Плетение в детском саду

Обновлено: 16.04.2024

Описание приемов изготовления и работы с бумажной лозой.

ВложениеРазмер
pletenie_iz_bumazhnoy_lozy.docx 25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Плетение из бумажной лозы

Воспитатель МДОУ «Детский сад «Солнышко»

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие.

Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается.

Оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Ребенок находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

Анализируя существовавшую практику предметно-пространственной среды в нашем дошкольном учреждении, мы констатировали, что ее содержание и формы организации характеризуются традиционностью, стереотипностью и некой стандартизированностью. Опираясь на наблюдения организации предметно-пространственной среды групповой комнаты, мы заключили, что в детском саду в основном встречается односложное внутреннее пространство, образуемое мебелью и игровым оборудованием. Дети не имеют возможности участвовать в организации и оформлении предметно-пространственной среды своей групповой комнаты. Выставки детских работ мы наблюдали лишь в раздевалке, где размещались поделки и рисунки, выполненные на занятиях.

Опираясь на психолого-педагогические исследования (В. В. Давыдова, Л. Б. Переверзева, Л. П. Печко, В. А. Петровского и др.), а также исходя из поставленных нами задач формирования художественно-творческих способностей детей, определили требования к предметно-пространственной среде:

• сменяемая, вариативная, динамичная, должна включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности;

• взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит детям свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом;

• не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей;

• должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребенка, доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.

• должна соответствовать возрастным, половым психофизиологическим особенностям детей;

• в создание среды активно включать детей, т. к. это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания взаимозависимости всех ее компонентов, необходимой комфортности для всех детей и взрослых группы детского учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими.

С целью реализации последнего требования, мы озадачились поиском новых техник в оформлении группового пространства и детских работ. Очень интересной находкой, для решения этой проблемы, стало плетение из бумажной лозы. Данная техника уже имеет множество поклонников. Разработано и опубликовано большое количество мастер-классов, но все эти материалы ориентированы на школьников и взрослых. Изучив литературу, посмотрев большое количество мастер-классов, пришла к выводу, что этот вид рукоделия с успехом может быть использован и в работе с дошкольниками. Применять его можно в двух направлениях:

  • изготовление детьми поделок из бумажных трубочек,
  • использование готовых изделий в качестве декора групповых помещений.

Какие же поделки из бумажной лозы доступны дошкольникам для самостоятельного выполнения? Прежде всего, это плоские изделия: салфетки, коврики, настенные панно, простые рамки, поделки на основе роллов. А также несложные объемные изделия — корзинка, вазочка, карандашница, выполненные простым плетением с использованием картонного дна.

Использование в работе с дошкольниками техники плетения из бумажных трубочек способствует:

  • развитию мелкой моторики, внимания, усидчивости, целеустремленности, творческого воображения, эстетического вкуса;
  • приобщению к экологическому движению: то, что могло стать обычным мусором, становится красивой оригинальной вещью.
  • сохранению и укреплению традиций народного декоративно-прикладного творчества.

Кроме этого, плетение из бумажной лозы обладает рядом несомненных достоинств:

  • доступность и безопасность материалов,
  • простота исполнения,
  • возможность ознакомления дошкольников с различными дополнительными техниками декорирования: декупаж, украшение кружевом, вышивка лентами и др.),
  • возможность плетения из бумажных трубочек широкого спектра изделий, которые по своей прочности и функциональности нисколько не уступают изделиям из ивовой лозы.

Технология изготовления изделий из бумажной лозы несложная и вполне доступна дошкольникам, начиная со старшего дошкольного возраста.

Используется как газетная и журнальная бумага, так и обычная офисная. Также в работе с дошкольниками неплохо зарекомендовала себя тетрадная бумага. Трубочки из нее получаются достаточно плотными и пластичными, а белый цвет позволяет добиться равномерного окрашивания готового изделия.

Для плетения можно использовать как белые, так и окрашенные с помощью акриловых грунтовок и красок, пищевых красителей, зеленкой, марганцовкой трубочки.

Если окрашиванием занимается взрослый, то можно воспользоваться красителями для волос или тканей, аэрозольными красками.

Красить трубочки можно кисточкой, губкой, опускать трубочки в емкость с краской (делать это нужно очень быстро, чтобы трубочки не размокли и не расклеились).

Доступным для детей и простым в исполнении является окрашивание трубочек с помощью губки. Оно позволяет достаточно быстро окрасить большое количество трубочек, при этом они не сильно намокают и практически сразу готовы к плетению.

Для скручивания бумажных трубочек обычно используется спица, но в целях безопасности детям для скручивания трубочек можно предложить тонкий фломастер.

Всякое объемное плетеное изделие начинается с дна. Дно может быть разной формы: прямоугольное, квадратное, круглое, овальное и др. В традиционном плетении существует множество вариантов плетения дна, но все они трудны для дошкольников.

В детских работах плетеное дно мы с успехом заменяем на картонное.

Для облегчения процесса плетения объемного изделия используем формы для оплетания.

В работе с дошкольниками рекомендую использовать простое плетение и плетение веревочкой.

Традиционно, для обработки края готового изделия, выполняется загибка, однако, как показывает практика, достаточно прочный край изделия получается, если просто обрезать стойки, подклеить их, прижать прищепками и дать хорошо просохнуть. Такое оформление края не вызывает затруднения у дошкольников и выглядит эстетично.

Для придания прочности и подготовки к дальнейшей обработке (покраске, украшению, лакированию) готовое изделие необходимо загрунтовать. В своей практике использую грунтовку из клея ПВА и воды.

Изготовленные руками детей поделки используем для оформления интерьера группы, в качестве подарков ребятам младших групп на новоселье и другие праздники. Они привлекают внимание сотрудников, родителей, детей, способствует формированию у детей эстетического отношения к окружающему, формирует интерес к художественному творчеству.

Также с помощью плетеных рамочек оформили постоянно действующую в группе индивидуальную выставку творческих работ.

Среда, оформленная детскими произведениями, имеет огромное общеразвивающее значение. Дети видят каждый свое произведение среди других, могут сравнить, понять их достоинства. Это пробуждает их творческую активность. Часто у детей возникает желание усовершенствовать свою работу.

Разработанные методические материалы собраны в брошюру «Использование техники плетения из бумажной лозы в работе с дошкольниками», которая содержит рекомендации и конспекты занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с техникой плетения из бумажной лозы. Данные материалы адресованы педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Бумага вообще и газеты в частности - один из самых дешёвых на свете материалов для творчества. Однако этого не скажешь, глядя на некоторые изумительные поделки, фото которых представлены в материалах данного тематического раздела. До того добротно и эстетично это сделано.

Хотите и Вы научиться премудростям художественного плетения из бумаги и газет? Вам в помощь - прекрасный набор пошаговых мастер-классов и полезных советов в публикациях данного раздела. Это совсем не сложно, а результат творчества часто превосходит все ожидания.

Всё о художественном плетении от лучших мастеров МААМ.

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Летний вариативный курс «Развитие творческих способностей учащихся средствами плетения изделий из газетных трубочек» Пояснительная записка Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек. Плетение из.

Плетение - Конспект индивидуального школьного занятия «Бонсай на основе объемного петельного плетения: березка, инь-янь, ивушка плакучая»

Публикация «Конспект индивидуального школьного занятия «Бонсай на основе. » Участники: группа №3, 3-й год обучения, младший школьный возраст. Форма занятия: индивидуальная Тип занятия: практическое применение знаний, умений и навыков. Тема: «Бонсай на основе объемного петельного плетения: березка, инь-янь, ивушка плакучая» (продолжение. Цель: выполнение.

Лепка из пластилина «Весенний ковер, плетение из жгутиков»

Лепка из пластилина «Весенний ковер, плетение из жгутиков» Задачи. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения, показать аналогии между способами создания образца в разных видах изобразительной деятельности. Развивать мелкую моторику и синхронизацию.

Мастер-класс по плетению из газетных трубочек «Символ года — Тигренок»

Мастер-класс по плетению из газетных трубочек «Символ года — Тигренок» Предлагаю Вашему вниманию свой мастер- класс . Для этого необходимо: 1. Цветная бумага( оранжевая,черная,белая) 2. Канцелярский нож. 3. Клей ПВА. 4. Тонкая, длинная спица 2мм. Для декора: "Глазки" "Носик" ( все это можно купить в магазине для рукоделия) Приступаем к работе.

Проект «Плетение Адыгской тесьмы на пальцах в ДОУ»

Проект «Плетение Адыгской тесьмы на пальцах в ДОУ» Дошкольное отделение МКОУ «СОШ№4» г.п.Чегем Кабардино-Балкарская Республика Авторы проекта: Елизова Валентина Александровна методист ДО высшая кв. категория Шортаева Инна Андуловна педагог дополнительного образования ДО высшая кв. категория Проект «Плетение адыгской тесьмы на.

Плетение - Мастер-класс для педагогов «Плетение из газетных (бумажных) трубочек»

Статья «Мастер-класс для педагогов «Плетение из газетных (бумажных). » Назначение мастер – класса: изготовление стаканчика для карандашей. Цель мастер-класса: познакомить педагогов с плетением из бумажных трубочек и овладение практическими навыками плетения. Задачи: возрождение интереса к прикладному творчеству; познакомить педагогов с.

Конспект занятия в ДШИ «Древняя Индия. Плетение джутовых салфеток»

Конспект занятия в ДШИ «Древняя Индия. Плетение джутовых салфеток» Тема: Древняя Индия. Плетение джутовых салфеток. Цель: закрепить знания о Древней Индии, познакомиться с ремеслами и произведениями мастеров. Задачи: воспитывать аккуратность, внимательность, культуру труда в работе; прививать эстетический вкус, умение видеть прекрасное и самим.

Мастер-класс открыток «Сердечко в клеточку» в технике плетение из бумаги к клетчатому Дню на МAAM

Мастер-класс открыток «Сердечко в клеточку» в технике плетение из бумаги к клетчатому Дню на МAAM Материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования и творческим родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Актуальность 20 августа одна из тем на МААМ – клетчатый день. Плетение из бумаги - увлекательный приём, он развивает.

Мастер-класс «Плетение из газетных трубочек» с детьми подготовительной группы

Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет плетение из газет – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру.


Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги.

знакомить с основными понятиями и базовыми формами плетения

обучать различным приемам работы с бумагой,

создавать композиции с изделиями, выполненными в технике плетения.

развитие, внимания, память, логическое и пространственное воображение, развиваем мелкую моторику рук, развивает художественный вкус, творческие способности и фантазию детей, развивает у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.

воспитывает интерес к искусству плетения;

способствует созданию игровой ситуации, расширяет коммуникативные способности детей,

совершенствует трудовые навыки, формирует культуру.

В данном мастер классе вы научитесь плести корзинки из газетных трубочек своими руками. Это не займёт много времени и принесёт вам массу удовольствия.


Для работы нам понадобится:

— Газеты;

Приступаем к работе:

Для начала нужно накрутить трубочек из газет. Для данного сувенира трубочек нужно немного трубочек. Сплетаем около 60 трубочек.


Поделки из газетных трубочек «Творим вместе»

Поделки из газетных трубочек «Творим вместе» Поделки, выполненные своими руками, в нашем сознании обычно ассоциируются с детским творчеством. Однако сейчас этому занятию посвящают своё.

Фотоотчет о кружковой работе «Плетение из бумажных трубочек»

Фотоотчет о кружковой работе «Плетение из бумажных трубочек» Фотоотчет о кружковой работе «Плетение из бумажных трубочек» Цель проекта: продлить жизнь использованной бумаге, применяя творчество.

Мастер-класс по изготовлению грибов из газетных трубочек

Мастер-класс по изготовлению грибов из газетных трубочек Если вы любите что-то делать своими руками, делать пособия для своей группы в детском саду, для дома необходимые вещи, дарить подарки собственного.

Мастер-класс «Стаканчик из газетных трубочек»

Мастер-класс «Стаканчик из газетных трубочек» В нашей группе проходил краткосрочный проект «Дошколята против мусора». В проекте учувствовали дети, воспитатели и родители. Цель нашего.

Методическое пособие из газетных трубочек для дошкольников «Разнообразие рыб холодных водоемов»

Методическое пособие из газетных трубочек для дошкольников «Разнообразие рыб холодных водоемов» Данное пособие посвящено экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Изготовлено из газетных трубочек, клея ПВА, детских красок.

Фотозарисовка «Плетение из газетных трубочек»

Фотозарисовка «Плетение из газетных трубочек» Одним из популярных видов рукоделия, в последнее время, стало плетение из газетных трубочек. С помощью такого вида плетения можно изготовить.

Поделки из газетных трубочек

Поделки из газетных трубочек Творческий процесс- важный момент в развитии ребёнка. Ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Он не только замечает эту красоту,.

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействие, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

В.А. Сухомлинский

Из опыта работы.

Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребёнка думать. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Следовательно, есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент гармоничного развития детей. Поэтому в правильности своего выбора я убедилась ещё раз, побывав на методобъединении, темой которого было: «Развитие мелкой моторики рук». Заинтересовалась сама и с тех пор веду планомерную работу с детьми по ручному труду, уделяя особое внимание декоративному плетению и ткачеству.

Казалось, мы испробовали всё: глину, соломку, коллаж, икебану, флористику, и вот новая находка­-плетение и ткачество. Это забытое искусство прошлого - бездонный колодец, из которого можно черпать всю жизнь, только нужно иметь желание, терпение, и руки, не знающие усталости и, конечно же, детские любопытные глаза.

Дело в том, что процесс плетения очень увлекателен. Он способствует развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, смекалки, сообразительности, чувства ритма, способствует развитию координации движений, глазомера.

Помимо сказанного, плетение оказывает большое влияние на воспитание аккуратности, усидчивости, терпения, настойчивости, стремление преодолевать трудности, доводить начатое до конца, постоянно контролируя свои действия, что особенно важно.

Кто из нас не любовался красивыми ковриками, салфетками, вазочками и другими изделиями! Но то, что это чудо можно сотворить своими руками, а, тем более, что это может сделать ребёнок, думаю, знает не каждый.

Прежде чем приступить к практической работе, я придумала тематику, побеседовала с детьми, изучила их желания и интересы. Показала детям образцы работ по плетению и ткачеству, рассказала и показала способы плетения и подготовки материала. И только после того как убедилась, что детям это действительно интересно, приступила к практическим занятиям. Выявила в группе тех детей, которые склонны к рукоделию, инициативны, аккуратны, и сначала начала работу с этими детьми. Затем, заметив интерес к работе у других детей, организовала в групповой комнате уголок ручного труда, в котором есть столик-подставка для рукоделия, корзина с нитками, лентами, тесьмой, коробка с лоскутками ткани, рисунки образцов плетения, всевозможные рамки для плетения и ткачества, ножницы с закруглёнными концами.

В нашем детском саду дети занимаются ткачеством, создавая небольшие поделки, начиная с четырёхлетнего возраста!

Занятия по декоративному плетению и ткачеству провожу с детьми в свободное время по заранее составленному годовому плану. Работа с детьми проводится в течении 20-30 минут (2-3 приёма) в зависимости от сложности задания.

Процесс освоения дошкольниками декоративного плетения и ткачества проходит по определённой программе, которая заключается в следующем:

- Ознакомление с принципами плетения и ткачества на детском ручном станке;

- Выбор материалов для работы (фактуры, расцветки и качества нитей, тесьмы, шнура);

- Освоение приёмов плетения и ткачества (полотняное переплетение);

- Выполнение рисунка в технике полотняного переплетения по образцу;

- Завершение изделия, его художественное оформление.

Во время художественного плетения и ткачества у детей развивается зрительная память, образное мышление, эстетический вкус, что, в свою очередь, влияет на чёткость и точность исполнения задания, на качество работы.

Кроме того, организовала деятельность детей по интересам, что помогло в течение года развернуть большую работу по приобщению ребят к полезному труду, к разным видам прикладного искусства.

Помогаю детям овладеть традиционными и современными видами декоративных работ. Эти увлекательные занятия дают возможность проявить фантазию, развить вкус. Я думаю, что каждый человек носит в себе задатки художника, только их надо развивать, совершенствовать.

Такие занятия объединяют взрослых и детей, открывают удивительный мир творчества.

Занимаясь с детьми ручным трудом, я видела, как увлеченно они работают, с нетерпеньем ждут следующих занятий.

Мне удалось увлечь ребят, заполнить их свободное время интересным и содержательным делом, развить стремление к прекрасному, воспитать вкус и уважение к народным традициям.

3902

Дети, которые в детском саду два года занимались плетением и ткачеством, сейчас учатся в школе, в первом классе. Учителя отмечают, что им не приходится строить свою работу с «нуля», рука у детей хорошо подготовлена к письму. Наши занятия способствовали развитию мелкой моторики рук, и это послужило основой для успешного обучения в школе.

Приёмы работы и используемые материалы для декоративного ткачества.

Декоративное плетение состоит из нескольких операций, которые ребёнок осваивает в процессе 1-3 занятий. Он учится:

- натягивать основные нити на рамки для подготовки их к работе;

- подбирать пряжу, нити по фактуре и цвету, сматывать их в клубки;

- выполнять элементарный приём переплетения «полотно»;

- выполнять более сложные переплетения, формирующие структуру поверхности, а также сочетать разные виды техники (гладкой, петельчатой, ворсовой);

- создавать геометрические и более сложные узоры, подбирая нити по цвету;

- осваивать смешанную технику работы, вплетая соломку, полоски цветных тканей, декоративный шнур и т.д..

Примерный комплект для детского художественного плетения и ткачества состоит из следующих деталей:

а) ткацкий станок, составленный из двух деревянных рамок;

б) тесьма, шнуры, сутаж декоративный;

в) катушки для пряжи;

г) рисунки образцов плетения;

д) ножницы с закруглёнными концами;

е) коробка для упаковки рамок, тесьмы, рисунков, ножниц.

В дополнение к комплекту желательно сделать столик-подставку, за которым могут работать двое детей.

3905

Плетение на круглой рамке.

Неменее интересное занятие для старших дошкольников. Для натяжения нитей рамка имеет зубцы, которые, располагаясь по кругу, образуют лучеобразные линии, пересекающиеся точкой в центре рамки. Приёмы работы аналогичны плетению на прямоугольной рамке, однако есть и особенности. Прежде следует закрепить конец нити основы в центре сплетения, привязав её. Поскольку плетение идёт по кругу, то рабочую нить, (декоративную в два-три сложения или узкую тесьму) прокладывает от центра воспитатель. Далее плетение выполняет ребёнок уже знакомым способом -через одну нить основы пропускает декоративную нить (тесьму), переходя от одного ряда круга к другому (по принципу штопки). Стёжки ложатся в шахматном порядке. Наиболее интересно детям плести по кругу разноцветной тесьмой. Стёжки получаются крупными, фактура плетения – нарядной.

3906

Звёздное ткачество.

Начиная с пятилетнего возраста дети могут заниматься ткачеством, создавая небольшие поделки. Самый простой способ-«звёздное ткачество» составной частью является ромб. Берут две палочки (длина не менее 20 см., толщина 1 см.) и несколько клубков разноцветной шерсти. Палочки перекрещиваются под прямым углом, в месте скрещивания их связывают или аккуратно склеивают, чтобы не было заметно. Один конец нити кладут по диагонали на месте скрещивания и придерживают большим пальцем левой руки, а правой рукой нить туго обматывают 1-2 раза вокруг луча, затем её протягивают к другому лучу, снова наматывают нить и так далее по кругу, причём нить должна быть всегда туго натянута. Так можно дойти до края палочек, но лучше оставить их концы свободными, приблизительно 1 см., чтобы нить не соскочила. Получается ромб, с одной стороны гладкий, а с другой двухуровневый. Если в процессе работы требуется изменить цвет нити, её привязывают маленьким узелком, который закрывается последующими слоями нитей. Воспитатель начинает работу, демонстрируя детям технику выполнения, цвета ниток ребёнок подбирает самостоятельно.

3907

Несколько соединённых между собой «звёзд» небольшого размера составляют интересную декоративную композицию, которую можно повесить на стену или подвесить к потолку в большом помещении д/сада -получится подвижное украшение.

Примерный конспект занятия.

Тема: «Знакомство с волшебными клубочками»

Цель. Заинтересовать детей рассказом о художественной и практической ценности вязаных, тканых и плетёных изделий. Дать почувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ. Познакомить с рукотворным материалом нитками, продемонстрировать разнообразие ниток по качеству и расцветке; рассказать об их использовании. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, память.

Оборудование.Иллюстрации с плетёными, вязаными, ткаными изделиями. Различные поделки выполненные из ниток (коврики, салфетки, сумочки, шапочки, пояса и т.д.). Корзина с разноцветными клубками ниток. Образцы нитей разного цвета, разной длины (шерстяные, шёлковые, хлопчатобумажные, синтетические). Бумажные цветы вырезанные из цветной бумаги.

Ход занятия.

(звучит спокойная музыка)

Воспитатель.Ребята сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, уюта, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А расскажу я вам о волшебных ниточках. Вот посмотрите, какие они все красивые, но в тоже время разные (показываю нитки разные по цвету, длине, толщине). А если каждую из них потрогать, то вы почувствуете, что одна ниточка мягкая, пушистая как пух, а другая гладкая, упругая как веточка ивы. Прикоснитесь к ним и вы почувствуете (дети поочерёдно подходят и трогают).

Воспитатель (продолжает рассказ).Из овечьей шерсти получали шерстяные нитки (показываю пучок овечьей шерсти). В старину, когда рождалась девочка, ей дарили маленькую прялку. В 10 лет она получала прялку большую (показываю прялку) и вместе с ней задание, напрясть ниток (показываю как пряли). А потом люди придумали специальные машины, которые пряли сами. Нитки также бывают шелковые. Шёлковую ниточку нам даёт гусеница-шелкопряд. А хлопчатобумажную нитку получают из растения, хлопка. Шёлковые и хлопчатобумажные нити тоненькие, поэтому ими удобнее шить, вышивать, а шерстяные нити потолще, ими лучше вязать, плести. А ещё бывают искусственные нитки, которые люди изобрели сами.

Воспитатель.Дети, как вы думаете, для чего людям нужны нитки?

Дети.Чтобы вязать, плести, шить… (если дети затрудняются с ответом, необходимо помочь им).

Воспитатель.Верно. Из ниточек вяжут, плетут, ткут прекрасные, полезные вещи. А сейчас я вам их покажу (показываю иллюстрации тканых и плетённых изделий; различные поделки, выполненные из ниток; салфетки, сумочки и т.п.. Показ сопровождаю комментарием).

Воспитатель. Нитки любят жить в своём домике-корзинке, свернувшись клубочком. Так они никогда не запутаются. Дети, а на что похожи наши клубочки?

Дети. На мячики, яблоки, персики и т.д..

Воспитатель.Когда ниточкам надоедает быть клубочками, они с помощью умелых ручек превращаются в полезные вещи. Например, жёлтый клубочек очень мечтал стать цыплёнком. И умелые ручки тут же сделали своё дело (показываю цыплёнка).

Воспитатель.Ребята, а хотите, стать волшебниками? Давайте, наши клубочки сейчас превратим в бабочек (раздаю детям пустые катушки-бабочки и небольшие клубки ниток). Теперь перемотайте нитку с клубка на середину бабочки (показываю, дети мотают). Получилось брюшко бабочки.

Воспитатель (обращается к детям).– Серёжа, какого цвета брюшко у твоей бабочки? (Красного). А у тебя Маша? (Жёлтого). А сейчас посадите каждый свою бабочку на цветок (дети находят по цвету нити свой цветок).Волшебные клубочки очень любят играть в разные игры, например, в «догонялки» (проводится игра «Догонялки»).

Описание игры.Дети становятся в круг. Двум детям , далеко стоящим друг от друга, даётся по клубку. По сигналу воспитателя, клубочки передаются от одного ребёнка к другому. Игра длится до тех пор, пока клубки не окажутся рядом. Игру повторить по желанию детей.

Примерный конспект занятия.

Тема: «Салфеточка».

Цель.Развивать зрительную память, образное мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук. Приучать детей работать обеими руками, чувствовать материал и определённый ритм пальцев. Учить правильно использовать цветовую гамму.

Материал. Конверт со сказкой Е. Пермяка «Пропавшие нитки»; квадратные рамки для плетения (со стороной 20 см.); полоски цветной тесьмы (2*20 см.), ножницы, иголки. Нитки.

Ход занятия.

Воспитатель.Прислушайтесь. Какой-то шум за дверью (иду за дверь, приношу конверт). Посмотрите, дети, конверт. Кто же его принёс? Наверное, почтальон. Давайте посмотрим, что в нём?

- Ой, ребята, а в конверте сказка. И называется она «Пропавшие нитки». А давайте прочитаем сказку? (читаю сказку Е. Пермяка «Пропавшие нитки»).

Воспитатель.Ну что, дети, пожалеем старушку, вспомним, что из ниток ткётся, плетётся, вьётся и вяжется?

Дети(называют). Варежки, шарфы, платки, ковры, половики, салфетки, кружева и т.д..

Воспитатель. Молодцы, ребята, много назвали слов. Я думаю, что теперь вещи к старушке возвратятся. А давайте-ка, сплетём ей каждый из вас по салфеточки. Обрадуется она, станет добрее и веселее, а в её доме станет уютнее. Ну а теперь примемся за работу.

3908

Возьмите станочки. Выберете для себя цвет нити для натяжения основы (детям предоставляется выбор). А теперь приступим к натяжению нити (объясняю и показываю действия). Закрепите в левом верхнем углу рамки конец нити так, чтобы узелок не развязался. Можно сделать небольшую петлю и, накинув её на первый зубец в левом углу рамки, затянуть. Потом нить протяните до первого нижнего зубца и через него возвратитесь в натянутом состоянии снизу вверх до второго верхнего зубца, затем ко второму нижнему и т.д. до последнего верхнего и нижнего правых зубцов рамки (слежу, чтобы нить туго натягивали). Последнюю нить надо закрепить, как и первую, узелком.

Итак, основа для плетения готова. Приступим к выбору тесьмы (детям предлагаю 5 видов тесьмы, каждому ребёнку по 10 полос).

- Будем вплетать в основу тесьму через одну нить по всей длине рамки (показываю на своей рамке). Далее, берём другую тесьму, и также пропускаем по всей длине через нити основы, но через другие (показываю) и т.д..

Пропустив последнюю полоску по самому краю салфетки, выровняйте края и подтяните концы тесьмы с других концов салфетки. Затем показываю детям, как в тон тесьмы, швом «вперёд иголку» сшиваю концы полос с двух противоположных сторон салфетки так, чтобы они держались плотно, не разъезжались. Когда оба края с концами тесьмы будут зашиты, их аккуратно подравнивают ножницами. Салфетка готова, её снимают с рамки. Для придания ей законченности, с двух (а при желании с четырёх) сторон можно швом «вперёд иголку» обшить её тесьмой той же цветовой гаммы.

Примечание. Если дети не справятся с отпущенным им временем (25-30 минут), работу можно продолжить на следующем занятии.

Дейко Ирина Викторовна

Краснодарский край

МДОУ ДС №37 «Солнышко», воспитатель

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Художественно-декоративная деятельность

Для развития художественно-эстетического восприятия , понимания ими основных законов композиции незаменимой является художественно-декоративная деятельность.


Фотоотчёт с городского конкурса художественно-декоративного творчества "В мире русских народных сказок" 2019

В данном материале представлен фотоотчёт с городского конкурса художественно-декоративного творчества "В мире русских народных сказок" в котором участвовала моя воспитанница Тубанова Н.

конспект НОД «Беседа о старых видах ремёсел: плетении и ткачестве»

В ходе образовательной деятельности дошкольники знакомятся со старыми видами ремёсел: плетении и ткачестве. Упражняются в изготовлении коврики из бумаги.


Прямоугольное плетение и ткачество

Ткачество – один из видов прикладного искусства. Он доступен для занятий в детском саду. Занятия ткачеством способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный к.


Круговое плетение и ткачество

Круговое плетение и ткачество для дошкольников.


Плетение и ткачество на веточках

Плетение на ветке -это своего рода комбинация разного вида пряжи и вариантов плетения. Эта работа отличается тем, что плести такие узоры очень увлекательно и весело, интересно наблюдать как превр.


Плетение и ткачество на палочных станках

Старинное японское плетение выполняется на деревянных иголках, которые после небольшой доработки получаются из палочек для фуршета или шашлыка.Для этого плетения очень подойдут различные небольшие клу.

«Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности». А.В. Запорожец

Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей.

ВложениеРазмер
Мой педагогический опыт. 22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 комбинированного вида» г. Пикалёво.

Приоритетное направление нашего детского сада - художественно-эстетическое развитие воспитанников. Каждая группа выбрала своё направление. Направленность нашей группы - плетение из различных материалов.

Плетение известно человеку очень давно. Этим способом выполняли рыболовные сети, украшения, элементы одежды, предметы быта и др. Плели в основном из природных материалов: лозы, листьев кукурузы, стеблей трав, бересты и соломы.

И мы с ребятами решили познакомиться с самым древним на свете ремеслом- плетением.

В группе мы создали уголок плетения, где дети интересно и содержательно могут проводить время досуга, узнавать секреты мастерства и открывать двери в мир творчества. В этом месте предполагается совместная работа взрослых и детей, выполняя ту или иную операцию. Дети могут выполнять творческие задания, применяя свои знания: о композиции, цветовых сочетаниях, умении представить готовое изделие в окончательном виде. Во время художественного плетения у них развивается зрительная память, образное мышление, эстетический вкус, что, в свою очередь, влияет на чёткость и точность исполнения задания, на качество работы. Умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции не всегда сразу удаётся детям. Для этого в нашем уголке имеются схемы, рисунки различных работ. Работая по этим образцам, ребёнок создаёт своё оригинальное изделие. И обязательно на помощь приходит воспитатель.

Стали осваивать технику не сразу, а постепенно от простого и доступного, до сложного и необычного.

Наша цель - научить ребёнка элементарным трудовым навыкам, развивая самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности.

При изучении материала обязательно учитывали индивидуальные особенности детей (кто-то хотел работать с бумагой, кому-то нравились изделия из бисера, а у кого-то лучше получалось с проволокой).

Плетение- один из наиболее интересных видов работы, очень любимый и детьми, и взрослыми. Плетение можно выполнять из проволоки, бумаги, кожи, ткани, верёвок, ниток, из любых волокнистых и всевозможных природных материалов. В процессе плетения ребёнок развивает мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление, учится решать композиционные задачи, создавая своими руками интересные, необычные изделия. Дети учатся работать своими руками, начинают чувствовать материал и определённый ритм движения пальцев. В настоящее время для детей наиболее доступным материалом является бумага, поэтому мы начинаем работать именно с неё.

Плетение из бумаги.

Бумага - это листовой материал, состоящий из волокон, спрессованных между собой. Для плетения используют самую разную по качеству бумагу. Учитывать при работе необходимо в основном три её важных свойства- гибкость, прочность и толщину.

На полосках проще всего понять принцип плетения.

Самым распространённым является шахматное плетение , потому что именно оно лежит в основе многих изделий.

В старшей группе мы решили сделать подарок мамам к 8 Марта. Способом «шахматное плетение» сделали коврик из бумаги. С этой работой справились все дети. Многие украшали свои изделия, фантазировали.

В процессе самостоятельной деятельности дети осваивали и другие способы плетения из бумаги.

Фигурное плетение. В процессе такой работы полоски размечали блоками в виде разнообразных фигурок. Соединяя фигурные блоки плетением, мы получали клубничку и дополняли её аппликацией ( травой). Не забывали и о цвете полосок, который играет важную роль в оформлении работы.

Осваивали и плетение уголками . Пробовали вырезать уголки и поработать ими. Плели из 2-х уголков и из 4-х уголков.

Из полосок бумаги можно выполнять самые разнообразные изделия плоской формы. И мы попробовали сделать плоскостные изделия – всевозможные закладки. Готовые изделия решили подарить папам к празднику 23 февраля. Закладки получились самые разные.

Работая в садике в уголке плетения, дети приходят домой и показывают чему они научились. Вместе с родителями, освоив в садике «шахматное плетение», дети выполняют дома разнообразные работы и приносят их в садик.

Плетение из волокнистых материалов.

К таким материалам, кроме ткани, относятся нитки, тесьма, верёвки, шнуры и др. Строение и основные свойства волокнистых материалов( пластичность, мягкость) позволяют сгибать их, перевивать и связывать – это операции, характерные для всех видов плетения. Работа с различными волокнистыми материалами значительно расширяет кругозор ребёнка. Выполняя работы в технике плетения и ткачества, дети развивают внимание и зрительную память, привыкают к счёту и готовят руки к письму.

Мы познакомились с простейшими видами плетения, которые вполне доступны детям: прямое плетение, косое плетение ( в 3 пряди) и плетение по кругу:

  • Примером прямого плетения может служить плетение из полосок бумаги, которое дети уже освоили. Этим плетением заинтересовались в основном девочки. В группе у нас есть детские ткацкие станки, на которых дети плели различные коврики. В будущем мы хотим плести не только на ткацких станках, но и на специально оборудованных рамках, фанере или доске, на толстом картоне.
  • При косом плетении нитки располагаются наклонно и выполняют не только плоскостные изделия( закладки, пояски), но и объёмные ( коробочки, корзиночки). Количество прядей в таком плетении может быть различным.
  • Мы освоили плетение в 3 пряди . Все 3 пряди сначала обвили несколько раз ниткой и завязали (такое крепление не даёт верхнему концу расплетаться). Выполняли работу вдвоём – один держал пряди, а другой плёл. При этом оба ребёнка следили за ходом плетения и в случае ошибки помогали друг другу. В будущем будем пробовать плести закладки способом плетения в 4 пряди, в 6 прядей, в 8 прядей.
  • Плетение по кругу . Для этого плетения выполняют круглый каркас в виде лучеобразной проволочной или нитяной заготовки. И переплетают лучи в шахматном порядке ниткой по кругу. С помощью этого плетения может получиться красивый коврик или подставка.

Плетение из проволоки. Проволока самый доступный материал для работы с детьми, она легко обрабатывается, гармонично сочетается с другими материалами ( бумагой, картоном, деревом, камнем, пластмассами). Важное преимущество данного материала при работе с начинающими - проволока имеет способность удерживать форму во время различных этапов плетения. В процессе практической работы с проволокой дети получают элементарные представления о металле, его свойствах и использовании этих свойств при различной обработке. С самого раннего возраста дети начинают интересоваться проволокой и выполнять разнообразные изделия, и чаще всего именно способом плетения. Работая с проволокой, дети освоили два способа: плетение «косичка» из 3-х заготовок и плетение по кругу. Освоенными способами дети сплели красивые цветы и украсили ими картину с попугаями в уголке плетения.

Плетение из бисера. Великолепны и незабываемы изделия из бисера. Начинать работу нужно с более крупных материалов, заменяющих бисер. Работа в этой технике требует усидчивости, терпения, трудолюбия. Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное работа с бисером и его заменителями вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то красивое, необыкновенное. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка.

Большое влияние оказывает изготовление работ из бисера на умственное развитие детей, на развитие их мышления. Дети постепенно учатся самостоятельно работать по рисунку, по схеме.

Техника бисероплетения удивительно разнообразна и даёт возможность проявить творчество не только в способах плетения, но и в выборе материала. В работе можно использовать бусинки и шарики, пуговицы и ракушки, семена и косточки, орехи и ягоды, нарезанные на маленькие трубочки пустые стержни от шариковых ручек, разноцветная изоляция от телефонных проводов, цветные трубочки от фломастеров и «соломинки» для коктейлей. Эти материалы замечательно помогут ребёнку в освоении такой кропотливой работе, её технологических приёмах. Приобретённые навыки затем легко переносятся на более мелкий материал- бисер. Вместе с детьми освоили несколько видов бисерного искусства: цепочки (фенечки) и объёмные изделия.

  • Фенечки из бисера - самые модные и оригинальные украшения. В группе этими плетёнками дети увлеклись сразу же. Стали приносить различный материал для работы: леску, бисер, бусины, стеклярус и др. Заинтересовались и родители, увидев, как увлечён их ребёнок. Дети своими руками могли превратить маленькие блестящие бисеринки в чудесные украшения, яркие брелки, кулоны и просто игрушки.
  • Кроме фенечек дети выполняли и объёмные изделия : пирамидки, бабочки, цветы, корзиночки, рыбки, ящерицы и др. Всё это можно увидеть на выставке.

Плетение из бисера – замечательный тест на проверку вашего внимания, терпения, воображения и фантазии.

Планы на будущее большие. Кроме освоенных видов плетения, хотим научиться и плетению из бересты, кожи, соломки и других материалов. Для этого нам нужно всё необходимое. В этом мы можем надеяться только на себя и на помощь родителей.

Занимаясь плетением, ребёнок попадает в удивительный мир древнего рукоделия. Я думаю, что впереди нас ждёт интересная и увлекательная работа.

Читайте также: