Техника плетения кружев вручную

Обновлено: 24.04.2024

Кружево во все времена привлекало к себе внимание за счет своей изящности, ажурности и уникальности. И хотя процесс создания кружева совсем непрост, даже сегодня находятся мастерицы, которые готовы неделями сидеть над такой филигранной работой, чтобы постичь секреты трудоемкого искусства. Одним из самых известных способов создания кружева является плетение на коклюшках, о котором мы постараемся вам рассказать!

Плетение на коклюшках — это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Коклюшки — это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити плетения.

Содержание:

История

Возникновение кружевоплетения связывают с такими странами, как Италия и Испания. В средние века из-за быстрого развития торговли, эта технология появилась и в России, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская, расскажем подробнее о каждой.

Елецкое кружево

Изначально, все узоры, которые плели елецкие кружевницы, заимствовались из европейских образцов: итальянских, испанских, немецких, австрийских и так далее, однако вместе с совершенствованием мастерства пришли и собственные наработки.

Впоследствии елецкое кружево стало настолько известным, что его вывозили за границу за огромные по тем временам деньги (сумма, превышающая 800000 рублей, и это без перевода на современный курс)!

Елецкое кружево участвовало и в мировых ремесленных выставках, где всегда высоко отмечалось экспертами в этом искусстве.

Вологодское кружево

Не трудно догадаться по названию, что это кружево было широко распространено в Вологодской области. Основным отличительным элементом этого стиля может считаться «вилюшка» — кружевная, ажурная дорожка или тесьма, которая проходит рядом с «решетками» (сетка, получаемая в результате плетения любого кружева). Обыкновенно, с помощью вилюшки создаются узоры в виде роз, спиралей и других «завитых» элементов. Стоит отметить, что вологодские кружевницы очень любили геометрические мотивы, и насыщенный плотный рисунок.

История вологодского кружева очень напоминает историю елецкого: оно пришло из европейских стран и к 19 веку широко распространилось среди вологодских рукодельниц.

В основном кружевоплетением занимались крепостные, иногда в поместьях создавались целые мини-мастерские, в которых талантливые кружевницы работали только на своих барынь.

Количество кружевниц постоянно увеличивалось, уже к 1912 их насчитывалось сорок тысяч, а к 1960 году их стало настолько много, что был создан Вологодский кружевной союз. Это предприятие существует и сегодня на территории Вологодской области и называется «Снежинка».

Кроме этих всем известных школ, выделяются Вятская с центром в городе Советск, а также Белеевская и Михайловская.

Мотивы и символы

Несмотря на некоторые различия в стилях, во всех школах русского кружева есть похожие мотивы, узоры и орнаменты, некоторые из них имеют чисто эстетическую функцию, другие — определенную символику. Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы, характерные для родных краев деревья, цветы, ягоды.

Нередко среди орнамента русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб — это самое почитаемое дерево. Дуб ассоциировался с божественным началом бога-громовержца Перуна, верховным властителем древнерусского языческого пантеона. Это дерево обладало священным ореолом: его нельзя было рубить или осквернять, а ношение предметов одежды или украшений с изображением дуба имело ритуально-символический характер. Часто узор дуба в кружеве или вышивки мог выполнять защитную функцию, а также укреплять здоровье, ведь дуб это самое сильное и крепкое дерево.

Узор в виде колоска — тоже нашел свое отражение в кружевном искусстве, он служил для привлечения богатства, благополучия. Колос, как и дуб, выполнял защитные функции, оберегал от нечести и злых духов.

Русские кружевницы любили создавать великолепные узоры в виде птиц таких, как лебедь, павлин, феникс (жар-птица) — они чаще всего встречаются на русском кружеве. Возможно, главной причиной, по которой мастерицы так любят обращаться именно к этим птицам — их роскошное оперение. Но, конечно, эти птицы имеют и свою определенную символику.

Лебедь — это женский символ, обозначающий целомудрие, чистоту, милосердие. Также лебедь — птица, олицетворяющая семейное счастье, поэтому кружевное изделие с изображением лебедя будет хорошим подарком для молодоженов.

Феникс или Жар-птица — это классический персонаж для русских былин и сказок, чаще всего жар-птица появляется в трудные для героя моменты и исцеляет его от ран, смерти и других невзгод, поэтому узор в виде этой волшебной птицы по традиции приносит счастье и удачу.

Павлин — нехарактерная для русских просторов птица, тем не менее, довольно часто появляется в сюжетах родного кружева. Павлин ассоциируют с жар-птицей, однако в их символике все-таки есть некоторые различия. Исторически павлин — это царственная птица, горделивая и властолюбивая, не случайно павлиньими перьями украшают одежды восточных ханов и шейхов. Часто павлин был вышит на одеждах статусных персон.

Из этих и других мотивов и символов появляются узоры, которые теперь стали неотъемлемой частью кружевного искусства. Вот только некоторые из них: дубовый лес, павлинки, олень, сливочки, звездочки, вороний глаз и многие другие.

Инструменты и материалы

Коклюшки — деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру — это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.

Валик — специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.

Для облегчения работы с довольно большим валиком используют «козлик» — специальную подставку, на которую ставится валик

Сколок — что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок — это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.

Также для кружева требуются булавки , лучше выбирать те, которые имеют на конце цветной шарик, по ним будет проще ориентироваться и фиксировать нити.

Исторически в качестве материала кружевницы использовали льняные нити, однако со временем стали широко применяться нити мулине , хлопковые нити и даже шелк — кружево можно создавать практически из всего. В русском кружеве вообще часто присутствуют различные дополнительные материалы, например, жемчуг, бусины , перья или мех. Это добавляет плетению интересную самобытность, а также особенный стиль.

О том, что такое плетение на коклюшках, чем оно привлекательно для мастериц, и какие есть секреты в этой технике, мы поговорили с Ольгой Чарушниковой, которая является мастером по плетению кружева!

Чем вас привлекает плетение кружева на коклюшках?

Прежде всего, может это немного самодовольно, но в наше время кружевоплетением редко кто занимается, поэтому мне приятно, что этим искусством владею я. К тому же, я люблю любые виды рукоделия, и освоить что-то новое для меня всегда было интересно!

Как вы стали этим увлекаться?

В чем главное преимущество этого вида рукоделия?

Преимущество только одно — это красота и неповторимость. Но плетение кружев очень трудоемко. К примеру, сшить изделие, даже самое сложное намного быстрее, чем сплести на коклюшках небольшой воротник.

Не пугает ли вас трудоемкость данного процесса?

На данный момент трудоемкость процесса не пугает. Это удовольствие. А если бы я работала на производстве…. Затрудняюсь ответить. Это мое хобби — и я занимаюсь этим время от времени. Делать что-либо на заказ тоже не выгодно. Потому что на изделие уходит много времени, и хотелось бы оценить свои труды по достоинству.

Сколько времени занимало создание самой сложной вашей работы?

Плела маме на юбилей воротник-шаль. Размер покрывает плечи, опускается до середины груди, на спине до лопаток. Вот на такое изделие у меня ушло 2-3 недели, плела в любое свободное время.

Где лучше всего смотрится вышивка в данной технике?

Выигрышнее всего смотрятся воротники-пелерины. А так разнообразие изделий велико. Можно и картины большие и маленькие плести. Дорожки и салфетки на столы. Как-то в интернете видела декоративные цветы…

Могли бы вы дать совет начинающим кружевницам?

Правило для таких рукодельниц одно — огромная усидчивость. Чтобы изделие получить качественным, необходимо хорошо утягивать каждую ниточку. Бубен должен быть плотно набит соломой или опилками. Крючок и булавки не должны быть ржавыми, чтобы не испачкать изделие. Необходимо также уметь читать рисунок, при взгляде на который сразу видно, какое количество коклюшек необходимо для изготовления того или иного изделия, какие приемы будут применяться в данном плетении. Будет ли где-нибудь утолщение нити.

Немного о процессе

Существует несколько видов техник плетения на коклюшках: сцепная, парная и численная. Сцепное плетение отличается от парного тем, что детали кружевного изделия вышиваются отдельно, а потом соединяются (сцепляются) с помощью крючка. Парное же кружево плетется одновременно с помощью нескольких пар коклюшек, иногда их количество может доходить до 100. Численное кружево — это самый простой способ плетения, он не требует использования огромного количества коклюшек и сколка.

Кружево — чудесный аспект народной культуры. Кружевницы, создавая изделия, вкладывают в тонкое кружево не только свое мастерство и вдохновение, но и теплоту своей души. Тонко выполненное, изысканное кружево всегда было признаком роскоши и богатства. Существует довольно много видов кружевоплетения и в данной статье мне хотелось бы сделать краткий обзор наиболее известных техник плетения ручного кружева.

Фриволите

Начать свой мини-обзор мне хотелось бы с горячо любимого мною челночного кружевоплетения – фриволите. Фриволите — это плетеное узелковое кружево, выполненное с помощью одного или нескольких челноков (или иглы). Соединяют отдельные элементы между собой с помощью крючка.

Виды ручного кружевоплетения, фото № 1

Фриволите — это очень древний вид рукоделия, такой древний, что исследователи до сих пор не могут определить, где родилось челночное кружево. Одни считают, что челнок изобрели народы Востока, позже кружево попало в Европу, другие родиной челночного кружева считают Италию. Одно известно точно, что в Россию оно пришло из Франции. Фриволите дает мастеру большой простор для создания разнообразных кружевных изделий от традиционных салфеток и воротничков до шляпок, митенок, декора разнообразной одежды, скатертей, эксклюзивного постельного белья, предметов интерьера, декоративных панно и, конечно же, кружевных украшений.

Виды ручного кружевоплетения, фото № 2

Виды ручного кружевоплетения, фото № 3

Именно на основе фриволите московскими мастерицами была разработана новая техника – Анкарс или ювелирное кружево. Анкарс по определению разработчиков - это техника оттеночной декорировки основы, выполненной в процессе ручного челночного плетения (фриволите) или после его завершения. При создании изделий в технике анкарс используются не только приемы фриволите, но и техники плетения с бисером, элементы вышивки бисером, бисероплетения, макраме.

Также особенностью данной техники является широкое использование различных декорирующих материалов: бисера, камней, кристаллов, жемчуга и т.д. Анкарс позволяет создать удивительные объемные и в то же время легкие кружевные украшения. Изделия, выполненные в технике анкарс, позвольте проиллюстрировать своими авторскими работами.

Виды ручного кружевоплетения, фото № 4

Виды ручного кружевоплетения, фото № 5

Макраме

Макраме в переводе с арабского означает тесьма, кружево, а с турецкого — шарф, салфетка с бахромой. В любом случае — это изделия из узелков. Узелковое кружево смотрится красиво, изделия из него долговечны. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом. В этой технике выполняют различные элементы декора интерьера, предметы одежды, сумочки, украшения и т.д.

Виды ручного кружевоплетения, фото № 6

Отдельно хочется отметить “ответвление” классического макраме – микромакраме - техника, в которой талантливые мастера создают необычные и очень красивые украшения.

Виды ручного кружевоплетения, фото № 7

Филе (филейное кружево)

Основа филейного кружева — сетка, которая специальным образом декорируется.

Филе делится на две основные группы — просто филе и филе-гипюр, или вышитое филе. Основа красивого филейного фона, как и любого узелкового кружева — правильное исполнение узлов. Для плетения сетки необходимы челноки и палочки. Представьте себе иголку с окончаниями — «рожками» с двух сторон. В одно из отверстий продевают нитку и навивают ее вдоль челнока. Второе приспособление для филе — палочки с заточенными концами, на которые нанизывают ячейки сетки.

Виды ручного кружевоплетения, фото № 9

Коклюшечное кружево

Виды ручного кружевоплетения, фото № 11

Особое место в русском кружевоплетении занимает получившее в нашей стране широкое распространение коклюшечное кружевоплетение. Кто же не видел чудесные ажурные кружевные шали, выполненные в этой технике? Русское кружевоплетение на коклюшках было воспринято из Европы в 17 веке, получило большое развитие и стало истинным национальным видом декоративно-прикладного творчества. Этот вид ручного кружевоплетения осуществляют с помощью специальных коклюшек. Коклюшки – это выточенные деревянные палочки.

Виды ручного кружевоплетения, фото № 12

При кружевоплетении мастерица перекидывает коклюшки с одной руки в другую, переплетая нити в соответствии с задуманным узором, который заранее наносят на кусок очень плотной бумаги (сколок) в виде точек, наколотых иголками. Сколок прикрепляют к валику, который кладут на деревянные пяльцы. При кружевном плетении также широко используются булавки, которые втыкают в дырочки на сколке. Булавки являются временным креплением ниток в установленных местах узора.

Виды ручного кружевоплетения, фото № 13

И, наконец, кружево, выполненное крючком. Конечно, формально это не кружево, а его имитация.

Виды ручного кружевоплетения, фото № 14

Но разве это имеет значение, особенно в свете того, что возможности вязания крючком практически безграничны: мастерицы вяжут как простые элементы, такие как кайма скатерти, так и полноценные наряды, такие как, например, это шикарное пальто в технике ирландского кружева:

Виды ручного кружевоплетения, фото № 15

Так что мастерицы и мастера, выбираем технику себе по вкусу, вооружаемся коклюшками, челноками и крючками и – вперед, творить ажурную кружевную красоту!

Фриволите — техника создания оригинального кружева из узелков. В нашем обзоре — история и азы фриволите , плюс — мастер-классы по созданию колье-чокера и браслета своими руками.

Natalya_Pyhova

Что такое фриволите?

Фриволите: учимся азам и плетём чокер и браслет

Фриволите́ (от фр. Frivole — пустой, легкомысленный) — техника плетения ручного кружева при помощи специальных челноков или иглы с тупым концом. Кружево фриволите применяется для отделки одежды, для создания аксессуаров, украшения скатертей, салфеток, покрывал

Фриволите: учимся азам и плетём чокер и браслет

Фриволите отличается от остальных видов кружева в первую очередь тем, что из-за использования прочных ниток или даже тонкого шнура и жёстких узлов оно довольно хорошо держит форму. Чем-то фриволите напоминает макраме (техника узелкового плетения), но отличается от него большим изяществом и тонкостью работы. В технике фриволите можно сплести как, например, нарядный воротничок, если взять тонкие нитки, так и сохраняющий форму браслет, колье, серьги или другие аксессуары, если воспользоваться материалом поплотнее. Прежде фриволите использовали в первую очередь для создания кружевного полотна или элементов отделки одежды, сегодня же эта техника часто используется для изготовления необычных украшений и аксессуаров.


Кружевоплетение — древний вид искусства. Это удивительное творение человеческих рук присутствовало в льняной одежде фараонов. Царственные особы любили украшать кружевными воротниками и манжетами свои платья. Постепенно кружево стало популярным и в украшении интерьеров. При желании научиться плести несложные кружева может любая рукодельница. Рекомендации в статье помогут разобраться, как плести кружево своими руками.

Зарождение кружевной моды

Желание сделать привлекательной и нарядной свою одежду явилось одной из причин появления классического кружева. Оно появилось в конце XV начале XVI веков. Родиной кружевоплетения считается Фландрия и Италия. В период Ренессанса кружево прочно вошло в моду, заменив собой вышивку. Благодаря ему можно было легко следовать стилю моды. Кружево можно было легко отпороть и заменить другим, модным.

Кружевной воротник

Во времена правления Карла I кружевами украшали не только костюмы и платья, но и детали интерьера. Образцами французского стиля стали валансьенские, алансонские и аржантанские кружева. Из Италии началось распространение коклюшечного кружевоплетения.

Ленточное кружево

Самое простое в освоении техники плетения кружев — это ленточное. Для его вязания потребуются нитки, крючок и схема. Владея базовыми элементами вязания крючком, можно приступать к работе. Как сделать ленточные кружева своими руками в мастер-классе на видео ниже. В нем рассказано и показано, как вязать ленточное кружево с пышными столбиками.


Таким кружевом можно украсить горловину, низ изделия или низ рукавов. Оно будет хорошо смотреться как соединительный элемент, например, полочки и низа изделия.

Кружево фриволите

Технология плетения этого кружева — это плетение двойных узлов при помощи нити и иголки. Чтобы научиться плести кружева, нужна крученая пряжа и волокно из хлопка или шелка. Кроме этого потребуется игла с тонким ушком и крючок. При помощи узелков, дужек и кружочков получается причудливый узор.

Основа кружева – это двойной узелочек, а орнамент состоит из кольца, арки и пико. Например, на фото ниже на иголке: 4 двойных узелка, одно пике, 5 двойных узелков, одно пике и 5 двойных узелков. Чтобы получить колечко, через них протягивается нитка, идущая от иголки.

Образец двойных узелков и пике

Техникой фриволите получаются неповторимые изящные изделия. Из кружевных деталей, используемых как отдельные фрагменты, делаются серьги, кулоны, а также декорируется женская одежда. Это кружевное полотно украшает самые простые вещи, делая их восхитительно красивыми.

Для начинающих в этой технике будет полезным видео, в котором мастерица дает пошаговую инструкцию выполнения работы. Просмотрев его, станет понятно, как сделать кружева своими руками.


Элементы ирландского кружева

К особому виду декоративного вязания относится ирландское кружево. Оно очень популярно среди мастериц. Кружево собирается из отдельных мотивов, соединенных в одну композицию. Мотивы могут быть геометрической формы: круги, треугольники, квадраты.

Как делают кружево из отдельных мотивов? Набор их может быть разный, как и техника сборки. Каждая вязальщица ирландского кружева в его мотивах может выражать свою фантазию. Важным условием успеха при создании ирландского кружева является наличие у мастерицы чувства композиции. Есть общие принципы и технологические приемы, при помощи которых вязальщицы создают уникальные образцы одежды.

Соединение деталей в ирландском кружеве

Существуют две технологии сборки. Первая — при помощи иглы, вторая, выполненная крючком, создает фон тонкой сеточки. Изюминка изделий в технике ирландского кружева состоит в том, что они уникальны. Шаблонов в этом виде рукоделия нет. Элементы кружева могут быть большими и маленькими, цветовая гамма может иметь различные оттенки, главное — кружево должно быть красивым.

Основное правило — при изготовлении кружева своими руками не стягивать изделие. Все вывязанные детали должны иметь плоскую форму. Для этого необходимо следовать законам прибавок петель при вязании квадрата или круга.

Мотивы ирландского кружева

Вязание круга и квадрата

При вязании кругового мотива нужно делать прибавки петель в каждом круге. Но количество петель, которые нужно добавить, зависит от рисунка. При выполнении кругового мотива узором простых столбиков, на ряд равномерно прибавляется 6 петель. Если узор состоит из полустолбиков, равномерная прибавка будет - 8 петель. Для узора, состоящего из столбиков с накидами, прибавляется 12 петель, если столбики с двумя накидами - 16 петель на круг.

Выполняя кружево своими руками, состоящее из квадратных мотивов, прибавки выполняются в углах квадрата в каждом ряду. При выполнении мотива простыми столбиками в ряду прибавляется по 2 столбика в каждом углу. Если кружево будет вязаться мотивом, состоящим из столбиков с накидами, прибавка - 16 петель, по 4 столбика на каждый угол.

Вологодские кружева

Россия славится своими кружевами во всем мире. Наиболее известный центр кружевоплетения — Вологда. Вологодские кружева до середины XX века были мерными. Шли на отделку белья. Позже начали выпускаться штучные изделия: салфетки, дорожки, скатерти, воротники, перчатки.

Станов для плетения вологодских кружев

Кружево плетется на деревянных палочках — коклюшках, на которые намотаны нити для плетения. Палочки изготавливают в основном из дерева таких пород, как береза, ясень, яблоня, рябина. Размер коклюшек зависит от техники плетения и используемых нитей. Чтобы научиться плести вологодские кружева, нужно иметь кроме коклюшек подставку, валик, рисунок узора, маленькие ножницы, тонкий крючок и булавки.

Как плетется вологодское кружево

Чтобы понять, как плести вологодские кружева своими руками, нужно ознакомиться с азами плетения и брать уроки у мастериц. Самостоятельно разобраться трудно. Это невероятно сложный вид ручной работы. Если другие виды кружев плетутся при помощи иглы или крючка, то в процессе плетения этого вида участвуют много нитей, которые идут от коклюшек. Их может быть более шестидесяти, все зависит от рисунка кружева.

Старинное вологодское кружево несло обережное значение. Переплетение нитей — переплетение судьбы. В кружево включались красные и цветные нити. Элементы плетения назывались: реченька, жучок. Из поколения в поколение отбирались рисунки, поэтому народное, исконное кружево производит сильное впечатление.

Вологодское кружево - не тающий иней

В настоящее время кружево выполняет более декоративную функцию, поэтому рисунок растительный: цветы, листья, завитки.

Мастерица, сидя перед куфтырем (так называют барабан, наполненный с соломой), выполняет плетение кружева. Куфтырь установлен на специальную подставку и обернут бумажным рисунком, который называется сколком. Благодаря этому рисунку мастерица знает, как плести кружево.

Перед работой кружевница наматывает нити для плетения на коклюшки, соединяя их парами. На сколке есть дырочки, куда она вставляет булавки, на которые она будет набрасывать нити. Далее идет плетение по схеме рисунка сколки.

Техники плетения коклюшками

Существуют различные виды техник плетения кружев своими руками коклюшками:

  • Парная, при которой плетение осуществляется при помощи нескольких пар коклюшек. В зависимости от рисунка, сколки количество пар может превышать 100 коклюшек.
  • Сцепная предполагает плетение отдельных частей кружева, а затем они соединяются (сцепляются) друг с другом при помощи тонкого крючка.
  • Численная наименее сложная, не требующая большого числа коклюшек.

Созданием узоров для вологодских кружев занимаются художники по кружеву. Известные кружевницы, чьи работы находятся в музеях, сами создают узоры на основе старинных рисунков.

Вологодское кружево

Красота и неповторимость этого вида рукоделия требует терпения и усидчивости. Начинать плести кружево своими руками лучше с небольших образцов как, например, салфетки, дорожки или небольшие картинки.

Качественные кружева получаются при одинаковом натяжении нитей. Барабан, на котором будет выложен сколок, должен быть плотно набит соломой. Кружевнице необходимо уметь читать узор будущего изделия. Глядя на рисунок, опытная кружевница видит, какое количество коклюшек нужно для работы, какая техника будет применена в данном плетении.

для тех, кто ищет курсы:

Войти в аккаунт

Чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, вам необходимо зарегистрироваться/войти в свой аккаунт на сайте. Выберите вашу соцсеть для входа:

Если вы организация, проводящая курсы, то регистрация происходит по этой ссылке.

Кружево своими руками: пошаговые видео уроки вязания и кружевоплетения на дому

Кружевоплетение – древний вид рукоделия, включающий множество техник: вязанное спицами и крючком, узелковое, ленточное, плетеное, коклюшечное, игольное. Ажурные воздушные узоры используют для декорирования одежды и аксессуаров, предметов интерьера и поделок в винтажном стиле.


ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН собрали полезные видео уроки по кружевоплетению для начинающих: популярные техники, пошаговые схемы и варианты дизайна.

Ленточное кроше

Кружево часто используют для отделки краев изделий: подола платья, рукавов, постельного и столового белья. Использовать вариант в виде длинной тесьмы удобнее всего. Можно делать заготовки впрок или индивидуально для каждой поделки. Полотно вяжут без швов любой нужной длины, повторяя один или несколько мотивов через равное расстояние.

Турецкое ойяси

Старинная техника предполагает работу тонкой нитью и иглой. Первыми игольное кружево выдумали турецкие мастерицы для окантовки шарфов и платков, скатертей и салфеток. Современные кружевницы выполняют узоры различной сложности, от простых сеток до многоцветных орнаментов с цветами. Филигранные листья, лепестки и бутоны выглядят нежно и филигранно. Особенно оригинально выглядят плетеные ожерелья.

Ирландское

Вязание по-ирландски – объемные растительные узоры, разбросанные по канве в хаотичном или строго организованном порядке. Обычно мелкие элементы (цветы и листья) вяжут отдельно крючком, затем составляют общее полотно на основе фоновой сетки. Ирландскими мотивами вяжут целые платья, палантины, кардиганы, накидки, кофты и оформляют аксессуары (сумочки, обувь).

Брюггское

Кружевницы небольшого бельгийского городка Брюгге прославились на весь мир в 16 веке. Сначала украсить воротники и манжеты утонченными работами могли позволить только благородные буржуа. Сегодня винтажный элемент одежды доступен каждой моднице. Основные составляющие брюггского кроше – витиеватые завитки, геометрические фигуры и флористика.

Фриволите

Изысканное рукоделие, в буквальном переводе – «свободный стиль». По легенде, фриволите родилось в результате плетения сетей восточными рыбаками. Изящную идею подхватили англичанки, усовершенствовав схемы плетения до уровня искусства. С помощью специальной техники получают роскошно украшенные предметы интерьера и бижутерию. Ажурный узелковый узор подходит для декора одежды в романтичном стиле.

Русское коклюшечное

Средневековые русские кружевницы создавали красоту из драгоценных нитей (золото, серебро, шелк) с помощью деревянных палочек (коклюшек). Мотивы создавались интуитивно, вдохновением были быт и красота природы. Отсюда характерные названия: лапти, блины, рыжечки, пышки, протекай-речка, дубовый лес, денежки филейные, города, бараньи рожки.

Венецианский гипюр

Средневековая Венеция диктовала моду всей Европе. Первой итальянское кроше (или как тогда говорили «венецианское золото») привезла во Францию Мария Медичи. С тех пор гипюр не выходил из моды, а французы превратили кружевоплетение из искусства в промышленность. Сегодня исключительной ценностью обладают лишь винтажные экземпляры или современные крафтовые образцы. Фабричный гипюр далек от художественного произведения.

Викторианское

Каждый сезон модельеры и дизайнеры всего мира возвращаются в эпоху королевы Виктории (середина 19 века) за вдохновением. Высокие воротнички, богатая отделка, жабо, рюши и воланы, большие рукава – главные признаки модного направления. Рукодельницы могут создать интересные стилизованные элементы одежды с помощью вязальных спиц.

Ретичелла

Очередная игольная разновидность берет начало у вышивки «ришелье». Изначально узор вырезался в полотне и обметывался петельным швом. Затем тканевую основу заменили нитяной. Характерные для итальянской ретичеллы узоры – треугольники, квадраты, круги в сочетании с зубчатыми или арочными краями.

Макраме

В переводе с арабского макраме означает «кружево» или «бахрома». Поэтому в поделках всегда прослеживаются обе детали: плетеные мотивы и свободно свисающие нитяные края. Из толстых грубых нитей с помощью узелковой техники создают панно и декоративные изделия, из тонких – изящные салфетки, тесьму и предметы гардероба.

Кружевоплетение полезно для развития мелкой моторики рук и благотворно сказывается на внутреннем состоянии хэндмейдера (освобождение от стресса и арт-терапия).

Читайте также: