кубанская ковань, украшающая архитектурные памятники исторического центра Краснодара, является уникальным памятником народного декоративно-прикладного искусства. В начале ХХ века в Екатеринодаре проживало около 500 мастеров. В топонимике города сохранились названия улиц – Кузнечная, Новокузнечная. В 1905 году в Екатеринодаре существовало общество кубанских кузнецов, которое издавало специальные каталоги художественной ковки. Существовали следующие типы орнамента кубанской ковани: растительный (листья, гроздья, стебли, злаки, цветы), геометрический, зооморфные изображения (птицы, драконы, морские коньки), меандровый. Современные кубанские кузнецы и дизайнеры по металлу Михаил Скворцов из посёлка Мезмай Апшеронского района, краснодарцы Михаил Смаглюк, Сергей Зубарев, Григорий Амиян, а также Анатолий Турукин из станицы Новотитаровской Динского района, да и многие другие мастера вносят огромный вклад в дальнейшее развитие народного ремесла.

-Посмотрите, кто у нас в гостях. Настоящая кукла-казачка, обратите внимание на её костюм…Традиции южнорусской и украинской культур нашли яркое отражение в праздничном кубанском женском костюме и мужской не форменной одежде. Надо отметить, что форменный костюм для казаков был единый и состоял из черкески, бешмета или чекменя, брюк, сапог и в зимнее время бурки и башлыка. Традиционный женский казачий костюм сформировался ко второй половине XIX века, в нем сильны традиции украинской народной одежды. Основой этого женского костюма является рубаха, которая шилась из домотканого льняного, конопляного холста или белой хлопчатобумажной ткани фабричного производства. Рукава, ворот, манжеты и нижняя часть подола обычно были богато орнаментированы вышивкой. Орнамент цветочный, растительный, геометрический. Покрой рубахи прямой свободный. Низ подола часто украшался мережкой, прошвой, техника вышивки – крест. Головными уборами казаков были шапки-папахи из овчины. В XIX веке они были высокими с суконным красным верхом и кантом. В начале XX века стали шить низкие папахи-кубанки. В летнее время разрешалось носить соломенную шляпу в форме котелка – так называемую «брыль». В линейных кубанских станицах в женской народной одежде был популярен сарафан и головные уборы – кокошники.

Одним из распространенных видов ремесел была обработка кожи, изготовление поясов, обуви, сёдел. В состав мужского костюма входили сапоги и ноговицы. Праздничной обувью были сапоги. Одним из показателей зажиточных кубанцев были сапоги из хромовой и шагреневой кожи. В начале XX века среди молодёжи распространилась мода на лакированные сапоги. Ставшие ныне традиционными выставки «Кубань мастеровая», проводимые краевым научно-методическим центром культуры, способствуют дальнейшему развитию народного художественного творчества края. Интерес к самым различным видам и жанрам народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства постоянно растёт.

Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах князей, бояр, богатых людей на Руси и зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома..

В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастера Галина Рубан из Краснодара, Нина Максименко из Новокубанска, Ирина Чуприна из станицы Азовской Северского района, Ирина и Александр Кича из посёлка Мезмай Апшеронского района и многие другие.

-Вспомните, кто такие ремесленники?

-Какие промыслы и ремёсла наиболее распространены на Кубани?

-Какие названия профессий вы запомнили?

-Какие изделия создают люди этих профессий?

-А есть ли у вас дома какие-то предметы, созданные руками народных умельцев?

-И в заключение урока мне бы хотелось, чтобы вы прочитали замечательные слова..

… мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций.

-Я думаю, что многие из вас захотят стать преемником многих традиций Кубани и может быть, в будущем, своим трудом прославят своё имя и свой край…


А вот деревообработкой занимался мой папа. Резьба по дереву и инкрустация - это его хобби. В семье сохранились удивительные папины работы: ложки, вазы, кувшинчики. Такая тонкая работа


Здравствуйте, уважаемая Анна Борисовна! Знаете, сейчас себя поймала на мысли, что когда готовилась к конкурсному уроку, собирала выставку, изделия старины. Ходила у всех спрашивала, очень долго искала. А у Вас почти все изделия есть.


А в следующий раз через блог обращайтесь, соберем все, что надо


Екатерина Викторовна. От всей души поздравляю Вас с успешным завершением конкурса "Учитель года города Краснодара!" Искренне болела за Вас.


Спасибо, Анна Борисовна! Все позади, бессонные ночи, волнительные моменты, переживания. Могу сказать точно, конкурс сделал нас сильнее, уверенней, мудрее, мы еще молодые, у нас все впереди.

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger.


МАСТЕР КЛАСС! - это блог для учителей, учеников и их родителей. МАСТЕР КЛАСС! - это блог, где Вы найдете много интересного, познакомитесь с современными видами творчества, а также узнаете, какими интересными могут быть уроки технологии в современной школе!

ВНИМАНИЕ! ! ! ВНИМАНИЕ! Сборники педагогов-блогеров уже в продаже


Здравствуйте, дорогие друзья! Здравствуйте, Екатерина Викторовна! Вот и я впервые пишу гостевой пост. Пишу его, чтобы поздравить .


Раздавали ленты у метро, Люди брали их, на грудь крепили, Кто на сумочки, кто на автомобили. Раздавали ленты у метро… Ленту Вете.



Здравствуйте, дорогие друзья! Незаметно пролетели два месяца лета, оставив в памяти кучу приятных воспоминаний. Это лето получилось у м.


Лозоплетение - о дин из видов народных ремесел Кубани. Плетение из лозы, ивы и камыша древнее ремесло, возникшее намного раньше гонча.

давайте обсудим

Лучшие комментаторы за месяц

Архив блога

Поиск по этому блогу

Форма для связи

ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА "ЛУЧШИЙ БЛОГЕР"

Блог ПОБЕДИТЕЛЬ:

Блог ПОБЕДИТЕЛЬ:

Для маленьких рукодельниц

Вкусно! Дешево! Легко!

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ

ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕР-КЛАССЫ

В ГОСТЯХ ХОРОШО!

ПРОЕКТ ЛУЧШИЕ РЕМЕСЛА КУБАНИ

Лучшие ремесла Кубани

Полезные ссылки для меня и не только.

















Статистика блога


Сейчас на сайте:


Гончарное ремесло – это искусство изготовления посуды и разных предметов из глины. Оно появилось более 5000 лет назад и сохраняется до сих пор, потому что глина является самым доступным и долговечным материалом. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы.

Самые древние сосуды, найденные при раскопках на территории Кубани, относятся к эпохе энеолита - медно-каменного века. Поскольку в те времена еще не было никаких механизмов, сосуды лепились вручную и обжигались в костре. Это были простые горшки, часто с округлым или заостренным дном, потому что в далекой древности люди не знали ровных столов и сосуды с таким дном было удобнее ставить на землю или в угли костра.

Расцвет гончарного ремесла и искусства начался в эпоху античности, с появлением на берегу Черного моря греческих поселений с гончарными мастерскими, где производилась прекрасная посуда, расписанная цветным лаком. В эпоху средневековья и в более поздние века из-за многочисленных войн и переселений целых народов гончарное дело не всегда хорошо развивалось. Но у всех народов, живших на берегах Кубани, всегда была своя традиционная, по-особому украшенная глиняная посуда. В 20-м веке глиняная посуда стала вытесняться стеклянной, железной, и даже пластмассовой. Но в последние годы все люди стали лучше понимать, что посуда из натуральной глины полезнее для здоровья.

Глина – очень прочный, пластичный материал, подаренный нам самой природой. Ее можно найти повсюду: в карьерах, по берегам рек.


Глина бывает разная: кирпичная, гончарная, белая, фаянсовая, бесцветная и очень ценная – каолин. По своему составу глина бывает тощая и жирная.

Предметы вылепленные из глины и обожженные потом на огне могут храниться очень много лет, являясь нужным в хозяйстве предметом или даже семейной реликвией.


В основном из глины делали простую посуду, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное дело соединялось с выделкой кирпича.


Необходимые в быту кувшины - "глэчики", корчаги для теста, "макитры", миски, ситечки, кружки, рукомойники покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью - "поливой".


Гончарный круг является одним из первых механизмов. Прежде он существовал двух типов: ручной и ножной.


Гончарный круг явился величайшим достижением, позволившем создавать симметричные изделия различной формы, Из влажной, хорошо вымешанной глины опытный гончар мог сделать произведение искусства. Кусок глины в его руках сплющивался, вытягивался, стенки сосуда поднимались, становились тоньше и приобретали задуманную форму.С тех самых времен основная конструкция гончарного круга почти не изменилась, разве что тип привода. Ушли в прошлое круги с ручным маховиком-планшайбой, который приводили в действие помощники (рабы).

Помимо в круга в арсенале современного гончара имеется ряд различных инструментов и приспособлений. Самыми распространенными инструментами для формовки являются стеки, шаблоны, гончарные ножи. Ну а самым главный и основным инструментом мастера являются его руки.

Ручная лепка из глины развивает художественный вкус ребенка. Развивает его воображение и прививает любовь к труду.

В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Алексея Максименко (станица Холмская), Виктора Туркова (г.Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (г.Славянск-на-Кубани), Михаила Скворцова (поселок Мезмай Апшеронского р-на) и других умельцев.

На Кубани испокон веков процветали ремесла. Сохранение опыта предков занимает особую нишу и сейчас, и н есомненно, радует то, что сейчас им уделяют все больше внимания. А это значит, что следующим поколениям будет что изучать, продолжать и чем гордиться.

ВложениеРазмер
консультация для родителей 13.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Плетение из талаша – забытое искусство Кубани»

Подготовила воспитатель Попова Г. М.

Заселение кубанских земель началось по приказу Екатерины II, с целью укрепления южных российских рубежей. Люди, заселившие кубанские земли привезли с собой культуру, традиции, обычаи. Они не только оберегали южные рубежи России, но и активно развивали сельское хозяйство. Перепаханные поля и степи засевались различными культурами: пшеницей, подсолнечником, тростником, сахарной свеклой, кукурузой и т.д.

Кукуруза, как злаковая культура, занимала не последнее место в жизни кубанцев. Зерна кукурузы являлись ценным пищевым продуктом, как для людей, так и для животных. Початки кукурузы сушили, связывали бечевкой в своеобразные гирлянды, развешивали в комнатах, сараях, на чердаках. Стволы кукурузы шли на корм скоту, а так же использовались для укрепления хат и куреней, из них изготавливали плетни, ограды для задерживания снега. Сердцевина початка кукурузы использовалась как герметичное закупоренное средство. Сердцевинами кукурузных початков топили печи, при сжигании сердцевины угли издавали своеобразный запах и давали жар, используемый для выпечки хлеба. Из золы, оставшейся после сжигания сердцевины кукурузного початка, делали щелочной раствор для стирки.

Кубанские казачки при уборке и заготовке кукурузы обратили внимание на особенности листьев, окружающих кукурузный початок - кукурузные рубашки или талаш. Талаш имеет разные цвета и оттенки (от светло-коричневого до молочного), при увлажнении очень податлив, легко связывается, сплетается в косички, легко прошивается нитью. Таким образом, наряду с лозоплетением, на Кубани появился новый вид ремесла – плетение из талаша. Из талаша плели бечевки, коврики, подставки под чугуны, корзины, кошелки, короба для хранения сухих продуктов и белья.

К сожалению, некогда распространенное на Кубани ремесло, оказалось незаслуженно забытым. В наше время его возрождение привлекает многих преподавателей технологии, ИЗОдеятельности, воспитателей ДОУ, да и просто людей, которые любят заниматься ремеслом.

Плетение из талаша, как и другие кубанские ремесла, может занять достойное место в региональном компоненте образования, начиная с дошкольного возраста, ибо в прежние времена наши предки начинали приучать детей к рукоделию именно с 4-5 лет.

Согласитесь, чтобы мы могли рассказывать об истории нашей семьи, нашего края, России своим детям, мы сами должны её помнить. Показать или научить чему - либо мы сами должны уметь. Давайте будем помнить свои корни, не забывать то чему учили нас наши бабушки и дедушки, тогда мы с легкостью передадим наши знания и умения своим детям.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Все кубанские ремесла- Это наших дедов голос. Мы народным мастерам Низко кла.


Курс повышения квалификации

Развитие психологической устойчивости обучающихся к воздействиям СМИ


Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов

Курс профессиональной переподготовки

Организация воспитательного процесса детей дошкольного возраста с учетом реализации ФГОС ДО

  • Сейчас обучается 584 человека из 72 регионов


«Как занять ребенка, если под рукой ничего?! Игры с бумагой для младших школьников.»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Все кубанские ремесла- Это наших дедов голос. Мы народным мастерам Низко кла.

Все кубанские ремесла- Это наших дедов голос. Мы народным мастерам Низко кланяемся в пояс! Кубанские умельцы Подготовила воспитатель МБДОУ№10 Петрова О.В.

Краснодарский край всегда славился умельцами, способными создать настоящий ше.

Краснодарский край всегда славился умельцами, способными создать настоящий шедевр из куска дерева или глины. До сегодняшнего дня предметы быта, изготовленные ручным способом, высоко ценятся и считаются народным достоянием. На Кубани активно возрождаются старинные виды рукоделия и ремесла.

Прикладное мастерство В каждой кубанской станице были мастера, которые из кус.

Прикладное мастерство В каждой кубанской станице были мастера, которые из куска дерева могли сотворить настоящий шедевр. Лесные богатства края позволяли изготавливать из дерева практически все предметы быта – от посуды до мебели. Сундуки с росписью, резные зеркала, тарелки и иная утварь хранятся в городских музеях в память о старине.

Кузнечное дело Одним из самых почитаемых ремесел на Кубани издавна считается.

Кузнечное дело Одним из самых почитаемых ремесел на Кубани издавна считается кузнечное дело. Раньше его называли просто – «ковань». Кузнецы считались главными мастерами. В городах было по несколько работающих кузниц, где день и ночь трудились над предметами быта – ковали ставни, подковы, ухваты, ножи, топоры, замки, украшения для мебели.

Ткацкое и вышивальное ремесло Ткацким ремеслом на Кубани в основном занималис.

Ткацкое и вышивальное ремесло Ткацким ремеслом на Кубани в основном занимались женщины. На станках они ткани полотно и шили из него одежду для всей семьи. Все женщины на Кубани должны были владеть ткацким и вышивальным ремеслом. С малых лет девочек обучали работе на станке, чтобы они могли сами соткать и украсить орнаментом свое приданое.

Гончарное ремесло Необходимые в быту кувшины – «глэчики», корчаги для теста.

Гончарное ремесло Необходимые в быту кувшины – «глэчики», корчаги для теста, «макитры» , миски, кружки, рукомойники покрывались коричневой или тёмно-зелёной глазурью – «поливой». В формах, орнаментах очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики.

Плетение, лозоплетение Очень интересный вид народного искусства – плетение из.

Плетение, лозоплетение Очень интересный вид народного искусства – плетение из лозы, соломы, листьев початков кукурузы. Лозоплетение – одно из древнейших промыслов восточных славян. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины. Значительную часть домашней утвари жители кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные корзины, верши (емкости для хранения зерна), коробы плелись из гибкой ивовой лозы. Из листьев кукурузы плели кошельки, из соломы - большие шляпы /брыль/, из камыша плелись колыбели, столы и стулья, корзины, лукошки. В наши дни мастера достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. На рынках можно купить изделия на разный вкус – хлебницы, этажерки, декоративное настенное панно, мебельные гарнитуры.

Читайте также: