Шарф сплести на коклюшках

Обновлено: 25.04.2024

С давних времён изысканным украшением интерьера являлось кружево, сплетенное на коклюшках. С виду простые движения рук заставляют появляться на свет замысловатые узоры. Гармония рисунка и правильное сочетание нитей создают изящество и красоту плетения на коклюшках. Сам процесс завораживает, а перезвон работающих коклюшек приносит упоительное умиротворение, успокоение и радость!

Из истории известно, что плетением кружев, особенно в период расцвета промысла занимались мальчишки. Например, в 1910 году 245 мужчин плели кружево (по данным земства вологодского района).

Многие, в том числе и мужчины, отмечают, что этот вид рукоделия способствует релаксации, помогает переключиться.

Для изготовления кружева необходимо специальное оборудование — сами коклюшки, на которые наматываются нитки, подушка и подставка под неё. Чаще всего используют заранее отрисованный рисунок — сколок.

В России до сих пор известны — Вологодский, Елецкий, Кировский, Белевский, Михайловский промыслы.

Поговорим о подборе ниток для плетения на коклюшках, намотке ниток на коклюшки и сами сошьём и набьем опилками валик для кружевоплетения.

Для плетения кружев нам нужны коклюшки.

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 1

Для учебы достаточно 30 штук, для работы — 50-100 штук. Коклюшки должны быть одинаковой формы и размера (длины и толщины).

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 2

Это очень важно, когда вы будете плести сразу несколькими парами коклюшек, держа их одновременно в обеих руках. Коклюшки не должны быть очень легкими и шершавыми. Вес коклюшек опять же приветствуется!

Плести кружева можно самыми разнообразными нитками по толщине и по цвету.
Это могут быть хлопчатобумажные, льняные, шелковые, синтетические, металлизированные нитки.

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 3

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 4

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 5

Учиться предпочтительно более толстыми хлопчатобумажными нитками, такими, как, например, ирис.

Каким требованиям должны отвечать наши нитки, если мы собираемся сплести из них кружево?

1. Прочность ниток.

2. Ровность нити. Никакой «лохматости», утончения, утолщений и узелков.

3. Прочность окраски. Нитки не должны линять, так как кружево будет стираться, и от линяющих ниток может испортиться вещь, на которую настрочено кружево. Кроме того, если кружево является самостоятельным изделием и сплетено из нескольких цветов линючих нитей, оно так же может быть испорчено (для учебных работ это требование к нитям отсутствует.)

4. Нитки хлопчатобумажные, дающие усадку, следует смотать в пасмы, прокипятить, высушить и только потом использовать (для учебных работ это требование отсутствует.)

Если декатировка ниток исключается, то нужно увеличить сколок минимум на 10%, чтобы избежать ситуации, когда сплетенное кружево после снятия с валика, а тем более после стирки становится меньше запланированного размера. Эта усадка может быть критической! Недопустимой!

Важно помнить об этом, чтобы избежать неприятности после всех тех трудов, которые потрачены на плетение кружева.

Плести из ниток шелковых, скользких на период обучения не рекомендуется. Эти нити для мастеров плетения. Потерпите браться за люрекс и шелк, пока учитесь плетению.

Лучше всего учиться плести на хлопчатобумажных и льняных нитках.

Подойду нитки №10, ирис, мулине. Для долевых пар можно использовать 2 нити мулине, для скани — 6 ниток.

Чем тоньше нитка, тем изящнее получается плетение, тем сложнее плести и дольше по времени.

Сначала рассматриваете сколок, решаете, какая плотность вилюшки вам нужна, на скольких парах будете плести вилюшку, подбираете толщину нити и скани, если она есть.

Важно правильно намотать нитки на коклюшки.

В видео, которое я вам предлагаю, подробно показано, как нужно наматывать нитки на коклюшки.

Для плетения на коклюшках совершенно необходим валик.

Валик — это подушка цилиндрической формы. На валик прикалывается сколок (технический рисунок будущего кружева).

Валик должен быть достаточно тяжелым (особенно это требование важно для маленьких, «учебных» валиков), чтобы при работе на нем он оставался устойчивым, не двигался, когда происходит утяжка нитей, чтобы исключить возможность падения. Я в ящичек- подставку для самого маленького валика положила металлический груз для утяжеления. Большие валики по определению тяжелые и устойчивые.

Для валика подбираем плотную и прочную ткань, нерастяжимую. Чтобы при набивке валика опилками исключить возможность растягивания и деформации.

Можно сшить чехол валика и оба края обработать под кулиску. Встречала такие рекомендации в литературе по кружевоплетению. Я не могу вам рекомендовать такой способ.

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 6

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 7

Я думаю, что таким способом хорошо сделать чехол на валик (чтобы время от времени можно было его стирать), но не саму основу для валика!

Лучше сделать по-другому.

Выпиливаем два круга из фанеры. Картон нам не подходит, потому что он прогибается!

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 8

Из ткани выкраиваем прямоугольник (или квадрат) и два круга.

Подготавливаем чистые и сухие опилки из лиственных пород деревьев, которые не имеют в своем составе смол. Опилки от древесностружечных плит нам тоже не подходят, так как содержат очень вредные примеси.

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 9

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 10

Просеиваем опилки через сито. Нам нужна только самая мелкая фракция!

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 11

Опилок нужно подготовить много, набивать валик следует очень-очень плотно!

Просеивание и набивка опилками большого валика у меня потребовало два дня! (Кстати, это очень пыльная и грязная работа — просеивание опилок).

Сшиваем две стороны прямоугольника, пришиваем два круга к торцам. При этом один круг по всей окружности, а другой — наполовину, так как через оставшееся отверстие мы будем набивать валик опилками.

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 12

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 13

Выворачиваем на лицевую сторону через оставшееся отверстие. Подворачиваем ткань поближе к первому кругу, вкладываем один деревянный круг на дно валика

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 14

и начинаем наполнять опилками и тут же как можно сильнее утрамбовывать.

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 15

После набивки валика оставшееся отверстие зашиваем вручную.

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 16

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 17

Для валика нужно сшить чехол, который можно будет стирать по мере надобности.

Вот как раз для чехла на валик хорошо края обработать кулиской, чтобы было удобно затягивать шнуром отверстия надетого на валик чехла (мой чехол из бордовой трикотажной ткани в полоску на самый маленький валик по краям стянут прочными нитками в форме конфетки).

Сделайте накидку на валик, чтобы в перерывах между вашей работы над кружевом предохранить нити от загрязнения.

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 18

В качестве накидки можно использовать полотенце.

Валик нужно установить на козлы, а маленький учебный валик можно положить на ящичек, длина которого больше длины валика, а ширина немного меньше диаметра валика, чтобы он не провалился в ящичек, а устойчиво лёг на него.

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 19

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 20

В следующий раз поговорим о сколках, по которым выплетаются кружева и сплетем полотнянку.

Друзья мои! Поверьте, что это не сложнее, чем плести косички!

Это — медленный процесс, но он — не сложен! И я постараюсь вам это доказать своим мастер-классом, если дочитаете его до конца.

Плетение кружев на коклюшках — это кропотливая работа, требующая усидчивости и терпения, аккуратности и, конечно, много времени. Однако вся эта необыкновенная красота создается очень простыми действиями.

Я бы сказала, что формула красоты кружева заключается всего в двух действиях: перевить и сплести!

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс, который поможет вам сделать первый шаг в освоении сказочного мира кружевоплетения на коклюшках.

Кому желательно освоить эту технику?

Тем, кто шьет, вяжет, вышивает, плетет макраме, тем кто создает одежду и декор для неё, украшения.

Сплести на коклюшках можно не только воротнички,

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 1

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 2

манжеты, вставки, но и самостоятельные изделия: жилеты, пелерины, шляпы.

Для кукольников уметь плести на коклюшках — значит, суметь сделать эксклюзивный наряд для куклы, «изюминку», которая станет вашей неповторимой и такой изысканной особенностью, как мастера. А учитывая, что размеры кукольной одежды очень малы, вам не придется тратить кучу времени для выполнения кружевных элементов!

Кроме того, осваивая новые техники и приемы рукоделия, вы развиваете свои способности, приобретаете новые знания и умения, расширяете палитру своих возможностей, увеличиваете свою многогранность, как мастера. Вы активизируете свой потенциал и становитесь мультимастером!

Кружева, сплетенные на коклюшках, имеют давнюю и интересную историю.

Зародилось кружевоплетение более 300 лет назад в Европе. В Россию эта техника пришла в 17 веке. До 18 века кружево плели из золотых и серебряных нитей. Дорогое, изысканное, ажурное кружево применялось для отделки одежды высшей знати и дворянства. Царской, дворянской одежды и церковных облачений. Парча и бархат, золотая вышивка, жемчуг и драгоценные камни, кружева из золотых и серебряных нитей использовались для создания роскошной парадной одежды.

Коклюшечные кружева часто называют одним словом — «вологодские». На самом деле существует несколько разновидностей этих кружев, имеющих свое название, свои особенности, так как, развиваясь в России в 17 губерниях, местные кружевницы привносили своё видение, технику, колорит в свои кружевные изделия и тем самым развивая, усиливая отличия кружев в каждой местности.

В Вологодском кружеве непрерывно извивающийся растительный орнамент, образованный плотной полотнянкой-вилюшкой, имеет ажурную фоновую решетку из плетешков с отвивными петельками и плотных насновок, чаще всего продолговатой формы.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 3

В Елецком кружеве плотная полотнянка имеет переходы в ажурную сетку.

Киришское кружево имеет фон из насновок и разреженную полотнянку.

Рязанское кружево выполняется яркими нитками в численной технике.

Ну, что ж, начнем?

Что нам потребуется для кружевоплетения?

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 4

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 5

Мы все их видели, знаем и купить их в настоящее время не сложно.Нужно 50-100 штук.

Нам нужны нитки для плетения. Это может быть мулине, ирис, лен.

Еще нам понадобится валик, плотно набитый опилками. Плетут кружева чисто вымытыми руками, особенно — белые кружева!

Для перерывов в работе хорошо сшить чехол для валика, чтобы прикрывать незаконченную работу.

Имейте ввиду, что размер чехла должен быть больше валика настолько, чтобы с легкостью покрывать и все коклюшки, которые участвуют в работе.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 6

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 7

Сколок, по чертежу которого мы будем плести кружево.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 8

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 9

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 10

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 11

Иголки, похожие на маленький гвоздик и булавки с шариком на конце.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 12

И самый маленький крючок, так как именно с его помощью, мы будем делать соединение элементов кружева в сцепной технике.

Намотка ниток на коклюшки.

Все кружева, которые вы когда-либо видели, имеют 4 основных элемента, которые выполняются всего лишь двумя действиями.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 13

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 14

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 15

Сколок мы можем распечатать из книги, можем создать его в специальной программе, а можем нарисовать его сами. И это совсем не сложно.

Делаем набросок карандашом, стараясь понять, почувствовать движение линий, форм в заранее заданных размерах, границах будущего изделия: воротничка, вставки, головного убора.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 16

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 17

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 18

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 19

На следующем этапе воспользуемся плакатным пером, чтобы выдержать нужную ширину полотнянки, которая образует основной узор кружева. Прорисовываем черной тушью и плакатным пером узор вилюшки, чтобы четко и ярко, за счет контраста цветов (белого и черного) представлять, как будет смотреться кружево в изделии.

На третьем этапе изготовления сколка, наложив на рисунок кальку, начинаем прорисовывать точки накола и движения ходовой пары. Внутри полотнянки движение ходовой пары изображается таким характерным зиг-загом.

Вверху вы видите примеры таких разработок сколков.

А сейчас, я хочу предложить вам сплести авоську, которая вам пригодится в хозяйстве. Её сетчатая структура, как никакая другая, позволяет переносить в ней любые по конфигурации предметы и при этом авоська очень компактна, занимает в вашей сумочке очень мало места.

Делаем из пенопласта (можно использовать плитки для потолков) «дощечку».

Чертим на миллиметровке размер сетки.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 20

Не будем на первых порах мудрить со сложным рисунком, как на этих чертежах.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 21

Приклеиваем чертеж на пенопласт.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 22

Наматываем на коклюшки нитки и начинаем плести авоську.

Вкалываем в верхний торец иголочки.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 23

Навешиваем пары коклюшек и начинаем плести.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 24

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 25

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 26

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 27

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 28

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 29

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 30

Начинаем обвязывать верх авоськи, пряча хвостики ниток в вязание. Место для ручек определяем, ориентируясь на схему плетения. Через отверстия внизу ручек, привязываем ручки.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 31

Можно ручки сделать из ниток, оставшихся на коклюшках по окончании плетения и обшить их полоской ткани, подходящей по цвету и качеству. Два варианта ручек авоськи на ваш выбор.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 32

Надеюсь, что мастер-класс был вам интересен и полезен. И что-то интересное для себя увидели даже те, что уже давно и успешно плетет на коклюшках. А те, кто только хотел бы приступить к плетению, перестали думать, что это очень сложно, трудно.

На самом деле, единственно, что вам действительно нужно — это горячее желание плести кружева и аккуратность в работе. Впрочем, это самые важные условия для освоения любого рукоделия! Абсолютно любого!

Шарф на праздничные дни.

Рисунок шали взяли в учебнике чтения для 2 класса. Перевели на кружево.

Рисунок шали взяли в учебнике чтения для 2 класса. Перевели на кружево.

Кружевные наряды

Жилет. Идея взята из украинского журнала для рукодельниц "Дуплет". Сколок модернизировали под свои задумки.

Жилет. Идея взята из украинского журнала для рукодельниц

Шарф. Сколок был для салфетки - дорожки. Мы сделали на шарф.

Шарф. Сколок был для салфетки - дорожки. Мы сделали на шарф.

Тургеневские барышни

Тургеневские барышни

Дамы бальзаковского возраста

Дамы бальзаковского возраста

Птицы 2

Птицы 2

Птицы

Серия картин (панно) "птичьей" тематики.
Это "Он".

Серия картин (панно)

Идея для этой серии картин (панно) взята из книги "Шедевры вологодского кружева". Серия предполагает 10 картин (панно). По мере плетения страница будет пополняться.

Символ года

Что подарить на Новый год? Для меня этой проблемы не существует. Нахожу идею где-либо, составляю сколок и плету. Эта кошка украшена стразами. Рот - сердечко, глаза - зелёные круглые стразы. Не хватает только Лукоморья.

Что подарить на Новый год? Для меня этой проблемы не существует. Нахожу идею где-либо, составляю сколок и плету. Эта кошка украшена стразами. Рот - сердечко, глаза - зелёные круглые стразы. Не хватает только Лукоморья.

Болеро

Болеро полностью наша идея: разработка, сколок и воплощение. По низу изделия пришиты нити из бисера. По сетке пришиты пайетки в сердцевинах цветов.

Болеро полностью наша идея: разработка, сколок и воплощение. По низу изделия пришиты нити из бисера. По сетке пришиты пайетки в сердцевинах цветов.

Жакет

Жакет

Шарф сплела для знакомой. Идею взяла в книге "Шедевры вологодского кружева". Только по своему вкусу изменила решетку.

Шарф сплела для знакомой. Идею взяла в книге

Косынка 2

Эту косынку сплела для соседки в подъезде. Она очень хорошая женщина.

Эту косынку сплела для соседки в подъезде. Она очень хорошая женщина.

Патриотам России

Наш "брат" попросил сделать ему "нечто". Да так, чтобы за границей сразу всем стало понятно - "Парень из России". В результате получился комплект: футболка и бейсболка.

Наш

Вера православная .

Богородица. Сколок взят из украинского журнала "Дуплет".

Богородица. Сколок взят из украинского журнала

Шаль праздничная

Шаль просто огромная! Над ней я работала 4 месяца, практически не вставая от станка. Идея почерпнута из книги "Шедевры вологодского кружева".

Шаль просто огромная! Над ней я работала 4 месяца, практически не вставая от станка. Идея почерпнута из книги

Косынка

Шаль. Идея взята из книги "Шедевры вологодского кружева"

Шаль. Идея взята из книги

Кружевные миниатюры

Эта миниатюра сплетена по идее, найденной журнале "Лена".

Эта миниатюра сплетена по идее, найденной журнале

© 2007—2022 Страна Мастеров


Кружево во все времена привлекало к себе внимание за счет своей изящности, ажурности и уникальности. И хотя процесс создания кружева совсем непрост, даже сегодня находятся мастерицы, которые готовы неделями сидеть над такой филигранной работой, чтобы постичь секреты трудоемкого искусства. Одним из самых известных способов создания кружева является плетение на коклюшках, о котором мы постараемся вам рассказать!


Плетение на коклюшках — это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Коклюшки — это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити плетения.

Содержание:

История

Мотивы и символы

Инструменты и материалы

Разговор с мастерицей

Немного о процессе

История

Возникновение кружевоплетения связывают с такими странами, как Италия и Испания. В средние века из-за быстрого развития торговли, эта технология появилась и в России, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская, расскажем подробнее о каждой.

Елецкое кружево

Изначально, все узоры, которые плели елецкие кружевницы, заимствовались из европейских образцов: итальянских, испанских, немецких, австрийских и так далее, однако вместе с совершенствованием мастерства пришли и собственные наработки.

Впоследствии елецкое кружево стало настолько известным, что его вывозили за границу за огромные по тем временам деньги (сумма, превышающая 800000 рублей, и это без перевода на современный курс)!

Елецкое кружево участвовало и в мировых ремесленных выставках, где всегда высоко отмечалось экспертами в этом искусстве.

Вологодское кружево

Не трудно догадаться по названию, что это кружево было широко распространено в Вологодской области. Основным отличительным элементом этого стиля может считаться «вилюшка» — кружевная, ажурная дорожка или тесьма, которая проходит рядом с «решетками» (сетка, получаемая в результате плетения любого кружева). Обыкновенно, с помощью вилюшки создаются узоры в виде роз, спиралей и других «завитых» элементов. Стоит отметить, что вологодские кружевницы очень любили геометрические мотивы, и насыщенный плотный рисунок.

История вологодского кружева очень напоминает историю елецкого: оно пришло из европейских стран и к 19 веку широко распространилось среди вологодских рукодельниц.

В основном кружевоплетением занимались крепостные, иногда в поместьях создавались целые мини-мастерские, в которых талантливые кружевницы работали только на своих барынь.

Количество кружевниц постоянно увеличивалось, уже к 1912 их насчитывалось сорок тысяч, а к 1960 году их стало настолько много, что был создан Вологодский кружевной союз. Это предприятие существует и сегодня на территории Вологодской области и называется «Снежинка».

Кроме этих всем известных школ, выделяются Вятская с центром в городе Советск, а также Белеевская и Михайловская.

Мотивы и символы

Несмотря на некоторые различия в стилях, во всех школах русского кружева есть похожие мотивы, узоры и орнаменты, некоторые из них имеют чисто эстетическую функцию, другие — определенную символику. Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы, характерные для родных краев деревья, цветы, ягоды.

Нередко среди орнамента русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб — это самое почитаемое дерево. Дуб ассоциировался с божественным началом бога-громовержца Перуна, верховным властителем древнерусского языческого пантеона. Это дерево обладало священным ореолом: его нельзя было рубить или осквернять, а ношение предметов одежды или украшений с изображением дуба имело ритуально-символический характер. Часто узор дуба в кружеве или вышивки мог выполнять защитную функцию, а также укреплять здоровье, ведь дуб это самое сильное и крепкое дерево.


Узор в виде колоска — тоже нашел свое отражение в кружевном искусстве, он служил для привлечения богатства, благополучия. Колос, как и дуб, выполнял защитные функции, оберегал от нечести и злых духов.

Русские кружевницы любили создавать великолепные узоры в виде птиц таких, как лебедь, павлин, феникс (жар-птица) — они чаще всего встречаются на русском кружеве. Возможно, главной причиной, по которой мастерицы так любят обращаться именно к этим птицам — их роскошное оперение. Но, конечно, эти птицы имеют и свою определенную символику.

Лебедь — это женский символ, обозначающий целомудрие, чистоту, милосердие. Также лебедь — птица, олицетворяющая семейное счастье, поэтому кружевное изделие с изображением лебедя будет хорошим подарком для молодоженов.


Феникс или Жар-птица — это классический персонаж для русских былин и сказок, чаще всего жар-птица появляется в трудные для героя моменты и исцеляет его от ран, смерти и других невзгод, поэтому узор в виде этой волшебной птицы по традиции приносит счастье и удачу.


Павлин — нехарактерная для русских просторов птица, тем не менее, довольно часто появляется в сюжетах родного кружева. Павлин ассоциируют с жар-птицей, однако в их символике все-таки есть некоторые различия. Исторически павлин — это царственная птица, горделивая и властолюбивая, не случайно павлиньими перьями украшают одежды восточных ханов и шейхов. Часто павлин был вышит на одеждах статусных персон.


Из этих и других мотивов и символов появляются узоры, которые теперь стали неотъемлемой частью кружевного искусства. Вот только некоторые из них: дубовый лес, павлинки, олень, сливочки, звездочки, вороний глаз и многие другие.

Инструменты и материалы

Коклюшки — деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру — это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.



Валик — специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.

Для облегчения работы с довольно большим валиком используют «козлик» — специальную подставку, на которую ставится валик


Сколок — что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок — это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.


Также для кружева требуются булавки , лучше выбирать те, которые имеют на конце цветной шарик, по ним будет проще ориентироваться и фиксировать нити.


Исторически в качестве материала кружевницы использовали льняные нити, однако со временем стали широко применяться нити мулине, хлопковые нити и даже шелк — кружево можно создавать практически из всего. В русском кружеве вообще часто присутствуют различные дополнительные материалы, например, жемчуг, бусины, перья или мех. Это добавляет плетению интересную самобытность, а также особенный стиль.

2057929 Набор перьев для декора

SKBE-3013/20 Нить Silk Bella

18112 Бисер прозр. solgel 10/0, 20гр Preciosa


О том, что такое плетение на коклюшках, чем оно привлекательно для мастериц, и какие есть секреты в этой технике, мы поговорили с Ольгой Чарушниковой, которая является мастером по плетению кружева!


Чем вас привлекает плетение кружева на коклюшках?

Прежде всего, может это немного самодовольно, но в наше время кружевоплетением редко кто занимается, поэтому мне приятно, что этим искусством владею я. К тому же, я люблю любые виды рукоделия, и освоить что-то новое для меня всегда было интересно!

Как вы стали этим увлекаться?

В чем главное преимущество этого вида рукоделия?

Преимущество только одно — это красота и неповторимость. Но плетение кружев очень трудоемко. К примеру, сшить изделие, даже самое сложное намного быстрее, чем сплести на коклюшках небольшой воротник.

Не пугает ли вас трудоемкость данного процесса?

На данный момент трудоемкость процесса не пугает. Это удовольствие. А если бы я работала на производстве…. Затрудняюсь ответить. Это мое хобби — и я занимаюсь этим время от времени. Делать что-либо на заказ тоже не выгодно. Потому что на изделие уходит много времени, и хотелось бы оценить свои труды по достоинству.

Сколько времени занимало создание самой сложной вашей работы?

Плела маме на юбилей воротник-шаль. Размер покрывает плечи, опускается до середины груди, на спине до лопаток. Вот на такое изделие у меня ушло 2-3 недели, плела в любое свободное время.

Где лучше всего смотрится вышивка в данной технике?

Выигрышнее всего смотрятся воротники-пелерины. А так разнообразие изделий велико. Можно и картины большие и маленькие плести. Дорожки и салфетки на столы. Как-то в интернете видела декоративные цветы…

Могли бы вы дать совет начинающим кружевницам?

Правило для таких рукодельниц одно — огромная усидчивость. Чтобы изделие получить качественным, необходимо хорошо утягивать каждую ниточку. Бубен должен быть плотно набит соломой или опилками. Крючок и булавки не должны быть ржавыми, чтобы не испачкать изделие. Необходимо также уметь читать рисунок, при взгляде на который сразу видно, какое количество коклюшек необходимо для изготовления того или иного изделия, какие приемы будут применяться в данном плетении. Будет ли где-нибудь утолщение нити.

Немного о процессе

Существует несколько видов техник плетения на коклюшках: сцепная, парная и численная. Сцепное плетение отличается от парного тем, что детали кружевного изделия вышиваются отдельно, а потом соединяются (сцепляются) с помощью крючка. Парное же кружево плетется одновременно с помощью нескольких пар коклюшек, иногда их количество может доходить до 100. Численное кружево — это самый простой способ плетения, он не требует использования огромного количества коклюшек и сколка.

Читайте также: