Рабочая тетрадь по бисероплетению

Обновлено: 13.06.2024

Дидактическое пособие создано в связи с недостаточностью печатного издания: схемы и последовательность выполнения изделий выпускаются издательствами в малоформатном исполнении. А по одной книге или схеме в книге очень неудобно работать группе детей. Данные обстоятельства требуют от педагога усовершенствования, создания и размножения схем и других видов наглядности, приведения методического материала в доступную форму для детей. Пособие выполнено для практических занятий с обучающимися 7-12 лет в мастерской «Стильная штучка» по общеобразовательной программе «Бусинка». Знакомя детей с искусством плетения бисером, педагог приобщает их к родной культуре и знакомит с природой родного края.Пособие разработано с целью формирования умений использовать различные техники плетения бисером при изготовлении цветов. Данное пособие поможет освоению основных техник плетения бисером на проволоке, изучению способов сборки цветов и их декорированию; способствует развитию образного мышления, творческого воображения и фантазии; воспитывает бережное отношение к природе, возбуждает интерес к созданию цветов и композиций из бисера.

Муниципальное бюджетное учреждение

"Дом детского творчества "

Дидактическое пособие

«Плетение цветов из бисера»

Пояснительная записка

Мы устали от того, что нас окружают вещи массового машинного производства, хочется чего-нибудь особенного, рукотворного, хранящего частицу души мастера. После длительного перерыва снова необычайно популярна работа с бисером. Из бисера можно творить чудеса: великолепные картины, роскошные украшения, нарядные бытовые мелочи.

Дидактическое пособие создано в связи с недостаточностью печатного издания: схемы и последовательность выполнения изделий выпускаются издательствами в малоформатном исполнении. А по одной книге или схеме в книге очень неудобно работать группе детей. Данные обстоятельства требуют от педагога усовершенствования, создания и размножения схем и других видов наглядности, приведения методического материала в доступную форму для детей.

Пособие выполнено для практических занятий с обучающимися 7-12 лет в мастерской «Стильная штучка» по общеобразовательной программе «Бусинка». Знакомя детей с искусством плетения бисером, педагог приобщает их к родной культуре и знакомит с природой родного края.

Использование дидактических материалов детьми увеличивает время на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя «работу рук и работу ума», а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным воспитанникам, вести индивидуальную работу с детьми. Дидактическое пособие направлено на освоение, углубление умений и навыков в работе с бисером при изготовлении полевых цветов.

Пособие разработано с целью формирования умений использовать различные техники плетения бисером при изготовлении цветов.

Данное пособие поможет освоению основных техник плетения бисером на проволоке, изучению способов сборки цветов и их декорированию; способствует развитию образного мышления, творческого воображения и фантазии; воспитывает бережное отношение к природе, возбуждает интерес к созданию цветов и композиций из бисера.

Дидактическое пособие содержит схемы плетения цветов и листьев на проволоке в разных техниках, цветные иллюстрации цветов и листьев, стилизованные рисунки данных растений, примерные эскизы расположения цветов, листьев при оформлении композиций и готовых работ. Таким образом, при выполнении изделий предоставляется выбор моделей цветов учащимися для своей композиции. В практике нередки случаи, когда удачная творческая работа одного ребенка привлекает внимание другого, вызывает интерес и стремление к созданию своих собственных изделий, поиску более сложных техник и композиций.

Данные схемы, иллюстрации, эскизы, техники плетения отобраны и систематизированы для детей с разными возможностями и представлены детям в доступной форме. Для того чтобы ребенок действительно развивался в процессе занятий, нужно давать ему возможность самому придумывать, комбинировать, создавать, пробовать. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к бисероплетению.

Изучив технологию, обучающиеся применяют свои знания и навыки при плетении различных изделий из бисера, плетут параллельным и игольчатым плетением, собирают из цветов букеты и составляют композиции. Лучшие работы выставляются на выставках различного уровня, а их фотографии будут пополнять данный дидактический материал. Пособие используется и при закреплении пройденного материала. Данный дидактический материал может быть рекомендован педагогам дополнительного образования соответствующего направления.

Материалы и инструменты, необходимые для работы

1. Бисер. Работать легче с крупным бисером, изделие получается изящнее. Размер бисера обозначают номером: чем больше номер, тем мельче бисер.



2. Проволока. Она должна быть достаточно тонкой, чтобы проходить через бисер не менее двух раз, и в то же время быть достаточно толстой, чтобы выдержать вес бисера, не провисая при этом. Обычно используют проволоку толщиной 0,2-0,3 мм.


3. Тейп - лента - флористическая, прочная, эластичная лента шириной 13 мм с легким клеящим эффектом, для декорирования стеблей и листьев.



4. Материалы для декорирования: корзинки, сосуды разных форм, рамки, атласные ленты, бусины и т.д.








5.Инструменты: ножницы, иглы.



Ромашка

Тема: Из истории бисера. Параллельное низание. Плетение листиков.

Оборудование: бисер разных размеров и цветов, металлическая проволока, ножницы, коробочки для хранения бисера, контейнер (обычная крышка) для работы с бисером.

Познакомить ребят с историей возникновения бисероплетения.

Познакомить ребят с разным видом бисера.

Познакомить ребят с техникой параллельного низания.

Ход занятия:

-Ребята сегодня вы отправляетесь в увлекательное путешествие по стране рукоделия. Этот кружок был создан для того, чтобы помочь вам, дорогие ребята, приобщиться к старинному ремеслу — бисерному рукоделию.

-Вы спросите, а когда же появилось это увлекательное ремесло? Давайте обратимся к истории.

История бисера связана с возникновением стеклоделия. Но до сих пор никто точно не знает где и когда появилось стекло. Существует легенда, согласно которой первыми открыли секрет его изготовления финикийцы. В легенде говорится о том, что финикийские купцы, плавая, оказались в Сирии. Однажды они высадились на берег и решили приготовить себе еду на огне. Они стали искать большие камни, чтобы поставить на них горшок. Не найдя ничего, купцы использовали для этой цели крупные куски селитры (соединение натрия) из груза корабля. От сильного жара селитра расплавилась и соединилась с речным песком и потекла струёй жидкого стекла. Так или как – то по-другому было изобретено стекло.

С Египтом связано первое упоминание о бисере. Его название происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», что означает «фальшивый жемчуг».

В России благодаря М.В.Ломоносову, в 1754 году была построена фабрика по изготовлению бисера в Усть-Рудице под Оренбургом.

-Ребята, а как вы думаете, бисеринки бывают разные, или они все одинаковые?

-Вы правы, есть бисер, бусины, стеклярус, паетки и т.д. Давайте познакомимся с каждым видом отдельно:


БИСЕР –это мелкие круглые или многогранные шарики из стекла, металла, пластмассы, кости со сквозными отверстиями для низания.


БУСИНЫ – они крупнее, чем бисер.


СТЕКЛЯРУС – это трубочки из цветного стекла, используемые для украшения одежды и интерьеров.


СТРАЗЫ – это имитация драгоценного камня, делается из свинцового стекла (получили своё название от имени французского ювелира Страза).


БЛЁСТКИ – это маленькие плоские блестящие кружочки или пластинки другой формы для украшения одежды.


ПАЕТКИ – это плоские разноцветные металлические кружочки.


ПУГОВИЦЫ – это застёжки разнообразной формы с ушками или отверстиями для пришивания.


ПРОВОЛОКА – предназначена для низания бисера.


ЛЕСКА – предназначена для низания бисера при изготовлении украшений.

-Начнём наше знакомство с параллельного плетения. Приготовьте проволоку и отрежьте 30 см. Выберите бисер любого цвета, отсыпьте его в специальный контейнер для удобства работы. Начиная работу, наберите на правый конец проволоки три бисерины (рис. 1, а) и замкните элемент (рис, 1, б) левым концом проволоки, пройдя через последние две бисерины (рис. 1, в). Затяните концы проволоки (рис. 1, г).



Рис. 1 Листик из бисера схема плетения.

Нанижите на правый конец проволоки три бисерины (рис. 1, д) и пройдите через них левым концом проволоки (рис. 1, е) начиная с последней набранной бисерины, затяните концы (рис, 1, ж). Наберите на правый конец проволоки четыре бисеринки и пройдите через них левым концом проволоки (рис 1, з). Концы проволоки затяните.

На этом расширение листика закончилось. Со следующего ряда ширина листика уменьшается. Наберите на правый конец три бисерины и пройдите через них левым концом проволоки (рис, 1, и). Далее в каждом ряду число бисеринок уменьшается на одну бисеринку до тех пор, пока в очередном ряду не останется только одна (рис. 1, к).

Расширение листика или лепестка можно делать от трех до восьми бисеринок (рис, 2, в, г), если бисер очень мелкий, то количество бисеринок можно увеличить. Длина листика также может быть увеличена (рис. 2, а, б). Для этого надо сплести несколько рядов с одним и тем же количеством бисеринок в месте максимального расширения листика или лепестка.


Рис. 2 Варианты плетения листиков из бисера.

Например, вам надо сплести листик шириной в пять бисеринок, но длиннее обычного, Вы плетёте листик от одной до пяти бисеринок, увеличивая на одну бисеринку в каждом ряду. Дойдя до пяти бисеринок, вы делаете два или более рядов с одним количеством бисеринок, в нашем случае это пять, затем начинаете уменьшать на одну бисеринку в каждом ряду и заканчиваете плетение одной бисеринкой. Скручиваете проволоку и листик готов (рис. 2 а, б, в, г).

-Сегодня Вы познакомились с первым приёмом плетения бисером. Вы сделали первый шаг к изготовлению своей первой работы. Сплетя пять таких же по цвету и по размеру заготовок, Вы в результате получите лепесточки для цветочка, а добавив к ним два зелёных листика, выполненных той же техникой, и собрав всё вместе, у Вас получится красивый цветочек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово «Бисер» произошло от арабского «бусра» или «бусер», что означает «фальшивый жемчуг», то есть сделанный из стекла вручную. С изобретением стеклоделия бусинки становились все мельче и разнообразнее, так появился бисер.

Первыми изготовление бисера освоили древние египтяне 664-535 г. до н.э.

Вслед за египтянами искусство изготовления бисера переняли сирийцы, далее жители Римской Империи, где центром стеклоделия на долгие годы оставалась Венеция.

В конце XVII - начале XVIII века бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу XVIII века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия). Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла.

На Руси история бисера началась с Ломоносова М.В., который 1752 году получил разрешение на постройку Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом. У нас стали изготавливать граненые камни и броши, стеклярус и бисер, заглушенные цветные стекла для мозаики.

Виды и калибровка бисера Бисер – маленькие декоративные шарики с отверстием для нанизывания на нитку или проволоку Стеклярус - модификация бисера, представляет вытянутые трубочки с отверстием для нанизывания. Рубка - модификация бисера, представляет короткие трубочки с отверстием для нанизывания. Пайетки — это маленькие тонкие чешуйки с отверстием в центре, иногда и сбоку (круглыми, квадратными, овальными, в виде колечек, цветочков, сердечек и т.д.)

Виды и калибровка бисера

шарики с отверстием для нанизывания на нитку или проволоку

  • Стеклярус-модификация бисера, представляет вытянутые трубочки с отверстием для нанизывания.
  • Рубка-модификация бисера, представляет короткие трубочки с отверстием для нанизывания.
  • Пайетки—это маленькие тонкие чешуйки с отверстием в центре, иногда и сбоку (круглыми, квадратными, овальными, в виде колечек, цветочков, сердечек и т.д.)

Виды техники плетения 1. Берём проволоку, набираем на неё бисеринки 1-го и 2-го ряда, в общем счёте 3 бисерины. 2. Потом берём один конец проволоки и пропускаем его через 2 бисеринки, навстречу другому. Во время плетения, концы проволочек надо направлять друг на друга. После того как пропустили через бисеринки, берём проволочки с обеих сторон и затягиваем. Концы должны быть примерно одинаковой длины. Плоское параллельное плетение 3. После того как затянули, берём один конец проволоки и нанизываем на него 4 бисеринки. Так же пропускаем другой кончик проволочки, через эти 4 бисеринки и далее затягиваем. 4. Продолжаем по аналогичной схеме столько рядов, сколько вам надо. Когда будет выполнен последний ряд изделия, кончики проволоки крепко скручиваем, это делается для того, чтобы изделие не рассыпалось.

Виды техники плетения

1. Берём проволоку, набираем на неё бисеринки 1-го и 2-го ряда, в общем счёте 3 бисерины.

2. Потом берём один конец проволоки и пропускаем его через 2 бисеринки, навстречу другому. Во время плетения, концы проволочек надо направлять друг на друга. После того как пропустили через бисеринки, берём проволочки с обеих сторон и затягиваем. Концы должны быть примерно одинаковой длины.

Плоское параллельное плетение

3. После того как затянули, берём один конец проволоки и нанизываем на него 4 бисеринки. Так же пропускаем другой кончик проволочки, через эти 4 бисеринки и далее затягиваем.

4. Продолжаем по аналогичной схеме столько рядов, сколько вам надо. Когда будет выполнен последний ряд изделия, кончики проволоки крепко скручиваем, это делается для того, чтобы изделие не рассыпалось.

 Схемы плоского параллельного плетения

Техника французского плетения чаще всего используется, когда нужно сплести цветы из бисера . Давайте поподробней рассмотрим и освоим эту технику.

Для французской техники плетения бисер нанизывается сначала на ось, а потом на другой конец проволоки которым плетётся.

В качестве оси разрешено применять наиболее твердую проволоку. Если такой не имеется – разрешено низать на обычную, того диаметра, которым вы плетёте изделие из бисера.

а) На ось наберите нужное количество бисерин. На второй конец проволоки тоже набираем нужное количество бисера и начинаем плести.

б) Рабочий конец проволоки с бисером, располагаем параллельно оси изделия и закрепляем вверху вокруг оси одним витком проволоки.

в) Таким же образом делаем еще дугу.

Далее продолжаем плести по этому же принципу.

Игольчатую технику чаще используют для плетения тычинок, веточек.

Готовые элементы выглядят как иголочки из бисера. Для плетения может использоваться нить, леска или проволока (в зависимости от вида изделия и сферы его применения).

Схемы игольчатого плетения

Петельная техника плетения применяется для плетения множества видов деревьев, зелени и цветов. Техника очень проста, и представляет собой набор петель из бисера. Петли могут быть одинарными, скрученными, а также одиночными или непрерывными, вложенными одна в другую и т.д. Разнообразие создания петель в одной только данной технике, открывает перед нами большие возможности по созданию несложных и в тоже время интереснейших работ, будь то деревья, или цветочные элементы и зелень.

Варианты создания петель

Для создания простой одиночной петли, необходимо набрать нужное количество бисеринок на проволоку и скрутить оба ее конца точно под образовавшейся петлей из бисера и вплотную к нему. Петля готова. Если нам достаточно одной петли, чтобы закончить элемент, то скрутите проволоку еще пару раз и придайте форму петле, как на рисунке (она может быть округлой, продолговатой и др.).

Если нам необходимы несколько петель на одной проволоке, то по такой же схеме, на расстоянии примерно 0,5-1 см (в зависимости от изделия, над которым вы работаете) плетем столько петель, сколько нам необходимо. В итоге мы получаем непрерывные одиночные петли, как показано на рисунках.

 Перекрещивающиеся петли Перекрещивающиеся петли - это две одинарные петли, скрещенные в верхней части. Они могут быть в три ряда или в четыре рис.18, рис.19. Перекрещенная петля в три ряда представляет собой 3 ряда проволоки с бисером и один задний голый (рис.19). Перекрещенная петля в четыре ряда представляет собой 4 ряда проволоки с бисером. Петли можно делать плоскими или объемными. Непрерывные петли Непрерывные петли - это непрерывный ряд из простых петель на одной проволоке, образующий полоску из петель бок о бок по отношению друг к другу. Расстояние между петлями может варьироваться, в зависимости от выполняемого изделия. Они могут находиться близко друг к другу, но не находить одна на другую. А могут и располагаться с небольшим внахлест одна на другую. Обвивающие петли Обвивающая петля - это простая петля, вокруг которой обернута одна или несколько еще таких же простых петель. Если на одной проволоке выполнить несколько таких петель, то мы получим ряд из непрерывных обвивающих петель.

Перекрещивающиеся петли Перекрещивающиеся петли - это две одинарные петли, скрещенные в верхней части. Они могут быть в три ряда или в четыре рис.18, рис.19. Перекрещенная петля в три ряда представляет собой 3 ряда проволоки с бисером и один задний голый (рис.19). Перекрещенная петля в четыре ряда представляет собой 4 ряда проволоки с бисером. Петли можно делать плоскими или объемными.

Непрерывные петли Непрерывные петли - это непрерывный ряд из простых петель на одной проволоке, образующий полоску из петель бок о бок по отношению друг к другу. Расстояние между петлями может варьироваться, в зависимости от выполняемого изделия. Они могут находиться близко друг к другу, но не находить одна на другую. А могут и располагаться с небольшим внахлест одна на другую.

Обвивающие петли Обвивающая петля - это простая петля, вокруг которой обернута одна или несколько еще таких же простых петель. Если на одной проволоке выполнить несколько таких петель, то мы получим ряд из непрерывных обвивающих петель.

Принцип плетения схож с плоским параллельным плетением, но ряды бисеринок располагаются не на одной плоскости, а друг над другом. Плетение ведётся на проволоке или леске. Наиболее простой вид техники для плетения объёмных изделий из бисера. Хотя сфера применения данной техники очень разнообразна, наиболее часто эта техника используется для плетения объёмных животных (тем не менее, можно встретить и иные изделия, сплетённые в этой технике, и даже украшения). Данная техника также имеет несколько разновидностей. Наибольшее распространение имеет самый простой вариант - плетение на двух концах одного отрезка проволоки (или лески), но также встречаются и варианты, в которых для основного плетения используется большее количество отрезков проволоки (лески).

Сетчатое или ажурное плетение, часто используется для оплетения различных предметов (пасхальных яиц, ёлочных шаров, вазочек и т.д.), а также в качестве элементов украшений. Внешне выглядит как сетка из бисеринок. Для плетения может использоваться нить или леска (иногда - даже проволока).

Готовое полотно выглядит как кирпичная кладка: бисеринки располагаются рядами (в рядах они лежат горизонтально), причём каждый ряд имеет смещение на полбисеринки по отношению к соседним рядам. Это плотное плетение - бисеринки плотно прилегают друг к другу, между ними практически не остается промежутков. Для плетения может использоваться нить или леска. Эта техника хорошо подходит для создания фигурных изделий, как плоских, так и объёмных.

Название данная техника получила по виду рисунка, который образуется при плетении – мозаика . Достигается это путем расположения бисерин в строгом порядке, с небольшим смещением по отношению друг над другом. Мозаичное плетение – один из самых плотных видов плетения, у него есть еще одно название – peyote .

Мозаика – плотное плетение, в нем бисерины очень расположены очень близко друг к другу, поэтому важно выбрать хорошо откалиброванный бисер. Рубка также не пойдет, т.к. ее неровные края будут перетирать леску или нить. Для этой техники очень подходит цилиндрический бисер, рисунок получается ровным и аккуратным. Также нужно подобрать бисер с широким внутренним отверстием, т.к. в одну и ту же бисерину в некоторых случаях придется вдевать леску несколько раз. Обращайте внимание и на степень натяжения нити – оно должно быть средним, не слишком сильным и не слишком слабым.

Техника четного мозаичного плетения

1. Вденьте леску в иглу и закрепите стартовую бисерину («стоп-бисерину») на расстоянии примерно 10 см от края лески. В дальнейшем при плетении она немного сместится к краю.

3. Длина цепочки должна быть чуть меньше ширины предполагаемого изделия, т.к. в процессе плетения она немного сожмется.

4. Проденьте еще одну бирюзовую бисерину (№ 9)и протяните леску в персиковую бисерину № 7.

5. Нанижите еще одну бирюзовую бисерину (№10) и проденьте иглу в бисерину № 5.

6. Продолжаем до конца ряда и переворачиваем

7. При переходе на следующий ряд леску нужно нанизать новую бисерину (№13, персиковая) для начала следующего ряда

8. Следующий ряд продолжаем в обратном порядке – нанизываем персиковые бисерины и закрепляем леску в бирюзовых, не забывая равномерно подтягивать леску и расправлять плетение

Техника нечетного мозаичного плетения 1. Наберите первый ряд из 8 бисерин одного цвета, его удобно набирать двумя иглами (двумя концами нити), затем продолжить плетение одной иглой, не забыв закрепить лишнюю нить 2. Можно также набрать первый ряд одной иглой, для этого нужно по два раза прикрепить соседние бисерины друг к другу 3. Еще один вариант плетения первого ряда – обычная мозаичная цепочка из двух бисерин в ряд 4. Второй ряд плетем бисером другого цвета путем продевания лески в расстояние между бисеринами первого ряда 5. Продолжаем плетение по рисунку.

Техника нечетного мозаичного плетения

1. Наберите первый ряд из 8 бисерин одного цвета, его удобно набирать двумя иглами (двумя концами нити), затем продолжить плетение одной иглой, не забыв закрепить лишнюю нить

2. Можно также набрать первый ряд одной иглой, для этого нужно по два раза прикрепить соседние бисерины друг к другу

3. Еще один вариант плетения первого ряда – обычная мозаичная цепочка из двух бисерин в ряд

4. Второй ряд плетем бисером другого цвета путем продевания лески в расстояние между бисеринами первого ряда

5. Продолжаем плетение по рисунку.

Двойная или тройная мозаика Отличается от обычной тем, что за один прием на леску нанизывается две или три бисерины. Этот способ быстрее обычной мозаики и позволяет добавлять при плетении крупные бусины или стеклярус Нумерация рядов в мозаике Ряды в мозаичном плетни нумеруются и читаются по схеме в направлении по диагонали. Бисерины, которые мы набираем сначала составляют первые два ряда, третий ряд формирует второй из первого и т.д. На рис. 13 понятно изображена схема рядов мозаичного плетения.

Двойная или тройная мозаика

Отличается от обычной тем, что за один прием на леску нанизывается две или три бисерины. Этот способ быстрее обычной мозаики и позволяет добавлять при плетении крупные бусины или стеклярус

Нумерация рядов в мозаике

Ряды в мозаичном плетни нумеруются и читаются по схеме в направлении по диагонали. Бисерины, которые мы набираем сначала составляют первые два ряда, третий ряд формирует второй из первого и т.д. На рис. 13 понятно изображена схема рядов мозаичного плетения.

http://studio4you.ru/images/Detskie/Master-klass/1303124636_scgynwfm.jpg

Рабочая тетрадь «Волшебная бусинка» содержит задания, контрольные вопросы, тесты блока «Бисероплетение» дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программе художественной направленности «Студия мастерства» (1-й год обучения).

Главное в разработанном пособи и - не его форма, а составляющие пособие задания, построенные по системе развивающего обучения, некоторые задания сопровождаются рисунками.

В процессе выполнения подобных заданий у обучающихся развиваются умения анализа, синтеза, выделения существенных признаков, обобщения.

Данная рабочая тетрадь способствует решению проблемы дифференциации и индивидуализации процесса обучения и развития , направлена на формирование и развитие общеучебных интеллектуальных умений, реализующих учебную деятельность .

http://tkalez.com/wp-content/uploads/2012/06/Ukrash-praviteley-Egipta.jpg

Название – бисер происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», т.е. фальшивый жемчуг. Римляне, завоевав Египет, распространили производства стекла и бисера в Римской империи, а затем в Византии. После завоевания Византии турками много стекольных дел мастеров переселилась в Венецию. Здесь производство обосновалось на долгие годы. Венеция стала главным центром и поставщиком бисера в Европе. Производство стекла было перенесено на остров Мурано с целью сохранения тайны изготовления стекла – Муранского стекла. Мастерам-стекольщикам под страхом смертной казни запрещалось выезжать за границу.

В ХVIII веке появились конкуренты – Богемия (Северная Чехия). У них была своя технология изготовления стекла. Бисерное украшение одежды было настолько популярным, что становилось знаком богатства. На языке бисероплетения можно было узнать многое о владельце – из какой местности, какого рода, знатен ли, женат ли. Но особенно в ХIХ веке во Франции появились изысканные украшения – в отделке были и бисер, и стеклярус.

История происхождения бисера в России

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/1f/52/a8/1f52a8f3744afa4a719a68c339dfbdfa.jpg

А что же у нас в России? Издавна стеклянные бусы были известны и здесь. На Руси стеклоделие также издавна известно. Раскопки городищ и курганов свидетельствуют нам о том, что наши предки были знакомы со стеклянными изделиями не только благодаря торговле и обмену с западными и восточными купцами. Огромное количество стеклянных бус и поделок найдено в Новгороде, Киеве, Чернигове и др. центрах. Интерес к бисеру появился в ХVII веке. В 1676 году в Москву прибыли первые венецианские мастера-стекольщики, но построенное дело просуществовало 30 лет. А в 1724 году ещё раз в России предприняли попытку создать стекольное дело, и в частности, бисерное, но опять ненадолго.

http://i1.biser.info/files/images/biser.info_82500_bisernyje-ch-otki_1369573963.jpg

Интерес русских модниц постепенно приобретал обороты. И наконец, в 1754 году была открыта фабрика по производству бисера, стекляруса, стекла для мозаики. Особые старания приложил М.В. Ломоносов, хотя ещё долгое время бисер продолжали ввозить из Европы. В России появилось бисерное рукоделие. Появились вышивки-картины, панно, бисером расшивали оклады икон, образки, появились бисерные чётки.

Вплоть до 20-х годов ХХ – го века бисерное украшение радовало и очаровывало. Модницы особенно любили платья с бисерной бахромой, которая создавала эффект мерцания во время джазовых танцев. В конце ХХ-го века снова наступило время возрождения бисероплетения. Талантливые мастера бережно сохраняли своё искусство. И сейчас этот вид рукоделия снова радует нас своей неповторимостью, изяществом. Бисером украшают бижутерию и одежду, кошельки, сумочки, воротнички, пояса и другие аксессуары.

Вы можете самостоятельно сделать множество красивых вещей, всё зависит от опыта, умения, желания и терпения. Именно терпения, потому что любое женское рукоделие требует терпения.

Задание 1. Тест «История бисера»

Для выполнения задания внимательно прочитай материал из истории происхождения бисера.

Ответь на вопросы теста «История бисера». Прочитай вопрос и выбери ответ, который ты считаешь правильным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. К такому труду относиться бисероплетению, которое является древнейшим видом искусства, и в наше время востребованным и непрерывно развивающимся видом художественного творчество.

В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества, которые способствуют развитию интереса к культуре своей Родины.

Дополнительная образовательная программа "Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремёсел, оно сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывает у школьников большой интерес. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве.

У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный инструктаж. На теоретическую часть занятия должно отводиться меньше времени, чем на практические действия. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника.

С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор детей. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.

По уровню освоения программа является общеразвивающей, так, как способствует формированию духовного мира, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса.

По целевой установке программа разработана образовательной - знание не только усваивается, но и применяются в жизнедеятельности.

Данная программа рассчитана возраст обучающихся 9-16 лет которые занимаются по 2 раза в неделю по 2 часа (35 недель по 4 часа) в объеме 140 часов.

Занятия строятся с учетом скорости усвоения специальных навыков и умений. При необходимости проводятся индивидуальные занятия с дополнительными упражнениями для обработки навыков.

Цель: нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения, активизация познавательной и творческой деятельности;

подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Способствовать формированию художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов ФГОС и является модифицированной.

Настоящая программа не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ и, являясь существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный. Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности.

В начале и середине учебного года детей необходимо познакомить с правилами техники безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами. В виду большой сосредоточенности глаз при работе с бисером необходимы перерывы, во время которых рекомендуется выполнение комплекса упражнений для глаз. Обучение в основном проходит в групповой форме, которая используется при объяснении нового материала. В рамках одного учебного занятия также применяется организация работы по подгруппам и индивидуально.

Практическая работа на занятиях не является жестко регламентированной, дети имеют возможность выбора и реализации своих творческих замыслов, что позволяет удержать интерес к бисероплетению. Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Целью выявления степени освоения программы ребёнком, корректировки учебного процесса после изучения каждого раздела программы проводятся контрольные занятия в форме: игр, викторины, совместных занятий-мероприятий с родителями, урок-путешествие, занятие-сказка. В конце учебного года проводиться выставка работ учащихся.

К концу года обучения:

Учащиеся должны знать: различные виды материалов, инструментов; специальную терминологию, обозначающую материалы, инструменты, основные приемы низания ( “бисер”, “бусина”, “рубка”, “стеклярус”, “проволока”, “иголка”, “нитки”, “фиксирование” и др.); основные приемы низания: “параллельное плетение”, “бугорки”, “крестик”, “зигзаг”; основы цветоведения (цвета, удачно сочетаемые в изделиях из бисера);основы композиции (“ритм”, “симметрия”); некоторые сведения из истории развития бисероплетения; правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях.

Учащиеся должны уметь: подбирать цвет материалов с учетом законов цветоведения и схемы изделия; самостоятельно изготавливать простые изделия: браслет, ожерелье, игрушку (по образцу или рисунку); применять технику низания на проволоку: “параллельное плетение”, “объёмное плетение” и др.; применять технику низания на иглу с ниткой: “бугорки”, “зигзаг”, “крестик” и др.; подготовить рабочее место.

Учащиеся должны знать: основные положения теории цветоведения и композиции; основные материалы и инструменты, применяемые в искусстве бисероплетения (те, с которыми познакомились в течении года обучения, и новые – “станок”); технологические этапы изготовления изделий из бисера.

Учащиеся должны уметь: изготавливать украшения, композиции цветов из бисера, проявляя свой художественный вкус; применять более сложные технические приёмы низания: “сеточка ромбом”, “мозаичное”, “кирпичный стежок”, “коралловое” и др.; творчески применять приёмы, изученные ранее; применять приемы: “вышивка” ,“ткачество”; самостоятельно составлять схемы низания изделий по готовому образцу и собственным замыслам; составить рисунок и продумать композицию изделия.

В конце изучения программ учащиеся, прошедшие все этапы обучения, должны получить общие сведения о бисере.

1. Правила техники безопасности;

2. Основы композиции и цветоведения;

3. Классификацию и свойства бисера;

4. Основные приемы бисероплетения;

5. Условия обозначения;

6. Последовательность изготовления изделий из бисера;

7. Правила ухода и хранения изделий из бисера.

Должны уметь:

1. Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

2. Составлять композиции согласно правилам;

3. Классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;

4. Правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками;

5. Четко выполнять основные приемы бисероплетения;

6. Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-техническими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно;

7. Изготовлять украшения, заколки для волос, салфетки, цветы, браслеты, плоские и объемные фигурки животных из бисера на основе изученных приемов ;

8. Выполнять отдельные элементы и сборку изделий;

9. Прикреплять застежки к украшениям;

10. Рассчитывать плотность плетения;

11. Хранить изделия из бисера согласно правилам.

Методическое обеспечение программы.

Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному”, учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения. На этом этапе дети выполняют поделки точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технику бисероплетения, подключается методы проблемного изложения, частично-поисковый метод. Широко применяются игровые приёмы – “обыгрываются” свои поделки, сочиняются сказки по поводу игрушек и т.п.

Все учебные задания кроме формирования навыков и знаний по бисероплетению направлены на общее развитие ребёнка. У детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определённые движения. Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе. Обучение детей практическим приёмам неразрывно связано с ознакомлением с теоретическими сведениями.

Организация воспитательного процесса.

Организация групповых занятий формирует у учащихся дружеские, доброжелательные отношения, учат сплочению детей, стимулируют взаимопомощь друг другу. Воспитательным моментом является ориентация детей на изготовление сувениров и подарков родным и близким. В воспитательной работе используются массовые формы работы. Участие в выставках декоративно-прикладного искусства позволяет воспитывать в детях коммуникабельность, умение вести себя в общественных местах, презентовать себя. В течение учебного года при необходимости проводятся коллективные и индивидуальные беседы, а также обращение к личному опыту. В результате постепенно вырабатываются трудолюбие, терпение, аккуратность, адекватная самооценка деятельности. Большое внимание уделяется воспитанию уважения к наследию предков.

Условия реализации программы.

Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН (площадь кабинета не менее 2 кв. м. на чел., наименьшая освещенность должна быть не менее 20 Вт на кВ. м.. Помещение должно иметь естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность должна быть левосторонней (детей леворуких усаживать особым образом). В учебном помещении должна применятся система общего освещения, которое должно быть равномерным, светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.).

Оснащение кабинета необходимым методическим материалом:

Тематические подборки схем низания демонстрационных и раздаточных;

Технологические карты демонстрационные, раздаточные;

Библиотека литературы по бисероплетению;

Технологическое оснащение кабинета:

Мебель по количеству и росту детей;

Учебная доска, мел;

Ножницы 15 шт., подставки для бисера 15 шт., подушечки, игольницы 15 шт.;

Данная программа опирается на следующие нормативные документы:

1. ФЗ-273 от 29.12. 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

4. Приказ Минобрнауки от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения

организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

5.Постоновление правительства РФ от 26.06.2012 №504 «Об утверждении Типового положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей»

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

Читайте также: