Алгоритм пришей банты информатика 3 класс
Добавил пользователь Дмитрий К. Обновлено: 06.10.2024
Программа школа 2100. Информатика. 3 класс.
начало
выйди из шкатулки
подойди к платью
пришей бант
все банты пришиты?
остались платья?
зайди в шкатулку
конец
фея подарила Золушке шкатулку с волшебной иголкой, которая без ниток могла пришивать банты.Золушка попросила иголку украсить несколько её платьев. Нарисуй стрелки на схеме алгоритма, впиши пропущенные команды и слова ДА и НЕТ. Обведи на схеме команды, которые выполняются ровно столько раз, сколько платьев нужно украсить.
Во втором прямоугольнике нужно написать "подойди к платью" и обвести эту рамку зеленым карандашом.
Нужно нарисовать стрелки вниз.
От треугольника в котором написано "остались платья?" нужно провести стрелку со словом "ДА" до второй черной стрелки(после фразы "выйди из шкатулки).Рамку "остались платья?" тоже надо обвести зелёным цветом.
Перед словом "конец" есть пустая рамка,там напиши "иди в шкатулку",а у стрелки которая ведёт к этой рамке нужно написать "НЕТ"
И последнее.От треугольной рамки с вопросом "все банты пришиты?" идёт стрелка вниз,рядом с ней напиши слово "ДА".И нужно самому провести стрелку до стрелки вниз от фразы "подойди к платью" и у новой стрелки написать слово "НЕТ"
Мы делали это в классе,в прошлом году поэтому должно быть правильно:)
Наверно библиотека, 10 букв.
Пример
Введите через пробел границы интервала: 121 400
Укажите число для поиска кратных ему: 8
Количество чисел равно 35
2. В этой задаче все совсем просто. Читаем очередное число p, находим остаток от деления p на восемь. Если он ненулевой, проверяем, чтобы остаток от деления p на 10 был равен двум. Если и это верно, добавляем p к накапливаемой сумме s. Так поступаем n раз.
begin
var n:=ReadInteger('n=');
var s:=0;
var p:integer;
for var i:=1 to n do begin
Read(p);
if p mod 8 <> 0 then
if p mod 10 = 2 then s:=s+p
end;
Writeln('Сумма отобранных чисел равна ',s)
end.
Пример
n= 8
127 32 222 45 80 832 702 29
Сумма отобранных чисел равна 924
Оборудование: учебник “Информатика в играх и задачах”, ручка, карандаши.
Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами проведем урок обобщения по теме “Алгоритм и его алгоритмические структуры”, вспомним с вами все, что было пройдено и изучено на предыдущих уроках информатики. И этот урок у нас с вами пройдет в необычной форме. Мы совершим путешествие в сказку, а вот в какую сказку, и кто ее герой придется отгадать вам самим. Итак, слушайте.
- Это герой сказки
- Девочка
- Трудолюбивая
- Скромная
- Добрая
- У нее было двое злых сводных сестер
- Она очень хотела попасть на бал
Молодцы ребята, вы правильно отгадали и сказку, и героиню сказки. А кто мне опишет Золушку, какая она была? (Ответы детей.) Кто помогал Золушке по дому? (Ответы детей.) А кто помог ей попасть на бал? (Ответы детей.)
Но так как никого из героев сказки на уроке у нас с вами сегодня нет, поэтому в роли помощников Золушки будете вы – ученики.
II. Основная часть.
Итак, вы, конечно, знаете, что злая мачеха и две ее дочери всегда заставляли выполнять Золушку все их поручения. Она и готовила, и мыла посуду, и убирала по дому, и шила платья. В этот раз мачеха заставила ее перебирать фасоль. Давайте же мы ей поможем.
Упр. 21 стр. 18 (алгоритм “Разбери фасоль”).
Ребята рассмотрите рисунок. В виде чего представлен наш алгоритм? (В виде блок-схемы.) Что такое блок-схема? (Это алгоритм, в котором команды записываются в геометрические фигуры, соединенные стрелочками.) Что обозначает стрелочка? (Какую команду выполнять следующей.) Что записывают в ромб? (Условие, вопрос.) Что записывают в прямоугольник? (Команды, действия.) Прочитайте данные в задании команды-подсказки. Что пропущено в командах-подсказках? (Откуда Золушка будет брать фасолину, что ей потребуется открыть и каких два предмета ей нужно приготовить – мешок и две корзины: круглую и овальную.)
Какой вопрос можно записать в первом ромбике? (Фасолина белая? Фасолина черная?) Молодцы! Здесь действительно можно записать любой из этих двух вопросов. Во что будем класть черную фасоль? (В круглую корзину.) А белую? (В овальную.) До каких пор будем перебирать фасоль? (Пока мешок не опустеет.) Какое же условие будет во втором ромбике? (Мешок пустой?) Если мешок опустел, то идет на конец выполнения алгоритма. Если же мешок не опустел, на какую команду будем возвращаться? (Возьми фасолину из мешка.)
А теперь возьмите любой цветной карандаш и обведите те команды, которые выполняются много раз. Сколько их получилось (5: возьми фасолину из мешка, фасолина белая, положи в овальную корзину, положи в круглую корзину, мешок пустой.). Где они все находятся? (Внутри большой стрелки.) Как называют эту алгоритмическую структуру? (Цикл.) А как называют алгоритмическую структуру, в которой в зависимости от ответа на вопрос, мы выполняем различные действия? (Ветвление.)
Молодцы, ребята! Вот мы и помогли Золушке выполнить первое ее задание. Думаю, что теперь злая мачеха будет довольна.
А тут подоспели две сестры Золушки, которые тоже нагрузили ее работой.
Мы сестричке загадали
То, что сами не узнали.
Где тут цикл, а где ветвленье?
Отвечай без промедленья.
Дети, нам необходимо помочь Золушке отгадать по схеме вид алгоритма. Только делать это нужно тихо, чтобы сестры не заметили, что мы ей помогаем. Если на схеме, которую я показываю, – ветвление, вы показываете 2 пальца; если же цикл, то рисуете в воздухе круг (игра заканчивается, когда все схемы разгаданы.)
Ребята придумайте задачи по этим блок-схемам. (Дети придумывают свои варианты задач. Например, такие:
а) Приди на кухню. Посмотри, чисто ли на ней. Если грязно – вытри пыль, вымой пол, иначе – иди назад в комнату.
б) Подойди к раковине. Возьми губку. Намыль ее. Включи воду. Возьми грязную тарелку. Вымой ее. Если есть еще грязные тарелки, то повтори действия с команды “возьми грязную тарелку”, иначе – выключи воду, положи губку, отдыхай.)
Ребята, пока мы с вами помогали Золушке разобраться со схемами и придумать к ним алгоритмы, мачеха со своими дочерьми гуляла в саду и услышала интереснейшую новость – скоро бал, на который приглашаются все девушки королевства вместе с родителями, принц будет выбирать себе невесту. Мачеха с дочерьми начала готовиться к балу. Золушка тоже. Но ей было поставлено условие, что она поедет на бал, только если сошьет своим сестрам и мачехе платье за одну ночь. Золушка, конечно, расстроилась, на бал ей не попасть. Нам необходимо ей помочь.
Упр. 28 стр. 23 (алгоритм “Пришей банты”).
Ребята рассмотрите внимательно рисунки и блок-схему к заданию. Скажите, каких команд здесь не хватает? Допишите их. (Долети до платья, вернись в шкатулку.) Прочитайте вопрос в первом ромбике. Если все банты на платье пришиты, куда будем двигаться? (Вниз.) Иначе? (Идем на команду “Пришей бант”.) Прочитайте вопрос во втором ромбике. Если платья остались, куда двигаемся? (Возвращаемся на команду “Долети до платья”.) Иначе? (Двигаемся вниз.) какие алгоритмические структуры вам даны в этом задании? (Два цикла, один вложен в другой.) А теперь возьмите любой цветной карандаш и обведите те команды, которые выполняются ровно столько раз, сколько платьев нужно украсить. (Долети до платья, остались платья.)
Отлично поработали. Золушка управилась вовремя. Устала она, прилегла на кровать и уснула. И приснилось ей во сне… А вот, что приснилось вам нужно отгадать.
Диктант по клеточкам: ←1 ↓1 ←1 ↓3 ←1 ↑1 ←1 ↓5 →3 ↑2 →1 ↓2 →3. Этот диктант по клеточкам не закончен. Вам необходимо закончить алгоритм и построить фигуру.(Замок.)
(На доску вывешивается картинка замка.)
Проснулась утром Золушка. Ходит невеселая. На бал то ей поехать можно, да вот вопрос – в чем? Нет у нее бального платья. Только она пригорюнилась, откуда не возьмись, появилась ее крестная – добрая фея, которая подарила ей бальное платье, да и все аксессуары необходимые к нему. (На доску вывешивается картинка Золушки в бальном платье.)
А мы выполняем упр. 4 стр. 5.
Нам необходимо по готовому алгоритму выполнить задание. Для этого понадобятся цветные карандаши. Назовите действие, тот или иной выполняет Золушка на каждом рисунке. (Ответы детей.) Какие рисунки нужно было раскрасить? (Золушка смотрится в зеркало, надевает туфельку, садится в карету.) В каком порядке раскрашенные рисунки нужно пронумеровать и почему? (1– смотрится в зеркало, 2 – надевает туфельку, 3 – садится в карету.)
Молодцы, ребята. Справились с заданием. Наша с вами Золушка поехала на бал. Увидел ее принц и влюбился в нее. Предложил ей стать его женой. Золушка дала согласие, так как она тоже в него влюбилась. Нам же золушка прислала письмо и подарки.
Письмо: Дорогие третьеклассники! Спасибо вам большое за оказанную мне помощь. Вы очень хорошие и умные ребята. Ваши знания и сноровка выручали меня в самые трудные моменты моей жизни. Оставайтесь такими же добрыми, отзывчивыми, готовыми придти на помощь. На память о себе девочкам дарю разукраску “Принцесса”, а мальчикам – ручку. Желаю девочкам найти своих принцев, а мальчикам – принцесс. До свидания! До новых встреч! |
На этом ребята наше путешествие в сказку закончено. На дом вам задание: нарисовать рисунок к сказке “Золушка”, составить алгоритм по одной из сегодняшних блок-схем. На этом урок окончен. Всем большое спасибо!
Тип урока: Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.
Общедидактическая (предметная) цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.
- Познакомить учеников с понятиями “алгоритм действия”, “команда алгоритма”;
- Научить составлять и выполнять алгоритмы.
Методы обучения: Словесный, наглядный, элементы частично-поискового.
-
карта для путешествия;
- команды для составления алгоритма;
- раздаточный печатный материал из тетради 3 класса “Информатика в играх и задачах” по программе Горячева А.В. (упр. 3 изменено)
ФОПД: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Форма учебного занятия (нетрадиционная) – урок-путешествие.
1-й уровень: знать понятия “алгоритм”, “команда”, уметь определять правильный порядок выполнения шагов.
2-й уровень: знать понятия алгоритм, команда, уметь определять правильный порядок выполнения шагов, уметь выделять этапы действия.
3-й уровень: знать понятия алгоритм, команда, уметь определять правильный порядок выполнения шагов, уметь выделять этапы действия, уметь рассуждать по данной теме.
-
Мотивация.
- Актуализация субъектного опыта.
- Целеполагание.
- Организация восприятия.
- Организация осмысления.
- Организация первичного закрепления.
- Первичная проверка понимания (в ЗБР).
- Анализ.
- Рефлексия.
Данный открытый урок проводился в другой школе на чужом классе. С детьми я общалась всего 2 раза. Детям урок очень понравился. Комиссии тоже. Поэтому я предлагаю его вам. Сам урок переделан по-новому, только из тетради А.В. Горячева взяла печатный материал, где упражнение 3 переделала.
ПОВЕСИТЬ КАРТУ (Рисунок 1), НА КАРТУ РИСУНОК КОМПЬЮТЕРА, СВЕРХУ ЗАМОК НАРИСОВАННЫЙ, ЗАКРЫТЬ ШТОРКОЙ, РАЗДАТЬ ПЕЧАТНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Ход урока
I. Организационное начало урока (2 мин.).
Всем доброе утро! Я рада вас видеть. Сегодня урок информатики у вас проведу я. Меня зовут Любовь Леонидовна. На уроке у нас присутствует очень много гостей. Посмотрите на них, улыбнитесь, улыбнитесь друг другу и посмотрите на меня. На уроке нам потребуется: ручка, цветные карандаши или фломастеры, карточки. Вы узнаете много нового.
II. Вместе с учителем в ходе беседы формулируют тему урока, ставят цели достижения учебной задачи (5 мин.).
Странно, нам пришло письмо (Приложение 2), вы хотите узнать, что в нём? Давайте его прочитаем. Кто может решить пример с объяснением? (Приложение 3). (Приложение 4) и (Приложение 5) (с одной стороны печатаются буквы, с другой цифры и разрезается)). (К детям лицом находятся цифры, те цифры, которые они получат в ответе решения примера, их нужно перевернуть и прочитать какое слово получится).
С какой планеты пришло письмо? Как вы думаете, какая тема нашего урока? (АЛГОРИТМ) А чему мы будем с вами учиться? Запомните цели нашего урока. Мы с вами будем учиться выделять этапы действия и составлять алгоритм.
На уроке Вы должны быть внимательны, собранны, сосредоточены.
III. Изучение нового материала (15 мин.).
Сегодня мы проведём необычный урок информатики. Ребята, мы отправимся в сказочное виртуальное путешествие на ЛЕТАЮЩЕЙ ТАРЕЛКЕ. А теперь закройте глазки. (ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ)
(ОТКРЫТЬ ШТОРКИ, ВЫКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ). Открываем глаза. Посмотрите, куда мы попали? Перед нами карта планеты АЛГОРИТМОВ. Но, что такое? Посмотрите, она закрыта на замок. Какой большой а мы попали.на закрыта на замок. замок. Вы хотите туда попасть? Чтобы открыть ворота надо отгадать трудную, очень трудную загадку. Слушайте меня внимательно:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И даёт прогноз погоды.Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно же – … (КОМПЬЮТЕР)
А давайте-ка проверим, компьютер ли спрятался за воротами? Откроются ли ворота?
Посмотрите, на какую сказочную планету мы попали. Мы будем путешествовать вместе с жителями этой планеты Янтом и Бобом. Они помогут нам выполнить задания урока. У нашей планеты Алгоритмов есть 4 станции. Ну, как, постараемся выполнить задания? Мы с вами отгадали загадку про компьютер.
А теперь подумайте и скажите, что можно делать на компьютере? (с помощью компьютера дети могут играть, рисовать, компьютер может использоваться при создании мультфильма, рекламного ролика; для управления автомобилем, для проведения обследования на приёме у врача).
Как вы думаете, может ли компьютер сам без участия человека, захотеть порисовать или поиграть? А почему? (Компьютер не может действовать самостоятельно. Для управления его действиями человек составляет подробные задания – компьютерные программы).
А ещё компьютер может быть встроен внутри стиральной машины, фотокамеры, автомобиля, самолёта, космического аппарата.
Ребята посмотрите на картинку. Кто это? Правильно, робот. Обязательно внутри робота есть компьютер. Есть ли у робота мозг? Кто управляет действиями робота? (Робот – это машина. Мозга у него нет. Мозг есть у человека, у животных. Действиями робота управляет человек). Для робота, как и для компьютера, очень важно правильно составить задание.
Чтобы описать действия надо разбить его на части, а части называют шагами. Если робот часто выполняет одно и то же задание, то удобнее сохранить его – в особой электронной памяти робота. План действий (последовательность шагов) – это и есть алгоритм действия. Вы уже умеете действовать по плану. План действий – это АЛГОРИТМ. Например, пришить пуговицу, убраться в комнате, сложить двузначные числа, открыть дверь ключом, сделать бутерброд, распорядок дня. Кто может привести свой алгоритм?
Каждый шаг в алгоритме принято называть КОМАНДОЙ. В начале алгоритма принято записывать команду “НАЧАЛО”, а в конце – команду “КОНЕЦ”.
Мы пойдём на станцию № 1 которая называется “Сказочный лес”, а сопровождать нас будет робот Боб. Посмотрите внимательно на карту. Здесь растут цветы, фрукты. А деревьев мало, давайте каждый посадим дерево. Если каждый из нас посадит дерево, представьте, как зазеленеет планета.
1. Пронумеруй рисунки по порядку и составь задание для Боба: запиши команды алгоритма “Посади дерево”. (Упр.1) |
Давайте рассмотрим рисунки. Что на них нарисовано? Как пронумеруем действия?
(РАБОТА НА ДОСКЕ)
-
Начало
- Принеси лопату, лейку и саженец
- Выкопай ямку
- Поставь саженец в ямку
- Засыпь ямку землёй
- Налей воды в лейку
- Полей саженец
- Отнеси лопату и лейку
- Конец
Что получилось на доске? Что такое алгоритм? Алгоритм, какого действия получился? Из чего состоит алгоритм? Какая команда первая? Какая команда (последняя)? Мы справились с этим заданием? Чему вы научились, выполняя это задание? (разбивать действия на шаги, составлять алгоритм).
К нам в гости пришёл робот. Робот хочешь выполнить с нами физкультминутку? Встали все.
Раз подняться, потянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять руками помахать,
Шесть за парту сесть опять.
Давайте поиграем в игру “РОБОТ”. Проводим робота? Кто ему даст команды, чтобы он вышел за дверь?
IV. Первичная проверка понимания изученного (11 мин.).
Мы пойдём на станцию № 2, которая называется “Фруктовый сад”, а сопровождать нас будет инопланетянин Янт. Стр. 2
2. Почему заболел Янт? Найди на рисунках ошибки в его действиях. Объясни ему, как нужно есть банан: допиши алгоритм. (Упр. 2) |
Что нарисовано на картинках? Какие ошибки он допустил? (Ест банан вместе с кожурой; очистил банан, но ест кожуру, а не мякоть; не выбросил кожуру, куда полагается, поскользнулся и упал). Почему он заболел? Выполнять это задание будем в парах.
-
Начало
- Вымой руки
- Возьми банан
- Вымой банан
- Очисти банан
- Съешь очищенный банан
- Выбрось кожуру в урну (6 и 7 можно поменять местами)
- Конец
Чему вы научились, выполняя это задание? (Составлять алгоритм действия). Мы уже прошли 3 станции и научились … Можно ли идти дальше?
V. Закрепление новых знаний и способов действий (7 мин.).
Станция № 4 “В мире сказок”. А вот кто нас будет сопровождать? Посмотрим на стр. 4. задание № 4. Прочитаем про себя, что там написано.
Из какой сказки эти картинки? Что нарисовано на картинках? Читаем и выполняем алгоритм. Работаем индивидуально. Почему сделал так?
Чему вы научились, выполняя это задание? (ВЫПОЛНЯТЬ АЛГОРИТМ). Какой командой заканчивается любой алгоритм? (КОНЕЦ) Вот и время нашего путешествия заканчивается. Мы прошли все станции и успешно справились со всеми заданиями, предложенными жителями планеты Алгоритмов. Янт и Боб прощаются с нами. Полетим на нашей летающей тарелке обратно в класс. Закрываем глаза. (МУЗЫКУ ВКЛЮЧИТЬ, ЗАКРЫТЬ ШТОРЫ). Открываем глаза.
VI. Подведение итогов урока и информация о домашнем задании (3 мин.).
В какую страну мы путешествовали? С какими героями познакомились? Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему научились? (Сегодня вы узнали, что действие можно описать с помощью алгоритма, что алгоритм состоит из команд, учились составлять и выполнять алгоритмы.)
Какие цели мы ставили в начале урока? Выполнили задуманное? Молодцы, нам удалось выполнить цели урока, потому что вы были внимательны, сосредоточены и активны.
- поиграть на перемене в игру РОБОТ;
- составить алгоритм по управлению роботом и на перемене поиграть в игру “РОБОТ”;
- составить свой алгоритм любого действия.
VII. Рефлексия (2 мин.).
Ребята у вас у каждого на столах лежит по 2 человечка. Один оранжевый (ПОКАЖИТЕ), который обозначает радость, успех, удовольствие, интерес. А другой – зелёный (ПОКАЖИТЕ), обозначает трудности, преграды. Если вам на уроке было интересно, легко, понятно, то возьмите в руки оранжевого человечка. А если трудно и что-то осталось непонятно, то зелёного. Поднимите над головой и возьмите его на память.
Знания, умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся в ходе данных уроков.
- уметь применять мыслительную операцию сравнения;
- иметь представление о мыслительных операциях анализа и синтеза;
- уметь осуществлять анализ задачи;
- уметь составлять простейшие алгоритмы;
- уметь находить и исправлять ошибки в алгоритме;
- уметь выполнять простейшие операции на компьютере.
Литература, используемая при подготовке к урокам.
1. Б.Хантер "Мои ученики работают на компьютерах", Москва "Просвещение", 1989 год.
2. Программно-методические материалы "Информатика", Москва, издательский дом "Дрофа", 1999 год.
3. А.Зарецкий, А.Труханов "Я был в компьютерном городе", Москва "Просвещение", 1990 год.
4. Выпуски журнала "Информатика и образование".
5. Выпуски газеты "Информатика".
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма проведения урока: рассказ, беседа; практическая работа на компьютере.
- компьютеры на базе процессора Pentium IV;
- ПМК “Роботландия” (исполнитель “Перевозчик”);
- рисунок маленького робота по имени Зип;
- плакат и изображением роботагде для каждого из устройств робота указано его назначение;
- плакаты с заданием.
1. Организационный момент – 4 мин.
2. Объяснение нового материала:
Постановка проблемы – 5 мин.
Эвристическая беседа – 6 мин.
Игра “РОБОТ” - 6 мин.
3. Физкультминутка – 1 мин.
4. Обобщение и систематизация знаний:
Разбор задачи “Перевозчик из ПМК “Роботландия” – 7 мин.
Работа на компьютере – 10 мин.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы сегодня снова с вами в компьютерном классе. И тема сегодняшнего урока - “Алгоритмы”.
(Обратить внимание на присутствующих. Снять напряжение.)
Но, прежде чем вы запишете тему урока, посмотрите в окно – какое сегодня голубое небо, деревья покрылись серебристым снегом, на улице морозец, наступила зима. А у нас в классе тепло и от ваших улыбок солнечно.
А сейчас давайте откроем тетради, запишем число и тему нашего урока. Молодцы!
Постановка проблемы.
Учитель. У меня есть друг по имени ЗИП. Зип - это маленький робот. Он очень послушный,
ничего не делает без моих точных указаний.
Однажды я дала своему другу указание - пойти на кухню, очисть для меня банан и принеси мне. И знаете, что он сделал? - принес мне очистки от банана. "Зип, - обратилась я к нему, где банан?" В ответ я услышала - "Я точно выполнил твои указания" (Можно разыграть эту историю с учениками).
- Где я допустила ошибку?
- Почему робот неправильно понял мою команду?
- Какие будут предложения: как я должна сформулировать указание, чтобы Зип принес мне банан, а не очистки от него?
Эвристическая беседа
Учитель беседует с учащимися о роботах, которых они видели в фильмах, о которых читали в книгах и журналах.
Следует заострить внимание учащихся на том, что хотя роботы производят большое впечатление, но они могут выполнять только те действия, которые предусмотрены конструкцией, или программами, разработанными человеком.
Учащиеся рассматривают и обсуждают вывешенный на доске плакат с изображением робота, на котором для каждого из устройств робота указано его назначение.
1. Что такое робот? (Машина)
2. Есть у робота мозг? (Нет).
3. У кого есть? (Человек, животное)
4. Кто управляет роботом? (Человек).
- Ребята! Кто даст определение роботу?
(Робот - это машина. Управляет роботом человек через компьютер. Компьютер - это мозг робота. В каждом роботе заложена программа, где указаны команды ему. Эти команды должны быть четкими, правильными и описаны в определенной последовательности.)
Учитель объясняет правила игры. Один из учащихся будет выступать в роли робота, которому необходимо выполнять определенные задания, а другие поочередно будут давать ему команды, выполнение которых “роботом” должно обеспечить выполнение этого задания.
Задание для “робота”: дойти от дверей класса до доски и вытереть ее (выполнить два варианта).
Следует обсудить с классом, какие команды понятны роботу: понимает ли он фразу "иди к доске" или ему необходимо сказать "сделай один шаг вперед", "поверни направо" и т.д.
Сравнить все варианты и проанализировать каждый.
В ходе обсуждения учитель может предложить, например, такие вопросы:
1. Какой из вариантов правильный, т.е. более понятен роботу? Почему?
3. Выбирая правильный вариант, что мы делали? (Сравнивали), т.е. применяли мыслительную операцию сравнения.)
4. Какая команда должна быть последней? (Стоп.) Почему?
5. Давая команды роботу, что мы составили? (Алгоритм).
Учителю следует еще раз обратить внимание учащихся на то, что такое алгоритм.
III. Физкультминутка
Учитель.
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
Разбор задачи “Перевозчик” из ПМК “Роботландия”.
Учащиеся занимают места за компьютером и обсуждают задачу.
Перевозчику нужно перевести с одного берега на другой волка, козу и капусту.
- в лодке кроме Перевозчика может поместитьмя только одно животное или капуста;
- если на берегу нет Перевозчика, волк съедает козу, а коза – капусту. Попробуйте перевести животных и капусту с одного берега на другой.
- Какие будут предложения по условию задачи? (Ребята предлагают различные варианты решения задачи).
- Что нам дано? (Перевозчик, волк, коза и капуста).
- Что нам нужно сделать? Для этого прочитаем справку к задаче, нажав клавишу F1. (Перевезти на другой берег всех, но так, чтобы волк не съел козу, а коза капусту).
- Ребята, что вы сейчас делали? (Разбирали задачу)
- Как такая операция называется? (Анализ)
Учитель записывает на доске: АНАЛИЗ.
- Давайте попробуем собрать задачу по шагам.
Если будут ошибки, сделать вместе, разобрать.
- Ребята, а что мы сейчас делали? (Собрали задачу, т.е. собрали целое.)
- Как такая операция называется? (Синтез)
Учитель записывает на доске: СИНТЕЗ.
- Как называется вся запись решения задачи? (Алгоритм).
- Теперь выполните эту задачу на компьютере.
Работа на компьютере.
Ребята приступают к работе на компьютере.
V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Учитель. Ребята! как, вы это высказывание понимаете? (Ребята приводят свои варианты на эту фразу).
Учитель отмечает ребят, которые наиболее активно работали на данном уроке.
Домашнее задание. Придумать алгоритм работы сказочного робота.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Форма проведения урока: рассказ, беседа; практическая работа на компьютере.
- компьютеры на базе процессора Pentium IV;
- ПМК “Роботландия” (исполнитель “Монах”);
- Плакат с вариантами игры “Ханойская башня”.
- Организационный момент – 2 мин.
- Повторение – 3 мин.
- Проверка выполнения домашнего задания – 10 мин.
- Игра “Ханойская башня” - 10 мин.
- Физкультминутка – 1 мин.
- Практическая работа на компьютере – Ханойская башня с тремя кольцами – 10 мин.
- Подведение итогов двух уроков. Домашнее задание – 4 мин.
I. Организационный момент.
Учитель. Ребята, мы снова в компьютерном классе. И прежде чем начать урок, давайте улыбнемся и подарим тепло своих улыбок друг другу.
II. Повторение.Учитель. Вспомним тему предыдущего урока. (“Алгоритмы”.)
- Кто ответит, что такое алгоритм? (Ребята приводят различные варианты).
Учитель. О чем мы еще говорили на предыдущем уроке? (Ответы ребят). Правильно, мы обсуждали, что такое сравнение, анализ и синтез.
III. Проверка домашнего задания.
Учитель. Ребята, дома вы должны были составить алгоритм работы сказочного робота. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Можно разобрать несколько примеров.
IV. Игра “Ханойская башня”Учитель: прежде чем приступить к практической работе, я хотела бы вас рассказать еще одну историю.
Одна из самых любимых игрушек в младшей группе детского сада - пирамидка с цветными кольцами. Кольца нанизаны на стержень так, что для любой пары колец, нижнее больше верхнего.
Есть страны, где такой игрушкой любят играть не только дети, но и взрослые.
В давние-предавние времена, в тех далеких краях, где сейчас расположена страна Вьетнам, в древнем городе Ханое жили монахи, которые придумали игру, очень похожую на детскую пирамидку. У них была одна полная пирамидка, а от двух других только пустые стержни.
По имени города эта игра называется Ханойская башня. В игре требуется перенести кольца с одного стержня на другой, используя везде один стержень (промежуточный). Правила игры очень просты:
- за одно действие можно перенести только одно кольцо;
- любое кольцо можно укладывать либо на большее кольцо, либо на свободный стержень.
Нетрудно догадаться, что, чем больше колец на пирамидке, тем труднее игра. Давайте попробуем на доске сыграть в Ханойскую башню с двумя кольцами.
1. Перенести малое кольцо со стержня 1 на стержень 2 (промежуточный стержень)/
2. Перенести большое кольцо со стержня 1 на стержень 3 – (окончательный стержень).
3. Перенесити малое кольцо со стержня 2 на стержень 3.
Давайте попробуем записать команды (шаги) двумя числами: первое из них обозначает номер стержня, с которого кольцо снимается, а второе - номер стержня, на который кольцо одевается.
Запись будет выглядеть так:
1 - 2 | 1 - 3 | 2 - 3 |
- Как еще можно перенести кольца, т.е записать команды (шаги).
Запись будет выглядеть так:
- Посмотрите на оба варианта. Что можно сказать про записи? Чем они отличаются? (Оба варианта правильные, только в варианте №1 окончательным стержнем является стержень №3, №2 - промежуточный, а №1 -исходный. В варианте №2 стержень №1 - исходный, №2 -окончательный, а №3 – промежуточный.)
- Что мы сейчас с вами делали (сравнивали оба варианта).
Следует обратить внимание: такой метод получения информации называется сравнение.
Учитель. Мыслительная операция сравнения - это установление общего и различного в задаче.
- Приведите пример сравнения (Ребята приводят свои примеры; следует разобрать каждый пример).
- Решая задачу, что мы делали? (Разбили задачу на шаги).
- Как выполняются эти шаги? (Последовательно друг за другом).
- Ребята, как называется такая последовательность? Правильно, называется алгоритмом. - Привести примеры составления алгоритма (меню в столовой, расписание уроков и.т.д.).
Практическая работа.
Задание. Попробуйте, ребята, переложить Ханойскую башню из трех колец.
Давайте порассуждаем. Что здесь самое главное? (Переложить нижнее, большое кольцо).
Вопрос классу: почему трудно переложить большое кольцо? (Его нельзя класть ни на какое другое кольцо, а только на пустой стержень).
Дети приступают к самостоятельной работе на компьютере.
Вопросы к классу:
1. Что у вас записал компьютер справа? (Шаги, команды, которые давали компьютеру).
2. Как такая запись называется? (Алгоритмом) 1-3; 1-2; 3-2. Пользуясь этим алгоритмом можно перенести три кольца с любого стержня на любой.
3. Сколько шагов-команд у каждого?
4. Где решается быстрее задача? (Где меньше шагов, т.е. короче алгоритм).
Умея перенести 2,3 кольца можно научиться перекладывать 4,5,6,7 колец, т.к. у вас есть алгоритм переноса 3-х колец.
Но этим мы займемся на другом уроке.
Подвести итоги двух уроков
1. Чему мы научились на уроках? (Строить алгоритм, применять мыслительную операцию сравнения, делать анализ задачи).
Закрепление: что такое сравнение (установление общего и различного в задаче);
что такое алгоритм? (Набор предписаний, команд, выполненных последовательно друг за другом).
Учимся составлять «правильный» алгоритм. Учимся записывать алгоритмы с помощью блок-схемы. Учимся восстанавливать команды алгоритма, которые стоят не по порядку. А так же узнаем, кто правильно составил алгоритм: двоечник или отличник. А ещё сходим за покупками и упакуем подарок.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Схема алгоритма"
Давайте рассмотрим с вами такую ситуацию.
Двоечник получил задание. Расставить картинки в таком порядке, в котором можно слепить снеговика, то есть составить алгоритм «Снеговик».
Давайте, посмотрим, как двоечник справился с этим заданием.
Посмотрите внимательно и подумайте, правильно ли ученик составил картинки? НЕТ! Что-то у него не получилось. Разве можно сначала сделать нос снеговику, а потом только поставить второй ком. Нет! Не можем мы в таком порядке лепить снеговика. На помощь пришёл ещё один ученик, и по виду совсем не отличник, и решил помочь. Сказал, что здесь лишние картинки. И составил свой алгоритм.
А теперь правильно составлен алгоритм? Да! Теперь алгоритм составлен верно! И у нас получится настоящий снеговик.
Давайте подумаем, какой мы можем сделать вывод из этой ситуации?
Правильно составленный алгоритм – залог того, что будет получен требуемый результат. Правильный алгоритм составить очень нелегко. Каждая команда должна быть точной и понятной для всех.
Посмотрите внимательно на этот алгоритм.
Совсем непонятно: куда идти, что принести. Команды описаны неточно, неверно.
А теперь посмотрите на этот алгоритм.
Команды записаны в алгоритме точно, понятно всем. Каждая команда алгоритма после своего завершения даёт определённый результат, позволяющий выполнить следующее действие.
Подумайте, а можно ли выбросить какую-либо команду из нашего алгоритма «Снеговик»? Разве можно надеть колпак на голову снеговику, если мы не поставили третий ком на второй? Нет! Из правильно составленного алгоритма не получится выбросить ни одной команды. Выполнение каждой следующей команды не возможно без выполнения предыдущих команд.
Подумай, измениться ли порядок лепки снеговика в Москве, Минске или Киеве? Нет! Если алгоритм составлен верно, то его результат будет одинаков, независимо от места его выполнения. А какой результат выполнения алгоритма «Снеговик»? Снеговик будет слеплен!
А как вы думаете, алгоритм «Соберись в школу» будет одинаковый в Киеве, в Минске или Москве? Конечно! Так давайте из предложенных команд составим алгоритм «Соберись в школу».
Команды в алгоритме стоят не по порядку. Наша задача, просмотреть команды пронумеровать их в правильном порядке. Итак!
В повседневной жизни алгоритм часто записывается в виде предложений, которые расположены в порядке их выполнения. Запись алгоритма с помощью слов, называется словесным способ записи алгоритма. Существуют и другие способы записи алгоритма, например, графический, где при составлении алгоритма используются геометрические фигуры. Этот способ используют для того, чтобы представить алгоритм нагляднее и понятнее.
Действие команды записывается внутри прямоугольника. Особые команды «Начало» и «Конец» алгоритма записываются в прямоугольнике со скруглёнными углами.
Каждое графически обозначенное предложение алгоритма называется блоком. В блок записывается только одна команда. Без выполнения предыдущей команды, не может быть выполнена следующая. Поэтому блоки соединяются по порядку стрелочками и образуют блок-схему.
Любая блок-схема алгоритма начинается с блока Начало и завершается блоком Конец.
Давайте теперь, для алгоритма «Соберись в школу» заполним блок-схему этого алгоритма.
Мы уже знаем, что блок «начало» и блок «конец» графически отличаются от блоков, в которых записываются команды алгоритма. Первый блок – это блок «начало».
Далее идут блоки, в которых записываются команды алгоритма.
И последний блок – блок «конец».
Блок-схема алгоритма «Соберись в школу» готова!
А что здесь произошло?
Кто-то разрушил блок-схему алгоритма «Покупки». И нам придётся её восстановить. Мы уже знаем, что блок-схема любого алгоритма начинается с блока
«начало».
Посмотрим внимательно на остальные команды и подумаем, какая команды будет следующей? Конечно:
Взять деньги и список продуктов.
Далее: Дойти до магазина.
Затем: Купить по списку нужные продукты.
Конечно: Вернуться домой.
И: Разложить продукты по местам.
Блок схема алгоритма восстановлена и будем надеяться, что её больше никто не разрушит.
Мы все любим ходить в гости и дарить подарки. А ведь перед тем, как подарить подарок, надо его красиво упаковать, не так ли? Попробуем это сделать.
Итак! У нас есть: подарок, упаковочная бумага и ленточка. И нам предложен заранее составленный словесный алгоритм действий, по которому мы должны оформить подарок.
Но, если мы внимательно посмотрим на этот алгоритм, то увидим, что действия перепутаны местами и алгоритм не верный. Нельзя обвязать лентой подарок, который ещё не взяли. И нам придётся исправлять ошибки.
Давайте попробуем, составить блок-схему алгоритма «Оформить подарок!»
Конечно, она начинается блоком «Начало».
Далее: Взять приготовленный подарок.
Аккуратно обернуть подарок красивой упаковочной бумагой.
Ошибки исправлены, и наша блок-схема алгоритма составлена.
А теперь давайте повторим то, то вы узнали сегодня на уроке. Прочитайте вопросы и подумайте:
Для ответа, на какие из этих вопросов необходимо составить алгоритм?
* Как пришить пуговицу?
* Что такое «континент»?
* Как приготовить салат?
* Почему желтеют листья?
* Как зовут героев сказки «Снежная королева»?
* Как почистить зубы?
* Что делать, если не включается компьютер?
Конечно! На вопросы:
* Как пришить пуговицу?
* Как приготовить салат?
* И Как почистить зубы?
Можно составить алгоритм. А для остальных составлять алгоритм не нужно.
Вспомните, а какими способами можно записать алгоритм?
Конечно: словесным способом и графическим (блок-схемой).
Давайте определим, где графический способ записи, а где словесный?
Словесным способом записи алгоритма называется запись алгоритма с помощью слов.
Значит слева – словесный способ, а справа графический.
В графическом способе записи алгоритма (блок-схеме) используются блоки, в которых записываются команды. А особые команды «Начало» и «Конец» алгоритма записываются в прямоугольнике, со скруглёнными углами. И все блоки между собой соединяются стрелочками.
Надеюсь, что теперь при составлении алгоритмов у вас не будет никаких проблем.
Читайте также: