Что сшила маргарита мастеру

Обновлено: 25.04.2024

Полночь приближалась, пришлось спешить. Маргарита смутно видела что-нибудь. Запомнились свечи и самоцветный какой-то бассейн. Когда Маргарита стала на дно этого бассейна, Гелла и помогающая ей Наташа окатили Маргариту какой-то горячей, густой и красной жидкостью. Маргарита ощутила соленый вкус на губах и поняла, что ее моют кровью. Кровавая мантия сменилась другою – густой, прозрачной, розоватой, и у Маргариты закружилась голова от розового масла. Потом Маргариту бросили на хрустальное ложе и до блеска стали растирать какими-то большими зелеными листьями. Тут ворвался кот и стал помогать. Он уселся на корточки у ног Маргариты и стал натирать ей ступни с таким видом, как будто чистил сапоги на улице. Маргарита не помнит, кто сшил ей из лепестков бледной розы туфли, и как эти туфли сами собой застегнулись золотыми пряжками. Какая-то сила вздернула Маргариту и поставила перед зеркалом, и в волосах у нее блеснул королевский алмазный венец. Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи. Это украшение чрезвычайно обременило королеву. Цепь сейчас же стала натирать шею, изображение тянуло ее согнуться. Но кое-что вознаградило Маргариту за те неудобства, которые ей причиняла цепь с черным пуделем. Это – та почтительность, с которою стали относиться к ней Коровьев и Бегемот.

– Ничего, ничего, ничего! – бормотал Коровьев у дверей комнаты с бассейном, – ничего не поделаешь, надо, надо, надо. Разрешите, королева, вам дать последний совет. Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества! Если кто-нибудь и не понравится… Я понимаю, что вы, конечно, не выразите этого на своем лице… Нет, нет, нельзя подумать об этом! Заметит, заметит в то же мгновение. Нужно полюбить его, полюбить, королева. Сторицей будет вознаграждена за это хозяйка бала! И еще: не пропустить никого. Хоть улыбочку, если не будет времени бросить слово, хоть малюсенький поворот головы. Все, что угодно, но только не невнимание. От этого они захиреют…

Тут Маргарита в сопровождении Коровьева и Бегемота шагнула из бассейной в полную темноту.

– Я, я, – шептал кот, – я дам сигнал!

– Давай! – ответил в темноте Коровьев.

– Бал! – пронзительно визгнул кот, и тотчас Маргарита вскрикнула и на несколько секунд закрыла глаза. Бал упал на нее сразу в виде света, вместе с ним – звука и запаха. Уносимая под руку Коровьевым, Маргарита увидела себя в тропическом лесу. Красногрудые зеленохвостые попугаи цеплялись за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: «Я восхищен!» Но лес быстро кончился, и его банная духота тотчас сменилась прохладою бального зала с колоннами из какого-то желтоватого искрящегося камня. Этот зал, так же как и лес, был совершенно пуст, и лишь у колонн неподвижно стояли обнаженные негры в серебряных повязках на головах. Лица их стали грязно-бурыми от волнения, когда в зал влетела Маргарита со своею свитой, в которой откуда-то взялся Азазелло. Тут Коровьев выпустил руку Маргариты и шепнул:

– Прямо на тюльпаны!

Невысокая стена белых тюльпанов выросла перед Маргаритой, а за нею она увидела бесчисленные огни в колпачках и перед ними белые груди и черные плечи фрачников. Тогда Маргарита поняла, откуда шел бальный звук. На нее обрушился рев труб, а вырвавшийся из-под него взмыв скрипок окатил ее тело, как кровью. Оркестр человек в полтораста играл полонез.

Возвышавшийся перед оркестром человек во фраке, увидев Маргариту, побледнел, заулыбался и вдруг взмахом рук поднял весь оркестр. Ни на мгновение не прерывая музыки, оркестр, стоя, окатывал Маргариту звуками. Человек над оркестром отвернулся от него и поклонился низко, широко разбросив руки, и Маргарита, улыбаясь, помахала ему рукой.

– Нет, мало, мало, – зашептал Коровьев, – он не будет спать всю ночь. Крикните ему: «Приветствую вас, король вальсов!»

Маргарита крикнула это и подивилась тому, что ее голос, полный как колокол, покрыл вой оркестра. Человек от счастья вздрогнул и левую руку приложил к груди, правой продолжая махать оркестру белым жезлом.

– Мало, мало, – шептал Коровьев, – глядите налево, на первые скрипки, и кивните так, чтобы каждый думал, что вы его узнали в отдельности. Здесь только мировые знаменитости. Вот этому, за первым пультом, это Вьетан. Так, очень хорошо. Теперь дальше.

– Кто дирижер? – отлетая, спросила Маргарита.

– Иоганн Штраус, – закричал кот, – и пусть меня повесят в тропическом саду на лиане, если на каком-нибудь балу когда-либо играл такой оркестр. Я приглашал его! И, заметьте, ни один не заболел и ни один не отказался.

В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз с одной стороны, а с другой – стена японских махровых камелий. Между этими стенами уже били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями в трех бассейнах, из которых был первый – прозрачно-фиолетовый, второй – рубиновый, третий – хрустальный. Возле них метались негры в алых повязках, серебряными черпаками наполняя из бассейнов плоские чаши. В розовой стене оказался пролом, и в нем на эстраде кипятился человек в красном с ласточкиным хвостом фраке. Перед ним гремел нестерпимо громко джаз. Лишь только дирижер увидел Маргариту, он согнулся перед нею так, что руками коснулся пола, потом выпрямился и пронзительно закричал:

Он хлопнул себя по коленке раз, потом накрест по другой – два, вырвал из рук крайнего музыканта тарелку, ударил ею по колонне.

Улетая, Маргарита видела только, что виртуоз-джазбандист, борясь с полонезом, который дул Маргарите в спину, бьет по головам джазбандистов своей тарелкой и те приседают в комическом ужасе.

Наконец вылетели на площадку, где, как поняла Маргарита, ее во тьме встречал Коровьев с лампадкой. Теперь на этой площадке глаза слепли от света, льющегося из хрустальных виноградных гроздьев. Маргариту установили на место, и под левой рукой у нее оказалась низкая аметистовая колонка.

– Руку можно будет положить на нее, если станет очень трудно, – шептал Коровьев.

Какой-то чернокожий подкинул под ноги Маргарите подушку с вышитым на ней золотым пуделем, и на нее она, повинуясь чьим-то рукам, поставила, согнув в колене, свою правую ногу. Маргарита попробовала оглядеться. Коровьев и Азазелло стояли возле нее в парадных позах. Рядом с Азазелло – еще трое молодых людей, смутно чем-то напомнивших Маргарите Абадонну. В спину веяло холодом. Оглянувшись, Маргарита увидела, что из мраморной стены сзади нее бьет шипящее вино и стекает в ледяной бассейн. У левой ноги она чувствовала что-то теплое и мохнатое. Это был Бегемот.

Маргарита была в высоте, и из-под ног ее вниз уходила грандиозная лестница, крытая ковром. Внизу, так далеко, как будто бы Маргарита смотрела обратным способом в бинокль, она видела громаднейшую швейцарскую с совершенно необъятным камином, в холодную и черную пасть которого мог свободно въехать пятитонный грузовик. Швейцарская и лестница, до боли в глазах залитая светом, были пусты. Трубы теперь доносились до Маргариты издалека. Так простояли неподвижно около минуты.

– Где же гости? – спросила Маргарита у Коровьева.

– Будут, королева, сейчас будут. В них недостатка не будет. И, право, я предпочел бы рубить дрова, вместо того чтобы принимать их здесь на площадке.

– Что рубить дрова, – подхватил словоохотливый кот, – я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете.

– Все должно быть готово заранее, королева, – объяснял Коровьев, поблескивая глазом сквозь испорченный монокль. – Ничего не может быть гаже, чем когда приехавший первым гость мыкается, не зная, что ему предпринять, а его законная мегера шепотом пилит его за то, что они приехали раньше всех. Такие балы надо выбрасывать на помойку, королева.

– Определенно на помойку, – подтвердил кот.

– До полуночи не более десяти секунд, – добавил Коровьев, – сейчас начнется.

Эти десять секунд показались Маргарите чрезвычайно длинными. По-видимому, они истекли уже, и ровно ничего не произошло. Но тут вдруг что-то грохнуло внизу в громадном камине, и из него выскочила виселица с болтающимся на ней полурассыпавшимся прахом. Этот прах сорвался с веревки, ударился об пол, и из него выскочил черноволосый красавец во фраке и в лакированных туфлях. Из камина выбежал полуистлевший небольшой гроб, крышка его отскочила, и из него вывалился другой прах. Красавец галантно подскочил к нему и подал руку калачиком, второй прах сложился в нагую вертлявую женщину в черных туфельках и с черными перьями на голове, и тогда оба, и мужчина и женщина, заспешили вверх по лестнице.

– Первые! – воскликнул Коровьев, – господин Жак с супругой. Рекомендую вам, королева, один из интереснейших мужчин! Убежденный фальшивомонетчик, государственный изменник, но очень недурной алхимик. Прославился тем, – шепнул на ухо Маргарите Коровьев, – что отравил королевскую любовницу. А ведь это не с каждым случается! Посмотрите, как красив!

Побледневшая Маргарита, раскрыв рот, глядела вниз и видела, как исчезают в каком-то боковом ходу швейцарской и виселица и гроб.

– Я в восхищении, – заорал прямо в лицо поднявшемуся по лестнице господину Жаку кот.

В это время внизу из камина появился безголовый, с оторванною рукою скелет, ударился оземь и превратился в мужчину во фраке.

Супруга господина Жака уже становилась перед Маргаритою на одно колено и, бледная от волнения, целовала колено Маргариты.

О шапочке говорит сам Мастер поэту Бездомному: "Я - мастер. вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапоку с вышитой на ней желтым шелком буквой "М".
Потом Воланду Мастер объясняет, что её появление: "простительная слабость. Она (Маргарита) слишком высокого мнения о том романе, который я написал".
Сейчас говорят о том, что эта деталь не сучайна: такую шапочку (без литеры) носил философ Лосев, как знак принятого (но тайного) монашества.
А что для героев означает её появление с точки зрения АП?

Напомнило историю, описаннаю Юнгом в ВСР о его первом столкновении с бессознательной фигурой, которую позже он назвал анимой (где анима убеждает его, что он непонятый художник):
"Записывая эти фантазии, я как-то спросил себя: «А чем я, собственно, занимаюсь?» Все это явно не имеет никакого отношения к науке. Но тогда что же это такое? Ответ мне дал некий голос: «Это искусство». Я удивился, мне и в голову не приходило, что мои фантазии имеют какое-то отношение к искусству. Но я сказал себе: «Возможно, бессознательное формирует личность, которая не является мной и которая пытается себя выразить, подбирая нужные слова». Я постарался как можно убедительнее втолковать голосу, что мои фантазии не связаны с искусством. Голос молчал, и я вернулся к своим записям. Но он снова двинулся в атаку; твердо заявляя «Это искусство». «Ничего подобного! И вообще, это — природа», — отрезал я, готовясь к спору. Однако возражений не последовало.
Тогда мне пришло в голову, что эта «женщина во мне» лишена собственных речевых
центров и пытается объясняться с моей помощью. Она говорила со мной не раз,
причем довольно обстоятельно. Меня крайне занимало то, что внутри меня существует какая-то женщина и вмешивается в мои мысли. «Возможно, — размышлял я, — она и есть «душа» в примитивном смысле слова? И почему душу назвали «anima»? Почему ее представляют как нечто женственное?» Много позже я осознал, что «женщина во мне» — это некий типический, или архетипический, образ, существующий в бессознательном любого мужчины. Я назвал его «анима».
Постепенно я научился отличать свои собственные мысли от того, что говорила
моя анима.
Если бы только я согласился воспринимать мои бессознательные фантазии как
искусство, я стал бы смотреть на них другими глазами — как смотрят, например,
кинофильмы. Это, конечно, не сделало бы их более убедительными, не поставило бы
меня перед некой моральной проблемой. Но анима могла внушить мне, что я — непризнанный художник и что моя так называемая «художественная» натура дает мне
право уйти от реальности. Если бы я пошел за голосом, то однажды неизбежно услышал бы: «По-твоему, эта ерунда, которой ты занимаешься, — искусство? Ни в
малейшей степени!» Эта двойственность анимы, это бессознательное внушение могут в конце концов привести к разрушению самих оснований человеческой личности. Но решающим в конечном итоге является все же сознание. Именно оно должно
определиться по отношению ко всякого рода бессознательным проявлениям." (Юнг. ВСР).
"Это было первое столкновение Юнга с коварными инсинуациями анимы, с помощью которых она может оказывать давление на мужчину, придавая вещам ложный оттенок, тем самым пытаясь увести его от реальности. Если бы он поверил ей, и решил, что он непонятый художник, он был попался на её крючок, и в любой момент, когда ей бы этого захотелось, она могла бы повернуть всё в точности наоборот: «Ты действительно вообразил, что подобная бессмыслица является искусством?» Это пример того, как человек может быть дестабилизирован анимой или анимусом, это явление называется энантиодромия. Так как Юнг не потерял почву под ногами, отклонив её предложение, и в то же время признал реальность её существования и право говорить, защищая свою точку зрения, ему удалось создать кусочек твёрдой земли, где они могли бы встречаться и конструктивно общаться." (Барбара Ханна. Анимус)
---------
В М&М ношение шапочки Мастером похоже на осознанность и сентиментальность одновременно - "осознаваемая сентиментальность".

Флейта 2016-09-28 12:17:15
Но анима могла внушить мне, что я — непризнанный художник и что моя так называемая «художественная» натура дает мне
право уйти от реальности. Если бы я пошел за голосом, то однажды неизбежно услышал бы: «По-твоему, эта ерунда, которой ты занимаешься, — искусство? Анима М.М., и Марго, и Елена Сегеевна не такие, они верны, двойственность - не их качество.И потом, за роман пришлось заплатить жизнью и талантом, а если свести все к сентиментам - то это обесценивание смысла жизни и мастерства.

Шапочка напомнила мне портсигар Воланда, там тоже монограмма, причем зеркальная: W и М, и золотые обе. Часть персоны.

Марго хотела обозначить, вещественно показать свою веру в Мастера - отсюда её подарок.

Мастер брал её с собой всюду - "засалена", словно в неё впиталась плоть писателя. Это дорогая вещь, талисман-оберег.

Рута 2016-09-29 08:43:04
двойственность - не их качество.И потом, за роман пришлось заплатить жизнью и талантом, а если свести все к сентиментам - то это обесценивание смысла жизни и мастерства.
не, не обесценивание, ни на какие ценности не покушаюсь и не претендую также на глубокий анализ. это просто моя ассоциация или параллель, если рассматривать Маргариту как Аниму мастера, а не "реальное" в контексте романа лицо.

Рута 2016-09-29 08:48:23
Часть персоны.
да, совершенно верно, атрибут персоны, согласна с вами

Флейта 2016-09-29 11:15:44
если рассматривать Маргариту как Аниму мастера А в начале этой истории соблазнение Евой Адама, а змий - жажда открытий. иногда хочется замолчать совсем: все уже сказано где-то и когда-то. М.б, кто-то уже написал и о шапочке.

И все же. Если портсигар у W приводит к символике огня в аду, то "по Сеньке и шапка" в истории М. - это тоже символ. Писательство - это то , что затаено/спрятано в кармане, нечисто/затерто и вынимается, видимо, чтобы удостоверить в своем назначении.

Проверено на грамотность

  • Главы:
  • Для любителей клавиатуры:
  • «Ctrl+стрелка влево» - предыдущая глава
  • «Ctrl+стрелка вправо» - следующая глава

— Вы — писатель? — с интересом спросил поэт.

Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал:

— Я — Мастер, — он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную чёрную шапочку с вышитой на ней жёлтым шёлком буквой «М». Он надел эту шапочку и показался Ивану в профиль и в фас, чтобы доказать, что он — Мастер. — Она своими руками сшила её мне, — таинственно добавил он.

Перо неутомимо бегало по бумаге, и всё новые строчки ложились на лист одна за другой. Мастер с упоением писал очередную главу романа, то и дело щурясь от солнца, лучи которого били из окна прямо ему в лицо. Вокруг было так тихо, что в творческом порыве он даже забывал, что находится в комнате не один.

Слева от его стола, на тахте, привалившись к стене спиной, сидела Маргарита и так же сосредоточенно вышивала жёлтым шёлком букву «М» на чёрной тюбетейке. Над тюбетейкой она работала уже больше недели: это занятие было для неё слишком непривычным. Вплоть до знакомства с Мастером она никогда даже не пробовала шить, однако желание сделать ему подарок собственными руками не сразу, но пересилило страх перед незнакомой работой.

К её удивлению, сама шапочка получилась довольно пригодной, и сейчас Маргарита трудилась над последним, завершающим штрихом — тем самым узором в виде буквы. За те дни, что она провела за вышиванием, она уже выучилась недурно обращаться с иголкой. Теперь она не путала стежки, не обрывала нитку и почти не колола себе пальцы, а делала только то, что хотела сделать, и ничего больше.

Стежок ложился за стежком, вышивая уже последний элемент в букве, — работа близилась к концу и шла сноровисто. Маргарита почти не отрывалась от своего занятия, лишь изредка поднимая голову, чтобы окинуть задумчивым взглядом сидящего за столом Мастера. Тот был до того погружён в мысли о романе, что даже не сразу заметил этот взгляд. Внезапно Маргарита положила уже почти оконченную вышивку себе на колени, откинула голову к стене и проговорила негромко:

— Я предсказываю тебе славу, Мастер. Только работай быстрее. Я жду эти последние волшебные слова: «…пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат». В этом романе — вся моя жизнь.

— Так уж и вся? — недоверчиво, но добродушно усмехнулся мужчина и посмотрел на возлюбленную, заставив тем временем руку замереть над рукописью. — Знаешь, Марго, иногда мне кажется, что ты переоцениваешь мой талант.

— Брось, тебе ведь это приятно, — вздохнула женщина, закатывая глаза. — И я говорю правду, ты же знаешь.

Мастер слегка прищурился и внимательно посмотрел на Маргариту. Однако её улыбка очаровала его и немного смутила.

— Так не бывает… Одним романом жизнь не ограничивается, — несколько растерянно проговорил он, отводя взгляд.

До Маргариты он ни с кем не делился своим замыслом. Так к нему никогда никто не подходил и лишний раз не дёргал. Задумавшись, Мастер мог одарить случайного прохожего таким взглядом, что тот обходил его по другой стороне улицы, чему сам Мастер часто удивлялся, но виду не подавал. Слабость перед чужаками нельзя проявлять, а для него чужаками были все, даже остальные жильцы дома над его подвалом. Особенно они.

— А ты не привык к такому, верно? — голос Маргариты выдернул его из невесёлых раздумий, и Мастер уставился на неё слегка туманным взглядом.

— А… да. Кроме тебя, я никому не рассказывал о своём романе, — тихо ответил он, снова отводя взгляд. — Боялся, что меня не поймут.

— Почему? — искренне изумилась Марго. — Ты ведь такой талантливый и милый.

— Именно этого и не поймут… Милый? — мужчина поднял на неё глаза и часто заморгал.

— Да. И меня поражает, что этого никто не замечает.

Мастер смутился и слегка покраснел. Робко поглядев на Маргариту, он всмотрелся в зелёные глаза, пытаясь найти хоть какой-нибудь подвох, но женщина явно говорила то, что думала на самом деле. Или же очень искусно лукавила, как сначала решил Мастер.

— А что ты вышиваешь на своей тюбетейке? — спросил он наконец в попытке сменить тему.

— Букву «М», — показала Маргарита. — Красиво получается?

— Красиво, — кивнул Мастер, с искренним одобрением глядя на эту изящно изогнутую жёлтую букву. — И что же она означает? Твоё имя?

Он ожидал утвердительного ответа, но Маргарита, перерезавшая в этот момент шёлковую нитку, выглядела скорее растерянной.

— Можно истолковать и так. Но когда я шила, то представляла, что это означает «Мастер».

Мужчина удивлённо изогнул бровь, словно не до конца понял смысл сказанного, а когда осознал, то опять заморгал и поражённо уставился на женщину.

— В смысле? Ты… хотела подарить её мне? Но… я не… как… — пролепетал он, запинаясь и отчаянно краснея, но закончить этот бессвязный протест ему не дали. Маргарита неожиданно встала с тахты, подошла к столу и припала к губам Мастера страстным поцелуем.

Тот даже не пытался отстраниться: он был настолько изумлён, что противиться не пришло ему в голову. Наоборот, он обвил шею возлюбленной руками и ответил на поцелуй — пусть немного неуклюже, но всё же ответил. От Мастера пахло чернилами и каминной золой, и Маргарите это нравилось. Она прижала его к себе, скользнув руками по спине, отчего мужчина слегка выгнулся и зарылся пальцами в каштановые кудри женщины, плавно перебирая мягкие пряди.

Немного отнявшись, Маргарита взглянула в пылающие глаза любимого и довольно улыбнулась.

— Мастер, — позвала она.

Смиренный ответ. «Наверное, всё же не стоило его отвлекать», — подумала женщина, но ошиблась. Мастер был в прекрасном расположении духа. И тогда она ответила:

— Тебе, похоже, приглянулась эта тюбетейка. Пусть она будет твоей.

С этими словами она вручила ему чёрную шёлковую шапочку. Несколько мгновений Мастер глядел на подарок удивлённым, задумчивым взглядом, но потом вскинул голову. В его глазах без слов читалось невыразимое счастье и благодарность.

— Спасибо, Марго… — прошептал он хриплым дрожащим голосом, прежде чем крепко-крепко сжать Маргариту в объятиях. — Правда, я… я даже не ожидал… Мне так давно ничего не дарили… — в его голосе послышались нотки боли от старой жизни.

— Ну, разве я могу тебя не порадовать? — женщина ловко надела тюбетейку ему на голову и с улыбкой поглядела в глаза. — Пусть теперь с тобой всегда будет частичка меня. Тебе нравится?

— Марго, это… это чудесно, — с трепетным восторгом шепнул Мастер и поцеловал её в губы. Поцелуй был мягким и нежным, но оттого не менее страстным. Воздуха не хватало; их окутывал жар, но дело было явно не в солнечном свете, льющемся в окно.

Не выдержав, Мастер подхватил возлюбленную на руки и поспешно направился к тахте, так и не сняв тюбетейку. На протесты хохочущей Маргариты, шутливо стучавшей его по плечу, он не обратил никакого внимания. В конце концов, роман может и подождать, а она — нет.

2. Как называется бал, на который попадает Маргарита?

а) летний бал полнолуния,

б) весенний бал полнолуния,

в) бал ста королей.

3. Какой вальс слышала Маргарита «полетевший в след ей полетом?»

4. Почему Маргарита остается с Мастером?

а) любящий должен разделить судьбу любимого,

б) продала душу дьяволу,

в) спасла Мастера от отчаяния.

5. Что ощутила Маргарита, когда намазалась кремом «Азазелло»?

6. Назовите прототип образа Маргариты в романе Булгакова?

а) Елизавета Алексеевна Арсеньева,

б) Елена Сергеевна Шиловская,

в) Любовь Дмитриевна Менделеева.

7. Назовите имя служанки Маргариты?

8. Чем пожертвовала Маргарита во имя спасения любимого человека?

а) продала душу дьяволу,

б) намазалась кремом Азазелло,

в) наказала Понтия Пилата.

9. Кто дирижировал оркестром на балу?

а) Римский - Корсаков,

10. Во сколько начался бал у Сатаны?

11. Кому принадлежит следующие слова: «Нет документа, нет и человека»?

12. Кто входил в свиту Воланда?

13. Какие цветы любил Мастер в романе?

14. Как называется документ, который Бегемот попросил у Поплавского?

15. Номер квартиры, где среди белого дня наказывалось зло?

б) двадцать пять,

16. Какой девиз должен быть у всякого буфетчика?

а) свежесть, свежесть и свежесть,

б) аккуратность, аккуратность и аккуратность,

в) точность, точность и точность.

17. Какую знаменитую цитату Льва Николаевича Толстого использует в своем романе Булгаков?

а) «Я как голодный человек, которому дали есть»,

б) «Он вошел в старый быт, как будто всунул ноги в старые туфли»,

в) «Все смешалось в доме Облонских».

18. Назовите первоначальное название романа «Мастер и Маргарита»?

а) «Строитель с лопатой»,

б) «Инженер с копытом»,

в) «Архитектор с копытом».

19. Как назывался дневник Булгакова?

Ответы: из лепестков бледной розы; весенний бал полнолуния; обезумевший; любящий должен разделить судьбу любимого; свободной; Елена Сергеевна Шиловская; Наташа; продала душу дьяволу; И. Штраус; в полночь; Коровьев; Фагот, Бегемот; розы; паспорт; пятьдесят; свежесть, свежесть и свежесть; «Все смешалось в доме Облонских»; «Инженер с копытом»; «Под пятой».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн.

Иллюстрации Сергея Тюнина к роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Задание по карточке: Объясните метафору художника. Использую на уроках как индивидуальные задания для творчески одарённых детей.

Презентация к уроку по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация к уроку по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" "Два лика человечества" в 11 классе.


Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная цель - дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего ром.


"Свидание с Мастером" (урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита")

Урок – обобщение по творчеству М. Булгакова проводится в форме игры. Класс заранее делится на 3 команды. За правильные ответы выставляются баллы (для удобства можно приготовить жетоны). Иг.


«Свидание с мастером» (Литературная игра по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Литературная игра, в которую включены вопросы и задания, связанные непосредственно со знанием и умением ориентироваться в тексте романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".


Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора.

Маргарита — замужняя женщина, но имя её супруга нигде не упоминается: «…Маргарита была женою очень крупного специалиста… Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену» .

Перечислите характерные черты внешности Маргариты:

Маргарита была очень красивой молодой женщиной с короткими завитыми волосами чёрного цвета, которую не портило даже легкое косоглазие: «Она была красива…», «…этой чуть косящей на один глаз ведьме…», «Вихры неприглаженных черных волос…», «…прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами» .

Сколько детей было у Маргариты?

Маргарита была бездетной женщиной, у неё не было детей: «…была на свете одна тетя. И у нее не было детей…»

Какого цвета были цветы в руках Маргариты, привлекшие внимание Мастера?

В отчаянной попытке изменить свою жизнь Маргарита вышла на улицу, держа в руках жёлтые цветы, которые и привлекли к себе внимание Мастера: «…она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста» .

Что поразило Мастера при первом взгляде на Маргариту?

При виде Маргариты Мастера поразила глубокое одиночество в глазах красивой женщины: «…меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!»

В чем заключалась трагедия всей жизни Маргариты, до встречи с Мастером?

До встречи с Мастером Маргарита чувствовала себя глубоко несчастным человеком, потому что в ней не было любви: «Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю…»

Какой предмет одежды шьёт Маргарита своему возлюбленному Мастеру?

Маргарита сшила Мастеру черную шапку с вышитой на ней буквой «М»: «. черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М»… — Она своими руками сшила ее мне, — таинственно добавил он. »

Кем становится Маргарита ради спасения Мастера?

Чтобы увидеть любимого мужчина, Маргарита соглашается на сделку с Воландом: она полностью меняет свою сущность и становится ведьмой: «Я из-за тебя всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой…», «Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня» .

Расставьте в правильном хронологическом порядке события в жизни Маргариты.

Выйдя замуж за богатого успешного мужчину, Маргарита долгие годы вела комфортную, беспечную, но совершенно несчастливую жизнь в богатом московском особняке. Всё изменилось после встречи с Мастером, ставшим возлюбленным Маргариты. Вместе они всё время проводили в его крошечной квартирке в полуподвальном помещении. После неожиданного исчезновения Мастера Маргарита познакомилась с Воландом и приняла его предложение стать хозяйкой на ежегодном балу. В качестве благодарности она получила вечный покой вместе с любимым Мастером.

Читайте также: