Византийское плетение цепочки своими руками

Обновлено: 24.04.2024

Доброго времени суток! Сегодня мы хотим рассказать вам об одном из самых красивых базовых кольчужных плетений, известном как Византийское (оно же Byzantine, Etruscan, Birdcage, Fool's Dilemma, Idiot's Trap, Idiot's Delight, Bird's Nest)

Для работы нам понадобится следующее:
- тонкогубцы (утконосы) для работы с бижутерией

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 1
Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 2

принципиально важно использовать тонкогубцы без насечки, иначе при работе кольца будут портиться (царапаться). На фото выше два варианта тонкогубцев: изогнутые и прямые. Можно использовать любой вариант. Мы лично используем пару загнутых в ведущей руке и прямые в ведомой;

- набор готовых колечек

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 3

в данном случае берём колечки внешним диаметром 5,5мм и толщиной проволоки 1мм;
-один час времени

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 4

Берем открытое кольцо, цепляем на него четыре закрытых кольца.

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 5

Закрываем кольцо и добавляем ещё одно, тоже продевая его через четыре закрытых.

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 6

в результате первых двух шагов получаем кусочек цепочки "2 в 2"

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 7

Теперь разворачиваем крайние кольца в обратном направлении и цепляем кольцо за них между двумя средними кольцами.

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 8

Добавляем ещё одно кольцо и получаем половинку звена византийской цепочки.

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 9

За крайние кольца цепляем ещё два кольца,

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 10

и за них ещё два.

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 11

Дальше нужно повторить третий шаг (развернуть крайние кольца и поставить два кольца между предыдущими)

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 12

В результате получаем полное звено византийской цепочки.

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 13
Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 14

Далее плетём цепочку выполняя шаги 4, 5 , 3 до нужной длины. В качестве застёжки можно использовать карабин или тогл, на ваш выбор.

В процессе работы обратите внимание на то, как вы закрываете колечки, - неплотно закрытое кольцо может царапаться, цепляться за одежду и искривлять плетение. Старайтесь закрывать их "стык в стык".
Перед тем, как цеплять застёжку, убедитесь, что крайние кольца цепочки лежат в одной плоскости (как на картинке после шага 5); если крайние кольца повёрнуты (как на картинке после шага 3 ), то следует добавить ещё половинку звена цепочки. Теперь можно цеплять замочек.
Вот пример готового браслета византийского плетения с карабином

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 15

Это плетение можно использовать и как самостоятельный готовый браслет, и как основу, на которую можно цеплять бусины, подвески, и всё, что ваша творческая натура пожелает.

Но на этом интересное не заканчивается!
Можно использовать разные размеры колец.

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 16

На этом браслете мы использовали кольца диаметром 8мм и толщиной 1,2мм. На шаге 1 следует зацепить 5 закрытых колец (вместо исходных 4) и на шаге 3 продеть 3 кольца (вместо исходных двух). Получится суровый объёмный браслет с очень гибким плетением.
Это же плетение подходит и для жёстких объёмных плетений

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 17
Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 18

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 19
Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 20

На самом деле мы даже представить не можем, когда закончатся варианты этого плетения, и предлагаем вам творить вместе с нами, ставить творческие эксперименты и придумывать что-то новое, интересное и прекрасное!

Фотографии технического процесса взяты из мастеркласса Cristian Badea "Byzantine Chainmaille Tutorial"


Задав вопрос в сообществе "Сделай Сам" о интересе читателей к плетению цепочек "бисмарк", я получил положительный ответ. В одном из комментариев человек выложил фотографию варианта плетения, которое на оригинальном ресурсе называлось "Кардинал":


С него решил и начать. На самом деле это византийское плетение, которое после пайки и обработки на многих ресурсах именуется как "лисий хвост". Вариаций его обработки много, не буду их затрагивать, т.к. из доступных на данный момент материалов у меня только медная проволока, а из инструментов дрель, кусачки, тонкогубцы и электрический 100 Ваттный паяльник. Если более-менее аккуратно собрать и спаять плетение "бисмарк" таким набором еще можно, то вот с византийским так уже не выйдет, припой некрасиво растечется по кольцу. Да и паять его одно мучение, с учетом количества колец.

Итак, начнем с выбора материала. Набрал я несколько разных проводов, но более-менее удобным для работы оказался ПРППМ 2х0,9. Купил его 3 метра, цена 14р за метр. На фото осталась одна жила, вторая уже ушла в работу :):


Толщина провода ~0.6-0.65мм:


В качестве ригеля использовал вязальную спицу 3, реальная толщина 2.8мм:


Эти два параметра взаимосвязаны. От их соотношения будет зависеть плотность сплетенной цепочки. В моем случае толщина ригеля великовата, звенья достаточно подвижны, что не очень красиво выглядит в конечном итоге. Из плюсов — легче плетется. Я нашел еще два ригеля, 2.7мм и 2.4мм. С первым разницы никакой особо я не заметил, а со вторым кольца получались слишком маленькими, звенья не собирались. Оптимальным для данной проволоки думаю будет ригель 2.5-2.6мм, опытным путем уже подобрать нужно будет.

Следующий этап, навивка пружины для колец. Оптимально использовать ручную дрель, фиксируя ее в тисках. Под рукой только электродрель, с регулировкой оборотов курком. Можно так же использовать шуруповерт. А можно и вручную крутить патрон, накручивая проволоку (будет неудобно с жесткой проволокой). Для начала навивки, вставляем конец проволоки между двумя кулачками и накрутив одно кольцо, плотно прижимаем проволоку к навитой и потихоньку вращая дрель, делаем пружинку. Я использую немного другой метод. Сделав пару витков, беру отрезок этой же проволоки и загнув завожу его между витками:


И далее уже придерживая пальцами проволоку и этот отрезок, навиваю спираль уже с нужным шагом. Вот для сравнения навивка с отрезком (справа) и просто виток к витку:


Если навито виток к витку, то так же вставляем отрезок проволоки и прогоняя отрезок по всей спирали, задаем шаг между витками:


В конце навивки будьте аккуратны, торчащий кончик может пропороть палец.

Получается такая пружинка:


Данный способ навивки лично мне удобен. Благодаря шагу между витками, звенья легко собираются и дополнительно разводить их не нужно. Далее нарезка звеньев. Нарезаю я их кусачками, хотя можно распилить ручным лобзиком. Но:
1. Его нет
2. Нужна достаточно тонкая пилка, а они очень хрупкие и легко ломаются
3. На мой взгляд лобзиком выходит не сильно быстрее, чем кусачками

Единственный плюс лобзика, при сборке без пайки, стык получается более аккуратный. Но если паять, то абсолютно никакой разницы нет, припой заполнит стык и видно не будет. Кусачки я использовал самые обычные, немного обработав их болгаркой с толстым кругом:



Без обработки они слишком толстые и не удобно работать. По нормальному их нужно заточить более аккуратно, но болгаркой это слишком филигранная работа, я побоялся их испортить. Как обживусь точилом, облагорожу профиль. Итак, нарезка:


Стараемся резать стык в стык. Когда губки тонкие, это достаточно легко. Резать лучше всего самым кончиком, так рез выйдет более ровный. По итогу получаем кольцо для звеньев будущей цепочки:


Таким же образом распускаем всю пружинку:


Как только набьется рука, делается это быстро. Итак, мы готовы к сборке цепи. Для непосредственной сборки понадобятся тонкогубцы:


Лучше использовать тонкогубцы без насечек, для бижутерии, они будут меньше повреждать металл. Но у меня только такие обычные:


Если работать ими аккуратно и сильно не сдавливать, повреждений они не оставляют. С более жесткой проволокой так уже не выйдет.

Приступаем к сборке.

1. Нам нужно закрыть 4 кольца:


2. Берем одно открытое кольцо и вдеваем в него 4 закрытых:


Закрываем его. Продеваем в эти 4 кольца еще одно, рядом с первым и так же закрываем. Получается 3 пары колец:

3. Далее берем два крайних кольца с любой стороны, прижимаем их к противоположным, разводим в стороны центральные кольца:


И вдеваем между ними новое кольцо под края прижатых боковых:



Замыкаем кольцо и продеваем точно так же второе кольцо, замкнув его:


Получается такое звено:


Далее нам нужно продеть еще 2 пары колец, как в пункте 2. Первая пара:



Мы снова получили последовательно соединенные 3 пары колец. Повторяем операцию из 3 пункта, снова прижимаем два крайних кольца к противоположным, разводим центральные кольца:


Между ними продеваем в разведенные боковые сначала одно:


Затем второе кольцо и замыкаем их. Получаем уже 2 звена:


И таким образом плетем всю цепочку.

Для примера я собрал браслет. На концах звеньев остается по 2 кольца, в них я продел еще по одному колечку. Замок взял с бижутерии жены, он под серебро, что не вяжется по цвету. Но все же придает законченный вид:


Как видно, медь быстро темнеет, хватило одного дня носки браслета. В живую смотрится поинтересней, чем на фото, за счет отблеска металла. На фото поймать нужный ракурс не получилось, плохое освещение и приходилось фотографировать с подсветкой, от чего потемневший металл получился тусклым. Хотел дополнить информацией о том, как сплетать 2 конца цепочки, но уперся в лимит по фото. Встроенный редактор не позволяет повторно использовать загруженное фото. Если кто не разберется, могу в комментариях выложить последовательность с фотографиями.

Данное плетение крайне простое и в целом имеет вид без какой-то дополнительной обработки. Подойдет для разработки мелкой моторики и усидчивости. Для дальнейшей обработки и придания формы, без пайки уже не обойтись и медь, как основной материал, не пойдет. Оптимальным будет мельхиор. Он дешевый, можно купить готовую проволоку, он более тугоплавкий чем серебро и его легко паять серебряным припоем. Работы с этим металлом будут позже, когда я соберу недостающий инструмент и материалы.

Надеюсь статья была полезна. Когда-то в школе я зарабатывал карманные деньги на подобных поделках. Не знаю какие сейчас нравы у современной молодежи :). Но думаю ребенка такое занятие увлечет, да и взрослому побаловаться тоже захочется. Я вот например залип на вечер, пока собирал данный браслет.


Задав вопрос в данном сообществе о интересе читателей к плетению цепочек "бисмарк", я получил положительный ответ. В одном из комментариев человек выложил фотографию варианта плетения, которое на оригинальном ресурсе называлось "Кардинал":


С него решил и начать. На самом деле это византийское плетение, которое после пайки и обработки на многих ресурсах именуется как "лисий хвост". Вариаций его обработки много, не буду их затрагивать, т.к. из доступных на данный момент материалов у меня только медная проволока, а из инструментов дрель, кусачки, тонкогубцы и электрический 100 Ваттный паяльник. Если более-менее аккуратно собрать и спаять плетение "бисмарк" таким набором еще можно, то вот с византийским так уже не выйдет, припой некрасиво растечется по кольцу. Да и паять его одно мучение, с учетом количества колец.

Итак, начнем с выбора материала. Набрал я несколько разных проводов, но более-менее удобным для работы оказался ПРППМ 2х0,9. Купил его 3 метра, цена 14р за метр. На фото осталась одна жила, вторая уже ушла в работу :):


Толщина провода ~0.6-0.65мм:


В качестве ригеля использовал вязальную спицу 3, реальная толщина 2.8мм:


Эти два параметра взаимосвязаны. От их соотношения будет зависеть плотность сплетенной цепочки. В моем случае толщина ригеля великовата, звенья достаточно подвижны, что не очень красиво выглядит в конечном итоге. Из плюсов — легче плетется. Я нашел еще два ригеля, 2.7мм и 2.4мм. С первым разницы никакой особо я не заметил, а со вторым кольца получались слишком маленькими, звенья не собирались. Оптимальным для данной проволоки думаю будет ригель 2.5-2.6мм, опытным путем уже подобрать нужно будет.

Следующий этап, навивка пружины для колец. Оптимально использовать ручную дрель, фиксируя ее в тисках. Под рукой только электродрель, с регулировкой оборотов курком. Можно так же использовать шуруповерт. А можно и вручную крутить патрон, накручивая проволоку (будет неудобно с жесткой проволокой). Для начала навивки, вставляем конец проволоки между двумя кулачками и накрутив одно кольцо, плотно прижимаем проволоку к навитой и потихоньку вращая дрель, делаем пружинку. Я использую немного другой метод. Сделав пару витков, беру отрезок этой же проволоки и загнув завожу его между витками:

И далее уже придерживая пальцами проволоку и этот отрезок, навиваю спираль уже с нужным шагом. Вот для сравнения навивка с отрезком (справа) и просто виток к витку:


Если навито виток к витку, то так же вставляем отрезок проволоки и прогоняя отрезок по всей спирали, задаем шаг между витками:


В конце навивки будьте аккуратны, торчащий кончик может пропороть палец.

Получается такая пружинка:


Данный способ навивки лично мне удобен. Благодаря шагу между витками, звенья легко собираются и дополнительно разводить их не нужно. Далее нарезка звеньев. Нарезаю я их кусачками, хотя можно распилить ручным лобзиком. Но:
1. Его нет
2. Нужна достаточно тонкая пилка, а они очень хрупкие и легко ломаются
3. На мой взгляд лобзиком выходит не сильно быстрее, чем кусачками

Единственный плюс лобзика, при сборке без пайки, стык получается более аккуратный. Но если паять, то абсолютно никакой разницы нет, припой заполнит стык и видно не будет. Кусачки я использовал самые обычные, немного обработав их болгаркой с толстым кругом:



Без обработки они слишком толстые и не удобно работать. По нормальному их нужно заточить более аккуратно, но болгаркой это слишком филигранная работа, я побоялся их испортить. Как обживусь точилом, облагорожу профиль. Итак, нарезка:

Стараемся резать стык в стык. Когда губки тонкие, это достаточно легко. Резать лучше всего самым кончиком, так рез выйдет более ровный. По итогу получаем кольцо для звеньев будущей цепочки:


Таким же образом распускаем всю пружинку:


Как только набьется рука, делается это быстро. Итак, мы готовы к сборке цепи. Для непосредственной сборки понадобятся тонкогубцы:


Лучше использовать тонкогубцы без насечек, для бижутерии, они будут меньше повреждать металл. Но у меня только такие обычные:


Если работать ими аккуратно и сильно не сдавливать, повреждений они не оставляют. С более жесткой проволокой так уже не выйдет.

Приступаем к сборке.

1. Нам нужно закрыть 4 кольца:


2. Берем одно открытое кольцо и вдеваем в него 4 закрытых:


Закрываем его. Продеваем в эти 4 кольца еще одно, рядом с первым и так же закрываем. Получается 3 пары колец:


3. Далее берем два крайних кольца с любой стороны, прижимаем их к противоположным, разводим в стороны центральные кольца:



И вдеваем между ними новое кольцо под края прижатых боковых:



Замыкаем кольцо и продеваем точно так же второе кольцо, замкнув его:


Получается такое звено:


Далее нам нужно продеть еще 2 пары колец, как в пункте 2. Первая пара:



Мы снова получили последовательно соединенные 3 пары колец. Повторяем операцию из 3 пункта, снова прижимаем два крайних кольца к противоположным, разводим центральные кольца:


Между ними продеваем в разведенные боковые сначала одно:


Затем второе кольцо и замыкаем их. Получаем уже 2 звена:


И таким образом плетем всю цепочку.

Для примера я собрал браслет. На концах звеньев остается по 2 кольца, в них я продел еще по одному колечку. Замок взял с бижутерии жены, он под серебро, что не вяжется по цвету. Но все же придает законченный вид:


Как видно, медь быстро темнеет, хватило одного дня носки браслета. В живую смотрится поинтересней, чем на фото, за счет отблеска металла. На фото поймать нужный ракурс не получилось, плохое освещение и приходилось фотографировать с подсветкой, от чего потемневший металл получился тусклым. Хотел дополнить информацией о том, как сплетать 2 конца цепочки, но уперся в лимит по фото. Встроенный редактор не позволяет повторно использовать загруженное фото. Если кто не разберется, могу в комментариях выложить последовательность с фотографиями.

Данное плетение крайне простое и в целом имеет вид без какой-то дополнительной обработки. Подойдет для разработки мелкой моторики и усидчивости. Для дальнейшей обработки и придания формы, без пайки уже не обойтись и медь, как основной материал, не пойдет. Оптимальным будет мельхиор. Он дешевый, можно купить готовую проволоку, он более тугоплавкий чем серебро и его легко паять серебряным припоем. Работы с этим металлом будут позже, когда я соберу недостающий инструмент и материалы.

Надеюсь статья была полезна. Когда-то в школе я зарабатывал карманные деньги на подобных поделках. Не знаю какие сейчас нравы у современной молодежи :). Но думаю ребенка такое занятие увлечет, да и взрослому побаловаться тоже захочется. Я вот например залип на вечер, пока собирал данный браслет.

Византийское плетение цепочки

Высококлассные ювелиры знают массу способов превратить классическую цепочку в элегантный аксессуар. Одним из самых популярных является византийское плетение. Такие модели смотрятся поистине благородно и привлекают всеобщее внимание. На зря этот способ плетения еще называют королевским.


Особенности

Византийское плетение является разновидностью техники бисмарк. При изготовлении подобной цепочки объединяют одинаковые квадратные, круглые или овальные звенья. Обвиваясь между собой, они создают причудливый узор. Такую цепь иногда именуют «лисьим хвостом».





Модели ювелирных изделий, будь то цепочки на шею или браслеты, не нуждаются в дополнительных элементах декора. Это самодостаточное украшение, способное затмить любые аксессуары. Оно и без того приковывает к себе взгляды. Поэтому дополнительные кулоны, подвески и прочие элементы превратят благородное украшение в безвкусный аксессуар. Задача колье с королевским плетением – чётко, но ненавязчиво подчеркнуть статус своего владельца.



Техника лисий хвост довольно сложная. Она требует высокой квалификации мастера. Поэтому такое изделие в магазине будет стоить куда дороже простой цепочки, аналогичной по весу. На изготовление одной модели уходит очень много времени.



Толщина изделия влияет на стиль, которому соответствует данное украшение. Массивное колье предназначено для мужчин. Женщины могут надеть его на торжество. В качестве повседневного украшения оно уместнее выглядит на более зрелых людях. Юным девушкам золотые королевские цепочки стоит надевать на особые вечерние мероприятия. А вот тонкое колье из серебра прекрасно дополнит лук для дневной прогулки с подругами или свидания.




Преимущества

Ювелирные украшения, выполненные византийским плетением, очень прочные. Выбирая такое изделие в подарок можно не сомневаться, что оно будет служить долгие годы и радовать своего владельца безупречным видом и качеством. Любые другие распространенные виды изделий уступают по прочности лисьему хвосту. Чтобы порвать цепь с венецианским плетением необходимо приложить нечеловеческие усилия. Поэтому украшение можно носить не снимая, без боязни его потерять.



Данный вид ювелирного искусства выглядит очень презентабельно. Изделия, выполненные в технике венецианского плетения, смотрятся одновременно интересно, торжественно и сдержанно. Такое колье подчеркивает отменный вкус своего владельца.

Талантливые мастера экспериментируют в процессе создания своего шедевра, объединяя между собой звенья различных оттенков металла, а также глянцевые и матовые элементы. Великолепно смотрится двуцветная стальная цепь. В ювелирных магазинах встречается цепь Византия, которая выделяется своей толщиной. Такие драгоценности подойдут исключительно для торжественных образов.







Византийское плетение гармонично смотрится на изделиях любой длины. Браслеты и цепочки, выполненные в технике лисий хвост, нравится и мужчинам, и женщинам. Королевское плетение даже применяют при создании объемных деталей – подвесок и брелоков.




За счет различных видов обработки звеньев, ювелиры достигают определенных эффектов, которые делают изделия еще более оригинальными.

  • Собранный лисий хвост. Делается из спиралей, которые закручиваются в различных направлениях. В каждом звене насчитывается шесть элементов, соединенных вручную тонкой проволокой. Такой шедевр ювелирного искусства стоит крайне дорого.
  • Круг. Очень прочный вид плетения. Внутренние связки звеньев распределяются равномерно, отчего разорвать такую цепь практически невозможно.
  • Полукруглое плетение. У элементов в таком изделии меньше радиус загиба.
  • Квадрат. В сечении цепочка имеет квадратную форму. Подходит для более массивных изделий.




Любой из вышеперечисленных видов венецианского плетения отличается высокой прочностью и по-своему красивый.

Если возникло желание необходимость дополнить колье крестиком или кулоном, то следует учитывать, что масса подвесок не должна превышать массы цепочки. Это правило касается украшений с любым плетением. Тяжелый декор способен испортить основное изделие. А в случае с королевской цепочкой, массивные подвески могут отрицательно повлиять на изысканность драгоценности.

В моем гнездышке можно найти много интересного для тех, кто любит рукодельничать. Кроме рукоделия (вышивка, шитье, плетение кружев, изготовление ювелирных украшений), можно будет почитать о всяком разном и попутешествовать вместе со мной.

Pages

About Me

Miss Eagle Hi, My name is Victoria. Reading my blogs you can learn about me, my hobbies and my travells. I like to create things with my own hands. View my complete profile

Подсмотрщики :)

Архив блога

Счетчик посещений

Карта посетителей

Гости

Места отдыха

Thursday, 7 June 2012

Как сплести византийскую цепь

Пока я в отпуске и есть много свободного времени, мне захотелось сделать мастеркласс по выполнению византийской цепи. Конечно, таких мастерклассов в интернете полно, но я хочу показать как это классическое плетение выполняю я.


1. Для браслета мне обычно нужно 180 колец из проволоки толщиной 1мм и внутренним диаметром 3.5мм. Перед началом работы я закрываю 60 колец.

2. Навесить на одно кольцо 4 закрытых. Провести еще одно кольцо через те же 4 закрытых.


3. Получается сдвоеная цепочка из трех сдвоеных звеньев.

4. Отвернуть последние два кольца назад и развести вторую пару так, чтобы можно было между ними проложить новое кольцо.


5. Новое кольцо закрываем и добавляем еще одно кольцо рядом с только что вставленым.

6. После соединения первых восьми колец византийской цепи получается то, что показано на самой правой картинке.



7. Открываем одно кольцо и вешаем на него 2 закрытых кольца и сделаную ранее цепь.

8. Добавляем второе кольцо к одиночному. У нас опять образуется цепочка из трех сдвоеных колец.


9. Отворачиваем крайние два кольца и продолжаем повторять последовательность (шаги 4-8)

Читайте также: