Виды бисероплетения в 21 веке

Обновлено: 01.05.2024

Бисероплетение – одна из интересных разновидностей рукоделия. Мастера изготавливают красочные плоские картины и объемные изделия, которые послужат украшением интерьера, стильными аксессуарами, отличным подарком. Число увлеченных поклонников этого занятия постоянно растет. Тем, кто делает только первые шаги, нужны знания об инструментах и материалах, которые используются в процессе работы, их применении и особенностях.

Бисероплетение и бисер

Бисероплетением называют нанизывание на основу (тонкую нить, леску, проволоку) бисера различного вида. Естественно, основным материалом для этого занятия становится бисер.

Бисер — это небольшие по размеру шарики из различных материалов (сегодня, чаще всего – пластика и стекла) с отверстием для нанизывания на основу.

Главные его характеристики:

Размер

О размере бисера говорит его номер. При этом с возрастанием номера диаметр уменьшается. Всего используется 8 ходовых размеров. Каждый из них показывает, сколько бисерин укладывается на линейном отрезке длиной 1 дюйм. Так, для бисера с номером 6/0 в 1 дюйм входит всего 6 бусинок, а для 15/0 – 15 шт.

Однако каждый из производителей использует собственную нумерацию, которая может быть трехзначной или пятизначной. Различается она и для различных стран производителей, например, для бисера, изготовленного в Китае или Чехии. Кроме того, номера на упаковке различаются и от цвета, и от вида покрытия.

Оптические свойства (цвет и покрытие)

Производители предлагают множество разновидностей бисера, различающихся по внешнему виду. Материал может быть прозрачным или нет, с матовой или глянцевой (блестящей) поверхностью. Даже для блестящей поверхности различают несколько вариантов, среди которых наиболее востребованными стали перламутровый и бензиновый блеск, металлик.

В современной палитре различают более 300 оттенков бисера. Окрашивают бусины с внешней, внутренней, или обеих сторон. При этом отлично смотрятся бисер с золотистой или серебристой внутренней поверхностью, или с ярко выраженным контрастом между окраской снаружи и внутри бусин. Производители присваивают различным вариантам окраски (внутренней и наружной) собственные номера, которые можно также увидеть в таблицах.

Обязательно следует обратить внимание на качество. Проверить нужно не только равномерность окраски, но и ее стойкость при различных воздействиях.

Как правило, бисер имеет круглую форму. Однако мастера используют в своем творчестве и материалы другой формы, например, стеклярус.

Стеклярус


Стеклярусом называют разновидность бисера в виде полого гладкого или граненого цилиндра. Он отлично подходит и для ручного, и для станочного плетения.

Стеклярус оригинально выглядит, представляет собой гладкий, однородный массив, без бросающихся в глаза стыков между отдельными бусинками.

Выпускается стеклярус нескольких видов:

  • гладкий, без граней на поверхности;
  • граненый с прямыми гранями;
  • граненый с перекрученными гранями.

Как и круглый бисер, стеклярус различают по номерам, среди которых наиболее часто используются изделия длиной 7 мм.

Кроме непосредственно бисера при плетении используют и другие похожие материалы.

Бусины


Самое частое сочетание при плетении — бисер и бусины. Последние отличаются от бисера большими размерами и широким разнообразием форм. Для увлекающихся плетением предлагают широкий выбор исходных материалов (от пластика и стекла до полудрагоценных и поделочных камней) и цветов. При выборе также стоит обращать внимание на диаметр отверстия бусины, чтобы обеспечить однородность плетения.

Кримп


Такое название получили специальные бусины-зажимы, назначение которых – фиксация концов плетения и отдельных деталей на заданном расстоянии. Кримп также различается по форме (цилиндрическая и круглая), размерам (диаметр внешний, внутренний, длина для цилиндрического), материалам (пластик, металл), покрытию, цвету и другим параметрам.

Материал основы

В бисероплетении для новичков важно не только правильно выбрать основной материал, но и подобрать правильную основу, которая позволит комфортно работать и обеспечит надежность и сохранение формы для готового изделия.

В бисероплетении используют нити, которые несколько отличаются от швейных. Прежде всего, они более гладкие и имеют повышенную прочность.

Многие мастера считают лучшим вариантом нейлоновую нить. Она эластичная и мягкая, материал намного прочнее большинства натуральных, например, шерсти, льна или шелка.

Кроме того, нить желательно подобрать по цвету, так чтобы она оказалась одного тона с бисером.

Когда необходимо придать изделиям другие свойства, например, объем и жесткость, в ход вместо нити идут другие основы, такие как проволока, леска и пр.

Проволока


Для плетения подходят проволоки из меди, латуни, бронзы, алюминия, стали. В зависимости от материала и толщины различают мягкие проволоки (например, алюминиевые и медные) и жесткие (отлично подходят для объемных конструкций, для которых важно сохранение формы).

Для придания проволокам необходимых декоративных свойств материал покрывают лаками (цветными и прозрачными), проводят лужение (нанесение тонкого однородного слоя) другими металлами. Возможно применение проволоки в оплетке.

Для комфортной работы диаметр проволоки должен быть в два-три раза меньше внутреннего диаметра бисера (бусины).

Леска

Считается, что для бисероплетения подойдет и рыболовная леска, но лучше использовать специальные, с особыми свойствами полимерного материала. Они могут отличаться по механической прочности, но, при этом, быть менее эластичными, что позволяет сохранять форму готового изделия.

По диаметру выбираются также, как и проволока – наружный диаметр основы меньше внутреннего диаметра бисера в 2-3 раза.

Эластичная нить


Так часто называют резиновую нить – прочный тонкий резиновый жгут в декоративной и/или защитной оплетке. Ее основное применение – изготовление изделий, для которых кратковременные деформации (изменение формы и размеров) оказываются нормальным явлением. В качестве примера можно привести браслеты из бисера без замка, которые постоянно деформируются при надевании

Мононить


Как правило, мононитью называют тонкую нить из полимерных материалов, которая отличается высокой прочностью при малом диаметре. Одна из ее основных особенностей – практически полная невидимость. Находит широкое применение при плетении из бисера с максимальными номерами (из очень мелких бусинок).

Спандекс

Такое название получила эластичная резиновая нить без наружной оплетки.

Ткань


Ткань – особый вид основы, который используется при вышивании бисером.

К ней предъявляются специфические требования – материал не должен:

  • мяться;
  • пачкаться;
  • деформироваться под весом бисера.

Хороший вариант для вышивания – канва.

Для качественного натяжения ткани используют специальное устройство – пяльцы. Лучше всего, если у них будет возможность установки на собственную подставку или крепления к столу – это позволит освободить обе руки мастера.

Фурнитура

Чтобы изделие получило законченный вид, и было удобно в использовании, необходима фурнитура. К ней относят детали из металла или пластика, предназначенные для соединения отдельных фрагментов, застежки, подвески и пр. Кроме того, она может выполнять и декоративные функции, придавая изделию оригинальный вид. С этой целью используют стразы, пуговицы, шнурки и кисти, и другие аксессуары.

Обниматель
(шапочка)


Используется, когда необходимо визуально разделить бусины. Представляют собой своеобразную чашу, которая «обнимает» деталь, за что и получили такое название. Нанизываются вместе с бусиной на нить с одной или обеих сторон.

Соединительные колечки


Служат для сопряжения отдельных деталей изделия, способствуют защите основы от перетирания. Могут выполняться в различных вариантах – одинарные (цельные и размыкающиеся), двойные, с несколькими обвитиями и пр.

Коннектор


Представляет собой, как правило, металлическое изделие оригинальной формы, в состав которого входит несколько соединительных колец. Служит для соединений набора деталей при создании сложных изделий.

Карабин


Используется в качестве замка для ожерелий из бисера, реже – для браслетов. Удобно застегивается и расстегивается из-за наличия подпружиненной застежки с одной стороны и колечка в ответной части.

Цепочка

При необходимости скорректировать размер изделия прикрепляется к его концу. Вместе с тем, может вводиться и в композицию, выполняя роль разделителя фрагментов.

Спейсер


Спейсер (разделитель) используется для визуального разделения фрагментов изделия при создании сложных узоров и композиций.

Так называют небольшой гвоздики (булавку) с головкой в виде шляпки или шарика, предназначенные для фиксации бусины.

Кроме того, широко используют стандартные застежки (замочки), концевики для оформления концов), держатели для кулонов

Инструмент

Для комфортной работы и качественного плетения играют роль не только материалы, но и набор удобных инструментов и оборудования.

Пинцет


Еще один обязательный инструмент, который используется и для нанизывания бисерин, и для коррекции расположения бусин, и для работы с тонкой нитью. Мелкий бисер тяжело брать руками и помещать его на место, поэтому понадобится пинцет. В специализированных магазинах предлагаются профессиональные модели, но новички вполне могут обойтись обычным косметическим или медицинским.

Прялка (спиннер)


Этот инструмент отлично подходит для создания из бисера цветов и других композиций. Используются электрические и механические варианты, изделия заводского производства и собственного изготовления. Требуют некоторого опыта работы с материалом (бисером), однако благодаря простоте процесса осваиваются новичками очень быстро.


Игла для бисероплетения по диаметру ушка и тела меньше, чем стандартные иглы для шитья и вышивания. Выбор игл достаточно широк, при этом, основным критерием является размер (номер) — чем он больше, тем игла тоньше. Наиболее популярные номера игл — 10, 11, 12.

Крючок


Вязание крючком из бисера – отдельная техника, требующая освоения специальных приемов. Для работы потребуется не один, а целый набор крючков с различными номерами.

Ножницы


Станок

Оборудование понадобиться для создания плоских композиций и браслетов. Производители выпускают множество моделей из дерева и пластика, под различные размеры изделий. Вполне могут быть изготовлены самостоятельно из подручных материалов.

Кусачки, плоскогубцы, круглогубцы

При работе с металлической (проволокой) или полимерной основой (леской) и другой фурнитурой пригодятся кусачки, плоскогубцы и круглогубцы. Основной критерий выбора инструмента – удобство использования и соответствие размеров рабочих кромок масштабам изделия.

Вопросы и ответы

Можно использовать силиконовую прозрачную бижутерную леску или прозрачную мононить.

Внешний вид у стеклянного и пластикового бисера практически идентичен, однако пластиковый легче в обращении и не теряет окрас, за счет того, что изготовлен уже из полностью окрашенного пластика.

Стеклянный бисер - хороший выбор для качественных долгосрочных украшений, однако, стоит помнить, что новичку с ним достаточно сложно работать и его цена будет соответственно выше. Пластиковый бисер - хорошее решение для начинающих.

Калиброванный бисер - это бисер, в котором все бусины одного размера и объёма.

Нет, не обязательно, но такая коробочка позволяет всегда держать под рукой несколько видов бисеринок. Это удобно, поскольку не нужно каждый раз доставать бусины из фасовочного пакетика.

Видео-советы по бисероплетению для новичков

Девушка в украшениях

В 21-м веке в моду снова вошел handmade. Но сегодня вместе с новыми идеями у нас существует больше возможностей реализации в этой сфере, чем у наших родителей.

Еще в детстве большинство девочек посещают кружки по бисероплетению, лепке, вязанию и т.д. С учетом того, что доступ к интернету теперь есть в каждом доме, посещение кружков сменилось на чтение статей и просмотр видео уроков.

Нет ничего плохого в том, что сейчас в интернете мы можем найти абсолютно все, что нас интересует. Главное — найти хороший информативный ресурс.

Но мы не об этом. Поговорим о таком виде рукоделия как бисероплетение.

Бисером являются маленькие стеклянные бусинки, которые просверлены насквозь.

Для тех, кто когда-либо видел бисер, не сложно догадаться, что являет собой плетение из него.

Итак, бисероплетение — один из видов декоративно-прикладного искусства, рукоделия, это создание украшений и художественных изделий, в основу которых входит бисер.

По поводу акцента на основе. Ведь существует множество техник, в которых бисер также применяется, но не является базовым. К примеру, в ткачестве и вязании бисером, в вышивке и мозаике, бусинки являются второстепенным материалом, декорирующим.

Из истории известно, что практически все виды рукоделия возникли практически с появлением человечества. Вспоминаем первобытных людей и историю Древних цивилизаций — там было много чего интересного для современного человека. Ведь все эти техники, использованные тогда, настолько изменились, что человеку 21-го столетия очень трудно представить, как зародилось то или иное ремесло.

Зарождение техники бисероплетения можно датировать тем временем, когда первобытные люди надевали на шею бусы на нитке из камней или клыков убитых животных. В древних цивилизациях бусины имели не только декорирующий характер, а также тотемный и религиозный.

Археологами были найдены разнообразные обработанные материалы с просверленными дырочками. Это были:

  • камни,
  • семена,
  • ракушки,
  • стручки,
  • орехи,
  • когти,
  • кости.

С эволюцией человек начал обрабатывать глину, окрашивать её и обжигать. С течением времени люди научились делать бисер. Технология бисероплетения использовалась для создания украшений, талисманов. У некоторых народов бисер служил разменной монетой.

Первобытные люди и бисер

Индейцы, к примеру, декорировали свои дома бусами, в прически вплетали ленты из бисера, расшивали бисером свои костюмы. Они украшали бусинами абсолютно все, начиная с налобных повязок (это кстати и сейчас модно), заканчивая табакерками и детскими колыбельными.

А в Северной Африке можно встретить бусины, которые сделаны из перьев и ракушек.

Обратим внимание на то, что материалом для бусин у индейцев были: кораллы, бирюза, серебро и т.д.

Что касается племен Майя — они использовали нефрит.

Древние египтяне изготавливали бусины из горного хрусталя и золота, а также они использовали кристаллы.

Рождение бисера

Сколько древних племен таскали на себе колье, которое мы сейчас приобщим к искусству бисероплетения — неизвестно. Зато мы можем смело утверждать, какая страна считается родиной этого материала.

Бисер родился в Египте около 3 000 лет назад. Его появление тесно связано с появлением стекла. Сначала египтяне научились делать стекло, а вскоре и бусины из непрозрачного стекла.

Изначально разновидностями изделий из бисера были вышивка и нанизывание на нить .

С изобретением сетчатого низания люди стали изготавливать самостоятельные изделия из бисера. Позже в бисероплетения появились схемы и узоры.

Активно развивая мастерство бисероплетения, египтяне начали экспортировать эти изделия в другие страны. Добавление драгоценных и полудрагоценных камней в эти украшения добавляло им шика и благородства.

Второй страной, где появился бисер, была Сирия. Оттуда технику бисероплетения переняли римляне.

Кстати, интересный факт о находке счетов . В Китае было создано счетное устройство, которое подсчитывала количество бусин, скользящих по проволоке.

Во времена Средневековья передовой страной по развитию стекольной промышленности была Венеция. Помимо бисера там изготовлялась посуда, пуговицы, зеркала и т.д.

Секрет изготовление бисера заключался в добавлении песка в соду. Из этого и варилась стекольная масса.

В 18 веке изобрели машину для вытягивания стекольных трубок. Эта инновация ускорила процесс произведения бисера, а также удешевила его.

Работа с бисером также расширила свои рамки. Начиная с 18 века европейская мода проявлялась в расшивке одежды бисером, сумочек, подстаканников и т.д.

Используя свою (и чужую) бурную фантазию, из бисера можно сделать практически все. Правда, над некоторыми изделиями посидеть придется дольше, а другие будут сделаны намного быстрее. И это нормально.

Так бисер является уникальным материалом, то он даёт неограниченные возможности мастерам искусства рукоделия. Но мы сегодня рассмотрим виды украшений, которые обычно делают из бисера.

  • Колье и ожерелья. Этот вид украшений очень распространен среди мастеров бисероплетения. Есть множество видео уроков, схем, в которых показано, как сделать то или иное ожерелье. Но большинство таких колье являются произведениями искусства. Эти украшения невозможно повторить, они уникальны. Обычно их надевают под шикарные платья с открытой шеей, чтобы показать всю красоту изделия. Кстати, о подборе украшений к вырезу здесь.
  • Ручные браслеты и украшения на ногу. Нет, браслеты из бисера не пользуются большой популярностью. Они относятся к определенной нише моды, рассчитаны на определенную публику. Обычно такие браслеты смотрятся эффектно, но без некого пафоса, как золото, например. Плюсом браслетов, сделанных по технологии бисероплетения, является то, что они не чернеют \ темнеют \ ржавеют.
  • Цветы и деревья из бисера. Любой цветок или дерево можно смастерить из бисера. А также можно это сделать в любом масштабе. Популярные изделия из бисера: роза, орхидея, лилия, маки, сирень. Подобные украшения прекрасно вписываются в интерьер квартиры.
  • Серьги. Довольно-таки редко можно встретить девушек в сережках из бисера. В основном девушки носят украшения из пластика. Опять же, изделия из стеклянных бусинок рассчитаны на определенную аудиторию. Зато какими красивыми могут быть эти серьги! Мастерство бисероплетения не стоит на месте, все время появляются новые техники и новые возможности для искусства.
  • Сувениры и аксессуары. Это самые популярные изделия. Введя в поиск слова «бисер» или «бисероплетение», в первую очередь высвечиваются вышивки икон, пасхальные яйца, звери и прочие изделия. Во всех блогах, книгах по бисероплетению обязательно есть хоть одна схема пасхального яйца.


Мы рассмотрели историю создания бисера и развития мастерства бисероплетения. Можно сделать вывод, что изделия из бисера всегда будут в тренде практически в любой стране. Ведь модой является не только цвет, ткань и фасон. В мире модниц на первом месте стоят изысканность и уникальность. Поэтому, изделия из бисера как раз могут приобретать эти черты с помощью искусного мастера.

Когда детство закончилось, решения по поводу занятий чего-то нового всегда принимаются с трудом. Девушки (женщины) постарше много сомневаются на счет бисероплетения. Но ведь это не страшно! На самом деле начинать новое дело — это всегда весело и увлекательно. Тем более, что интернет просто перегружен информацией! Здесь можно найти абсолютно все, что Вас интересует в той или иной сфере.

Что касается бисероплетения, то начать разбираться с ним никогда не поздно. Сегодня есть множество видео и текстовых материалов по бисероплетению для начинающих. В них Вы найдете нужные Вам схемы с объяснениями. Если появляются дополнительные вопросы — их всегда можно задать на форумах, написать на почту мастерам. Люди с радостью отвечают на подобные вопросы.

Также не забываем о регулярных мастер классах, которые проводятся в каждом городе. Да, 1 час такой процедуры стоит дорого, зато Вы приобретаете навыки на всю жизнь.

Конечно, технология бисероплетения требует усердия и терпения. Большинство изделий на первый взгляд кажутся жутко сложными. Новички думают, что они никогда не сделают определенное колье или браслет. Но с течением времени они набираются опыта, привыкают к усидчивой работе и позже не просто делают украшения, а еще и получают от этого удовольствие.


Для изготовления самых простых изделий достаточно уметь нанизывать бисер на нить (леску) и плетение «в крести» (о нем ниже). Для того, чтобы сделать массивные колье, фенечки или четки, нужно освоить более сложные техники.

Как и любая техника handmade, бисероплетение требует особые инструменты и материалы. К основным относятся:

  • иглы с тонким ушком (в магазинах можно спрашивать «иглы для бисероплетения),
  • нить \ леска,
  • бисер.

Базовому бисероплетению можно научиться не только в специализированных школах, а и с помощью видео уроки

Одни и те же изделия из бисера можно сделать благодаря разнообразию техник:

  • скрещивание нитей,
  • зигзаг,
  • плетение жгутом,
  • мозаичная техника,
  • ажурное плетение и т.д.

Рассмотрим основные виды бисероплетения на примерах.

Скрещивание нитей

Курсы или мастер-классы по бисероплетению для начинающих обычно предлагают обучиться скрещиваю нитей. Схемы этой технологии весьма просты. Здесь главное понять, как работать с бисером, почувствовать «вкус» работы с ним, понять, сколько времени уходит на создание подобных изделий и т.д. Другими словами новичок здесь набивает руку.

Ниже представлена схема бисероплетения крестиком, а также браслеты, которые можно сделать с помощью этой техники.


Плетение «зигзагом»

Описать эту технику словами особо не получится. Смотрите сразу схему бисероплетения.

Эти 2 техники являются самыми простыми. С помощью них можно сделать большое количество изделий. Ведь использовав другие цвета бисера и разные его виды, можно получить совершенно разные украшения.

Использовать бисер различной фактуры также помогает провести некоторые эксперименты, после которых Вы точно будете знать, что Вам нравится больше.

Плетение зигзагом

Плетем колье

Мозаичная

Более сложной техникой бисероплетения является мозаичная. Она имеет множество подвидов и приемов плетения. К ним относятся:

  • четное \ нечетное количество бисерин,
  • двойная \ тройная техника,
  • круговое плетение,
  • цилиндричное.

Чем хороша эта техника — изделия получаются ровными и плотными. Благодаря этим свойствам мастера часто плетут браслеты, используя именно эту технику.

Бисер, который применяется в этой технике, это рубленный, круглый и стеклярус. Плетение выполняется в 1 или 2 нити, в зависимости от вида техники.


Плетение жгута

Изделия по принципу плетения жгута выполняются нанизыванием бисерин на нить. При этом количество бисерин может быть абсолютно разным: как 5, так и 9, а то и больше бусин. Пример этой техники бисероплетения ниже.

Жгут из бисера

Плетение ажурного полотна

Чтобы придать изделию эффекта кружева, можно использовать технику бисероплетения ажурного полотна. Она являет собой нанизывание бисеринок на нить, а затем — вязание крючком.

Эту метод используют не только для создания украшений, а и в отделке одежды, изготовлении чехлов и т.д.

Ажурное плетение также можно плести в 1-2 нити в зависимости от изделия.


Вот мы и разобрались о том, что такое бисер, в чем заключается бисероплетение. Теперь Вы точно знаете, с чего нужно начинать, если вдруг займетесь этим видом рукоделия. Удачи в Ваших начинаниях!

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом году я решил заниматься в кружке «Бисероплетение». Этот кружок стал самым любимым кружком в школе. Там мы делаем объёмные изделия, игрушки и украшения из бисера. Мне захотелось узнать больше об этом рукоделие.

Тема: «Бисероплетение»

Актуальность: Распространенное увлечение среди детей и взрослых, использование не только в детских поделках, но и в мире высокой моды.

Гипотеза: Предположим, что искусство бисероплетения популярно и актуально в настоящее время.

Цель исследования: Создать творческую работу в технике бисероплетения.

Изучить литературу истории создания бисера;

Узнать какой бисер бывает;

Изучить технику бисероплетения;

Сделать игрушку из бисера.

Объект исследования – изделия из бисера

Предмет исследования – бисер.

Методы: Поисковый, анализ информации, практический.

История бисера

Бисер является важным элементом культуры многих народов. В разные эпохи бусины использовались в качестве денег, талисманов, или амулетов. В то время для изготовления этих удивительных украшений с отверстием посередине использовались зубы и рога животных, раковины моллюсков, минералы, янтарь, дерево и семена. Со временем их заменили драгоценные камни, а с возникновением стекла – бисер. Оказывается, стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда.

Однажды финикийские купцы везли из Африки груз природной соды. На ночлег они остановились на песчаном берегу и стали готовить пищу на костре, обложив его не камнями, а кусками соды. Поутру, разгребая золу, они нашли слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло.

И очень скоро появились стеклянные бусы, которые становились всё мельче и мельче – так появился бисер. Происходит его название от арабского слова «бусра», что означает «фальшивый жемчуг».

Древние египтяне первыми научились изготавливать бисер, низать из него ожерелья, браслеты, бисерные сетки на платья. В тот период египтяне стали все чаще украшать себя и свою одежду различными аксессуарами из бисера. Затем бисер стал очень популярен в странах Востока, а особенно в Византии. В 8 веке византийцы передали свои знания о производстве бисера венецианским мастерам, после чего бисер стал создаваться в Венеции и распространяться по всему миру. В 18 веке центрами создания бисера стали города Париж и Бирмингем.

Что же касается истории бисера в России, то первый отдаленно напоминающий современный бисер появился еще в 9 веке. Крупным производителем российского бисера позже стал город Тула. Затем Ломоносов М. В. создал фабрику около Петербурга, где помимо других изделий создавался бисер. Было это в 1753 году.

Самую большую популярность бисер приобрел в начале 19 века, когда этим рукоделием увлеклись все слои населения – и барышни и крестьянки. Из бисера изготавливалось очень много интересных изделий, им обшивали сумочки, кошельки, кокошники, пояса, одежду, чехлы для личных дневников, тростей. Помимо этого, с помощью бисера украшались предметы интерьера, мебель, оклады икон и т.д. (Приложение1)

Постепенно к концу 19 века интерес к бисеру поутих, его применяли только в народных промыслах. 20 век также не принес никаких существенных изменений в отношении к бисеру.

Но в начале 21 века популярность бисера стала возрождаться. В настоящее время рукодельницы отдают предпочтение созданию необычных украшений из бисера – колье, браслетов, подвесок, бус, а также игрушек, сувениров, картин, икон, декоративных элементов (приложение 2)

Способ производства бисера

Существовало несколько способов производства бисера. Наиболее древним и простым был способ вытягивания. В те далекие времена стекло варили на костре в толстостенных горшках из огнеупорной глины — тиглях, которые имели форму невысоких цилиндрических или слегка расширяющихся сосудов. В них засыпали смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Из-за недостаточно высоких температур стекло представляло собой густую, вязкую массу и обрабатывалось на стадии «вязкого теста». Бусы изготовляли, вытягивая нити из стекломассы с помощью металлического прутика, введенного в расплавленное стекло. Стекло прочно приставало к прутику, причем толщина вытягиваемой нити зависела от скорости вытягивания и густоты стекломассы. Чем жиже была стекломасса и больше скорость вытягивания, тем тоньше получалась нить. Затем нить навивали на тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой при помощи простейших инструментов.

Был и другой способ: вытянутую нить расплющивали в полоску и обвивали ею медную проволоку. Боковой продольный шов сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и обрабатывали отдельные бусинки вручную. Для разноцветных бус нить изготовляли из нескольких «спаянных» между собой прутиков разного цвета.

Виды бисера

Современный бисер бывает стеклянный, металлический, пластмассовый, керамический. Самый распространенный стеклянный. Он бывает прозрачный и непрозрачный (матовый). Его могут красить в однотонные разнообразные цвета, или же внешнюю сторону в один цвет, а внутреннее отверстие – в другой. Стеклянный бисер считается самым прочным. Он не выгорает на солнце, не меняет цвет при стирке, температура на него не влияет.

- цилиндрическим - это рубка и стеклярус,

- бисер со смещенным отверстием - каплевидный,

- японский бисер бывает ещё треугольный, кубический и шестиугольный.

Размер бисера (круглого) зависит от его диаметра и маркируется номером (№), чем крупнее бисер, тем ниже его номер. (Приложение3)

Основными крупными изготовителями стеклянного бисера считаются Япония, Чехия и Китай.

Техника плетения

Существует очень многое количество техник плетения. Можно плести и на леске, мононити с одной или с двумя иглами, на одной проволоке или несколько. Поэтому я расскажу только о тех, которые использовал в своих работах. ( Приложение 4).

Техника параллельного плетения (рис.1). Это самый легкий вариант научиться плести фигурки животных, цветы и другие интересные изделия. Суть параллельного плетения заключается в том, что бисер первого и второго ряда нанизывается на один конец проволоки, а другой ее конец пронизывается навстречу первому уровню через бусины второго. Два ряда плотно притягиваются к середине проволоки или лески, и туго затягиваются. После этого оба конца проволоки выходят с противоположных сторон украшения, а ряды расположены параллельно друг к другу. Таким низанием легко создаются не только плоские изделия, но и объемные. Только при плетении объемных фигур ряды укладываются один под другим, а при создании плоских – укладываются в одной плоскости.
Круговая (французская) техника (рис.2). При круговом плетении в основе любого листика или лепестка находится толстый центральный проволочный стержень, на основание которого нанизывается несколько бусин, а снизу присоединяется более тонкая проволока с бусинами. Две проволоки располагаются параллельно, скрепляясь одним завитком. Так получается одна половинка дуги. С другой стороны стержня крепится еще одна проволока с бисером, закрепляясь к основному стержню снизу. Если сплести еще парочку таких дуг, чередуя закрепление проволоки то снизу, то сверху, то получится уже полноценный листик. Проволока последнего ряда крепится уже с помощью двух витков, а кончик ее обрезается. Одна сторона осевого стержня обрезается так, чтобы оставался небольшой конец проволоки около 0,5 см. Затем его следует загнуть во внутреннюю сторону украшения.
Метод низание петлями (рис.3). Чаще всего используют для изготовления цветов, веточек, деревьев. Изготавливаются такие детали довольно легко: делаете из проволоки с бисером петельку необходимого размера. Затем на одном из концов проволоки делаете еще одну петельку, и так до тех пор, пока не достигнете желаемой пышности детали.

Игольчатая техника (рис.4). Может быть использована для изготовления тычинок, лепестков цветов (таких как хризантема, астра, маргаритка), а также для иголок сосны, ели и др.

Как я делал игрушку из бисера

Для того чтобы сделать Дракона мне понадобилось:

- бисер черного и оранжевого цветов;

- две бисеринки зелёного цвета для глаз;

- немного - сиреневого бисера для рожек и коготков;

- несколько кусков медной проволоки: один длиной 1,2 м. для туловища, два по 15 см. для ушей, четыре по 40 см. для лап, два куска по 70 см. для крыльев.

Метод плетения: параллельное низание. Работа выполняется двумя концами проволоки. На один конец проволоки нанизываем бисеринки для очередного ряда, затем через них пропускаем второй конец проволоки навстречу первому. Начинаем плести дракона с носа, строго по схеме. (Приложение 5)

В результате моего исследования гипотеза о том, что в настоящее время стало популярно искусство бисероплетения, подтвердилась.

Выполненные из бисера предметы интерьера – вазочки, рамки для фотографий, различные деревца и многое другое создают в доме уют и приподнятое настроение. Кроме того, плетение и вышивание бисером развивает человека. Улучшается мелкая моторика рук, что благотворно влияет, в свою очередь, на функционирование мозга. Повышаются умственные способности, так как прежде чем сплести что-то, надо, например, разобраться в схеме и способах плетения. Меняется образное мышление; развивается чувство вкуса и стиля; человек начинает лучше понимать и чувствовать сочетания цветов и форм.

Я думаю, что моя работа заинтересует других детей, и они будут неравнодушны к бисероплетению. У них появится желание творить чудесные изделия из такого великолепного материала - бисер.

Осваивая работу с бисером, любому мастеру рано или поздно придется познакомиться с техниками плетения.

Плетение — это техника работы с бисером, при которой используются оба конца нити. Украшения, выполненные таким способом, всегда отлично выглядят, а бесчисленное количество вариантов использования и широкий диапазон техник в сочетании с разными бусинами и деталями позволяет создать неограниченное количество проектов для различных уровней квалификации.

Кроме того, существуют разные стили выполнения каждой техники. Практически все из них можно воспроизвести в плоском, круглом или трубчатом исполнении. Каждую технику можно использовать для конкретных украшений. Например, плоские стежки часто используются для браслетов, в то время как трубчатые нашли применение, в основном, для цепочек, на которые можно повесить фокусную деталь.

Самые распространённые техники плетения

Бисероплетение насчитывает обширное количество различных техник. Но освоив несколько из них, можно создать практически любое украшение.

Новичкам стоит обратить внимание на:

  • Лестничный шов.
  • Технику ндебеле или «елочку».
  • Мозаичное плетение.
  • Пейот.
  • Прямоугольное переплетение.
  • Французское плетение.

Работать с плетением можно, используя одну или две иглы одновременно. Новичку стоит попробовать оба метода, чтобы определиться с подходящим для себя.

Лестничный шов


Это плетение, вероятно, самое простое из всех. В большинстве случаев это отправная точка для вышивки бисером, за которой следуют другие техники. Оно позволяет работать с одной или двумя бусинками одновременно и используется для создания основы изделий.

После на эту основу можно добавлять другие ряды бусин с использованием других техник. Можно работать как одной, так и двумя иглами.

Для его выполнения:

  1. На нить удобной длины нанизываются 2 бусины, свободный конец нити должен быть не менее 10 см.
  2. Далее игла пропускается через первую бусину, в изначальном направлении, нить туго затягивается, а бусины выравниваются.
  3. Затем на нить нанизывается следующая бусина, и прошивается таким же способом снизу.

Плетение «елочка» (ндебеле)

Это один из фаворитов многих мастеров из-за множества вариантов его использования, внешнего вида и универсальности. Свое название плетение получило из-за своеобразного внешнего вида, напоминающего настоящий узор в виде елочки. Его альтернативное называние – ндебеле.

Плоский вариант «елочки» отлично подходит для браслетов многих стилей, которые можно получить, комбинируя разные бусинки, цвета, вставляя дополнительные украшения между рядами и многое другое.


Плетение «елочка» также отлично подходит для изготовления цепочек. Цепочку можно использовать в качестве дополнения к кулонам, или она может сама по себе стать оригинальным стильным украшением.


С этим плетением можно создавать разные стили, просто меняя начальное количество бусинок, например, начать с двух, четырех, шести. Кроме того, легко сделать его простым или скрученным, использовать разный бисер, вставлять бусинки между рядами или добавлять другие оригинальные детали.

Работа с ндебеле происходит по следующей схеме:

  • На нитке закрепляется первая бусина. Далее на неё нанизываются ещё 4.
  • Затем нить нужно продеть через первые 2 бисерины, после чего затянуть её.
  • Далее пропустить нить через следующие 2 нанизанные бусины, в итоге получится квадрат.
  • Затем на нить надеваются следующие 2 бусины, а нить продевается в предыдущую пару.
  • После чего нить пропускается через последнюю пару бисерин.

Полотно, выполненное в такой технике, может быть любого размера, однако стоит понимать, что сплести объёмное изделие получится только, затратив на него много времени и сил.

Мозаичное плетение

Мозаичное плетение в настоящее время переживает свое возрождение, поскольку оно широко используется в минималистичных украшениях, сделанных в основном из бусинок, тонких цепочек и геометрических или металлических изделиях в стиле бохо.


Тем не менее, мозаичное плетение и ранее было популярным швом, особенно плоская и круглая его вариации, которые отлично подходят к различным украшениям.

Плетение методом мозаики очень простое, оно позволяет за небольшой промежуток времени получить довольно внушительное полотно. Также можно очень быстро добавить новые или убрать ненужные элементы. Кроме того, возможно создать любую форму изделия. Это плетение можно назвать основой для любителей бисера.

Любое полотно, выполненное с помощью этого плетения, начинается с главного ряда и выполняется следующим образом:

    Две бусины размещаются таким образом, чтобы их отверстия были параллельны друг другу и смотрели вверх.
  • Через обе бусины продевается игла.
  • Таким образом набирается длина цепочки.
  • Второй ряд плетется таким же образом, но нить продевается в отверстия бусин в противоположном направлении.
  • После добавляется по одной бусине для завершения ряда.
  • Пропускают иглу между первой и второй бусиной в первом ряду для закрепления строчки.

Каждый ряд в этом плетении нужно начинать в обратном направлении, что обеспечит изделию опрятный внешний вид.

Есть также техники двойной и тройной мозаик. Они выполняются таким же образом, но вместо одной бусины в работу берётся сразу две или три.

Стежок пейот

Плетение пейот абсолютно необходимо выучить всем новичкам. Само по себе оно выглядит великолепно, очень похоже на мозаичное, но повернуто на 90 °. Некоторые украшения даже изготавливаются с их совместным применением, например, пейот для лицевой стороны, и мозаичный шов для изнанки.


Существует два основных типа пейота:

  1. Классический пейот с четным счетом.
  2. Пейот с нечетным счётом.

Опять же, возможна работа с одной или двумя иглами.

Новичкам лучше начинать осваивать эту технику, используя нечетное количество бусин. В этом случае игла проводится сразу через ряд конкретных бусин. Использование четного счета подразумевает способность рассчитать и определить направление и расположение последующих рядов с бусинами.

Для начинающих заниматься бисером, суть техники заключаются в следующем:

  • Берётся нить длиной около 1 м.
  • На нее надевается бусинка таким образом, чтобы край нити (примерно 15 см) остался свободным. Для закрепления бусины нить проводится ещё раз в обратном направлении.
  • Нанизываются ещё 7 и более бусин.
  • Далее приступают к бусинам другого цвета. Первая из них должна располагаться напротив последней бусины первого ряда.
  • Затем нить проводят через первую бусину первого ряда, после чего смежная с ней бисеринка пропускается, а бусинка, расположенная через одну, также продевается иглой.
  • Таким образом добавляются ещё 4 бусины (для начального количества 7).
  • На получившийся ряд бусин можно добавлять другие элементы и использовать для украшения другие техники.

Пейот считается универсальной техникой плетения. Изделия, изготовленные с его помощью, выходят гибкими и ощущаются как ткань.

Прямоугольное плетение

Прямоугольное плетение – простая, но очень привлекательная строчка под прямым углом. Её суть заключается в том, что на основе групп из одинакового количества бусинок, чаще всего четырех, создается сеть из бисера, которую затем можно украсить новыми слоями или другими деталями.


Можно работать с одной или двумя иглами, но в случае с прямоугольным плетением, две иглы удобнее, поэтому предпочтительнее. Прямоугольное плетение считается довольно сложным стежком, но с его помощью можно улучшить любое изделие. Очень часто украшения, сделанные с применением этой техники, выглядят сложными (в хорошем смысле), но, присмотревшись, можно понять, что это всего лишь повторяющийся узор из четырёх бусинок.

Для выполнения этой техники используют группы из четырех бусин, которые связываются друг с другом. В результате возникает эффект цепочки. Благодаря тому, что нить проходит по кругу, итоговое изделие получается довольно гибким и имеет интересную структуру.

Эта техника также позволяет работать с группами из четырёх бусин с каждой из четырёх сторон. Это превращает каждое звено цепи в квадрат.

Французское плетение

Французское плетение также можно встретить под названием дуговое (круговое) плетение. Эта техника имеет продолжительную историю, а сегодня применяется для плетения цветов и листьев. Готовые элементы получаются ажурными и объёмными.

Чтобы выполнить французскую технику плетения:

    Берут нить длиной 1 м, нанизывают бусину и оставляют свободный конец 15 см.
  • Чтобы зафиксировать бусину, проводят сквозь неё нить ещё раз.
  • На нить нанизывают ещё 3 бусины, затем проводят иглу в обратном направлении через 1, 2, 3, и 4.
  • Далее нить стягивается и образуется кольцо.
  • На нить нанизывают ещё 3 бусины, затем иглу проводят в обратном направлении, через бусину, сквозь которую проходит рабочая нить.
  • Далее иглу проводят через следующие 2 бусины.
  • Затем нанизывают следующий комплект бусин.
  • Продолжают процесс, пока не получится 6 колец бусин, затем плетут второй ряд.
  • При правильном выполнении между рядами образуются ромбики, которые добавляют плетению ажурности.

Эта техника считается самой сложной, поскольку требует большой аккуратности.

Вопросы и ответы

Да, такие изделия получаются достаточно минималистичными, однако можно экспериментировать с цветом бусин.

Да, вполне возможно использовать его не только для плетения цветов и листьев, но и для небольших украшений, типа серёг.

Квадратное плетение – это разновидность прямоугольного плетения, выполняемого с помощью групп из 4 бусин, с 4 сторон. Благодаря тому, что в итоге образовывается квадрат, разновидность плетения и получила такое название.

Пейот с нечетным счётом и мозаичное переплетение считаются простыми техниками. Чтобы выяснить, какое из них проще для конкретного мастера, нужно попробовать поработать с обоими.

Безусловно, техник бисерного переплетения насчитывается огромное количество. Разнообразия готовым изделиям добавляют и вариации, в которых эти техники могут применяться. Чтобы успешно овладеть мастерством бисероплетения стоит начать изучение техник с этих простых разновидностей.

Видео-советы по плетению браслетов из бисера

biseropletenie

Бисероплетение в древности

Изначально было стекло. Именно оно стало тем материалом, из которого первые умельцы начали делать бусины. Надо сказать, что маленькие стекляшки конкурировали с настоящими драгоценностями. Но сначала не своей стоимостью, а ценой уже готовых работ из бисера. Древний Египет, Сирия, Древний Рим – эти цивилизации можно считать прародителями бисероплетения.

biseropletenie

Вероятно, именно в Египте появился бисер, и его происхождение могло приходиться на более ранний период, чем это принято считать. А уже римляне, завоевавшие Египет, наладили производство стеклянных бусин на родине, а потом и в Византии. Но как бы активно не развивали европейцы искусство бисероплетения, это будет уступать тем открытиям, что сделали египтяне.

Просто потому что представители великой цивилизации не менее чем 3 тысячелетия назад научились делать стекло, а позднее из него решили делать изящные декоративные элементы – бисер. А некоторые ученые уверены, что в Египте и странах передней Азии стеклоделие существовало 6 тысяч лет назад. Удивительно!

Бисер украшал одеяния древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из него украшения, изящно расшивали им платья. Сначала это был декор для вышивки, самостоятельных изделий из бисера не делали. Но после изобретения сетчатого низания появились совершенно новые предметы творчества. Вслед за расширением возможностей начали появляться узоры, схемы, орнаменты.

Изделия из бисера стали чрезвычайно популярны, они экспортировались в разные страны. Мастера-стеклодувы научились окрашивать стекло, и ценность бисера возросла еще больше.

Те же египтяне не боялись сочетать стеклянный бисер и драгоценные, полудрагоценные камни и металлы. И им действительно удавалось гармонично сочетать материалы. Изделия из бисера стали чрезвычайно популярны, они экспортировались в разные страны. Мастера-стеклодувы научились окрашивать стекло, и ценность бисера возросла еще больше.

Известен бисер и в античном мире, где его значимость подтверждает то, что он мог быть разменной монетой. В Месопотамии, Индии, Китае бисер тоже находили и находят при раскопках. Это был ценный, дорогой декор, недоступный простому люду. Тем удивительнее то, что бисероплетение, возникшее еще за несколько тысячелетий до нашей эры, прекрасно существует в наше высокотехнологичное время.

Рекомендуем посмотреть видео о многовековой истории бисера.

Плетение из бисера в Древнем Риме

Из Древнего Египта и Сирии производства стекла и бисера распространилось и в великую Римскую Империю. В 1 веке до нашей эры александрийские мастера создали способ выдувания разных предметов металлической или тростниковой трубкой. Способ выдувания изменил технологический процесс. Бисерины стали делать из пустотелых стеклянных трубочек, их мастер выдувал из капельки расплавленного стекла специальным инструментом (понтией).

biseropletenie

Чтобы получить трубочку нужных параметров, мастер должен был обладать большой сноровкой, ловкостью и просто идеальным глазомером. А потом эти тонкие трубочки из стекла разрезали ножницами-гильотинами на маленькие кусочки. На сите кусочки отсеивали от осколков, обрабатывали шлифовальной смесью (угольной или глиняной).

После того как отверстия заполнялись смесью, бисер ожидала сушка, смешивание с песком и нагревание до багрового каления. Размягченные колечки при этом округлялись, все неровности уходили. Вращение в чугунном барабане не давало колечкам сплющиться. Охлажденный бисер промывали и снова сушили, а полировальный порошок заставлял бусины блестеть.

История возникновения бисероплетения – это не просто создание стекла и бусин из него, это постоянно совершенствующая технология. И она могла бы и дальше развиваться в Римской Империи, если бы не падение последней. Великая империя раскололась на Западную (Рим) и Восточную (Византия). А так как многие византийские мастера, хранители секретов бисероплетения, обосновались в Венеции, она и стала новой столицей бисерного производства.

Венецианский период в бисероплетении

Венецианские стеклоделы могли бы назвать золотым период 15-17 столетий, так как в то время сравниться с их мастерством не мог никто в мире. Так как бисер был не просто художеством, искусством, а еще отличным бизнесом (Венеция – крупнейший поставщик бисера в тот период), нужно было бережно хранить секреты производства. И само производство решено было перенести на остров Мурано: во-первых, там ему не грозили пожары, во-вторых, охотники за секретами технологий не имели к ним доступа. Знаменитое мурамское стекло является брендом и сегодня, столетия спустя.

biseropletenie

Венеция, без преувеличения, весь мир украшала своим бисером. Сумочки, чехлы, подушечки, шкатулки, одежда, оплетка для посуды – ассортимент изделий был велик. Венецианский бисер обменивали на Востоке на шелка и золото, пряности. В Европе устраивались шикарные бисерные ярмарки. Мелкий, блестящий, посеребренный, позолоченный виды декоративного стекла пользовались особым спросом.

Были и настоящие трагедии, которые сопровождают любой бизнес, в каких веках бы он не возникал. Некоторые мастера-стеклоделы становились перебежчиками. Они бежали из Венеции в Германию и Францию, и там обустраивали собственные мастерские. Секреты технологии буквально выскальзывали из рук, чего власть допустить не могла. Производство стекла с конца 15 века оказалось под охраной Совета десяти. В то же время был издан указ и государственной измене, грозивший перебежчикам суровым наказанием.

Некоторые мастера-стеклоделы становились перебежчиками. Они бежали из Венеции в Германию и Францию, и там обустраивали собственные мастерские.

Если мастер не желал вернуться на родину, его родных отправляли в тюрьму. Но даже заложники-родные не останавливали некоторых стеклоделов. И тогда к мастерам подсылали убийц, и только смерть изменщика могла освободить его родственников из неволи. Такие расправы чинились до 18 столетия. Примерно в это же время Венеция уже перестала быть грандом рынка бисера.

Бисероплетение в 18 веке

В этот период по всей Европе начинают появляться стекольные заводы. Отныне это огромные предприятия. Особенно славились ими Германия, Англия, Нидерланды. Но шлифовать «стеклянное золото» отправляли в Богемию (Северная Чехия).

biseropletenie

И чешский бисер до сих пор многие считают самым лучшим в мире. Стеклоделие в Чехии, как считают исследователи, появилось еще в Средневековье. И хоть секреты технологии они почерпнули у соседей, чехам удалось делать особое, уникальное стекло. Оно было тугоплавким, твердым, и при этом легким в обработке, огранке, шлифовке. Зола папоротника, бука, промытого песка в разное время были секретными ингредиентами чешского стекла.

Граненый богемский бисер по красоте и игре света мог выиграть у венецианского. Технологический процесс двигался вперед, его развитие и привело к тому, что до сих пор чешский бисер считают одним из лучших в мире.

В России уже в 12 веке было налажено стекольное производство. Бисерины были разноцветные, впечатляли разнообразием форм.

Бисер в 19-20 вв

Конец 19-ого, начало 20-ого века: мир испытал новый расцвет увлечения бисером. Из мелких стеклышек стали изготавливать дамские сумочки, бумажники, подстаканники, чехлы для чубуков. Не обязательно дорогие изделия брали для декорирования их бисером. Но даже небольшая сумочка или кошелек приобретал совсем иной вид, после того, как изящным узором на нем выстраивались разноцветные бусины.

biseropletenie

И сегодня на аукционах, на площадках для продажи винтажных вещей можно купить расшитые бисером сумочки и кошелечки, пудреницы и чехлы. Так древнее искусство протягивает мостик в современность, и уже нынешние модницы решают украсить бисером предметы своего туалета.

Бисероплетение в наши дни

История возникновения бисера и бисероплетения перекликается с историей человечества в целом. Древние мастера, имевшие гораздо меньше технологических возможностей в сравнении с производством сегодня, делали уникальные по красоте и гармонии вещи. Потому сейчас бисероплетение требует изобретательности. Оно будет искусством, если художник совместит в одном изделии разные техники и разные же материалы. Появление нового варианта применения бисера сможет удивить и дать ему толчок к дальнейшему развитию.

biseropletenie

Бисероплетение в качестве хобби выбирают и обычные люди, не имеющие художественного образования. Материал доступный, недорогой, схем и узоров в свободном доступе тоже много, потому бисером увлекаются активно, и это увлечение не теряет свою актуальность. На смену дорогому стеклу пришел дешевый пластик, потому люди любого достатка могут позволить себе увлечение. А ведь есть еще и деревянный бисер, и сложные синтетические материалы.

Сначала мастерица делает маленький браслет или фигурку животного, а потом пробует себя в изготовлении деревьев и больших композиций. Самые усидчивые занимаются бисерной вышивкой. И по мере обретения мастерства, вырастает и спрос к материалу, используются все более дорогие бусины.

Старинное творческое направление живет, обретает новые формы и в очередной раз переживает модный бум. И даже этого факта достаточно, чтобы обратить внимание на красивое, доступное и многообразное бисероплетение.

Читайте также: