Глупому сыну и родной отец ума не пришьет

Обновлено: 01.05.2024

Легендарный курс - Предбанник. Повтори весь материал ЕГЭ и ОГЭ за 5-9 дней!


Задание № 5432

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Глупому сыну и родной отец ума (НЕ)ПРИШЬЁТ.

2. (НЕ)ДОБРОЕ слово больней огня жжёт.

3. (НЕ)ДОПУСТИВ меня ближе, лисица бросилась в воду.

4. Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ на Камчатке, не могут представить всей красоты утра.

5. Мне НЕ(О)К0М было даже пожалеть в этот день.


"Не пришьет" пишется раздельно, так как не с глаголом пишется раздельно.

"Недоброе" пишется слитно, так как можно заменить синонимом.

"Не допустив" пишется раздельно, так как не с деепричастиями пишется раздельно.

"Не бывавшие" пишется раздельно, так как у полного причастия есть зависимое слово.

"Не о ком" пишется раздельно, так как местоимение употребляется с предлогом.

Легендарный курс - Предбанник. Повтори весь материал ЕГЭ и ОГЭ за 5-9 дней!


Задание № 26743

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Глупому сыну и родной отец ума (НЕ)ПРИШЬЁТ.

2. (НЕ)ДОБРОЕ слово больней огня жжёт.

3. (НЕ)ДОПУСТИВ меня ближе, лисица бросилась в воду.

4. Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ на Камчатке, не могут представить всей красоты утра.

5. Мне НЕ(О)К0М было даже пожалеть в этот день.


"Не пришьет" пишется раздельно, так как не с глаголом пишется раздельно.

"Недоброе" пишется слитно, так как можно заменить синонимом.

"Не допустив" пишется раздельно, так как не с деепричастиями пишется раздельно.

"Не бывавшие" пишется раздельно, так как у полного причастия есть зависимое слово.

"Не о ком" пишется раздельно, так как местоимение употребляется с предлогом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. это совсем не так. Потому что настоящий читатель отдает книге все свои душевные способности. Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху. Читать — значит искать. Читать — значит находить. Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. И тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, и есть чтение разлагающее и обессиливающее. По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает. И каждый человек есть то, что он читает. (По И. Ильину)

1) Основной функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение, что помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.

2) Парцеллированная конструкция состоит из двух частей: основного высказывания и парцеллята. В данном тексте парцелляция используется дважды: парцелляты - придаточная часть причины - указывают на причину: Потому что настоящий читатель отдает книге все свои душевные способности. / Ибо каждый из нас есть то, что он читает.

3) Использование такого стилистического приёма, как синтаксический параллелизм (Читать — значит искать. Читать — значит находить.) позволяет передать авторскую оценку описываемым явлениям.

4) В тексте читатель наблюдает антитезу. В качестве антитезы противопоставлены варианты качества одного явления, в данном случае выраженном отглагольным существительным чтение (чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер … чтение разлагающее и обессиливающее)

5) Порядок слов предложения в официально-деловом стиле отличается строгостью и консерватизмом. В простых предложениях обычным является прямой порядок слов (инверсия недопустима).

2. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот союз

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в третьем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСКУССТВО, – а, ср.

1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и.

2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья.

3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное и.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

чЕрпать прОживший прожОрлива сирОты тОрты

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Приятным сюрпризом для всех стал огромный торт, ИСКУСНО выполненный из белого шоколада.

Договаривающиеся стороны считают возможным и ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ завершение переговоров.

Ведущим должен стать человек опытный, ДИПЛОМАТИЧНЫЙ.

В новом сезоне тренер ВОСПОЛНИЛ команду молодыми спортсменами.

В российском прокате с большим успехом прошла картина культового режиссёра итальянского кино, которую он назвал АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное вами слово.

Рабочим выплачена зарплата за май месяц.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

устные ВЫГОВОРА ночные КРЕМЫ ЧИСТЕЙШИЙ снег талантливых ПЕСЕН КЛАДИ на парту

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с косвенной речью

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) нарушение в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Все, кто посетил вернисаж, были поражены картиной молодого художника.

2) В этом романе содержится критика сословных предрассудков, господствующая на родине писателя в прошлом веке.

3) Гавриил Николаевич призывает нас к тому, чтобы мы берегли лес, наслаждались и любили природу.

4) Вопреки правилам пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.

5) Никто, даже лучшие специалисты, не могли отремонтировать эту машину.

6) Осеннею свежестью, листвою и плодами благоухает сад.

7) По окончанию фильма зрители начали выходить из зала.

8) Сонечка возразила, что я не согласна убегать от трудностей.

9) Все посылки, отправляемые в страны Европы, проходят строгий эпидемиологический контроль.

1) корзина, неиссякаемый, очертить

2) реалистично, управляющий, примириться

3) напрягаться, умиротворённый, водокачка

4) выгореть, принимать, наклониться

5) блистать, росточек, скачок

1) без..дейный, супер..гра, меж…нститутский

2)и..коверкать, бе..жизненный, во…кликнуть

3)пр…бывать (в городе), пр..лестная, пр..образовать

4) меж..языковой, об..ём, под…езд

5)пр..рекание, пр..ближённый, пр…беречь

2) сводч..тый (потолок), издавн..

3) миндал..вый, насла..вать

4) распечат..вать, пародир..вать

5) хитр..нький, настойч..вый

1) рокоч..щий шум, помощники держ..т

2) хохоч..щий клоун, (они) цен..т

3) каж..щийся успех, охотники ищ..т

4) полощ..щая бельё, слова много знач..т

5) (друзья) дел..тся (всем), корм..тся (белки)

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Глупому сыну и родной отец ума (не)пришьёт.

(Не)доброе слово больней огня жжёт.

(Не)допустив меня ближе, лисица бросилась в воду.

Люди, (не)бывавшие на Камчатке, не могут представить всей красоты утра. Мне (не)(о)ком было даже пожалеть в этот день.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Печорин (ПО) ВСЮДУ ищет действия и (ПО) ЭТОМУ, без раздумий вмешиваясь в жизнь других людей, разрушает их мирное существование. Князь Василий (НА) ХОДУ сказал несколько слов доктору и (НА) ЦЫПОЧКАХ прошёл в спальню.

В начале девятнадцатого века в России было широко распространено домашнее образование, которое не давало фундаментальных знаний, но ВСЁ (ЖЕ) позволяло молодому человеку довольно хорошо выучить иностранные языки, а ТАК (ЖЕ) уверенно чувствовать себя в обществе.

(ПО) ЭТОМУ старому переходу можно ТАК(ЖЕ) быстро перейти на противоположную сторону улицы, как и по новому, только что открытому. Мой друг ТО (ЖЕ) долго думал, ЧТО (БЫ) предпринять.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

Деревя(1)ый стари(2)ый дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(3)ы свежими лесинами, окна покраше(4)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(5)ое резьбой, ещё пахло смолой.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) То ли от радости то ли от неожиданности лицо его запылало румянцем.

2) Настоящим бедствием деревянной Москвы в средние века были пожары и поэтому наиболее верными и долговременными ориентирами в городе оставались каменные храмы.

3) По сугробу волчица взобралась на хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу.

4) Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.

5) Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Увидев пингвина(1) стоящего в стороне от стаи(2) вы тут же представите себе пожилого человека во фраке(3) погружённого в глубокое раздумье.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Старик (1) я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас —

Зачем. Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой дитя, судьбой (2) монах.

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

Конечно (3) ты хотел (4) старик (5)

Чтоб я в обители отвык

От этих сладостных имён, —

Напрасно. (М.Ю. Лермонтов)

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Она глядела(1) как сизые кольца дыма от сигары Азазелло (2)уплывали в камин(3) и (4)как кот ловит их на конец шпаги.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Альпинисты поняли (1) что (2) если вьюга не утихнет (3) то им придётся возвращаться в базовый лагерь (4) так как сильные порывы ветра мешали продвигаться по отвесной скале.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Деревня была где-то за лесом. (2)Если идти в нее по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. (3)Толстые корни обхватили извилистую тропу. (4)Лес шумит, успокаивает. (5)В стылом воздухе кружатся жухлые листья. (6)Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны. (7)Кажется, что она так и не выведет тебя никуда. (8)Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. (9)Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы. (По Л. Фролов)

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)До сих пор я не знаю: были у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? (2)Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. (3)Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. (4)Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. (5)Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. (6)Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…

(7)Казалось бы, очень просто. (8)Потом уж искусство отвлеклось. (9)Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. (10)Это просто радостный или горестный крик души. (11)От никчёмного рисунка на скале до картины Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой… (12)Но что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? (13)А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезные орудия труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы.

(14)В человеке, кроме потребностей есть, спать и продолжать род, жило две великие потребности. (15)Первая из них – общение с душой другого человека. (16)Она возникла оттого, вероятно, что душа – это как бы миллиарды отпечатков либо с одного и того же, либо с нескольких, не очень многих негативов.

(17)Вторая же человеческая потребность – общение с небом, то есть с беспредельностью во времени и в пространстве. (18)Ведь человек есть частица, пусть миллионная, пусть мгновенная, но всё же частица той самой беспредельности и безграничности. (19)Символ этой безграничности, конечно же, небо.

(20)…Кстати, и ступа ведь может быть произведением искусства. (21)Изящные уточки -солонки, деревянные ковши в виде лебедей. (22)Рубель, которым катали бельё, превращён в уникальное изделие. (23)Прясницы красноборские, валдайские, вологодские. (24)Цветы и солнца, птицы и листья деревьев, чаепития и масленичные катания – всё нашло себе место на этих прясницах, всё вплелось в общие узоры, в общую красоту.

(25)Ведь, казалось бы, не всё ли равно, к какой доске привязать кусок льна и сучить из него суровую нитку. (26)Но, значит, не всё равно, если вот они, сотни прясниц, и нет двух совпадающих по рисунку или резьбе.

*Владимир Алексеевич Солоухин (1924 – 1997) – русский советский писатель, поэт, яркий представитель «деревенской прозы».

2) Красота окружающего мира нашла отражение в произведениях искусства. 3) В человеке с давних пор живёт потребность общения с людьми.

4) Вся красота природы нашла отражение в прясницах.

5) Рисунки, изображённые на прясницах, совпадают по рисунку или резьбе, потому что мастер соблюдает традиции.

2) В предложениях 7-10 представлено рассуждение.

3) Предложение 10 поясняет, раскрывает смысл предложения 9.

4) В предложениях 17-19 представлено повествование.

5) В предложениях 25-26 представлено описание.


24. В предложениях 22-24 найдите диалектное слово, означающее то же, что и слово прялка (приспособление для ручного прядения одной нити пряжи). Запишите это слово.

25. Среди предложений 11–16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного противительного союза и лексического повтора. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).


26. Через размышления о красоте В.А.Солоухин приводит читателя к пониманию истинности, ценности искусства. С помощью тропа (А) ______ («оно раздвоилось» в предложении 1, «красота….аккумулировалась» в предложении 2, «искусство отвлеклось» в предложении 8, «потребность души» в предложении 12, «общение с небом» в предложении 17) писатель показывает путь и причины развития искусства. Используя стилистический приём (Б) ____ (предложения 3,4), автор показывает, как происходила отдача того, что аккумулировалось в душе человека. По мнению В.А.Солоухина, не только картины Рембрандта являются подлинными произведениями искусства, но и «ступа», расписанная мастером своего дела, и «рубель, которым катали бельё», «прясницы». Так, включая в своё рассуждение лексическое средство (В) ______, мастер слова переносит читателя в прошлое страны. А синтаксическое средство (Г) ______ (предложения 7, 16, 19, 20, 25, 26) позволяют ему выразить оценку степени достоверности, указать на связь мыслей, последовательность изложения.

2)архаизмы и диалектизмы

6) однородные члены

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

(1) Главным центром кузнечного производства в средневековой Москве было Заяузье, вернее, та его часть, которая простиралась по прибрежным высотам от устья реки Яузы до Таганки. (2) 3десь жили кузнецы, а также мастера, производившие котлы и другую металлическую посуду, — «котельщики». (3)Сейчас об этом напоминает название Котельнической набережной. (4)Таганка получила свое название от тагана — большого котла на металлической подставке. (5) (. ) такие таганы делали местные мастера, что и закрепилось в московской топонимике.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Главным центром кузнечного производства в средневековой Москве была Котельническая набережная.

2. В средневековой Москве, в Заяузье, жили кузнецы и котельщики.

3. Таганка получила свое название от тагана - большого котла на металлической подставке.

4. Главным центром кузнечного дела в средневековой Москве было Заяузье, о чем свидетельствуют московские топонимы.

5. Таган - это большой котёл на металлической подставке, именно от него получила своё название таганка.

2. Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска в пятом (5) предложении текста. Запишите это слово (сочетание слов).

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОТЁЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Металлический сосуд округлый формы, служащий для нагревания воды. Котёл кипит. Взять воды из котла.

2. Питание из общей кухни. Артельный котёл. Сдавать продукты в общий котёл.

3. Закрытый сосуд для превращения воды в пар. Паровой котёл. Котёл высокого давления.

4. В карточной азартной игре - сосуд, куда кладутся деньги.

5. Быть в постоянных утомительных хлопотах. Кипеть или вариться в котле.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

свёклА углубИть закУпорить прожИвший зАсветло

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Больному следует ОГРАНИЧИТЬ употребление соли.

2. Ничего не шевельнулось в этой КАМЕННОЙ душе.

3. В день отъезда - очень ПАМЯТЛИВЫЙ для семьи - с самого утра не было солнца.

4. Большинство заданий пособия не только имеет ПРАКТИЧЕСКИЙ характер, но и хорошо продумано.

5. Бородин участвует в БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ концертах в пользу студентов.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Дорогой читатель, запомни одну несомненную истину: нету в мире героических и не героических событий, а есть героическое или не героическое их описание.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Изображение на гербе трех рыцарских шлемов символизируют благородство.

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

2) Вдруг раздался голос проводника, потерявший меня из виду.

В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

3) Согласно бытующему мнению, предсказать поступки человека невозможно.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Прогулка по парку поможет не только узнать город, но и его жителей.

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

5) Зайдя в неприметный дворик, вашему взору откроется старинная лестница.

6) Все, кто посетил театр, остались довольны спектаклем.

7) Собираясь на пикник, я долго не мог уснуть.

8) Листва, радовавшая глаз яркостью, теперь потускнела.

9) К концу поездки все ребята уже скучали за родителями.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

1) в..негрет, п..скарь, в..нтиляция

2) соед..нялись, зак..пчённый, г..релый

3) велос..пед, нац..ональный, д..летант

4) выс..вать, привл..кательность, раст..лковать

5) б..тон, дезинф..цировать, к..мпьютер

1) бе..связный, ра..плачиваться, ра..жалобить

2) пр..бавлять, пр..брежный, пр..днепровский

3) по..шивка, на..треснутый, о..дышаться

4) пред..юньский, от..грать, меж..нститутский

5) пр..оритет, пр..открыть, пр. равнять

1) застел..шь, посе. шь

2) независ…мые, закле.. вший

3) выстро…вший, увид…вший

4) осме…нный, скле…нное

5) запомн..вшийся, труд..шься

1) щегол..ватый, удушл..вый

2) раскашл..ться, никел..вый

3) окольц..вать, замш..вый

4) марш..вый, просе..вать

5) вспыльч..вый, запрыг..вая

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Глупому сыну и родной отец ума (НЕ)ПРИШЬЁТ.

2. (НЕ)ДОБРОЕ слово больней огня жжёт.

3. (НЕ)ДОПУСТИВ меня ближе, лисица бросилась в воду.

4. Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ на Камчатке, не могут представить всей красоты утра.

5. Мне НЕ(О)К0М было даже пожалеть в этот день.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. В качестве существительного мужского рода в литературном языке закрепилось ТАК(ЖЕ) и сокращение МИД: оно стало склоняться, и (ПО)ЭТОМУ правильно говорить: «МИД сделал заявление».

2. Он резко дёрнул за верёвку (НА)ПОДОБИЕ того, как рыбаки подсекают рыбу, понимая, что (В)СВЯЗИ со своим поведением он не сможет заслужить благосклонности начальника.

3. Подруги знали, чувствовали, что прощаются (НА)ВСЕГДА, и прощались как-то (ПО)ОСОБЕННОМУ.

4. Мама (В)ПОСЛЕДСТВИИ смирилась с моим выбором и даже (ПО)СВОЕМУ старалась помочь мне.

5. Наш организм способен усваивать не более 200 мл воды за четверть часа, (ПО)ЭТОМУ диетологи рекомендуют равномерное питьё (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Светлые стены изыска(1)ых пропорций, отдела(2)ые керамической плиткой, увенча(3)ы декоративным майоликовым поясом с причудливым изображением орхидей.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Ощущение одинокого сада и холодных лесов помогло мне писать и думать.

2. Осенью откроется выставка молодых московских художников.

3. Заблестели на листьях берёз капли не то росы не то вчерашнего дождя.

4. Он подложил в костёр сухой травы и хворосту и раздул пламя.

5. Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами и их медленно заволакивает вечерняя дымка.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Старые пароходы (1) приходившие из разных стран (2) дремали у деревянных пристаней (3) тихонько посапывая паром.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Это озеро (1) казалось (2) огромным зеркалом в оправе из тростника. Небывалая и (3) как мне показалось (4) добрая тишина окружала нас.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На ранней заре (1) яблоневый сад (2) сквозь деревья (3) которого (4) блестит кое-где утреннее солнце (5) наполнен лиловым туманом.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Будь вы сто раз джентльменом и тайным советником (1) но (2) если у вас есть дочь (3) то вы ничем не гарантированы от того мещанства (4) которое часто вносят в ваш дом сватовство и свадьба.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Второй по численности населения город Ставропольского края – Пятигорск. (2) Известно, что у подножия горы Машук люди жили с незапамятных времен, и, кстати, уже тогда наши предки знали о целебной силе минеральных источников — об этом свидетельствуют древние ванны, вырубленные в травертинах Горячей горы.

(3)Письменное упоминание о селениях в окрестностях Беш-Даг впервые встречается в 1334 году у арабского путешественника Ибн Батута, в начале XVI века посол германского императора Сигизмунд фон Герберштейн рассказывал о пятигорских черкасах — гордом народе, говорящем на славянском языке и исповедующем греческую веру. (4)В середине этого же столетия Иван Грозный женился на «девице из черкас пятигорских» Марии Темрюковне — так черкасские князья породнились с русскими правителями, что сыграло немаловажную роль в истории России.

(5)История же самого Пятигорска началась в 1780 году со строительства Константиногорской крепости, предназначенной для защиты рубежей государства — именно тогда военные обратили внимание на горячие источники у горы Машук, благотворно влияющие на организм. (6)Очень скоро и обычные люди потянулись сюда за исцелением, их становилось все больше. (7)Поэтому для охраны был возведен Пятигорский редут, новое селение нарекли Горячими водами.

(8)В XIX веке началось стремительное развитие курорта, в 1830 году указом императора город стали называть Пятигорском.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать. (2)Поймут ли? (З)Увидят ли то, что он хотел доказать? (4)Почувствуют ли то, что любило его сердце? (5)И кто будет его читатель? (6)От этого зависит, состоится ли у него желанная, духовная встреча с теми далекими, но близкими, для которых он втайне писал свою книгу?

(7)Далеко не все читающие владеют искусством чтения: глаза бегают по буквам, из букв выходит слово, а всякое слово что-то означает. (8)Слова и их значения связываются друг с другом, и читатель представляет себе что-то расплывчатое, иногда непонятное, иногда приятно-мимолетное, что быстро уносится в позабытое прошлое. (9)И это называется «чтением». (10)Механизм без духа. (11)Безответственная забава. (12)Такого «чтения» ни один писатель себе не желает. (13)Таких «читателей» мы все опасаемся, ибо настоящее чтение происходит совсем иначе и имеет совсем иной смысл.

(14)Как возникло, как созрело написанное?

(15)Какой-то человек жил, любил, страдал и наслаждался; наблюдал, думал, желал, надеялся и отчаивался. (16)Захотелось ему поведать другим о чём-то таком, что для всех важно, что нам необходимо духовно увидеть, прочувствовать, продумать и усвоить. (17)Что-то значительное о чём-то важном и драгоценном. (18)И вот он начинал отыскивать верные образы, ясно-глубокие мысли и точные слова. (19)Это было нелегко, удавалось не всегда и не сразу. (20)Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго: годами, а иногда всю жизнь. (21)Он не расстаётся с нею ни днем, ни ночью, отдаёт ей свои лучшие силы, свои вдохновенные часы, «болеет» её темою и «исцеляется» писанием. (22)Ищет сразу и правды, и красоты, и точности, и верного стиля, и верного ритма, и всё для того, чтобы рассказать, не искажая, видение своего сердца. (23)И, наконец, произведение готово. (24)Последний просмотр строгим, зорким глазом, последние исправления, и книга, сокровищница человеческой мудрости, отрывается и уходит к читателю, неизвестному, далекому, может быть, легковесно-капризному, может быть, враждебно-придирчивому. (25)Уходит без него, автора. (26)Он выключает себя и оставляет читателя, которого совсем не знает, со своею книгою «наедине».

(ЗЗ)Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. (34)Но, к сожалению, это совсем не так. (35)Почему? (Зб)Потому, что настоящий читатель отдаёт книге своё свободное внимание, все свои душевные способности и своё умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания книги. (37)Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание. (38)Оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать, о чём говорит голос автора. (39)Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. (40)Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца. (41)Надо пережить страсть страстным чувством. (42)В нежном лирическом стихотворении надо внять всем вздохам, вострепетать всею нежностью, взглянуть во все глуби и дали.

(43)Читатель призван верно воспроизвести в себе душевный и духовный акт писателя, зажить этим актом и доверчиво отдаться ему. (44)Только при этом условии состоится желанная встреча между обоими, и читателю откроется то важное и значительное, чем болел и над чем трудился писатель. (45)Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху.

(46)По чтению можно узнавать и определять человека, ибо каждый из нас есть то, что он читает. (47)Каждый человек есть то, как он читает. (48)Все мы становимся незаметно тем, что вычитываем из прочтенного, как будто бы букетом собранных нами в чтении цветов.

(По И.А. Ильину)

Ильин Иван Александрович (1883-1954) - русский философ, писатель, публицист, автор книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний».

1. Искусство чтения - сложный процесс, поэтому у читателя должны быть врожденные способности, чтобы овладеть им в полной мере.

2. Литературное творчество - игра фантазии, писатель никогда не вкладывает частичку собственной души в написанное.

3. Писатель создает свои произведения, не надеясь, что его чувства и переживания будут поняты читателем.

4. Морально-нравственные качества человека и круг его чтения взаимосвязаны.

5. Чтение помогает человеку победить одиночество.

1. В предложении 48 дано оценочное суждение по поводу содержания предложения 46.

2. В предложениях 15-18 содержится повествование.

3. В предложении 7 содержится описание.

4. В предложениях 33-38 представлено повествование.

5. Предложение 29 содержит объяснение высказанного в предложениях 27-28 суждения.

24. Из предложений 14-17 выпишите устаревшее слово.

25. Среди предложений 7-17 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

26. «Используя такие тропы, как (А) ____ (в предложении 29) и (Б) _____ (в предложении 48), И.А. Ильин размышляет о важности владения искусством чтения. (В) _____ («верные образы», «ясно глубокие мысли», «точные слова») и такое синтаксическое средство выразительности, как (Г) ______ (например, предложения 28, 31, 39), помогают автору текста выразить свои мысли о том, что представляет собой процесс чтения».

1. ряд однородных членов

6. восклицательное предложение

7. сравнительный оборот

9. вводные слова

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Примерный круг проблем

1. Проблема важности владения искусством чтения. (Что значит владеть искусством чтения?)

1. Владеть искусством чтения - значит

вдумчиво читать литературные произведения,

ведь хорошая книга - не только источник

знания, но и средство нравственного

воспитания и развития человека.

2. Проблема понимания сущности литературного творчества. (В чём состоит сущность литературного творчества?)

2. Книга - предмет высшего духовного порядка.

Это сгусток мудрости, человечности, доброты.

Настоящие писатели своими произведениями

помогают развивать в людях нравственное

3. Проблема взаимосвязи чтения и морально- нравственных качеств человека. (Как чтение влияет на формирование нравственных качеств человека?)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. это совсем не так. Потому что настоящий читатель отдает книге все свои душевные способности. Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху. Читать — значит искать. Читать — значит находить. Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. И тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, и есть чтение разлагающее и обессиливающее. По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает. И каждый человек есть то, что он читает. (По И. Ильину)

1) Основной функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение, что помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.

2) Парцеллированная конструкция состоит из двух частей: основного высказывания и парцеллята. В данном тексте парцелляция используется дважды: парцелляты - придаточная часть причины - указывают на причину: Потому что настоящий читатель отдает книге все свои душевные способности. / Ибо каждый из нас есть то, что он читает.

3) Использование такого стилистического приёма, как синтаксический параллелизм (Читать — значит искать. Читать — значит находить.) позволяет передать авторскую оценку описываемым явлениям.

4) В тексте читатель наблюдает антитезу. В качестве антитезы противопоставлены варианты качества одного явления, в данном случае выраженном отглагольным существительным чтение (чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер … чтение разлагающее и обессиливающее)

5) Порядок слов предложения в официально-деловом стиле отличается строгостью и консерватизмом. В простых предложениях обычным является прямой порядок слов (инверсия недопустима).

2. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот союз

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в третьем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСКУССТВО, – а, ср.

1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и.

2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья.

3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное и.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

чЕрпать прОживший прожОрлива сирОты тОрты

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Приятным сюрпризом для всех стал огромный торт, ИСКУСНО выполненный из белого шоколада.

Договаривающиеся стороны считают возможным и ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ завершение переговоров.

Ведущим должен стать человек опытный, ДИПЛОМАТИЧНЫЙ.

В новом сезоне тренер ВОСПОЛНИЛ команду молодыми спортсменами.

В российском прокате с большим успехом прошла картина культового режиссёра итальянского кино, которую он назвал АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное вами слово.

Рабочим выплачена зарплата за май месяц.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

устные ВЫГОВОРА ночные КРЕМЫ ЧИСТЕЙШИЙ снег талантливых ПЕСЕН КЛАДИ на парту

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с косвенной речью

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) нарушение в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Все, кто посетил вернисаж, были поражены картиной молодого художника.

2) В этом романе содержится критика сословных предрассудков, господствующая на родине писателя в прошлом веке.

3) Гавриил Николаевич призывает нас к тому, чтобы мы берегли лес, наслаждались и любили природу.

4) Вопреки правилам пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.

5) Никто, даже лучшие специалисты, не могли отремонтировать эту машину.

6) Осеннею свежестью, листвою и плодами благоухает сад.

7) По окончанию фильма зрители начали выходить из зала.

8) Сонечка возразила, что я не согласна убегать от трудностей.

9) Все посылки, отправляемые в страны Европы, проходят строгий эпидемиологический контроль.

1) корзина, неиссякаемый, очертить

2) реалистично, управляющий, примириться

3) напрягаться, умиротворённый, водокачка

4) выгореть, принимать, наклониться

5) блистать, росточек, скачок

1) без..дейный, супер..гра, меж…нститутский

2)и..коверкать, бе..жизненный, во…кликнуть

3)пр…бывать (в городе), пр..лестная, пр..образовать

4) меж..языковой, об..ём, под…езд

5)пр..рекание, пр..ближённый, пр…беречь

2) сводч..тый (потолок), издавн..

3) миндал..вый, насла..вать

4) распечат..вать, пародир..вать

5) хитр..нький, настойч..вый

1) рокоч..щий шум, помощники держ..т

2) хохоч..щий клоун, (они) цен..т

3) каж..щийся успех, охотники ищ..т

4) полощ..щая бельё, слова много знач..т

5) (друзья) дел..тся (всем), корм..тся (белки)

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Глупому сыну и родной отец ума (не)пришьёт.

(Не)доброе слово больней огня жжёт.

(Не)допустив меня ближе, лисица бросилась в воду.

Люди, (не)бывавшие на Камчатке, не могут представить всей красоты утра. Мне (не)(о)ком было даже пожалеть в этот день.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Печорин (ПО) ВСЮДУ ищет действия и (ПО) ЭТОМУ, без раздумий вмешиваясь в жизнь других людей, разрушает их мирное существование. Князь Василий (НА) ХОДУ сказал несколько слов доктору и (НА) ЦЫПОЧКАХ прошёл в спальню.

В начале девятнадцатого века в России было широко распространено домашнее образование, которое не давало фундаментальных знаний, но ВСЁ (ЖЕ) позволяло молодому человеку довольно хорошо выучить иностранные языки, а ТАК (ЖЕ) уверенно чувствовать себя в обществе.

(ПО) ЭТОМУ старому переходу можно ТАК(ЖЕ) быстро перейти на противоположную сторону улицы, как и по новому, только что открытому. Мой друг ТО (ЖЕ) долго думал, ЧТО (БЫ) предпринять.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

Деревя(1)ый стари(2)ый дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(3)ы свежими лесинами, окна покраше(4)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(5)ое резьбой, ещё пахло смолой.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) То ли от радости то ли от неожиданности лицо его запылало румянцем.

2) Настоящим бедствием деревянной Москвы в средние века были пожары и поэтому наиболее верными и долговременными ориентирами в городе оставались каменные храмы.

3) По сугробу волчица взобралась на хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу.

4) Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.

5) Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Увидев пингвина(1) стоящего в стороне от стаи(2) вы тут же представите себе пожилого человека во фраке(3) погружённого в глубокое раздумье.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Старик (1) я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас —

Зачем. Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой дитя, судьбой (2) монах.

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

Конечно (3) ты хотел (4) старик (5)

Чтоб я в обители отвык

От этих сладостных имён, —

Напрасно. (М.Ю. Лермонтов)

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Она глядела(1) как сизые кольца дыма от сигары Азазелло (2)уплывали в камин(3) и (4)как кот ловит их на конец шпаги.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Альпинисты поняли (1) что (2) если вьюга не утихнет (3) то им придётся возвращаться в базовый лагерь (4) так как сильные порывы ветра мешали продвигаться по отвесной скале.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Деревня была где-то за лесом. (2)Если идти в нее по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. (3)Толстые корни обхватили извилистую тропу. (4)Лес шумит, успокаивает. (5)В стылом воздухе кружатся жухлые листья. (6)Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны. (7)Кажется, что она так и не выведет тебя никуда. (8)Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. (9)Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы. (По Л. Фролов)

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)До сих пор я не знаю: были у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? (2)Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. (3)Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. (4)Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. (5)Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. (6)Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…

(7)Казалось бы, очень просто. (8)Потом уж искусство отвлеклось. (9)Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. (10)Это просто радостный или горестный крик души. (11)От никчёмного рисунка на скале до картины Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой… (12)Но что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? (13)А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезные орудия труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы.

(14)В человеке, кроме потребностей есть, спать и продолжать род, жило две великие потребности. (15)Первая из них – общение с душой другого человека. (16)Она возникла оттого, вероятно, что душа – это как бы миллиарды отпечатков либо с одного и того же, либо с нескольких, не очень многих негативов.

(17)Вторая же человеческая потребность – общение с небом, то есть с беспредельностью во времени и в пространстве. (18)Ведь человек есть частица, пусть миллионная, пусть мгновенная, но всё же частица той самой беспредельности и безграничности. (19)Символ этой безграничности, конечно же, небо.

(20)…Кстати, и ступа ведь может быть произведением искусства. (21)Изящные уточки -солонки, деревянные ковши в виде лебедей. (22)Рубель, которым катали бельё, превращён в уникальное изделие. (23)Прясницы красноборские, валдайские, вологодские. (24)Цветы и солнца, птицы и листья деревьев, чаепития и масленичные катания – всё нашло себе место на этих прясницах, всё вплелось в общие узоры, в общую красоту.

(25)Ведь, казалось бы, не всё ли равно, к какой доске привязать кусок льна и сучить из него суровую нитку. (26)Но, значит, не всё равно, если вот они, сотни прясниц, и нет двух совпадающих по рисунку или резьбе.

*Владимир Алексеевич Солоухин (1924 – 1997) – русский советский писатель, поэт, яркий представитель «деревенской прозы».

2) Красота окружающего мира нашла отражение в произведениях искусства. 3) В человеке с давних пор живёт потребность общения с людьми.

4) Вся красота природы нашла отражение в прясницах.

5) Рисунки, изображённые на прясницах, совпадают по рисунку или резьбе, потому что мастер соблюдает традиции.

2) В предложениях 7-10 представлено рассуждение.

3) Предложение 10 поясняет, раскрывает смысл предложения 9.

4) В предложениях 17-19 представлено повествование.

5) В предложениях 25-26 представлено описание.


24. В предложениях 22-24 найдите диалектное слово, означающее то же, что и слово прялка (приспособление для ручного прядения одной нити пряжи). Запишите это слово.

25. Среди предложений 11–16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного противительного союза и лексического повтора. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).


26. Через размышления о красоте В.А.Солоухин приводит читателя к пониманию истинности, ценности искусства. С помощью тропа (А) ______ («оно раздвоилось» в предложении 1, «красота….аккумулировалась» в предложении 2, «искусство отвлеклось» в предложении 8, «потребность души» в предложении 12, «общение с небом» в предложении 17) писатель показывает путь и причины развития искусства. Используя стилистический приём (Б) ____ (предложения 3,4), автор показывает, как происходила отдача того, что аккумулировалось в душе человека. По мнению В.А.Солоухина, не только картины Рембрандта являются подлинными произведениями искусства, но и «ступа», расписанная мастером своего дела, и «рубель, которым катали бельё», «прясницы». Так, включая в своё рассуждение лексическое средство (В) ______, мастер слова переносит читателя в прошлое страны. А синтаксическое средство (Г) ______ (предложения 7, 16, 19, 20, 25, 26) позволяют ему выразить оценку степени достоверности, указать на связь мыслей, последовательность изложения.

2)архаизмы и диалектизмы

6) однородные члены

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Читайте также: