Соколовская макраме школа декоративного плетения

Обновлено: 22.04.2024

ОТ АВТОРА (4) ИЗ ИСТОРИИ МАКРАМЕ (5) АЗБУКА МАКРАМЕ. Подготовка к работе (10). Приспособления для плетения (10). .Материалы для плетения (10). Приемы плетения узлов и узоров (И). Крепление нити на основе (II). Основные узлы и узоры (12). Вспомогательные узлы и узоры (26). Композиционные узлы (29). Ор наментальные узлы (30).
ГРАММАТИКА МАКРАМЕ. Приемы начала работы (32). Приемы окончания работы (34). Приемы расширения плетеного полотна (38). Полезные советы (38). Основные этапы творческого процесса (40). Условные обозначения узлов (42).
МАСТЕРСКАЯ МАКРАМЕ. Сувениры на память (43). Дополнения к костюму (54). Декоративные элементы в интерьере (64). «Живой» уголок (84). Ткань и немного фантазии (94). Цветы (107).

ЮНЫЙ ДРУГ!
Тебе наверняка захотелось узнать, как же это делать?" Тогда прочитан книгу, которую ты держишь в руках. Она расскажет гебе историю почти забытого вида рукоделия. научит приемам плетения узлов, поможет сделать красивую и нужную вешь тля дома, школы, в подарок друзьям и знакомым Материалы дчя макраме вполне доступны, а приспособления для занятий ты можешь сделать сам. Постигай это искусство постепенно: сначала узнай возможностях макргме. Затем изучи азбуку, овладей грамматикой плетения, а потом уже приступай к "работе над изделием. Не берись за сложные веши, начинай с простых. И только научившись основным приемам плетения, переходи к выполнению сложных изделий.
В книге дано описание последовательности работы над многими изделиями макраме. Некоторые из них выполнены ребятами из пионерского лагеря «Буревестник» (г. Анапа) н подмосковного лагеря нм. Ю. Гагарина. Это твои сверстники. Они сумели сделать значит и тебе это под силу. Смелее вперед!
Автор

ИЗ ИСТОРИИ МАКРАМЕ
История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями. Начались она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити и он завязал первый узел. Позже первобытные икотники из шерсти животных и болотных трав плели сети.
Вначале человек делал примитивные, безузловые сети (рис. I). Более устойчивая форма полотна сети получилась тогда, когда нити начали скручивать между собой (рис. 2). В скандинавских музеях демонстрируют сохранный неся до наших дней остатки таких древних крученых сетей, сделанных из липового лыка. Этот метод плетения применяют и в паши дни рыбаки Мальты и Канарских островов при изготовлении крышек к корзинам.
На смену безузловым пришли сети на основе «свайного» (рис. 3) и «перуанского» (рис. 4) узлов. Такие сети плели рыбаки Перу, жители Океании и древние африканские рыбаки из бассейна реки Конго.
По мере совершенствования материала для плетения все труднее было сохранить постоянную форму ячей сети. Нужны были нескользящие узлы. Такими узлами стали «рифовый» (рис. 5) и «ткацкий» (рис.6). Изготовление сетей при помощи ткацкого узла практиковалось на северо-западе Европы с очень давних времен. В финских болотах 50 лет назад были найдены остатки сетей времен каменного века.
За все время развития человечество относилось к узлам по-разному. Были периоды, когда узлы просто запрещали. Среди многих табу, соблюдение которых выпало на долю римских сенаторов, был запрет иметь па одежде хотя бы один узел.
Табу на узлы существовал в Лапландии, Ост-Индии, у приморских да яков и у жителей северной части острова Целебес (Индонезия).
На Руси вязать узлы — «паузить» означало «колдовать, знахарить, ворожить» — так пишет об этом В И. Даль. Христианством на Руси осуждалось ношение узлов амулетов.
Но такое отношение к узлу было недолгим и пеновсеместным. Некоторые пароды, наоборот, считали, что узлы приносят известную пользу. — об этом писал римский историк Плиний Старший (I век). Люди того времени, например, верили, что при помощи
На востоке в дремости существовала узелковая грамота
часто встречается нэображекяе Геркулеса, облаченного в шкуру льва. Передние лапы зверя завязаем ка груди героя узлом, который люди так и назвали геркулесовым (рис 7). Этим узлом завязаны концы одежд на плечах персонажей египетских фресок и стебли лотосов на золотых нагрудных украшениях фараонов.
Древние греки были уверены в магической силе геркулесова узла, поэтому раненые воины с помощью этого узла перевязывали себе раны. Геркулесов узел завязывали на бечевке и носили на шее как талисман. Моряки плели цепочки и привязывали их на вершины мачт, свято веря, что они уберегут их от бед.
В Древней Греции во времена народных гуляний предлагалось развязать и завязать такой сложный узел, как «турецкий» (рис. 8). Это служило своеобразным соревнованием в ловкости. «Турецкий узел», возможно. и является тем легендарным гордиевым узлом, распутывание которого, по древним легендам, сулило власть над Азией А легенда такова.
Сын фригийского бедняка Гордня Мндас, когда в стране начались смуты, на повозке отца прибыл в Народное собрание и был провозглашен царем. Эту простую повозку с хитроумным узлом из лыка дикой вишни на дышле Мндас преподнес в дар Зевсу, и с тех пор она находилась во дворце.
Александр Македонский знал легенду об удачливом царе из народа, и ему очень хотелось увидеть знаменитую повозку н хитроумно сплетенный узел, распутывание которого, согласно древнему пророчеству, обещало власть над Азией. По одним источникам, дошедшим до нас, Александр не смог распутать гордиев узел и, выхватив меч, разрубил его; по другим — царь вытащил колышек, распутал узел и снял ярмо, чем и подтвердил свое право быть властелином Азии.
Расцвет макраме относится к IX веку до н.э. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах.
В XIV веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая. В кафедральном соборе в Мадриде найдены рисунки узоров и узлов макраме того времени.
Тогда же макраме стало известно и популярно в Италии. Плетеным кружевом украшали покрывала, занавеси, одежду.
Выли открыты и первые школы макраме. В Турине, например, Валентина Кавандолн обучала плетению детей в возрасте 5 — 6 лет. Она ввела новый прием плетения, который теперь носит название «каван-доли». Этот прием построен на использовании нитей двух цветов в плетении репсового узла (рис. 9).
Изделия макраме отражали в своих полотнах и художники. Одним из первых это сделал Сандро Ботичелли. В картине «Поклонение волх-
вов» (1476 — 1477 гг.) на одном из персонажей надета шапочка макраме.
В XVII веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. Тогда же оно стало очень популярным в Англии.
В те времена многие модницы Европы украшали своп одежды узелковым кружевом.
Искусством плетения во все времена владели очень немногие мастера. Они создавали прекрасные образцы плетеных изделий: шторы, покрывала, чехлы для музыкальных инструментов. Кружево, которое они плели из золотых нитей, украшало одежды лиц духовного и королевского сана.
Как бы надолго ни забывалось искусство плетения, оно возрождалось с новой силой и не только приобретало новые черты, но и меняло свое название. В разные времена искусство плетения называлось: квадратное плетение, узелковое кружево, мексиканское кружево, узелковая бахрома. И только в XIX веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть .макраме. В переводе с турецкого «макрама» — это шарф или салфетка с бахромой, в переводе с арабского «миграмах» — это бахрома или шарф, украшенный плетеным кружевом.
Новая волна возрождения макраме началась в XIX веке. Образцы плетеных изделий того времени, хранящиеся в различных музеях мира, выполнены в основном на основе горизонтального узла (репсового или двойного) во всех вариациях: ромбы, цепочки, уголки, клеточки. Для плетения тогда применяли разнообразные материалы: шелковые и хлопчатобумажные нити, шелковый шнурок, золотую канитель, шерсть.
С двадцатых годов нашего века макраме вновь возрождается и входит в моду. Плетеными изделиями — коврами, салфетками, абажурами, ширмами, а позже шторами, кашпо — стали украшать комнаты. Плетеные панно начали комбинировать с ткачеством. Макраме нашло широкое применение и при создании таких предметов, как качалка, гамак, беседка. Сейчас возможности макраме еще более расширились.
Применяя, как и раньше макраме для украшения одежды и интерьера комнат, его стали использовать при оформлении общественных помещений. Так, в интерьере кафе «Па-симатимас» в Каунасе (художник В. Барткувене) использовано сочетание .макраме и ткачества. На степах там размещены декоративные элементы, выполненные из веревки. Плетеные светильники удачно сочетаются с преобладающим реплым коричневым цветом помещения. Основным же элементом оформления является панно-макраме.
В одном из Дворцов культуры Красноярска окна украшены шторами макраме.
Декораторы музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в Москве при оформлении спектакля «Дон-Кихот» использовали технику макраме.
За последние годы почти на всех выставках декоративно-прикладного искусства у нас в стране всегда бывают представлены работы макраме, выполненные как профессионалами, так и художниками-любите-лями. Так, художник по гобелену Т. Мязина показала работу в технике макраме «Размышление о подсолнухе» (Зональная подмосковная выставка. 1980 г.) и «Березовая роща» (Всероссийская выставка «По родной стране», 1982 г.). Эти работы проникнуты теплотой и любовью к нашей родной земле.
Украинский художник Д. А. Захарченко работает в основном как график, но последнее время он обратился к текстилю. Настенные украшения, созданные им из простого материала — пеньковой веревки, не только украшают и смягчают интерьер. но и вносят какую-то неповторимость. Д. А. Захарченко оформил в технике макраме сцену дома композиторов в Киеве.
В работах прибалтийских мастеров широко представлены настенные панно, в которых использованы главным образом элементы геометрического орнамента. При создании своих композиций художники Прибалтики опираются на традиции народного искусства. При этом в плетении они предпочитают натуральный цвет пеньки, а если и подкрашивают материал, то только в глухие и пастельные тона. Используя макраме для выполнения нагрудных украшений, прибалтийские мастера часто применяют янтарь.
Популярность макраме в нашей стране росла постепенно. Началась она в семидесятые годы в Прибалтике и уже оттуда распространилась по всей стране. Отвечая на вопросы читателей: «Что такое макраме?», газета «Советская культура» предоставила слово профессору, народному художнику Латвийской ССР Р. К. Хеймрату — известному мастеру гобелена, участнику крупных советских и зарубежных выставок, создателю национальной школы латвийского гобелена.
«Макраме. позволяет высказаться разнообразно и нестандартно, никого и ничего не копируя. Фольклорное начало проявляется в орна-
менте и цветосочетаниих. Изделия макраме прекрасно сочетаются с бусинами, янтарем, деревом. Но этими эффектами надо пользоваться осторожно, не увлекаясь. Здесь только хороший вкус и чувство меры гарантируют успех: Для украшения интерьера и особенно для костюма*надо очень тщательно подбирать фактуру и цвет фона и узора, типы узлов, их плотность и воздушность. Тут основное — чувство ансамбля. К зимнему платью из плотной ткани не подойдет ажур, который будет прекрасно сочетаться с однотонным шелком. Или веревочный абажур не будет смотреться рядом с дорогими тяжелыми драпировочными тканями».
Макраме завоевывает все больше и больше поклонников. Увлекаются плетением взрослые и дети. Организуются кружки и студии макраме при Домах и Дворцах культуры. Приемы узелкового плетения изучают дети на уроках в школе. Они с увлечением плетут красивые и нужные вещи.
Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом. Широки возможности макраме для творческого проявления личности. Вы берете в руки обычную веревку, завязываете узелки и. сотворяете чудо.

ПОДГОТОВКА к РАБОТЕ

Приспособления для плетения.
Для плетения вам нужны будут некоторые приспособления.
Полумягкая подушка. Чтобы ее изготовить, возьмите кусок поролона размером 40X25X4 см (рис. 10. а) и обтяните плотной мягкой тканью. Желательно, чтобы ткань была одноцветной. (Можно использовать также спинку от мягкого стула.) Подушку для плетения можно сделать и наклонной (рис. 10. б).
Дощечка размером 30 X 45 см. Ее можно вырезать из фанеры или ДСП. Сверху справа и слева укрепите петли. Они понадобятся в дальнейшем для крепления палочки-основы (на нее при плетении вы будете крепить нити).
Рис. 10. Подушка для плетения.
Струбцины. Они служат для натяжения нити основы. Укреплять их надо на краю стола недалеко друг от друга.
Крючки. При плетении абажура, кашпо и других подвесных изделий начатую работу удобно вешать на крючок.
Швейные булавки с головками, ножнииы, сантиметровая лента, клей (для тканей): БФ-6, ПВА, Марс и др.
Материалы для плетения. Плести можно из любой нити или веревки. Важно только, чтобы она была туго скручена. В этом случае отчетливо видна фактура узла, а плетеное изделие хорошо сохраняет свою форму и выглядит красиво. В настоящее время для плетения применяют бельевую и пеньковую веревку, шелковый, льняной и синтетический шнур, а также шнур шторный, кордовый и рыболовный, шпагат, сутаж, леску — шелковую крученую, кордовую, хлопчатобумажную, объемную пряжу, нити — суровую, льняную, хлопчатобумажную шелковую, крученую.
Конструктивные деталк. Конструктивные детали помогают сохранять форму плетеного шхдот&а Их применяют при плетении , кашпо, сумочек, других изделий.
Для работы могут пригодиться металлические, пластмассовые и деревянные кольца различного диаметра. деревянные планки, палочки, дощечки, каркас от старого абажура или настольной лампы. Пряжка от старого ремешка для часов также хюжет быть использована в новом плетеном ремешке. А старая мебель. Можно сплести, например.
новые сиденья, спинки у стульев, легких кресел.
Декоративные элементы. Плетеные изделия часто украшают деревянными или керамическими Мусами, шарами, цветными нитями. Момент введения как декоративпсЛ'о, так н конструктивного элемента (полка, шар, ручка, пряжка и т. д.) в плетение очень важен. Поэтому заранее надо обдумать способ его крепления.

ПРИЕМЫ ПЛЕТЕНИЯ УЗЛОВ И УЗОРОВ
Подготовьте нити длиной 15 и 30 см. Первые (15-сантиметровые) будут служить основой для крепления вторых (30-сантиметровых), так называемых рабочих нитей.
КРЕПЛЕНИЕ НИТИ НА ОСНОВЕ
Крепление нити замочком налицо. Возьмите нить длиной 15 см, уложите ее на подушке горизонтально и с двух сторон заколите булавками. Вы подготовили основу для крепления нитей.
Теперь возьмите нить длиной 30 см, сложите ее пополам и опустите петлей вниз за основу (рис. 11, а). Затем оба конца нити опустите вниз на основу (рис. 11,6) ив петлю (рис. II, в).
Далее надо взять вторую нить длиной 30 см и сделать тоже самое.
Рис. II. (Верхний ряд.) Крепление нити за мочком налицо: а — нить опущена петлей вниз за основу; б — оба конца нити опущены на основу; в — оба конца нити пропущены в петлю.
Рис. 12. Две нити закреплены замочком на лнио.
Рнс. 13. Крепление нити замочком наизнанку: а — нить подведена под основу петлей вверх; б — петля опущена на основу вниз; в — два конца нити пропущены в петлю вниз.
Вы закрепили 2 нити замочком налицо (рис. 12).
Крепление нити замочком наизнанку. Возьмите нить длиной 30 см, сложите ее пополам и подведите под основу петлей вверх (рнс. 13, а). Опустите петлю на основу вниз (рис. 13, б) и пропустите в нее 2 конца нити (рнс. 13, в).
Расширенное крепление нити замочком налицо (рнс. 14). Нить сложите пополам н укрепите на основе замочком налицо (см. рнс. II). Теперь работайте каждым концом нити отдельно: возьмите правую нить, подведите ее иод основу вверх, опустите вниз на основу и в пет.пю; возьмите левую нить и выполните с ней те же действия, что и с правой.
Расширенное крепление нити замочком наизнанку (рис. 15). Нить сложите пополам и укрепите на основе замочком наизнанку (см. рис. 13). Теперь действуйте каждым концом нити отдельно: возьмите правую нить, заведите ее на основу вверх, вниз под основу и в петлю. С левой нитью выполните тс же действия.
Неровное крепление нити. Этот вил крепления нитей применяют при выполнении цепочки, так как рабочая нить при этом укорачивается в
4 раза быстрее основы. Поэтому, укрепляя нить для плетения цепочки, внутренние нити надо делать короче а крайние длиннее (рис. 16).
Здесь нити 1 и 4 рабочие, а нити 2 и 3 — основа.
Итак, мы рассмотрели разные способы крепления нитей к основе. При этом заметили, что после крепления нитей на основе получается
Рис. 14. (Вверху слева.) Расширенное крепление нити замочком налицо.
Рис. 15 (Вверху справа.) Расширенное крепление нити замочком наизнанку.
Рис. 16. (Внизу.) Неровное крепление нити.
удвоенное числи концов: если например, закрепили 3 нити, получается 6 концов. Их в дальнейшем и будем называть тоже нитями.
ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ И УЗОРЫ
Геркулесов узел (см. рис. 7) — это первый и основной узел макраме, поэтому попробуем его завязать. Уложите на подушке вертикально 2 нити по 10 см. Конец каждой из них закрепите булавкой. Заврдите правую нить под левую, а левую — снизу вверх и в петлю (рис. 17, вверху). Теперь правую нить уложите на левую, а левую — сверху вниз и в петлю (рис. 17, внизу). Затяните получившийся узелок.
Первый плоский узел. Укрепите на основе 2 нити неровным креплением. У вас получилось 4 конца (нити). Распределите нити (считая их слева направо, так же как сделано эго па рис. 16): нити рабочие, а 2 и 3 — основа.
Итак, при плетении мы имеем дело с двумя видами основ: основа для крепления нитей (горизонтальная нить) и основа для затягивания узлов (нити 2 и 3). Это положение надо твердо усвоить.
Приступаем к плетению первого плоского узла.
Правой рукой возьмите правую рабочую нить и заведите ее на основу (рис. 18. а) и под левую рабочую нить.
KOHEЦ ФPAГMEHTA

Темы уроков

∘С помощью данной техники Вы сможете создавать предметы интерьера и аксессуары своими руками. Вариантов применения макраме очень много. Например, изготовление браслетов, сумок, ковриков, панно на стену, покрывал, подставок под горячее, занавесок.

∘Вещи в стиле макраме подходят тем, кто любит минимализм или экостиль в интерьере. Например, плетёные кашпо точно станут украшением вашего дома. Или не вашего — декоративные предметы это отличный подарок.

∘Больших финансовых затрат это хобби не требует. Дорогостоящее оборудование не понадобится, самые необходимые инструменты стоят копейки.

У нас самые увлекательные уроки и самое продуктивное обучение👍

Узнать подробнее

Работы преподавателя

Темы занятий

Онлайн-Школа Макраме

Онлайн-Школа Макраме запись закреплена

Окунитесь в увлекательный мир Макраме вместе с нами!

Вы хотите начать использовать свой творческий потенциал и научиться создавать красивые изделия? Вам интересен подобный способ дохода? Хотите добавить изюминки в свой интерьер или просто ищите новое хобби?

Тогда этот курс точно для Вас!

Новогодний декор

Пошаговые уроки макраме - от простых узлов до больших изделий, благодаря которым вы ⤦⤦⤦
Узнаете:
➣ что такое макраме и почему им стоит заниматься;
➣ какие предметы интерьера, одежду и аксессуары можно создавать своими руками;

Научитесь:
➣ читать узор макраме по фото;
➣ разбивать изделие на этапы плетения;
➣ повторять по фото чужие работы и придумывать свои.

Это нужно знать.

Прочитай

Макраме для начинающих

Макраме для начинающих запись закреплена
Галина Тудвасова

Макраме для начинающих

Макраме для начинающих запись закреплена

Книги по макраме.

М.М. Соколовская, М. Кузьмина,, Г. Никитина, А. Краузе - книги этих авторов раньше было не достать. По ним учились, наверное, все, кто увлекся макраме в 80-е годы прошлого столетия.

Я этими книгами пользуюсь до сих пор. Да, изделия, представленные там, устарели. Но узлы, узоры, азы плетения остаются неизменными.

А у вас есть подобные книги? Пользуетесь ими?

Анастасия Смолина


Анастасия Смолина

У меня есть та, что в самом низу на фото, с портретом женщины на обложке. Там есть такие потрясающие бабочки! Мне было лет 12, когда мама принесла эту книгу домой, я наверное даже спала с ней в обнимку. Бабочку так и не сплела, к сожалению(

Макраме для начинающих

Жаннетта Новосадова

Макраме для начинающих

👍

Жаннетта,

Таисия Хрусталева

Макраме для начинающих

Макраме для начинающих запись закреплена

😉

Мнения разделились!

Предыдущий опрос показал, что большинство за изучение макраме в процессе плетения небольших изделий.

Но есть и те, кому необходимо сначала изучить базовые узлы.
Показать полностью.

Решено! Будем и изделия плести, и узелки изучать.
Начнем с крепления нитей к основе.

Если у вас есть вопросы, можете задать их в комментариях под постом.

Юлия Иваница

Gellana Vologa

😊

Всегда нравилось макраме, но так и не освоила

Макраме для начинающих

Макраме для начинающих запись закреплена

‼

Мне важно ваше мнение!

💥

Друзья, прошу поучаствовать в опросе.

В каком формате вам удобнее и понятнее учиться плести макраме?
Показать полностью.

💯

Мой 18 - летний педагогический опыт говорит о том, что лучше сразу начинать с небольших изделий. 1 - 2 урока - и в руках готовая вещь! Простенькая, небольшая. НО - сплетенная своими руками!

👍🏻

Это ведь так важно - сразу видеть результат!

Но есть и те, кто сначала практикуются на образцах. Изучают базовые узлы . И только потом приступают к плетению изделий.

😊

А как думаете вы?


Елена Редькина

Юлианна Яковлева

Мне кажется, в любом леле важна база. Поэтому, лучше начинать с основных узлов, а потом уже пробовать изделия выполнять

Макраме для начинающих

Макраме для начинающих запись закреплена

Очень полезно, особенно для тех, кто начинает!

Макраме для начинающих

Елена Редькина

Макраме для начинающих

Юлианна Яковлева

🙏

Благодарю

Макраме для начинающих

Макраме для начинающих запись закреплена

НОВОГОДНИЙ ДЕКОР "ШАПОЧКА".
Справятся даже новички!

💫

Для работы нам потребуется:
10 нитей длиной 50 см
Показать полностью.
Я использовала пряжу Alize Superlana Megafil. Если у вас другая пряжа, обратите внимание на то, что количество нитей должно быть четным.

💫

Втулка от бумажных полотенец (туалетной бумаги, фольги и т.п.). От нее нужно отрезать кольцо шириной 2 см

Елена Одесская

Ох, какая замечательная шапочка. ) Сразу новогоднее настроение задает! А у нас в @allonchic за новогоднее настроение отвечает елочка!) Точнее новое зеленое колье, которое мы сотворили!

Галина Морозова

Наталия Крепкая

Какая крошечка))) Класс!

Галина Тудвасова

Макраме для начинающих

Макраме для начинающих запись закреплена

5 ВАРИАНТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕБОЛЬШИХ МАКРАМЕ - ИЗДЕЛИЙ.

Ни для кого не секрет, что учиться плести лучше всего на небольших изделиях.
Используя минимум шнуров и времени, вы получаете готовое небольшое изделие и осваиваете пару - тройку узелков.
Показать полностью.

🤫

Но что делать с этим ворохом снежинок - елочек - колокольчиков?

🎄

Самый очевидный вариант - украсить ими елку! Стильно и оригинально!Правда?

🎄

А если взять красивый шнур и собрать на него ваши изделия, получится шикарная гирлянда!

🎄

Вам нужен десяток (а может и больше) небольших сувениров для друзей, коллег, многочисленных родственников? Не проблема! Фурнитура для брелока и ваша елочка (ну или что вы плели?) решат эту проблему.)

Хотите удивить гостей оригинальной сервировкой праздничного стола? Легко! Декорируйте кольца для салфеток небольшими макрамешками.

Хотите, чтобы ваши подарки отличались от всех остальных? Используйте плетеный декор в оформлении!

Возможно, это не все варианты.) А как вы используете такие маленькие плетеночки? Поделитесь в комментариях.

1. МАТЕРИАЛЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ПЛЕТЕНИЯ 3
Материалы для плетения 3 Приспособления для плетения 3 Конструктивные элементы для плетения 4 Декоративные дополнения 4
2. ПРОСТЕЙШИЕ ПРИЕМЫ ПЛЕТЕНИЯ 5
Вспомогательные узлы 5 Тесьма 10 Орнаментальные узлы и узоры 11 Приемы крепления нити на основу 14
3. УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ 16
Основные узлы 16 Цепочки 28 Комбинированные узлы и узоры 28
4. СЕКРЕТЫ И СОВЕТЫ В ПЛЕТЕНИИ 32 Приемы начала работы 32 Приемы окончания работы 36 Расширение плетеного полотна 39 Полезные советы 41 Расчет длины нитей 42
5. НАШ ВЕРНИСАЖ 43

1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЛЕТЕНИЯ

Плести можно из любой нити, веревки или шнура, самое главное,-чтобы нити были туго скручены.
Как правило, для плетения используются некрашеные нити, но иногда, для наиболее полного отражения замысла автора, нити подкрашивают.
Наша промышленность не выпускает специальных нитей для плетения, но любители рукоделия приспособили для этого материалы, которыми пользуются рыболовы и строители, переплетчики, портные, сапожники и хирурги. Для плетения можно использовать нити: шелковую крученую, суровую, ковровую, х/б № 0, льняную, синтетическую; шнуры — шторный, синтетический, шелковый, крученый, кордовый, льняной, переметный; су-бат, тесьму, кордовую леску, пеньковую веревку, сезаль.
Если крученая нить кажется мягкой, приготовьте следующий раствор: в 500 г холодной воды замочите 25 г желатина. Когда желатин набухнет, сделайте паровую баню и нагрейте до тех пор, пока он весь не растворится. Затем, вынув сосуд из паровой бани, добавьте в него половину чайной ложки глицерина и один литр горячей воды. В этот раствор опустите на несколько минут сухие нити. После просушки нити станут более жесткими.
Таким же образом можно вернуть форму и готовому плетеному изделию, которое потеряло первоначальный вид после чист-ки или стирки. В этом случае при его сушке нужно придать изделию первоночальную форму.
Иногда нити, применяемые для плетения кружев, бывают жесткими, тогда их нужно прокипятить.
При наборе материалов для плетения необходимо помнить, что нет плохих нитей и нет плохих узоров, нужно только правильно подобрать нити к узору, а узор к изделию.
Окрашивать нити можно как промышленными, так и натуральными красителями. При использовании промышленных красителей нужно строго следовать рекомендациям, предложенным в аннотации, а при использовании растительных красителей нужно обзаводиться собственным опытом. Здесь очень важно не передержать, не перекипятить, не пересушить.
Теплая текстильная основа материала предполагает глухие пастельные тона. Не надо окрашивать нити в яркие холодные тона — это несвойственно природе узелкового плетения.
Об этом подробно поговорим дальше.

2. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ПЛЕТЕНИЯ
Плести можно на дощечке, на мягкой подушке, на весу: от струбцины и кольца. Все зависит от того, что вы плетете и из каких нитей.
Дощечка для плетения (рис. 1). Размер ее может быть 40 X 40 см. Она должна быть оштукатурена. Наверху набейте гвоздики для закрепления нити основы. Если позволяет материал, можно разметить поле по клеточкам, тогда легче будет ориентироваться в плетении узора. Дощечку при плетении можнб поставить на колени и прислонить еек краю стола.
Полумягкая подушка (рис. 2). На кусок фанеры размером 40 X 25 см приклеиваем поролон и обшиваем гладкокрашеной тканью. Такую подушку делают и с наклоном размером 40 X 20 X 15 см (рис. 3).
Струбцины. Нить основы для начала плетения можно натянуть между двумя струбцинами (рис. 4).
Плести на весу трудно, поэтому пользоваться струбцинами советуем только после приобретения некоторых навыков узелкового плетения.
Валик. Для плетения мерного кружева очень удобен мягкий валик, закрепленный на стержень в специальной коробке (рис. 5). Такой валик используют кружевницы для плетения на коклюшках.
Доска. Обычную доску уложите на спинку двух стульев. Набейте гвозди на доску и заложите за них планку с закрепленными нитями. По мере плетения, если работа большая, эту планку закрепите на стене или в проеме двери.
Если мы плетем шторы, желательно планку поместить над дверью. Тогда сразу видно и размер, и узор — это поможет вовремя внести необходимые коррективы в процессе работы.
Подвесные объемные изделия плетите от крючка. Используйте здесь обычный металлический крючок, который продается в хозяйственных магазинах и стоит 7 коп. Такие крючки пригодятся и для подвески кашпо на окна и для выставочных экспозиций.
Можно использовать также треножник для фотоаппарата.
Челночок. Если плетете из очень тонких нитей большую вещь, то нити должны быть длиной от 10 до 15 м. Чтобы они не запутались, намотайте их на челночки (рис. 6). Такие челночки используются и в плетении «фриволите».
Вы приготовили дощечку и веревку, но для работы еще понадобятся:
— швейные булавки с головками для закрепления основы и узелков на полумягкой подушке;
— ножницы для нарезки и подрезки нитей;
— сантиметровая лента;
— клей (используйте клей для склеивания тканей);
— крючок и иголка с большим ушком.
Все это надо иметь и содержать в полном порядке. Нередко отсутствие какой-либо мелочи может помешать и сбить темп работы.

3. КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЛЯ ПЛЕТЕНИЯ
Мягкая текстильная основа материала предполагает наличие конструктивных элементов.
Для работы над панно пригодятся различные планки, палки, а иногда и коряги. В работу можете ввести кольца. При плете-
нии абажура трудно обойтись без металлического каркаса или колец.
МоЖно дать вторую жизнь старой настольной лампе, металлическому креслу, дачному стулу. Главное, чтобы каркас восстанавливался.
Давайте усвоим девиз: «Ничего не выбрасывать!» Пряжка от старого ремешка или босоножек может тоже пригодиться. А банки и бутылки! Особенно, если они необычной формы — это же клад для нас. Вы превратите их в нарядные сосуды, украсив сказочными плетеными узорами.
Ручки и замки старых сумок очень выручат при создании современных плетеных моделей.

4. ДЕКОРАТИВНЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
В работе вам нужны не только конструктивные элементы, которые поддерживают и сохраняют форму плетеного полотна, но и декоративные элементы.
Декор в макраме нужно использовать очень осторожно. Давайте сразу договоримся: забыть о хрустале, жемчуге и люрексе. Холодный блеск никак не сочетается с теплой структурой текстильной основы материала.
Прекрасным дополнением к к макраме могут быть деревянные и керамические детали: шары, кубики, бусы. Макраме хорошо сочетается с ткачеством, если при этом используются ковровые нити, глухих, теплых тонов.
Декоративные элементы в макраме нужно использовать только в крайнем случае, когда это необходимо для более ясного выражения замысла автора, то есть только тогда, когда без них невозможно обойтись.

Мария Соколовская - Макраме. Школа декоративного плетения. Творческая мастерская

В 1-ой части рассказывается история узелкового плетения с древнейших времен и до наших дней, дано подробное описание исполнения различных узлов и узоров, сопровождающееся схемами, рисунками и тоновыми иллюстрациями. Во 2 -ой части дается подробное описание плетения штор, подвесок для цветов, шарфов, декоративных панно и многих других изделий. Описание сопровождается рисунками, схемами и тоновыми иллюстрациями. Издание рассчитано на руководителей кружков декоративно-прикладного искусства, преподавателей уроков труда, а также на широкий круг читателей, интересующихся искусством плетения.

Мария Соколовская - Макраме

Мария Соколовская - Знакомьтесь с макраме

ISBN: 5-09-002807-9
Год издания: 1990
Издательство: Просвещение
Язык: Русский

Книга познакомит учащихся с историей одного из популярнейших видов декоративно-прикладного искусства - макраме, учит приемам плетения основных узлов и узоров. Приемы плетения расположены в книге по возрастающей степени сложности, показаны на рисунках и схемах. Здесь даны также описания плетения разнообразных изделий (игрушки, сувениры, детали одежды, интерьера). Данное издание дополнено рядом новых поделок. Для учащихся 4-8 классов средней школы.

Мария Соколовская - Узелок на память. Школа декоративного плетения

Вашему вниманию предлагается книга М. М. Соколовской "Узелок на память. Школа декоративного плетения". В ней вы найдете : -материалы и приспособления для плетения -простейшие приемы плетения -узлы, цепочки, узоры -секреты и советы в плетении -наш вернисаж.

Мария Соколовская - Знакомьтесь с макраме

Книга знакомит учащихся с историей одного из популярнейших видов декоративно-прикладного искусства - макраме, учит приемам плетения основных узлов и узоров. Приемы плетения расположены в книге по возрастающей степени сложности, показаны на рисунках и схемах. Здесь даны также описания плетения разнообразных изделий (игрушки, сувениры, детали одежды, интерьера). Книга для учащихся 4-8 классов.

Мария Соколовская - Макраме

Представлено подробное описание приемов плетения различных видов узлов и узоров, а также описание выполнения различных современных изделий: поясов, колье, сумок, абажуров, декоративных панно и т.д. Даны рекомендации по выбору материала, наиболее полно отражающего фактуру и форму изделия. Модели и образцы сопровождаются эскизами и фотографиями. Для широкого круга читателей.

Читайте также: