Как пришить подоплеку к рубахе

Обновлено: 23.04.2024

Молитва перед учением

Преблагий Господи, ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющего душевныя наша силы, дабы внимающе преподаваемому нам учению возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

Мужская рубаха, подробное описание которой мы предлагаем ниже, была сделана в начале XX века. Поступила в Горьковский областной музей в 1926 году из села Котика Арзамасского района Горьковской области. Ныне хранится в фондах НГИАМЗ. (Илл. 33)

Рубаха сшита вручную из двухсторонней пестряди в мелкую жёлто-синюю клетку на красном фоне. (Илл. 34) Ширина домотканого холста - 40 см. Особенностью этой рубахи является длинная подоплека (подкладка из льняного холста на центральном полотнище) и подкладка на рукавах.

В большинстве мужских рубах подкладка на рукавах отсутствует, поэтому её можно не делать, а подоплеку сделать короче

Предлагаемый крой рассчитан на размер 46 при росте 160 - 165 см.

В старину при раскрое исходили из ширины домотканого полотнища (35 - 44 см), вероятно, люди были мельче, т.к. большая часть сохранившейся одежды маленьких размеров.

Для увеличения размера мы предлагаем изменить исходную ширину полотнища: 40-45 см для размера 48, 50 см для размера 50-52 и т.д. Соответственно росту и длине рук необходимо будет увеличить длину рубахи и рукавов. Традиционно для этих мест и этого времени длина неподпоясанной рубахи - до середины бёдер.

Расход ткани на рубаху с учётом припусков на швы при ширине 40 см: красной пестряди - 4 м 50 см, белого холста на подкладку ~ 2 м 50 см.

Детали кроя:

- из красной пестряди: центральное полотнище (1 дет.), боковой клин к переду (2 дет.), боковой клин к спинке (2 дет.), рукав (2 дет.), ластовица (2 дет.), воротник (1 дет.), планка (1 дет.);

- из белого холста: подоплека (1 дет.), подкладка к рукаву (2 дет.).

1. Выкраиваем все детали рубахи, учитывая направление долевой нити и припуски на швы. ( Рис.1 и рис. 2 ) Обращаем ваше внимание, во-первых, на своеобразное расположение долевой нити в боковых клиньях: долевая нить в передних боковых клиньях расположена вдоль шва с центральным полотнищем, что несколько необычно для традиционных мужских рубах, долевая нить в боковых клиньях к спинке - вдоль бокового шва. Во-вторых, на то, что клинья к переду несколько уже клиньев к спинке. И, наконец, на то, что рубаха сшита из двухсторонней пестряди, у которой лицевая и изнаночная стороны одинаковы, что позволяет переворачивать один из пары клиньев.

2. Пришиваем ластовицу к боковому переднему клину, совмещая одноимённые точки. ( рис. 2 , рис. 3 ) Обработку всех швов лучше выполнять вручную традиционным швом, как показано на рисунке 6а .

3. Сшиваем клинья между собой (делаем боковой шов) и одновременно пришиваем вторую сторону ластовицы к боковому заднему клину ( рис. 2 , рис. 3 ).

4. Передний боковой клин и третью сторону ластовицы (Б1А1) пришиваем к рукаву, совмещая одноимённые точки. ( рис. 2 , рис. 3 )

5. Выполняем нижний шов рукава и одновременно соединяем с рукавом задний боковой клин и четвёртую сторону ластовицы, совмещая одноимённые точки.

6. Совместив середину центрального полотнища и рукавов, единым швом пришиваем боковые клинья и рукава к центральному полотнищу.

7. Подшиваем подкладку из холста к рукаву швом «через край» ( рис. 6б ).

8. Пришиваем подоплеку, закрепляя её длинные стороны на боковых швах центрального полотнища, а короткие - подгибаем и подшиваем швом «через край» к центральному полотнищу. На лицевой стороне рубахи вдоль всех швов должны быть видны мелкие стежки, похожие на пунктирную линию.

9. На центральном полотнище, сдублированном с подоплекой, вырезаем горловину и делаем разрез (15 см) под застёжку.

В данном этнографическом образце горловина на спинке сильно вырезана, тогда как в большинстве традиционных мужских рубах вырез горловины на спинке составляет не более 1 см от линии плечевого сгиба . Мы рекомендуем сначала сделать вырез минимальным, а потом при примерке откорректировать его по фигуре. Горловина должна быть вырезана вплотную к шее, иначе ворот будет «оттопыриваться».

10. Левый край разреза под застёжку оформляем так: основную ткань и подоплеку подгибаем вовнутрь и частыми мелкими стежками сшиваем через край между собой.

11. Справа пришиваем планку, сложенную вдоль. Планку выкраиваем длиннее разреза с учётом того, что её нижний край должен закрыть разрез, а верхний будет вырезан по форме горловины. Пришиваем планку к правому краю разреза, который должен быть спрятан внутри планки. По краям планки выполнен сдвоенный декоративный шов. ( Рис.1 )

12. Пришиваем ворот к горловине и верхнему краю планки. С изнанки ворот подворачиваем и пришиваем швом «через край».

13. На вороте и планке обрабатываем вручную петли и пришиваем пуговицы.

14. Выравниваем и «подрубаем» низ рубахи и рукавов: дважды подворачиваем края и подшиваем швом «через край».

Рубахи для жизни в русском стиле

Рубахи для жизни в русском стиле

Рубахи для жизни в русском стиле запись закреплена

ПРИШИВАЕМ ПОДОПЛЕКУ
ВидеоКурс: Простые Мужские Рубахи.
Часть 10

Я вам не показала, что у нас треугольной формы углы в подоплеке - спереди угол, сзади угол. А со стороны рукавов - прямые срезы.

Для того чтобы её пришить, выворачиваем на изнаночную сторону рубаху. Находим верхнюю часть плеча у рубахи, у подоплеки тоже находим верхнюю часть, совмещаем их булавками и аккуратно приметываем, чтобы она нигде не сместились. После этого аккуратненько подгибаем по одному сантиметру со всех сторон эту подоплеку, и аккуратненько пришиваем через край к рубахе. После этого горловину прорезаем точно так же, как она прорезана на рубахе.

Лебединая песня реконструктора

ВСЕ НОВОЕ - ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ! Все об одежде: исследования, история, обычаи, крой, пошив.

Книги, Журналы

  • История
  • Мужской костюм,униформа
  • Женский костюм
  • Народный костюм
  • Детская одежда
  • Книги, Журналы

НАЙТИ в блоге:

29.9.21

Косоворотка: шьем своими руками. Часть 3: Соединение подоплеки с верхом основы рубахи.


"Забавный хохолок белокурый волос, торчавший над его умным высоким лбом, придавал всему лицу молодого человека не то задорный, не то бесшабашный вид. плотный, широкоплечий. в расстегнутой тужурке, из под которой алела кумачевая красная косоворотка, с этим бойким, задорным , улыбающимся лицом, Павел Лоранский казался именно тем "рубахой-парнем", каким его справедливо считали окружающие. Совсем противоположным ем убыл младший брат Граня, сидевший подле матери, полной маленькой добродушной женщины. " - описывала так в своем произведении "Семья Лоранских" писательница Чарская Л.А. (1912 г).

В первых частях моего рассказа про пошив косоворотки упрощенным способом, а именно - стилизацию, но с наименьшими отступлениями от подлинных народных косовороток, а именно: обязательным присутствием на ней ластовиц, косой застежки, подоплеки и даже металлических пуговок, я рассказала о раскрое изделия, обработке дополнительных деталей к ней и самой горловины -застежки.

(адреса всех частей будут показаны внизу на страницах повествования)

СОЕДИНЕНИЕ ПОДОПЛЕКИ С ВЕРХОМ ОСНОВЫ КОСОВОРОТКИ

Подоплека, или иначе её могли называть: потник, мог быть разного размера. Думаю, что размер зависел от длины разреза. т.е. делали чуть ниже его, а на спине - длина была такая же, но могла быть и покороче. Лично у меня была 30*2=60 и по ширине основы. Если основа из нескольких частей (из-за узкого полотна основы), то подоплека делалась только по ширине центрального полотна.

Соединение верха у рубахи с подкладкой - подоплекой, в общем-то дело простое. Раскраивают её точно по верху нужной величины, а затем накладывают на верх рубахи и уже обрабатывают далее косоворотку - как единое целое. Все просто, если застежка обрабатывается, например косой бейкой или тесьмой

Однако, трудность, а вернее дополнительное время, которое придется затратить на то, чтобы соединить место застежки, если у рубахи края обработаны обтачкой швами во внутрь.

Сама сделал немного подоплеку пошире, буквально на 1,5 см по бокам.

Накладываю аккуратно по середине плечевых сгибов верха и середины подоплеки вместе, перед этим сметала закрытую застежку между собой, чтобы не перекашивалось ничего.


Слои соединяю крупными косыми сметочными стежками, обходя аккуратно отмеченную смывающимися фломастерами место сборки застежки-запаха


Затем из-за очень рыхлой осыпающейся ткани верха рубахи и чтобы при дальнейшей обработке изделия не случилось растягивания линии горловины (она же вырезана полукругом) обметываю косыми стежками по всему периметру, захватывая и подкладочный слой насквозь.


Вырезала горловину, оставив место застежки с припуском на шов, ведь когда слой подворачивается, то полукруг выглядит совсем по-другому.


На изнаночной стороне прорисовываю середину планок застежки удаляющимся от пара чернилами ( фломастером-ручкой).






Для того, чтобы подшить/соединить края подоплеки по застежке на швейной машинке, нужно это сделать с изнаночной стороны, аккуратно захватив края обтачки и разреза края подоплеки между собой


Сама проложила машинную строчку чисто для дополнения, т.к. ткань у рубахи слишком рыхлая и осыпается.




Все Части изготовления рубахи косоворотки-стилизации на середину 19 века:

Лебединая песня реконструктора

ВСЕ НОВОЕ - ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ! Все об одежде: исследования, история, обычаи, крой, пошив.

Книги, Журналы

  • История
  • Мужской костюм,униформа
  • Женский костюм
  • Народный костюм
  • Детская одежда
  • Книги, Журналы

НАЙТИ в блоге:

28.9.21

Косоворотка - шьем сами. Часть 2: Обработка деталей и застежки-планки.


Глаза боятся - руки делают. /посл/

". И вот, к общему всех их - и пожалуй всего села - удовольствию, снярядили Калинушку в рекруты. Надо отдать справедливость, что не только с села Высокого и с околицами, а и со всего-то округа, другого такого молодца в приеме не было.

Сказано - сделано. И в воскресенье, уж похаживает промеж хороводов и раскланивается с девушками по селу Высокому, выстреженный под гребенку Калина Захарович; на шее платок шелковый, сапоги скрипят поскрипом, косоворотка кумачная сверх шаровар плисовых, поясок шемаханский пестренькой - а сам наяривает на гармонике..."

- так описывает проводы в армию новобранца из села Погосский А.Ф. в своей повести "Посестра Танька", вышедшей в 1866 году в печать.

Продолжу рассказ о пошиве мною косоворотки - стилизации из-за бюджетного варианта, к которой честно говоря боялась приступить, однако . в итоге получилось, что все не так страшно, как кажется.

Обработку мелких деталей и основы косоворотки для сборки

В старину так же прокладывали во внутрь одежды для лучшего вида и др. целей х/б ткани или пользовались этой же основой с расчетом на ширину этого подворота.

Однако сейчас порой приходится уплотнять определенные места кроя из-за рыхлости плетения ткани, например, как в моем случае.

Как уже делала акцент в Части 1 когда писала о вырезе горловины: что вид её в современном стиле обязывает меня и сам воротник сделать подобным современному крою. А крой должен быть не просто прямой полоской, раскроенной с направлением долевой нити как у основы, но и слегка полукруглого вида в области переда. Т.е. именно там, где вырез у основы наиболее круглый и ближе к груди.

Для этого оттянула в месте притачивания воротника к середине переда деталь воротника. Буду надеяться, что в итоге воротник будет соответствовать не только эстетическому виду в готовом виде у изделия, но и удобным при ношении косоворотки.

Затем обработала оверлоком по всему периметру раскроенную из льна подоплеку (подклаку на верх косоворотки) и подшила у не низы.

В старинных рубахах подоплека пришивалась по низу потайными ручными стежками за основу. Но в моем случае с рыхлым переплетением ткани это при носке будет даже опасным. Поэтому подоплеку в низках будет свободна по отлету.




ОБРАБОТКА ЗАСТЕЖКИ-ПЛАНКИ У КОСОВОРОТКИ

Затем с учетом планки определила середину планки и проложила временные стежки, чтобы легче было ориентироваться при шитье.


Наложила детали планок таким образом, чтобы края их немного выходили за вырез горловины, краями к середине, где проложила наметку.

Для удобства точности готовой ширины планки ( у меня она будет 2 см), провела смывающимся фломастером линии на деталях планки, по которым буду прокладывать соединительную строчку.




Кстати, их можете заметать и в сторону к бокам. В какую сторону сделать - чисто на ваше усмотрение,т.к. все равно с изнанки все будет прикрыто подоплекой.





Кстати, можно проложить строчку не в шов, а как отделочную, т.е. от края ( причем в любую сторону) планки на 0,1- 0, 3 см


Аккуратно расправила и уложила концы планки.
Затем сострочила их, а сам край обметала вручную, чтобы не трепалась в носке.

/ И.И.Кобзев, 1924-1986/

". На нем пестрядная рубаха, косоворотка, подпоясанная шерстяным узорчатым поясом ( это, заметим, единственная гордость рукодельниц пермячек), синие штаны, а в праздники красная рубаха, поверх которой белый холщевый армяк с четырехугольным вырезом для шеи; зимой-же полушубок, за ременным поясом топор и охотничий нож, на голове шапка из овчины, а не то высокий малахай с длинными наушниками; ноги-же обернуты в черные шерстяные онучи и обуты в лапти. " - из произведения Александрова Н.А. "Народы России: этнические рассказы для детей", 1899 г.

Ну вот и подошел к завершению мой рассказ как шилась мною моя первая косоворотка по народным старинным мотивам - с обязательными: подоплекой и ластовицей, но с современной обработкой на швейной машинке.

Напомню: мы остановились на том, что я показала как соединяла подоплеку(подкладку-потник) с верхом косоворотки.


ВШИВАНИЕ ВОРОТНИКА В КОСОВОРОТКУ



- рассечка наискосок, не доходя до строчки 0,2-0,3 мм, шва притачивания в некоторых местах по горловине;








ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ СБОРКА КОСОВОРОТКИ.

Вшивание/втачивание ластовицы в изделие.


Это когда один слой припуска или подрезается (как в моем случае) или уже рассчитывается сразу (одна сторона сразу делается короче другой по припуску на шов), припуски стачиваются между собой, а потом бОльшая часть оборачивает мЕньшую и настрачивается сверху ( если это ручной шов, то края подшивается потайными стежками)









Однако осталась еще одна операция: закрепить, а точнее подшить боковые края подоплеки к швам втачивания рукава.

Напомню: в подлинных рубахах чаще всего низ подоплеки так же подшивался к основе .Причем подчас рукодельницы делали этот шов не прямым, а на угол к центру основы, получалась строчка с лица - как бы треугольной кокеткой.


Кстати, при пошиве на машинке старинного кроя изделий, очень часто приходится прибегать к ручным работам. Дело в том, что ручные строчки можно делать даже там, куда машинка не сможет подойти. А т.к. до 1870-х годов одежду делали на руках, то и соответственно на подход металлической грубой лапки на штифте просто не было места при сборке изделий😉😊.

Читайте также: