Человек которого сшили из других людей

Обновлено: 26.04.2024

o-o.jpg

Автор: Джой Ланзендорфер (Joy Lanzendorfer)
Иллюстрация: Theornamentalist, Wikimedia Commons

Франкенштейн , история безумного ученого, который возвращает мертвеца к жизни только для того, чтобы понять, что он создал монстра, по-прежнему остается для нас одной из самых страшных историй. Вот несколько главных фактов о романе, который показал нам, что может пойти не так, когда люди решают поиграть в Бога.

2. Роман возник в результате состязания в написании страшных историй.
Чета Шелли гостила в Швейцарии в «год без лета». Извержение вулкана Тамбора в Индонезии вызвало серьезные климатические аномалии и большое количество дождей. Застряв в четырех стенах, группа друзей читала истории о призраках из книги «Fantasmagoriana» (сборник старинных германских легенд о привидениях – прим. перев.). Именно тогда лорд Байрон предложил затеять состязание, чтобы понять, кто из них сможет придумать лучшую историю о сверхъестественном: сам Байрон, Мэри, Перси или врач Джон Полидори. В итоге Мэри, конечно, выиграла это пари. Ни Байрон, ни Перси так и не закончили свои рассказы. Зато Полидори написал рассказ Вампир , который позднее вдохновил Брэма Стокера на создание Дракулы .

картинка Count_in_Law


Портрет Джона Полидори, F.G. Gainsford (Wikimedia Commons)

3. Мэри утверждала, что идея книги пришла к ней во сне.
Поначалу у Мэри был творческий кризис, и она никак не могла придумать хорошую идею для своего рассказа. Но потом она как-то начала мечтать наяву. «Я не заснула, но и не просто задумалась», – писала она об этом. В предисловии к изданию «Франкенштейна» 1831 года, она описала явившееся ей видение следующим образом:

«Я увидала бледного адепта тайных наук, склонившегося над созданным им существом. Я увидела, как это отвратительное существо сперва лежало недвижно, а потом, повинуясь некоей силе, подало признаки жизни и неуклюже задвигалось. … Он спит, но вдруг он просыпается; открывает глаза; эта ужасная штука стоит у его постели, отдернув полог, и смотрит на него желтыми, водянистыми, но разумными глазами».

Мэри открыла глаза и поняла, что нашла идею для истории. «То, что напугало меня, напугает и других», – подумала она и на следующий день приступила к работе.

4. Мэри писала «Франкенштейна» под сенью трагедии.
Незадолго до начала работы над «Франкенштейном» Мэри родила дочь Клару, которая умерла спустя шесть недель. (На самом деле, только один из четырех детей Мэри дожил до зрелого возраста). После смерти ребенка она написала в своем дневнике: «Мечтаю, чтобы моя малышка вернулась к жизни – что она просто замерзла, а мы отогрели её у огня, и она ожила. Просыпаюсь и не нахожу рядом своего ребенка – и думаю о своей маленькой мечте весь день». Должно быть, это обстоятельство, а также самоубийство её сводной сестры, повлияли на роман.

картинка Count_in_Law


Портрет Мэри Шелли, Richard Rothwell (Wikimedia Commons)

5. Франкенштейн – это имя ученого, а не чудовища.
В книге Шелли Виктор Франкенштейн – это ученый. Чудовище остается безымянным и называется только «монстром», «существом», «демоном» и «оно». Но если вы ошиблись, назвав чудовище Франкенштейном, знайте – вы не одиноки. Так поступали все, начиная с автора Рифа Эдит Уортон и заканчивая сценаристами фильма «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна».

6. Роман носит то же имя, что и замок.
Мэри утверждала, что сама придумала имя «Франкенштейн». Однако Франкенштейн – это немецкая фамилия, которая переводится как «камень франков». Более того, историк Раду Флореску заявил, что Шелли посещали замок Франкенштейн во время путешествия вверх по реке Рейн. Находясь там, они, должно быть, узнали о неуравновешенном алхимике по имени Конрад Диппель, жившем в этом замке. Он пытался создать эликсир под названием «Масло Диппеля», который позволил бы людям жить дольше ста лет. Как и Виктор Франкенштейн, Диппель, по слухам, раскапывал могилы и проводил эксперименты с мертвыми телами.

картинка Count_in_Law


Замок Франкенштейн, фото: Pascal Rehfeldt (Wikimedia Commons)

7. Многие думали, что книгу написал Перси Шелли.
Первая публикация «Франкенштейна» была анонимной. Роман посвящался Уильяму Годвину, отцу Мэри, а Перси Шелли написал к нему предисловие. По этим причинам многие предполагали, что автором книги был Шелли. Этот миф продолжал существовать даже после того, как «Франкенштейн» был переиздан под именем Мэри. На самом деле, некоторые люди до сих пор пытаются доказать, что настоящим автором был Перси. Хотя он редактировал книгу и поощрял Мэри превратить историю в роман, признание за ним авторства является большой натяжкой.

8. Книгу поначалу сильно ругали критики.
После выхода «Франкенштейна» в 1818 году многие критики отзывались о нем самым пренебрежительным образом. «Какая же ужасная и отвратительная нелепость», – написал Джон Крокер в «Quarterly Review». Однако готические романы тогда были в моде, и «Франкенштейн» вскоре обрел своих читателей. Популярность истории укрепилась после выхода в 1823 году пьесы под названием «Самонадеянность, или Судьба Франкенштейна». В 1831 году была опубликована новая версия книги, на этот раз под именем Мэри.

9. «Франкенштейн» считается первым научно-фантастическим романом.
Сочиняя готическую историю, Шелли написала первый крупный научно-фантастический роман, а также положила начало концепции «безумного ученого» и помогла очертить рамки того, что впоследствии станет литературой ужасов. Влияние книги в популярной культуре настолько велико, что слово «Франкенштейн» вошло в обиход в обычной речи и теперь используется для обозначения чего-то сверхъестественного и ужасного. Мэри и позже продолжала сочинять научную фантастику. В частности, в 1826 году она написала рассказ Роджер Додсворт: воскресший англичанин (1826) о человеке, который был заморожен во льду, и роман Последний человек о выжившем в уничтоженном чумой мире.

10. Томас Эдисон превратил историю в фильм.
В 1910 году Томас Эдисон создал 15-минутный фильм «Франкенштейн» – один из первых когда-либо существовавших фильмов ужасов. Пленка считалась утраченной, пока её не восстановили в 1950-х годах. Вы можете посмотреть этот фильм по ссылке (YouTube).

ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ МОНСТРА ФРАНКЕНШТЕЙНА

Его вой темными ночами, его чудовищное телосложение, его варварство. История Франкенштейна начинается с истории первого в мире научно-фантастического романа. Он написан женщиной в начале XIX века, которую зовут Мэри Шелли. Хрупкая англичанка, она, тем не менее, в 1818 году произвела на свет самое вызывающее отвращение существо, которое когда-либо описывалось в книгах: чудовище Франкенштейна.

Монстр без имени
Вот как безумный ученый Виктор Франкенштейн описывает существо, которое он создал из человеческих трупов, найденных на близлежащих кладбищах. «Желтая кожа слишком туго обтягивала его мускулы и жилы; волосы были черные, блестящие и длинные, а зубы белые как жемчуг; но тем страшнее был их контраст с водянистыми глазами, почти неотличимыми по цвету от глазниц, с сухой кожей и узкой прорезью черного рта».

У описанного таким образом монстра так и не появится имени на протяжении всего романа. Как только эта нежить проснулась, ее изобретатель сразу же пожалел о своем опыте между наукой и колдовством. Он предпочитает сбежать как можно дальше. Отец боится своего сына, своего «отвратительного отпрыска».

Различные театральные и кинематографические адаптации сделали из чудовища Франкенштейна едва ли человеческое существо, очень часто остававшееся неспособным испытывать ни малейших эмоций. Надо сказать, что обстоятельства написания этой книги, в те времена в своем роде уникальной, укладываются в очень темный контекст.

Рожденный в плохое лето и из-за кошмаров
В 1816 году Мэри Уолстонкрафт Годвин, таково настоящее имя писательницы, покидает Лондон вместе со своей сводной сестрой Клэр. И со своим возлюбленным Перси Шелли. Направление: Швейцария. В начале лета они присоединяются к своему другу, который навсегда останется в мировой литературе – поэту лорду Байрону. Погода пасмурная, и небольшая группа друзей редко пользуется случаем полюбоваться окружающей природой.

Но у этих двадцатилетних молодых писателей творческий ум. Не позволяя себе унывать, они проводят свободное время в менее академической деятельности. Читают, конечно, но довольно необычные, даже наводящие ужас книги. В частности, они увлечены «Фантасмагорией», сборником немецких рассказов о приведениях, оборотнях, призраках…

Однажды лорд Байрон, чей разум, вероятно, стимулируется опиумом, к которому он весьма пристрастился, подначивает своих друзей, чтобы они написали историю о привидениях. Мэри Шелли хватается за эту идею и начинает сочинять то, что и станет «Франкенштейном, или Современным Прометеем».

История появления
Ученому Виктору Франкенштейну удается оживить человеческий труп, соединенный из кусков мертвой плоти. В ужасе от монстра, которого он только что создал, Виктор предпочитает бросить его. Существо, оставшееся само по себе, быстро понимает, что ему будет невозможно вести нормальное существование.

Мэри Шелли, которой едва исполнилось 18 лет, своей книгой вдохновляет научный мир того времени. А наука как раз переживает бурный рост. В эпоху Просвещения идея о том, что Бог является единственным творцом, подвергается сомнению. И этот тезис собирает все больше и больше последователей. Родители Мэри относятся к числу тех вольнодумцев, отстаивающих новые концепции.

Мэри особенно увлечена открытием электрохимии, созданием Вольтового столба, а также, что еще более необычно, животным гальванизмом. Ученый Гальвани обнаружил, что лапка мертвой лягушки сокращается при контакте с электричеством. Мэри Шелли не требуется большего, чтобы воплотить этот опыт в реконструированном человеческом трупе.

Революционное создание?
Но это создание, созданное руками человека, превращается в грозного убийцу. Оно убивает брата, лучшего друга и невесту доктора Франкенштейна. Сын хочет заставить отца заплатить за ужасное существование, которое он вынужден вести из-за него. Создание становится своеобразным символом восстания.

Таким образом, это создание Франкенштейна сравнивается с санкюлотами, свергнувшими монархию, с ирландцами, которые отказываются от английского господства, с рабами, воюющими против колонистов. Для реакционеров эти революционеры подобны чудовищу из романа Мэри Шелли: они должны быть уничтожены.


Один вопрос остается без ответа на протяжении 200 лет: кто более отвратителен: творец или сотворенное им существо? Во время написания романа Мари Шелли в свои 18 лет также критикует человеческую природу. Поэтому мы не должны забывать точное название романа: «Франкенштейн, или Современный Прометей».

Мэри Шелли получила прекрасное образование и не может не упомянуть Прометея. Это упоминание связано с греческим мифом, с титаном, прикованным к горе на Кавказе, который передал людям священный огонь. Или с латинским мифом: Титан вылепляет человека из глины. В любом случае Мэри Шелли демонстрирует безрассудный риск, на который идет Виктор Франкенштейн, чтобы удовлетворить свое неудержимое желание овладеть силой творения.

Франкенштейн, урок доброжелательности
Итак, он совершит первую ошибку, родив уродливого монстра, непригодного для жизни среди людей, которые сами часто бывают злыми и жестокими. Ученый совершит вторую ошибку, не взяв на себя ответственность за свои действия и отказавшись от своего создания, оставив его выживать в одиночестве во враждебном мире.

И все же чудовище доктора Франкенштейна смогло бы познать счастье. Сын сумасшедшего ученого, каким бы отвратительным он ни был, просит только одного: любить и быть любимым. Он пытается попросить отца сделать ему жену, которая его полюбит. Но ученый скрывается и предпочитает разрушить эту последнюю надежду.

Но монстр, каким бы уродливым он ни был, взрослея, обладает, тем не менее, добротой и сердцем младенца. На протяжении всей книги он доказывает величие своей души. Он спасает женщину от утопления, он дружит со слепым. Но его внешний вид по-прежнему провоцирует, чтобы его преследовали. Жан-Жак Руссо, столь дорогой для Мэри Шелли, не ошибся, когда написал: «Человек от природы хорош. Его развращает общество».



Сегодня каждый ребенок знает, что Франкенштейн — это чудовище, собранное из различных частей тел людей и оживленное создателем при помощи молний и электричества. Это один из наиболее популярных образов, который часто упоминается в кинематографе: с 1909 года по 2007 год было снято 63 фильма про него.

Но я надеюсь, что вы то знаете про то …

… что Франкенштейн — это не чудовище, а именно тот доктор, кто создал чудовище.

А вот этого вы можете и не знать — втором истории об ожившем монстре стала хрупкая утонченная 19-летняя девушка Мэри Шелли (Mary Shelley). Ее произведение было написано на спор и положило начало новому литературному жанру – готический роман. В голову героя писательница «вложила» свои мысли и переживания, возникшие вследствие ее непростых жизненных перипетий.

Давайте узнаем обо всем этом подробнее …

Британская писательница Мэри Шелли (Mary Shelley)

Будущая создательница истории о страшном монстре родилась в Лондоне в 1797 году. Ее мать умерла спустя 11 дней после появления на свет Мэри, поэтому воспитанием девочки по сути занималась старшая сестра Фанни. Когда Мэри исполнилось 16 лет, она познакомилась с поэтом Перси Шелли (Percy Bysshe Shelley). Несмотря на то, что Перси был женат, он влюбился в юную девушку и уговорил ее сбежать из отчего дома во Францию. Вскоре деньги закончились, и влюбленным пришлось вернуться домой. Отец Мэри был возмущен поступком дочери.

Перси Шелли — британский поэт

Усложнило дело то, что Мэри была беременна. Перси Шелли, в свою очередь, разводиться не собирался, отчего 17-летняя девушка стала объектом язвительных нападок со стороны общества. Из-за переживаний у нее случился выкидыш. Поначалу Мэри и Перси жили в любви и согласии, но девушку очень обижали «либеральные» взгляды гражданского мужа, а именно его любовные похождения.

Лорд Джордж Байрон — английский поэт.

В 1817 году законная жена поэта утонула в пруду. После этого Перси и Мэри официально поженились. Дети, которых рожала Мэри, умирали один за другим, приводя женщину в отчаяние. Выжил только один сын. Разочарование в семейной жизни породили в Мэри Шелли такие чувства, как одиночество и отчаяние. То же самое потом будет испытывать ее герой-монстр, отчаянно нуждающийся в понимании окружающих.

Мэри Шелли — английская писательница.

Перси Шелли водил дружбу с более известным поэтом Джорджем Байроном. Однажды Мэри Шелли, ее муж и лорд Байрон, собравшись вокруг камина дождливым вечером, разговаривали на литературные темы. В конце концов они поспорили, кто напишет лучшую историю о чем-то сверхъестественном. С этого момента Мэри начала создавать историю о монстре, ставшую первым в мире готическим романом.

На самом деле Франкенштейн Виктор – это любознательный ученый, чье любопытство сыграло с ним злую шутку. Его историю описала в романе «Франкенштейн или Современный Прометей» Мэри Шелли.

Молодой студент Виктор Франкенштейн решает попытаться победить старуху-смерть и оживить мертвое тело. Он тайно собирает куски невостребованных тел и даже старается подобрать красивые черты лица. В оригинале чудовище не было небрежно сшито нитками из разноцветных кусков: создатель бережно подбирал части, стараясь, чтобы куски кожи не отличались по цвету.

Кадр из к/ф «Франкенштейн», 1931 год

Способ оживления (попадание молнии и огромный заряд электричества, которые запустили сердце) тоже неверны: Мэри Шелли избегала любых упоминаний о способе оживления. Исследователи романа полагают, что тут дело не в незнание автора особенностей процесса, а в самом тексте: ученый внимательнейшим образом изучал труды известных алхимиков: Альберта Великого, Корнелия Агриппы и Парацельса. Видимо, девушка подразумевала, что созданию монстра поспособствовало не банальное электричество, а некие алхимические процессы.

И наконец, оживший монстр в оригинале не был тупым и покорным исполнителем приказов хозяина. Он обладал познающим разумом, который учился и очень быстро разбирался в окружающем мире, понимая, что люди не станут терпеть возле себя собранного из кусочков мертвеца. Даже сам Виктор признавался, что не мог смотреть на творение рук своих, но убить его не мог. Поэтому он сбежал, не соизволив даже не дать имя своему творению. Но созданное им существо не смирилось с таким положением вещей: оно бросается в погоню за студентом, возлагая на него ответственность за свое существование.

Существует мнение, что прототипом для безумного создателя послужил немецкий ученый и алхимик Иоганн Конрад Диппель, чей родовой замок назывался Франкенштейн. Он утверждал, что создал из крови и костей животных, особое масло – эликсир бессмертия. Также среди его трудов были обнаружены заметки о кипячении частей человека для создания искусственного существа (гомункула) и о попытках перенести душу из одного тела в другое.Иногда Иоганн Конрад прибавлял к своей фамилии Франкенштейнский, что и дало повод заподозрить Мэри в использовании его образа.

Говорят, что "Франкенштейн" — одна из первых в европейской литературе научно-фантастических повестей. Это, мягко говоря, неправда, так как научная фантастика предполагает хотя бы минимальное внимание к технической стороне дела. У Мэри Шелли нет даже намека на то, как герой додумался до главной тайны науки — превращения неживой материи в живую. Повесть о Франкенштейне воспринимается как аллегория ответственности ученого за свои разработки. В ХХ веке научная деятельность была поставлена на службу военных, так что этот аспект повести приобрел особую актуальность.

Самое сильное потрясение от чтения этой книги заключается в том, что ученый Виктор Франкенштейн что-то не просчитал и монстр у него получился злобный, кровожадный — машина для убийства. Вся история — это вариация на тему неиспорченной природы и коварного общества. Пока монстр находится вдали от людей, он спокойно делает бескорыстные добрые дела. Как только он пытается войти в контакт, люди отвергают его, и его душа постепенно ожесточается. Несмотря на явные литературные просчеты, повесть стала неотъемлемой частью европейского культурного наследия и вот уже почти 200 лет владеет умами. Интересно, почему? Прежде всего потому, что тема "Франкенштейн и общество" допускает огромное множество трактовок и толкований. Культовость любого произведения (в том числе Библии, например) базируется в первую очередь именно на возможности разных толкований.

Что же стало с действующими лицами этого спора?

По легенде, именно Байрон подал Мэри идею написать "Франкенштейна": "Пусть каждый из нас сочинит страшную повесть". Потом Байрон скажет о повести Мэри: "Считаю, что это удивительное произведение для девочки девятнадцати лет".

Но написанному, как известно, суждено сбываться. 8 июля 1822 года яхта, на которой Шелли плыл из Ливорно, была застигнута невиданной силы ураганом. Только через десять дней тело поэта выбросили волны на берег. В присутствии Байрона оно было сожжено на костре. Урну с прахом захоронили на протестантском кладбище в Риме. На надгробной плите высечена надпись: "Перси Биш Шелли — сердце сердец". На следующий год, 23 июля, Байрон снарядил судно, на котором отправился воевать за свободу Греции. В этой стране, где впервые на земле родилась демократия, 35-летнего гения скосила болотная лихорадка.

Одна Мэри пережила всех. Ей мы обязаны тем, что увидели свет неопубликованные произведения Шелли. Она и сама написала несколько книг. Но воистину недосягаемым шедевром остался только "Франкенштейн".

Без названия.jpg

Сегодня каждый ребенок знает, что Франкенштейн — это чудовище, собранное из различных частей тел людей и оживленное создателем при помощи молний и электричества. Это один из наиболее популярных образов, который часто упоминается в кинематографе: с 1909 года по 2007 год было снято 63 фильма про него.

Но сведущие люди то знают, что Франкенштейн - это не чудовище, а мало кто знает, что автором истории об ожившем монстре стала хрупкая утонченная 19-летняя девушка Мэри Шелли (Mary Shelley). Ее произведение было написано на спор и положило начало новому литературному жанру – готический роман. В голову героя писательница «вложила» свои мысли и переживания, возникшие вследствие ее непростых жизненных перипетий.

Давайте узнаем обо всем этом подробнее .

Британская писательница Мэри Шелли (Mary Shelley)

Будущая создательница истории о страшном монстре родилась в Лондоне в 1797 году. Ее мать умерла спустя 11 дней после появления на свет Мэри, поэтому воспитанием девочки по сути занималась старшая сестра Фанни. Когда Мэри исполнилось 16 лет, она познакомилась с поэтом Перси Шелли (Percy Bysshe Shelley). Несмотря на то, что Перси был женат, он влюбился в юную девушку и уговорил ее сбежать из отчего дома во Францию. Вскоре деньги закончились, и влюбленным пришлось вернуться домой. Отец Мэри был возмущен поступком дочери.

Перси Шелли - британский поэт

Усложнило дело то, что Мэри была беременна. Перси Шелли, в свою очередь, разводиться не собирался, отчего 17-летняя девушка стала объектом язвительных нападок со стороны общества. Из-за переживаний у нее случился выкидыш. Поначалу Мэри и Перси жили в любви и согласии, но девушку очень обижали «либеральные» взгляды гражданского мужа, а именно его любовные похождения.

Лорд Джордж Байрон - английский поэт.

В 1817 году законная жена поэта утонула в пруду. После этого Перси и Мэри официально поженились. Дети, которых рожала Мэри, умирали один за другим, приводя женщину в отчаяние. Выжил только один сын. Разочарование в семейной жизни породили в Мэри Шелли такие чувства, как одиночество и отчаяние. То же самое потом будет испытывать ее герой-монстр, отчаянно нуждающийся в понимании окружающих.

Мэри Шелли - английская писательница.

Перси Шелли водил дружбу с более известным поэтом Джорджем Байроном. Однажды Мэри Шелли, ее муж и лорд Байрон, собравшись вокруг камина дождливым вечером, разговаривали на литературные темы. В конце концов они поспорили, кто напишет лучшую историю о чем-то сверхъестественном. С этого момента Мэри начала создавать историю о монстре, ставшую первым в мире готическим романом.

на самом деле Франкенштейн Виктор – это любознательный ученый, чье любопытство сыграло с ним злую шутку. Его историю описала в романе «Франкенштейн или Современный Прометей» Мэри Шелли.

Молодой студент Виктор Франкенштейн решает попытаться победить старуху-смерть и оживить мертвое тело. Он тайно собирает куски невостребованных тел и даже старается подобрать красивые черты лица. В оригинале чудовище не было небрежно сшито нитками из разноцветных кусков: создатель бережно подбирал части, стараясь, чтобы куски кожи не отличались по цвету.

Кадр из к/ф «Франкенштейн», 1931 год

Способ оживления (попадание молнии и огромный заряд электричества, которые запустили сердце) тоже неверны: Мэри Шелли избегала любых упоминаний о способе оживления. Исследователи романа полагают, что тут дело не в незнание автора особенностей процесса, а в самом тексте: ученый внимательнейшим образом изучал труды известных алхимиков: Альберта Великого, Корнелия Агриппы и Парацельса. Видимо, девушка подразумевала, что созданию монстра поспособствовало не банальное электричество, а некие алхимические процессы.

И наконец, оживший монстр в оригинале не был тупым и покорным исполнителем приказов хозяина. Он обладал познающим разумом, который учился и очень быстро разбирался в окружающем мире, понимая, что люди не станут терпеть возле себя собранного из кусочков мертвеца. Даже сам Виктор признавался, что не мог смотреть на творение рук своих, но убить его не мог. Поэтому он сбежал, не соизволив даже не дать имя своему творению. Но созданное им существо не смирилось с таким положением вещей: оно бросается в погоню за студентом, возлагая на него ответственность за свое существование.

Существует мнение, что прототипом для безумного создателя послужил немецкий ученый и алхимик Иоганн Конрад Диппель, чей родовой замок назывался Франкенштейн. Он утверждал, что создал из крови и костей животных, особое масло – эликсир бессмертия. Также среди его трудов были обнаружены заметки о кипячении частей человека для создания искусственного существа (гомункула) и о попытках перенести душу из одного тела в другое.Иногда Иоганн Конрад прибавлял к своей фамилии Франкенштейнский, что и дало повод заподозрить Мэри в использовании его образа.

Говорят, что "Франкенштейн" -- одна из первых в европейской литературе научно-фантастических повестей. Это, мягко говоря, неправда, так как научная фантастика предполагает хотя бы минимальное внимание к технической стороне дела. У Мэри Шелли нет даже намека на то, как герой додумался до главной тайны науки -- превращения неживой материи в живую. Повесть о Франкенштейне воспринимается как аллегория ответственности ученого за свои разработки. В ХХ веке научная деятельность была поставлена на службу военных, так что этот аспект повести приобрел особую актуальность.

Самое сильное потрясение от чтения этой книги заключается в том, что ученый Виктор Франкенштейн что-то не просчитал и монстр у него получился злобный, кровожадный -- машина для убийства. Вся история -- это вариация на тему неиспорченной природы и коварного общества. Пока монстр находится вдали от людей, он спокойно делает бескорыстные добрые дела. Как только он пытается войти в контакт, люди отвергают его, и его душа постепенно ожесточается. Несмотря на явные литературные просчеты, повесть стала неотъемлемой частью европейского культурного наследия и вот уже почти 200 лет владеет умами. Интересно, почему? Прежде всего потому, что тема "Франкенштейн и общество" допускает огромное множество трактовок и толкований. Культовость любого произведения (в том числе Библии, например) базируется в первую очередь именно на возможности разных толкований.

Что же стало с действующими лицами этого спора?

По легенде, именно Байрон подал Мэри идею написать "Франкенштейна": "Пусть каждый из нас сочинит страшную повесть". Потом Байрон скажет о повести Мэри: "Считаю, что это удивительное произведение для девочки девятнадцати лет".

Но написанному, как известно, суждено сбываться. 8 июля 1822 года яхта, на которой Шелли плыл из Ливорно, была застигнута невиданной силы ураганом. Только через десять дней тело поэта выбросили волны на берег. В присутствии Байрона оно было сожжено на костре. Урну с прахом захоронили на протестантском кладбище в Риме. На надгробной плите высечена надпись: "Перси Биш Шелли -- сердце сердец". На следующий год, 23 июля, Байрон снарядил судно, на котором отправился воевать за свободу Греции. В этой стране, где впервые на земле родилась демократия, 35-летнего гения скосила болотная лихорадка.

Одна Мэри пережила всех. Ей мы обязаны тем, что увидели свет неопубликованные произведения Шелли. Она и сама написала несколько книг. Но воистину недосягаемым шедевром остался только "Франкенштейн".



По миру уже больше ста лет гуляет легенда о необычном человеке, жившем в Англии в конце XIX века. Современным врачам подобные случаи известны, есть похожие люди и среди живущих сейчас, однако существование Эдварда Мордрейка подвергается сомнению, так как обстоятельства его жизни кажутся слишком невероятными. Несмотря на это, образ человека с двумя лицами, страдающего от уродства и вынужденного сосуществовать со своим вторым «Я», является привлекательным для писателей, художников, музыкантов и поэтому активно эксплуатируется в искусстве.

Основная информация о жизни этого человека была получена из книги «Аномалии и курьезы медицины», изданной в 1896 году. Его авторы – два американских врача, Джордж М. Гулд и Уолтер Л. Пайл, собрали в этой работе все виды причудливых медицинских случаев, в том числе рассказ о Мордрейке. Этот человек якобы родился в одной из самых знатных семей Англии в 1887 году. Ребенок появился на свет с необычным уродством: сзади, на голове, у него располагалось еще одно лицо, которое, к тому же, было «живым» - могло открывать глаза, смеяться и плакать, но никогда не говорило не могло есть. Молодой человек, несмотря на аномалию, вырос красивым и одаренным:

«Все знакомые отзывались о нем как о ярком человеке. Друзья говорили, что он был одарен Божьей благосклонностью, а еще хорошо играл на разных музыкальных инструментах. Те, кто был знаком с Эдвардом Мордрейком, говорят, что он обладал очень красивым лицом, но только спереди. Сзади, на затылке, он имел другое лицо, которое словно источало зло и было весьма уродливо.»

Дальше в книге давалось вполне логичное объяснение, что данная аномалия известна медицине как «Craniopagus parasiticus» - паразитарный сиамский близнец, который практически полностью поглощен более сильным братом. Надо сказать, что науке в то время действительно были известны подобные случаи.

Эдвард Мордрейк в сериале «Американская история ужасов»

Несмотря на то, что уродство явно не мешало Эдварду физически, но психическое здоровье его постепенно стало нарушаться. Стали замечать, что «второе лицо» часто выражало противоположные эмоции – оно, похоже, злорадно радовалось, когда юноша печалился, и наоборот, плакало, когда тот был в хорошем расположении духа.

«В то время, когда окружающие люди никогда не слышали и слова, произносимого вторым лицом, Эдвард клялся, что часто просыпался от того, что второе лицо что-то шепчет. По словам мужчины, он не один раз просил хирургов удалить его второе лицо, готов был на сложнейшую операцию. Он утверждал, что его «злое» лицо в ночное время нашептывает ему дьявольские слова. Опасаясь летального исхода, ни один из врачей не решался на операцию такого рода»

Несмотря на бдительный присмотр врачей, родных и друзей, в возрасте 23 лет Мордрейк покончил с собой, выстрелив в свое второе лицо. В предсмертной записке он просил, якобы, вырезать из него «демона» перед погребением. Правда, как отмечает автор, исполнили ли врачи эту просьбу, - неизвестно.


Если говорить о самом источнике, то книга, хоть и написана врачами, похоже, не может служить гарантией достоверности. Дело в том, что примерно за год до ее публикации в газете «Бостон-Пост» вышла статья писателя-фантаста Чарльза Лотина Хильдрета под названием «Чудеса современной науки: получеловеческие монстры, считавшиеся детьми Дьявола». Именно в ней впервые описана история Эдварда Мордрейка, и, похоже, что почтенные авторы просто списали ее оттуда, приняв за научную публикацию. Сегодня эта история вместе с фотографией двуликого Эдварда время от времени становится вирусной в интернете. На самом деле настоящего фото Мордрейка не существует, а на растиражированном снимке – восковая фигура, созданная художниками по мотивам известного сюжета. Существовал ли такой человек в действительности – не ясно. Несмотря на правдоподобную историю, мнения исследователей по этому вопросу расходятся.

С одной стороны, медицине действительно известны похожие случаи сращивания близнецов, они называются Паразитарные краниопаги . Например, ребенок, названный «Двухголовым мальчиком из Бенгалии», родился в 1783 году и умер от укуса кобры в 1787. Его череп хранится в Английском королевском хирургическом колледже.

Сегодня в мире существует один мальчик с подобной аномалией, доживший до 15-летнего возраста. Правда, удалось ему это только благодаря самоотверженности родителей и современной медицине. Треса Джонсона из Берни, штат Миссурри, так же, как и Мордрейка, называют «человеком с двумя лицами». Так что в принципе отвергать подобный случай с медицинской точки зрения нельзя.

Однако сомнения вызывают подробности о богатой личности Мордрейка и его музыкальной одаренности. Все подобные младенцы, известные врачам, отличались умственной отсталостью. Это практически неизбежно при подобном сращивании близнецов. Трес Джонс, кроме того, после рождения страдал от головных болей и припадков, из-за чего перенес несколько операций. Так что, если подобный феномен и мог выжить и вырасти в XIX веке, то быть при этом полноценной личностью он шансов практически не имел. Возможно, что автор, взяв за основу какой-то реальный случай рождения близнеца-паразита, творчески приукрасил действительность, создав при этом мрачный, но вызывающий сострадание образ человека, вынужденного носить в себе злобную личность слившегося с ним брата.

Известно, что в XIX веке обычной судьбой для людей с необычными особенностями тела становились цирки и шоу уродцев. Читайте дальше: Пир во время войны: Почему на свадьбу лилипутов в Нью-Йорке пришло 10 тысяч гостей

Читайте также: