Виды плетений плетение из тесьмы конспект урока 3 класс

Обновлено: 24.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Учитель: Пудвиль В.В.

Конспект урока

Тема урока: "Плетение из полосок бумаги."

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий ;

умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности ;

владеют навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках .

приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

овладевают художественным (эстетическим) вкусом;

проявляют художественный вкус, воображение, фантазию;

Оборудование урока:

Для учащихся: цветная бумага, ножницы, картон, клей, карандаш, линейка.

Для учителя: шаблоны, ножницы, цветная бумага для пед.показа, готовый образец.

Повторение ранее изученного (актуализация знаний)

С каким материалом мы работали на прошлых 5-ти уроках? (С бумагой.)

-Мы изучили несколько техник работы с бумагой. Это зависело от свойства бумаги.

- Какие свойства есть у бумаги. (Она сгибается, намокает, рвётся, мнется.)

Вспомните, какая тема у вас была на прошлом уроке? Что нового вы узнали, чему научились?

Умение строить речевое высказывание, умение использовать полученные знания

Сегодня мы узнаем еще одно свойство бумаги – это гибкость.

Прочитайте ряд слов обозначающих предметы, посмотрите на картинки. Найдите "лишнее" слово.

Лукошко, лапти, сапоги, соломенная шляпа, плетень.

- Назовите общий признак, который объединяет оставшиеся предметы. (Лишнее - сапоги. Все оставшиеся предметы сплетены).

-Эта техника, пришла к нам из далёкой старины. Прочитайте её название на слайде.

В старину для плетения использовали волокна крапивы, кипрея, листья рогоза, солому пшеницы, ржи, ивовые прутья, щупу, бересту.

– Тема нашего урока. Плетение из полосок бумаги

– А какую поделку мы будем изготавливать из бумаги с помощью техники плетения, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Что за фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож,

Бок зеленый солнцем греет,

Он желтеет и краснеет?

– А как вы думаете, какая задача нашего урока? Аккуратно выполнить поделку «Груша с гусеницей» с помощью техники плетения.

Отвечают на вопрос учителя.

формулируют тему и цели занятия, принимают учебную задачу

Знакомство с новым материалом

– А что такое плетение? (Плетение – один из древнейших видов рукоделия, широко распространенной у всех народов мира). В каменном веке человек превратил его в искусство, украшал узорами одежду, плетя талисманы.

– Из каких материалов можно плести? (Кожа, бумага, трава, стебли, солома, ива, нитки, тесьма, шнуры, веревки и т.д.)В старину для плетения использовали волокна крапивы, кипрея, листья рогоза, солому пшеницы и ржи, лозу, щепу, бересту.

Рассмотрите выставку сплетенных изделий на слайде.

Переплетения несколько видов:

Полотяное переплетение – самое простое и самое древнее. Напоминает шахматную доску; А мы с вами сегодня познакомимся с объемным плетением. Выполнять переплетение мы будем из полосок бумаги.

Внимательно слушают рассказ про плетение, отвечают на вопросы

Принимают и сохраняют учебную задачу, строят речевое высказывание.

Физ минутка

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замёрз,

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)

А теперь представим лето.

Речка солнышком согрета.

Мы плывём, плывём, плывём,

Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)

Мы выходим из речушки

Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)

Делают физ минутку.

А сейчас ребята посмотрите на слайд. Для работы нам понадобятся следующие материалы.( на слайде материалы)

-Наша поделка состоит из 4 деталей. Груша, голова гусеницы, пятнышки и бумага для полосок. Мы с вами сначала должны обвести все шаблоны и расчертить полоски для плетения. (слайд разметка)

Какие правила работы с шаблонами вы знаете?

1) Обводим с изнаночной стороны

2) Экономим бумагу

3) Карандаш держим перпендикулярно, ровно

Следующий 3 этап нашей работы- это заготовка,т.е вырезание всего. (на слайде)

Для этого вы будете использовать ножницы. Расскажите мне правил работы с ножницами.

1. Не оставлять ножницы на столе в раскрытом виде.

2. При вырезании ножницы держать в одном направлении острыми концами от себя.

3. Передавая ножницы, держать их за острые концы.

Следующий этап- сборка. На этом этапе мы должны будем сделать плетение и соединить все имеющиеся у нас детали с помощью клея. А для начала давайте вспомним правила работы с клеем

1. Не оставлять клей открытым.

2. Не наносить на деталь слишком много клея.

3. Если клей попал на кожу, вытереть её тряпкой, а в конце работы вымыть руки.

А сейчас ребята, смотрите внимательно на меня. Я вам покажу сборку нашей подделки поэтапно.( объяснение и показ учителя + слайд)

И в конце мы должны оформить нашу работу на лист картона ( или как открытку).

А сейчас ребята давайте быстренько вспомним ход нашей предстоящей работы, начиная с разметки. (ученики по одному восстанавливают последовательность работы)

Смотрят показ, составляют алгоритм работы.

О владевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.

Постановка творческой задачи

- Сейчас ребята, вам предстоит изготовить свою грушу с гусеницей с использованием плетения .

Итак ребята, приступайте к работе. Выполняйте её аккуратно. Смотрите слайд, чтоб не забыть последовательность работы.

Вспоминают технику безопасности,

Принимают учебную задачу, используют знания полученные ранее

Практическая работа

Дети выполняют работу, учитель консультирует и помогает в случае затруднения.

- Итак ребята, время на выполнение вашей работы подходит к концу. Сейчас подходим к доске и прикрепляем свои работы. Начинаем с 1 пары 1 ряда.

Умение работать самостоятельно, трудолюбие, умение сохранять учебную задачу

Подведение итогов урока

Демонстрационный, обобщающий опрос

- У всех получились хорошие поделки. Посмотрите на них. Аккуратные. Точно выполнена разметка. Полоски ровно вплетены.

– Что такое плетение? Из каких материалов можно плести? Вы довольны своей работой? Выполнили ли мы задачи нашего урока?

– Всем спасибо. До свидания

Показывают свои работы.

Отвечают на вопросы.

овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

– Здравствуйте. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. – Проверьте своё рабочее место. У вас на столе должны лежать: цветные нити ирис, клей, ножницы, надувные шары разной формы, готовые «коконы»

-Ребята, какие виды декоративно-прикладного искусства вы знаете?

-Одним из важнейших условий для дальнейшего и успешного развития совершенного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества наших предков.

-А какие старинные виды рукоделия у осетин вы знаете?

-Сегодня мы продолжим знакомство с одним из прекрасных видов декоративно-прикладного искусства, со старинным осетинским рукоделием, плетение «алдымбыд» . Не все сегодняшние рукодельницы знакомы с искусством рукоделия наших предков и мы с вами сегодня будем использовать секреты мастерства наших пробабушек.

3.Демонстрация изделий, показ презентации.

-На первый взгляд плетение может показаться легким занятием, но поверьте мне, это трудоемкое занятие, которое требует мастерства и терпения. Очень широкое применение находил в старину сплетенный на пальцах шнур или тесьма «алдымбыд». Этим шнуром выкладывали узоры на одежде, головных уборах, обуви, бурках и т.д.

-Сейчас я вам покажу какие виды тесьмы применяли наши пробабушки (Демонстрация видов тесьмы).

-«Алдымбыд» плели из разных нитей: хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых - в зависимости от назначения и от материального достатка.

-Обратите внимание на цветовую гамму нитей: белый, желтый, красный, зеленый; есть серебряного цвета и золотого цвета. Серебряный или белый символизировало чистоту и строгость, золотой или желтый – солнце и достаток.

4.Инструктаж по технике безопасности.

5.Практический показ приемов работы.

- Сегодня мы с вами научимся плести тесьму (шнур) «алдымбыд» из 3-х и 5-ти петель. В зависимости от количества нитей он бывает круглым (из 3-х) или плоским(из 5-ти и 7-ми).

Технология осетинского плетения «алдымбыд» из 3-х петель

Нарезаем 3 нити нужнойдлины и сложим их пополам. Концы нитей крепко зажимает пальцами левой руки помощница, а петли одевает на пальцы мастерица следующим образом:

одну петлю одеваем на указатель­ный палец правой руки,

две другие петли — на указательный палец и средний палец левой руки,

Работают пальцы правой руки. Руки надо держать ладонями вверх, пальцы полусогнуты.

Свободный средний палец ввести в петлю, находящуюся на указательном пальце. Указательным пальцем не вынимая его из петли, подхватить петлю со среднего пальца левой руки движением снизу, протянуть сквозь левую петлю.

Таким образом, на правой руке, где была только одна петля на указательном пальце, теперь оказалось две: на указательном и среднем, а на левой руке, где было две петли, осталась одна - на указательном пальце.

Широко развести руки в стороны. Со стороны помощницы образуется угол – зев, который она подбивает пальцами правой руки, придавая нитям нужное положение.

Далее эти движения повторяются до тех пор, пока тесьма не будет готова. В готовом виде тесьма имеет круглое сечение. Концы готовой тесьмы оформляются в зависимости от назначения.

Технология осетинского плетения «алдымбыд» из 5-ти петель

Нарезаем 5 нитей нужнойдлины и сложим их пополам. Концы нитей крепко зажимает пальцами левой руки помощница, а петли одевает на пальцы мастерица следующим образом:

одну петлю одеваем на указатель­ный палец правой руки,

вторую петлю — на средний палец правой руки,

а следующие три петли одеваем соответственно на указательный, средний и безымянный пальцы левой руки.

Положение рук такое же, как и при плетении из 3-х петель, т. е. ладони вверх, пальцы полусогнуты.

Начинаем перебирать пальцами той руки, на которой меньше петель, т. е. правой.

Продеваем безымянный палец в петлю, которая надета на соседний средний палец и снимаем ее со среднего пальца на безымянный

Освободившийся средний палец продеваем в петлю, которая находится на указательном пальце, а указательным пальцем, не вынимая его из петли, подхватываем движением снизу петлю, находящуюся на безымянном пальце левой руки, протягиваем ее сквозь петлю указательного пальца правой руки.

Одновременно петля с указательного пальца правой руки оказалась на среднем пальце, а на указательном осталась петля, снятая с безымянного пальца левой руки.

Таким образом, положение петель поменялось: на правой руке теперь 3 петли, а на левой — две. Теперь широко разводим руки, а помощница подбивает угол.

Далее повторяем те же движения попеременно то правой, то левой рукой.

После каждого перебора нитей мастерица разводит руки, а помощница подбивает угол, придавая тесьме необходимую плотность.

6. Практическая работа учащихся.

Плетение тесьмы нитями из 3-х и 5-ти петель.

--А как же в наше время? Где можно применить данный шнур?

-«Алдымбыд» можно применить также для закладок книг, завязок для волос, браслет и даже скакалок. «Золотным» шнуром «алдымбыд» украшают самые разные изделия: бархатные ожерелья, выполняют вышивку на одежде, головных уборах, обуви.

-Сегодня мы тесьму применим для оформления декоративных ваз из папье-маше (из ниток), но сначала мы должны вспомнить технологию изготовления папье-маше из ниток.

Возможные ответы учащихся по технологию изготовления коконов

Надуем и хорошенько завяжем шарик.

Приготовим рабочее место.

Проколем флакон с клеем поближе к донышку и протянем нитку.

Обматываем шарик не торопясь, пока сеточка «кокона» не станет частой.

Обрежем нитку, кусочек оставим внутри флакона, чтобы не вытекал.

Повесим заготовку сушиться, вымоем с мылом руки.

Вымоем, вытрем насухо и уберём на место иглу и ножницы

Просохший «кокон» берем и прокалываем ее иголкой в нескольких местах, чтобы извлечь шарик.

-Чтобы иметь представление о том, как применить тесьму рассмотрим готовые образцы и еще раз обратимся к нашей презентации.

Вот теперь мы можем фантазировать и украшать наши заготовки.

Разрезаем кокон на две части, вырезаем узоры и оформляем края заготовки - обклеиваем тесьмой «алдымбыд».

Можно сделать напольную декоративную вазу из большого «кокона», при оформлении использовать осетинский орнамент.

7. Подведение итогов.

И так, мы научились плести оригинальный шнур «алдымбыд». Изготовили вазы для фруктов, конфет, для сухих цветов и со вкусом их оформили. Молодцы ребята!

Если вы будете знать и применять искусство наших предков, а в будущем и передавать свой опыт, вы будете истинными гражданами, достойными и гармонично развитыми личностями.

8. Домашнее задание.

Ребята, давайте дома попробуйте применить приобретенные сегодняшние знания и сделать вазу с подставкой из папье-маше используя тесьму. Это вам домашнее задание.

Использованная литература.

1. Залина Даурова. Искусство рукоделия Осетии-Алании. Издательско-полиграфическое предприятие им. Гассиева. Владикавказ 2006.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему : «Плетение тесьмы «алдымбыд». Оформление тесьмой декоративных ваз из папье-маше (из ниток)».»

МКОУ ООШ с. Иран Кировский р-он РСО-Алания

Открытый урок на тему : «Плетение тесьмы «алдымбыд». Оформление тесьмой декоративных ваз из папье-маше (из ниток)».

Автор разработки урока

Учитель технологии

Сиукаева Нэля Шаликоевна.

Предмет –технология (обслуживающий труд).

Раздел: рукоделие (плетение).

Тема урока: «Плетение тесьмы «алдымбыд». Оформление тесьмой декоративных ваз из папье-маше (из ниток)».

«Предки должны надеяться на своих детей,

Дети должны гордиться своими предками».

Ахмедхан Абу-Бакар.

План-конспект урока.

Тип урока: комбинированный.

Дать знания об осетинском плетении тесьмы «алдымбыд», как виде декоративно-прикладного искусства, познакомить с технологией плетения из 3-х и 5-ти нитей.

Познакомить с нетрадиционным использованием тесьмы «алдымбыд».

Задачи урока:

пробудить интерес к культуре своего народа,

ознакомить с видами декоративно-прикладного искусства.

формирование устойчивого интереса к предмету, творческого отношения к труду,

формирование интеллектуальных способностей учащихся,

развитие внимания и логического мышления.

формирование у учащихся навыков совместной деятельности, умение работать в группах,

воспитание любви к родному краю на основе изучения элементов народного творчества.

Метод обучения: информационно-сообщающий , объяснительный, инструктивно-практический.

Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Дидактический материал: иллюстрации, готовые изделия, презентация.

Материально-техническое обеспечение: образцы тесьмы «алдымбыд», нити ирис разных цветов, клей ПВА, клей МОМЕНТ-кристалл, надувные шары, большие иголки, ножницы, готовые «коконы» для ваз.

Общее время урока: 80 минут.

Организационный момент.

Демонстрация изделий, показ презентации.

Инструктаж по технике безопасности.

Практический показ приемов работы.

Практическая работа учащихся.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

1.Организационный момент.

– Здравствуйте. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их.
– Проверьте своё рабочее место. У вас на столе должны лежать: цветные нити ирис, клей, ножницы, надувные шары разной формы, готовые «коконы»

-Ребята, какие виды декоративно-прикладного искусства вы знаете?

Ответы учащихся.

-Одним из важнейших условий для дальнейшего и успешного развития совершенного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества наших предков.

-А какие старинные виды рукоделия у осетин вы знаете?

Ответы учащихся.

-Сегодня мы продолжим знакомство с одним из прекрасных видов декоративно-прикладного искусства, со старинным осетинским рукоделием, плетение «алдымбыд» . Не все сегодняшние рукодельницы знакомы с искусством рукоделия наших предков и мы с вами сегодня будем использовать секреты мастерства наших пробабушек.

3.Демонстрация изделий, показ презентации.

-На первый взгляд плетение может показаться легким занятием, но поверьте мне, это трудоемкое занятие, которое требует мастерства и терпения. Очень широкое применение находил в старину сплетенный на пальцах шнур или тесьма «алдымбыд». Этим шнуром выкладывали узоры на одежде, головных уборах, обуви, бурках и т.д.

-Сейчас я вам покажу какие виды тесьмы применяли наши пробабушки (Демонстрация видов тесьмы).

-«Алдымбыд» плели из разных нитей: хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых - в зависимости от назначения и от материального достатка.

-Обратите внимание на цветовую гамму нитей: белый, желтый, красный, зеленый; есть серебряного цвета и золотого цвета. Серебряный или белый символизировало чистоту и строгость, золотой или желтый – солнце и достаток.

4.Инструктаж по технике безопасности.

5.Практический показ приемов работы.

- Сегодня мы с вами научимся плести тесьму (шнур) «алдымбыд» из 3-х и 5-ти петель. В зависимости от количества нитей он бывает круглым (из 3-х) или плоским(из 5-ти и 7-ми).

Технология осетинского плетения «алдымбыд» из 3-х петель

Нарезаем 3 нити нужной длины и сложим их пополам. Концы нитей крепко зажимает пальцами левой руки помощница, а петли одевает на пальцы мастерица следующим образом:

одну петлю одеваем на указатель­ный палец правой руки,

две другие петли — на указательный палец и средний палец левой руки,

Работают пальцы правой руки. Руки надо держать ладонями вверх, пальцы полусогнуты.

Свободный средний палец ввести в петлю, находящуюся на указательном пальце. Указательным пальцем не вынимая его из петли, подхватить петлю со среднего пальца левой руки движением снизу, протянуть сквозь левую петлю.

Таким образом, на правой руке, где была только одна петля на указательном пальце, теперь оказалось две: на указательном и среднем, а на левой руке, где было две петли, осталась одна - на указательном пальце.

Широко развести руки в стороны. Со стороны помощницы образуется угол – зев, который она подбивает пальцами правой руки, придавая нитям нужное положение.

Далее эти движения повторяются до тех пор, пока тесьма не будет готова. В готовом виде тесьма имеет круглое сечение. Концы готовой тесьмы оформляются в зависимости от назначения.

Технология осетинского плетения «алдымбыд» из 5-ти петель

Нарезаем 5 нитей нужной длины и сложим их пополам. Концы нитей крепко зажимает пальцами левой руки помощница, а петли одевает на пальцы мастерица следующим образом:

одну петлю одеваем на указатель­ный палец правой руки,

вторую петлю — на средний палец правой руки,

а следующие три петли одеваем соответственно на указательный, средний и безымянный пальцы левой руки.

Положение рук такое же, как и при плетении из 3-х петель, т. е. ладони вверх, пальцы полусогнуты.

Начинаем перебирать пальцами той руки, на которой меньше петель, т. е. правой.

Продеваем безымянный палец в петлю, которая надета на соседний средний палец и снимаем ее со среднего пальца на безымянный

Освободившийся средний палец продеваем в петлю, которая находится на указательном пальце, а указательным пальцем, не вынимая его из петли, подхватываем движением снизу петлю, находящуюся на безымянном пальце левой руки, протягиваем ее сквозь петлю указательного пальца правой руки.

Одновременно петля с указательного пальца правой руки оказалась на среднем пальце, а на указательном осталась петля, снятая с безымянного пальца левой руки.

Таким образом, положение петель поменялось: на правой руке теперь 3 петли, а на левой — две. Теперь широко разводим руки, а помощница подбивает угол.

Далее повторяем те же движения попеременно то правой, то левой рукой.

После каждого перебора нитей мастерица разводит руки, а помощница подбивает угол, придавая тесьме необходимую плотность.

6. Практическая работа учащихся.

Плетение тесьмы нитями из 3-х и 5-ти петель.

--А как же в наше время? Где можно применить данный шнур?

Ответы учащихся.

-«Алдымбыд» можно применить также для закладок книг, завязок для волос, браслет и даже скакалок. «Золотным» шнуром «алдымбыд» украшают самые разные изделия: бархатные ожерелья, выполняют вышивку на одежде, головных уборах, обуви.

-Сегодня мы тесьму применим для оформления декоративных ваз из папье-маше (из ниток), но сначала мы должны вспомнить технологию изготовления папье-маше из ниток.

Возможные ответы учащихся по технологию изготовления коконов

Надуем и хорошенько завяжем шарик.

Приготовим рабочее место.

Проколем флакон с клеем поближе к донышку и протянем нитку.

Обматываем шарик не торопясь, пока сеточка «кокона» не станет частой.

Обрежем нитку, кусочек оставим внутри флакона, чтобы не вытекал.

Повесим заготовку сушиться, вымоем с мылом руки.

Вымоем, вытрем насухо и уберём на место иглу и ножницы

Просохший «кокон» берем и прокалываем ее иголкой в нескольких местах, чтобы извлечь шарик.

-Чтобы иметь представление о том, как применить тесьму рассмотрим готовые образцы и еще раз обратимся к нашей презентации.

Вот теперь мы можем фантазировать и украшать наши заготовки.

Разрезаем кокон на две части, вырезаем узоры и оформляем края заготовки - обклеиваем тесьмой «алдымбыд».

Можно сделать напольную декоративную вазу из большого «кокона», при оформлении использовать осетинский орнамент.

7. Подведение итогов.

И так, мы научились плести оригинальный шнур «алдымбыд». Изготовили вазы для фруктов, конфет, для сухих цветов и со вкусом их оформили. Молодцы ребята!

Если вы будете знать и применять искусство наших предков, а в будущем и передавать свой опыт, вы будете истинными гражданами, достойными и гармонично развитыми личностями.

8. Домашнее задание.

Ребята, давайте дома попробуйте применить приобретенные сегодняшние знания и сделать вазу с подставкой из папье-маше используя тесьму. Это вам домашнее задание.

Использованная литература.

1. Залина Даурова. Искусство рукоделия Осетии-Алании. Издательско-полиграфическое предприятие им. Гассиева. Владикавказ 2006.

2. Материальная культура осетин прошлого. www.osetians.com.

Нажмите, чтобы узнать подробности

научить плести объемную композицию «Корзиночка» из атласных лент.

знакомство с историей возникновения техники плетения из лент;

создание объемной композиции способом плетения;

закрепление навыков плетения фенечек;

Организация творческого взаимодействия детей;

формирование эстетического и художественного вкуса;

развитие творческого воображения детей;

воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности;

тренировка внимания; восприятия;

повышение самооценки детей за счёт реального результата работы;

развитие желания самосовершенствоваться в плетении.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран

МАТЕРИАЛЫ: ленты атласные 3 цвета, картон, ножницы, клей ПВА

Наглядный материал: презентация по теме: «Плетение из лент», образец

Ход занятия:

I. Организационный момент. (1 мин)
Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас здоровыми и веселыми. Как я вижу сегодня отсутствует N. Кто может сказать почему?
Сегодня у нас необычное занятие, к нам в гости пришли …
II. Подготовительный этап (2 мин)

На предыдущих 3-х уроках мы с вами уже занимались плетением из лент. Сегодня цель нашего занятия сплести объемную композицию «Корзиночку» из атласных лент.
Перед нами стоят следующие задачи:
Задачи:

знакомство с историей возникновения техники плетения из лент;

создание объемной композиции способом плетения;

закрепление навыков плетения фенечек;

Организация творческого взаимодействия;

формирование эстетического и художественного вкуса;

развитие творческого воображения;

воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности;

тренировка внимания; восприятия;

повышение самооценки детей за счёт реального результата работы;

развитие желания самосовершенствоваться в плетении.

III. Основной этап

а) Вводное слово (4мин)

Очень приятно получать подарки. А ещё приятнее их дарить. Но праздников много, людей, которым хочется сделать подарок ещё больше. И каждый из нас хоть один раз сталкивался с проблемой – «Что подарить?». Иногда люди получают одинаковые подарки, и это не очень хорошо.

А ведь каждому из нас хочется получить в подарок что-то необычное, а ещё лучше, сделанное руками близкого человека. Ведь такой сувенир всегда будет радовать глаз и пробуждать тёплые воспоминания, потому что сделан он с душой, любовью и мыслями о вас.

В последнее время мы всё чаще слышим словосочетание «hand-made». Что же это такое? А это как раз и есть подарки и сувениры, сделанные своми руками. Вещи, несущее в себе тепло человеческих рук. Подарки, сделанные с любовью специально для конкретного человека и , что самое главное – абсолютно уникальные. Да, самодельные подарки отнимают немало времени.

Но задумайтесь, сколько приятных минут вы проведёте, изготавливая сувенир для своего близкого человека. И сколько радости вы увидите в его глазах, когда в торжественной обстановке он достанет из коробочки не двадцатую по счёту ручку или блокнот, а что-то особенное.

Сегодня мы с вами начнём изготовление «корзиночки» из шёлковых лент, которую вы можете подарить своему другу или подруге. И ваша поделка не будет похожа ни на одну другую, изготовленную вашими одноклассниками. Но вначале узнаем, откуда появилась техника плетения из ленточек.

б) Презентация. (5 мин)
в) Подготовка рабочего места (5 мин)

Проверим рабочее место. Нам понадобятся:

- шёлковые ленты трех цветов шириной 5 мм и длиной по 1м;

- Перед началом плетения обработаем концы лент клеем ПВА для предотвращения распускания, т.к. шёлковая лента может быстро распуститься.
г) Самостоятельная работа учащихся.
Сначала вырезаем заготовку из картона, затем наматываем на нее ленточки в виде зигзага.
Ручку корзиночки можно выполнить в любой уже изученной нами технике плетения (из 2-х лент, из 3-х и из 4-х)
Далее плетем цветочки.

IV. Рефлексивный.

Сейчас поменяйтесь работами с соседкой и постарайтесь оценить их по критериям оценки.
По итогам оценок, самая аккуратная работа получилась у N.

V. Итоговый.
Хочется отметить работы N, они хорошо справились с заданием.
Чему вы сегодня научились? Что нового узнали?
Вы хорошо поработали сегодня.
VI. Информационный.
Запишите домашнее задание. На следующий урок нам понадобится 4 атласные ленты шириной 5мм длинной 1 м, клей ПВА, ножницы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Работа с бумагой. Плетение. «Плетень и подсолнух».

1. Цель: Повторить прием плетения.

2. Задачи.

Образовательные: Повторить свойства бумаги. Повторить прием сгибания. Закрепить навык резания по прямой. Повторить прием плетения. Закрепить навык работы с линейкой.

Развивающие: Развивать глазомер. Развивать фантазию и воображение. Развивать мелкую моторику. Развивать усидчивость.

Воспитательные: Воспитывать эстетический вкус.

3. Оборудование: клеёнка, цветная бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш, тряпочка, инструкционная карта (индивидуальная и общая), образец изделия, иллюстрация подсолнуха и плетня.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока технологии в 3 классе "Работа с бумагой. Плетение"»

Конспект урока технологии.

Тема: Работа с бумагой. Плетение. «Плетень и подсолнух».

1. Цель: Повторить прием плетения.

Образовательные: Повторить свойства бумаги. Повторить прием сгибания. Закрепить навык резания по прямой. Повторить прием плетения. Закрепить навык работы с линейкой.

Развивающие: Развивать глазомер. Развивать фантазию и воображение. Развивать мелкую моторику. Развивать усидчивость.

Воспитательные: Воспитывать эстетический вкус.

3. Оборудование: клеёнка, цветная бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш, тряпочка, инструкционная карта (индивидуальная и общая), образец изделия, иллюстрация подсолнуха и плетня.

4. Схема оформления доски.



– Сегодня мы завершим работу с бумагой по технике плетения.

– А какое изделие у нас получится из бумаги с помощью техники плетения, вы постараетесь определить сами после выполнения следующего задания.

-Сто один брат, все в один ряд вместе связаны стоят.

– Кто может объяснить лексическое значение слова «плетень»?

- Жёлтый Демид весь день на солнышко глядит.

– Какое лексическое значение слова «подсолнух»?

А теперь посмотрите на образец на доске, подумайте и скажите, что мы сегодня будем изготавливать?

– Верно. Тема нашего урока. Работа с бумагой. Плетение. «Плетень и подсолнух». (Открывается тема на доске.)

– А как вы думаете, какая задача нашего урока?

– Вы согласны с задачами урока?

– Хорошо. Приступим к выполнению задач.

- Плетень – это изгородь из сплетённых прутьев или веток.

Подсолнух – это растение, которое любит солнце и поворачивается за ним.

Плетень и подсолнух.

Аккуратно выполнить поделку «Плетень и подсолнух» с помощью техники плетения. Увидеть свое изделие на выставке.

2. Анализ образца

– Из каких деталей он состоит?

– А чтобы украсить (разнообразить) нашу поделку, какими предметами её можно дополнить?

– Постарайтесь не упустить (учесть) этот момент при изготовлении своего изделия.

– Какого цвета плетень? Почему?

-Из чего делали плетень?

– Какого они цвета?

– А ещё какого цвета может быть плетень?

– Какого цвета подсолнух?

– А ещё какого цвета он может быть?

– В ваших учебниках «Уроки творчества» [1] на стр. 61 есть рисунок этого изделия

– Откройте стр. 61 (Приложение 2) и рассмотрите рисунок.

(Плетень, подсолнух, крынка или горшок.)

Солнышко, бабочки, пчелы

Коричневый с жёлтым. Эти цвета похожи на цвет прутьев и веток, из которых делают плетень.

– Коричневый, желтый, зелёный

-Коричневый с зелёным.

– Составим план изготовления плетня.

– Смотрим на инструкционную карту. (Приложение 1)

– И так перед вами прямоугольный лист бумаги. С чего начнём работу?

– Посмотрите в учебник. Почему полоски у плетня сверху подрезаны через одну?

– Посмотрите на доску. Я предлагаю вам подрезать полоски по этой горизонтальной линии, чтобы всё было ровно.

– Что ещё необходимо для изготовления плетня?

– Они у вас уже нарезаны. Как будете вплетать полоски?

– И последний этап.

– Составим план изготовления подсолнуха.

– Из каких деталей состоит подсолнух?

– Смотрим на инструкционную карту.

– Какой первый этап изготовления подсолнуха?

– Как выполнить разметку сердцевины?

-Ребята, 7 мм отступите не по линейке, а приблизительно, «на глазок».

– Какой следующий этап.

– Нам необходимы ещё полоски. Они у вас уже заготовлены.

– Как будете вплетать полоски?

– И последний этап.

– На какую деталь будете наносить клей?

– Лист и стебель приклеите к подсолнуху.

– Кому сложно запомнить последовательность выполнения работы, могут обратиться к индивидуальным картам – помощницам. Они лежат у меня на столе.

– Кому нужны индивидуальные карты – помощницы, – встаньте и возьмите их с моего стола.

-1. Сложу основу пополам по длине. 2. Отступи от края 2 см, проведи линию, начерти вертикальные полоски шириной 1 см, разрежь. 3. Разверни лист, сверху сделай разрезы до конца.

-Для красоты. Особенности изготовления плетня.

Приклей отстающие полоски с обратной стороны

-Из лепестков, сердцевины, стебля, листа.

-Обведи шаблоны и вырежи

-Согни круг пополам, найди середину.

-От края отступи 7 мм и проведи дугу.

-Сделай разметку по линии сгиба 5 мм шириной и разрежь

-Вплетай полоски через одну

-Приклей середину к основе

-На основу, лепестки

– Приготовим руки к работе.

Пальчик толстый и большой

За подсолнухом пошёл.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий.

Он сбивает зёрна метко.

А мизинчик – господинчик

В землю зёрнышки сажает.

5. Инструктаж ТБ

Так как нам предстоит работать с ножницами и клеем, давайте вспомним правила работы с ними.
– Как правильно работать с ножницами?

– Как правильно работать с клеем?

-1. Не оставлять ножницы на столе в раскрытом виде.

2. При вырезании ножницы держать в одном направлении острыми концами от себя.

3. Передавая ножницы, держать их за острые концы.

-1. Не оставлять клей открытым.

2. Не наносить на деталь слишком много клея.

3. Если клей попал на кожу, вытереть её тряпкой, а в конце работы вымыть руки.

6. Самостоятельная работа

Приступаем к работе. В конце урока мы организуем выставку работ. Выбирать лучшие работы будут те. Кто быстрее всего справится с заданием.

7. Подведение итогов

-С каким приемом обработки бумаги мы познакомились сегодня на уроке?

-Практически у всех получились хорошие работы

– Лучшие – на доске.

– Почему именно эти работы попали на выставку?

– Ребята, у которых изделия не попали на выставку, ещё раз рассмотрите свои работы. Какие недочёты вы в них видите?

– Но вы не расстраивайтесь. При изготовлении следующих изделий вы постарайтесь учесть эти недостатки. И тогда ваша работа обязательно попадёт на выставку.

-Аккуратные. Точно выполнена разметка. Полоски ровно вплетены.

-Не очень аккуратные. Много клея. Не точно выполнена разметка. Неправильно вплетены полоски.

-Понравилось ли вам плести из бумаги.

- Что для вам показалось сложного?

-Какое применение можно найти вашим работам?

-Выполнить точно разметку. Вплести полоски в правильной последовательности

-Подарить кому-нибудь, повесить дома.

9. Оценивание работ

За работу на уроке 5 получают ученики: (список детей).

Оценку 4 получают (список детей).

5. Литература: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. Учебник для 2 класса. Самара, «Дом Федорова». 2013, 112с.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ плетение.docx

Тема занятия: «Плетение плоской тесьмы»

Цель: Научить плести плоскую тесьму.

Задачи : Освоить прием плетения плоской тесьмы;

Закрепить знания о видах тесьмы;

Воспитывать внимание, аккуратность;

Прививать любовь к народным традициям;

Развивать эстетический вкус, координацию движения рук.

Ход занятия.

Педагог: Здравствуйте! Сегодня на занятии мы с вами подробней рассмотрим один из видов тесьмы – плоскую тесьму и освоим технику плетения плоской тесьмы. На прошлом занятии мы с вами говорили о народных художественных промыслах адыгов , в частности об одном из сложных разделов техники(технологии) – плетении.

Вспомните, с какими видами плетения мы с вами познакомились?

Дети: Плетение тесьмы, плоские плетения, круглые плетения, ажурные плетения шнуров, плетеные шарики, узлы.

Педагог: Какие виды тесьмы вы узнали на прошлом занятии?

Дети: Плоская тесьма, круглая тесьма (шнур), раздваивающаяся тесьма, сливающаяся тесьма, разноцветная тесьма, переплетающаяся тесьма, односторонняя тесьма, смешанная тесьма, прямоугольная тесьма, полукруглая тесьма, плетение сутажа.

2. Объяснение нового материала

Педагог: Каждый вид имеет свою технологию плетения, но все они начинаются одинаково: при участии в плетении двух исполнителей один из них вытягивает одну руку с полусогнутым указательным пальцем, другой сгибает левую руку с полусогнутым указательным пальцем, а правой рукой наматывает на согнутые пальцы несколько витков нити. Начало и конец нити связываются в узелок.(2 слайд) При отсутствии напарника нити наматываются на полусогнутый указательный палец левой руки исполнителя и гвоздик, вбитый в доску.

Расстояние между согнутыми пальцами исполнителей зависит от длины требуемой тесьмы.

Для плетения плоской тесьмы берут по одному витку нити на указательный, средний и безымянный пальцы левой руки, на средний и безымянный пальцы правой руки( слайд 3).

Свободный от нитей указательный палец правой руки несколько отводят направо вниз и проводят между нитями первого витка, что на среднем пальце, справа налево, снизу захватывают самую нижнюю нить с безымянного пальца левой руки. (слайд 4) Затем нити на пальцах левой руки перемещают вниз на один палец: виток со среднего пальца передается на безымянный, а с указательного пальца – на средний.(слайд 5)

Освободившийся от витка нити указательный палец левой руки несколько отводят налево вниз и проводят его между нитями первого витка, что на среднем пальце, слева направо, снизу захватывают самую нижнюю нить с безымянного пальца правой руки, снимают виток и вытягивают его полусогнутым пальцем.(слайд 6)

После этого нити на пальцах правой руки опускают вниз на один палец, освобождают указательный палец(слайд 6), и процесс плетения повторяется. Нити выбирают поочередно то правой, то левой рукой. После каждого перебора нитей соисполнитель легкими ударами пальца или костяного ножа, простого карандаша или ручки прибивает нити и уплотняет плетение.(слайд 7) Раньше для такой цели использовали «закаленный клык» кабана (клык семикратно протаскивали через речку туда и обратно). Считалось, что тем самым клык кабана «закалялся», т.е. очищался. (слайд 7)

После окончания плетения следует тесьму отутюжить.

3. Физ минутка.

Педагог: -Прежде чем приступить к процессу плетения вы должны запомнить основные правила:

1. Витки нити должны находиться на первом сгибе каждого пальца.

2. При захвате нити указательным пальцем во избежание потери витка желательно придерживать нить большим пальцем той же руки. Большой палец не только способствует лучшему захвату нити, но также расширяет виток, между нитями которого протягивают другой виток.

3. натяжение нитей при плетении и удары для уплотнения тесьмы должны быть одинаковыми и равномерными.(слайд 8)

Только при этих условиях получается гладкая ровная тесьма.

4. Практическая работа

Воспитанницы разбиваются на пары и под руководством педагога отрабатывают процесс плетения: правильное наматывание витков нити на пальцы, связывание концов нитей в узелок и правильное плетение. Витки делаются не большими, чтоб воспитанницы могли меняться местами.

5. Анализ работ подведение итогов

Молодцы! Все сегодня потрудились хорошо. Вы все сегодня хорошо потрудились, на мой взгляд, у всех всё получилось. Скажите, а, что чувствуете вы? Все ли довольны результатом своего труда?

Читайте также: