Чувашский национальный костюм как сшить

Обновлено: 25.04.2024

Народный чувашский костюм — памятник культуры, созданный в течение тысячелетий в разных географических ареалах, исторических обстоятельствах, в среде космогонических представлений и развивающийся благодаря эстетическим воззрениям, природным, социально-экономическим и культурным условиям.

Немного ист ории

Большую роль в формировании костюма играло место проживания чувашей, заимствовавших детали одеяния своих соседей. Костюм верховых чувашей (вирьял) Чебоксарского района был схож с костюмом финно-угорских народов России - марийцев из-за лаконичности конструктивных элементов. В костюме низовых чувашей (анатри, соседствовавших с татарами, в пошиве платьев использовались оборки, основным цветом фартука являлся красный. На полотенцах и передниках присутствовала декоративная вышивка крючком нитями синего, зеленого и желтого цвета.

Традиционная одежда отчётливо отражает историческое развитие, социальные и природные условия существования, эстетические предпочтения, а также этногрупповые и этнотерриториальные особенности чувашского народа. Основу женской и мужской одежды составляла белая рубаха кпе. Она изготавливалась из одного полотнища конопляного (посконного) холста, перегнутого пополам и сшитого по продольной линии. Боковины закрывались прямыми вставками и клиньями, расширявшими книзу силуэт рубахи. Прямые и узкие рукава длиной 55—60 см вшивались под прямым углом и дополнялись квадратной ластовицей.

В конце XIX века в низовой группе анатри распространились рубахи из цветных домотканых холстов улача в синюю или красную клетку. Их украшали нашивками из ситца по груди и плечам, а по подолу — 1—2 оборками из цветной фабричной ткани или цветного домотканого холста.

Девочки с пяти шести лет учились рукоделию. К 12-14 годам многие из них, освоив секреты мастерства, многообразие техники становились прекрасными мастерицами. Девичий костюм не имел нагрудных розеток, наплечников, нарукавных узоров. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов, вышивали скромно. Все мастерство и умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Одной из принадлежностей свадебного одеяния являлось покрывало невесты - большое полотнище с вышивками по углам. Невеста под покрывалом должна была сидеть во время свадьбы в окружении своих близких подруг в переднем углу избы, отдельно от жениха. В определенный момент свадьбы происходила церемония снятия покрывала и облачения невесты в костюм замужней женщины. Вышивки покрывал поражают богатством форм, разнообразием декора.

Цвета и оттен ки.

Одним из основных цветов, используемых в костюмах, был белый, символизирующий священную чистоту. Рубаха белого цвета обязательно надевалась по праздникам. Красный цвет в сочетании с белым также считался символом чистоты, поэтому часто встречался в мотивах традиционной одежды. Красный символизировал жизнь, все швы на одежде прикрывались тесьмой этого цвета.

Современные мод ели

В начале ХХ в. из-за массового производства одежды национальный костюм отошел на второй план. Но в селах костюм сохранил актуальность и на сегодняшний день как одеяние для проведения празднеств и обрядов. Он активно используется в концертной деятельности как одежда для выступлений фольклорных коллективов.

В наши дни модельеры при создании одежды не копируют традиционный костюм, а используют ассоциативные образы и его элементы, стараясь выполнить детали традиционных узоров, и передать ценность ручной работы при создании костюма.

Ку кла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания.

Национальные куклы появились в чувашском прикладном искусстве сравнительно недавно, с конца 1980-х гг. Их предки- деревенские куколки: куклы из мочалки, соломенные куклы, куклы-поленья, куклы-закрутки, куклы-обереги и т. д.

Учитывая все выше описанное представляем вам нашу куклу «Нарспи» в чувашском национальном костюме. В которой мы постарались придерживаться всех традиций чувашского народа. И послужит наглядно-демонстративным материалом для изучения народных костюмов Поволж ья.

Кукла «Нарспи» в чувашском национальном костюме своими руками











Подготовили и выполнили воспитатели группы №1 МБДОУ детского сада №169 города Ульяновска Цыганова Ольга Альфовна и Анисимова Ольга Васильевна.

Урок технологии «Фартук в национальном костюме Ставропольского края» Фартук в национальном костюме Ставропольского края. Цели урока: Обучающая: расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала.

Конспект НОД по познавательному развитию «Кукла в чувашском костюме» в старшей группе

Конспект НОД по познавательному развитию «Кукла в чувашском костюме» в старшей группе Конспект НОД по познавательному развитию "Кукла в чувашском костюме" в старшей группе Программное содержание: Продолжать воспитывать уважение.

Кукла из ниток «Мартиничка» своими руками мастер-класс.

Кукла из ниток «Мартиничка» своими руками мастер-класс. Кукла из ниток "Мартиничка" своими руками мастер - класс. Для изготовления нам потребуется:- пряжа красного, белого, синего,желтого цвета;.

Конспект занятия «Кукла в русском национальном костюме» Тема: «Кукла в русском национальном костюме» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Художественное творчество».

Куклы в хакасском национальном костюме

Куклы в хакасском национальном костюме А. В. Гашенко, воспитатель МБДОУ д/с №21 «Аленький цветочек» МО г. Саяногорск Н. Н. Баженова, воспитатель МБДОУ д/с №21 «Аленький цветочек».

Мастер-класс «Изготовление куклы в национальном бурятском костюме»

Мастер-класс «Изготовление куклы в национальном бурятском костюме» В преддверии празднования замечательного праздника Сагаалган, наш дружный коллектив принялся за изготовление кукол в национальных костюмах.

Мастер класс «Кукла «Масленица» своими руками»

Мастер класс «Кукла «Масленица» своими руками» Традиционно на Руси к празднику Масленица изготовляли обрядовые куклы своими руками. Мы с детьми предлагаем вам свой мастер-класс по изготовлению.

Мастер-класс. Кукла в национальном костюме из пластиковой бутылки

Мастер-класс. Кукла в национальном костюме из пластиковой бутылки Предлагаю вашему вниманию мастер- класс по изготовлению куклы из полторалитровой пластиковой бутылки. Для того чтобы создать куклу особых.

Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме»

Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме» «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» – Народная мудрость Без прошлого нет будущего. Каждый человек с «материнским молоком» впитывает.

Проект «Кукла-оберег своими руками»

Проект «Кукла-оберег своими руками» ПРОЕКТ: «Кукла оберег своими руками». С детьми инвалидами и с детьми с ОВЗ. ГБОУ Школа № 935 (совместный проект с родителями) Учитель-логопед:.

Мастер-класс по изготовлению чувашского национального головного убора «Масмак»

«Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица.

Чувашский народ обладает богатой и уникальной культурой, неспроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремёсла.

В рамках муниципального проекта «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним» и с целью приобщения детей к национальной чувашской культуре, традициям и истории чувашского народа воспитанники детского сада "Антошка" познакомились с чувашским национальным костюмом. Особый интерес ребята проявили к женскому головному убору - масмак.

Существует легенда об «Улыпе» о девочке «Масмак» Эта легенда гласит, что эту повязку называют по имени девочки Масмак, которая увидев радугу, вышила на холсте разноцветными нитями узоры, а потом подарила маме. Мама завязала «масмак» на голову. С этого дня головную повязку стали называть «масмак».


Воспитатели предложили девочкам изготовить масмак. Девочки с большим удовольствием сделали для себя масмак из ярких ленточек, украсили его золотыми пайетками и бусами. Такой мастер-класс помогает возродить народные традиции, сохранить их корни, вырастить новое уважающее свое прошлое и проявляющее к нему интерес поколение.




«Большой мак из гофрированной бумаги». Мастер-класс по изготовлению головного убора для костюма ребёнка.

«Большой мак из гофрированной бумаги». Мастер-класс по изготовлению головного убора для костюма ребёнка. Дорогие коллеги, хочу поделиться тем, как мастерила украшение на голову девочкам к танцу "Маки".Посмотрев идеи по изготовлению маленьких.

Фоторепортаж с национального праздника «Праздник Севера»

Фоторепортаж с национального праздника «Праздник Севера» В конце марта в национальном селе Арка Охотского муниципального района Хабаровского края состоялся ежегодный «Праздник Севера». Возрожденный.

Фотоотчёт о праздновании национального праздника «Цаган Сар»

Фотоотчёт о праздновании национального праздника «Цаган Сар» Один из главных национальных праздников Цаган сар (Белый месяц, символизирующий наступление весны и пробуждение природы. Сегодня в нашем.

Мастер-класс «Изготовление головного убора для Крёстной-феи»

Мастер-класс «Изготовление головного убора для Крёстной-феи» Дорогие, коллеги!Хочу поделится с вами изготовлением головного убора для Крёстной-феи из сказки «Золушка».Может быть моё творчество кому-нибудь.

Оформление национального уголка в средней группе

Оформление национального уголка в средней группе Важной составляющей образовательной среды в группе является национальный уголок. Он несет функцию воспитания у детей патриотических чувств,.

Районный этап Чувашского республиканского конкурса для дошкольников и младших школьников «Синичкин день» (фотоотчёт)

Районный этап Чувашского республиканского конкурса для дошкольников и младших школьников «Синичкин день» (фотоотчёт) Районный этап Чувашского республиканского конкурса для дошкольников и младших школьников "Синичкин день" (фотоотчёт) В начале ноября.

Презентация «Реализация регионально-национального компонента в средней группе»

Презентация «Реализация регионально-национального компонента в средней группе» Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень.

Чувашский народный костюм, фото № 1

В чувашском женском костюме рубашка шилась из белого домотканого холста. Белый цвет был священным для чувашей. Крашенные нити и пряжи использовали в вышивках.

Для крашения применяли корни и листья трав марены, деревьев, кору дуба. С конца XIX в. стали использовать химические красители, приобретаемые у коробейников, а белый холст у низовых чувашей был вытеснен пестрядью. Кроме рубахи в комплекс женского чувашского костюма входили полотенцеобразный холщовый сурпан, поверх которого анатри и анат-енчи надевали хушпу, а вирьялы закрепляли сурпан вышитой повязкой масмак. Девушки носили шапочку тухья, аналогичную по форме хушпу у низовых, но с закрытым остроконечным верхом или же без острия, расшитую бисером и бусинками, украшенную плотно нашитыми серебряными монетами. Концы остриев, возвышающиеся над бисерной поверхностью, нередко выполнялись из олова. Самой отдаленной эпохой, где искусствоведы обнаруживают параллели тухье, является III тыс. до н. э. (ареал южных областей Средней Азии и Северного Ирана), а наиболее близкое к сегодняшнему дню время - V-VII (районы Северного Таджикистана, древний Пенджикент) и VIII (ранний период Волжской Булгарии) века . В настоящее время головной убор, похожий на тухью, можно встретить в туркменской тахъе.

Чувашский народный костюм, фото № 2

Чувашский народный костюм, фото № 3

Чувашский народный костюм, фото № 4

Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые белые и цветастые платки преимущественно светлых расценок. Зимой надевали барашковые шапки с суконным верхом или шерстяные платки с бахромой.

Непременной деталью женского чувашского костюма был передник саппун, черситти, а также множество украшений: шитые из монет сюха, май сиххи, нагрудные - ама, шюлкеме, перевязь - тевет, наспинное - пусь хысе, подвески к поясам - сара, к сурпанам - сурпан сякки. Все они изготовлялись из монет, бисера, раковин каури с применением тесьмы и кумача.

Как отмечает А.А.Трофимов, самые ранние из украшений, которые имеется возможность исследовать, датируются началом XVIII в. (более ранние не сохранились), однако в них прослеживаются традиции, идущие из глубокой древности. Чувашские народные украшения прошлого, как вышивка и ткачество, делятся на три основных типа, в зависимости от трех основных этнографических групп народа. Подразделяются они также и по полу, и по возрасту и по семейному положению их носителей.

Женские и девичьи украшения чувашей имеют свои аналогии в костюмах поволжских народов: марийцев,мордвы, удмуртов. Одним из популярных украшений был нагрудник, часто - треугольной формы, небольшой и украшенный бисером и монетами.

Чувашию издавна называли краем "ста тысяч узоров". Вышивали на рубахах, платках, фартуках, украшениях, полотенцах. при вышивании применяли двадцать пять видов швов.

В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов он более легкий, а у анат-енчи и анатри - крупнее и часто переходит в растительный орнамент. В цветовом отношении наблюдается полихромия. Однако и здесь намечаются определенные закономерности: для виръялов характерно сочетание темных тонов красного, синего, зеленого цветов, у анат-енчи преобладают яркие краски, в вышивке же анатри определяющим является красный свет. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, однако при изготовлении головных уборов хушпу и тухъя и некоторых украшений применялись так же бисер, монеты и раковины каури.

Чувашский народный костюм, фото № 5

Чувашский народный костюм, фото № 6

Чувашский народный костюм, фото № 7

Чувашский народный костюм, фото № 8

Чувашский народный костюм, фото № 9

Чувашский народный костюм, фото № 11

Чувашский народный костюм, фото № 12
Чувашский народный костюм, фото № 13

Чувашский народный костюм, фото № 14
Чувашский народный костюм, фото № 15

Чувашский народный костюм, фото № 16

Чувашский народный костюм, фото № 17

Чувашский народный костюм, фото № 18

Чувашский народный костюм, фото № 19

Чувашский народный костюм, фото № 20

Чувашский народный костюм, фото № 21

Чувашский народный костюм, фото № 22

Чувашский народный костюм, фото № 23

Чувашский народный костюм, фото № 24

видео с чувашскими узорами

Фото - из книги-альбома "Чувашский костюм от древности до современности" (2002) и альбома "Чувашское народное искусство" (1981).

ролик с фотографиями костюмов, под мелодичную песню (книга-альбом "Чувашский костюм от древности до современности" (2002) и альбом "Чувашское народное искусство" (1981). .

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 1

В чувашском женском костюме рубашка шилась из белого домотканого холста. Белый цвет был священным для чувашей. Крашенные нити и пряжи использовали в вышивках.

Для крашения применяли корни и листья трав марены, деревьев, кору дуба. С конца XIX в. стали использовать химические красители, приобретаемые у коробейников, а белый холст у низовых чувашей был вытеснен пестрядью. Кроме рубахи в комплекс женского чувашского костюма входили полотенцеобразный холщовый сурпан, поверх которого анатри и анат-енчи надевали хушпу, а вирьялы закрепляли сурпан вышитой повязкой масмак. Девушки носили шапочку тухья, аналогичную по форме хушпу у низовых, но с закрытым остроконечным верхом или же без острия, расшитую бисером и бусинками, украшенную плотно нашитыми серебряными монетами. Концы остриев, возвышающиеся над бисерной поверхностью, нередко выполнялись из олова. Самой отдаленной эпохой, где искусствоведы обнаруживают параллели тухье, является III тыс. до н. э. (ареал южных областей Средней Азии и Северного Ирана), а наиболее близкое к сегодняшнему дню время - V-VII (районы Северного Таджикистана, древний Пенджикент) и VIII (ранний период Волжской Булгарии) века . В настоящее время головной убор, похожий на тухью, можно встретить в туркменской тахъе.

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 17

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 18

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 19

Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые белые и цветастые платки преимущественно светлых расценок. Зимой надевали барашковые шапки с суконным верхом или шерстяные платки с бахромой.

Непременной деталью женского чувашского костюма был передник саппун, черситти, а также множество украшений: шитые из монет сюха, май сиххи, нагрудные - ама, шюлкеме, перевязь - тевет, наспинное - пусь хысе, подвески к поясам - сара, к сурпанам - сурпан сякки. Все они изготовлялись из монет, бисера, раковин каури с применением тесьмы и кумача.

Как отмечает А.А.Трофимов, самые ранние из украшений, которые имеется возможность исследовать, датируются началом XVIII в. (более ранние не сохранились), однако в них прослеживаются традиции, идущие из глубокой древности. Чувашские народные украшения прошлого, как вышивка и ткачество, делятся на три основных типа, в зависимости от трех основных этнографических групп народа. Подразделяются они также и по полу, и по возрасту и по семейному положению их носителей.

Женские и девичьи украшения чувашей имеют свои аналогии в костюмах поволжских народов: марийцев,мордвы, удмуртов. Одним из популярных украшений был нагрудник, часто - треугольной формы, небольшой и украшенный бисером и монетами.

Чувашию издавна называли краем "ста тысяч узоров". Вышивали на рубахах, платках, фартуках, украшениях, полотенцах. при вышивании применяли двадцать пять видов швов.

В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов он более легкий, а у анат-енчи и анатри - крупнее и часто переходит в растительный орнамент. В цветовом отношении наблюдается полихромия. Однако и здесь намечаются определенные закономерности: для виръялов характерно сочетание темных тонов красного, синего, зеленого цветов, у анат-енчи преобладают яркие краски, в вышивке же анатри определяющим является красный свет. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, однако при изготовлении головных уборов хушпу и тухъя и некоторых украшений применялись так же бисер, монеты и раковины каури.

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 20

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 21

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 22

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 23

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 24

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 25

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 26

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 27

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 28

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 29

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 30

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 31

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 32

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 33

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 34

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 35

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 36

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 37

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 38

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 39

видео с чувашскими узорами

ролик с фотографиями костюмов, под мелодичную песню

Предыстория такая: у меня есть книга по истории чувашского костюма, изучив которую, мне захотелось посмотреть воочию то, о чем ведется речь в книге. Благо, что у меня для этого есть возможности: часть старинных чувашских нарядов сохранилась и находится в "Чувашском национальном музее" г. Чебоксары. На днях я нашла время посетить музей и сфотографировала экспонаты для любителей старинной ручной вышивки. Для большего интереса дополню пост информацией, которую я почерпнула из книги, ибо мои знания этого вопроса еще невелики, но я уже начала идти по пути изучения.

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 1

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 2

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 3

Основой костюма была рубаха, которая шилась из белого домотканого холста. Женская рубаха в длиной была от колен до середины голени. Рубаха украшалась домотканой тесьмой и вышивками, которые были особенно богатыми на обрядовых и праздничных одеяниях. Дополнением костюма служили украшения и пояса, которые носились по-разному в зависимости от возраста и социального статуса человека.

Чуваши считали белый цвет рубахи цветом, который приятен богам, за отход от этой нормы боги могут разгневаться на род и наслать беды. Когда с приходом фабричного производства начали шить рубаху из тканей других цветов, старики очень сетовали и предсказывали несчастья. Конечно, они считали причиной тому гнев богов, но по-своему они были правы: произошла замена традиционной одежды на городскую, привозную, и таким образом постепенно угасали традиции этноса.

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 4

Узоры вышивки были сложными, они передавали картину Мироздания в народном понимании, хранили в себе знания в мире, природе, верованиях и обрядности, и несмотря на то, что со временем вышитые символы разучились "читать", традиции были сильны и чувашские вышивальщицы соблюдали каноны.

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 5

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 6

Изготовлением одежды занимались только молодые незамужние девушки: они пряли нити, ткали холсты и делали вышивки. Прясть девочку обучали с 9 лет, а с 11 уже приучали к вышивке. Выйдя замуж, у женщины становилось много других обязанностей по дому, хозяйству, заботе о детях и стариках. Поэтому девушка старалась успеть приготовить и расшить как можно больше как повседневной, так и праздничной одежды, которую ей предстояло носить потом в течение всей жизни. Особенно старались сосватанные девушки, доходило до того, что они работали по ночам при свете лампады (от чего очень страдало зрение, конечно), чтобы успеть, и злили стариков, втихаря вышивая по праздникам, что считалось неуважением к богам. Понятное дело, что от сноровки и трудолюбия девушки зависела ее будущая красота, опрятность и "богатство". Приданное хранилось в специальной липовой кадке, это было действительно сокровище, ведь на нитки, бисер, бусины уходило много денег. Правда, я так и не поняла, кто же шил и вышивал одежду для мужчин и детей, неужели все это было обязанностью одних только девушек?

Впрочем, не исключено, что часть одежды передавалась по наследству. Головные уборы точно передавались.

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 7

Чуваши считали, что человек должен соответствовать высокому уровню костюма, гармонировать с ним. Особенно тщательно в этом плане присматривались к девушкам и молодым женщинам, полноценная женская красота считалась хорошим символом, готовностью к продолжению рода. Не в почете были неповоротливость, дородность, массивность, женщина по мнению чувашей должна обладать подвижностью, легкой походкой и веселый нравом.

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 8

Узоры вышивались по счету нитей холста. Мне кажется, это было довольно кропотливо и требовало предельной внимательности, ведь немного ошибись в симметрии — и вся работа насмарку!

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 9

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 10

Головной убор замужней женщины — хушпу — символизировал своеобразную "корону" хозяйки дома. Вверху он был открытый, в отличие от закрытой девичьей тухьи. У разных групп чувашей он немного различался по виду, но основные требования были соблюдены.

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 11

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 12

В украшениях использовались серебряные монеты, которые нашивались грубой нитью прочно, но с сохранением подвижности. Соблюдались и некоторые правила в порядке нашивания, чтобы при движениях издавался мелодичный звон, особенно приятный для слуха чувашей во время танцев и веселых девичьих забав.

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 13

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 14

Различные неурядицы, которые в большой численности выпали на долю предков чувашского народа, привели к тому, что они стали закрытыми, жили больше в уединении и не стремились общаться с другими народностями, благодаря чему многие исконные традиции костюма были сохранены почти в первоначальном виде и существовали вплоть до начала 20 века.

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 15

Приданное невесты — вышитая одежда, покрывала, предметы обихода — хранилось в нескольких емкостях, кадрах и кадушках, и все это было сложено в амбаре. Бывали и случаи кражи приданного, ведь это была действительно ценность!

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 16

Невеста под свадебным покрывалом. На церемонии невеста была одета в костюм девушки, но покрывалась большим вышитым покрывалом. После первой брачной ночи ее переодевали в наряд замужней женщины.

Некоторые ритуальные предметы, как покрывало невесты, использовались только в единичных случаях и не применялись для других событий жизни. Это же относится к платку жениха, о чем будет ниже.

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 17

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 18

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 19

Костюм жениха: обрядовый халат с вышивкой, пояс, нагайка, на плечи был накинут специальный платок жениха, а также жених и его дружки надевали некоторые девичьи украшения на время церемонии (ни в каких больше случаях эти украшения мужчинами не носились).

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 20

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 21

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 22

Платок жениха. Иногда он был полностью расшит сложными узорами.

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 23

Девичий колпак. Носился некоторыми группами чувашей.

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 24

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 25

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 26

Девичья шапочка — тухья. В ее расшивке использовался бисер в большом количестве.

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 27

Ниже убор замужней женщины — хушпу.

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 28

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 29

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 30

Шульгеме — женское нагрудное украшение, состоящие из кожаной пластины, на которую нашивались монеты.

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 31

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 32

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 33

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 34

Масмак — налобная повязка с вышивкой. Повязывалась поверх сурбана, либо на лоб, либо на темя.

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 35

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 36

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 37

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 38

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 39

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 40

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 41

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 42

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 43

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 44

Предки чувашей — волжские булгары — обладали большим опытом изготовления ювелирных украшений, но в процессе войн, неурядиц и позже царского запрета на работу с драгметаллами, для украшений стали извне приобретаться серебряные подвески или заменяться серебряными монетами, а в народе стало развиваться кустарное производство медных трубочек и прочего.

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 45

На этих старых фотографиях показаны чуваши в полном облачении. В наше время они особенно ценны тем, что позволяют видеть и изучать старину.

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 46

Чувашская вышивка одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты, фото № 47

Изучать историю своего народа очень интересно, и я обязательно еще вернусь к этой теме.

Читайте также: