Спиральное плетение из соломы

Обновлено: 28.04.2024

Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, он становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно красива.

Поэтому крестьянские умельцы не обошли корни своим вниманием. Если от плетеного сосуда требовалась высокая прочность, его плели из корней хвойных деревьев. Различную утварь из них – солоницы, крупеницы, корзины – называли корневушками. При выделывании корневушек применяли особую технику плетения – спиральную.

Укладывая спиральными витками более толстый корень – основу, последовательно обвивали виток за витком тонким корнем – оплеткой.

Корневушки, выполненные в технике спирального плетения, можно разделить на три основных вида, отличающихся не только фактурой плетения, но также прочностью и плотностью.

К первому виду относятся корневушки, фактура которых образована параллельными рядами спирали, а ряды оплетки редкие и расположены на значительном расстоянии друг от друга. Сплести такие корневушки можно довольно быстро, но они неплотные и непрочные. В них можно хранить крупное зерно, горох, фасоль, ягоды, орехи, конфеты.

Ко второму виду можно отнести корневушки, фактура которых образована примерно одинаковым соотношением оплетки и спирали. Эти корневушки намного плотнее и прочнее первых, в них можно хранить даже муку. Но на изготовление таких сосудов идет значительно больше времени и материалов.

Поверхность корневушек третьего вида напоминает ткань. Оплеточные ленты настолько плотно пригнаны друг к другу, что почти полностью закрывают спираль. И хотя на изготовление таких корневушек уходит больше материала и времени, зато они получаются необыкновенно прочными, а плотность плетения настолько велика, что в иные сосуды можно смело наливать воду. Разбухшая от влаги древесина корня плотно закрывает мельчайшие щели. Разумеется, такие корневушки могут плести только опытные мастера из отборного материала.

В современных изделиях некоторые мастера сочетают корневое плетение с другими материалами, например с берестой. Опытные мастера никогда не рисовали эскизов своих изделий, а плели свои корневушки «как красота и мера скажут». Но такой подход в работе доступен только очень опытным мастерам, а начинающему нужно разработать форму и пропорции изделия.

Отобранные мотки корней опустите в горячую воду. Через несколько минут вымоченные и распаренные корни станут гибкими и эластичными. Выньте их из воды и заверните во влажную тряпку. Прежде чем приступить к плетению, обратите внимание на одну закономерность. Каким бы толстым корень ни был у основания, постепенно диаметр его уменьшается к вершине, и на противоположном конце корень становится очень тонким.

Как уже отмечалось, это явление, характерное и для ствола, и для веток, называются сбежистостью. Ее нужно учитывать, особенно при плетении дна. Заплетать его нужно начинать с тонких концов. Дно корневушки может быть овальным или круглым. Заплетая овальное дно, согните кончик основы цельного круглого корешка, как показано на рисунке. От длины загнутого конца будут зависеть пропорции овального дна. Полученную петлю оплетите несколько раз, затем согните основу и обмотайте часть витка оплеткой. Просунуть оплетку между плотно прижатыми корнями почти невозможно без специального деревянного шила. Перед каждым протаскиванием оплетки щель между двумя рядами основы нужно расширять шилом.


Рис. 33. Спиральное плетение из корней: а, б, в – этапы работы: 1 – плетение овального донышка; 2 – плетение круглого донышка; 3 – плетение стенок корневушки и способ наращивания спирали; 4 – оплетение края корневушки

Шило нужно вырезать из твердой древесины бука, яблони, груши, дуба или самшита. Мягкую древесину применять не следует, – соприкасаясь с влажной древесиной корней, кончик шила размочаливается и быстро приходит в негодность. Чтобы шило было более прочным и не боялось влаги, пропитайте его два-три раза горячей олифой. Шило при работе следует постоянно держать в правой руке.

Начало плетения дна – наиболее сложная часть работы, но как только будут сплетены пять-шесть витков спирали, дело пойдет более споро (рис. 33).

Через какое-то время корешок основы или оплетка кончатся, их нужно уметь нарастить новыми корешками. Если раньше кончился корешок основы, срежьте ножом его конец под углом примерно 30° к середине. Под тем же углом срежьте ножом конец нового корня. Совместив срезы корней, прижмите их оплеткой и продолжайте плести дальше.


Рис. 34. Декоративный коврик из соломы и способ плетения детали коврика с помощью челнока

Если же кончится лента-оплетка, новую оплетку просуньте в щель между витками основы рядом с концом старой и продолжайте плетение в обычной последовательности. Получив дно необходимого диаметра, начинайте выплетать стенки корневушки. Если у сосуда форма строго цилиндрическая, то, постепенно оплетая один виток за другим, следите, чтобы витки были одинаковыми. Если форма стенок сосуда более сложная, ее получают, увеличивая или уменьшая диаметр каждой последующей спирали. У крупных сосудов спирали можно делать из заготовленных заранее ивовых прутьев. Заканчивая плетение стенок, срежьте последний виток под острым углом, постепенно сведя конец корня на нет. Затем, не останавливаясь, оплетите плотными рядами край корневушки. Это завершающая стадия, и после нее сосуд можно считать готовым. Если же к нему положена крышка, то ее плетите точно так же, как и сосуд, только не забывайте примерять ее к корневушке. Однако, красивые изделия можно сплести и из обычной соломы культурных и дикорастущих злаков, при этом также спиральным плетением. Жгуты из соломы можно оплетать самыми различными материалами, имеющими хорошую гибкость и прочность: мочалом, ивовой корой, берестой, конопляными и льняными нитями. В виде примера на рис. 34 показан декоративный коврик, выполненный плетением с помощью челнока.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Заготовка соломы

Заготовка соломы Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.Если заготовленная

Спиральное плетение

Спиральное плетение Спиральное плетение – один из самых распространенных в недавнем прошлом видов плетения. Именно таким способом изготавливали предметы домашнего обихода, утварь – корзины, короба, миски.Емкости, выполненные в технике спирального плетения, имели

Корни ели, сосны, кедра и пихты

Корни ели, сосны, кедра и пихты В смешанном лесу или хвойном бору часто можно встретить вывороченные с корнем деревья – выворотни. Обычно их много на полянах или ближе к опушке – здесь есть где разгуляться буре. Больше других страдают от шквальных ветров ели, у которых

Плетение из соломы

Плетение из соломы Из соломы можно изготовить много оригинальных и необходимых вещей, не похожих на изделия из других материалов. Высокую оценку эти изделия получают не только благодаря естественному материалу, но и за художественность и конструктивность. Не последним

Игрушки, фигурки и картинки из соломы

Игрушки, фигурки и картинки из соломы Соломка – интересный растительный материал, дающий большие возможности для развития и творчества. Из соломки делают множество различных изделий: картины и панно по принципу аппликации, соломкой украшают изделия из дерева, делают

Изделия из рогоза и соломы

Изделия из рогоза и соломы Изделия из рогоза Простая ажурная кошелка из рогоза. Плетение кошелки (рис. 38, а) начинают с изготовления дна. Берут четыре уточины первого сорта (сердцевину), сгибают каждую вдвое и кладут их рядом концами в левую сторону. Затем в загибы этих

Изделия из соломы

Изделия из соломы Изделия из прошивной соломки. Косички из соломки – хороший материал для расширения ассортимента изделий. Рис. 40. Сшивание косичек: а – встык; б – уступом; в – плоскостьюСшивая их вручную или на машине, можно изготовить шляпы, сумки и другие изделия.

Подготовка корней и веток

Подготовка корней и веток Как правило, корни и сучки требуют совсем незначительной доработки. Иногда для того чтобы скульптура ожила, бывает достаточно одного штриха.Доработка включает полирование, подрезку и подточку отдельных деталей, а если необходимо, то и

Изделия из веток и корней

Изделия из веток и корней Если вглядеться в причудливый сук или корень дерева, то можно увидеть в них знакомые, уже полюбившиеся образы народных сказок – Бабу Ягу или Змея Горыныча и т. д. А может быть, корень напоминает грациозного оленя…Природа дает нам огромное

Техника плетения из соломки сходна со способами плетения из любых других материалов. Соломенные ленты или уже готовые формы изготовляют посредством соединения и переплетения соломин. Затем из полуфабрикатов – жгутов и плетенок – можно создать изделия любой сложности. В зависимости от применения заготовок материала и способов их соединения, различают множество различных видов плетения соломки. Технология спирального плетения, или скручивание – это один из видов плетения из соломки, бывший в недавнем прошлом одним из самых распространенных. С помощью спирального плетения производили предметы домашнего обихода, различную утварь – корзины, короба, миски. Выполненные в технике спирального плетения, емкости могли иметь самые разнообразные размеры и формы, и находили широкое применение в крестьянском хозяйстве. В ходе плетения изделий происходит процесс формирования объема изготавливаемого предмета.

Этот способ плетения позволяет создавать круги различного диаметра, что удобно для изготовления всевозможных ковриков или подставок под посуду. Плетение по спирали позволяет при необходимости увеличивать каждый последующий виток для расширения диаметра изделия, что, в свою очередь, позволяет наращивать объем и высоту изделия. Наоборот, при уменьшении последующих витков диаметр изделия будет сужаться. Таким образом, получают изделия разной формы. Применение этих приемов спирального плетения дает возможность плести корзины, чаши, блюда и многие другие предметы округлой, цилиндрической или шарообразной формы на круглом или овальном основании.

Основой для спирального плетения служит соломенный жгут, сложенный из нескольких тонких соломинок. В начале плетения из увлажненной соломы нужно сформировать пучок необходимой толщины.

Конец пучка обкрутить бечевкой, лентой или ниткой, загнуть на 1–2 см и стянуть его с пучком, свернув в плотное колечко. Далее стянуть конец с пучком второй раз – это будет первый виток спирали (рис. 10).

Рис. 10. Техника спирального плетения

Далее колечко еще не менее трех раз обкрутить бечевкой или нитками, постепенно скручивая вокруг него оставшуюся часть соломенного жгута и выкладывая из него второй виток. В ходе плетения нужно укладывать жгут по спирали, одновременно скрепляя витки между собой, перетягивая иглу с ниткой через перетяжку первого ряда. В ходе дальнейшей работы нитку следует протягивать через все перетяжки первого витка, таким способом наружный виток спирали скрепляют с внутренним витком. При последующем обматывании иголку с бечевкой после каждого оборота надо проводить под очередной виток бечевки, расположенный на предыдущей спирали. Для получения плотного плетения сильно натягивать нитку при каждой перетяжке, обращая внимание на то, чтобы она плотно обвивала жгут.

Скручивание все время следует вести в одном направлении, наращивая соломенный жгут. Для этого в него по мере надобности добавлять пучки соломы, укладывать жгут по спирали, последовательно перетягивая витки.

Толщина жгута зависит от размеров создаваемого изделия. Постоянную толщину жгута желательно контролировать с помощью какой-нибудь трубки. Обычно для плетения больших предметов приходится использовать длинные целые стебли соломки. Для небольших по размеру предметов можно употребит запасенную и отсортированную соломку без коленец. По завершении работы остаток жгута подрезать так, чтобы он плавно подходил к тонкому концу, после чего обмотать его бечевкой.

Чаще всего для соединения жгутов между собой используют льняные нитки, вдевая их в толстую иглу с большим ушком. Однако при таком способе плетения можно воспользоваться вместо бечевки лентами лозы, корня, лыка, бересты. Они имеют достаточно привлекательный вид, изделие с ними выглядит эффектнее.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Виды и способы плетения

Виды и способы плетения В зависимости от способа различают сплошное и ажурное плетение, а по видам – послойное, простое, рядами, квадратное, ажурное, веревочкой, загибкой и др.Сплошное плетение предполагает простой и послойный методы, в отдельных случаях – плетение

Технология прямого плетения

Технология прямого плетения Прямое шахматное плетение – это самый простой способ изготовления салфетки, или декоративного панно, или детали для более сложного, объемного плетения. Для этого вида плетения используют предварительно сплющенные в ленту соломины. Толстую

Азы газетного плетения

Азы газетного плетения Плетение из газетных трубочек – это достаточно увлекательное и приятное хобби. Оно подходит как для любителей мастерить в одиночку, так и для людей, предпочитающих коллективное творчество. К тому же оно не требует значительных материальных

Виды плетения

Виды плетения Технология плетения из бумажных трубочек очень похожа на плетение из обычной лозы, зачастую его так и называют – плетение из бумажной лозы.Плетение из обычной лозы известно с древности, поэтому существует множество его технологий и разновидностей.Многие

Корзина широкого плетения

Корзина широкого плетения В этой корзине можно хранить овощи, что особенно удобно летом на даче.Вам потребуетсяГазеты, коричневая акриловая краска, клей ПВА, губка, ножницы.Ход работы:1. Из газет нарежьте полоски 40 ? 15 см и 4 полоски длиной 20 см, сверните их 3 раза по

Технология

Технология Потом залили это все шампанским. Он говорит: «Вообще, ты кто таков? Я, например, наследник африканский!» «А я, говорю, – технолог Петухов!» Юрий Визбор Один мой хороший знакомый, ювелир и оружейник высочайшей квалификации, рассказывал, что когда он преподавал в

Инструменты для плетения из круглого (нерасщепленного) прута

Инструменты для плетения из круглого (нерасщепленного) прута Для изготовления изделий из ивового прута необходим определенный набор инструментов.Надо иметь ножи разных размеров и формы, но обязательно из хорошей стали с тонким лезвием и остро отточенные. Нож большого

Виды плетения

Виды плетения Существует несколько основных видов

Технология рубки

Технология рубки Стены рубленых бревенчатых домов состоят из бревен, уложенных друг на друга горизонтальными рядами и связанных в углах врубками. Каждый ряд бревен в стене называют венцом. Их укладывают комлями попеременно в разные стороны. Первыми укладывают два

Растительное сырье для плетения

Растительное сырье для плетения Для изготовления плетеных изделий используют, прежде всего, ветви ивы, солому пшеницы, ржи, ячменя, камыш, рогоз, ивовые и ореховые прутья, ореховые ленты, а также импортное сырье: рафию, бамбук, тростник, ротанг. Много красивых изделий

Виды и способы плетения из лозы

Виды и способы плетения из лозы Начинать изучение создания плетеных шедевров следует, вероятно, с введения в терминологию. Дело в том, что такому специфическому виду прикладного мастерства, как плетение из лозы, присущи обозначения, не свойственные даже родственному

Основные виды плетения

Основные виды плетения Основная техника изготовления изделий из лозы – плетение. Вид плетения зависит от способа заполнения пространства между стойками. В зависимости от формы рисунка и способа выполнения различают несколько видов плетения. В одних случаях оно имеет

Глава 4. Технология плетения

Глава 4. Технология плетения Технологический процесс изготовления плетеных изделий состоит из следующих этапов:1. Заготовка.2. Гидротермическая подготовка.3. Очистка ивового прута от коры.4. Сушка и хранение.5. Гидротермическая обработка и гнутье.6. Подбор материала для

Глава 6. Виды и способы плетения

Глава 6. Виды и способы плетения Способы и техника плетения определяются формой и назначением изделия, материалом, из которого его изготавливают.Плетение бывает густое (сплошное), редкое (ажурное). По видам его подразделяют на простое, послойное, рядами, квадратное,

Спиральное плетение – один из самых распространенных в недавнем прошлом видов плетения. Именно таким способом изготавливали предметы домашнего обихода, утварь – корзины, короба, миски.

Емкости, выполненные в технике спирального плетения, имели самые разнообразные размеры и формы и находили широкое применение в хозяйстве. Самые большие могли вмещать в себя десятки килограммов зерна. Они были гигроскопичны, их не грызли мыши.

Основой спирального плетения является жгут соломы. Процесс плетения связан с формированием объема изготавливаемого предмета. Жгут укладывается по спирали, поэтому с каждым витком можно наращивать объем и высоту, сужать или расширять изделие. В силу этих причин способом спирального плетения изготовляют округлые, цилиндрические или шарообразные предметы, которые имеют круглое или овальное основание.

Для соединения жгутов между собой чаще всего применяют льняные нитки, используя при этом толстую иглу с большим ушком.

Из увлажненной соломы сформируйте пучок нужной толщины, конец его обкрутите лентой или ниткой, загните на 1–2 см и стяните с пучком (рис. 4).


Рис. 4. Схема спирального плетения

Затем стяните конец с пучком второй раз – получается первый виток спирали. Пучок обкрутите нитками три раза и выкладывайте из него второй виток. Одновременно с этим витки скрепляйте между собой, перетягивая нитку при помощи иглы через перетяжку первого ряда.

В дальнейшем нитку также протягивайте через все перетяжки первого витка, в результате чего наружный виток спирали скрепляется с внутренним витком. Чтобы плетение было плотным, при каждой перетяжке нужно сильно натягивать нитку и следить, чтобы она плотно обвивала жгут.

В дальнейшем соломенный жгут просто наращивают, укладывая его по спирали и последовательно перетягивая витки.

Помните, что толщина жгута зависит от размеров создаваемого вами изделия: для изготовления больших предметов используют целые стебли соломки, а для предметов, меньших по размеру, – заготовленную и отсортированную соломку без коленец.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Спиральное плетение из корней ели, сосны, кедра, соломы

Спиральное плетение из корней ели, сосны, кедра, соломы Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, он становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно

Спиральное плетение.


В смешанном лесу или хвойном бору часто можно встретить вывороченные с корнем деревья – выворотни. Обычно выворотни встречаются на полянах или ближе к опушке – здесь есть где разгуляться буре. Больше других страдают от шквальных ветров ели, у которых корни залегают неглубоко.

Приглядитесь – и по краям лунки, оставшейся от вывороченного корневища, вы увидите торчащие концы еловых корней. Иной раз достаточно слегка потянуть – и на поверхности окажется длинный и тонкий, похожий на веревку корень. Некоторые из еловых корней имеют с десяток метров длины.

Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, корень становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно красива. Поэтому крестьянские умельцы не обошли корни своим вниманием. Если от плетеного сосуда требовалась высокая прочность, его плели из корней хвойных деревьев. Различную утварь из них – солоницы, крупеницы, корзины – называли корневушками. При выделывании корневушек применяли особую технику плетения – спиральную. Укладывая спиральными витками более толстый корень – основу, последовательно обвивали виток за витком тонким корнем – оплеткой.

Корневушки, выполненные в технике спирального плетения, можно разделить на три основных вида, отличающихся не только фактурой плетения, но также прочностью и плотностью.

К первому виду относятся корневушки, фактура которых образована параллельными рядами спирали, а ряды, оплетки редкие и расположены на значительном расстоянии друг от друга. Сплести такие корневушки можно довольно быстро, но они не очень плотные и не очень прочные. В них можно хранить крупное зерно, горох, орехи, конфеты.

Ко второму виду можно отнести корневушки, фактура которых образована примерно одинаковым соотношением оплетки и спирали. Эти корневушки намного плотнее и прочнее первых, в них можно хранить даже муку. Но на изготовление таких сосудов идет значительно больше времени и материалов.

Поверхность третьего вида корневушек напоминает ткань. Оплеточные ленты настолько плотно пригнаны друг к другу, что почти полностью закрывают спираль. И хотя на изготовление таких корневушек уходит еще больше материала и времени, зато они получаются необыкновенно прочными, а плотность плетения настолько высока, что в иные сосуды можно смело наливать воду. Разбухшая от влаги древесина корня плотно закрывает мельчайшие щели.

В современных изделиях некоторые мастера сочетают корневое плетение с другими материалами, например с берестой.

Если вы решили освоить довольно простую, но требующую большого терпения технику плетения из корней, прежде всего запаситесь необходимыми материалами. При этом всегда помните, что нельзя выкапывать корни живого дерева. Заготавливать корни можно только на лесосеках, корчевках, вокруг пней и вы воротней.

Отправляясь в лес, захватите с собой небольшую лопатку, нож и крючок из толстой проволоки. Если не попадется выворотень, отыщите на лесосеке еловый пень и, отступив от него на несколько метров, выкопайте небольшую канавку. В ней вы увидите сразу несколько скрещивающихся корней, проходящих на разных уровнях. Подцепив крючком верхний, потяните его на себя. Если почва в лесу рыхлая, корень будет легко высвобождаться. Там, где ели росли на тяжелых глинистых почвах, корни легче извлекаются после небольшого дождя. Когда корень полностью окажется на поверхности, обрежьте его и приступайте к извлечению следующего корня.

Не всегда верхний корень извлекается из почвы легко и быстро. На каком-то участке он может уйти вглубь, и, чтобы его извлечь, нужно перерезать другие корни. Лучше такой корень на время оставить и приступить к извлечению следующего.

Собранные корни отряхните от земли, затем свяжите пучком и промойте в реке или пруду.

Дома корни лучше сразу же очистить от коры. После этого они становятся намного тоньше. Толстые корни расщепите на две, три или четыре части. Затем рассортируйте корни и, пока они не потеряли гибкость, смотайте в мотки. Хранить корни в сухом помещении можно сколько угодно.

Спиральное плетение.

1. Плетение овального донышка. Буквы обозначают последовательность операций.

2. Плетение круглого донышка.

3. Плетение стенок корневушки и способ наращивания спирали.

4. Оплетение края корневушки.

5. Различные виды корневушек: а – редкого плетения; б – более плотного плетения; в – плотного плетения.

Народные мастера никогда не рисовали эскизов своих изделий, а плели корневушки «как красота и мера скажут». Но такой подход в работе доступен только очень опытным мастерам, а начинающему нужно разработать форму и пропорции изделия.

Отобранные мотки корней опустите в горячую воду. Через несколько минут вымоченные и распаренные корни станут гибкими и эластичными. Выньте их из воды и заверните во влажную тряпку.

Прежде чем приступить к плетению, обратите внимание на одну закономерность. Каким бы толстым корень ни был у основания, постепенно диаметр его уменьшается к вершине, и на противоположном конце корень становится очень тонким. Это явление, характерное и для ствола, и для веток, называют сбежистостью. Ее нужно учитывать, особенно при плетении дна. Заплетать его нужно начинать с тонких концов.

Спиральное плетение.


Дно корневушки может быть овальным или круглым. Заплетая овальное дно, согните кончик основы цельного круглого корешка, как показано на рисунке. От длины загнутого конца будут зависеть пропорции овального дна. Полученную петлю оплетите несколько раз, затем согните основу и обмотайте часть витка оплеткой. Просунуть оплетку между плотно прижатыми корнями почти невозможно без специального деревянного шила. Перед каждым протаскиванием оплетки щель между двумя рядами основы нужно расширять шилом. Шило нужно вырезать из твердой древесины бука, яблони, груши, дуба или самшита. Мягкую древесину применять не следует – соприкасаясь с влажной древесиной корней, кончик шила размочаливается и быстро приходит в негодность. Работая шилом, нужно постоянно держать его в правой руке.

Начало плетения дна – наиболее сложная часть работы, но как только будут сплетены пять-шесть витков спирали, работа пойдет более споро.

Через какое-то время корешок основы или оплетка кончатся, их нужно уметь нарастить новыми корешками. Если раньше кончился корешок основы, срежьте ножом его конец под углом примерно 30 градусов к середине. Под тем же углом срежьте конец нового корня. Совместив срезы корней, прижмите их оплеткой и продолжайте плести дальше.

Если же кончится лента-оплетка, новую оплетку просуньте в щель между витками основы рядом с концом старой и продолжайте плетение в обычной последовательности.

Получив необходимый диаметр дна, начинайте выплетать стенки корневушки. Если у сосуда форма строго цилиндрическая, то, постепенно оплетая один виток за другим, следите, чтобы витки были одинаковыми. Но если форма стенок сосуда более сложная, ее получают увеличением или уменьшением диаметра каждой последующей спирали.

Заканчивая плетение стенок, срежьте последний виток под острым углом, постепенно сведя конец корня на нет. Затем, не останавливаясь, оплетите плотными рядами край корневушки. Это завершающая стадия, и после нее сосуд можно считать готовым. Если же к нему положена крышка, то ее плетите точно так же, как и сосуд, только не забывайте примерять ее к корневушке, чтобы вышла она не мала и не велика, а в самый раз.

До сих пор речь шла о корневушках, но спиральное плетение связано не только с ними. В разных концах нашей страны народные умельцы применяют для спирального плетения самые различные материалы.

Много красивых изделий можно сплести из обычной соломы культурных и дикорастущих злаков. Жгуты из соломы можно оплетать самыми различными материалами, имеющими хорошую гибкость и прочность: мочалом, ивовой корой, берестой, конопляными и льняными нитями.

Солома ржи и пшеницы имеет красивый латунный оттенок, а солома дикорастущих злаков – серебристый. Дикорастущие злаки нужно заготавливать в разгар лета или осенью. На лугах, пастбищах и на орушках всегда можно встретить мятлик, луговик или щучку, трясунку, луговой лисохвост. Даже непрошеный гость наших полей и огородов – всем известный сорняк пыреи – тоже пригоден для спирального плетения.

Срежьте растения, свяжите их в снопы и высушите под навесом. Стебель любого злака разделен узлами. Участки стебля между ними называют междоузлиями. Для спирального плетения пригодны только самые длинные междоузлия, расположенные обычно ближе к вершине. Срезав ножницами узелки, залейте солому горячей водой и распаривайте в течение нескольких минут. Как только она станет гибкой, выньте ее из воды и заверните во влажную тряпку.

Спиральное плетение.


Для спирального плетения применяют соломенный жгут. Для мелких изделий жгут берут тоньше, для крупных – толще, но в одном изделии жгут должен иметь постоянную толщину. Чтобы добиться этого, умельцы применяют трубки подходящего размера. Их можно изготовить из жести, но можно и вырезать из ветки бузины или из стебля трубчатых растений – дягиля и борщевика. Недостатком последних является то, что они боятся влаги и могут треснуть. Поэтому их необходимо выварить в льняном масле или натуральной олифе. Для прочности можно надеть на трубки небольшие обручи из проволоки. Жестяную трубку нужно сделать слегка конической, а деревянную рассверлить на конус, чтобы одно отверстие было несколько больше другого.

Если соломенные жгуты вы решили оплетать льняными или конопляными нитями, нужно из твердой древесины бука, березы или груши вырезать специальный челнок. На челнок наматывается большой запас нитей, и это дает возможность оплетать соломенный жгут беспрерывно.

Техника спирального плетения из соломы довольно проста, но требует сноровки, которая вырабатывается только в процессе длительной и упорной работы. Попробуйте для начала изготовить небольшой декоративный коврик, состоящий из сплетенных отдельно частей – кругов и квадратов.

Пучок влажной соломы вложите в трубку. Жгут должен быть плотным, но свободно продвигаться в трубке. Затем загните конец жгута и, постепенно заворачивая, начинайте оплетать его по спирали нитью, заправленной в челнок. Чтобы жгут в плетении был более плотным, постоянно слегка скручивайте его в одну сторону, а чтобы он был непрерывным, во время плетения с широкой части трубки подставляйте все новые пучки соломы.

Если вы достаточно хорошо освоили все приемы спирального плетения с различными материалами, то, используя эту интересную технику, сможете придумать и изготовить множество полезных и красивых вещей.

YouTube
Instagram

Его сумела разгадать и возродить Ирина Хизанейшвили

ГОРШКИ с крышками и без, кошелки, плошки — работы Ирины ХИЗАНЕЙШВИЛИ практичны, лаконичны и конечно же красивы. Сразу и не догадаешься, что сделан весь этот нужный в хозяйстве скарб из главного белорусского материала — соломки. Старинный способ спирального плетения мастер освоила не так давно, и сегодня она — единственная на Могилевщине, кто создает вещи по «прабабушкиным технологиям». А ведь сотни лет назад практически на каждом подворье были емкости из соломы.



В них хранили зерно, муку, даже воду. Спиральное плетение настолько плотное, что жидкость не пропускает, наоборот, чем больше такая бочка разбухнет, тем герметичнее станет. Вместимость их достигала 300 литров, а служили они верой и правдой минимум полвека! Из подобного материала также делали сундуки для одежды, обувку (в том числе калоши), ульи. Пчелы, кстати, в подобных «домиках» чувствовали себя отлично. Годился материал и для широких тазов-подносов, из которых вручную сеяли хлеб.


Вообще, увлечение стариной у мастера из детства. Еще дошкольницей любила наблюдать, как бабушка виртуозно вяжет и шьет. Пробовала строчить на машинке и сама. Был у бабушки и серп, но осваивать его Хизанейшвили начала уже во взрослой жизни, когда пришлось учиться заготавливать сырье. Ведь для такого искусства не каждая солома подойдет: и высота стебля имеет значение, и его фактура. В прошлом году, например, нужную делянку нашли лишь в соседней Дрибинщине. «Уже после часа-двух работы понимаешь, какой тяжелой была женская доля в давние времена, — отметила мастер. — Но все равно крестьянки успевали и хозяйство в порядке содержать, и детей растить, и творчеством заниматься».

Что касается соломенной спирали, то, кроме таланта, здесь очень нужны сила и упорство. Несколько стеблей скручиваются, потом закрепляются нитью — и так по кругу. В небольшой шкатулке (подсчитано!) может быть 20—30 рядов. Плюс крышечка, соломенные ручки. От первого стежка до завершения работы проходит в среднем неделя. Ну а на создание больших коробов понадобится не меньше месяца. Тем не менее Хизанейшвили не сомневается: при желании освоить «прабабушкины» технологии может каждый, было бы желание. Тому подтверждение — ее ученики, которых руководитель народного любительского объединения «Скарбніца» при Горецком районном Доме ремесел охотно знакомит с этим старинным методом соломоплетения. Интересуются таким хенд мейд и иностранцы: часть поделок Ирины заняли свои места в частных коллекциях Ирландии, Германии, Италии. Земляки на ярмарках тоже охотно покупают работы мастера: кроме того, что они становятся украшением домов, усадеб, их ведь еще можно использовать и по прямому назначению.



Вместе с коллегами по дому ремесел мастер возвращает из небытия и наряды наших прабабушек. Результатом таких фольклорных экспедиций стало воссоздание горы-горецкого строя. Для достоверности рукодельницы сами соткали и вышили ткани, из которых сшили «камлёт» (юбку), «кабат» (жилетку), сорочку, фартук. Именно в них Хизанейшвили и решила сфотографироваться для газеты. Когда, говорит, надеваешь такой наряд, то и работается лучше: не иначе как некая магия срабатывает. Или просто к исконно белорусскому ремеслу становишься ближе?

Читайте также: