И сшей и склей

Обновлено: 06.10.2022

Лодка из фанеры для прогулок, рыбной ловли, охоты, хозяйственных целей

Длина общая 4.2 м
Ширина 1.6 м
Высота борта 0.52 м
Вместимость4
Вес 60 кг
Мощность двигателя2-8
Конструкция корпуса Фанера (сшей и склей)
Галерея 5 фото
Заодно посмотрите Бриз-26 , Бриз-46Р
сравнить

Описание:

Три года назад — в “КиЯ” № 166 — приводились чертежи для самостоятельной постройки рыболовной лодочки “Бриз-26” — “на два с половиной человека”. Эта маленькая (длина — 2,61 м) легкая (29 кг) плоскодонная фанерная лодка летом 1998 г. прошла всесторонние испытания на Ладожском озере и показала себя и достаточно надежной, и очень удобной в эксплуатации. Этот удачный опыт и дал основание в течение следующего года построить аналогичную по основным чертам, но существенно более вместительную и высокобортную лодку для тех же суровых условий Ладоги.

То же плоское и относительно узкое днище с подъемом в носу и в корме, та же скула, та же большая седловатость линии борта. Высота борта в носу — 900 мм от основной — больше, чем у многих моторных лодок. Чтобы высокий нос не мешал обзору рулевого, на длине 0,5 м он срезан по горизонтали; для удобства посадки сделана носовая палуба, а носовая банка служит ступенькой. Под носовой и кормовой банками — багажные отсеки с доступом через овальные вырезы в вертикальных стенках на шп. 2 и шп. 7. Естественно, можно сделать здесь и рундуки, а вдоль бортов выше двух средних банок закрепить герметичные емкости, в которые укладываются мягкие вещи.

“Бриз-42” рассчитана на четверых. Средства передвижения — две пары весел и подвесной мотор мощностью до 8 л.с. (т.е. “Ветерок”). Более мощный мотор не нужен: лодка приобретет значительный ходовой дифферент, а существенного выигрыша в скорости не получится. Лодку удобно использовать не только для прогулок, но и для рыбной ловли или охоты, а также для хозяйственных целей. В плохую погоду и при устройстве ночлега можно установить в подуключины алюминиевые опорные рамки и натянуть тент. Практически на ходу довольно часто растягивается только носовая его часть, защищающая пассажира.

Строится лодка из самого доступного материала — дерева и фанеры. Конструкция ее и технологична, и позволяет построить корпус длиной 4,2 м не тяжелее 60 кг. Замечу, что большинство плавающих по Ладоге лодок — излишне тяжелые, хотя и не обеспечивают особой надежности. Вытащить такую лодку на берег да и транспортировать к дому нелегко, нужна большая команда. В то же время современные материалы: водостойкая фанера, эпоксидная смола, стеклоткань — позволяют сделать лодку и прочной, и легкой. Увеличивать размеры сечений, указанные на чертежах, не стоит (это будет необходимо только при сомнительном качестве материала).

Проволоку удалять совсем не обязательно, в отличие от пластиковых хомутов. Если Вы используете достаточно толстую фанеру ( от 6 мм. и толще) и тщательно выпиленные и подогнанные заготовки, то их можно предварительно собрать на гвоздики или тонкие саморезы. Но обо всем этом нужно говорить по конкретной ситуации, а не так - абстрактно! В любом случае хочу предупредить, что сборка корпуса на стапеле всегда более качественная и менее затратная по деньгам. Простота "СиС" - кажущаяся, там достаточно много нюансов, которые в дальнейшем усложняют процесс строительства.

дежурный по веслам

Проволоку удалять совсем не обязательно, ( от 6 мм. и толще) на гвоздики или тонкие саморезы.

А можно чуть подробнее эти два момента,раз уж тема всплыла.Для дилетантов плиз!
Шестерку на неделе пилить буду,которая с того лета в проекте.Как то плющит от мысли 3-4 часового нагревания и удаления проволоки(из прочитанного в сети)

Проволоку удалять совсем не обязательно, в отличие от пластиковых хомутов. Если Вы используете достаточно толстую фанеру ( от 6 мм. и толще) и тщательно выпиленные и подогнанные заготовки, то их можно предварительно собрать на гвоздики или тонкие саморезы. Но обо всем этом нужно говорить по конкретной ситуации, а не так - абстрактно! В любом случае хочу предупредить, что сборка корпуса на стапеле всегда более качественная и менее затратная по деньгам. Простота "СиС" - кажущаяся, там достаточно много нюансов, которые в дальнейшем усложняют процесс строительства.

Я сделал не один десяток лодок по методу СиС размером от 2,3 до 4,5 м, поэтому позволю себе кое в чем не согласиться с Вами.
Во-первых: метод СиС позволяет изготавливать довольно быстро прочные и легкие корпуса (особенно серийно).Здесь главное нужно иметь хорошие лекала, по которым выпиливаются заготовки обшивки. Лекала изготавливаются по первому экземпляру, кот. делается на стапеле, или берутся с теоретического чертежа. Разумеется все детали обшивки должны свободно разворачиваться на плоскость. Но, изготовленные и подогнанные один раз, они служить вам будут вечно. Опытным путем установлено, что толщина фанеры (для лодок до 5-6 м) должна быть 6 мм. Если тоньше - обшивка будет не достаточно жесткой и потребует дополнительного подкрепления набором, а это лишнее время, материалы и вес. Если толще - трудно будет стягивать края фанеры, да и лишний вес не к чему.
Края листов стягиваются медной проволокой толщиной 1,6-1,8 мм, внутри осаживается тупым зубиломи (с пластиковыми хомутами такой номер не пройдет) шпаклюется и проклеивается. После полимеризации клея снаружи проволока откусывается заподлицо.
Я через пару недель начну строить 4-х метровую лодку по такой методе - могу выложить фото в процессе. Заходите.

Как то в одном форуме К&Я вычитал, что "Трепанг" лодка устаревшая. По-моему это чушь полная. "Heron" Холта - такая же по основным размерениям и вооружению лодка (тоже шлюп-гуари) - разработана очень давно, а строится до сих пор в том числе и из фанеры. Вымпелов немерено и все регулярно гоняются. И никто не говорит, что она устарела.

На мой взгляд обводы "Трепанга" (особенно в носовой части) лучше Холтовской лодки и спасибо Дмитрию Антоновичу Курбатову за прекрасный проект. "Heron" сейчас делают не так, как изначально заложено в проекте, а с применением более новых композитных технологий (не скажу, что они новейшие, их сам же Холт и придумал для "Mirror Dinghy" уже довольно давно, а жизнь строителям и вес судна они существенно облегчают).

Поэтому появилась идея соединить великолепные мореходные обводы "Трепанга" с технологией Stich&Glue, добавить немного комфорта (в смысле места для размещения сухого снаряжения) и применить более эффективный бермудский грот или стандартный парус от доски (для тех, кто любит современный силуэт). В результате получилась симпатичная прогулочная яхточка для двух человек, построить которую легче (и дешевле), чем оригинальный "Трепанг". Впрочем, можно оставить парусное вооружение и даже внутреннее расположение исходного проекта, а сшить только корпус. И в этом случае трудоёмкость постройки лодки уменьшится.


За аббревиатурой СиС стоит выражение «Сшей и Склей». Оно обозначает определенный метод постройки корпуса лодки, при котором не используется стапель, а также такая важная часть конструкции, как скуловые стрингеры. Вместо скрепления через стрингер, детали днища и бортов буквально сшиваются друг с другом проволочными стяжками, а затем все стыки деталей проклеиваются эпоксидной смолой и полосами стеклоткани.

Проволочные стяжки не несут силовой нагрузки, они нужны только в начале, для удержания деталей вместе, пока они склеиваются

Большое значение для прочности, внешнего вида и формы будущего корпуса при этом методе постройки имеет правильность стыковки между собой деталей из фанеры.


Метод СиС обычно применяется для постройки небольших лодок, при этом, как правило, корпус собирается в нормальном положении, то есть килем (днищем) вниз.

Несмотря на простоту описания, метод требует аккуратности и обязательной проверки общей геометрии корпуса ПЕРЕД склейкой стыков. Необходимо проверить следующее: прогиб днища, возможное скручивание и симметрию корпуса относительно ДП.

Даже склеенный корпус не обладает достаточной жесткостью до установки переборок, привальных брусьев и других элементов жесткости корпуса. Поэтому обычно используется какой-либо ложемент или кондуктор, который задает форму всему корпусу или только его днищевой части до момента, когда все внутренние элементы корпуса вклеены на место и корпус уже достаточно жесткий.

Склейка деталей между собой предполагает заведение по всем стыкам и примыканиям прочных галтелей из эпоксидной смолы, а также оклейку полосами стеклоткани.

В отдельной статье мы разместили информацию о фиксации деталей на больших углах.

Виртуальный
парусный инструктор

Представленные в этом материале лодки австрийских дизайнеров изготовлены методом "Сшей и склей".Отличие от остальных проектов-это оптимальное использование исходного материала,в данном случае фанеры 1220 мм х 2440 мм,что удешевляет стоимость конечного продукта но одновременно увеличивает трудоемкость процесса постройки.

Для загрузки картинок на компьютер необходимо "нажать" на изображение (откроется в новом окне),после нажатия правой кнопки мышки откроется окно задач в котором следует выбрать "сохранить".Остается указать где сохраняем.

1.Каноэ.







2.Яхтенный тузик.






3.Лодка гребная.





Слайд-шоу процесса строительства каноэ из одного листа фанеры смотрите здесь>>

Оптимальный вариант раскроя двух листов фанеры 1220 мм х 2440 мм для строительства каноэ здесь>>

Читайте также: