Белорусскую куклу сшить

Обновлено: 22.04.2024

Мастер-класс по изготовлению народной куклы Десятиручка

Тряпичная кукла была очень популярна у славянских народов. Особо почитались куклы-мотанки у женщин. Она служила оберегом, талисманом, а порой просто подружкой, которой можно было поведать все свои печали и радости. Особый интерес вызывает Десятиручка. Эта необычная куколка имеет десять рук. Не от сюда ли пошло выражение: «У меня не десять рук. », так иногда говорят, когда не успевают завершить все дела. Вот и мастерили себе славянские женщины помощницу — куколку-талисман, заговорённую на успех в делах. Делали её иногда из соломы, такую куколку заговаривали на определённое дело и когда работа была сделана талисман сжигали. А вот Десятиручку из ткани хранили и зачастую такой талисман получала в подарок молодая хозяйка.
Попробуем вместе смастерить тряпичную куклу Десятиручка.

Для изготовления куколки ростом 19-20 см потребуется.

В бодром расположении духа и добром здравии начинаем мастерить куклу-талисман Десятиручка.

Берём белую ткань и сворачиваем её по долевой в плоский валик, прежде чем сделать последнюю закрутку край подогните, чтобы срез оказался внутри.

Перегибаем валик пополам

Отступив от сгиба 4 см перематываем заготовку нитью, таким образом определили линию головы. Перевязку делаем не туго, иначе ткань заморщится. Далее перематываем крестом по груди и спине, затем по линии талии.

Берём лоскут цветной ткани, предназначенный для рук. Кладём изнанкой вверх, определяем середину (17, 5 см) и к этой центральной линии загибаем края.

Закручиваем заготовку в рулетик, край не забываем загнуть внутрь, чтобы спрятать срез. Перевязываем концы валика нитью, отступив от края 1-1,5 см. Так же делаем перевязку и по центру заготовки. Таким образом делаем пять закруток. Это и есть руки куколки.

Берём туловище и в перевязку между головой и талией, слегка раздвинув половинки скрученной ткани, вставляем руки.

Далее будем наряжать нашу Десятиручку. Берём ткань для сарафана, кладём лицевой стороной вверх, по центру располагаем куколку лицом вниз. Руки предварительно немного поднимем вверх и слегка перевяжем нитью, иначе не получится примотать сарафан выворотным способом. Нижний край ткани проходит на 1 см ниже линии талии.

Заворачиваем ткань вокруг куколки. Края должны заходить друг на друга на 1,5 — 2 см. Приматываем ткань по линии талии под руками, попутно присбаривая материал.

Выворачиваем сарафанчик т.е опускаем вниз.Нить, которой были перевязаны руки убираем. Далее делаем причёску. Берём прядь льняного очёса (или пряжи), слегка раздвигаем две половинки головы и продеваем в образовавшуюся петельку прядь льна. Получившиеся две пряди разделяем на три и заплетаем в косу.

Косу опускаем вниз, голову по лини лба перевязываем кружевом. На затылке делаем аккуратный узелок. Лишнее кружево срезаем. Оставляем кончики 1,5 — 2 см. Сверху перевяжем ленточкой так, чтобы краешек кружева чуть выглядывал.

Примотаем передник. Лоскут ткани, предназначенный для фартука накладываем лицевой стороной на лицо куколки и приматываем по линии талии, затем опускаем вниз. Куколка Десятиручка готова.


Почему куклы обереги делают без лиц?

Внешняя особенность таких обережных вещиц – это отсутствие лиц и много разноцветной красивой одежды, волос, сплетенных в косы, тесьмы, бус, лент, цветов и прочих атрибутов. Если на кукле нет лица, знайте, это посыл на то, чтобы не персонифицировать и обезличить вещь, которая должна выполнить свою функцию на энергетическом и ментальном плане.

По древним поверьям считалось, что если на кукле изображены глаза, рот, нос, брови, уши, щеки, подбородок, то она якобы будет привлекать больше внимания злых духов. Считалось, что такие куклы больше притягивают низкие вибрации и силы, опосредованные целью паразитировать на людях.

Безликая же кукла не только признавалась неодушевленным предметом для нижних миров, но еще и недоступным для влияния на нее разносторонних нежелательных сил. Предполагалось, что кукла имеет множество эмоций, что она живет почти как человек, испытывая и горе, и радость. Потому и конкретные эмоции изображать на ней бессмысленно.

Роспись пасхальных яиц

В пору, когда пасхальных наклеек не существовало, а праздник хотелось сделать ярким и красивым, белорусы не обходились луковой шелухой, а расписывали пасхальные яйца узорами.

На Пасху делали как крашенки, так и писанки. Если крашенки (полностью окрашенные в один цвет яйца) делают и сейчас, то о писанках (яйца, расписанные узорами), многие подзабыли. А ведь существует даже традиционная белорусская техника такой росписи.


Расписывать пасхальные яйца не так сложно. Для этого нужен в первую очередь расплавленный воск (подойдут даже обычные восковые мелки) и медная проволока либо игла или крючок для вышивания. Расплавленный воск наносится крапинками или штрихами, так получается узор. Потом яйцо нужно опустить в краситель, а позже убрать застывший воск. Подойдет и обратный порядок: можно наносить воск уже на окрашенное яйцо. Это самый простой вариант писанки, а раньше мастера изображали на яйцах даже целые пейзажи или религиозные сюжеты.


Конечно, пасхальное яйцо – не самый долговечный сувенир. Но это символ воскресения, и дарить его на Пасху – древний обычай. Поэтому ваши близкие обязательно оценят подарок, да и ваше собственное ощущение праздника станет ярче.

Научить искусно расписывать пасхальные яйца вас могут в Музее яйца, расположенном в Вилейке.

Заклинание вуду на деньги

Валяные игрушки и украшения

В былые времена шаповалы свое основное время тратили на практичные и обязательные в быту вещи: валяли из шерсти валенки, шапки, шарфы и многое другое. Многие и сегодня не откажутся от таких теплых и качественных деталей в гардеробе. Особенно активно шаповальство возрождают в Дрибинском районе, там есть специальный музей этого вида творчества и агроусадьбы, где можно приобрести валенки, научиться делать их самому и даже заговорить на тайном языке шаповалов.


Но валенки каждый день делать не будешь, для начала можно освоить небольшие игрушки, брошки и бусы из войлока. Достаточно знать технику сухого валяния, взять нужный материал, большую специальную иголку – и творить.


Валянию обучают во многих музеях и центрах ремесел Беларуси. И с несложными поделками справляются даже маленькие дети.

Магия вуду на деньги — ритуал с 80 свечами

Вуду — не самый простой раздел колдовства. Он часто бывает связан с труднодоступными компонентами, дороговизной атрибутов и другими трудностями. Так, один из обрядов магии вуду на деньги требует наличия 80 свечей.

Сорок свечей нужно связать в одну, а остальные — расставить по комнате, в которой будет проходить ритуал вуду на деньги. Зажгите все 80 свечей. Нарисуйте мелом круг на полу — в нем вы будете сидеть все время, пока не завершите обряд. В круг возьмите с собой связку из 40 свечей, а также тарелку с горстью монет одного цвета.

Итак, сядьте в круг, положите руки на колени и поставьте перед собой тарелку. Глядя вверх, читайте: Мелочь с тарелки переместите в заранее заготовленный отрез ткани. Ему необязательно быть большим, но желательно подбирать натуральные ткани. Целый год мешочек должен храниться в доме. Никто не должен видеть его и уж тем более брать в руки. Найдите укромное место и поместите сверток туда. Отдавать эти монеты кому-либо или тратить их нельзя год. Через год ритуал потеряет свою силу, его придется повторить.

В Дрибине показали традиционные белорусские обереги из ниток и ткани

В Коровчинском доме ремесел мастерицы хранят и передают секреты изготовления кукол-оберегов. Их можно было увидеть во время «Дрибинских торжков».

Тяжело найти человека, в доме которого не было бы сувениров. Что-то мы привозим из поездок, что-то дарят друзья, что-то просто вешаем «от сглаза» или «на удачу». А если заглянуть в недавнее прошлое Беларуси, то мы обнаружим, что на любые случаи жизни наши предки создавали своими руками из подручных материалов обереги с особой энергетикой.

О значениях кукол-талисманов рассказала Валентина Викторовна Моисеева, методист Дома ремесел деревни Коровчино Дрибинского района.

Образ жизни в Беларуси в древние времени во многом зависел от поры года, урожая, природных условий – некоторые обереги олицетворяют именно это.


«Зерновушка» – очень важный символ среди всех, это символ хлеба. Внутри этой куклы – зерно. Под праздник Покрова, когда уже закончен сбор урожая, наши земляки собирали зерно в мешочек, декорировали его таким образом и ставили в доме под образами. «Зерновушки» оберегали семью от голода и помогали пережить зиму. Весной самым первым в землю шло зерно из прошлогодней «зерновушки», а в конце года делали новую.


А это – «мартинички». Эти две фигурки плели в марте из красных и белых ниток. Они символизируют смену сезонов с зимы на весну, победу солнца, новый сезон урожая.


Конечно, здоровье всегда было одной из главных ценностей белорусов, а уж если человек заболевал, использовали все средства. Например, есть кукла «на здоровье». Ее плели для заболевшего человека из белых и красных ниток, обязательно льняных, и клали в его кровать. Считалось, что она забирает в себя болезнь, плохую энергию. Когда человек выздоравливал, куклу сжигали.


У «падарожніцы» в руках узелок. Ее брали с собой в дорогу как оберег от любой беды.


У куклы «на счастье» – длинная коса. Считалось, что чем она длиннее, тем больше счастье, поэтому косы у всех таких куколок очень длинные.

Ну, а другая ценность – это семья. Ее создание – большой шаг во взрослую жизнь для молодой пары, и на этот случай тоже были свои фигурки.


Эта куколка в виде фигуристой женщины – «капустка». Она использовалась как элемент игры – проверки жениха на готовность к свадьбе. Она вручалась парню, а он должен был залезть под все одежки и порассматривать тело куклы – на своем ли месте все самое важное.


Когда жених и невеста к свадьбе готовы, на сам праздник им дарили такую пару. Свадебные куклы – это молодые в нарядной, праздничной одежде, а с ними и детки. Что интересно, у фигурок одна общая рука, как символ того, что со дня свадьбы они будут идти по жизни только вместе.


Эта кукла – символ богатства и плодородия. Очевидно, изображает замужнюю женщину с детьми. Дети, семья – главное богатство наших земляков.


Когда в семье появлялись дети, их защищали от злых глаз и болезней «пеленашки» – фигурки младенцев. Такую фигурку клали в люльку новорожденному. Предназначение такое же, как и у куклы «на здоровье» – чтобы ни сглаз, ни болезнь не коснулись ребенка, а перешли на «пеленашку».


Есть на Дрибинщине и свой легендарный мастер. Эти две фигурки – один и тот же человек, Дрипша, местный умелец. На первой фигурке он изображен бедным, простым человеком, в небогатой одежде, в лаптях. Так он жил до того, как стал заниматься шаповальством, промыслом, что теперь – визитная карточка Дрибинщины. А уже вторая фигурка – валенки, хорошая одежда, да и жизнь наверняка наладилась, во всем помогло шаповальство. На эмблеме «Дрибинских торжков», кстати, тоже изображены валенки.

Вот такие замечательные традиционные фигурки изготавливают в Коровчино.

Предки наши в своих оберегах воплощали житейскую мудрость и простые ценности, которые никогда не утратят актуальность. А такие фигурки (их можно легко сделать дома из подручных материалов) хранят тепло наших рук и просто радуют глаз. И дело не столько в магической силе, сколько в доброй энергетике таких вещей. А за советом и подробным объяснением всегда можно обратиться к мастерицам с Дрибинщины.

Александра Перелайко




Магия вуду на богатство — ритуал с копилкой

Этот ритуал потребует наличия гвоздичного масла (гвоздика принадлежит к денежным растениям). Кроме этого нужны 13 монет одинакового достоинства. Монеты подбирайте такие, которые используются в данный момент в любой из стран мира. Необходим небольшой отрез ткани натурального происхождения, желтая или золотая шерстяная нить и копилка из глины в форме свиньи — именно такими были самые первые копилки.

Обряд начинается в полночь. Он проводится при свете луны или свечей. Указательный палец левой руки обмакните в масло и крест накрест проведите им по каждой из 13 монет с обеих сторон. Каждую монету после смазывания кладите на ткань. Когда закончите с маслом сделайте сверток, завязав ткань желтой или золотой ниткой. После этого скажите заклинание вуду на деньги: Сверток лучше всего поместить внутрь копилки. Часть современных изделий имеют открывающееся дно. Но если это невозможно, оставьте сверток возле копилки на ночь под лунным светом. Утром заверните копилку и сверток в бумагу и ткань так, чтобы ни один солнечный луч не попал на них — это нужно сделать до рассвета. Хранить магические атрибуты нужно в укромном месте дома.

Через семь дней достаньте сверток и копилку. Проколите палец аптечным инструментом для забора крови и капните ею в отверстие для монет на копилке. При этом нужно говорить имена богов, которые указаны в заклинании — Урбине, Мериде и Каридузе. Это делается только под открытым небом – вудуисты считают, что это обязательное условие для обращения к богам. Кровь необходима после обряда, а также каждый раз, когда нужно очередное вмешательство свыше в денежные проблемы.

Куклы, которые исполняют желания

Вольга Сідлярэвіч, гарадзенская майстрыха. Горадня Васіль Малчанаў/ Белсат В славянской культуры текстильные обрядовые куклы существовали как обереги, а также как медитативные предметы в семейных и календарных обрядах. Женщина, которая делала куклу, фокусировалась на проблеме и создавала соответствующее настроение.

Психологи говорят, что осмысление и хорошо воплощенное в словах желание превращается в намерение, которое направляет человека на путь исполнения его мечтаний. Часто во время выполнения куклы читались специальные заговоры, которые надо было произнести с начала до конца, ни разу не сбившись. Мастерица также изготавливает специальные куклы, которые исполняют желания человека.

Лялька “Жаданніца”. Горадня Васіль Малчанаў/ Белсат

«Вот на пример эта куколка – «желанница». Такую куколку девочка делала и прятала в ящик так, чтобы ее никто не видел. И если у нее было желание, такое большое, глубокое, сердечное, она доставала свою желанницу, играла с ней, привязывала к одежде какую-нибудь ленточку или пришивала пуговичку или бусинку. И говорила: я тебе подарочек подарю, а ты мне за это помоги мое желание исполнить. Куколку прятала и забывала об этом. Проходило время, и желание исполнялось. И снова девочка доставала из сундучка куколку, чтобы поблагодарить»

, – рассказывает Ольга, вытащив из коробки свою куколку желанницу.

Вышиванка

Вышитые узоры украшали наряды наших предков многие века. И хотя костюмы белорусов полностью изменились, трансформировавшись в современную удобную одежду, такая деталь, как вышивка, не потеряла актуальности, а в последнее время даже вошла в моду.

Вышиванку (или современную ее версию – вышимайку), то есть расшитую узором рубашку/сорочку/блузку/майку, сегодня легко купить, но можно постараться сделать ее и самому. Конечно, для этого нужно уметь вышивать крестиком или гладью. Можно найти готовую схему для вышивания с белорусским орнаментом либо, набравшись терпения, сделать ее самостоятельно.


Если вы еще не готовы к такой большой работе, стоит начать с чего-то поменьше. Ведь белорусский орнамент отлично украсит новогодние игрушки, пояса, подушки, полотенца, салфетки, открытки. Вышитым узором на таких вещах можно «зашифровать» послание от предков, и они станут незабываемым подарком.

Вдохновится на вышиванку можно в минском Музее древнебелорусской культуры, где собрана большая коллекция белорусских народных костюмов. Там можно посмотреть, как расшивали свои наряды люди из вашего региона, и продолжить традицию, создав шедевр самостоятельно.










Белорусские народные традиции очень древние. Те сувениры, которые любой турист привезет из Беларуси – соломенные куклы или куклы из ткани, глиняные поделки (кувшины, колокольчики, фигурки), не так просты, как кажется на первый взгляд. За ними века истории и весьма богатая символика еще с языческих времен. И если даже это не глиняная игрушка-коник, сделанная точно так же, как и сотни лет назад, а фигурка бабки и деда на печи, традиции их изготовления все равно те же.

Белорусские куклы и орнаменты

Сувенир из глины

Гуляя по ТЦ «Столица», рядом с вокзалом, около Красного костела и Площади Независимости, вот уж где точно бывают туристы, я набрела на Волшебную лавку. Лавку, которая была спрятана в самом низу, около эскалатора. Лавка как лавка – магниты с приевшейся надписью Минск, русские матрешки (если итальянец не доедет до Москвы, матрешку он все равно купит), бусы и браслеты из различных камней. Но вот если присмотреться, есть сувениры и поинтереснее – обереги из соломки и глины, куклы-обереги.

Белорусские куклы и орнаменты

Волшебная лавка

На куклах и остановимся. Традиционные белорусские куклы могут быть двух видов (если не считать глиняную игрушку – куклы из глины тоже были, но чаще всего все же лепили фигурки животных) – соломенные (в Беларуси вообще очень было распространено соломоплетение) и из ткани.

Куклы из ткани, такие как на фото выше, являлись исключительно оберегами. Они были очень простыми, у них не было лиц. Такие куклы могли сделать не только взрослые женщины, но и девочки.

Делались куклы из ткани и ниток. Ткань бралась от старой одежды, что тоже важно, ведь одежда была пропитана энергетикой того, кто ее носил. Куклы не сшивали, а закручивали и перевязывали нитками. Лица у них не было потому, что считалось будто бы через лица кукол в них могут проникнуть и поселиться злые духи. Иногда на месте лица из ниток и лент делался крест – как символ жизни и солнца.

Кукла-колокольчик из глины

Кукла-колокольчик из глины (аналогия на тряпичные куклы)

Куклы из ткани делились на несколько видов.
Очистительные куклы или куклы-обереги могли вешаться около двери, таким образом, защищая дом от злых духов. «Зольная» кукла называлась так, потому что в ее головку была помещена зола из очага родного дома. Такую куклу дарили молодоженам на свадьбу, брали с собой в дорогу, на новое место жительства. Кукла на счастье – такую куклу всегда шили в подарок, по размерам она была не большой – 4-5 см.

Кукла в шубе

Кукла в шубе

Время внесло свои коррективы в изготовление кукол из ткани. Современные сувенирные куклы уже не закручиваются, а сшиваются, бывает, появляются у них и лица, а их одежда зачастую украшается стилизованным белорусским орнаментам. Есть и еще большие исключения – к примеру, куклы могут одеваться в самые различные костюмы, как вот эта, на фотографии, в дорогую шубу.

Белорусский орнамент, который можно увидеть на белорусском народном костюме, флаге, сувенирных куклах или же вот на таком глиняном колокольчике в форме куклы, как на фото выше, вещь также весьма древняя, языческая. Каждый узор орнамента, зачастую геометрический, несет определенное значение.

Белорусский орнамент

Белорусский орнамент

Вот значения некоторых из узоров:


1 – символ женской доли
2 – Мать и святое древо
3 – символ крепкой семьи
4 – символ солнца
5 – символ богатого человека
6 – символ Берегини
7 – Купалле. Хоровод
8 – Купалле. Огонь
9 – Купалле. Купалинка в танце
10 – Купальская трава с 3-мя цветами
11 – символ детей (защиты от несчастий)
12 – символ Матери
13 – оберег
14 – символ песни любви
15 – знак девушки-березы
16 – символ бога Ярылы
17 – свадьба
18 – символ предков
19 – символ начала любви и символ любви в расцвете
20 – символ невзаимной любви и символ память про любовь
21 – Древо жизни, символизирует вечность, бессмертность
22. – Ярыла на коне. Славянский бог урожая и жизненных сил природы
23 – Жытняя баба. Символ урожайности и жизни
24 – символ пробуждения природы весной
25 – символ солнца

Этот мастер-класс - с сайта дистанционного обучения народной кукле и ремёслам, Архангельск.


Ткань на белорусский кукольный костюм подбираем в красно-чёрно-белой цветовой гамме. Узор юбки - в основном клетка, иногда полоска. Узоры на фартуках и кашулях в основном ромбические, красным по белому, либо тканые, либо вышитые протягом.


Начало похоже на изготовление вепсской куклы.


Грудь привязываем к голове.


Хорошо загибаем юбку сзади, чтобы не было видно внутренние ткани.


Закрепляем юбку сзади ниткой.


Жилет - 2 детали, фартук.


Деталь жилета собираем на нитку.


Крепим жилет к кукле.


А можно сделать басочку.


Одеваем кукле поясок.



В косу вдёрнуть ниточку, чтоб подвязать косу к талии (чтобы она не болталась).


Украшаем лентами, цветами, кому как нравится.


Косу можно уложить вокруг головы и закрепить на клей или нитки, это будет женская причёска, а одна коса - это девичья причёска. Можно две косы вроспуск, у белоруссов это тоже девичья причёска.


Готовые куколки. Белорусочки.

Особенно мне вариант с косой вокруг головы понравился - ох, хороша кукла!!

Никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства, как народная игрушка, народная кукла. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Знакомство детей с традиционными белорусскими куклами помогает нам открыть новые грани истории и культуры нашего народа. Но каким же было развитие куклы? По истории эволюции и создания кукол можно изучать обычаи и древние устои той или иной страны. Кукла для девочек была одной из первых игрушек, которую создал человек. В древние времена славянские народы делали кукол из любых подручных материалов: солома, кукуруза, цветы, лен, трава, лоскутки, нитки и дерево. Белорусская кукла ярко представляет все самобытные черты культуры, этапы развития культуры белорусского народа. Национальные черты и костюмы можно проследить по кукольной одежде. Природные материалы, из которых изготовлена белорусская кукла, позволили создать настоящую красавицу. В зависимости от того, каким ремеслом занимались в той или иной местности крестьяне, из того же материала изготавливались и куклы: дерево, лен и солома. Подарочные куклы из этих материалов популярны в Беларуси до сих пор. Только предназначение их за весь эволюционный период сильно изменилось. Теперь это символ белорусского народа, своеобразный сувенир или же хороший подарок для девочки. После сбора урожая и полного завершения всех полевых работ, можно было со спокойной душой заняться рукоделием или каким-нибудь другим творчеством. В это время и создавались кукольные шедевры. Такая необычная кукла дарилась не только маленькому ребенку, но и девушке. Посмотрев наш мастер-класс Вы научитесь делать эти шедевры сами! Смотрите и учитесь новому мастерству вместе с фестивалем "от сердца к сердцу"! A Belarusian Hut with games and riddles and workshop sessions on traditional folk crafts will be waiting for the visitors at Heart 2 Heart Festival in London. Straw plaiting, belt weaving, making linen dolls, and painting on wooden toys — not only small visitors but also their parents will be able to choose something they like. Our new remarkable workshop titled Doll as a Gift invites you to learn how a traditional doll is made of linen fabric, threads, and lace. Each participant will create a folk-themed doll with his own hands and receive it as a gift.

Наряд моих кукол Белоруссок состоит из следующих элементов:

- кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой,

- спадница - клетчатая юбка из шерсти красного тона,

- фартук, украшенный полосами из тесьмы геометрического узора,

- гарсет – жилет, также украшенный геометрической вышивкой и тесьмой,

- на голове у куклы - девичья повязка, украшенная тесьмой, бантами и белой ажурной лентой сзади.

Мои куклы в белорусском народном костюме:

1.

Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма, фото № 1

Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма, фото № 2

Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма, фото № 3

Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма, фото № 4

Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма, фото № 5

Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма, фото № 6

Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма, фото № 7

Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма, фото № 8

Костюмы, послужившие примером моему белорусскому костюму.:

Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма, фото № 9

Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма, фото № 10

Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма, фото № 11

Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма, фото № 12

Народные костюмы любой страны являются прямым отражением его истории.Традиционный народный костюм – это не просто предметы одежды, которые можно надевать по своему усмотрению, это исторические артефакты, изучая которые, можно прийти к лучшему пониманию условий жизни, культурных ценностей, этнических особенностей наших предков.

Первые упоминания о белорусском народном костюме появляются в начале первой половины X века. Они достаточно нечеткие и имеют фрагментарный характер, однако археологические раскопки позволили воссоздать сам «строй», именно так еще называется ансамбль национальной одежды, и соотнести летописные сведения о требованиях тех времен к мужскому и женскому костюму в их различных вариантах, в зависимости от происхождения человека, его социального статуса, вида деятельности, региона (насчитывается около 30 вариаций костюма, соотносимых с определенной местностью), места проживания (город или село), возраста, семейных отличий.

Окончательно классический вид белорусского традиционного костюма закрепился лишь в начале 20 века. Следует также учитывать тот факт, что белорусский национальный костюм, используемый горожанами, не просто отличался от сельского варианта, но имел характерные признаки ярко выраженного влияния европейской моды. Именно поэтому принято считать образцом национального костюма Беларуси костюм сельчанина, как сохранивший черты подлинной самобытности и самоидентификации.

Особенности

Комплекс одежды белорусского национального костюма возник в далекое от нас средневековье, постепенно формируясь под влиянием сразу нескольких «соседних» культур: русской, украинской, литовской, польской, сохранив, однако черты, присущие только белорусскому народу: доминирующий белый цвет (благодаря которому, как говорят, белорусы и получили свое этническое наименование).

Декор в виде полос, сложный многовидовой орнамент, имеющий характерные особенности в каждом из шести регионов Беларуси, которые в свою очередь, делились на конкретные местности, также вносившие свою лепту в формирование самобытности национального костюма.

Характерным элементом украшения одежды являлась яркая вышивка, в которой преобладали геометрические узоры, а затем прочно вошли в обиход и растительные мотивы. Как правило, для вышивки покупалась красная пряжа, иногда специально дополнительно подкрашиваемая для достижения более насыщенных и глубоких оттенков. В отдельных случаях, например, для расшивания головных узоров и при наличии должного достатка обладательницы применялись серебряные или золотые нити.

Орнаментальный узор как бы переходил с одной детали одежды на другую, создавая тем самым единую композицию.

Женская одежда, даже повседневная, отличалась значительно большим количеством различных вариантов: кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой (имелось три вида кашуль, отличающихся кроем), спадница - юбка (нескольких видов, отличающихся тканью (сукно, шерсть), покроем (андарак, понева, летник, саян), цветом, узором (красные, зелено-синие, клетчатые, полосатые), фартук (являлся обязательной деталью гардероба), гарсет – жилет из ситцевой ткани, бархата, а у состоятельных женщин – из парчи (также украшенный роскошной вышивкой, бисером, разноцветной тесьмой, аппликациями).

Головные женские уборы также были разнообразными – девушкам полагались венки или разноцветные ленты, макушка при этом оставалась непокрытой. Замужние обязаны были убирать волосы под чепец, поверх которого повязывался платок или намитка (наметка). В некоторых регионах можно было увидеть и кичку – рогатистый женский головной убор, характерный для большинства славянских народностей. Женская обувь – лапти, чаравики (кожаные башмачки), сапожки, валенки. Праздничная: этот вид национального костюма отличался от повседневного лишь яркостью, пышностью декоративной вышивки, более тонкими и богатыми тканями, используемыми для его пошива, и выбором обуви – если позволяла возможность, то по праздникам вместо лаптей надевалась кожаная обувь. К женскому костюму в праздничные дни добавлялись разнообразные нарядные аксессуары: кольца, браслеты, подвески, стеклянные бусы, заушницы (аналог современных серег), поясные пряжки, фибулы (застежки). Яркой отличительной особенностью женского белорусского костюма является намитка – головной убор, знаменующий становление девушки женщиной в свадебном обряде. Этот старинный белорусский головной убор представлял собой длинный отрез ткани,который навивался поверх легкого деревянного обруча, надеваемого на голову. Несмотря на его простоту, женщины ухитрялись повязывать намитку самыми разнообразными способами, характерными не просто для каждого региона, а даже для каждого села. Намитки шились из тонких дорогих тканей и украшались кружевом, богатой вышивкой.

Читайте также: