В каком городе плетут кружева

Обновлено: 18.04.2024

Виды русского кружева — как сорта дорогих вин. Все одинаково восхитительны, но каждый имеет своё неповторимое очарование. В России кружевоплетение, начавшись с заморской моды, завезённой царём Петром I, быстро распространилось на всей европейской части. Подробней об истории этого декоративно-прикладного искусства мы писали в предыдущем материале. В этой статье мы расскажем о стилях кружевного дела, следуя географическому принципу.

Виды русского кружева – как сорта дорогих вин. Все одинаково восхитительны, но каждый имеет своё неповторимое очарование. В России кружевоплетение, начавшись с заморской моды, завезённой царём Петром I, быстро распространилось на всей европейской части. Подробней об истории этого декоративно-прикладного искусства мы писали в предыдущем материале. В этой статье мы расскажем о стилях кружевного дела, следуя географическому принципу.

Во-первых, это красиво. Вот, собственно, и всё, что может сказать про кружево непрофессионал. Меж тем, каждый стиль кружевоплетения имеет свои особенности, характерные черты и приёмы, различаются цвета и фактура и с пользуемых нитей.

Пожалуй, самым известным из кружевных мест России можно считать Вологду. Под названием «вологодское» часто подразумевают русское кружево вообще. Хотя в действительности Вологда стала далеко не первым городом, где кружевоплетение сформировалось как промысел.

Характерная вологодская техника – так называемое сцепное кружево. Для создания рисунка и спользуется длинная, плотная тесьма – вилюшка. С её помощью плетутся все основные изображения. Позже готовые фрагменты скрепляются в единое полотно с помощью специальной техники сцепок или решёток. В результате получается сложный узор, сочетающий в себе самые разные традиционные мотивы: стилизованные фигурки птиц, животных или людей. Особый «фирменный» вологодский стиль – филигранные узоры в виде звёздочек-снежинок, напоминающих морозную живопись инея на зимнем окне или тонкую, хрупкую паутину.

Вологодское кружево почти всегда белое. Цветное или с вкраплением серебряных или золотых нитей плелось только в виде исключения. Да и сами ис пользуемые нити довольно плотные. Оттого кружевные изделия отличались особой прочностью, что было немаловажным фактором, учитывая их высокую стоимость.

Орловская губерния: Мценск и Елец

Если Вологду можно по праву считать брендом отечественного кружевоплетения, то Мценск и Елец – история, скорее, про масштабы и тиражируемость промысла. В Мценске, как в Ельце, который сейчас относится к Липецкой области, кружево начали плести в конце XVIII века. История мценского кружева начинается в имении помещицы Протасовой, пригласившей из Бельгии мастериц для обучения ремеслу деревенских девочек. Постепенно ученицы приобретают свой собственный почерк. Всё больше ис пользуются геометрические мотивы, а, благодаря фоновым решёткам, рисунок становится более воздушным. Но и традиционные мотивы – павы возле цветка, двуглавые орлы в ветках – не забываются.

Так же как и в Мценске, Елецкое кружево отличается мягким контрастом узора и тонкой ажурностью фона. Сначала елецкие мастерицы работали исключительно по иностранным рисункам, но позже создали собственный неповторимый стиль.

Тверская губерния: Калязин и Торжок

В Тверской губернии кружево производили в Калязине и Торжке. К сожалению, большинство узоров, изобретённых Калязинскими мастерицами, до наших дней не дошло. Один из немногих, известных и сегодня – сетчатый геометрический орнамент, представляющий собой косую клетку из цепочек скани с разными заполнениями. Особый вид типичного калязинского сцепного кружева, используемого для украшения простыней и декоративных полотенец , представлял собой густой рисунок или отдельные фигуры, например цветок-семилистник или птиц на массивном фоне. Выплеталось в Калязине и тюлевое кружево с цветочным рисунком. И всё же, несмотря на историческую популярность кружевного промысла, к 80-м годам XX века в Калязине проживали всего две потомственные мастерицы. Только стараниями энтузиастов краеведческого музея удалось в принципе сохранить старинные традиции кружевоплетения.

В первой половине XIX века в Торжке появился особый тип многопарного кружева. Эта сложная техника (при плетении могло использоваться до 600 пар коклюшек, при том что обычно – не больше 32 пар) давала удивительные художественные возможности. Она позволяла производить не только мерное кружево, но и целые изделия – салфетки, скатерти, элементы отделки костюмов. До наших дней сохранились большие подзоры (покрывала), концы полотенец , отдельные прошвы, украшенные разнообразными художественными орнаментами.

Рязань, Ярославль, Кострома, Вятка, Нижний Новгород

Фирменным стилем рязанских мастериц можно назвать волнистые растительные мотивы. Они плелись цветным шёлком с вкраплением металлических нитей. Наиболее оригинальное кружево производили в городе Михайлове Рязанской губернии. Тут были и роскошные образцы многопарного и «травчатого» кружева, и так называемые «вавилоны» – особая техника сцепного плетения, характерно вырисовывающая воздушные фигуры деревьев, птиц и зверей.

Ярославская губерния также не осталась в стороне от кружевоплетения. Однако там оно не стало реальным промыслом, став занятием отдельных мастериц, в основном из монастырской или крепостной среды.

Город Галич Костромской губернии обогатил русское искусство кружевоплетения собственным стилем с характерными узорами и манерой и сполнения . Кружево плелось из тонкого, слабо белёного льна или разноцветного шёлка, в основном красного, зелёного или ярко-голубого цвета, Также использовалась металлическая нить. Геометрические узоры костромские мастерицы и с пользовали редко. В основном, преобладали разнообразные цветы, птицы, деревья и двуглавые орлы.

Кружевной промысел в Вятской губернии возник лишь в конце XIX века. Жители Кукарской слободы смогли не только успешно воспроизвести попавшее к ним из Великого Устюга вологодское кружево, но и изобрести собственные, уникальные рисунки. Очень быстро объёмы кукарского промысла превысили даже вологодские. В начале XX века кружево из Кукарки уже экспортировалось в Европу и США.

Особый технический приём, изобретённый в Кукарке – пересечение полосы полотнянки, главного элемента кружева. Из петель такой завёрнутой полосы создавались целые цепи, заполняющие фон или формирующие венчики цветов и завершающие зубцы рисунка.

Собственный тип сцепного кружева сложился и в городе Балахна Нижегородской губернии. Здесь в промысле было задействовано почти всё женское население. Хотя мотивы узоров были довольно типичны для того времени – павы, орлы, растения, балахнинское кружево имело и свои особенности. Очертания фигур были особенно чёткими, у орлов ясно обозначались перья, характерно исполнялся взмах крыльев, а разнообразие форм цветов и деревьев просто поражало. Делали в Балахне и геометрические узоры. Частично они напоминали елецкие, но техника исполнения сильно отличалась. К сожалению, в наши дни балахнинский промысел практически исчез, а кружева плетут лишь отдельные любительницы этого искусства.

Достаточно долгое время кружевное плетение и сложные, тонкие рукодельные работы производились буквально считанными мастерскими, которые обслуживали великокняжеские и царские дворы, а также крупнейшие монастыри. Свидетельств широкого использования кружев в повседневном быту практически не сохранилось - прежде всего по причине эфемерности самого кружева. Тем не менее, и немногочисленные сохранившиеся образцы свидетельствуют о высочайшем уровне мастерства монастырских и крепостных кружевниц. Дальнейшее бурное и повсеместное развитие кружевных промыслов опиралось, по всей видимости, на традиции и повседневные умения рукодельниц самых разных социальных слоёв.

Активный рост русских кружевных промыслов начался во второй половине XVII веке, с распространением европейской галантной моды и повышением уровня жизни, связанным с определённым подъёмом экономики Российской империи, в эпоху Екатерины Второй достигшей лидирующего положения среди государств цивилизованного мира. Кружева стали обязательным элементом одежды и быта, что предопределило и увеличение предложения на рынке, и вовлечение в кружевное ремесло значительного числа женщин. Практически в каждой губернии сложилось по несколько центров кружевного промысла, в каждом из которых были свои техники и особенности.

Со второй половины XVIII до середины XIX века кружевные промыслы переживали период яркого расцвета, изобретения новых техник, формирования различных эстетических направлений и стилей. Появление механизированных текстильных производств, а затем и изобретение способов механизированного, автоматизированного плетения кружев нивелировало стоимость кружевных работ, и с конца XIX века ручные промыслы стали угасать. К концу XX века кружевное плетение осталось уделом художниц-рукодельниц и любительниц этого вида рукоделия.

Галичское кружево (Костромская губерния)

Перевитые лентами гирлянды, изящные картуши, изгибающиеся ветви, олени, порхающие птицы - таков круг мотивов галичского кружева. В этих узорах нашел отражение стиль рококо с его прихотливыми линиями. Плотные фигуры орнамента обведены по контуру толстой шелковой сканью изысканных сочетаний зеленовато-голубого, розового, палевого, золотисто-коричневого, синего цветов.

Русское кружево. Конец полотенца. Конец XVIII века.


Конец полотенца. Конец XVIII века.
г. Галич Костромской губернии.
Государственный Русский музей

Ценный раздел собрания Русского музея составляют концы полотенец рубежа XVIII и XIX вв. — кружевные прошвы и края с цветными шелковыми лентами. Они выполнены в трудоемкой многопарной технике, где одновременно плетутся и фон, и узор.

Кружево из Торжка (Тверская губерния)

Узоры сцепного кружева XVIII в. обычно выкладывались плотной вилюшкой со сквозными просветами вместо фона. Таков фестончатый край с узором в виде пальметт. В нем петли вилюшки незаметно сцепляются, особым образом соединяются крючком. Отсюда и название кружева „сцепное". Прошва же — один из ранних образцов кружева, где получают развитие фоновые решетки.

Русское кружево. Прошва. Край. Конец XVIII века.


Прошва. Край. Конец XVIII века.
Торжок Тверской губернии.
Государственный Русский музей

Калязинское кружево (Тверская губерния)

Кружево XIX в. из Калязина Тверской губернии имеет характерные местные особенности. Среди изгибов льняной вилюшки горят красные, желтые, синие звездочки и решетки (ил. 200). Встречаются также фигурки петухов, изображения пестрых бабочек. Калязинское кружево с его наивной пестротой и незатейливостью облика привлекает особой теплотой, ориентацией на нарядность ежедневного быта.

Русское кружево. Конец полотенца. Край. Конец XVIII века.


Конец полотенца. Конец XVIII века.
Калязин Тверской губернии.
Государственный Русский музей

Елецкое кружево (Орловская губерния)

Елецкое кружево — многопарное, сложное и трудоемкое — возникло в подражание модным иностранным образцам, распространенным в России, но со временем приобрело чисто русские черты. Образное содержание кружевных узоров раскрывается разными средствами. Часто встречаются в кружеве изображения цветов, бутонов, листьев. Растительный орнамент приобретает изящество и отточенность рисунка и особую воздушность — в елецком.

Русское кружево. Пелерина. Фрагмент. XIX век.


Пелерина. Фрагмент. XIX век.
Орловская губерния.
Государственный Русский музей

Русское кружево. Оплёт носового платка. 1880-е годы


Оплёт носового платка. 1880-е годы.
г.Елец Орловской Губернии.
Государственный Русский музей

Оплет носового платка 1880-х гг. из Ельца Орловской губернии отличается пышностью цветочных узоров, сложностью форм крупных соцветий с ажурными серединами, разнообразием решеток фона.

Русское кружево. П.Г.Петрова. Скатерть. 1953


П.Г.Петрова. Скатерть. 1953.
г.Елец Липецкой области.
Государственный Русский музей

В 1950-е годы в Ельце начали плести и сцепное кружево. Одна из высококлассных мастериц-кружевний Ельца П.Г.Петрова в своем творчестве решала проблему использования особенностей орнамента старинных многопарных кружев в сцепном кружеве. Художница часто разрабатывала композиции круглых скатертей. Наиболее интересно раннее ее произведение, где листья и цветы венком окружают широкую кайму фона и словно отражаются в центральном круге. Эту скатерть отличает миниатюрность узоров, изящество композиции, разнообразие решеток фона.

Нижегородское кружево

Русское кружево. Деталь воротника. XIX век


Деталь воротника. XIX век.
Нижегородская губерния.
Государственный Русский музей

Воротник из серебристого шелка, отливающего металлическим блеском, — редкостное по красоте узоров, почти невесомое кружево. Подобные изделия плели в Балахне Нижегородской губернии.

В некоторых произведениях XVIII-XIX вв. белое льняное кружево сочетается с вышивкой. Это подзоры из Новгородской губернии, верхняя часть которых украшена ажурной белой строчкой, а нижняя представляет собой зубчатый кружевной край.

Захожское кружево (Петербурская губерния)

Захожье — центр кружевоплетения в Киришском районе Ленинградской области — стало известно лишь в 1930-е гг. благодаря научным экспедициям Русского музея и работам его сотрудника К.А.Большевой. В собрании захожского кружева Русского музея хранятся выдающиеся работы деревенских мастериц 1930 — 1970-х гг.

Русское кружево. К.И.Мохова. Салфетка. 1938


К.И.Мохова. Салфетка. 1938.
Киришский район Ленинградской области
Государственный Русский музей

Орнамент салфетки К.И.Моховой крупные цветы с широкими лапчатыми листьями — исполнен традиционными местными приемами плетения Прозрачные узоры разреженной вилюшки слегка размыты, мягко переходят в простую решетку фона.

Любимые узоры захожских кружевниц незамысловатые цветы-"круги", листья-"лапы", "курья лапа", "медвежья лапа". В них отражена глубокая связь с миром растений и животных, с размеренным ритмом жизни деревни. Некоторые исследователи полагают, что орнаментальные узоры кружев развивались с древнейших времён, и в них сохранились традиции языческой символики, тесно связанной с окркужающей средой.

Русское кружево. Е.Д.Звездина. Подзор Конница. 1940.


Е.Д.Звездина. Подзор "Конница". 1940.
Киришский район Ленинградской области.
Государственный Русский музей

Подзор "Конница" Е.Д. Звездиной — вершина творческих поисков захожских мастериц, в 1930-е гг. активно работавших над новыми современными решениями кружевных узоров Это первое в советском кружевоплетении изображение человека. Фигуры всадников силуэтами выделяются на прозрачном фоне, среди ветвей деревьев и звезд. Талантливая мастерица сумела передать романтическую атмосферу дозора, раскрыла страницу героической истории страны, не утратив особой непосредственности, свойственной захожскому кружеву.

Михайловское кружево (Рязанская губерния)

В городе Михайлове Рязанской губернии издавна плетут цветное кружево. Михайловское кружево особенное, его плетут без сколков, держа в памяти число переплетений. Главными его свойствами всегда были цветовое разнообразие и ювелирность плетения.

Вологодское кружево

Процесс создания вологодского кружева сложен и многотруден. Обычно он начинается с изготовления сколка рисунка на бумаге. Его накладывают на подушку — туго набитый валик. В определенные точки вкалываются булавки, от которых тянутся нити, намотанные на коклюшки. Быстро перекладывая деревянные палочки из одной руки в другую, кружевница переплетает нити, переставляет булавки в нужном порядке. Вологодское кружево исключительно конструктивно, в нем не может быть ни одной лишней нити.
Читайте отдельную статью на нашем сайте: Вологодское кружево

Кадниковское кружево (Вологодская губерния)

В отдаленных районах на северо-западе Кадниковского уезда Вологодской губернии плели плотное кружево с густой решеткой, с упругими завитками «кудрявой» скани. В окрестностях города Кадникова кружево было более ажурным, широким, с красивыми решетками необычного рисунка. Вполне возможно, что оно пришло в крестьянское искусство из помещичьих кружевных мастерских – девичьих, где в первой половине XIX века сотни крепостных мастериц плели тонкое кружево для белья и украшения одежды. К сожалению, такое кружево почти не сохранилось, оно исчезло вместе с «дворянскими гнездами».

Зато крестьянское кадниковское кружево на рубахах и полотенцах, юбках и подзорах убедительно показывает, сколь мощным был пласт местной художественной культуры, кадниковское кружево – не просто разновидность вологодского кружева. Оно включает в себя целый ряд самобытных очагов, имеющих собственные традиции плетения, узоры и фактуру кружева. Именно в окрестностях города Кадникова сохранились до начала XX века уникальные орнаменты многопарного кружева, которые в других центрах уже были утрачены.

Русское кружево. Деталь подола женской рубахи. Конец XIX века


Деталь подола женской рубахи. Конец XIX века.
Кадниковский уезд Вологодской губернии.
Государственный Русский музей

В Русском музее Кадниковское кружево XIX — начала XX в. представлено красочными женскими юбками и подолами рубах, в которых широкие полосы многопарного кружева крупного четкого рисунка сочетаются с яркими гарусными ткаными проставками. Наряду с геометрическим орнаментом, в нем встречаются условные изображения птиц, двуглавых орлов, выделенные толстой льняной или шерстяной сканью на фоне мелкой простой решетки. Кадниковское кружево плели для членов своей семьи, а не на продажу, и оно до начала ХХ в. сохранило характер крестьянского искусства и независимость от влияний моды.

Вятское кружево

Кружевной промысел в Вятке сложился под влиянием вологодских традиций и стилистики кружевоплетения. Тем не менее, в мотивах вятских кружев проследиваются свои региональные особенности. Сохраничшиеся образцы свидетельствуют о тончайшей работе вятских кружевниц, изысканность рисунков которых соперничала с орнаментами других центров кружевоплетения.

Русское кружево. Оплёт носового платка. XIX век


Оплёт носового платка. XIX век.
Вятская губерния.
Государственный Русский музей

Круглая скатерть "Петухи" выполнена в 1973 г. художницей из г. Кирова В.И.Смирновой. Фигурки птиц прорисованы выразительной линией, украшены рельефными элементами, дополнены пышной цветочной каймой. Произведение Смирновой — пример творческих исканий кировских кружевниц. Четкость и вместе с тем прихотливость рисунка, богатство фактуры традиционные качества кружев этого центра.

Русское кружево. В.И.Смирнова. Скатерть Петухи. 1974


В.И.Смирнова. Скатерть "Петухи". 1974.
г.Киров.
Государственный Русский музей

Литература:
М.А.Сорокина. Кружево. - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.

Трудно переоценить значение Вологодской земли в истории русского народа. Её огромный духовный потенциал и сегодня рождает уникальные образцы декоративно-прикладного искусства. Этот край является родиной удивительного промысла — вологодского кружева. Здесь зародились истоки уникального ремесла, вобравшего в себя культуру и традиции вологодской земли. Люди, неравнодушные к прекрасному, создавали уникальные изделия. Развивали и совершенствовали дело всей своей жизни. Благодаря их таланту, особому видению форм, уникальной художественной интерпретации опыта русских рукодельниц, накопленного столетиями, в котором кропотливо собраны сложнейшие технические приёмы, появилось вологодское кружево, славящееся своей красотой и искусным исполнением во всём мире.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 1

История зарождения промысла уходит в 19 столетие, когда в Вологде и окрестностях стало развиваться кружевоплетение. В дворянских домах дворовые плели модное в то время кружево. Образцы привозились со всего мира: Франции, Голландии, Германии, Бельгии. Последние модные тенденции воплощались русскими искусницами. Всё это послужило плодотворной почвой для появления уникального способа плетения, техника которого впоследствии легла в основу вологодского кружева. Это случилось в середине 19 века, когда Анфия Федоровна Брянцева, вологодская кружевница, подошла творчески и неравнодушно к созданию штучных изделий. Она сумела собрать русские традиции и искусные техники в базовые приёмы кружевоплетения. Её авторский способ получил название «вологодский манер» и стал необычайно популярен. Это впоследствии определило становление вологодского кружевного ремесла. Ключевую роль в дальнейшем обучении вологодских рукодельниц сыграла дочь Анфии Федоровны, которая передала другим мастерицам уникальную технику плетения, полученную от матери, и обучала этому способу других желающих приобщиться к «вологодскому манеру».

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 2

Влияние политических изменений и событий, произошедших в то время, позволило промыслу окрепнуть и разрастись. Когда было отменено крепостное право, в Вологодской области появилось большое число кружевниц-надомниц. В то время это было настолько востребовано, что плели кружево не только женщины, но и мужчины. Ремесло стало значимой экономической поддержкой населения. В каждом творении мастеров хранилось тепло любящих творческих рук, в котором воплощались смелые художественные замыслы, традиционные представления обретали новые формы витиеватых кружев.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 3

Промысел настолько окреп, что стал приносить населению не только духовный, но и материальный рост. Обучение этому мастерству переросло из надомного в централизованное. Так в России стали организовывать школы кружевниц.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 4

Наиболее ярким примером являлась Мариинская практическая школа кружевниц в Санкт-Петербурге. В неё приезжали обучаться будущие мастерицы со всех уголков России.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 5

За свою историю организация условий труда мастериц, занимающихся этим промыслом, не раз менялась. Становились другими названия предприятий, в которых трудились вологодские кружевницы. Однако, всё это не изменило сам промысел, который развивался и процветал с течением времени.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 6

Многие художницы-кружевницы, занимавшиеся в советский период вологодским кружевом, получили дореволюционное образование. Опираясь на неразрывные многовековые русские национальные традиции, они вносили неоценимый вклад в развитие техники и художественного замысла вологодских кружев. В их творчестве нашли отражение образы северной природы, тонких ажурных узоров, перенесённых с морозного окна на тончайшие кружева. Не последнюю роль в создании изделий сыграли мотивы северного деревянного зодчества.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 7

Благодаря творческому врождённому вкусу и художественному чутью вологодское кружево приобрело свою самобытность, выраженные особенности, неповторимые узоры. Орнамент вологодского кружева имеет особенную ритмику рисунка и свой характер. Плавность линий, изящные изгибы, мягкие переходы. Геометрия узора тяготеет к округлым формам и гармоничной завершённости. Она воплощает в кружеве иносказательные узоры, несущие аллегорическую смысловую нагрузку северных верований. Однако, несмотря на свою ажурность, кружево имеет достаточно весомые очертания. Это связано с материалом, который применяется в его изготовлении: белоснежный или неотбеленный лён (суровый). Нужно отметить, что лён издавна назывался в народе «северным шёлком» из-за своей упругости и красивого блеска. Это позволяет кружеву долго сохранять свою форму и радовать обладательниц вологодских кружев не один год, а часто и не одно столетие.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 8

В Вологодском музее кружева представлена история развития этого промысла с зарождения до наших дней. Тонкие, изысканные работы удивляют и восхищают своей красотой, высоким качеством исполнения и разнообразием художественных замыслов. Работы династий мастеров, без чьих имён невозможно представить становление и развитие вологодского кружева, трепетно хранятся в коллекции музея. Они создавали и создают сложнейшие по технике творческие образцы — украшения музейных коллекций.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 9

В мир кружева, утонченности, изысканности и своеобразной красоты погружает зрителя постоянно действующая выставка музея Вологодского кружева, которая создана неравнодушными работниками музея. Столько нежных женских сердец нашли отражение в представленных работах. Выставка потрясает своей красотой и долговечностью изделий. Некоторое кружево хранится уже более ста лет. Богатство русской души, воплощенной в кружеве, делает эту выставку уникальной еще и потому, что позволяет проследить развитие художественного сознания мастериц с самого момента зарождения и расцвета кружевоплетения до наших дней.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 10

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 11

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 12

За историю своего существования вологодские кружевницы неоднократно сотрудничали с известными модельерами и дизайнерами нашей страны.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 13

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 14

Несмотря на непростую историю промысла, взлёты и падения, экономические сложности и хозяйственные проблемы промысел существует по сегодняшний день и не утратил своей актуальности и значимости для культуры нашей страны. Искусные мастерицы создали уникальный живой художественный язык вологодского кружева, узнаваемый и почитаемый во всём мире. Образы и сюжеты декоративно-прикладных изделий дополнялись новыми идеями, при воплощении которых был задействован огромный арсенал художественных средств. Всё это делает вологодское кружево уникальным феноменом русского искусства, золотым фондом национальной культуры.

Кружево во все времена привлекало к себе внимание за счет своей изящности, ажурности и уникальности. И хотя процесс создания кружева совсем непрост, даже сегодня находятся мастерицы, которые готовы неделями сидеть над такой филигранной работой, чтобы постичь секреты трудоемкого искусства. Одним из самых известных способов создания кружева является плетение на коклюшках, о котором мы постараемся вам рассказать!

Плетение на коклюшках — это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Коклюшки — это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити плетения.

Содержание:

История

Возникновение кружевоплетения связывают с такими странами, как Италия и Испания. В средние века из-за быстрого развития торговли, эта технология появилась и в России, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская, расскажем подробнее о каждой.

Елецкое кружево

Изначально, все узоры, которые плели елецкие кружевницы, заимствовались из европейских образцов: итальянских, испанских, немецких, австрийских и так далее, однако вместе с совершенствованием мастерства пришли и собственные наработки.

Впоследствии елецкое кружево стало настолько известным, что его вывозили за границу за огромные по тем временам деньги (сумма, превышающая 800000 рублей, и это без перевода на современный курс)!

Елецкое кружево участвовало и в мировых ремесленных выставках, где всегда высоко отмечалось экспертами в этом искусстве.

Вологодское кружево

Не трудно догадаться по названию, что это кружево было широко распространено в Вологодской области. Основным отличительным элементом этого стиля может считаться «вилюшка» — кружевная, ажурная дорожка или тесьма, которая проходит рядом с «решетками» (сетка, получаемая в результате плетения любого кружева). Обыкновенно, с помощью вилюшки создаются узоры в виде роз, спиралей и других «завитых» элементов. Стоит отметить, что вологодские кружевницы очень любили геометрические мотивы, и насыщенный плотный рисунок.

История вологодского кружева очень напоминает историю елецкого: оно пришло из европейских стран и к 19 веку широко распространилось среди вологодских рукодельниц.

В основном кружевоплетением занимались крепостные, иногда в поместьях создавались целые мини-мастерские, в которых талантливые кружевницы работали только на своих барынь.

Количество кружевниц постоянно увеличивалось, уже к 1912 их насчитывалось сорок тысяч, а к 1960 году их стало настолько много, что был создан Вологодский кружевной союз. Это предприятие существует и сегодня на территории Вологодской области и называется «Снежинка».

Кроме этих всем известных школ, выделяются Вятская с центром в городе Советск, а также Белеевская и Михайловская.

Мотивы и символы

Несмотря на некоторые различия в стилях, во всех школах русского кружева есть похожие мотивы, узоры и орнаменты, некоторые из них имеют чисто эстетическую функцию, другие — определенную символику. Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы, характерные для родных краев деревья, цветы, ягоды.

Нередко среди орнамента русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб — это самое почитаемое дерево. Дуб ассоциировался с божественным началом бога-громовержца Перуна, верховным властителем древнерусского языческого пантеона. Это дерево обладало священным ореолом: его нельзя было рубить или осквернять, а ношение предметов одежды или украшений с изображением дуба имело ритуально-символический характер. Часто узор дуба в кружеве или вышивки мог выполнять защитную функцию, а также укреплять здоровье, ведь дуб это самое сильное и крепкое дерево.

Узор в виде колоска — тоже нашел свое отражение в кружевном искусстве, он служил для привлечения богатства, благополучия. Колос, как и дуб, выполнял защитные функции, оберегал от нечести и злых духов.

Русские кружевницы любили создавать великолепные узоры в виде птиц таких, как лебедь, павлин, феникс (жар-птица) — они чаще всего встречаются на русском кружеве. Возможно, главной причиной, по которой мастерицы так любят обращаться именно к этим птицам — их роскошное оперение. Но, конечно, эти птицы имеют и свою определенную символику.

Лебедь — это женский символ, обозначающий целомудрие, чистоту, милосердие. Также лебедь — птица, олицетворяющая семейное счастье, поэтому кружевное изделие с изображением лебедя будет хорошим подарком для молодоженов.

Феникс или Жар-птица — это классический персонаж для русских былин и сказок, чаще всего жар-птица появляется в трудные для героя моменты и исцеляет его от ран, смерти и других невзгод, поэтому узор в виде этой волшебной птицы по традиции приносит счастье и удачу.

Павлин — нехарактерная для русских просторов птица, тем не менее, довольно часто появляется в сюжетах родного кружева. Павлин ассоциируют с жар-птицей, однако в их символике все-таки есть некоторые различия. Исторически павлин — это царственная птица, горделивая и властолюбивая, не случайно павлиньими перьями украшают одежды восточных ханов и шейхов. Часто павлин был вышит на одеждах статусных персон.

Из этих и других мотивов и символов появляются узоры, которые теперь стали неотъемлемой частью кружевного искусства. Вот только некоторые из них: дубовый лес, павлинки, олень, сливочки, звездочки, вороний глаз и многие другие.

Инструменты и материалы

Коклюшки — деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру — это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.

Валик — специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.

Для облегчения работы с довольно большим валиком используют «козлик» — специальную подставку, на которую ставится валик

Сколок — что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок — это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.

Также для кружева требуются булавки , лучше выбирать те, которые имеют на конце цветной шарик, по ним будет проще ориентироваться и фиксировать нити.

Исторически в качестве материала кружевницы использовали льняные нити, однако со временем стали широко применяться нити мулине , хлопковые нити и даже шелк — кружево можно создавать практически из всего. В русском кружеве вообще часто присутствуют различные дополнительные материалы, например, жемчуг, бусины , перья или мех. Это добавляет плетению интересную самобытность, а также особенный стиль.

О том, что такое плетение на коклюшках, чем оно привлекательно для мастериц, и какие есть секреты в этой технике, мы поговорили с Ольгой Чарушниковой, которая является мастером по плетению кружева!

Чем вас привлекает плетение кружева на коклюшках?

Прежде всего, может это немного самодовольно, но в наше время кружевоплетением редко кто занимается, поэтому мне приятно, что этим искусством владею я. К тому же, я люблю любые виды рукоделия, и освоить что-то новое для меня всегда было интересно!

Как вы стали этим увлекаться?

В чем главное преимущество этого вида рукоделия?

Преимущество только одно — это красота и неповторимость. Но плетение кружев очень трудоемко. К примеру, сшить изделие, даже самое сложное намного быстрее, чем сплести на коклюшках небольшой воротник.

Не пугает ли вас трудоемкость данного процесса?

На данный момент трудоемкость процесса не пугает. Это удовольствие. А если бы я работала на производстве…. Затрудняюсь ответить. Это мое хобби — и я занимаюсь этим время от времени. Делать что-либо на заказ тоже не выгодно. Потому что на изделие уходит много времени, и хотелось бы оценить свои труды по достоинству.

Сколько времени занимало создание самой сложной вашей работы?

Плела маме на юбилей воротник-шаль. Размер покрывает плечи, опускается до середины груди, на спине до лопаток. Вот на такое изделие у меня ушло 2-3 недели, плела в любое свободное время.

Где лучше всего смотрится вышивка в данной технике?

Выигрышнее всего смотрятся воротники-пелерины. А так разнообразие изделий велико. Можно и картины большие и маленькие плести. Дорожки и салфетки на столы. Как-то в интернете видела декоративные цветы…

Могли бы вы дать совет начинающим кружевницам?

Правило для таких рукодельниц одно — огромная усидчивость. Чтобы изделие получить качественным, необходимо хорошо утягивать каждую ниточку. Бубен должен быть плотно набит соломой или опилками. Крючок и булавки не должны быть ржавыми, чтобы не испачкать изделие. Необходимо также уметь читать рисунок, при взгляде на который сразу видно, какое количество коклюшек необходимо для изготовления того или иного изделия, какие приемы будут применяться в данном плетении. Будет ли где-нибудь утолщение нити.

Немного о процессе

Существует несколько видов техник плетения на коклюшках: сцепная, парная и численная. Сцепное плетение отличается от парного тем, что детали кружевного изделия вышиваются отдельно, а потом соединяются (сцепляются) с помощью крючка. Парное же кружево плетется одновременно с помощью нескольких пар коклюшек, иногда их количество может доходить до 100. Численное кружево — это самый простой способ плетения, он не требует использования огромного количества коклюшек и сколка.


Кружевоплетение является одним из видов декоративно-прикладного искусства и народного художественного промысла.

В России кружево создавалось на коклюшках тремя различными по технологии способами: численным, парным и сцепным. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка. Для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее созданному рисунку – сколку.


Станок, коклюшки и валик для кружевоплетения

В России несколько действующих кружевных центров, из них самые известные Вологодский, Елецкий, Вятский (Кировский), Михайловский, Белевский. Производство кружева сохранено и в бывших промысловых центрах Балахне и Кириши. Кружева каждой местности отличаются друг от друга стилистикой рисунка и сочетанием элементов кружева.

Современные модельеры используют традиции русского кружевоплетения в своих коллекциях.

Мценское кружево


Мценское кружево – вид русского кружева, развитого в городе Мценске Орловской области. Мценский промысел является одним из самых старинных в России.

В Орловской губернии кружевом известны три города: Орёл, Елец (сейчас Елец относится к Липецкой области) и Мценск.

Мценское кружево начали плести в XVIII в. в имении помещицы Протасовой, когда она пригласила из Бельгии двух мастериц для обучения русских девочек плетению кружев. Постепенно ученицы приобрели свой стиль и стали создавать уникальные узоры. Мценскую продукцию поставляли даже в царскую семью, а также за границу.

Школа кружевниц работает во Мценске и сейчас. Срок обучения в школе – 3 года.

В чём особенность мценского кружева?


Мценское кружево плетётся на коклюшках, как и вологодское.

Мы уже рассказывали о вологодском кружеве, у которого свои особенности и приёмы: более насыщенный узор и более плотный, редкое использование фоновых решёток и т.д. У мценского кружева – свои особенности. Например, активное использование геометрических мотивов, фоновые решётки присутствуют чаще, оттого узор получается более воздушным. Мценское кружево ближе к елецкому, но оно более традиционно в том смысле, что излюбленные мотивы рисунка (павы по сторонам цветка, двуглавый орёл между веток и т.д.) держатся очень долго и не спешат сменяться другими, более новыми. Возможно, это связано с древней традицией? Хотя и считается, что кружева в Мценске начали плести в имении помещицы Протасовой в XVIII в., но отдельные мастерицы занимались этим намного раньше, а на мануфактуре Протасовой работали больше на импортных сколках.


Мценское кружево было необычайно тонким, ажурным и самобытным, отличалось использованием архаичных узоров. Кружево плели из белой и суровой льняной, белой, черной и кремовой шелковой, белой, красной и синей хлопчатобумажной нитей. Мценское кружево было золотым, черным, серебряным и белым, слоновой кости. Цвет изделия зависел от ниток, которые использовали.

Были и тяжёлые времена для этого промысла, когда оно почти исчезло. В наши дни мценское кружево возрождается.

Елецкое кружево


Кружевной промысел в Ельце возник в середине XIX в. Сначала здесь плели шнур (гарус) для отделки солдатских мундиров. Выплетали его на больших коклюшках из шерстяной нити. Но со временем армейская форма изменилась, спрос на гарус упал, и женщины перешли на плетение кружева. В Ельце преобладало парное кружево, самое простое.

Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона. Сначала рисунки для узоров доставлялись из-за границы, но со временем здесь появились свои самобытные художники, свой неповторимый стиль, который отличает елецкие кружева.


Современный местный промысел «Елецкие кружева» пользуется всемирной известностью.

Калязинское кружево

В Тверской губернии кружево производили в двух городах: Калязине и Торжке. В начале XIX в. Калязин называли городом крахмала и кружев. Здесь работали десятки крахмальных заводов и сотни кружевниц.


Считается, что уже в конце XVIII в. в Калязине стали плести кружево на продажу, калязинцы уверены, что именно здесь сложился самый ранний кружевной промысел в России. Сначала производимые здесь кружева шли на украшения модных головных уборов.

Местные кружевницы изобрели множество своих собственных узоров, но, к сожалению, они не сохранились. Но до сих пор известен старорусский калязинский узор – сетчатый геометрический орнамент, представляющий собой косую клетку из цепочек скани с разными заполнениями.


В Калязине выплетали и тюлевое кружево с цветочными рисунками. Но изображение определенных цветов не типично, только обобщенные мотивы, сохраняющие нежность цветочного облика благодаря воздушной технике плетения.

Калязинский тип сцепного кружева выработался к середине XIX в., выплетаемый для простыней и декоративных полотенец, с очень густым рисунком или свободно стоящими фигурами на массивном фоне.

Само полотенце обычно было из цветной шелковой ткани. Подобные нарядные полотенца представляли большую художественную ценность. Узор почти всегда повторяется: цветок-семилистник и птицы по его сторонам. Существовали другие сцепные узоры.

Торжокское кружево

В Торжке кружевоплетение тоже появилось довольно рано, c XVIII в.


Начало XIX в. Тверская губерния, Торжок

В первой половине XIX в. в Торжке появился тип многопарного кружева. Сохранились большие подзоры, концы полотенец, отдельные прошвы и края этого рода. Орнамент разнообразный: изобразительный и геометрический.

Кружево Рязанской губернии


В Рязанской губернии различают рязанское, скопинское и михайловское кружево.
В работах рязанских кружевниц были очень распространены волнистые растительные мотивы. В начале XIX в. они исполнялись цветными шелками с введением металлической нити. Помимо традиционных геометрических и растительных, в рязанском кружеве есть группа рисунков, близких к западноевропейским. Рязань - одно из главных мест производства лёгкого кружева в России.

Особенно оригинальный самобытный характер получило кружево в городе Михайлове Рязанской губернии. В разное время здесь использовались разные типы кружевного плетения: тончайшее многопарное кружево «рязанского манера» и «травчатое», а также сцепное. Сцепная техника называлась «выкладывать вавилоны». Такими «вавилонами» обрисовывались деревья, кусты, птицы, звери, фантастические животные и другие постоянные мотивы.

Третьим центром местного изготовления кружева был город Скопин.
Материал в промысле использовался разный: небеленый лён, который давал приятный кремовый тон, естественный шелк-сырец без отбелки. В Скопине плели и из тонкой черной шерстяной пряжи.

В настоящее время здесь по-прежнему плетутся мерные тонкие сорта.

Ярославское кружево

В Ярославской губернии славился рукоделиями Ростов Великий. Но кружево не сразу стало делом мастериц – его плели сначала послушницы в близлежащих монастырях и крепостные мастерицы. Кружевной промысел в Ростове не сложился, это было занятием отдельных кружевниц. Но дошедшие до нашего времени работы отличаются прекрасным качеством. Ростовское кружево исключительно льняное, из тонкой пряжи, как многопарное, так и сцепное.


Конец XIX в., Ярославская губерния, г. Ростов

Исключительно на заказ плели кружево ещё в одном городе бывшей Ярославской губернии – Романово-Борисоглебске (современный город Тутаев). Оно предназначалось для отделки постельных принадлежностей и исполнялось кусками по длине простыни, ширине полотенца и других предметов.


Край для полотенца (узор «бачино»), 1880 г. Ярославская губерния, г. Романово-Борисоглебск

Костромское кружево

В конце XVIII в. в городе Галиче Костромской губернии уже сложился определенный тип с особыми, только здесь известными узорами, и с особой манерой исполнения. Материалами служили лен, спряденный очень тонко, беленый слабо; металлическая нить; шелка нескольких цветов, преимущественно кораллово красный, травянисто-зеленый, ярко-голубой. Галичское кружево отличается не только ценными материалами, но и прекрасной работой. Оно предназначалось в основном для парадных декоративных полотенец из тонких фабричных тканей. Орнамент галичского кружева исключительно разнообразен. В нем мало геометрических узоров, но зато много цветов, птиц, деревьев, двуглавых орлов.


Конец XVIII в., Костромская губерния, г. Галич

Кружевоплетение Солигалича тоже никогда не было промыслом: плели для себя. Вместо цветочных узоров здесь преобладают геометрические.
Белое льняное солигаличское кружево довольно однообразно по рисункам.

Вятское кружево


Первый кружевной промысел в Вятской губернии возник во второй половине XIX в. в Кукарской слободе. Жители Кукарки занимались разными ремеслами и торговлей, в том числе и плетением кружева. Сюда попало кружево из Великого Устюга (вологодское), и местные мастерицы сумели его воспроизвести. А дальше стали уже сами изобретать рисунки.
К концу XIX в. кукарское кружевоплетение по объему обогнало даже вологодское. Кружевницы выплетали воротнички, галстуки, рукавчики, косынки, головные сетки, пелеринки, салфеточки, оплеты носовых платков, прошивки для постельного белья и др. Плели из льняной и черной шелковой нити. Последняя служила главным образом для головных косынок.

Начало XX в., Вятская губерния, Яранский уезд, слобода Кукарка

Кукарское кружево отличается обилием новых рисунков и новыми техническими приемами, в нём часто применяется пересечение полосы полотнянки. Она составляет настоящие цепи из петель такой завернутой полосы. Этим приемом заполняется фон, создаются венчики цветов или завершаются зубцы.

В 1893 г. в Кукарке открылась школа кружевниц. Из этой школы вышло много мастериц, ставших затем педагогами в других местностях.
Уже в начале XX в. кукарское кружево вывозилось в Англию, Голландию, Швейцарию, США.

Тульское кружево

В Тульской губернии существовало два центра кружевоплетения – белевское и одоевское.


В городе Белеве для себя плели мерное («верховое») кружево специально для столового и постельного белья. Лишь со временем стали делать мелкие целые вещи: воротнички, оплеты носовых платков, иногда и предметы одежды.
В Одоевском уезде Тульской губернии кружево производили в имении Соковнина. Во второй половине XIX в. в уезде сложился промысел. В самом городе Одоеве преобладало сцепное плетение. Городские плетеи брали за образец белевские узоры.

Нижегородское кружево


В торговом и ремесленном городе Балахна в Нижегородской губернии издавна работали гончары, плотники и резчики, а половина женского населения плела кружево. В первой половине XIX в. здесь уже сложился свой тип сцепного кружева. Мотивы узоров типичны: павы, орлы, цветущие деревья, но особенность в том, что их очертания чётки и изысканны. Отличалось балахнинское кружево и разнообразием в формах деревьев, цветов. У орлов ясно обозначены перья, выражен взмах крыла.

В Балахне делали и геометрические узоры в виде цепей, ромбов, кругов или овалов, образованных сканью, с розетками и решетками внутри них. Подобные узоры свойственны и елецкому кружеву, но манера исполнения отличается.

Мастерицы Балахны выплетали шарфы, косынки, наколки на голову, оплеты носовых платков, воротники, части женских платьев, хотя основную долю составляло мерное кружево разных рисунков.

Промысел распространился по всему Балахнинскому уезду. Сейчас в Балахне плетут лишь отдельные любительницы этого искусства.

Читайте также: