Как пришить фольгу к ткани

Обновлено: 24.04.2024

Есть много способов получения фактур и эффектов, самый распространённый — перенос фольги на ткань (фольговый трансфер) и создание высоких рельефов с помощью высокоплотных капиллярных плёнок толщиной от 300 микрон.

Назвать эти способы декорирования технологией трудно из-за сложности подготовки форм и увеличения времени на печать одного изделия. Цена расходных материалов для многих видов декора высокая, что основательно увеличивает стоимость изделия, к тому же, практически весь «спецдекор» неустойчив к стирке — теряет яркий первоначальный вид после первого же знакомства со стиральной машиной.

Но мода диктует свои требования. Потому рассмотрим вопросы подготовки изображения к печати и изготовления высокоплотного трафарета с помощью капиллярной плёнки.

Основная проблема фольгового трансфера в том, что фольга приклеивается не только к специальному клею, но и к печатной краске — при подготовке изображения нужно найти компромисс: либо только фольга, либо печать водными красками, либо ручное нанесение фольги до печати (например, обычным утюгом через тканевую прокладку). Хотя на полуавтоматах проблемы нет (вместо одной из промежуточных сушек устанавливается пресс), надо понимать: как и при печати флока, скорость машины резко снижается, часто до 25-45 изделий в час. Готовя дизайн к печати, выведите отдельным цветом место, куда наносится фольга: оно должно быть запечатано первым, специальным клеем или любой пластизолевой краской.

После нанесения фольги на клей она должна остыть в течение некоторого времени. Затем — удаление её не приклеившихся частей, печать основного изображения и сушка.

С изображениями, наносимыми через капиллярные плёнки 300—800 микрон, задача усложняется: ведь каждый красочный слой имеет очень высокий рельеф, все цвета печатаются без выборок, слой на слой, как пирог.

Поскольку цветоделение делается сплошными плашками, печатающимися друг на друга, следует помнить, что тонкие и очень маленькие элементы в дизайне недопустимы — толщина трафарета и большое время копирования сделают невозможной их проявку.

Время на подготовку формы и копирование — не менее 3-4 часов. Для правильного нанесения капиллярной плёнки следует вырезать из пластика или фанеры подставку под оптимальный размер печатаемого рисунка (рис. 5). Это позволит избежать неравномерного наклеивания и появления воздушных пузырей под копировальным слоем. Затем из листа плёнки вырезается нужный размер, с одной её стороны снимается защитный лавсановый слой (рис. 6). Плёнка укладывается на вырезанную подставку, сверху — чистая форма (рис. 7), которая с помощью распылителя равномерно орошается с ракельной стороны (рис. 8). Не снимая формы со стола, следует удалить избыток воды (рис. 9) и оставить её на 1-2 часа для просушки. После того как слой капиллярной плёнки высохнет, со стороны ракеля нужно нанести слой эмульсии: это обеспечит хорошую адгезию плёнки с сеткой, увеличит тиражестойкость.

Затем – экспонирование и сушка. Обязательное требование к копировальной раме – мощность не менее 3 кВт. Время проявки — не менее 40 минут, в течение которых слой должен впитать нужное количество воды.

После проявки форму следует хорошо высушить, после чего — настройка станка и печать. Неправильный подбор отлипа формы от изделия сделает поверхность краски неровной. Выбор нужной высоты отлипа определит только эксперимент. Краски для печати готовятся с помощью исключающих растекание компонентов. Можно приобрести готовые. Для получения высокого рельефа придётся печатать с одной формы от 2 до 5 кругов, так что приводка на «карусели» должна быть идеальной. Если дизайн подготовлен правильно, а качество печати высокое, изделие приобретает совершенно иные фактуру и внешний вид. Назвать такие способы декорирования текстиля технологией сложно, но визуальный и коммерческий результаты превосходят все ожидания.

Автор и ведущий рубрики — Андрей Короб, руководитель студии «Рея»

Редакция журнала КомпьАрт совместно со студией «Рея» продолжает публиковать статьи о специальных видах печати. В этом номере Андрей Короб, руководитель студии «Рея», расскажет о способах декоративного оформления футболок с использованием фольги для текстиля.

К сожалению, серийное производство одежды не обеспечивает ее индивидуальности и привлекательности, а это в последнее время стало очень модно. Внесение в дизайн элементов ручной работы и декора становится все более востребованным и актуальным при создании современных дизайнерских коллекций одежды.

Одним из способов такого оформления одежды является использование специальной фольги для текстиля, с помощью которой можно выделить отдельные участки изображения или напечатать полноцветное изображение на белый и черный текстиль. Применение фольги также можно совместить с печатью обычными красками, в результате чего будет получено комбинированное изображение, очень похожее на голографическое. Великолепно выглядят логотипы фирм, выполненные с использованием различных видов фольги.


Одна из сложностей многоцветного фольгирования заключается в том, что изделие нельзя снимать с печатного стола. Для решения этой проблемы разработаны специальные прессы, которые монтируются непосредственно на карусель и работают как промежуточная сушка. (При печати образца для данной статьи мы использовали обычный утюг.) Технологией такой способ переноса фольги на текстиль назвать нельзя: низкая производительность и сложность контроля над давлением и температурой не позволяют добиться постоянного качества печати. Но высокая конечная стоимость и минимальное количество изделий в дизайнерской коллекции с лихвой окупают все затраты и приносят высокую прибыль. Промышленные прессы, используемые при печати фольгой, обеспечивают стабильное качество перевода и высокую производительность. Эти устройства разделяются на две категории: для ручного оборудования используются приставные прессы, в полуавтоматическом оборудовании пресс монтируется вместо печатной секции и обеспечивает автоматическую перемотку фольги.

Для печати нашего образца мы выбрали художественную репродукцию. Изображение было отсканировано и обработано, мы заранее сделали картинку более контрастной и яркой, чтобы добиться максимально чистых цветов в режиме СMYK.

Перед тем как отдать файл на фотовывод, мы провели тест для определения линиатуры растра, чтобы исключить смыкание точек. Оптимальная линиатура при нашем способе переноса фольги составила 15 линий на сантиметр, угол наклона растра на всех цветах был одинаковым, что позволило добиться эффекта использования стразов.

Чтобы добиться высокого качества перевода фольги, мы применяли специальный клей, который печатали через 62­й номер трафаретной сетки. Слой фотоэмульсии был нанесен на форму 2+2 — это позволило получить четкий и рельефный контур точки, что значительно облегчает и повышает качество переноса фольги на текстиль.

При установке форм и настройке нужно увеличить величину отлипа формы от печатного стола — изменение этого параметра связано с толщиной красочного слоя, и при стандартной настройке может произойти смазывание изображения. В связи с тем, что клей для переноса фольги абсолютно прозрачный, ошибку в настройке можно будет увидеть только после наклеивания фольги.

Специфика очередности печати цветов при настройке форм обусловлена тем, что фольга непрозрачная и печать в обычной последовательности CMYK не подходит — изображение нужно печатать в очередности YMCK. Соответственно подбирается и цвет фольги: вместо желтого цвета мы выбрали золотой, черный можно заменить на обычную краску, для красного и синего лучше использовать самые яркие цвета фольги.

Подготовка станка к работе и печать

Шаг 1

Закрепляем одну из пленок на печатном столе по центру и последовательно настраиваем все формы (рис. 1).

Шаг 2

Тщательно заклеиваем не закрытые эмульсией места скотчем и заполняем формы клеем, которым будет выполняться печать (рис. 2).

Шаг 3

Надеваем на печатный стол футболку и печатаем первый цвет — Yello. Клей нужно обязательно подсушить промежуточной сушкой (рис. 3­4).

Шаг 4

Вырезаем из фольги прямоугольник, размеры которого превышают размеры изображения, и кладем его на подсушенный клей (рис. 5).

Шаг 5

Через ткань или гуммированную бумагу утюгом аккуратно прижимаем фольгу к футболке, приклеивая ее. Ждем некоторое время, чтобы клей остыл, и снимаем фольгу (рис. 6­7).

Шаг 6

Повторяем операцию с каждым последующим цветом и получаем в результате на футболке фактурное и декоративное изображение. Если вы печатали изображение так же, как и мы, то после печати всеми красками нужно обязательно закрепить изображение прессом для более высокой устойчивости к стирке и истиранию (рис. 8­12).


Приведенные фотографии не могут, к сожалению, передать тот эффект фактуры и блеска изображения, который у нас получился. Но я думаю, что та легкость, с которой был подготовлен данный образец, вызовет у вас желание попробовать самим напечатать что­то подобное и значительно расширить возможности вашего производства или студии.

материалы и инструменты при работе с фольгой

Инструменты
Если возникло желание заниматься металлопластикой, чеканкой или тиснением по фольге, то следует приобрести в торговых сетях специальный набор для начинающего чеканщика. Такой набор пригодится для отработки навыков работы с металлом, а также для получения будущим мастером опытного знания поведения металла под его рукой. В набор для этого творчества обычно входит рисунок для копирования, мягкая подложка и листик алюминия. Недостаток такого набора состоит в том, что его сопровождает очень краткая инструкция не очень понятного содержания.
Фольга - это достаточно тонкий материал, поэтому чеканку и тиснение на ней, в отличие от настоящей чеканки по металлу, осуществляют без применения чекана.
На фольге рисунок выдавливают специальными инструментами - давильниками.
Обычно для выдавливания рельефа на тонкой фольге применяют:
- толстое шило с затупленным концом для обводки контуров рисунка;
- шарики различной величины для давки выпуклостей;
- гладилки различной величины для выравнивания фона.
Для работы с алюминиевой фольгой предпочтительнее использовать дубовую стеку, поскольку этот металл плохо контактирует со стальными инструментами (рис. 1).

материалы и инструменты при работе с фольгой

Рисунок 1. Набор инструментов для выдавливания рельефа на тонкой фольге

Однако совсем не обязательно срочно запасаться специальным инструментом, вполне подойдут и подручные средства.
Для работы в качестве инструмента для выдавливания рельефа можно применять:
- шариковую ручку с исписанным стержнем;
- обыкновенный грифельный карандаш;
- слегка затупленное костяное шило;
- металлический штырь с отполированным закругленным концом диаметром 4 мм;
- любой другой подобный инструмент для нанесения рисунка.
Но лучше всего приспособить для этих целей шило, у которого предварительно нужно закруглить кончик, придав ему форму полусферы. Затем тщательно отшлифовать и отполировать полусферу. После этого опробовать шило и провести по фольге несколько линий в разных направлениях. Хорошо отполированная рабочая часть шила не будет оставлять на фольге никаких царапин.
Более крупные участки рельефа обычно выдавливают давилками разных размеров. Для работы лучше всего подготовить давилки нескольких размеров. Проще всего изготовить такой инструмент из твердой древесины яблони, груши, самшита, клена или березы. Деревянные давилки нужно тщательно отшлифовать. Для того чтобы они хорошо скользили по фольге, рабочие части давилок следует натереть парафином или воском. Тот, кто достаточно хорошо владеет приемами сварки, может сделать прочные и надежные давилки из металлических стержней. Для этого надо всего лишь приварить к ним шарики от подшипников качения.
Рельефный орнамент с множеством одинаковых элементов можно выдавливать с помощью штампов. В настоящей чеканке по металлу для такой работы применяют пуансон, нанося с его помощью на поверхность простейшие узорные бордюры, в которых в определенной последовательности сочетаются одинаковые элементы. Пуансон представляет собой металлический стержень, на его боевой части выпилен рельеф в виде звездочки, ступенчатой пирамидки, треугольника, лепестка и других элементов. При работе с фольгой вполне можно использовать подобный инструмент, но выполненный из твердой древесины. Для этого на конце деревянного стержня надо нарисовать нужную фигуру и опилить ее по контуру сначала напильниками, а затем надфилями.
Рельефные пунктирные линии на фольге провести накаткой, которую можно купить в специализированном магазине или изготовить самостоятельно из зубчатого колесика от часов.
При сильном нажатии, если выдавливать узоры на твердом столе, фольга может порваться. Поэтому для тиснения по фольге желательно подготовить рабочую доску с примерными размерами 20 х 50 см, которую нужно обить с лицевой стороны для мягкости войлоком, кожей, сукном, мягкой тканью или резиной. Обратную сторону доски тщательно отшлифовать наждачной бумагой. В качестве подложки использовать кусок жесткой резины толщиной около 1 см, картон или даже старую книгу.
Из инструментов при изготовлении поделок из фольги еще будут необходимы:
- ножницы для нарезания фольги на полоски, а также для вырезания фигурных деталей для аппликации;
- линейка для разметки деталей;
- картонный шаблон в виде прямоугольника размером 20 х 30 см.
В работе могут пригодиться такие вспомогательные материалы, как:
- чистая белая бумага и карандаш для выполнения эскиза;
- калька для одного способа перевода рисунка на фольгу;
- гуашь белого или желтого цвета и быстросохнущий прозрачный лак для другого способа перевода рисунка на фольгу;
- набор цветной бумаги для оформления поделок;
- набор бархатной или велюровой бумаги для фона и оформления поделок;
- двусторонний скотч для закрепления отдельных деталей на основе;
- клей типа «жидкие гвозди» или «Титан» для закрепления отдельных деталей на основе.
В некоторых случаях для присоединения отдельных деталей понадобятся тонкая мягкая проволока, пинцет или плоскогубцы, чтобы скручивать ее концы.
Тонкая фольга легко принимает любую форму и легко может смяться в готовой поделке от неосторожного прикосновения. Поэтому с обратной стороны фольги для упрочения рельефа следует нанести шпатлевку, которая заполнит углубления и станет надежной опорой тонкому металлу. В этих целях используют гипс, готовые шпатлевки, а также самодельные смеси на основе нитролака, эпоксидной смолы или клея ПВА с наполнителями: мелом, древесной пылью, цементом и другими подобными веществами.
Для выполнения различных отделочных работ для украшения поделки из фольги можно использовать:
- лак для ногтей;
- бумажную салфетку с интересным рисунком для декупажа;
- краску водоэмульсионную белую;
- краску акриловую «темное серебро» для создания эффекта старины;
- краску масляную черную для создания эффекта старины;
- лак на водной основе для декупажа.
В качестве дополнительного украшения работы можно использовать разнообразные элементы бижутерии, особенно для украшения елочных игрушек:
- самоклеящиеся блестки;
- разноцветные самоклеящиеся стразы;
- бусинки;
- витые шнуры серебряного, золотого и бронзового цвета;
- различные цепочки фабричного производства золотистого и серебристого цвета.
В некоторых случаях в ход могут пойти даже фигурные мебельные ручки.

Если Вам понравился наш сайт, выразите свое "спасибо" нажатием на кнопочки ниже. Расскажите друзьям. Спасибо :)

Тиснение фольгой

Тиснение фольгой используется во многих сферах лёгкой промышленности при изготовлении сувенирной продукции, рекламных плакатов, открыток, обложек на документы, одежды и многого другого. Процедура фольгирования представляет собой покрытие любой поверхности блестящим металлизированным слоем.

Методы тиснения

Тиснение часто применяется дизайнерами интерьеров для стилизации мебели «под старину». Такой метод декора различных предметов берут на вооружение типографические компании, используя при этом дорогое оборудование. Но если делать фольгирование в домашних условиях, можно оперировать доступными подручными средствами и без особых затрат изготавливать эксклюзивные вещи ручной работы.

Различают несколько технологий в зависимости от материала, на котором производится тиснение.

На бумажной поверхности

Тиснение на бумаге не отличается особой сложностью. Его можно делать несколькими способами:

    С помощью ламинатора — это небольшое устройство, которое можно использовать и в домашних условиях. Промышленные ламинаторы мощные и рассчитаны на большой поток бумаги, домашние работают медленнее, но по качеству оттисков не уступают промышленным. Сама процедура ламинирования состоит в том, чтобы готовый узор или рисунок накрыть фольгой и ещё одним листом бумаги и аккуратно пропустить через ламинатор.
  1. С использованием бытового утюга, если приобрести ламинатор нет возможности. Для этого требуется положить лист матовой стороной к картинке и на среднем нагреве тщательно в течение 2 минут её прогладить.

Оба варианта тиснения фольгой в домашних условиях на бумаге работают только в том случае, если картинка была распечатана на лазерном принтере, т. е. для нанесения изображения использовалась порошковая краска.

На металле и дереве

Техника тиснения фольгой на металле

Тиснение на металле и по дереву представляет собой более сложную процедуру, для которой требуется предварительное изготовление матрицы с готовым узором. На обрабатываемую поверхность накладывается лист фольги, а поверх него — свинцовая пластина для выколотки. Мастер, ударяя по рисунку через свинцовую подкладку специальным инструментом, выбивает нужный орнамент.

Чтобы сделать чеканку из металла своими руками, используют упрощённую методику, когда рисунок переносится на бумагу (можно использовать копирку или прозрачный лист), после пунктирными точками выбивается канфарником. Эта технология часто используется при изготовлении икон и портретов с имитацией золотого вкрапления.

Зная, как сделать чеканку из фольги, в качестве исходного материала можно использовать:

  • рулонное (для мягких изделий);
  • листовое техническое (для изготовления картин);
  • толстостенное пищевое сырьё (для производства тарелок и подносов).

На поверхности ткани

Фольгирование на ткань — достаточно простой и доступный способ украсить любую вещь. Фольга легко переносится на все виды ткани. В условиях фабрик и ателье используется специальный пресс для ее тиснения, в домашних условиях — утюг. Тиснение на ткани происходит по следующей технологии:

    На чистое и разглаженное изделие наносится рисунок (можно использовать мыло, карандаш).
  1. Узор или надпись хорошо прокладывают специальным клеем.
  2. Даётся 4−7 минут на подсыхание клея.
  3. На требуемый участок матовой стороной укладывается лист фольги.
  4. Накладывается пресс для тиснения фольгой.
  5. Остатки удаляются после охлаждения.

Вещи с принтами из фольги можно стирать в тёплой воде, используя обычные стиральные порошки.

Фольгирование на кожаных изделиях требует предварительного изготовления специального штампа из металла. Чтобы сделать оттиск из фольги её необходимо положить на кожу, разогреть с помощью утюга, а когда она нагреется прижать к ней заготовку на 30−40 секунд.

Виды фольги

Используемый вид зависит от выбранного метода тиснения. Различают холодный и горячий способ.

Виды тиснения фольгой

В домашних условиях фольга для горячего тиснения используется чаще всего. Именно её применяют при фольгировании утюгом. Она может быть разнообразных цветов, текстур и голограмм. Популярна фольга для горячего тиснения металлизированная, с имитацией золота, бронзы или серебра.

Также существует пигментный вид, он выглядит как плотная текстурная бумага и при нанесении на поверхность создаёт впечатление объёмной краски. Прозрачный вид обычно используют для создания глянцевых поверхностей.

В промышленной полиграфии также используется:

  • голографическая (её можно увидеть на упаковках дорогой косметики или лекарств, это своеобразная защита от подделок);
  • дифракционная — для печати по пластиковым изделиям;
  • текстурная — с имитацией различных орнаментов;
  • термохромная — меняет оттенок при изменении температуры окружающей среды;
  • скретч-фольга — наносится на предоплаченные карты пополнения для защиты от копирования.

Промышленное фольгированние выполняется с помощью профессиональных прессов и термопринтеров.

Холодное тиснение не предполагает воздействия высоких температур, а нанесение рисунка производится способом вдавливания или с помощью кримпера (небольшой валик с готовым орнаментом). Такая технология проста и подходит для изготовления поделок вместе с детьми.

Для холодного тиснения подходит любой вид фольги для творчества, а также рулонная пищевая.

Тиснение фольгой

Тиснение фольгой используется во многих сферах лёгкой промышленности при изготовлении сувенирной продукции, рекламных плакатов, открыток, обложек на документы, одежды и многого другого. Процедура фольгирования представляет собой покрытие любой поверхности блестящим металлизированным слоем.

Методы тиснения

Тиснение часто применяется дизайнерами интерьеров для стилизации мебели «под старину». Такой метод декора различных предметов берут на вооружение типографические компании, используя при этом дорогое оборудование. Но если делать фольгирование в домашних условиях, можно оперировать доступными подручными средствами и без особых затрат изготавливать эксклюзивные вещи ручной работы.

Различают несколько технологий в зависимости от материала, на котором производится тиснение.

На бумажной поверхности

Тиснение на бумаге не отличается особой сложностью. Его можно делать несколькими способами:

    С помощью ламинатора — это небольшое устройство, которое можно использовать и в домашних условиях. Промышленные ламинаторы мощные и рассчитаны на большой поток бумаги, домашние работают медленнее, но по качеству оттисков не уступают промышленным. Сама процедура ламинирования состоит в том, чтобы готовый узор или рисунок накрыть фольгой и ещё одним листом бумаги и аккуратно пропустить через ламинатор.
  1. С использованием бытового утюга, если приобрести ламинатор нет возможности. Для этого требуется положить лист матовой стороной к картинке и на среднем нагреве тщательно в течение 2 минут её прогладить.

Оба варианта тиснения фольгой в домашних условиях на бумаге работают только в том случае, если картинка была распечатана на лазерном принтере, т. е. для нанесения изображения использовалась порошковая краска.

На металле и дереве

Техника тиснения фольгой на металле

Тиснение на металле и по дереву представляет собой более сложную процедуру, для которой требуется предварительное изготовление матрицы с готовым узором. На обрабатываемую поверхность накладывается лист фольги, а поверх него — свинцовая пластина для выколотки. Мастер, ударяя по рисунку через свинцовую подкладку специальным инструментом, выбивает нужный орнамент.

Чтобы сделать чеканку из металла своими руками, используют упрощённую методику, когда рисунок переносится на бумагу (можно использовать копирку или прозрачный лист), после пунктирными точками выбивается канфарником. Эта технология часто используется при изготовлении икон и портретов с имитацией золотого вкрапления.

Зная, как сделать чеканку из фольги, в качестве исходного материала можно использовать:

  • рулонное (для мягких изделий);
  • листовое техническое (для изготовления картин);
  • толстостенное пищевое сырьё (для производства тарелок и подносов).

На поверхности ткани

Фольгирование на ткань — достаточно простой и доступный способ украсить любую вещь. Фольга легко переносится на все виды ткани. В условиях фабрик и ателье используется специальный пресс для ее тиснения, в домашних условиях — утюг. Тиснение на ткани происходит по следующей технологии:

    На чистое и разглаженное изделие наносится рисунок (можно использовать мыло, карандаш).
  1. Узор или надпись хорошо прокладывают специальным клеем.
  2. Даётся 4−7 минут на подсыхание клея.
  3. На требуемый участок матовой стороной укладывается лист фольги.
  4. Накладывается пресс для тиснения фольгой.
  5. Остатки удаляются после охлаждения.

Вещи с принтами из фольги можно стирать в тёплой воде, используя обычные стиральные порошки.

Фольгирование на кожаных изделиях требует предварительного изготовления специального штампа из металла. Чтобы сделать оттиск из фольги её необходимо положить на кожу, разогреть с помощью утюга, а когда она нагреется прижать к ней заготовку на 30−40 секунд.

Виды фольги

Используемый вид зависит от выбранного метода тиснения. Различают холодный и горячий способ.

Виды тиснения фольгой

В домашних условиях фольга для горячего тиснения используется чаще всего. Именно её применяют при фольгировании утюгом. Она может быть разнообразных цветов, текстур и голограмм. Популярна фольга для горячего тиснения металлизированная, с имитацией золота, бронзы или серебра.

Также существует пигментный вид, он выглядит как плотная текстурная бумага и при нанесении на поверхность создаёт впечатление объёмной краски. Прозрачный вид обычно используют для создания глянцевых поверхностей.

В промышленной полиграфии также используется:

  • голографическая (её можно увидеть на упаковках дорогой косметики или лекарств, это своеобразная защита от подделок);
  • дифракционная — для печати по пластиковым изделиям;
  • текстурная — с имитацией различных орнаментов;
  • термохромная — меняет оттенок при изменении температуры окружающей среды;
  • скретч-фольга — наносится на предоплаченные карты пополнения для защиты от копирования.

Промышленное фольгированние выполняется с помощью профессиональных прессов и термопринтеров.

Холодное тиснение не предполагает воздействия высоких температур, а нанесение рисунка производится способом вдавливания или с помощью кримпера (небольшой валик с готовым орнаментом). Такая технология проста и подходит для изготовления поделок вместе с детьми.

Для холодного тиснения подходит любой вид фольги для творчества, а также рулонная пищевая.

Читайте также: