После протаскивания плети и монтажа контрольной трубки концы футляров

Обновлено: 25.04.2024

У подземной прокладки газопроводных магистралей масса преимуществ. Они не портят экстерьер городских зданий и загородный ландшафт, не мешают передвижению транспорта, не заставляют смещать существующие постройки. Но у них есть существенный недостаток – это сложность мониторинга как самой трубы, так и перемещаемой по ней среды.

Мы расскажем, как контрольная трубка на газопроводе помогает следить за состоянием системы. Познакомим с особенностями конструкции этого устройства. Разберем варианты расположения и правила монтажа.

Цель мониторинга состояния подземного газопровода

Проложенные в траншеях газопроводные магистрали нуждаются в регулярном осмотре не менее, чем наземные трассы. Конечно, им не грозят чисто механические повреждения, как это случается с открыто устроенными коммуникациями. Однако причин для беспокойства об их состоянии у газовщиков ничуть не меньше.

Если транспортирующая голубое топливо труба погружена в грунт:

  • Сложно следить за механическим состоянием газопровода, а ведь на его стенки воздействует давление грунта, вес сооружений и пешеходов, а также проезжающего транспорта, если магистраль проходит под шоссе или железнодорожной веткой.
  • Невозможно своевременно выявить коррозию. Ее вызывает агрессивная грунтовая вода, непосредственно грунт, в составе которого есть активно действующие компоненты. Потере первоначальных технических характеристик способствуют технические жидкости, проникающие на глубину заложения трассы.
  • Трудно определить потерю герметичности, появившуюся из-за нарушения целостности трубы или сварного узла. Причиной утраты герметичности обычно является окисление и ржавление металлических трубопроводов, банальный износ полимерных конструкций или нарушение технологии сборки.

Несмотря на то, что прокладка газопроводных магистралей в траншеях предусматривает полную замену агрессивного грунта на грунт с нейтральными свойствами, а устройство в местах возможного пролива технических жидкостей напрочь запрещено, без особых приспособлений они не могут считаться полностью защищенными от химической агрессии.

В результате потери герметичности происходит утечка газа, который как и положено всем газообразным веществам устремляется вверх. Проникая по порам в грунте, газообразное токсичное вещество выходит на поверхность и создает негативные для всего живого зоны над газопроводом.

Возникновение утечки газа из трубопровода угрожает не только нарушением экологического баланса, но и серьезными катастрофическими последствиями: взрывами, разрушениями, пожарами

Кроме того, утечка газа влечет немалые финансовые потери газодобывающей и газотранспортной организации. Причем между ними могут возникнуть разногласия, с которым в суд обращаться даже не стоит, если на футляре газопровода не была установлена контрольная трубка для мониторинга.

Для чего газопроводу футляр?

В устройстве подземных газовых коммуникаций используются, как правило, стальные или полиэтиленовые газовые трубы , способные выдерживать давление проходящей по ним среды. Их прочностные характеристики рассчитаны на нагрузку, создаваемую толщей грунта до 2,0-2,2 м. Однако стандартный трубопрокат не рассчитан на возможную транспортную нагрузку сверху, т.е. над газовой магистралью.

Также не учтено, что трубопроводам, по которым газ перемещается к потребителю, нежелательно проходить под другими коммуникационными линиями. Еще есть геологические и гидрогеологические ограничения, в соответствии с которыми газовую магистраль приходится прокладывать выше установленных норм.

В случае же невозможности найти трассу прокладки, не пересекающую иные инженерные сооружения, согласно предписаниям СНиП 42-01-2002 между трубопроводами необходимо обеспечить безопасную дистанцию по вертикали. Это 0,2 и более метра, что в результате меняет глубину заложения газопровода.

На сложных участках трассы газопровода, требующих защиты трубы от повреждений, прокладка производится в футлярах

Глубину заложения газовой трубы также изменяют, если уложить на нормативной глубинной отметке мешают скальные горные породы или нестабильный уровень подземной воды.

Как защитить газопровод, если дополнительная нагрузка на линию неизбежна? Во всех перечисленных случаях используются футляры, представляющие собой жесткий круглый или полукруглый в сечении кожух из стального сплава, полиэтилена или стеклопластика. Он-то и оберегает путь голубого топлива от вероятных повреждений.

Отметим, что при устройстве защиты газопровода следить за состоянием проложенной в футляре трубы еще сложнее. Чтобы облегчить нелегкую работу обходчиков, сотрудников добывающей отрасли и газоснабжающих структур, производится установка на газопровод контрольной трубки.

Перечислим все возможные предпосылки для устройства футляров с контрольными приспособлениями над газовыми трубопроводами:

  • Близкое расположение подземной газовой магистрали к жилому дому либо общественному зданию.
  • Прокладка газопровода на малой глубине.
  • Устройство под транспортными путями: автомобильными, трамвайными, ж/д путями.
  • Наличие резьбового соединения или сварного шва на электросварных металлических трубах и полиэтиленовых аналогах.
  • «Пересечение», т.е. проход на 0,2 м выше или ниже тепловой сети и прочих коммуникационных линий.
  • Ввод газоснабжающей трубы в дом через несущую стену и вертикальное пересечение перекрытий.
  • Сооружение контрольно-измерительного пункта с защитным ковером. Их устанавливают на протяжении всей трассы через каждые 200 м в пределах городов и прочих населенных пунктов. На свободной от проживания местности устраивают через 500 м.

Все перечисленные варианты кроме пересечения газовой трубой перекрытий, а также обустройство входа и выхода подземной линии на поверхность предусматривают установку на одном из краев футляра контрольной трубки.

Еще в случае установки над проблемным сварным швом допускается использовать не футляры в качестве основания для крепления трубки, а полукруглый металлический кожух.

В обустройстве подземных газопроводов используются стальные, полиэтиленовые и стеклопластиковые футляры. Конструктивно они представляют собой цельные трубы, соединяемые две половины трубы или один полукруглый кожух

Контрольную трубку располагают в удобном для проведения контроля месте. Т.е. с той стороны, с которой подход газовика для проведения мониторинговых операций возможен, безопасен и не требует получения разрешений.

Если в одну траншею укладывают два газопровода, что допускается строительными нормативами, то расположение футляров с подключаемыми к ним трубками должно обеспечить отслеживание обеих систем.

На каждый футляр, предназначенный для защиты газопровода, устанавливается контрольная трубка, необходимая для мониторинга технического состояния подземной системы и определения момента падения давления

Футляры устанавливаются как на вновь прокладываемые линии газопровода, так и на существующие ветки путем прокола или продавливания грунтов. Выходить за пределы шоссе, трасс, несущих стен и прочих сооружений они должны на 2 м с обоих краев.

Конструкция контрольных трубок

Минимальным расстоянием от верха футляра до дневной поверхности по нормативам является 0,8 м, максимальным – 3,0 м. В местах, где не планируется транспортная нагрузка, минимальная мощность грунта над футляром может быть уменьшена до 0,6 м. Пересекаемая толща грунта определяет высоту контрольной трубки, которая должна выходить на поверхность.

Если установка контрольной трубки производится не на футляр, а на полукруглый кожух, представляющий собой верхнюю половину трубы, крепление ее производится после засыпки газопровода слоем песка минимум 10 до 20 см

Конструктивно это контрольное приспособление представляет собой в прямом смысле трубку, зафиксированную одним торцом на футляре или полукруглом кожухе газопровода. Второй выводится на поверхность и снабжается или крышкой-хлопалкой, или муфтой с плотно закручивающейся резьбовой пробкой.

Верхний торец контрольной газовой трубки закрывает либо захлопывающаяся крышка, либо пробка с закручивающейся муфтой. Все устройства выходящие на поверхность запорно-регулирующие устройства газопровода окрашиваются в ярко-желтый цвет

Диаметр контрольных трубок, установка которых производится на футляр или кожух газопровода, по техническим нормативам составляет 32 и 57 мм. Однако производиться они могут по размерам, необходимым заказчикам. В этом случае для выпуска серии трубок разрабатывают проект и утверждают ТУ с требованиями к качеству.

Правила установки и крепления трубки

Крепление контрольной трубки к футляру или полукруглому кожуху газопровода производится в соответствии с материалом трубы и защитной системы.

В монтаже применяется три основных способа:

  • Установка контрольной трубки вместе с приваренным к ее основанию полукруглым металлическим кожухом. Ставят в качестве рядового контрольного пункта на трассу газопровода без футляра после укладки стальной или полиэтиленовой трубы и частичной засыпки ее песком до 0,2 м.
  • Крепление к полиэтиленовому футляру с использованием седлового отвода и переходника с полимера на сталь. Отверстие под фиксацию контрольной трубки просверливается перед установкой футляра.
  • Приварка основания трубки к стальному футляру. Сварной узел устраивают по предварительно просверленному в газовой трубе отверстию.

Если трубка не приваривается непосредственно к газопроводу, то между ее основанием и трубой обязательно находится слой песка. Саму трубку оборачивают полиэтиленовой пленкой или покрывают гидроизоляционным праймером.

В футлярах нового поколения, выполненных из стеклопластика, точка крепления контрольной трубки закладывается в процессе изготовления. Это решение значительно облегчает монтажный процесс. Трубку прикручивают перед установкой и герметизируют стык, после чего заполняют котлован с газопроводом грунтом.

Оформление и обустройство верхушки контрольной трубки производится в соответствии с типом поверхности, через которое она выводится. При наличии твердого покрытия (бетонной плиты, асфальта) над верхушкой располагают защитный колпак, ковер. При отсутствии твердого покрытия трубку выводят на 0,5 м над землей и плавно загибают на 180º.

Схема обустройства выхода контрольной трубки на поверхность зависит от типа именно этой поверхности. Если она проходит через асфальт или бетон, устанавливается ковер, если вокруг несвязный грунт — трубку изгибают

Через контрольную трубку обходчик, обязанный следить за техническим состоянием газовой трубы и плотностью транспортируемого газа, вводит шланг газоанализатора или датчик манометра и снимает показания приборов. Снятые им данные заносятся в журнал обследований.

Информация о нюансах прокладки и обустройства газопроводов пригодятся владельцам загородных участков, желающим подключить собственность к централизованному газоснабжению.

Безусловно, сведения будут крайне полезны и тем, кто намерен организовать автономную сеть с газгольдером и проложенными от него трубами. С установкой контрольной трубки следить за состоянием подземной системы станет намного проще.

У подземной прокладки газопроводных магистралей масса преимуществ. Они не портят экстерьер городских зданий и загородный ландшафт, не мешают передвижению транспорта, не заставляют смещать существующие постройки. Но у них есть существенный недостаток – это сложность мониторинга как самой трубы, так и перемещаемой по ней среды.

Мы расскажем, как контрольная трубка на газопроводе помогает следить за состоянием системы. Познакомим с особенностями конструкции этого устройства. Разберем варианты расположения и правила монтажа.

Из представленной нами статьи вы узнаете, где и в какой последовательности устанавливаются контрольные трубки на газопроводной системе. Ознакомитесь с особенностями крепления их на футлярах и на полукруглых кожухах. Поймете, насколько необходимо отслеживать техническое состояние подземного трубопровода.

Цель мониторинга состояния подземного газопровода

Проложенные в траншеях газопроводные магистрали нуждаются в регулярном осмотре не менее, чем наземные трассы. Конечно, им не грозят чисто механические повреждения, как это случается с открыто устроенными коммуникациями. Однако причин для беспокойства об их состоянии у газовщиков ничуть не меньше.

Если транспортирующая голубое топливо труба погружена в грунт:

  • Сложно следить за механическим состоянием газопровода, а ведь на его стенки воздействует давление грунта, вес сооружений и пешеходов, а также проезжающего транспорта, если магистраль проходит под шоссе или железнодорожной веткой.
  • Невозможно своевременно выявить коррозию. Ее вызывает агрессивная грунтовая вода, непосредственно грунт, в составе которого есть активно действующие компоненты. Потере первоначальных технических характеристик способствуют технические жидкости, проникающие на глубину заложения трассы.
  • Трудно определить потерю герметичности, появившуюся из-за нарушения целостности трубы или сварного узла. Причиной утраты герметичности обычно является окисление и ржавление металлических трубопроводов, банальный износ полимерных конструкций или нарушение технологии сборки.

Несмотря на то, что прокладка газопроводных магистралей в траншеях предусматривает полную замену агрессивного грунта на грунт с нейтральными свойствами, а устройство в местах возможного пролива технических жидкостей напрочь запрещено, без особых приспособлений они не могут считаться полностью защищенными от химической агрессии.

Технологию подземной прокладки используют в устройстве газопроводов высокого, среднего и низкого давления. Уложенные в траншеи трубы не портят ландшафт, не мешают передвижению

Уложенные в закрытые траншеи трубы требуют регулярного осмотра и обслуживания не меньше, чем поверхностные газопроводные ветки

Несмотря на полную замену агрессивных грунтов в траншее, коррозия металлических труб и постепенный износ полимерных трубопроводов фактически неизбежен

Постоянно мониторить необходимо сварные швы, соединяющие как полиэтиленовые, так и электросварные трубы, точки установки арматуры и прочие места возможной утечки газа

В результате потери герметичности происходит утечка газа, который как и положено всем газообразным веществам устремляется вверх. Проникая по порам в грунте, газообразное токсичное вещество выходит на поверхность и создает негативные для всего живого зоны над газопроводом.

Утечка газа может запросто стать причиной серьезной катастрофы, если покинувшее трубу голубое топливо «найдет» в земле какую-либо полость для аккумуляции. При нагреве, к примеру, элементарном воздействии солнечных лучей в знойный летний период, взрыв скопившегося газообразного топлива практически неизбежен.

Последствия утечки в газопроводе

Возникновение утечки газа из трубопровода угрожает не только нарушением экологического баланса, но и серьезными катастрофическими последствиями: взрывами, разрушениями, пожарами

Кроме того, утечка газа влечет немалые финансовые потери газодобывающей и газотранспортной организации. Причем между ними могут возникнуть разногласия, с которым в суд обращаться даже не стоит, если на футляре газопровода не была установлена контрольная трубка для мониторинга.

Для чего газопроводу футляр?

В устройстве подземных газовых коммуникаций используются, как правило, стальные или полиэтиленовые газовые трубы, способные выдерживать давление проходящей по ним среды. Их прочностные характеристики рассчитаны на нагрузку, создаваемую толщей грунта до 2,0-2,2 м. Однако стандартный трубопрокат не рассчитан на возможную транспортную нагрузку сверху, т.е. над газовой магистралью.

Также не учтено, что трубопроводам, по которым газ перемещается к потребителю, нежелательно проходить под другими коммуникационными линиями. Еще есть геологические и гидрогеологические ограничения, в соответствии с которыми газовую магистраль приходится прокладывать выше установленных норм.

В случае же невозможности найти трассу прокладки, не пересекающую иные инженерные сооружения, согласно предписаниям СНиП 42-01-2002 между трубопроводами необходимо обеспечить безопасную дистанцию по вертикали. Это 0,2 и более метра, что в результате меняет глубину заложения газопровода.

Футляр для подземной прокладки трубопроводов

На сложных участках трассы газопровода, требующих защиты трубы от повреждений, прокладка производится в футлярах

Глубину заложения газовой трубы также изменяют, если уложить на нормативной глубинной отметке мешают скальные горные породы или нестабильный уровень подземной воды.

Как защитить газопровод, если дополнительная нагрузка на линию неизбежна? Во всех перечисленных случаях используются футляры, представляющие собой жесткий круглый или полукруглый в сечении кожух из стального сплава, полиэтилена или стеклопластика. Он-то и оберегает путь голубого топлива от вероятных повреждений.

Отметим, что при устройстве защиты газопровода следить за состоянием проложенной в футляре трубы еще сложнее. Чтобы облегчить нелегкую работу обходчиков, сотрудников добывающей отрасли и газоснабжающих структур, производится установка на газопровод контрольной трубки.

Назначение футляра состоит в защите газопровода от вероятных механических, биологических и химических негативных воздействий

Футлярами защищают участки с многочисленными сварными соединениями - потенциальными зонами утечки газообразного топлива

Применяют футляры в случаях уменьшения нормативной глубины закладки трубопровода из-за неблагоприятных геологических и гидрогеологических условий

Если для контроля работы газопроводной системы на трассе устраивают ревизионные колодцы, на входе и выходе в мониторинговый пункт устанавливают футляры

Защиту используют, если трасса газопровода проходит рядом с жилым домом, производственным или общественным объектом

Применение футляра для защиты подземных веток газопровода рекомендовано на участках с неконтролируемым транспортным и пешеходным движением

Перед выводом и после ввода части газопровода на поверхность 2 м подземной прокладки устанавливают в футляр

Прокладку газовых и прочих коммуникаций под ж/д, трамвайными и автомобильными путями производят в футлярах. При этом глубина заложения трубы может быть увеличена

сварку защитного футляра из отдельных труб с усиленной изоляцией (или подготовку элементов сборного защитного футляра к монтажу с постепенным наращиванием в процессе проходки);

Во время прокладки защитного футляра под железнодорожными и автомобильными дорогами необходимо осуществлять постоянный геодезический надзор за осадками дорожной поверхности. Методика геодезических наблюдений устанавливается в ППР.

17.3.3 Рытье рабочего и приемного котлованов следует вести с устройством шпунта или других способов крепления.

Размеры рабочего котлована при закрытом способе прокладки выбирают в зависимости от диаметра трубопровода, глубины его заложения, вида применяемого оборудования и длины проталкиваемого защитного футляра. Ширину котлована подбирают с учетом обеспечения безопасного размещения людей, обслуживающих проходческое оборудование; в котловане устанавливают лестницу для подъема и спуска людей. При неустойчивых грунтах необходимо укрепить стенки котлована; при наличии воды - устроить водосборный приямок, откуда по мере накопления удаляют воду.

При продавливании должно уделяться внимание прочности задней (упорной) стенки, воспринимающей упорные реакции усилий подачи.

Трубная плеть должна иметь опоры на дне рабочего и приемного котлованов на протяжении не менее 8 м с каждой стороны перехода.

17.4 Монтаж рабочей трубной плети в защитном футляре

17.4.1 Перед протаскиванием трубной плети полость футляра должна быть очищена от мусора, неровности кольцевых стыков зашлифованы.

17.4.2 На трубной плети в пределах размера защитного футляра необходимо смонтировать опорно-центрирующие устройства.

17.4.3 Кабель связи должен размещаться в автономном футляре, располагаемом в верхней части плети. Допускается осуществлять прокладку футляра для кабеля связи методом прокола вне защитного футляра трубопровода.

17.4.4 Укладку трубной плети в защитный футляр следует осуществлять путем протаскивания ее с помощью кранов-трубоукладчиков, трактора или лебедки.

17.4.5 После размещения трубной плети в защитном футляре необходимо проверить отсутствие металлического контакта между трубопроводом и защитным футляром (сопротивление между ними должно быть более 0,25 Ом) и произвести второй этап испытаний на прочность и герметичность гидравлическим способом одновременно с прилегающими участками в зависимости от категории участка по требованиям раздела 19.

17.4.6 По окончании работ по прокладке плети в защитном футляре необходимо выполнить монтаж манжет, вытяжной свечи и другие работы, предусмотренные проектом перехода.

17.4.7 Перед засыпкой конца защитного футляра все металлические наружные части, которые будут находиться в грунте, следует изолировать, а части на поверхности покрыть краской.

17.5 Концевые манжеты. Проверка герметичности межтрубного пространства

17.5.1 Манжеты следует монтировать с условием образования гофры между плетью и футляром, которая должна служить компенсатором при осевых и радиальных перемещениях трубопровода, возникающих от изменения температуры и давления.

17.5.2 После установки манжет должна проверяться герметичность межтрубного пространства сжатым воздухом давлением 0,01 МПа в течение 6 ч. При этом потеря давления не должна превышать 1%.

17.5.3 При засыпке защитного футляра манжеты должны быть защищены от механических повреждений грунтом засыпки.

17.6 Строительство переходов без защитных футляров

17.6.1 Прокладку трубопровода без защитного футляра следует применять на пересечениях автомобильных дорог низкой категории (грунтовые дороги, полевые, лесные и дороги с интенсивностью движения до 100 ед./сут и выполнять из труб с утолщенной стенкой или с принятием дополнительных мер по защите трубопровода (увеличенное заглубление, укрытие траншеи железобетонными плитами и установкой указательных знаков в местах пересечения грунтовых дорог с трубопроводом), которые определяются проектной документацией.

17.6.2 При открытом способе строительства переходов без защитного футляра следует применять два способа организации работ:

Работы по строительству перехода без защитного футляра с устройством объезда выполняются в следующей последовательности: разработка траншеи на прилегающих участках; устройство объезда; рытье траншеи на переходе дороги; укладка трубной плети в траншею; засыпка трубной плети с восстановлением насыпи.

17.6.3 При строительстве переходов трубопроводов через автомобильные дороги без устройства защитных футляров следует обеспечить:

уплотнение грунта за пределами земляной насыпи дороги под трубопроводом в границах перехода до величины не менее 0,9 естественной плотности грунта;

18 Особенности строительства трубопроводов в сложных природных условиях

18.1 На многолетнемерзлых грунтах

18.1.1 Подготовительные трассовые работы и основные работы по сооружению трубопроводов, прокладываемых в многолетнемерзлых грунтах, должны выполняться в основном в зимнее время с использованием грунтов в качестве оснований по 1 принципу согласно СП 25.13330. В летний период года должны выполняться внетрассовые подготовительные работы, содержание которых приведено в разделе 7 настоящего свода правил.

С целью обеспечения возможности спуска обслуживающего персонала в колодце предусматриваются металлические стремянки или скобы.

В местах прохода газопровода через стенки колодцев следует предусматривать футляры, выходящие не менее чем на 2 см за стенки. Диаметр футляра принимается исходя из условий обеспечения выполнения строительно-монтажных работ, в том числе его герметизация, и с учетом возможных смещений газопровода.

4.50 Для защиты от механических повреждений контрольных трубок, контактных выводов контрольно-измерительных пунктов, водоотводящих трубок конденсатосборников, гидрозатворов и арматуры следует предусматривать коверы, которые устанавливают на бетонные железобетонные подушки, располагаемые на основании, обеспечивающем их устойчивость.

4.51 При прокладке газопровода под проезжей частью дороги с усовершенствованным дорожным покрытием отметки крышек колодца и ковера должны соответствовать отметке дорожного покрытия, в местах отсутствия проезда транспорта и прохода людей - быть не менее чем на 0,5 м выше уровня земли.

При отсутствии усовершенствованного дорожного покрытия вокруг колодцев и коверов предусматривают устройство отмостки шириной не менее 0,7 м с уклоном , исключающим проникновение поверхностных вод в грунт близ колодца (ковера).

17.2.13 Перед укладкой рабочей плети в футляр необходимо произвести первый этап гидравлических испытаний трубопровода в соответствии с разделом 19.

Режимы (скорость, смазка опорных элементов и т.п.) проталкивания или протаскивания плети определяются в ППР.

17.2.15 После сварки с прилегающими участками магистрального трубопровода производится второй этап гидравлических испытаний в соответствии с разделом 19.

17.3 Закрытый способ прокладки защитного футляра

проколом - для трубопроводов диаметром до 530 мм в мягких суглинистых и глинистых грунтах нормальной влажности, не содержащих твердых включений;

сварку защитного футляра из отдельных труб с усиленной изоляцией (или подготовку элементов сборного защитного футляра к монтажу с постепенным наращиванием в процессе проходки);

Во время прокладки защитного футляра под железнодорожными и автомобильными дорогами необходимо осуществлять постоянный геодезический надзор за осадками дорожной поверхности. Методика геодезических наблюдений устанавливается в ППР.

17.3.3 Рытье рабочего и приемного котлованов следует вести с устройством шпунта или других способов крепления.

Размеры рабочего котлована при закрытом способе прокладки выбирают в зависимости от диаметра трубопровода, глубины его заложения, вида применяемого оборудования и длины проталкиваемого защитного футляра. Ширину котлована подбирают с учетом обеспечения безопасного размещения людей, обслуживающих проходческое оборудование; в котловане устанавливают лестницу для подъема и спуска людей. При неустойчивых грунтах необходимо укрепить стенки котлована; при наличии воды - устроить водосборный приямок, откуда по мере накопления удаляют воду.

При продавливании должно уделяться внимание прочности задней (упорной) стенки, воспринимающей упорные реакции усилий подачи.

Трубная плеть должна иметь опоры на дне рабочего и приемного котлованов на протяжении не менее 8 м с каждой стороны перехода.

17.4 Монтаж рабочей трубной плети в защитном футляре

17.4.1 Перед протаскиванием трубной плети полость футляра должна быть очищена от мусора, неровности кольцевых стыков зашлифованы.

17.4.2 На трубной плети в пределах размера защитного футляра необходимо смонтировать опорно-центрирующие устройства.

17.4.3 Кабель связи должен размещаться в автономном футляре, располагаемом в верхней части плети. Допускается осуществлять прокладку футляра для кабеля связи методом прокола вне защитного футляра трубопровода.

17.4.4 Укладку трубной плети в защитный футляр следует осуществлять путем протаскивания ее с помощью кранов-трубоукладчиков, трактора или лебедки.

17.4.5 После размещения трубной плети в защитном футляре необходимо проверить отсутствие металлического контакта между трубопроводом и защитным футляром (сопротивление между ними должно быть более 0,25 Ом) и произвести второй этап испытаний на прочность и герметичность гидравлическим способом одновременно с прилегающими участками в зависимости от категории участка по требованиям раздела 19.

17.4.6 По окончании работ по прокладке плети в защитном футляре необходимо выполнить монтаж манжет, вытяжной свечи и другие работы, предусмотренные проектом перехода.

17.4.7 Перед засыпкой конца защитного футляра все металлические наружные части, которые будут находиться в грунте, следует изолировать, а части на поверхности покрыть краской.

17.5 Концевые манжеты. Проверка герметичности межтрубного пространства

17.5.1 Манжеты следует монтировать с условием образования гофры между плетью и футляром, которая должна служить компенсатором при осевых и радиальных перемещениях трубопровода, возникающих от изменения температуры и давления.

17.5.2 После установки манжет должна проверяться герметичность межтрубного пространства сжатым воздухом давлением 0,01 МПа в течение 6 ч. При этом потеря давления не должна превышать 1%.

17.5.3 При засыпке защитного футляра манжеты должны быть защищены от механических повреждений грунтом засыпки.

17.6 Строительство переходов без защитных футляров

17.6.1 Прокладку трубопровода без защитного футляра следует применять на пересечениях автомобильных дорог низкой категории (грунтовые дороги, полевые, лесные и дороги с интенсивностью движения до 100 ед./сут и выполнять из труб с утолщенной стенкой или с принятием дополнительных мер по защите трубопровода (увеличенное заглубление, укрытие траншеи железобетонными плитами и установкой указательных знаков в местах пересечения грунтовых дорог с трубопроводом), которые определяются проектной документацией.

17.6.2 При открытом способе строительства переходов без защитного футляра следует применять два способа организации работ:

Работы по строительству перехода без защитного футляра с устройством объезда выполняются в следующей последовательности: разработка траншеи на прилегающих участках; устройство объезда; рытье траншеи на переходе дороги; укладка трубной плети в траншею; засыпка трубной плети с восстановлением насыпи.

17.6.3 При строительстве переходов трубопроводов через автомобильные дороги без устройства защитных футляров следует обеспечить:

Читайте также: