Ткацкое плетение 5 класс технология

Обновлено: 28.03.2024

Данная презентация относится к разделу "Материаловедение". Знакомит обучающихся с образованием ткацких переплетений.

ВложениеРазмер
polotnyanoe_perepletenie_5_kl.pptx 1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПОЛОТНЯНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ Материаловедение 5 класс МБОУ «Гимназия №44» г. Курск Учитель технологии Зиновьева Т. В. (авторская разработка)

Материалы и инструменты: 2 листа фетра, ножницы, карандаш, обмылок, линейка.

Построить квадрат со стороной 15 см.

У нас получилось 2 квадрата из фетра.

На одном квадрате чертим рамку шириной 2см.

Другой квадрат расчертить на полосы шириной 1 см.

Квадрат с рамкой расчертить полосами шириной 1 см.

Светлый квадрат нарезать на полосы.

Темный квадрат свернуть пополам,выполнить надрезы по сгибу на линиях.

Вставив ножницы в разрез, режем по линии до рамки.

Полосы фетра протягиваем в разрезы.

Край полосы должен совпадать с краем рамки.

Следующая полоса протягивается в шахматном порядке.

Ряды полос должны плотно прилегать друг к другу.

Повторяем операцию до полного заполнения рамки, плотно подгоняя ряды.

Так выглядит изнанка.

Лицевая сторона полотняного переплетения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материаловедение, 5 класс. "Виды переплетений в тканях""

Поурочный план. Урок №3 " Виды переплетений в тканях", 5 класс.


Презентация по технологии. Полотняное переплетение

В 5 классе мы проходим тему полотняное переплетение. Чтобы практическая работа была интереснее, я решила выполнить её на листочках разной конфигурации, получается очень красиво.В презентации даны поша.


Открытый урок по технологии в 5 классе по теме:" Полотняное переплетение"

Тема урока: Полотняное переплетениеЦели: 1. Формировать представление о ткани как о двух системах нитей. Научить определять направление нитей основы и утка, лицевую и изн.

урок: "Ткацкие переплетения" 5 класс

Ткацкие переплетения 5 класс.


« Декорирование стола бумажными и полотняными салфетками» Масстер - класс по СБО

Масстер - класс по СБО для 9 класса коррекционной школы VIII вида. Урок был проведен в форме масстер- класса. Участие принимали все и взрослые и дети. Целью было показать чему обучающиеся научились к .


« Декорирование стола бумажными и полотняными салфетками» Масстер - класс по СБО

Масстер - класс по СБО для 9 класса коррекционной школы VIII вида. Урок был проведен в форме масстер- класса. Участие принимали все и взрослые и дети. Целью было показать чему обучающиеся научились к .

Методическая разработка урока по технологии (швейному делу) в 5 классе.Тема: "Полотняное переплетение. Сведения о нитках"

Характеристика учащихся класса, для которого проектируется урок:• предметные УУД:-имеют понятие «текстильного волокна», процесса прядения и ткачества; -умеют определять свойства матер.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на формирование навыков в определении направления нитей основы и утка в ткани.

Просмотр содержимого документа
«Ткацкие переплетения.»

Урок технологии в 5 классе № 23-24

Тип урока: урок открытие новых знаний.

Тема урока: «Ткацкие переплетения. Практическая работа: «Изготовление образцов ткацких переплетений».

Цель урока: формирование навыков в определении направления нитей основы и утка в ткани.

Предметные – учащиеся познакомятся со схемой получения тканей, историей ткачества, профессией ткачиха, различными видами тканей, научатся последовательности выполнения ткацких переплетений.

Метапредметные - определение последовательности выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, проводить рефлексию результатов деятельности, постановка и формирование проблемы в соответствии с правилами.

Личностные –самоопределение- умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Оборудование: схема получения ткани на ткацком станке, мультимедийное сопровождение, образцы тканей и ткацких переплетений, рабочая тетрадь, ножницы, цветная бумага, клей.

1. Этап мотивации.

Создание условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность ( «хочу» ).

2. Этап актуализации.

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с видами волокон, которые используются в получении нитей и затем тканей.

Вопрос: Кто знает, как получаются ткани? Одинаковы ли переплетения нитей в ткани?

Как могут переплетаться нити в ткани?

Какие рисунки на полотне ткани образовывают нити?

На каком оборудовании и где изготавливают ткань?

Какие профессии связаны с производством тканей?

Где в практике можно применять полученные знания?

3. Этап выявления места и причины затруднения.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с признаками определения нитей в ткани. Предлагаю вам попробовать использовать эти признаки на конкретной ткани.

У вас на парте лежат кусочки ткани, попробуйте определить направление Н.О. на них.




Расскажите, какими признаками вы воспользовались и почему?

4. Этап целеполагания.


Пряжа поступает в ткацкий цех. На ткацких станках из неё вырабатывают ткань. Переплетаясь между собой, нити основы и утка образуют ткацкий рисунок. Таких рисунков много. И мы сегодня будем их не только изучать, но и попробуем изготовить образцы некоторых из них.

История ткацкого станка (видео).

5. Этап открытия нового знания.


Самые распространенные ткацкие переплетения – полотняное, саржевое, сатиновое, атласное.


Полотняное переплетение - самое распространенное и самое прочное. При полотняном переплетении нити основы и уточные чередуются одна через одну в шахматном порядке. Полотняным переплетением выработаны: из хлопка – ситец, бязь, батист и др.; из льна –льняные полотна, парусина, бортовка и др.; из шелка: крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон и др.; из шерсти: — сукно, костюмно-плательные и др.


Ткани полотняного переплетения.


Раппорт полотняного переплетения.


Саржевое переплетение - образует на поверхности полотна видимый диагональный рубчик, который проходит или сверху вниз и слева направо, или сверху вниз и справа налево. Чаще всего таким переплетением вырабатываются полушерстяные и полушелковые ткани с добавлением хлопка, а также кашемир, габардин и др.


Ткани саржевого переплетения.


Раппорт саржевого переплетения.


Сатиновое (атласное) ткацкие переплетения - имеют гладкую и ровную поверхность с повышенным блеском, которая образовывается от редкого переплетения нитей основы и утка. Если лицевая сторона ткани образована из уточных нитей, то ткань называется сатином, а переплетение сатиновым. Если лицевая сторона ткани образована из осно́вных перекрытий, то ткань называется атласом, а переплетение атласным.


Ткани сатинового (атласного) переплетения.


Раппорт сатинового (атласного) переплетения.

6. Этап включения в систему знаний.

Практическая работа: «Изготовление образцов полотняного и саржевого переплетений».

Последовательность выполнения работы.

Вырежи из бумаги два квадрата 10 х 10 см.

Разметь два квадрата через 1см.

Проведи на одном из квадратов дополнительную линию, отступив от края 1см. Разрежь квадрат на полоски до намеченной линии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Ткацкие переплетения. Определение долевой и поперечной нити в ткани».

1.Познакомить с простейшими видами ткацких переплетений. Дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве.

2.Научить определять долевые и поперечные нити в ткани, определять направление долевой и уточной нитей; определять лицевую и изнаночную стороны ткани;

3.Познакомить с профессией ткача и прядильщицы;

Метод урока: объяснение с использование ИКТ (образовательные ресурсы), лабораторная работа

Материалы и оборудование: наглядность, образцы ткани, компьютер, проектор.

Орг. момент.

Приветствие, настрой учащихся на работу.

Проверка явки учащихся; заполнение учителем классного журнала;

Проверить готовность учащихся к уроку.

Коррекционно- развивающие упражнения.

2. Актуализация изученных знаний.

Какие виды волокон вы знаете? (натуральные и химические).

Какие группы волокон дает нам природа? (натуральные).

На какие группы по происхождению делятся натуральные волокна? (растительные: лен, хлопок; животные; минеральные).

Расскажите о волокне хлопок (где выращиваю, как получают волокно).

Расскажите о волокне лен (где выращиваю, как получают волокно).

Как называется процесс производства тканей? (ткачество).

Назовите профессии, связанные с процессами получения волокон и тканей? (хлопковод, ткач, прядильщица, наладчик ткацких станков).

3. Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение раздела «Материаловедение», узнаем о ткацких переплетения, научимся определять долевую и поперечную нить в тканях. Лицевую и изнаночную стороны ткани. (Запись темы урока на доске ).

4. Изучение нового материала.

Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством (запись в тетрадь) Изготавливают ткань на ткацких станках, на которых работают ткачи. Ткань получают путем переплетения нитей. (рис. в учебнике)

Ткань – это материал, который получают на ткацких станках путем переплетения нитей пряжи. (запись в тетрадь)

В настоящее время на прилавках магазинов появилось множество новых и красивых тканей. А как они получаются такие разные и по фактуре и по узору, по толщине и т. д.? Для того чтобы выбрать необходимую нам ткань нужно знать не только свойства волокон из которых сделаны эти ткани, но и переплетения в которых они выполнены?

Давайте познакомимся с многообразием ткацких переплетений, и видами простых переплетений и их признаками.

(запись в тетрадь) Виды простых переплетений:

Раппорт – это повторяющаяся часть рисунка на ткани, вышивке, обоях. (запись в тетрадь), а также раппорт – число нитей, образующих повторение рисунка, как по длине, так и по ширине ткани. (запись в тетрадь)

Существуют различные виды переплетения нитей в тканях.

Самое простое переплетение – полотняное.

Раппорт равен двум нитям.

ПОЛОТНЯНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ - переплетение, при котором происходит строгое чередование основной и уточной нитей в соотношении 1:1. При этом если первая нить основы вышла на поверхность, то вторая закрывается уточной нитью и т.д. Такое строгое чередование происходит по всей длине и ширине ткани. При этом получается материал, одинаковый с обеих сторон.

Полотняное переплетение имеет широкое применение. Осыпаемость и сыпучесть ткани в полотняном переплетении меньше, чем в саржевом и сатиновом, так как в последних основные и уточные нити меньше скреплены между собой.

Раппорт равен трём нитям.

САРЖЕВОЕ ИЛИ ДИАГОНАЛЬНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ - такое, в котором каждая нить утка по отношению к нити основы в каждом следующем ряду сдвигается на один ход вправо или влево. Места пересечения нитей образуют на поверхности ткани диагональные полоски под углом 45 градусов. Если утки сдвигаются вправо, получается лицевая саржа, если влево - изнаночная.

Ткани саржевого переплетения мягкие, имеют большую растяжимость по косому направлению, хорошо драпируются, срезы обладают большой осыпаемостью. По сравнению с тканями полотняного переплетения, ткани более плотные, толстые, тяжёлые, менее прочные.

Раппорт равен пяти нитям.

АТЛАСНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ - переплетение, при котором не менее пяти нитей основы закрывают уток, выходящий на поверхность только над одной нитью основы. Такой атлас называют основным. Если не менее пяти ниток утка закрывают основу таким образом, что только одна основная нить появляется на поверхности ткани, - атлас уточный. Атласное переплетение имеет с лицевой стороны ровную, гладкую и блестящую поверхность , а с изнаночной стороны матовые. Эти ткани мягкие, менее прочные ,чем ткани полотняного переплетения . К их недостаткам относят осыпаемость срезов, скольжение при раскрое, сильное растяжение по косому срезу.

Сведения о ткачестве.

Ткань получают в результате переплетения нитей : долевых и поперечных. Долевые нити называют- нитями основы, поперечные –нитями утка. Лицевая и изнаночная стороны.

С лицевой стороны пестротканых, гладкокрашеных, тканей с печатным рисунком . Обычно находится минимальное количество узелков и брака. Ткань имеет лицевую и изнаночную сторону. Они различаются по определенным признакам.

На лицевой стороне печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной.

На лицевой стороне рисунок переплетения более четкий.

Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону.

У ворсовой ткани на лицевой стороне есть ворс.

У ткани с блестящей поверхностью на лицевой стороне блеск сильнее.

Нити основы (долевые нити) нити, идущие вдоль ткани.

Нити утка (поперечные нити) – нити, идущие поперек ткани.

Нити основы идут вдоль куска ткани. Они очень прочные, длинные и тонкие, при растяжении не имеют своей длины , более скрученные и более гладкие. Нити утка идут поперёк куска ткани. Они менее прочные, более прочные, короткие. При растяжении увеличивают свою длину. В настоящее время ткацкие станки используют прокладывание уточной нити струей сжатого воздуха или воды, прокладчиком с пружинным зажимом и другими способами. После каждого продвижения прокладчика нить утка обрезается. Такие станки называют бесчелночными. Полученную ткань упаковывают в куски. На каждом куске указывают название фабрики, название ткани, ширину и длину куска, цвет ткани ,цену.

Кромка ткани.

Уточная нить при повороте огибает крайнюю нить основы, а нити основы расположены по краям чаще, поэтому здесь получается более плотное переплетение. Это кромка. Она удерживает край ткани от осыпания и растяжения.

Нити основы сильно скрученные и натянуты как струны, чтобы избежать разрыва. Они тонкие. Нити утка менее скручены, толще нитей основы, не такие ровные, слабее натянуты (они должны хорошо заполнять пространство между нитями основы). Поэтому ткань по нити утка растягивается больше, чем нить основы, за счет сильной натянутости нитей звук при резком растяжении громче по нити основы. (Демонстрация). Наряду с тканями существуют и нетканые материалы прошитые или вязаные. (Демонстрация образцов).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Ткацкие переплетения. Определение долевой и поперечной нити в ткани».

1.Познакомить с простейшими видами ткацких переплетений. Дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве.

2.Научить определять долевые и поперечные нити в ткани, определять направление долевой и уточной нитей; определять лицевую и изнаночную стороны ткани;

3.Познакомить с профессией ткача и прядильщицы;

Метод урока: объяснение с использование ИКТ (образовательные ресурсы), лабораторная работа

Материалы и оборудование: наглядность, образцы ткани, компьютер, проектор.

Орг. момент.

Приветствие, настрой учащихся на работу.

Проверка явки учащихся; заполнение учителем классного журнала;

Проверить готовность учащихся к уроку.

Коррекционно- развивающие упражнения.

2. Актуализация изученных знаний.

Какие виды волокон вы знаете? (натуральные и химические).

Какие группы волокон дает нам природа? (натуральные).

На какие группы по происхождению делятся натуральные волокна? (растительные: лен, хлопок; животные; минеральные).

Расскажите о волокне хлопок (где выращиваю, как получают волокно).

Расскажите о волокне лен (где выращиваю, как получают волокно).

Как называется процесс производства тканей? (ткачество).

Назовите профессии, связанные с процессами получения волокон и тканей? (хлопковод, ткач, прядильщица, наладчик ткацких станков).

3. Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение раздела «Материаловедение», узнаем о ткацких переплетения, научимся определять долевую и поперечную нить в тканях. Лицевую и изнаночную стороны ткани. (Запись темы урока на доске ).

4. Изучение нового материала.

Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством (запись в тетрадь) Изготавливают ткань на ткацких станках, на которых работают ткачи. Ткань получают путем переплетения нитей. (рис. в учебнике)

Ткань – это материал, который получают на ткацких станках путем переплетения нитей пряжи. (запись в тетрадь)

В настоящее время на прилавках магазинов появилось множество новых и красивых тканей. А как они получаются такие разные и по фактуре и по узору, по толщине и т. д.? Для того чтобы выбрать необходимую нам ткань нужно знать не только свойства волокон из которых сделаны эти ткани, но и переплетения в которых они выполнены?

Давайте познакомимся с многообразием ткацких переплетений, и видами простых переплетений и их признаками.

(запись в тетрадь) Виды простых переплетений:

Раппорт – это повторяющаяся часть рисунка на ткани, вышивке, обоях. (запись в тетрадь), а также раппорт – число нитей, образующих повторение рисунка, как по длине, так и по ширине ткани. (запись в тетрадь)

Существуют различные виды переплетения нитей в тканях.

Самое простое переплетение – полотняное.

Раппорт равен двум нитям.

ПОЛОТНЯНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ - переплетение, при котором происходит строгое чередование основной и уточной нитей в соотношении 1:1. При этом если первая нить основы вышла на поверхность, то вторая закрывается уточной нитью и т.д. Такое строгое чередование происходит по всей длине и ширине ткани. При этом получается материал, одинаковый с обеих сторон.

Полотняное переплетение имеет широкое применение. Осыпаемость и сыпучесть ткани в полотняном переплетении меньше, чем в саржевом и сатиновом, так как в последних основные и уточные нити меньше скреплены между собой.

Раппорт равен трём нитям.

САРЖЕВОЕ ИЛИ ДИАГОНАЛЬНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ - такое, в котором каждая нить утка по отношению к нити основы в каждом следующем ряду сдвигается на один ход вправо или влево. Места пересечения нитей образуют на поверхности ткани диагональные полоски под углом 45 градусов. Если утки сдвигаются вправо, получается лицевая саржа, если влево - изнаночная.

Ткани саржевого переплетения мягкие, имеют большую растяжимость по косому направлению, хорошо драпируются, срезы обладают большой осыпаемостью. По сравнению с тканями полотняного переплетения, ткани более плотные, толстые, тяжёлые, менее прочные.

Раппорт равен пяти нитям.

АТЛАСНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ - переплетение, при котором не менее пяти нитей основы закрывают уток, выходящий на поверхность только над одной нитью основы. Такой атлас называют основным. Если не менее пяти ниток утка закрывают основу таким образом, что только одна основная нить появляется на поверхности ткани, - атлас уточный. Атласное переплетение имеет с лицевой стороны ровную, гладкую и блестящую поверхность , а с изнаночной стороны матовые. Эти ткани мягкие, менее прочные ,чем ткани полотняного переплетения . К их недостаткам относят осыпаемость срезов, скольжение при раскрое, сильное растяжение по косому срезу.

Сведения о ткачестве.

Ткань получают в результате переплетения нитей : долевых и поперечных. Долевые нити называют- нитями основы, поперечные –нитями утка. Лицевая и изнаночная стороны.

С лицевой стороны пестротканых, гладкокрашеных, тканей с печатным рисунком . Обычно находится минимальное количество узелков и брака. Ткань имеет лицевую и изнаночную сторону. Они различаются по определенным признакам.

На лицевой стороне печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной.

На лицевой стороне рисунок переплетения более четкий.

Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону.

У ворсовой ткани на лицевой стороне есть ворс.

У ткани с блестящей поверхностью на лицевой стороне блеск сильнее.

Нити основы (долевые нити) нити, идущие вдоль ткани.

Нити утка (поперечные нити) – нити, идущие поперек ткани.

Нити основы идут вдоль куска ткани. Они очень прочные, длинные и тонкие, при растяжении не имеют своей длины , более скрученные и более гладкие. Нити утка идут поперёк куска ткани. Они менее прочные, более прочные, короткие. При растяжении увеличивают свою длину. В настоящее время ткацкие станки используют прокладывание уточной нити струей сжатого воздуха или воды, прокладчиком с пружинным зажимом и другими способами. После каждого продвижения прокладчика нить утка обрезается. Такие станки называют бесчелночными. Полученную ткань упаковывают в куски. На каждом куске указывают название фабрики, название ткани, ширину и длину куска, цвет ткани ,цену.

Кромка ткани.

Уточная нить при повороте огибает крайнюю нить основы, а нити основы расположены по краям чаще, поэтому здесь получается более плотное переплетение. Это кромка. Она удерживает край ткани от осыпания и растяжения.

Нити основы сильно скрученные и натянуты как струны, чтобы избежать разрыва. Они тонкие. Нити утка менее скручены, толще нитей основы, не такие ровные, слабее натянуты (они должны хорошо заполнять пространство между нитями основы). Поэтому ткань по нити утка растягивается больше, чем нить основы, за счет сильной натянутости нитей звук при резком растяжении громче по нити основы. (Демонстрация). Наряду с тканями существуют и нетканые материалы прошитые или вязаные. (Демонстрация образцов).

Тема: «Ткацкие переплетения. Определение долевой и поперечной нити в ткани».

Урок составлен учителем трудового обучения: Малюковой А.С.

1.Познакомить с простейшими видами ткацких переплетений. Дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве.

2.Научить определять долевые и поперечные нити в ткани, определять направление долевой и уточной нитей; определять лицевую и изнаночную стороны ткани;

3.Познакомить с профессией ткача и прядильщицы;

Метод урока: объяснение с использование ИКТ (образовательные ресурсы), лабораторная работа

Материалы и оборудование: наглядность, образцы ткани, компьютер, проектор.

Проверить готовность учащихся к уроку.

Коррекционно- развивающие упражнения.

2. Актуализация изученных знаний.

  1. Какие виды волокон вы знаете? (натуральные и химические).
  2. Какие группы волокон дает нам природа? (натуральные).
  3. На какие группы по происхождению делятся натуральные волокна? (растительные: лен, хлопок; животные; минеральные).
  4. Расскажите о волокне хлопок (где выращиваю, как получают волокно).
  5. Расскажите о волокне лен (где выращиваю, как получают волокно).
  6. Как называется процесс производства тканей? (ткачество).
  7. Назовите профессии, связанные с процессами получения волокон и тканей? (хлопковод, ткач, прядильщица, наладчик ткацких станков).

3. Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение раздела «Материаловедение», узнаем о ткацких переплетения, научимся определять долевую и поперечную нить в тканях. Лицевую и изнаночную стороны ткани. (Запись темы урока на доске ).

4. Изучение нового материала.

Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством. Изготавливают ткань на ткацких станках, на которых работают ткачи. Ткань получают путем переплетения нитей. (рис. в учебнике)

Ткань – это материал, который получают на ткацких станках путем переплетения нитей пряжи.

ОСНОВА ТКАНИ — продольная система нитей в ткани. В процессе её переплетения на ткацком станке с нитями другой системы утка формируется собственно текстильная ткань.

Раппорт – число нитей, образующих повторение рисунка, как по длине, так и по ширине ткани.

Существуют различные виды переплетения нитей в тканях. Самое простое переплетение – полотняное.

Раппорт равен двум нитям.

ПОЛОТНЯНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ - переплетение, при котором происходит строгое чередование основной и уточной нитей в соотношении 1:1. При этом если первая нить основы вышла на поверхность, то вторая закрывается уточной нитью и т.д. Такое строгое чередование происходит по всей длине и ширине ткани. При этом получается материал, одинаковый с обеих сторон.

Полотняное переплетение имеет широкое применение. Осыпаемость и сыпучесть ткани в полотняном переплетении меньше, чем в саржевом и сатиновом, так как в последних основные и уточные нити меньше скреплены между собой.

Раппорт равен трём нитям.

САРЖЕВОЕ ИЛИ ДИАГОНАЛЬНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ - такое, в котором каждая нить утка по отношению к нити основы в каждом следующем ряду сдвигается на один ход вправо или влево. Места пересечения нитей образуют на поверхности ткани диагональные полоски под углом 45 градусов. Если утки сдвигаются вправо, получается лицевая саржа, если влево - изнаночная.

Ткани саржевого переплетения мягкие, имеют большую растяжимость по косому направлению, хорошо драпируются, срезы обладают большой осыпаемостью. По сравнению с тканями полотняного переплетения, ткани более плотные, толстые, тяжёлые, менее прочные.

Раппорт равен пяти нитям.

АТЛАСНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ - переплетение, при котором не менее пяти нитей основы закрывают уток, выходящий на поверхность только над одной нитью основы. Такой атлас называют основным. Если не менее пяти ниток утка закрывают основу таким образом, что только одна основная нить появляется на поверхности ткани, - атлас уточный. Атласное переплетение имеет с лицевой стороны ровную, гладкую и блестящую поверхность , а с изнаночной стороны матовые. Эти ткани мягкие, менее прочные ,чем ткани полотняного переплетения . К их недостаткам относят осыпаемость срезов, скольжение при раскрое, сильное растяжение по косому срезу.

Сведения о ткачестве.

Ткань получают в результате переплетения нитей : долевых и поперечных. Долевые нити называют- нитями основы , поперечные – нитями утка. Лицевая и изнаночная стороны.

С лицевой стороны пестротканых, гладкокрашеных, тканей с печатным рисунком . Обычно находится минимальное количество узелков и брака. Ткань имеет лицевую и изнаночную сторону. Они различаются по определенным признакам.

На лицевой стороне печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной.

На лицевой стороне рисунок переплетения более четкий.

Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону.

У ворсовой ткани на лицевой стороне есть ворс.

У ткани с блестящей поверхностью на лицевой стороне блеск сильнее.

Нити основы (долевые нити) – нити, идущие вдоль ткани.

Нити утка (поперечные нити) – нити, идущие поперек ткани.

Нити основы идут вдоль куска ткани. Они очень прочные, длинные и тонкие, при растяжении не имеют своей длины , более скрученные и более гладкие. Нити утка идут поперёк куска ткани. Они менее прочные, более прочные, короткие. При растяжении увеличивают свою длину. Схема получения ткани на ткацком станке приведена на переднем форзаце.

В настоящее время ткацкие станки используют прокладывание уточной нити струей сжатого воздуха или воды, прокладчиком с пружинным зажимом и другими способами. После каждого продвижения прокладчика нить утка обрезается. Такие станки называют бесчелночными. Полученную ткань упаковывают в куски. На каждом куске указывают название фабрики, название ткани, ширину и длину куска, цвет ткани ,цену.

Уточная нить при повороте огибает крайнюю нить основы, а нити основы расположены по краям чаще, поэтому здесь получается более плотное переплетение. Это кромка . Она удерживает край ткани от осыпания и растяжения.

Нити основы сильно скрученные и натянуты как струны, чтобы избежать разрыва. Они тонкие. Нити утка менее скручены, толще нитей основы, не такие ровные, слабее натянуты (они должны хорошо заполнять пространство между нитями основы). Поэтому ткань по нити утка растягивается больше , чем нить основы, за счет сильной натянутости нитей звук при резком растяжении громче по нити основы. ( Демонстрация). Наряду с тканями существуют и нетканые материалы прошитые или вязаные . (Демонстрация образцов).

Читайте также: