Сырмак плетение из жгутиков

Обновлено: 24.04.2024

В Казахстане все чаще украшают квартиры в национальном стиле. Яркий акцент – сырмак – это войлочный ковер. Изделие изготавливают вручную из лоскутков в виде мозаики. С технологией познакомилась корреспондент «МИР 24» Александра Салмина.

На плите закипает адраспан. Эту траву добавляют в краску для шерсти. Так в коврах точно не заведется моль. Рецепт мастерицам достался от предков.

«Сейчас вы видите результат нашей покраски. Это индивидуальный заказ, под клиента. У клиента полностью индивидуальный запрос – канареечный цвет, не просто желтый», – рассказала директор предприятия Гаухар Морбекова.

Красят шерсть два дня, почти столько же она высыхает. Только потом ее можно выкладывать. Слои потоньше, застилают крест-накрест.

«При валянии, когда валяют с мыльным раствором шерсть, все ворсинки между собой очень хорошо сплетаются. Поэтому здесь идет как минимум пять-шесть слоев. Это очень аккуратно делается. Очень тщательно», – объяснила Морбекова.

«Мы эту заготовку сделали чуть раньше, ее уже можно сильно отжимать и отбивать. Вот так, как будто тесто месишь. Иногда используем приспособления разные, чтобы легче было. А вообще, это очень трудоемкий процесс, поэтому и мастеров сейчас почти нет», – сказала начальник производства Айнур Батырханова.

Айнур Батырханова – художница. Бумажные холсты на войлочные заменила пару лет назад. Вместе с подругой открыла цех. Говорит, искусство казахов не должно быть забыто. Мечтает, чтобы ее ковры, сырмаки, лежали в каждом доме. Сейчас за квадратный метр покупатели отдают чуть больше $100. Такие ковры и раньше были в цене. Они согревали и создавали в юрте уют.

«Свое богатство кочевники кидают на пол. Что это? Ну, вот как раз-таки речь и идет о коврах. Они считаются тоже символом достатка семьи. То есть они говорят о благополучии, именно о финансовом благополучии», – объяснила руководитель экскурсионного отдела Государственного музея РК им. А. Кастеева Оксана Танская.

Шьют сырмаки в технике мозаики. Ее еще называют «инкрустацией». Из готового войлока вырезают узор и вручную пришивают к основе. Используют три полотна.

«Мы сразу делаем два-три ковра, это занимает где-то две недели. И пока мы этот дошиваем, он на 80% почти готов, параллельно начинаем другие делать», – отметила Батырханова.

Работают семь мастериц. За месяц они могут сшить около шести сырмаков. Число заказов сильно выросло за последний год. Подруги расширили ассортимент. Делают текеметы – национальные войлочные ковры – в другой технике, и байпаки – казахские валенки. Даже ненужным лоскуткам Айнур находит применение. Создает настенные картины. Сырмак изготавливают долго, иногда процесс может длиться два месяца. Но в отличие от обычных ковров, войлочный прослужит больше века.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Ұиымдастырылған оқу қызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности

Білім беру саласы/Образовательная область: Творчество

ҰОІ-Ә / ОУД: Лепка

Ө тпел і та қ ырып/Сквозная тема : «Народ – источник искусства»

Та қ ырыбы/Те ма: «Сырмак»

Ма қ саттары/Ц е ли:

1. Т ә рбие лік/ воспитательная:

0.2.1.2. Соблюдать правила техники безопасности при работе с острыми и режущими инструментами, а также правила личной гигиены.

2. Дамытушылы к/ развивающая:

Развивать умение отвечать на вопросы, активизировать словарь детей по теме занятия. Совершенствовать умения работать с пластилином.

З.О қ ыту/обучающая:

0.1.3.2. Использовать приемы декорирования лепного изделия, предметапо мотивам народных игрушек разных народов мира с натуры, по представлению и по замыслу детей (рельеф, налепы, прорезание или

Педаго гикалық т ехнология лар / пед.технолигии : Здоровьесберегающий метод, словесный метод, наглядный метод, тактильно-мышечные приёмы, метод контроля и стимулирования.

Ресурстармен қ амт а масыз ету /Ресурсное обеспечение: пластилин разных цветов, стека, доска, бумажная

салфетка. презентация «Сырмак» Ленты, лоскутки, орнамент.

К өптілділік: кілем– ковер – carpet.

Ұ йымдастырыл ған оқу қызметінің барысы

1. Ұ йымдастыру шылық кезені /организац и онный момент

(К) Педагог создаёт благоприятную атмосферу для работы на занятии.

(К, и) Ермек-скульптор предлагает поиграть в игру.

(К, г) игра «собери из ленточек ковер».

Детям предлагается для рассматривания и плетения заранее подготовленный материал (шаблон сырмака из цветной бумаги и разноцветные полоски).

Используя прием плетения, дети изготавливают цветной коврик, проявляют желание слепить его из разноцветных пластилиновых жгутиков, определяют тему исследования.

(К) Просмотр презентации «сырмак».

(К) умозаключение: одна из традиций казахского народа – украшение предметов казахского быта элементами орнамента.

2. Heгізі бөлімі /основная часть

(К, и) Проблемная ситуация.

Ермек-скульптор предлагает вылепить «Сырмак» плетением из жгутиков.

(К, и) работа с азбукой-альбомом, рассматривание образца

– Какие цвета пластилина необходимы для лепки ковра?

– Как называется способ лепки?

– Какими приемами лепки будем лепить?

– Какие характерные особенности вы заметили?

– Какие виды орнамента вы знаете, назовите?

– Как получить цилиндрическую форму, или жгутика?

(К) и/у «Знаешь ли ты?».

Дети рассуждают и объясняют правила работы с пластилином.

(К, и) совместное обсуждение алгоритма лепки.

1. Раскатать кусочек пластилина (глины, теста) в ладонях продольными движениями туда-обратно;

2. Раскатать кусочек пластилина одной ладонью на твёрдой поверхности прямыми движениями;

3. Раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики. Раскатаем жгутики – пять-семь, одного цвета и столько же другого. Затем подравняем жгутики по длине – выложим в ряд и отрежем лишние «хвостики» стекой, чтобы все наши «жгутики» были одинаковой длины. Количество «жгутиков» можно разделить пополам на две «кучки» без счёта, просто чередуя. После этого возьмем картон подходящего цвета и начнём ткать.

Выложим «жгутики» одного цвета, размещая их сверху вниз, на небольшом расстоянии друг от друга.

Другим цветом жгутиков переплетаем первые жгутики.

(г, и) умозаключение: все части ковра должны быть ровными, симметричными. Лепим из разных цветов пластилина.

(К) Пальчиковая гимнастика с помощью тренажёра (фасоли).

(и) и/у «Подружись с пластилином» – подготовка пластилина к работе.

(и) самостоятельная деятельность.

Индивидуальное сопровождение детей.

Ермек-скульптор напоминает детям, что в процессе работе они должны быть аккуратными, внимательными и соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.

(К, и) Минутка творчества.

Оформи «сырмак» разными орнаментами, соблюдая симметрию.

3. Қорытынды/итоговая часть

К) выставка детских работ «декоративное искусство».

Педагог привлекает детей к обсуждению поделок.

(р) Ермек-скульптор предлагает детям оценить свою работу на занятии.


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 3010 человек из 85 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Организация внешкольной туристско-краеведческой работы

Курс повышения квалификации

Основы коррекционно-оздоровительной работы с детьми в деятельности инструктора физической культуры


«Как выстроить взаимодействие игры и музыки при нарушениях сенсорной интеграции детей с ОВЗ дошкольного возраста»

Краткое описание документа:

Ұиымдастырылған оқу қызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности

Білім беру саласы/Образовательная область: Творчество

ҰОІ-Ә /ОУД: Лепка

Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Народ – источник искусства»

Тақырыбы/Тема: «Сырмак»

Мақсаттары/Цели:

1.Тәрбиелік/воспитательная:

0.2.1.2. Соблюдать правила техники безопасности при работе с острыми и режущими инструментами, а также правила личной гигиены.

2.Дамытушылык/ развивающая:

Развивать умение отвечать на вопросы, активизировать словарь детей по теме занятия. Совершенствовать умения работать с пластилином.

З.Оқыту/обучающая:

0.1.3.2. Использовать приемы декорирования лепного изделия, предметапо мотивам народных игрушек разных народов мира с натуры, по представлению и по замыслу детей (рельеф, налепы, прорезание или

Педагогикалық технологиялар /пед.технолигии: Здоровьесберегающий метод, словесный метод, наглядный метод, тактильно-мышечные приёмы, метод контроля и стимулирования.

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: пластилин разных цветов, стека, доска, бумажная

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Трудовое обучение 4 класс

КГУ «Краснопольская средняя школа»

Учитель начальных классов

Штейн Ирина Сергеевна

Тема урока «Виды узоров и орнаментов. Изготовление ковра- сырмак из бумаги»
Цель: формирование у учащихся понятий «сырмак», «текемет», «тускииз»; обобщение знаний об орнаменте и его видах; закрепление известных способов создания орнамента.
Задачи:
1.Отработать навыки вырезания орнамента из листа, сложенного в один раз, втрое; навыки создания симметричной композиции.
2.Развивать мыслительные операции (анализировать, сравнивать, классифицировать); моторные навыки (точность движений, их скорость)
образное и наглядно-действенное мышление, художественный вкус;
3.Воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям;
воспитывать коллективизм, дисциплинированность.
Привитие интереса к изготовлению казахских национальных изделий и орнаментов.
Тип урока: комбинированный.
Методы: наглядный, частично – поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование и наглядность:
иллюстративный материал, флипчарт; раздаточный материал – кроссворд, технологическая карта, шаблоны орнаментов, демонстрационный образец - объект труда – ковер сырмак из бумаги и картона;
Материал для учащихся: листы цветного картона, белая бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш.
Ход урока:
1. Организационный момент.
а) Приветствие
б) Психологический настрой.
- Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день и наш открытый урок принесёт вам радость общения. Настройтесь на работу. Мысленно пожелайте себе и друг другу успеха. Передайте друг другу по цепочке хорошее настроение через рукопожатие. (Показ видеоролика «Желаем удачи»).
Настроились на урок!
Я вам желаю удачных работ и правильных действий по их выполнению.

Урок труда мы сегодня проведём под девизом:
«Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи».
-Как вы понимаете это выражение? В чем его смысл?

2.Поиск ключевого слова урока.
Для того, чтобы обозначить тему нашего сегодняшнего урока вам необходимо отгадать ключевое слово. Сделать это можно, разгадав следующий кроссворд (каждая группа получает лист бумаги с кроссвордом):

Тема нашего урока «Виды орнаментов. Изготовление ковра-сырмак из бумаги» (флипчарт- стр.2).
- Как вы думаете – какова цель нашего урока? С чем мы сегодня познакомимся? Какую практическую работу мы будем делать?
Для чего в повседневной жизни нам нужны узоры и орнаменты? (Орнамент применяется в декоративно-прикладном искусстве. Им украшаются предметы быта, одежда, ювелирные изделия, юрта и ее внутреннее убранство( флипчарт – стр.3).

Цель нашего урока: закрепить полученные знания о видах орнамента, познакомиться с названием казахских национальных ковровых изделий. Цель практической части урока: Изготовление и декоративное оформление ковра-сырмак из бумаги способом аппликации.

Известно 200 видов казахского орнамента. Каждый орнамент может рассказать свою историю, где основой для него являются переработанные формы животного и растительного мира.
- Весь орнамент, по изображенным на нем мотивам, делится на несколько видов. Назовите их.
- Давайте вспомним виды орнамента, выполнив следующее задание:
Распределите по группам изображения орнаментов, которые скрыты под сундуком (флипчарт, страница 4; выполняют задание на интеракт. доске).
- Какой узор чаще всего встречается в украшении национальных изделий? (Основным мотивом является зооморфный и особенно роговый узор -«қошкар мүйіз» ).

5. Ознакомление с новым материалом.
Многое ушло уже в историю, но и сейчас используемая современная одежда, предметы быта украшены казахским орнаментом. Перед вами образцы предметов быта (флипчарт, стр.5)
- А как вы думаете что это? (Показ страницы флипчарте, где изображены каз.нац. ковры)
Это казахские национальные ковры. Ковер – это художественное текстильное изделие из шерсти, войлока, хлопчатобумажной или шелковой ткани. Ковры бывают ручной работы и машинной.
Казахские ковры можно разделить на несколько групп с характерными особенностями для каждой группы.
Текемет – ковер войлочный постилочный с цветным узором (войлок – плотный нетканый тестильный материал из валяной шерсти).
Текемет делается следующим образом. Обычно на белый полуготовый войлок накладываются узорные фигуры из влажного окрашенного войлока. Затем войлок свертывается в рулон и укатывается вначале локтями. потом следует процесс удлинения, пропарки. И так до полного создания текемета. при обработке узор вваливается.

Сырмақ – ковер войлочный постилочный. Войлок для его основы обычно чёрного (или темного) цвета, на который накладывается композиция орнамента из войлока белого цвета. Узор врезается в фон вровень с его поверхностью - эта композиция накладывается на войлок и простёгивается, а затем прошивается цветным шнуром по контуру узора.
Сырмак — один из главных предметов убранства казахского народного жилища — юрты).
Сырмаки и текеметы - это постилочные войлочные казахские ковры. Настенный же войлочный казахский ковер называется "тускииз".
Тускииз – ковер настенный войлочный или на тканевой основе , украшенный аппликацией из красного и черного сукна, часто сочетающейся с вышивкой. На войлок нашиваются накладные разноцветные узорные фигуры из войлока, шелковой и хлопчатобумажной ткани.
6. Практическая работа.
Задание: изготовить ковер-сырмак из бумаги.
- Работать вы сегодня будете в группах. У каждого есть свой порядковый номер. Учащиеся под номерами 1 и 2 будут оформлять центральную часть ковра-сырмак, а номера 3,4 (5) оформляют края ковра. В каждой группе есть руководитель группы. Руководитель будет контролировать процесс выполнения практической работы. По окончанию работы руководители группы сообщают учителю об объеме работы, выполненной каждым учащимся своей группы.
Но сначала вы должны договориться о единой композиции – как будет выглядеть ваш ковер, какой орнамент вы будете использовать при его оформлении. На столах у вас конверты, в которых лежат шаблоны орнаментов. Вы выбираете понравившиеся вам любые образцы. Вся группа работает сообща для достижения общей цели.
- На столах также у вас лежат технологические карты (порядок выполнения способа вырезания орнамента «крестовина») с поэтапным изготовлением тех орнаментов, которые будут находиться в центральной части ковра – это узор «крестовина». Помните, что при украшении любого изделия важна симметрия. Начинайте работу!
А) Анализ образцов изделий
- Посмотрите внимательно на готовое изделие.
- С каким материалом будем работать? (С бумагой).
- В какой технике выполнен ковер-сырмак? (В технике аппликация).
-Что такое аппликация?
- Аппликация – это способ нашивания или наклеивания на бумагу, ткань разноцветных кусочков бумаги, ткани, кожи для создания различных изображений, орнаментов.
- Давайте решим, что нам будет необходимо для работы?
- Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? ( цветной картон, белая бумага, карандаш, ножницы, клей)

Б) Планирование работы
- Давайте составим план работы.
План:
Последовательность изготовления работы:
1. Выполняем разметку орнамента для центральной части ковра и для его края (по шаблону)
а) – Возьмите шаблоны орнамента. Обведите на белой бумаге.

2. Раскрой орнаментов.
- Возьмите ножницы и вырежьте детали аппликации.
- Помните правила ТБ! при работе с ножницами.
3. Сборка орнаментов в единую композицию.
Этапы сборки
- Распределите детали аппликации на листе картона (основе).
4. Оформление работы
Приклейте детали к основе.

В) Повторение правил работы с ножницами

- Перед началом работы, давайте вспомним правила работы с ножницами:
1. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд!
2. Не держи ножницы концами вверх!
3.Не оставляй ножницы на столе в раскрытом виде!
7. Подведение итогов 1-ой 30'
-Как называется ковер, который мы должны изготовить сегодня? Из какого материала он выполнен и каким способом?
-Что мы уже сделали?
-Что нам еще нужно сделать?
- С какими группами казахских национальных ковров мы познакомились сегодня?
-Какие характерные особенности для каждой группы вы можете назвать?

8. Самостоятельная работа учащихся
9. Целевые обходы учителя:
1. Контроль организации рабочего места.
2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы.
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4. Контроль объема и качества выполнения работы.
10. Физминутка на снятие утомление с плечевого пояса и рук, для мобилизации внимания (в середине 2-ой 30'):
И.п. - стоя, руки вдоль туловища.
1 - правую руку на пояс,
2 – левую руку на пояс,
3 - правую руку на плечо,
4- левую руку на плечо,
5 – правую руку вверх,
6 - левую руку вверх,
7-8 - хлопки руками над головой,
9 - опустить левую руку на плечо,
10 - правую руку на плечо,
11 - левую руку на пояс,
12 - правую руку на пояс,
13-14 - хлопки руками по бедрам.
Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.

11. Анализ выполненных работ. Выставка работ учащихся.
Каждая группа вывешивает орнамент на доску, руководитель группы представляет работу.

- Что вызвало у вас затруднения при выполнении работы?
Что не совсем получилось? Почему не получилось?

- Оцени работу своей группы.
12. Выставление оценок.

13 . Рефлексия. Самооценка
- Что научились создавать своими руками?
- Красиво получилось?
- В какой технике создавали работу?
- Какое чувство вы испытываете после выполнения работы?
Наш урок мы завершаем! Чтобы узнать ваше мнение о том, как для вас прошел урок- вызвал ли он у вас интерес, принес ли пользу или может показался трудным- хочу, чтобы вы отметили это на карточках, которые лежат у вас на столах.
Всем спасибо за активную работу!
Все свободны! Отдыхаем!

это узорчатый войлочный национальный казахский ковер ручного изготовления сделанный из натурального овечьего войлока. Изделие изготовляется из отдельных кусков войлока разных цветов так называемой техникой мозаики: узор врезается в фон вровень с его поверхностью; эта композиция накладывается на др. войлок и простегивается, а затем прошивается по контуру узора. Сырмак являлся одним из главных предметов убранства жилища кочевника.

Считается одним из наиболее ценимых видов орнаментированных ручных ковров, потому что процесс его создания более трудоемок и требует больше времени и мастерства, опыта и точности, чем изготовление текеметов. Сырмаком, как правило, украшали стены юрты или дома. Данный тип изделий отличался повышенной пpoчнocтью и часто передавался понаследству.

Войлочный ковер, Купить сырмак, Сырмак алматы, Алаша алматы, заказать войлочный ковер алматы, сырмак астана, войлочный ковер, сырмак, казахский ковер, ковер ручной работы, алаша, текемет, казах ковер, сырмак, ковер алматы, купить ковер

Существует четыре способа производства сырмаков:

  1. Мозаика из разноцветных полотен войлока.
  2. Аппликация однотонной материей или войлоком по войлоку.
  3. Шнуровая вязь нитью (жиек) по однотонному полю войлока.
  4. Орнамент создается насквозь прошивной нитью (два последних способа близки и часто сочетаются).

Первый, "мозаичный способ", заключается в следующем: "Два различных по цвету (чаще всего черный и белый) войлока настилаются один на другой и прорезаются насквозь острым ножом по заранее намеченному узору, затем часть нижнего куска, соответствующая фону орнамента, нарисованная на верхнем куске, переносится и связывается с орнаментом верхнего куска; к оставшейся части нижнего куска приставляется часть, снятая с верхнего куска. Таким образом, из двух кусков гладкого войлока, получаются два узорчатых куска, в которых один и тот же орнамент является на одном белым, а на другом черным, т.е. как бы позитивом и негативом. Полученные орнаменты сшиваются с окружающими их фонами. и образуют поле войлочного ковра". Узор предварительно наносился углем, мылом, раствором соли. В том случае, если сырмак использовали как постилочную кошму, он создавался исключительно указанным способом, т.е. без аппликаций, т.к., в данном случае для большей функциональности узор "должен ложиться вровень с поверхностью фона", дабы предохранить изделие от преждевременного износа и обеспечить сидящему максимальное удобство. Стоит отметить, что при изготовлении ковра способом мозаики достигается великолепный декоративного эффект и нужные четкие графические линии орнаментов.

Сырмак (каз. Сырмақ ) — узорчатый войлочный казахский ковёр. Сырмак изготовляется из отдельных кусков войлока разных цветов (обычно чёрного белого) так называемой техникой мозаики: узор врезается в фон вровень с его поверхностью; эта композиция накладывается на др. войлок и простёгивается, а затем прошивается цветным шнуром по контуру узора.

Сырмак — один из главных предметов убранства казахского народного жилища — юрты. [1]

Содержание

См. также

Литература

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Сырмак" в других словарях:

Сырмак — узорчатый казахский ковёр, сшитый из кусков войлока разных цветов: узор врезается в фон вровень с его поверхностью; эта композиция накладывается на другой войлок и простёгивается, а затем прошивается цветным шнуром по контуру узора.… … Художественная энциклопедия

СЫРМАК — узорчатый казахский ковер, сшитый из кусков войлока разных цветов, один из главных предметов убранства казахской юрты … Большой Энциклопедический словарь

сырмак — сущ., кол во синонимов: 1 • ковер (41) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Сырмак — узорчатый войлочный казахский ковёр. С. изготовляется из отдельных кусков войлока разных цветов (обычно чёрного белого) так называемой техникой мозаики: узор врезается в фон вровень с его поверхностью; эта композиция накладывается на др.… … Большая советская энциклопедия

сырмак — узорчатый казахский ковёр, сшитый из кусков войлока разных цветов, один из главных предметов убранства казахской юрты. * * * СЫРМАК СЫРМАК, узорчатый казахский ковер, сшитый из кусков войлока разных цветов, один из главных предметов убранства… … Энциклопедический словарь

сырмак — сырм ак, а … Русский орфографический словарь

Орнамент — (от лат. ornamentum украшение) узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений (как… … Большая советская энциклопедия

ковер — ширдак, ала кийиз, мильфлер, половик, циновка, ковры, ковром, нагоняй, сумах, тус кииз, кошма, коврик, коверчик, палас, сюзане, выговор, дорожка, гобелен, шпалеры, килим, чий, текемет, сырмак, татами, график Словарь русских синонимов. ковер сущ … Словарь синонимов

Орнамент — (от лат. ornamentum украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как… … Художественная энциклопедия

Войлок — Цветной войлок Войлок (от тюрк. ojlyk покрывало) плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти. Изготавливается о … Википедия

Читайте также: