Подготовка соломы к плетению

Обновлено: 19.04.2024

Интресесное плетение из соломы . Сейчас мы вам расскажем об этой технике.

В следующем году рожь дает превосходный результат: тонкие и длинные стебли, высотой некоторые экземпляры доходили до 1.8 метра!! Срезаем в молочной спелости зерна, когда стебель уже позолотился, но еще не пересох на корню. Обязательно срезать вручную, серпиком или ножницами. Затем аккуратно связывае в снопы толщиной примерно в две руки, сушим на веранде в закрытом от солнца, но продуваемом месте. На солнце солома пережигается, становится волокнистой и не пригодной для плетения.

После высыхания нужно обязательно выделить время для обрезки и сортировки. Садимся удобно на стульчик , берем в руки обыкновенные ножницы и начинаем обрезать стебель. Вырезаем коленце, то есть место сочленения, и отрезаем колосок. Несколько колосков можно оставить с небольшим кусочком стебля, они пригодятся для соломенных букетов, для украшения соломенных кукол, да и вообще, мало ли какая фантазия нам придет в голову. Попутно убираем листики и выбрасываем самое первое колено от земли (оно редко бывает прямое и пластичное).

После нарезки солома готова к сортировке. Берем пучок в руку, как макароны, и сначала вытаскиваем все толстые (обычно это второе колено). Эта солома пойдет для донышек, плетенных в виде шахматки, или для соломенных лент. Затем откладываем среднее колено (обычно это равномерная по толщине и длине солома). Эта солома пригодна для любой работы : витой плетенки для корзин, различных зубаток и рогожек для шляп. Последнее колено, которое заканчивается колоском, если очень тонкое, то я использую для цветов, для отделочных элементов на шляпы и шкатулки. Самые тоненькие, толщиной с ниточку, не стоит сохранять.

Итак, солома разобрана на три кучки: толстая, средняя и тонкая. Можно при желании еще разделить: очень толстая и короткая, средняя и длинная, и т.д. Среднее колено, из которого плетутся шляпы, обычно длиной от 30-60 см. Но это у ржи, у пшеницы гораздо короче. Длина как таковая не принципиальна, солома при плетении стыкуется одна в одну, это совершенно не заметно в изделии. Ну, и конечно, соломины нужно при плетении чередовать, длинная - короткая, иначе стыки будут приходиться на одно место, и будет некрасивое утолщение.

Разобранную и сортированную солому храним в плетеных корзинах стоймя, в не туго связанных пучках, можно в коробках лежа, кому как удобно. При хранении нужно учитывать одну особенность: солома при хранении на солнце меняет свою окраску - становится ярко золотистой. Поэтому, если соломенные пучки хвостами стоят в коробке, а ушки на солнце, рискуете получить разномастную окраску своего изделия.

Солома готова, замачиваем на полчаса, заворачиваем в пленку и за работу!

Если после работы солома еще осталась, нужно высушить. Влажной солому хранить нельзя, почернеет.

Для начала советуем попробовать на бумажных ленточках, а летом можно уже из простых злаковых сорняков поплести, до осени то еще далеко!

Синамей

Синамей - это полотно, из которого делают дорогие соломенные шляпы, в которых можно появиться на любом торжестве, но также повседневные шляпы. Синамей особенно популярно в Англии. Королева Великобритании всегда в летний период появляется на мероприятиях в шляпах из синамей.

Мы первыми в России стали предлагать полотна синамей в качестве полуфабрикатов для изготовления шляп в оптовых количествах.

Наша коллекция включает в себя полотна:

  • однотонные (окрашенные и неокрашенные),
  • с люресом,
  • с принтовым рисунком,
  • вышитые,
  • двухцветные,
  • нетканое полотно.

Для изготовления шляпы полотно синамей нуждается в пропитке текстильным клеем , который также можно приобрести на нашей фирме.

Плетение из соломы. Что такое синамей?, фото № 1

Процесс производства

Плетение из соломы. Что такое синамей?, фото № 2

Производят полотно на ручном текстильном станке, в основном, из волокон растения, которое называется Musa textilis или текстильный банан, абака, манильская пенька, банановое волокно, кокосовое мочало, муза, манила, манильское волокно. Как видите, названий много, что говорит о многовековом огромном интересе к этому растению, и его многочисленных сферах применения.

Плетение из соломы. Что такое синамей?, фото № 3

Абака или банановая пальма, родом из Филиппин, хотя сейчас ее выращивают и в Южной Америке. Из волокон абаки, как и из других растительных волокон, первоначально делали веревки, потом стали использовать в плетении ковров, изготовлении мебели и других бытовых изделий. Интересно также использование волокна абаки в производстве специальной бумаги, например, для японской йены.

Плетение из соломы. Что такое синамей?, фото № 4

Плетение из соломы. Что такое синамей?, фото № 5

Абака прошла долгий путь от скромной веревки до изысканных изделий лучших творческих умов в мире моды.

Хотя абака сама по себе является популярным продуктом, использование его волокон в ткачестве открыло новую индустрию с фантастическими возможностями.

Именно волокна, используемые в ткачестве, называются синамей. Выпускается в виде тканых полотен, лент, колпаков. Используется для упаковки, изготовления сумок, шляп, других модных аксессуаров и даже одежды.

Соломка долговечна, с годами она не теряет своих декоративных качеств. Поэтому ее можно использовать как сразу после заготовки, так и спустя продолжительное время. В качестве сырья для поделок служат ровные отрезки срединной части стеблей. Предназначенная для разных поделок, соломка по-разному готовится к работе. Перед началом работы злаки нужно очистить от загнивших и испорченных насекомыми участков. Следует помнить, что чем быстрее будет проведена первичная обработка сырья, его разборка и сушка, тем меньше будет потерь и выше качество соломы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Виды соломы и ее свойства

Виды соломы и ее свойства Сухая солома – это хрупкий материал, но при распаривании она приобретает мягкость и пластичность. Однако солома хорошо сохраняет заданную форму и после того, как высохнет после распаривания.Обычно для создания поделок принято использовать

Сбор соломы

Сбор соломы Для изготовления разнообразных поделок следует вовремя запасти солому. Важно правильно подобрать и распределить сырье. Так, для плетения годна только заготовленная вручную солома. Собирая соломку в различные сезоны года, можно получить совсем разный

Хранение соломы

Хранение соломы Солому можно хранить в пучках. Просушенные и перебранные стебли связать в небольшие пучки и хранить в сухом проветриваемом помещении. Или разложить очищенную солому по сортам, завернуть в газету каждый сорт, связать пачкой и надписать на каждой пачке

Подготовка обоев

Подготовка обоев После очищения и шпаклевания поверхностей приступают к подготовке обоев. Прежде всего нужно знать, сколько обоев потребуется, а также размеры самой комнаты.Если требуется оклеить обоями стены комнаты 5 х 4 м, прежде всего определяют ее периметр:(5 + 4) х 2 =

Подготовка поверхности

Подготовка поверхности В помещениии, в котором настилают линолеум, следует соблюдать следующие температурно-влажностные параметры:– температура воздуха на уровне пола должна составлять не менее 15 °C;– влажность по массе для бетона панелей междуэтажных перекрытий

Подготовка поверхности

Подготовка поверхности Лак следует наносить только на чистый и сухой пол, независимо от того, из чего он выполнен: паркета, досок или пробкового дерева. Для того чтобы пленка была ровной, пол нужно дополнительно отшлифовать.Если на полу имеются пятна, их необходимо

Подготовка поверхности

Подготовка поверхности В зависимости от типа окна, времени его эксплуатации и краски, которая ранее наносилась на поверхность, существуют различные способы подготовки окон к

Подготовка к опиливанию

Подготовка к опиливанию Подготовка поверхности к опиливанию заключается в ее очистке от грязи, масла, формовочной смеси, окалины, литейной корки.Масло смывают растворителями, грязь и формовочную смесь снимают металлической щеткой, окалину и литейную корку срубают

Подготовка к плетению

Подготовка к плетению Для плетения художественных и декоративных изделий используются однолетние и многолетние ивовые побеги как в очищенном виде, так и неошкуренные, неокоренные.При заготовке нужно отдавать предпочтение прутьям, которые растут отдельными куртинами

Напар с отваром овсяной соломы

Напар с отваром овсяной соломы Этот напар сильнее, чем приготовленный из сенной трухи. Особенно хорошо помогает при болезнях почек, мочевого пузыря, а также при ревматизме. Приготавливают этот напар таким же образом, как и сенной. Овсяную солому после процеживания напара

Наконец-то я снова на ярмарке и могу продолжить серию МК по работе с соломкой. Пока я отсутствовала в виртуальном мире, на Ярмарке мастеров появились несколько мастер-классов по работе с соломкой. Это очень здорово! Но, тем не менее, я не увидела в них то, что хотела рассказать. И это тоже здорово, потому что моя «ниша» осталась свободной и я могу продолжить с того места, где остановилась.

Итак, в своей статье Выбор материала для изготовления аппликаций из соломки я рассказывала где, как и какую можно заготовить соломку для работы. В данном мастер-классе я расскажу, как нужно подготовить соломку к работе. Приступим.

Необходимые инструменты и оборудование:

-Твердая подложка для разрезания (раньше я использовала стекло от буфета (небольшой размер и обработаны края. Если вы возьмете просто кусок стекла, то торцы обклейте малярным скотчем, чтобы не порезаться во время работы. Сейчас у меня какой-то толстый, твердый, но при этом гибкий пластик);

-Ножницы большие или секатор;

-Ножницы маникюрные (скальпель, канцелярский нож);

-Емкость для варки;

-Тканюшка для подкладывания при глажке;

-Утюг (возможно, понадобится средство для чистки утюга).

Стебель имеет цилиндрическую форму, разделён на междоузлия прочными перегородками – узлами.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 1

В ходе заготовки узлы срезаются (срезанные узлы и называются «бирюльками» :-) ), в работе используются междоузлия. Главное, собрать соломку не загнившую и не почерневшую, потому что при обработке чернота усиливается. На фото ниже показан пучок колосьев овса

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 2

Когда вы возьмете колосок в руки, то увидите, что из каждого узла растет лист. Сначала он плотно облегает стебель, а где-то по середине между узлами формируется в привычный нам лист. Когда срезается узел, лист можно снять (если лист держится очень крепко и сниматься не хочет, можно чуть- чуть покрутить стебель пальцами, слегка приминая, лист гораздо мягче самого стебля и снимется быстрее, чем можно будет размять стебель). При этом будет заметно, что оголившаяся часть стебля имеет естественный глянец, ровный цвет, и, как правило, не подпорчена. Там где стебель был «открыт всем ветрам» на стебле могут быть крапинки, изменения цвета и т.д. Можно в этом месте сразу же стебель разрезать и сортировать соломку по качеству.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 3

Для работы, как правило, используется средняя часть стебля. Нижняя часть (ближе к корню) – более плотная, твердая и хрупкая, с ней тяжелее всего работать. Самая верхняя часть (под колосом) – самая тонкая и мягкая, начинающим сложно будет использовать ее, но в руках мастера – такая соломка превращается в настоящие шедевры. Я собираю все части стебля – в нижних можно чаще встретить интересные оттенки, а толстые стенки можно и утончить (ниже я расскажу как). Все узлы вырезали, листья сняли, и получили соломенные трубочки

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 4

Полученные трубочки желательно рассортировать по длине, толщине и цвету для удобства в работе. Пока делала МК, получила ответ на собственный давний вопрос: в каком виде лучше хранить соломку – в виде трубочек или уже обработанную в виде полосочек? Отвечаю: в виде полосочек. Поясню почему. Когда-то давно я заготовила соломку, но не было необходимости всю ее использовать, поэтому она осталась храниться в виде трубочек. При подготовке МК пришлось ее распаривать, и тут я поняла, насколько соломка пересохла и охрупчилась. Это не значит, что как только вы принесли соломку с поля ее надо обработать в этот же день. В некоторых источниках даже рекомендуют подержать ее несколько дней на солнечном свету, чтобы соломка «набрала цвет», стала более золотистой. У вас вполне есть в запасе несколько недель и даже месяцев (собрав соломку осенью, обрабатывать ее можно «долгими зимними вечерами»), но помните про высыхание соломки и не затягивайте это дело.

Для дальнейшей работы соломку необходимо распарить. Как правило, во многих учебных пособиях и МК в интернете пишут, что надо прокипятить в воде около 20-30 минут. Если вы работаете со «свежей» (будем так называть соломку последнего урожая), то этого времени достаточно. Если соломка лежала очень давно и стала хрупкой (к сожалению, степень хрупкости можно будет понять только при последующей обработке), то лучше поварить ее подольше. И здесь важно даже не сам процесс кипячения, а именно время нахождения в воде. То есть можно закипятить и оставить в воде на несколько часов, а лучше на сутки. (Как всегда в науке, случайно нашла способ кипятить соломку без проблем: в мультиварке! (конечно, если вы уверены в чистоте соломки в плане удобрений и прочих примесей. В крайнем случае, можно использовать отдельную чашу, специально для соломки). Так как в настоящий момент полноценной плиты у меня нет, и нет возможности подолгу стоять возле кастрюли, я решила прокипятить соломку в мультиварке (соломка со своего огорода, так что в ее чистоте я уверена). Первый раз поставила время 20 минут. Тут-то я и обнаружила насколько моя соломка пересушена. Второй раз поставила на час, и после этого она еще долго там остывала. Способ мне понравился – не надо контролировать процесс, руки свободны, лишнего пара/дыма тоже нет). Чтобы соломка не пересохла до конца обработки ее можно завернуть во влажную ткань и в течение 2-3 дней можно хранить в холодильнике. Дольше хранить не рекомендуется – соломка начинает загнивать и портиться.

В статье я писала, что не подкрашиваю соломку красками, но можно придать оттенки с помощью соды (получаются золотистые оттенки) или уксуса (соломка отбеливается). Недавно узнала из МК Кони на водопое или еще раз о соломке , что соломку отбеливают перекисью водорода, а так же бытовыми отбеливателями. В интернете есть интересные статьи по поводу окрашивания соломки. Предлагается и луковая шелуха, и зеленка, и кора дуба. В том числе предлагаются и рецепты. Но, так как я описываю свой опыт, то приведу только те рецепты, которые опробовала сама, чтобы не быть голословной. (Уже много раз подрывалась на советах «с потолка».)

Отбеливание с помощью уксуса. Столовая ложка на литр воды. Соломка укладывается в кастрюльку, заливается жидкостью и кипятится, пока не получится нужный оттенок. Когда-то давно экспериментировала с количеством уксуса – можно и больше, но надо тщательно следить за процессом. При длительном кипячении и высокой концентрации уксуса соломка теряет свой природный глянец и становится тусклой. На самом деле этот способ не рекомендую, т.к. пары уксуса вредные, запах при кипячении слишком сильный. Соломка получается не очень красивой, какая-то "безжизненно" белая.

Подкрашивание содой: чайная ложка на литр воды. Получается золотистый цвет. Экспериментировала с количеством соды – чем больше, тем интенсивнее и темнее цвет. Больше 5 столовых ложек на литр воды добавлять смысла нет - результат не меняется. На самом деле, оттенки, полученные окрашиванием содой, характерны для овса. В прошлом году собрала природную соломку такого же цвета, как когда-то красила содой. (ниже приводится сравнительное фото).

Крашение луковой шелухой. Много раз встречала совет о покраске луковой шелухой, при этом обещали красные оттенки. Вот и решила проверить. Поскольку конкретного рецепта (количество «красителя» на количество воды и время кипячения) не было, то делала на свое усмотрение. На данное количество шелухи (имеется ввиду столько, сколько вы смогли найти) воды столько, чтобы «смочить шелуху и чтобы для соломки осталось». То есть сильно много воды я не лила, поскольку и соломки у меня было совсем чуть-чуть. Это как раз и был тот случай, когда я решила опробовать мультиварку. Варила сначала 20 минут. Во-первых, сама соломка не сильно размякла, а во-вторых даже не покрасилась. Второй раз варила час, и еще часов 3 или 5 соломка там остывала. Цвет стал коричневый, но ни сколечко не красный. При этом окрасилась сама мездра, а не наружная сторона соломки

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 5

Крашение с помощью «жарки». Пробовала «жарить» на сухой сковороде сами трубочки, результат не очень меня впечатлил: поскольку трубочка круглая, она легко катается по сковороде, контактное пятно очень маленькое, и у меня получались «полосатые» соломинки. Жарила уже готовые полосочки, тоже морока: от жара полоска выгибается, приходится чем-то ее придавливать, одну придавишь - остальные выскальзывают, пока с одной возишься, остальные уже подгорели. С каждой поштучно возиться не рационально. Пробовала поджарить утюгом во время глажки – скорее прожаривается ткань вокруг соломинки. Но если полосочка получилась тоненькая, то можно и добиться некоторого результата в покраске.

Пока готовила МК, пробежалась еще раз по интернету в поисках информации о крашении и нашла интересную статью. В ней как раз рекомендуют перед покраской соломку слегка прокипятить с уксусом, тогда крашение пройдет легче. Когда у меня появится возможность, пожалуй, попробую еще раз разные способы окраски и, возможно, напишу отдельный МК на эту тему.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 6

1 - исходная ржаная соломка. Как видно оттенки бывают разные, и даже зеленый цвет сохранился (но на свету он потом дозреет)

2 - исходная овсяная соломка.Она больше золотистая, но тоже много оттенков

3 - ржаная крашеная в соде. Специально положила рядом с овсяной, чтобы сравнить оттенки, как видно - они похожи. Причем сохраняются все пятнышки, полосочки и прочие рисунки исходной соломки.

4 - крашения "жарение утюгом". Отдельная соломинка - это изнаночная сторона, она как раз больше прокрасилась, рядом две соломинки - это лицевая сторона. Результата практически не видно. На первой соломинке есть опяленный край - это я пыталась над свечкой прожарить, тоже безрезультатно.

5 - крашение луковой шелухой. на фото не очень четко видно, но она чуть коричневее, чем крашеная содой

После водных процедур переходим к физическим упражнениям: из соломенных трубочек нужно изготовить полоски. Еще влажные трубочки разрезают вдоль стебля и разглаживают, превращая в плоскую ленту. Трубочка не совсем разрезается, а как бы вспарывается. Резать можно разными инструментами: прокалывают стебель иглой (изнутри трубочки наружу), затем иглу устанавливают снаружи стебля и ведут до конца трубочки, делая один разрез. Можно резать маникюрными ножницами – одно лезвие вставляется в трубочку, второе частично раскрывается и ножницы одним движением ведут до конца трубочки (так иногда режут парниковую пленку, бумагу). Можно канцелярским ножом: трубочку лучше положить на твердую поверхность, ввести кончик ножа в отверстие и одним движением провести до конца трубочки. Если делать на весу, то нож легко вонзается в противоположную стенку и может разрезать трубочку пополам, что не всегда надо. Я же разрезаю скальпелем, режется также как и канцелярским ножом, но можно и на весу. Видимо за счет формы лезвие не так стремиться вонзиться в противоположную стенку. И еще, почему удобно резать скальпелем: вторым движением, поменяв наклон скальпеля, разравнивается трубочка, выгоняется лишняя вода и снимается слой мездры за один проход. На фотографии показано как я разрезаю соломку

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 7

Лезвие ведем одним уверенным движением. А затем разравниваем будущую ленточку соломки:

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 8

кладем соломку на твердую подложку, располагаем лезвие скальпеля перпендикулярно (или почти перпендикулярно) стеблю и с небольшим наклоном к себе, руку ведем от себя одним твердым уверенным движением с некоторым нажимом. Силу нажима придется регулировать в зависимости от качества соломки: если хорошо распарилась, тонкая мягкая стенка, то усилие небольшое. Если стебель толстый и оказался твердым, придется надавить посильнее. В процессе работы вы быстро приспособитесь, как надо держать инструмент и с какой силой давить.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 9

За счет этого движения из стенки соломинки выдавливается лишняя влага (в дальнейшем легче гладить), снимается внутренняя грязь. Если стенка толстовата, то снимается некоторый слой мездры.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 10

Если стенка оказалась очень толстой (нижняя часть стебля), то развернув лезвие от себя можно ее срезать, но в этом случае действовать нужно очень аккуратно – потому что легко прорезать соломинку насквозь.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 11

Таким образом обрабатываем все соломинки.

Теперь почти готовые ленточки необходимо окончательно досушить и разгладить – прогладить утюгом – так они быстрее высохнут и примут плоскую форму, а наружная сторона станет более блестящей. Глажку лучше начинать с глянцевой стороны – она не липнет к утюгу и за один неспешный проход ленточка хорошо подсыхает.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 12

Проглаживаем с другой стороны и получаем готовую соломенную ленточку из которой уже можно делать аппликацию.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 13

Можно прогладить несколько полосочек за один раз

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 14

Любуемся проделанной работой

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 15

Распаренная и вымоченная в воде, соломка становится настолько гибкой, что из нее можно сплести и вырезать очень мелкие изделия с тонкой отделкой.

Минусы такого способа получения соломенных ленточек: кипячение и все связанные с этим неудобства; если начал работать, то желательно довести процесс до конца, иначе можно загубить материал; возможное пачкание утюга и последующая его отчистка. Плюсы: соломинка гибкая, с ней удобно работать, можно снимать мездру без особых усилий и без значительных повреждений соломинки, соломка приобретает дополнительные глянец, гибкость и мягкость.

Есть еще так называемый «холодный способ»: сухая трубочка соломинки вспарывается любым удобным способом, а затем тяжелым тупым предметом или ручками ножниц разглаживается соломинка с внутренней и внешней стороны, пока она не станет плоской как лента. Если у соломки толстые стенки, то можно срезать мездру. Минусы такого способа: соломка хрупкая, с ней тяжелее работать, на разглажку нужно приложить много усилий, при срезании мездры легко порезать саму соломину, дополнительный глянец не появляется. Плюсы: способ применяется в детских коллективах, когда с запариванием не связываются по технике безопасности. Я сама таким способом не пользуюсь.

Отдельно хочу отметить еще несколько моментов. Как видно из описания, процесс подготовки соломки не столько сложный, сколько монотонный. Поэтому можно помедитировать. В крайнем случае, можно обрабатывать соломку небольшими пучками (буквально, сколько в руку поместилось) за один раз. И не надоест, и материал не пропадет, если вдруг за один вечер не успеете. Или, по крайней мере, не много пропадет, если вдруг придется прерваться надолго, а сохранить материал не удастся.

Утюг лучше брать старый советский – они тяжелые и могут нагреваться очень сильно – легче будет гладить соломку. И, как бы аккуратно вы не работали с соломкой, все равно на подошве утюга могут остаться следы, а если обрабатываете много материала, то и подпалины. С вашего «чистового» утюга их придется убирать средством для чистки утюга. Я приспособила свой старый утюг (правда не советский, приходится давить очень сильно).

Основным материалом в аппликации является соломенная лента. Используется она и в плетении для выполнения некоторых декоративных элементов. Существует несколько способов изготовления соломенной ленты. Наиболее распространенный способ — изготовление ленты из запаренной соломки.
1. Соломку запаривают в горячей воде и выдерживают 10—20 минут, пока стебли не станут мягкими. Время выдерживания соломки в горячей воде зависит, как уже говорилось выше, от давности хранения материала и от вида злака. Более длительного замачивания требуют рожь и пшеница. Ячменная и овсяная соломка, особенно снятая в начале лета, размягчается очень быстро: ее можно спрыснуть водой, завернуть во влажную ткань и дать немного полежать. Мастер должен сам контролировать степень готовности материала.
2. Соломенную трубочку расщепляют ножом или скальпелем вдоль волокон (рисунок 3.1).

Подготовка соломенной ленты


3. Соломину разворачивают в пальцах и проводят с внутренней стороны острием ножа от середины к одному краю 10—15 раз, затем — к другому (рисунок 3.2). Соломину держат зажатой между большим пальцем руки и острием ножа. Декоративный слой соприкасается с пальцем.
Существует несколько признаков готовности соломенной ленты. Готовая соломенная лента не скручивается в трубочку. Она свободно завивается в кольцо диаметром 7—12 см.
Получить соломенную ленту можно и другими способами. Распластанную соломинку протяните между лезвием ножа и деревянным бруском. Сначала лента декоративным слоем укладывается на брусок. Нож удерживается под углом около 30 °, лезвием к себе. Рука, удерживающая ленту, движется на себя, а рука с ножом — от себя. Движение, как и в первом случае, начинается от середины длины соломинки сначала в одном направлении, затем, перевернув соломинку на бруске, — в другом направлении (рисунок 3.3). Чтобы лента получилась ровной, эту операцию следует проделать несколько раз с изнаночной стороны и завершить выравнивание с лицевой стороны. Вместо ножа можно использовать округлую ручку ножниц.
Самый простой способ получения соломенной ленты — это проглаживание ее не очень горячим утюгом. Однако в этом случае не всегда получается ровной поверхность ленты, так как слой, прикасающийся к утюгу, быстро пересыхает и может потрескаться. Особенно часто такие дефекты появляются на ржаной соломе из нижних участков стебля из-за большой толщины стенок.
Можно избежать замачивания соломки при подготовке соломенной ленты. Перед тем как расщепить соломинку, продуйте ее в течение нескольких секунд сначала с одного конца, затем с другого. После этого расщепите соломинку вдоль и разровняйте одним из приведенных выше способов. Несмотря на то, что во время разравнивания соломинка будет похрустывать, ленты получаются очень хорошего качества.
Если соломенная лента имеет большую толщину, то элементы, выполненные из нее, будут заметно возвышаться над поверхностью, выглядеть грубо, и общий вид композиции ухудшится. Поэтому, когда в работе приходится использовать толстую соломку, с ленты лучше всего частично срезать внутренний излишне толстый слой луба (рисунок 3.4). Подготовленная лента укладывается на твердую ровную поверхность декоративным слоем вниз. Скальпелем или ножом под острым углом, почти параллельно поверхности ленты, начинают срезать тонкую стружку луба, часть слоя остается на ленте, часть удаляется. Если удалить весь луб, то лента станет полупрозрачной и сквозь нее будет просвечиваться фон, а от этого может значительно ухудшиться цветовой баланс композиции.

как срезать внутренний слой луба


В геометрической аппликации набор композиций ведется большим количеством одинаковых по размеру элементов. Чтобы все элементы имели необходимые равные размеры, ленты калибруют на одну ширину. Для получения лент одинаковой ширины их ровняют на деревянном бруске ножом или иголкой. Ленту прокалывают инструментом приблизительно на середине длины, со стороны декоративного слоя, и резким движением протягивают ее к краю вдоль волокон. Затем повторяют движение к другому концу соломенной ленты. Для калибровки можно изготовить совсем несложный инструмент самим: в пробке на необходимом расстоянии друг от друга закрепить две иголки, концы которых выставить на один уровень. Соломенную ленту, в средней ее части, поместить между иголками и протянуть сначала к одному краю, затем, вернувшись к середине, к другому. Чтобы получить из ленты несколько тонких полосок одинаковой ширины, в пробке можно закрепить не две, а большее количество иголок на необходимом интервале одна от другой. В таком случае получают одновременно несколько откалиброванных соломенных лент.

Место встречи пользователей
бывшего Abcool -а и поклонников
аудиокниг здесь -

Спонсорская помощь
проекту создания аудиокниг!

На странице - Контакты

Яндекс.Погода

Подготовка соломы для плетения.

Подготовка соломы для плетения.

Для плетения используют преимущественно ржаную солому,
заготовленную специально вручную в период молочно-восковой спелости.

Длинный, тонкий и ровный стебель ее делится на 4 - 5 междоузлий-коленец,
верхнее - около 50 см.
Толщина отрезков между узлами равномерно уменьшается к верхушке стебля,
что особенно важно при плетении.


Ржаная соломка отличается довольно высокой прочностью и упругостью.
Поэтому она наиболее пригодна для плетения изделий, испытывающих
значительные нагрузки: корзин, сумок, ковриков.
В то же время распаренная и вымоченная в воде, солома становится настолько
гибкой, что из нее можно плести очень мелкие изделия с тонкой отделкой.


В художественных изделиях особенно ценятся интенсивный переливчатый блеск и разнообразная окраска ржаной соломки, имеющая широкую гамму оттенков -
от белого и желто-лимонного до бурого и красно-коричневого.
Пригодна для плетения и пшеничная солома, но она короче, грубее
и толще ржаной.
Мягкую, красивую, с оттенками желтого и зеленоватого цветов овсяную - солому применяют в основном для плетения небольших деталей и в декоративной
отделке изделий.


Заготовленную солому сушат в закрытом, хорошо проветриваемом помещении,
разложив ее нетолстым слоем и периодически переворачивая.
Зеленая солома, высушенная в тени, сохраняет свой цвет.
Если же выдержать ее на солнце примерно 1- 2 дня, она приобретет равномерную
и насыщенную золотистую окраску .


Высушенную солому предварительно обрабатывают.
У каждой соломины ножницами отрезают нижнюю часть стебля и колос,
снимают листья, а затем разрезают на отдельные коленца, удаляя узлы.
Нарезанные коленца сортируют по длине и толщине и связывают в пучки.
Для плетения лучше всего использовать два наиболее тонких верхних коленца стебля, которые имеют равномерную толщину по всей длине.
Остальные части пригодятся в плетении декоративных деталей либо
для аппликации соломкой.


Часть соломы следует оставить в снопах неразрезанной - она может понадобиться
при изготовлении скульптуры или для спирального плетения.
Перед плетением солому необходимо замочить или пропарить.
Чем жестче солома, тем больше времени потребуется для ее запаривания. Свежезаготовленную солому достаточно подержать в воде при комнатной
температуре до 30 мин.


Прошлогоднюю или жесткую солому следует залить кипятком или прокипятить
15 мин и выдержать до тех пор, пока она не станет гибкой (не будет ломаться).
Замоченную солому заворачивают в полиэтиленовую пленку или плотную влажную
ткань и работают, вынимая оттуда необходимое количество соломин.
Не следует замачивать больше дневной нормы материала.
Оставшуюся солому нужно просушить, чтобы она не чернела.


Если на заготовленной соломе появились темные пятна, чтобы
восстановить ее декоративные качества, солому можно отбелить.
Отбеливают солому также и в тех случаях, когда необходимо получить материал
с серебристым оттенком или добиться более яркого и чистого цвета
при окрашивании, например анилиновыми красителями.
Солому при желании можно окрасить в любой цвет натуральными или анилиновыми красителями, а также способом прокаливания.
С помощью натуральных красителей солома окрашивается в зеленый, бурый,
коричневый, красный и близкие к ним цвета.
Так, при кипячении в воде с добавлением луковой шелухи усиливается желтый цвет соломки, с шишками ольхи или дубовой коры она окрашивается в коричневый цвет.
Солома, окрашенная анилиновыми красками, имеет яркий, насыщенный цвет, который
как бы усиливает переливчатый блеск природного материала.
Окраску производят основными или активными анилиновыми красителями.
Из основных применяют следующие марки: аурамин-пасту, фиолетовый К,
синий К, бирюзовый, желтый, родамин Ж, родамин С.


Из активных красителей рекомендуются золотисто-желтый КХ, ярко-желтый 53Х,
ярко-красный 5СХ, фиолетовый 4К, ярко-голубой КХ.
Способы окрашивания анилиновыми красителями указаны на упаковке,
в которой они продаются.
Можно воспользоваться также бытовыми анилиновыми красителями в порошке для хлопчатобумажных тканей или краской «Спектр» в тюбиках для шерсти.

Можно поэкспериментировать с другими красителями, больше фантазии
и различных приемов в работе – большой залог успеха!

Читайте также: