Плетение ткани уток и

Обновлено: 24.04.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

ОСНОВА, УТОК И ТКАЦКИЙ СТАНОК, или ЧТО ТАКОЕ ТКАЧЕСТВО?

Ковер. Роскошный, с шелковым или шерстяным бархатистым ворсом, поражающий пышными цветами и райскими птицами; скромный гладкий ковер с традиционным геометрическим рисунком; изысканный гобелен – сюжетный или декоративный ковер, все это – чудесные творения человеческих рук, которые веками согревают и украшают наш дом.

Когда прикасаешься к столь древнему ремеслу, невольно возникает желание проникнуть вглубь веков и понять, как человек пришел к его открытию. Как пронес это искусство через века и сохранил, несмотря на губительное воздействие цивилизации.

Ковры и гобелены, ткани для одежды и интерьера создают в технике ткачества. Не одно тысячелетие их ткали вручную, пока не появились промышленные станки. Почему же, несмотря на легкость приобретения нужных изделий, люди продолжают заниматься этим трудоемким ремеслом в наше время? Чтобы понять это, заглянем в историю ткачества.

ПЛЕТЁМ ИЛИ ТКЁМ?

Сегодня часто можно услышать, что гобелен или ковер «плетут». Это неверное выражение. Гобелены, как и гладкие (безворсовые) ковры, ткут. Ворсовые ковры тоже не плетут и даже не вяжут, а ткут, несмотря на то, что ворсовые узлы «вяжут» на нитях основы.

При этом сохраняется термин «ткацкие переплетения», намекающий на происхождение ткачества от плетения. И в этом нет противоречия. Хотя нити между собой переплетаются, но процесс называется «ткачеством».

Основа и уток переплетаются между собой.

Главные понятия в ткачестве – это основа и уток. Основа – это нити, идущие вдоль ткани. Что такое «вдоль» легче понять, если представить себе не кусочек ткани, как на рисунке ниже, а целый рулон. Уток, уточные нити переплетаются с нитями основы по горизонтали в шахматном порядке.
Основа и уток переплетаются между собой.

Ткань, состоящая из вертикальных и горизонтальных нитей, напоминает схему мироздания. Вертикаль: подземный мир – земля – небо; горизонталь: центр и четыре стороны света. Нити переплетаются между собой, как и всё в этом мире.

Чем же плетение отличается от ткачества? В плетении нет разницы между основой и утком, нет и механического чередования нитей основы для удобства прокладывания утка.

Плетение из пальмовых листьев.

Плетение было первым шагом на пути к ткачеству. Для циновок траву, стебли тростника, камыша, пальмовые листья нарезали кусками нужной длины и переплетали их между собой под прямым углом. Корзину делали, оплетая по кругу прочный каркас, или другими способами. Первые ткани также изготовляли с помощью плетения. На самом раннем этапе в плетении используют необработанный природный материал, позднее – спряденные нити.
Плетение из пальмовых листьев.

Дерганье на пальцах.

Станок заменяют пальцы, ветви дерева, вбитые колышки и тому подобное. У славян бытовало плетение (дерганье) на пальцах рук и ног, на стене, на вилочке, на колодочке. Сегодня возрождаются многие традиционные приемы ткачества, например, дерганье на пальцах. Конечно, таким приемом можно ткать только узкие изделия – пояса, тесемки.
Дерганье на пальцах.

В полутканье уже различимы основа и уток, то есть появились две системы нитей. Их роли совершенно различны: неподвижно закрепленная основа скрепляется бегающим утком. Но в полутканье все еще нет никаких удобств для прокидывания утка между нитями основы. Например, прикрепив ряд нитей основы к опоре или ноге, а с другой стороны к поясу, мастерица проводит уток между нитями основы, поднимая их поочередно через одну нить, и уплотняет пальцами.

С появлением первых примитивных станков в VIII–II тыс. до н.э. ткачество окончательно отделилось от плетения. В примитивном ткачестве кроме основы и утка есть приспособления для облегчения процесса. Появляются и приемы механического чередования нитей основы. Это способы тканья на бердечке, на дощечках, на ниту.

Ткачество на бердечке.

Ткачество на бердечке (бёрдышке) широко распространилось в Европе в Средние века, в Америке – с XVI века. Ширина бердечка соответствует ширине ткани. Начало тканья находится около ткачихи – прикреплено к поясу, а конец основы – к неподвижной опоре. Так ткут пояса и небольшие изделия.
Ткачество на бердечке.

Ткачество на дощечках.

Тканье на дощечках – условный термин. Например, в Новгороде Х–ХI веков их делали из кости, а на островах Индонезии – из раковин. Считают, что этот способ появился еще в Древнем Двуречье. Использовался в Древнем Египте, в Западной и Северной Европе существовал в эпоху неолита. Ткачество на дощечках сегодня вновь вызывает активный интерес. Ткань получается путем скручивания нитей основы, уток остается невидимым. Количество дощечек может быть от четырех до 150 и даже больше, чтобы получить широкую ткань.
Ткачество на дощечках.

Ткачиха работает за маленьким поясным станком прямо на улице Куско в Перу (фото: Thompson, Angela).

Ткачество на дощечках, поясной станок (как в следующем примере), хотя и относятся к примитивному ткачеству, являются хитроумными, гениальными изобретениями наших предков. Хотя основа у перуанской ткачихи привязана к ноге, но в ее узком поясном станке уже есть палочка, которая разделяет нити основы на две системы нитей для удобства прокидывания утка и другие приспособления.

Ткачиха работает за маленьким поясным станком прямо на улице Куско в Перу (фото: Thompson, Angela).

Развитие ткацкого станка напрямую было связано с прогрессом в прядении. Чем тоньше становились нити, тем изощреннее должен был быть станок. Со временем сложились и совершенствовались два основных вида станков: горизонтальный и вертикальный со множеством их вариаций.

Вертикальный ткацкий станок. Фредерик Артур Бриджмен. «Женщины в Бискре, ткущие бурнус». 1880 г. Масло. Courtesy Vance Jordan Fine Art Inc., N.Y. (Бискра – город на севере Алжира, бурнус – плащ берберов и арабов).

В Европе, на Востоке, Кавказе бытовал вертикальный станок с грузилами. Он состоял из врытых в землю боковых опор и верхней перекладины. К ней привязывали нити основы и натягивали их внизу грузами. В более совершенной форме станка основа натянута на два вала – верхний и нижний. На вертикальных станках в наше время ткут гладкие и ворсовые ковры и гобелены.

Вертикальный ткацкий станок. Фредерик Артур Бриджмен. «Женщины в Бискре, ткущие бурнус». 1880 г. Масло. Courtesy Vance Jordan Fine Art Inc., N.Y. (Бискра – город на севере Алжира, бурнус – плащ берберов и арабов).

Ткачество на горизонтальном наземном станке (индонезийский поясной).

На наземных горизонтальных станках основа натянута между двух валов параллельно земле. Конструкция использовалась в Древнем Египте и других ранних государствах. Такие же архаичные станки существуют по сей день у многих восточных и азиатских народов. Одна из форм такого станка – поясная конструкция (как с бердечком и в Перу). То есть передний вал прикреплен к спине ткачихи. На них ткут гладкие и ворсовые ковры и традиционные ткани.
Ткачество на горизонтальном наземном станке (индонезийский поясной).

Видео: Ткачество традиционной индонезийской ткани – иката на поясном станке.

Стелющийся по земле станок развивался и превратился в сложный горизонтальный станок с подножками. Когда-то такие станки стояли чуть не в каждом деревенском доме. В России на них ткали грубые и тонкие узорные ткани, гладкие, ворсовые ковры и половики из полосок тканей. Сегодня на современных моделях подобных станков ткут не только дорожки-половики, но любые ткани, шарфы, шали-палантины.

Современный горизонтальный станок с ремизами, сделанный по образцу старинного.

Ткачество на сложных станках с подножками тоже является ручным, так как весь процесс ткач/ткачиха производит своими руками и ногами. Станок – это всего лишь устройство, на котором закреплена основа, имеющее некоторые удобства по сравнению с предыдущими станками в виде рамы.
Современный горизонтальный станок с ремизами, сделанный по образцу старинного.

Именно станок с подножками, который изобретатели постоянно совершенствовали, стал основой для промышленных ткацких станков.

ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

Потребности жизни кочевников, скотоводов, а позднее и земледельцев породили не только множество ковровых изделий, но и разнообразие приемов ткачества. Анализируя их детально, ниточка за ниточкой, словно проходишь бесконечно длинный путь, отмеченный вехами удивительных ткацких открытий.

Самое простое и древнее переплетение – полотняное.

Техника ткачества развивалась от простого к сложному, начиная от изделий с простым полотняным переплетением нитей основы и утка. Получается ткань, одинаковая с лица и с изнанки. Это одноцветные ткани, дорожки.

Самое простое и древнее переплетение – полотняное.

Ткачество в технике уточного репса.

В такой технике трудно соткать какой-либо узор. Но если полностью скрыть основу под цветным утком, то получится репс – разновидность полотняного переплетения. Для этого надо плотно прибивать уток. В ткачестве старинных шпалер, современных гобеленов и гладких ковров используется именно это переплетение, т.к. оно дает возможность создавать рисунок.

Ткачество в технике уточного репса.

Палас.

Простейшие ковры, сотканные в этой технике, называют паласами. Их узор состоит из чередующихся в определенном порядке разноцветных полос.
Палас.

Кавказский килим. Когда кошка царапает ковер – это предвещает приезд гостя.

Со временем появились более сложные приемы создания узоров со сцеплением утков или без, настилами и обвивками (килимы, малоизвестные гладкие ковры: шедде, верни, сумахи, зили, узорное ткачество и др.). Такими способами с древности и до настоящего времени ткут ковры, сюжетные и декоративные шпалеры, гобелены, ткани, утилитарные изделия: пояса, сумки, мешки, подушки, попоны, покрывала и т.п.

Кавказский килим. Когда кошка царапает ковер – это предвещает приезд гостя.

Узор в килимах формируют сами горизонтальные и вертикальные линии утка и основы, отсюда его четкость и графичность. Поэтому орнамент гладких ковров чаще бывает геометрическим. Природные формы, изображения животных и людей в коврах также приобретают обобщенные, стилизованные, декоративные очертания.

Фрагмент узорной ткани с павлинами (Индия).

Традиционные узорные ткани в разных странах выполняли браной техникой (настилами) и ее разновидностью – выборной. Это удобнее делать на сложных горизонтальных станках с подножками. В России было распространено именно узорное ткачество, а не ковроделие. Поэтому не случайно интерес к нему возродился к XXI веку. Эту технику удобно использовать в ткачестве дорожек, подушек, покрывал, шалей и других утилитарных изделий.
Фрагмент узорной ткани с павлинами (Индия).

В эпоху ранней бронзы возникли способы узловязания. Однажды мастерица, прокинув уток, решила вытянуть его петлями между нитями основы, а может быть, обвивая петлями нити основы в гладком ковре, она вдруг попробовала удлинить петли обвивки. Мечта о мохнатой как у зверей, но рукотворной ткани, сбылась. В ткачестве появилось новое направление.

Петельная и махровая техники ткачества.

При слове «ковер» перед глазами возникает привычный ворсовый ковер, который можно увидеть почти в каждом доме. А ведь существуют и другие виды. Наиболее ранними были петельные и махровые (длинноворсовые) ковры. Интересен и такой вид ворсовых ковров как рельефные.
Петельная и махровая техники ткачества.

Петли держатся в ткани ковра непрочно, легко выдергиваются. Видимо, это и навело ткачих на мысль закреплять их более прочно – узлами. Нить тянули от клубка, завязывали узел и обрывали ее ударом пальцев. В развитии привычного ворсового ковра большую роль сыграло изобретение и совершенствование ножей и ножниц.

Мотив индийского ковра XIX в.

Ворсовое ткачество – вершина ковродельческого искусства. Сотни, тысячи, миллионы узелков… Сидя за станком, мастерица медленно, день за днем, месяц за месяцем, узелок за узелком творила прекрасный мир, вкладывая в работу всю свою душу, мечтая порадовать близких, украсить свой дом, оберечь его магическими узорами ковра. В случае ткачества ковра для продажи всё выглядит не столь романтично, но часто не влияет на конечный результат.
Мотив индийского ковра XIX в.

Гладкие ковры отличаются от ворсовых легкостью, на них идет в два раза меньше шерсти, требуется и меньше времени на работу. В то же время, техника гладкого ткачества ограничивает возможности свободного выполнения рисунка, хотя точность рисунка зависит так же от того, насколько ковер тонкий или грубый. Узор формируют сами горизонтальные и вертикальные линии утка и основы, отсюда его четкость и графичность.

Каждая новая техника ткачества становилась основой для возникновения следующей, возможно, спустя века. Ее приемы не зачеркивали своим появлением предыдущие, а использовались параллельно. В результате сегодня применяются все приемы ткачества текстильных изделий, хотя одни чаще, а другие реже.

Борис Мигаль. Гобелен «Зеленый луч». Часть триптиха. 1985–1987.

В отличие от традиционных ковровых изделий разных народов, в старинной шпалере и современном гобелене художник свободно применяет ткацкие приемы в любых сочетаниях. Возможно, современный гобелен – это форма ковра, в большей степени отвечающая сегодня потребностям человека.
Борис Мигаль. Гобелен «Зеленый луч». Часть триптиха. 1985–1987.

Европейская шпалера за десять столетий прошла путь от небольших наивных сюжетных ковров до монументальных серий шпалер высочайшего уровня. А искусство современного гобелена просто немыслимо без авторского участия. Разве может цифровой ткацкий станок или работа ткача-исполнителя заменить озарения, находки, импровизацию художника в процессе ткачества! Гобелен, рожденный в медленной, кропотливой работе, несет зрителю живую мысль, чувства, настроение художника. Вы и сами, занявшись ткачеством, почувствуете во время работы, что в каждом движении нити заложена мысль.

Вернемся к вопросу, почему люди продолжают заниматься ткачеством? Ковер размером 2 х 3 м автоматические станки изготовляют менее чем за час. Зачем тратить на это неделю за неделей, месяц за месяцем?

Да, машины способны воспроизводить даже древний орнамент, но они не могут одухотворить ковер, сделать его неповторимым. В век, когда человек доверил все производить машине, ковры и гобелены ручной работы неизменно ценятся как уникальное произведение, ведь они хранят душу и тепло рук мастерицы.

Кроме того, станки «не умеют» выполнять многие ткацкие приемы, включая ворсовые узлы, – то, что так легко и быстро делают опытные мастерицы.

Всю историю развития цивилизации люди подходили творчески ко всему, что делали, в том числе постоянно совершенствовали конструкции ткацких станков; изобретали приемы ткачества; разрабатывали все более сложные орнаментальные композиции ковров, доводя их до совершенства. Видимо, в творческом начале, заложенном в человеке от природы, и заключается разгадка вечной тяги людей к ручной работе. Радость от красивой вещи, сотворенной собственными руками, ни с чем несравнима.

Переплетение нитей в материи, её плотность, фактура и блеск зависят от определённой последовательности плетения нитей основы и утка на станке. Уток ткани — это совокупность нитей в материи, которые переплетаются с основными нитками. Расположение утка — горизонтальное, волокна проходят от одной кромки ткани к другой.

схема переплетения нитей утка

Как строится ткань

Полотно сплетается из двух систем нитей, которые носят название основа, или долевая и уток. Первые располагаются вдоль кромки и параллельно друг другу. Основа обычно однородная и очень прочная. В процессе ткачества опорные нити подвергаются растяжению и перегибанию, и, чтобы сохранить их прочность, долевые нити укрепляют клеящими составами — шлихтой.

Нить утка располагается перпендикулярно основе и тянется от кромки до кромки. Уток подвергаются меньшей нагрузке при создании полотна, поэтому на эту роль берутся менее прочные и неоднородные нити. И ещё одно отличие от основной пряжи, которая на всём полотне остаётся неизменной: уток может состоять из волокон разного цвета.

Строение ткани

Сначала на станок натягиваются долевые нити. Уток используется уже в процессе. Он закладывается разными способами, что и формирует виды материй.

Базовые способы переплетения:

  • полотняное — однородное, зернистое при использовании перекрученной пряжи; — похоже на полотняное, с диагональным рубчиком; и сатиновое — гладкое за счёт того, что уток идёт в основном под основой, выходя на лицевую сторону через 4 нити или реже.

У всех базовых типов переплетения есть производные усложнённые версии, которые и определяют многообразие материй.

Строение ткани система нитей

Как определить уточное направление

В новом отрезе направление долевой определяется по кромке и совпадает с ней. Сложнее сориентироваться на остатке материи, без кромки, однако это вполне возможно.

Нити основы длинные, прочные, не растягиваются. Поэтому, если резко растянуть ткань по этому направлению, раздастся звонкий хлопок. Уточные нитки гораздо рыхлее, тоньше и неоднороднее основы, при их резком растягивании раздаётся глухой звук.

Образцы тканей

Плотность материи определяется по основе. Самый простой способ узнать, где какая линия — потянуть ткань. По долевой полотно тянется заметно хуже, чем по утку, либо не тянется вовсе.

Зачем определять направление нитей? Обнаружение основных и уточных волокон крайне важно при раскрое. Прежде всего, это касается брюк, юбок и др. предметов одежды, которым придётся испытывать сильные нагрузки на растяжение. Крайне важно расположить выкройки вдоль кромки на тонких и трикотажных материях. Если не соблюсти эти условия, одежда будет менее прочной, быстро растянется, потеряет форму и износится.

Схема ткацкого станка

Совет! При раскрое постельного белья из плотных тканей кроить поперёк основы приемлемо.

Уток — нить, идущая от кромки к кромке, и именно способ её закладки определяет тип плетения, фактуру и блеск ткани. При раскрое очень важно правильно определить направление вспомогательных нитей — детали должны располагаться поперёк утка, иначе будут сильно деформироваться и быстро изнашиваться.

Все великое множество тканей, которые и перечислить трудно, получено на базе всего трех простых ткацких переплетений: полотняного, саржевого и сатинового.

Но для начала познакомимся с некоторыми специальными терминами - основа, уток, раппорт. Нити основы (на наших рисунках - это вертикальные линии) на ткацком станке находятся в натянутом состоянии. Это своего рода скелет ткани. Если основа недостаточно качественная, то ткань будет быстро изнашиваться. Уток снует между нитями основы, создавая рисунок ткани. Этот периодически повторяющийся рисунок называется раппортом.

Все начиналось с миткали – это самый древний вид ткани, созданный способом простого полотняного переплетения. Миткаль производили еще тысячелетия назад и до нас она дошла практически в неизменном виде. Миткаль – своего рода полуфабрикат, годный для производства других тканей полотняного переплетения.

Полотняное переплетение характеризует одинаково гладкая сторона лица и изнанки.

Рисунок ткани самый простой: нить поочередно перекрывает одну нить основы и тут же «ныряет» под другую. Таким образом, раппорт – период рисунка, составляют 4 нити: 2 утка и 2 основы. Ткани, создающиеся способом полотняного переплетения: уже упомянутая миткаль, бязь, ситец, перкаль, фланель, муслин. Ткани полотняного переплетения отличаются матовой, без блеска, поверхностью и жесткой структурой. По этой причине они сильно мнутся.

Саржа – еще один вид простого переплетения

В саржевом плетении уточная нить перекрывает сразу три нити основы, ныряет под четверную и перекрывает следующие три. Каждый последующий ряд сдвигается на одну нить основы. Характерная особенность тканей, созданных на основе саржевого переплетения – выраженный диагональный рубчик на лицевой стороне. Ткани, созданные на основе саржевого плетения более мягкие и пластичные.

Но саржевое переплетение не ограничивается раппортом 3/1. Существуют еще ломаная саржа (обратная, шеврон), ломаная со сдвигом (обратносдвинутая), ромбовидная (крестообразная, лозанж), сложная, зигзагообразная, теневая. Это все производные саржевого плетения и мы обязательно расскажем обо всем этом в следующих наших публикациях.

Сатин

В сатиновом переплетении нить утка перекрывает четыре нить основы, а в каждом следующем ряду, происходит сдвиг на две нити основы. Плетение обеспечивает сатину особую гладкость и мягкий шелковистый блеск. Это свойство сатина сделало его любимой тканью для пошива постельного белья. В быту он очень удобен, так как не требует глажки – выстиранный и высушенный сатин достаточно разгладить руками.

Производители тканей для постельного белья используют различные технологии. Чтобы добиться еще большего эффекта, производители применяют сложную технологию физического воздействия на волокна хлопка, после чего оно приобретает способность «запоминать» гладкое состояние.

Сатин используют и для производства плательных тканей. Известно, что на Мэрилин Монро в фильме «В джазе только девушки» в эпизоде репетиции в поезде надето черное плате из сатина.

Атлас

Сатин и атлас очень похожи между собой, разница лишь в том, что в атласе происходит перекрытие четырех нитей утка одной нитью основы. Можно сказать, что атлас – это повернутый на 90 градусов сатин.

Ряд мелкоузорчатых плетений создается на основе простых переплетений - полотняного, саржевого и сатинового.

Примером могут служить рогожка, репс, разновидности саржевого и сатинового плетения.

Развитие ткачества шло по пути дальнейшего усложнения плетения. Креповое, вафельное, диагональное, различные комбинированные плетения. Появление крупноузорчатых плетений, жаккарда произвело революцию в ткацком производстве. Рассказ об этих типах плетения и тканях, которые можно получить с их помощью, в следующих наших публикациях.

Другие статьи о ткацких переплетениях и тканях:

Помогите нашему каналу развиваться: ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ и ПОСТАВЬТЕ ЛАЙК. Спасибо!

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Ликбез. 1. Ткацкие переплетения

Для тех, кто мечтает разобраться, каким образом создается любая ткань – от тончайшего батиста до гладкого ковра. Поскольку оказалось, что невозможно говорить об интересных моментах в деле ковроткачества, и вообще ткачества, без знакомства с «печкой, от которой можно танцевать», начинаю серию постов, которые будут служить нам этой «печкой».
У вас есть возможность предложить свои темы и вопросы.

Главные действующие лица в ткачестве - основа и уток.
Основа – это нити, идущие вдоль ткани.

Что такое «вдоль» легче понять, если представить себе не кусочек ткани, а целый рулон. На фото выше (фрагмент ткачества гобелена) – это вертикальные нити основы из льна.

Уток, уточные нити переплетаются с нитями основы по горизонтали в шахматном порядке. Процесс их взаимного переплетения и есть ткачество.
Существует множество ткацких переплетений. Самое простое и древнее – полотняное.
Вот его схема:

В этом простейшем переплетении можно получить много вариантов, изменяя количество нитей основы, приходящихся на один сантиметр, толщину нитей и их качество. Получается ткань, одинаковая с лица и с изнанки.
Взгляните на обычное простынное полотно из хлопка (с рисунком или без – значения не имеет). Это и есть полотняное переплетение:

Если мы посмотрим на него в лупу, то увидим картину, близкую к схеме. Плотность ткани - 23 нити основы на 1 см:

Ниже вид более грубого, ручного ткачества шерстью - нити не прибивались плотно одна к другой, между ними расстояние в 1–3 мм. Плотность ткачества - 3 нити основы на 1 см:

Разновидность полотняного переплетения - уточный репс. Здесь мы уже не видим нитей основы. Они скрылись под утком, поскольку были сильно прибиты специальной колотушкой.
В ткачестве гобеленов и гладких (безворсовых) ковров обычно используют именно это переплетение (см. первое фото), т.к. оно дает возможность создавать рисунок. Схема и образец ткани (плотность ткачества - 2-3 нити основы на 1 см):

В оснОвном репсе всё наоборот: здесь основа играет главную роль, а уток прячется под ней:

Кроме полотняного переплетения, существуют более сложные: саржевое и атласное, но в ковроделии они почти не используются. На основе трех главных переплетений строятся все остальные.

Примечание: несмотря на термин «ткацкие переплетения», намекающий на происхождение ткачества от плетения, ткани и ковры «ТКУТ», а циновки, корзины и прочую утварь «ПЛЕТУТ».

Теперь, уткнувшись на минутку носом в любое текстильное изделие, вы уже с полным знанием дела сможете продемонстрировать изумленной публике свои познания в одном из древнейших и вечных ремесел - ткачестве.

Использованы материалы из моей книги «Гобелен за десять вечеров». М., 2006.

Внимательно рассмотрите любое изделие из ткани. То, что можно увидеть только при увеличении – это и есть ткацкое переплетение! Вы не сможете не заметить: существует железная последовательность чередования вертикальных и горизонтальных нитей. От метода их переплетения зависит разнообразие полученных тканей.

Ткацкие переплетения и ткани

Нити основы (вертикальные) проходят параллельно друг другу и располагаются вдоль края ткани. На ткацком станке они сильно натянуты и создают скелет ткани. Уточные нити (нити утка) тянутся перпендикулярно основным нитям и кромке ткани. Уток ныряет сквозь нити основы, формируя узор ткани. Последовательность, при которой нити основы переплетаются с нитями утка, называется ткацким переплетением. А периодически повторяющийся в ходе переплетения рисунок получил название раппорт.

Ткацкие переплетения и их производные

Бесчисленное многообразие материй, существующих в мире на сегодняшний день, созданы на основе трех ткацких переплетений – их называют главными или фундаментальными – полотняного, саржевого и сатинового.

Полотняное

Полотняное ткацкое переплетение

Это самое простое и распространенное переплетение, которым создаются множество хорошо известных тканей – бязь, ситец, перкаль, муслин, фланель, батист и многие другие. При полотняном переплетении нити основы перемежаются с нитями утка в шахматном порядке. Узор ткани предельно прост: уточная нить попеременно пересекает основную и сразу уходит под другую. Следовательно, раппорт состоит из 4 нитей: 2 уточные нити и 2 основные. Лицевая и изнаночная стороны выглядят идентично. Поверхность готового полотна гладкая и матовая. Из-за жесткой структуры материал сильно мнется.

Самым древним видом ткани, в основе лежит простое полотняное плетение, является миткаль. Она была создана несколько тысячелетий назад. Миткаль практически не изменилась с тех давних пор и является чем-то вроде полуфабриката, пригодного для изготовления другой текстильной продукции.

В хлопчато-бумажной промышленности полотняное переплетения используют в основном для выработки постельных, плательных, рубашечных и технических тканей.

Простота полотняного переплетения предопределяет небольшое количество его производных.

Один из вариантов полотняного переплетения – репс. Репс получает способом удлинения перекрытий: уточных или основных. Например, одна нить утка перекрывает 2 или 3 нити основы. Ткань, полученная таким способом имеет характерный горизонтальный (основной репс) или вертикальный (уточный репс) рельефный рубчик. Репс может быть с постоянным или переменным рубчиком.

Однако рубчик на ткани можно получить и другим способом: достаточно в этом случае использовать более толстые нити утка. Такое плетение называют "ложный репс". А ткань, полученная таким способом – поплин.

Ткацкие переплетения: репс и рогожка

Рогожка

Еще одна разновидность полотняного переплетения – рогожка. В этом случае 2 нити утка перекрывают 2 нити основы.

Есть еще фасонная рогожка. В этой разновидности используются элементы полотняного и репсового плетения, благодаря чему на ткани получают простой геометрический узор.

Саржа – еще одна разновидность переплетений

При саржевом переплетении нить утка перекрывает нити основы не через одну, а через три, уходит под четвертую нить, перекрывая три последующие. Каждый из далее идущих рядов сдвигается на одну вертикальную нить. Особенностью тканей, изготовленных с саржевым переплетением, является выраженный диагональный рельеф с лицевой стороны. Наклон диагоналей зависит от сочетания плотности нитей по утку и основе.

Саржа

Саржевым переплетением вырабатывают хлопковые, льняные, полушерстяные и шерстяные ткани – саржа, шотландка, тик, твид, бостон. Все они отличаются большей мягкостью и пластичностью по сравнению с тканями, выделанными полотняным переплетением.

Сложная саржа


Сложная саржа

Существует множество разновидностей саржевого переплетения. Среди них: усиленная саржа, многополосная, ломаная, теневая саржа, ромбовидная (лозанж), обратная, сдвинутая, криволинейная.

Теневая саржа


Теневая саржа

Криволинейная саржа


Криволинейная саржа

Сатин и сатиновое ткацкое переплетение

Сатиновое переплетение создает ткани, в которых уточная нить перекрывает четыре нити основы и во всех последующих рядах идет сдвиг на две вертикальные нити. Длинные настилы уточных нитей придают сатину (ткань с сатиновым плетением) особую гладкость и мягкий шелковистый блеск. Именно за это качество полюбился сатин производителями постельного белья. В повседневной жизни сатин очень комфортен. Постельное белье из сатина можно не гладить: после стирки высушенный комплект достаточно просто разровнять и разгладить руками.

Сатин и сатиновое ткацкое переплетение

Сатиновым плетением вырабатывают самую известную ткань из хлопка – сатин. Модификация сатинового плетения – атлас, которым вырабатывают ткани из шелка. В атласе уток и основа меняются местами: если повернут схему сатинового плетения на 90 градусов, как раз и получается рисунок атласного плетения. Это эффектные ткани, лицевая сторона которых гладкая и блестящая.

Сатин и атлас


Сатин (слева) и атлас (справа)

Производных сатинового и атласного переплетений ничуть не меньше, чем саржевого. Это многочисленные усиленные сатины и атласы, теневые, квадратные, отклоненные.

Всего три главных переплетения, а какое разнообразие производных и видов тканей они дают! И с усложнением каждого типа мы постепенно переходим в класс мелкоузорчатых и комбинированных переплетений, где почти полностью стираются признаки главных ткацких переплетений, которые были взяты за основу. А там уже недалеко до жаккарда и дамаста. Но все это темы для следующих рассказов о ткацких переплетениях.

Читайте также: