Сообщение о бисероплетении 5 класс

Обновлено: 24.04.2024

Бисероплетение сегодня получило широкое распространение благодаря доступности и современному разнообразию бисера, стекляруса, бусин. Кроме того, бисероплетение открывает поистине неограниченные возможности любителям рукоделия.

Бисероплетение сегодня получило широкое распространение благодаря доступности и современному разнообразию бисера, стекляруса, бусин. Кроме того, бисероплетение открывает поистине неограниченные возможности любителям рукоделия.

Особую популярность получили различные украшения из бисера и стекляруса. Никого не оставят равнодушным неповторимые колье, серьги, клипсы, гейтаны, кулоны, браслеты, заколки, выполненные из бисера.

История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины — непосредственные предшественники бисера — украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером.

Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX-XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.

На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии, из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по-прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты — цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания — изготовление бисера.

По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.

Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля «стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом… В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом… и насыпаны стеклярусом по зеленой земле».

Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник — сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространен более архаичный — поневный, состоящий из рубахи, поневы и «сороки». Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделялись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы, так как, по древнему славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.

Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотным шитьем, стеклами в металлических оправах. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг привозили из Кафы (Феодосия).

Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жемчугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Бисероплетение – старинный вид рукоделия, которым занимались еще древние люди.

Сначала люди: использовали материал, который им предоставила природа. Всевозможные камешки, ракушки, когти и кости животных, семена растений нанизывались на стебли трав, волосы и являлись, по сути, первыми ювелирными изделиями и амулетами.

Первые украшения из бисера появились более 4000 лет назад. Родиной стал Древний Египет, который был центром изобретения стекла.

Существует древняя легенда о зарождении стекла. По этой легенде, финикийские купцы, возвращались из Африки с грузом соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, прозрачен как вода и горел огнем на солнце. Так и появилось стекло, а потом из стекла первый бисер.

Изготовление украшений из бисера получило быстрое распространение и стало предметом торговли и показателем богатства.

Например, за нитку бисера в древней Африке можно было купить раба. Для финикийцев это была возможность меновой торговли по Средиземноморскому побережью.

Вика: Бисер такой, каким мы его знаем появился ещё в 16 веке.

Длинную трубку из стекла разделяли на мелкие части, затем кусочки тщательно шлифовали и полировали. Технологии производства бисера держались в глубокой тайне. За разглашение секретов по изготовлению бисера нарушитель приговаривался к смертной казни.

Вика: Кто же первым научился производить бисер в нашей стране?

Это был великий русский учёный – Михаил Васильевич Ломоносов. В 1752 году Учёный получил от Сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом. По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Ломоносов был убеждён, что не стоит тратить огромное количество денег на покупку бисера из-за рубежа, если можно самим производить его . Для страны это имело неплохой денежный стимул, т.к. бисер пользовался популярностью и приносил в казну приличный доход. И наконец, в 1754 году фабрика была открыта. Здесь делали изумительной красоты мозаичные картины, выпускали бисер, стеклярус, бусы, имитации драгоценных камней. Стекло и изделия из него были высочайшего качества.

Вика: В России появилось бисерное рукоделие. Женщины всех сословий пробовали свои силы в бисерном вышивании. Появились уникальные вещи, сделанные руками крепостных женщин.

По воспоминаниям современников у графа Тарановского была мебель, «все сиденья затянуты изумительными вышивками. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты». Наиболее известные образцы бисерного светского рукоделия это – Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме, обои которого вышиты бисером.

После смерти Ломоносова производство в Усть-Рудице постепенно пришло в упадок и вскоре прекратилось совсем. Фабрику закрыли. И так вышло, что даже на сегодняшний день не нашлось ни одного такого вдохновителя, который бы смог производить бисер в России. В России бисер завозят из Чехии, Японии, Китая.

Бисероплетение - прекрасный вид творчества, который к тому же полезен для здоровья.

Это один из самых лучших способов развития мелкой моторики. Развиваются математические способности: ведь п ереплетая бусинки, начинаешь их непроизвольно считать. В процессе плетения из бисера развивается пространственное мышление, фантазия, воображение , усидчивость, внимательность, привычка доводить дело до конца. Каждое занятие включает в себя гимнастику для глаз. Так же, это прекрасный способ порадовать своих родных и близких замечательными подарками. Ведь всем известно, что лучший подарок - это подарок, сделанный своими руками. Плетение из бисера не имеет каких-либо возрастных ограничений, поэтому идеально подойдет как для взрослых, так и для детей. В нашей семье бисером увлекается вся наша семья – мама, папа, Диана, я и даже наша маленькая сестренка. Нам очень нравится создавать поделки из бисера.

Иногда задумываешься, как можно из бисера и проволоки создать такую красоту, оказывается можно. Мы представляем работы нашей семьи, мы их делали вместе с мамой.

Данные работы участвовали в различных конкурсах и возвращены нам не были. Специально для конкурса мы приготовили:

маленький пушистый кактус и необычайно красивое и нежное растение – фиалка.

Бисероплетение – модное хобби, которое никогда не выйдет из моды и всегда будет актуальным.

Бисером украшают джинсы, платья, обувь, декорируют блокноты и предметы интерьера, вышивают целые картины. А украшения из бисера, бусин и полудрагоценных камней много лет демонстрируются на подиумах всего мира. Бисер очень популярен среди учеников всех классов, его любили и любят в нашей школе. Многие девочки носят браслеты и фенечки из бисера. Сейчас в моду входят плетеные воротнички из крупных бусин.

Мы думаем, что наша работа заинтересует других людей, и они будут неравнодушны к бисероплетению. У них появится желание творить чудесные изделия из такого великолепного материала – бисер!

Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером — так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером), бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. Все остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика, вязание, ткачество, вышивка, проволочное плетение) без бисера возможны, однако потеряют часть своих декоративных возможностей, бисероплетение же прекратит свое существование. Это связано с тем, что технология бисероплетения носит самобытный характер.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Katya_Biseropletenie.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

Воскресенского муниципального района

На тему: «Бисероплетение»

Ученица 10-А класса

Шмигельская Екатерина Валерьевна

Мурашова Татьяна Валентиновна

г. Воскресенск 2013 год

Техника выполнения бисера………………………………..…..….с.7

Материалы, инструменты, оборудование…………………………..с.8

Правила техники безопасности………………………… …………..с.12

Расчет себестоимости изделия………………………………. с.14

Экономическая экспертиза…………………………………………..c. 15

Список используемой литературы…………………………………с.18

Бисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества. Оно развивалось в соответствии с веяниями моды, созданием самого бисера и прогрессом в обществе.

Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером — так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером), бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. Все остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика, вязание, ткачество, вышивка, проволочное плетение) без бисера возможны, однако потеряют часть своих декоративных возможностей, бисероплетение же прекратит свое существование. Это связано с тем, что технология бисероплетения носит самобытный характер.

Из истории бисероплетения.

Бисер – это маленькие бусинки из стекла или других материалов, просверленные насквозь, из которых плетут ожерелья, браслеты и прочие украшения.

История бисера уходит корнями в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Искусство создания украшений появилось практически в то же время, как появились люди. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. Бусины были актуальны еще во времена первых цивилизаций и использовались нашими предками в качестве украшений, а также для того чтобы уберечь себя от злых духов. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками. В качестве украшений использовались такие природные материалы, как семена, стручки, орехи, ракушки, когти и кости различных животных. Считалось, что ношение костей животных либо защищало носящего от нападения этого животного, либо придавало человеку дух животного, делая его мужественным и сильным. Некоторые наши предки делали бусины из глины, окрашивали их и обжигали. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. Бисер употреблялся при создании украшений, талисманов, служил разменной монетой и был символом богатства и власти.

Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно это было распространено среди коренных жителей Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшали всё: налобные повязки, ритуальные пояса, колыбельные для детей, табакерки. В Северной Америке встречаются бусины, сделанные из перьев и раковин. Бусины для своих украшений индейцы изготавливали из различных материалов – в ход шли кораллы, серебро, бирюза и т.д. Майя и ольмеки использовали нефрит. Также исследователями были найдены бусины из горного хрусталя и золота. В Древнем Египте в качестве материала использовали кристаллы.

Родиной бисера считается Древний Египет. Появление бисера неразрывно связано с появлением технологии изготовления стекла. Древние египтяне около 3000 лет тому назад научились делать стекло, а вскоре появились и крупные бусины из непрозрачного стекла. Стеклянные бусины украшали одежду древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из бисера ожерелья, расшивали им платья. История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Вначале бисер использовался в основном для вышивки или простого нанизывания, но впоследствии стали развиваться новые варианты его применения. После изобретения сетчатого низания стали изготавливать и самостоятельные изделия из бисера. Вскоре появились узоры и схемы, бисероплетение начало развиваться и набирать обороты. Египтяне сочетали бисер с драгоценными и полудрагоценными камнями, драгоценными металлами и пр. Бисер быстро оказался излюбленным материалом для изготовления украшений, какие стали продаваться и экспортироваться в разные страны.

Работа с бисером – увлекательное рукоделие, которое очень увлекает и удивляет своей необычностью и красотой полученных изделий. Данная творческая работа имеет практическую значимость для тех, кто хочет заняться искусством бисероплетения. Предметом исследования является процесс изготовления картин, бижутерии, декоративных элементов для украшения одежды в технике бисероплетения. Цель данной работы - научиться учащимся выполнять различные изделия из бисера. Задачи исследования: - изучить историю развития бисероплетения; - исследовать и освоить технологии вышивки бисером и бисероткачества.; - провести эксперимент по созданию бисера из подручных средств. Для решения данных задач были использованы следующие методы: - метод анализа литературных источников, интернет – ресурсов; - метод беседы и интервью; - метод эксперимента. - метод практической работы: изготовление изделий из бисера. В результате выполнения данных задач будет изучено большое количество теоретической литературы по бисероплетению, что позволит расширить кругозор учащихся, поможет научиться творчески, смотреть на окружающий мир.

Техника выполнения бисера.

Техникой бисероплетения называется соединение между собой бисеринок (бусин, стекляруса, рубки и пр.) одной из технологий плетения : низанием, вязанием, ткачеством или плетением. Изделие может быть выполнено с использованием разных техник.

Самая простая из техник бисероплетения на нитке или леске - цепочка. Цепочки бывают различные по исполнению (существует много различных классификаций, из – за этого часто бывает путаница в описании техники выполнения изделия) . Как правило, используется при плетении фенечек.

Затем идут жгуты и шнуры. Это достаточно сложный вид изделия, позволяющий сделать различные по фактуре изделия. Жгуты бывают мозаичные, ажурные, спиральные, квадратные, усложненные, небьюла, ндебеле и другие. Эта техника используется при изготовлении лариатов, колье, собственно жгутов и шнуров.

Плетение. Плетение бывает монастырское, мозаичное, прямое гобеленовое, кирпичное, ажурное, ткачество. Плетение подразделяется на ручное и станочное. В технике плетения изготавливают гайтаны, воротники, галстуки, браслеты, чехлы, оплечья, миниатюры, кулоны и многое другое. Как правило, работу выполняют по разработанной схеме.

Вышивка. Вышивают бисером картины, иконы по схемам, разработанным для вышивания крестиком. Для вышивки пригоден только очень ровный (калиброванный) бисер.

Объемные цветы и деревья, как правило, делают на проволоке. Здесь тоже существует несколько видов техники плетения: петельная, игольчатая, параллельная, мозаичная, ажурная, дуговая (французская).

Существуют еще техники оплетения камней – кабошонов (по этой технике делаются кулоны), бусин, плетение фуллеренов – шаров (по этой технике сделаны многие объемные игрушки).

Разнообразие техник бисероплетения и их исполнения дает широкий простор для творчества и развития.

Материалы, инструменты, оборудование.

Для выполнения работы нам потребуется:

Английские иглы хороши для начала, потому что они тонкие и гибкие. Позже вам возможно понадобятся иглы с большим ушком, витые иглы для бисера, швейные иглы и т.д.

Английские иглы для бисера можно найти в любом магазине рукоделия. Существуют специальные наборы, в которых иглы разных размеров. Размер должен подходить к размеру бусинок (см.ниже). Для начинающих, размеры 10 и 12 являются идеальным выбором, так как они подходят к наиболее распространенному бисеру 11 / 0.

3) Плоскогубцы и ножницы

Специальные наборы плоскогубцев и других инструментов для бисероплетения можно купить в магазинах рукоделия. Они обычно состоят из: обычных плоских плоскогубцев; круглогубцев; изогнутых круглогубцев;

резака - плоскогубцев. В наборе могут быть еще некоторые плоскогубцы, но они вам понадобятся значительно позже, когда вы отточите базовые техники бисероплетения. Очень хорошо иметь сумку для инструментов по работе с бисером, а не искать их каждый раз по всей комнате.

Используется в основном в технике проволочного бисероплетения. Конечно же, вы должны быть уверены в соответствии размера проволоки размерам отверстий бисера. Очень хороши в использовании серебряная и нержавеющая проволоки

Тут огромное разнообразие, один лучше другого. Но не покупайте в магазине все что видите – это нерационально. Сперва поразмыслите над следующим.

Вы новичок, так что разумно начать работать либо с большим либо со средними бисером. Размер бисера 11 / 0 или больше подходит идеально для первой работы. Помните: чем меньше числовой размер, тем больше бисиренка. То есть, бисер размером 8 / 0 больше, чем 10 / 0.

Вес зависит как от размера, так и от материала, используемого бисера. Это может быть стекло, дерево, кристаллы, кости, драгоценные камни, металл и так далее. Что выбрать всецело зависит от вашего вкуса, однако рекомендуется освоить основные базовые приемы со стеклянным бисером, с ним легче работать, например, бусины из Чешского стекла интересный вариант.

Традиционной формой бисера являются цилиндр, используемый для плоских работ. Но в настоящее время вы найдете все мыслимые и немыслимые формы среди большого разнообразия бисера для изготовления ювелирных изделий. На самом деле, когда вы выбрали проект, над которым будете работать, и там должно быть о том, какой тип бусин, вы должны использовать. Если вы делаете украшения, то следует помнить, что бусы с грубыми краями могут повредить кожу.

biseropletenie

Бисероплетение в древности

Изначально было стекло. Именно оно стало тем материалом, из которого первые умельцы начали делать бусины. Надо сказать, что маленькие стекляшки конкурировали с настоящими драгоценностями. Но сначала не своей стоимостью, а ценой уже готовых работ из бисера. Древний Египет, Сирия, Древний Рим – эти цивилизации можно считать прародителями бисероплетения.

biseropletenie

Вероятно, именно в Египте появился бисер, и его происхождение могло приходиться на более ранний период, чем это принято считать. А уже римляне, завоевавшие Египет, наладили производство стеклянных бусин на родине, а потом и в Византии. Но как бы активно не развивали европейцы искусство бисероплетения, это будет уступать тем открытиям, что сделали египтяне.

Просто потому что представители великой цивилизации не менее чем 3 тысячелетия назад научились делать стекло, а позднее из него решили делать изящные декоративные элементы – бисер. А некоторые ученые уверены, что в Египте и странах передней Азии стеклоделие существовало 6 тысяч лет назад. Удивительно!

Бисер украшал одеяния древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из него украшения, изящно расшивали им платья. Сначала это был декор для вышивки, самостоятельных изделий из бисера не делали. Но после изобретения сетчатого низания появились совершенно новые предметы творчества. Вслед за расширением возможностей начали появляться узоры, схемы, орнаменты.

Изделия из бисера стали чрезвычайно популярны, они экспортировались в разные страны. Мастера-стеклодувы научились окрашивать стекло, и ценность бисера возросла еще больше.

Те же египтяне не боялись сочетать стеклянный бисер и драгоценные, полудрагоценные камни и металлы. И им действительно удавалось гармонично сочетать материалы. Изделия из бисера стали чрезвычайно популярны, они экспортировались в разные страны. Мастера-стеклодувы научились окрашивать стекло, и ценность бисера возросла еще больше.

Известен бисер и в античном мире, где его значимость подтверждает то, что он мог быть разменной монетой. В Месопотамии, Индии, Китае бисер тоже находили и находят при раскопках. Это был ценный, дорогой декор, недоступный простому люду. Тем удивительнее то, что бисероплетение, возникшее еще за несколько тысячелетий до нашей эры, прекрасно существует в наше высокотехнологичное время.

Рекомендуем посмотреть видео о многовековой истории бисера.

Плетение из бисера в Древнем Риме

Из Древнего Египта и Сирии производства стекла и бисера распространилось и в великую Римскую Империю. В 1 веке до нашей эры александрийские мастера создали способ выдувания разных предметов металлической или тростниковой трубкой. Способ выдувания изменил технологический процесс. Бисерины стали делать из пустотелых стеклянных трубочек, их мастер выдувал из капельки расплавленного стекла специальным инструментом (понтией).

biseropletenie

Чтобы получить трубочку нужных параметров, мастер должен был обладать большой сноровкой, ловкостью и просто идеальным глазомером. А потом эти тонкие трубочки из стекла разрезали ножницами-гильотинами на маленькие кусочки. На сите кусочки отсеивали от осколков, обрабатывали шлифовальной смесью (угольной или глиняной).

После того как отверстия заполнялись смесью, бисер ожидала сушка, смешивание с песком и нагревание до багрового каления. Размягченные колечки при этом округлялись, все неровности уходили. Вращение в чугунном барабане не давало колечкам сплющиться. Охлажденный бисер промывали и снова сушили, а полировальный порошок заставлял бусины блестеть.

История возникновения бисероплетения – это не просто создание стекла и бусин из него, это постоянно совершенствующая технология. И она могла бы и дальше развиваться в Римской Империи, если бы не падение последней. Великая империя раскололась на Западную (Рим) и Восточную (Византия). А так как многие византийские мастера, хранители секретов бисероплетения, обосновались в Венеции, она и стала новой столицей бисерного производства.

Венецианский период в бисероплетении

Венецианские стеклоделы могли бы назвать золотым период 15-17 столетий, так как в то время сравниться с их мастерством не мог никто в мире. Так как бисер был не просто художеством, искусством, а еще отличным бизнесом (Венеция – крупнейший поставщик бисера в тот период), нужно было бережно хранить секреты производства. И само производство решено было перенести на остров Мурано: во-первых, там ему не грозили пожары, во-вторых, охотники за секретами технологий не имели к ним доступа. Знаменитое мурамское стекло является брендом и сегодня, столетия спустя.

biseropletenie

Венеция, без преувеличения, весь мир украшала своим бисером. Сумочки, чехлы, подушечки, шкатулки, одежда, оплетка для посуды – ассортимент изделий был велик. Венецианский бисер обменивали на Востоке на шелка и золото, пряности. В Европе устраивались шикарные бисерные ярмарки. Мелкий, блестящий, посеребренный, позолоченный виды декоративного стекла пользовались особым спросом.

Были и настоящие трагедии, которые сопровождают любой бизнес, в каких веках бы он не возникал. Некоторые мастера-стеклоделы становились перебежчиками. Они бежали из Венеции в Германию и Францию, и там обустраивали собственные мастерские. Секреты технологии буквально выскальзывали из рук, чего власть допустить не могла. Производство стекла с конца 15 века оказалось под охраной Совета десяти. В то же время был издан указ и государственной измене, грозивший перебежчикам суровым наказанием.

Некоторые мастера-стеклоделы становились перебежчиками. Они бежали из Венеции в Германию и Францию, и там обустраивали собственные мастерские.

Если мастер не желал вернуться на родину, его родных отправляли в тюрьму. Но даже заложники-родные не останавливали некоторых стеклоделов. И тогда к мастерам подсылали убийц, и только смерть изменщика могла освободить его родственников из неволи. Такие расправы чинились до 18 столетия. Примерно в это же время Венеция уже перестала быть грандом рынка бисера.

Бисероплетение в 18 веке

В этот период по всей Европе начинают появляться стекольные заводы. Отныне это огромные предприятия. Особенно славились ими Германия, Англия, Нидерланды. Но шлифовать «стеклянное золото» отправляли в Богемию (Северная Чехия).

biseropletenie

И чешский бисер до сих пор многие считают самым лучшим в мире. Стеклоделие в Чехии, как считают исследователи, появилось еще в Средневековье. И хоть секреты технологии они почерпнули у соседей, чехам удалось делать особое, уникальное стекло. Оно было тугоплавким, твердым, и при этом легким в обработке, огранке, шлифовке. Зола папоротника, бука, промытого песка в разное время были секретными ингредиентами чешского стекла.

Граненый богемский бисер по красоте и игре света мог выиграть у венецианского. Технологический процесс двигался вперед, его развитие и привело к тому, что до сих пор чешский бисер считают одним из лучших в мире.

В России уже в 12 веке было налажено стекольное производство. Бисерины были разноцветные, впечатляли разнообразием форм.

Бисер в 19-20 вв

Конец 19-ого, начало 20-ого века: мир испытал новый расцвет увлечения бисером. Из мелких стеклышек стали изготавливать дамские сумочки, бумажники, подстаканники, чехлы для чубуков. Не обязательно дорогие изделия брали для декорирования их бисером. Но даже небольшая сумочка или кошелек приобретал совсем иной вид, после того, как изящным узором на нем выстраивались разноцветные бусины.

biseropletenie

И сегодня на аукционах, на площадках для продажи винтажных вещей можно купить расшитые бисером сумочки и кошелечки, пудреницы и чехлы. Так древнее искусство протягивает мостик в современность, и уже нынешние модницы решают украсить бисером предметы своего туалета.

Бисероплетение в наши дни

История возникновения бисера и бисероплетения перекликается с историей человечества в целом. Древние мастера, имевшие гораздо меньше технологических возможностей в сравнении с производством сегодня, делали уникальные по красоте и гармонии вещи. Потому сейчас бисероплетение требует изобретательности. Оно будет искусством, если художник совместит в одном изделии разные техники и разные же материалы. Появление нового варианта применения бисера сможет удивить и дать ему толчок к дальнейшему развитию.

biseropletenie

Бисероплетение в качестве хобби выбирают и обычные люди, не имеющие художественного образования. Материал доступный, недорогой, схем и узоров в свободном доступе тоже много, потому бисером увлекаются активно, и это увлечение не теряет свою актуальность. На смену дорогому стеклу пришел дешевый пластик, потому люди любого достатка могут позволить себе увлечение. А ведь есть еще и деревянный бисер, и сложные синтетические материалы.

Сначала мастерица делает маленький браслет или фигурку животного, а потом пробует себя в изготовлении деревьев и больших композиций. Самые усидчивые занимаются бисерной вышивкой. И по мере обретения мастерства, вырастает и спрос к материалу, используются все более дорогие бусины.

Старинное творческое направление живет, обретает новые формы и в очередной раз переживает модный бум. И даже этого факта достаточно, чтобы обратить внимание на красивое, доступное и многообразное бисероплетение.


История бисера уходит далеко вглубь веков. Первыми его научились изготавливать египтяне и применяли его для украшения своих платьев. Далее бисер появился в Римской империи и Сирии. А с первого века нашей эры он достиг Германии, Греции, Италии. В 10 веке он попадает в Венецию, где получает широкое применение и после этого завоевывает весь мир. Венеция же, на протяжении долгих являлась центров по производству бисера. Венецианцы как могли, оберегали секрет изготовления бисера, ведь он им приносил немалый доход.

На Руси же стеклоделие также издавна известно. Раскопки городищ и курганов свидетельствуют нам о том, что наши предки были знакомы со стеклянными изделиями не только благодаря торговли и обмену с западными и восточными купцами. Огромное количество стеклянных бус и поделок найдено в Новгороде, Киеве, Чернигове и др. центрах. Найденные мелкие бусины схожие с бисером вполне могли местного производства, это доказывают раскопки древних мастерских по производству стекла.

В Киевской Руси стеклянные бусинки ценились также как и жемчуг. Привозной бисер применялся наравне с драгоценными камнями.

Бисероплетение – это один из распространенных видов рукоделия. Оно развивается и сейчас, в соответствии с тенденциями моды, прогрессом в обществе и технологиях. Развитие технологий меняется и бисер – его форма, качество, отделка и т. д.

Украшения из бисера выполненные умелыми руками и с воображением смотрятся не хуже бижутерии, а в некоторых образах и лучше её.

Вот небольшой образец того, как можно даже не применяя сложных техник, сделать самостоятельно достойное украшение из бисера.

Украшения из бисера
Украшения из бисера
Украшения из бисера
Украшения из бисера
Украшения из бисера
Украшения из бисера
Украшения из бисера
Украшения из бисера

Краткая история бисера. Украшения из бисера, мастер-класс was last modified: 6 февраля, 2020 by admin

Читайте также: