Как сшить алтайскую шапку

Обновлено: 02.03.2024

Цель: Формировать духовно-нравственное отношение к культурному наследию и толерантное отношению к другим национальностям, проживающим в нашей Республике.

1 Знать и называть национальности народов проживающих в Республике Алтай .

2.Формировать знания детей о головных уборах.

3 Развитие представлений детей о расположении элементов на головном уборе и украшение.

4 Закрепление навыков работы с гуашью

5 Развивать связную речь, обогатить словарный запас новыми словами

Предварительная работа: Чтение художественных произведений разных народов - сказки казахские, русские, алтайские, рассматривание альбомов, фотографий, слайдов, разучивание народного фольклора, подвижные игры разных народов, рассматривание кукол в национальной одежде, прослушивание народных мелодий.

Сколько добрых лиц вокруг,

Приглашаю всех я в круг.

Давайте за руки возьмем!

Слова любви произнесем!

Любим, любим всех вокруг,

Как хорошо, что рядом друг!

Беседа.
Воспитатель :Ребята, а какой праздник прошел недавно в детском сад Правильно Новый год. А как называется праздник новый год у алтайского народа? Правильно Чага-Байрам. А в какое время года он проходит?( Зимой) А где его празднуют? (На улице) Потому что на этом празднике разжигают огонь и проводят обряды, задабривая духов. Чтобы были все здоровы, богаты. На праздник одеваются красиво, в национальную одежду.У алтайского народа национальная зимняя одежда – это кисы бычкак едук, шуба –тон, и шапка-берюк . И сегодня я хочу предложить вам помочь мне дополнить галерею головных уборов.Ребята поможете? А создавать мы будем алтайские шапки. Для этого я приглашаю вас ознакомиться с головными уборами разных народов, для начала мы должны вспомнить, что же мы сами знаем о головных уборах.

-Оля , расскажи , какие ты знаешь летние головные уборы ? ( панама , косынка , соломенная шляпка ) .

-Леша , какие ты знаешь зимние головные уборы ? ( меховая шапка , пуховый платок , вязанная шерстяная шапка ) .

Игра «Какой, какая?»

-Я буду бросать вам мяч по очереди, а вы должны ответить на мой вопрос и передать мяч обратно мне. Итак:

Шляпа из соломы (Какая?) – соломенная

Платок из пуха( какой?)- пуховый

Платок из шелка(какой?)- шелковый

Кепка из кожи (какая?)- кожаная

Шлем из пластмассы( какой?)- пластмассовый.

Молодцы ! Я предлагаю вам зайти в картинную галерея . А как вы думаете , что находится в картинной галерее?

А в нашей галерее находятся картины с головными уборами разных народов . Так как наша страна многонациональна и в ней проживают разные народы, я предлагаю рассмотреть несколько головных уборов . Давайте их рассмотрим . Головные уборы бывают разные : женские , мужские .

Воспитатель предлагает рассказать детям о головном уборе.

Русский народный головной убор .

Основным отрибутом головного убора женщин, еще с древних времен,был платок.Он служил своеобразной визитной карточкой :По платку можно было понять семейное положение,достаток семьи.

А история мужского головного убора- кепи с цветком берет свое начало с военного головного убора.(гусары)

Казахский головной убор.

Головным убором казахов можно считать тюбетейку- «такия»Ее носили все и стар и млад. Так же особой популярностью пользовалась войлочная шляпа –« колпак».

Кавказский головной убор.

На кавказе всегда было почетно носить мужчинам головной убор- папаху. А кавказские женщины носили платки. И завязывались они особым способом , чтобы не было видно волос, только лицо.

Головной убор народов севера.

Северные края очень суровы. И поэтому чтобы не замерзнуть в тех суровых краях, самым распространенным головным убором у народов севера была капорообразная меховая шапка, напоминающая капюшон.

Алтайский головной убор

Такую шапку алтайцы носят с древних времен , и она до сих пор не утратила своей ценности для народа . Шапка стоит на видном месте в каждом доме . Алтай бӧр ӱк не только красива , но и еще несет особую смысловую нагрузку . Так , чередование желтых / красных и темно - коричневых / черных цветов — символ животворных солнечных лучей (« Пусть мой род приумножается , как лучи золотого солнца »). Внутренний слой из белой мерлушки обозначает белую веру народа . Пушная полоска « камду » ( выдра ) и изделие в целом говорят о богатстве животного мира Республики Алтай , так как бычкак бӧрӱк шьется не только из лапок лисы , но и из меха рыси и кабарги .
Во все времена Алтай бӧрӱк не обходился без элементов декорирования . Тесьма из блестящей парчи разных цветов обозначает красоту Алтая , его цветов , гор и рек , а шелковая кисть , закрепленная на макушке , в материализованном предметном воплощении символизирует пуповину , которая когда - то соединяла ребенка с матерью , в более широком значении — связь народа с богом . Тем самым Алтай бӧрӱк у алтайцев имеет и сакральный смысл . Головной убор нельзя было бросать на землю , перешагивать через него , относиться к нему небрежно.

-А кто из вас может описать понравившийся головной убор ? ( несколько рассказов ).

-Ребята , а у меня здесь есть эскиз Алтайской шапки. Я предлагаю вам ее ук расить . А теперь сядем на свои места, чтобы украсить наш головной убор , сделать его красивым , праздничными . Здесь у нас будет мастерская , а вы - настоящие мастера . Для того , чтобы украсить ваши головные уборы на столе есть все необходимое ( дети выбирают всё что им нужно для работы ). Подумайте и выберете то , чем вы украсите свой головной убор . ( Веду индивидуальную работу по подбору материалов и аксессуаров , соответственно цвету. Способом примакивания украшаем нашу шапку. Дети украшают алтайскую шапку. Индивидуальная помощь детям .

-Но , чтобы у вас все получилось , разогреем наши пальчики .

Приготовили ладошки , разогрели их немножко .

Вместе пальчики сомкнули и немного повернули .

Дружат в нашей группе девочки и мальчики .

Мы с тобой подружим маленькие пальчики .

Раз , два , три , четыре , пять - будем шапки украшать .

Пять , четыре , три , два , раз - готовы пальчики у нас .

( звучит музыкальная фонограмма )

Дети выполняют работу.

Ну а теперь, когда вы украсили нашу шапку предлагаю немного поиграть, а наши рисунки немного подсохнут.

Ребята, у алтайцев много игр связанных с метанием аркана ( веревка). Где они соревнуются в ловле арканом лошадей

Я вам предлагаю поиграть немного в упрощенную игру. Мы будем метать кольцо на веревке в цель.

- ну а теперь последний штрих к нашей шапке. Нужно наклеить тесьму на шапку. ( воспитатель раздает вырезанные из цветного украшенные полоски)

- А теперь наши работы мы разместим в моей галерее головных уборов. (Наклеиваем на ватман готовые работы)

-Давайте вспомним, как называется алтайская шапка. Берюк.

Ребята вы прекрасно справились с заданием и помогли мне дополнить мою галерею картинами алтайских шапок. За это я хочу вас отблагодарить. ( сладкие призы)

Мастерская по пошиву одежды

В традиционной культуре алтайцев насчитывается более видов шапок . В этой статье мы расскажем о наиболее популярных и известных нам разновидностях , которые отличаются друг от друга по крою и по материалу . Шапка в одежде алтайцев наиболее ценный вид одежды , несёт в себе большую смысловую нагрузку , определяющий статус хозяина .

👑

"Бычкак борук" - шапка из лапок .

👑

"Тооргы борук" - шапка из лапок кабарги . Эту шапку носили "неме билер" ( знающие) люди , помощники jарлыкчы - шабычылар.

👑

"Шулузин борук" - шапка из рысьих лапок , носили мужчины кам, jарлыкчы,бай или jайзан (зайсаны) родов .

👑

"Алу борук" -шапка из шкурок рыси, барса или других ценных зверей . Носили jарлу ( известные ) , jаан ( старшие) камы, jарлыкчы и jайзаны.

👑

"Jалалу борук" - шапка из особо ценных зверей с двумя пришитыми сзади хвостами зверей . Носили нойоны-полководцы .

👑

Повседневную шапку мужчин теленгитов в основном лили из мерлушки .

"Талбан борук" - шили так, чтобы внутри был мех( обычно лисий ) , а наружная часть обшивалась бархатом или красной талимой. Имела вид богатырского шлема , макушка шьётся слегка вытянутой , заострённый конец обшивался чёрной талимой. Часть шапки , которая закрывает уши , на подбородке завязывается веревочкой .

"Келин борук" - шапки , покрытые чёрным , коричневым ,синим или другого цвета бархатом. Иногда такие шапки носили очень бедные мужчины , но эти шапки не украшались вышивками . Женские же наоборот украшались яркой вышивкой гладью в виде снежинок , разноцветными кружками , на швы клиньев накладывались скрученные золотистые , серебряные или разноцветные нити .

👑

"Сууру борук" - конусообразная , из шкурок чёрных ягнят .

👑

"Кулакту борук" - в основном носили дети с раннего детства , девочки иногда даже и до замужества . Надо заметить , что в детском периоде сильных различий к шапкам не придавалось .

👑

"Такыйа" - шапки для детей обоих полов в летний период .

👑

"Калбан" - шапки из войлока , украшенная орнаментами

Полезная информация

🌷

Как сшить косынку на резинку своими руками

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок запись закреплена
Шьем с нуля - Ателье "Самоучка"

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок запись закреплена
Клуб любителей шитья Сезон

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок запись закреплена
Шьем нашим детям

🍼

Шапочки с ушками для грудничков р. 0-1 мес.

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок запись закреплена
БЕСПЛАТНЫЕ ДЕТСКИЕ ВЫКРОЙКИ! ВЫКРОЙКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ!

Выкройка Шляпка детская, р. 50 - 56.

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок запись закреплена
Швейный клуб. Книги, выкройки, мастер-классы

Лёгкий головной убор из плотной ткани с узкими полями. В английском языке такой головной убор называют Bucket Hat (шляпа-ведро). Очень популярен летом и в теплых странах, для защиты головы от солнечных лучей, ветра, пыли и водных брызг.

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок запись закреплена
Швейная Мастерица (Бесплатные выкройки pdf)

🌷

Как сшить двустороннюю Панаму
Подробный мастер-класс и выкройка

Мария Мария

Мария Мария запись закреплена

У голубоглазой, талантливой девочки Арины Аристовой из Омска -эпилепсия @arina_ari_help. Арина родилась 15.07.2012 г. Сейчас Арине 9 лет и всю свою жизнь она живет с приступами эпилепсии, к сожалению лекарства бессильны, только операция может вернуть ребенку жизнь без страха, что каждый день может быть последним.
Показать полностью.

В сборе средств на операцию стерео-ээг с коагуляцией очага головного мозга в клинике TEKNON в Испании, Арину поддерживают благотворительные фонды: «Вера в жизнь»и “Цвет надежды».

Сумма к сбору составляет 10 630 000 рублей.

Сбербанк:
4276 4500 3235 1666
5336 6903 5706 7471
Газпромбанк:
4249 1703 9311 4800
Альфа-банк:
5559 4927 8257 9257
Тинькофф банк:
5536 9140 7109 7418

🕊

Благотворительные фонды:
«Вера в жизнь» смс АРИША 100* на номер 3443

🕊

«Цвет надежды» смс ВЕРЮ 100* на номер 3443

☀

Также можно сделать перевод по реквизитам на сайтах фондов с пометкой "для Арины"

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Топ авторов темы

АксКерБорж 7 постов

Zake 5 постов

Steppe Man 8 постов

Чурас-алын 35 постов

Популярные дни

Популярные посты

Steppe Man

Steppe Man

28 сентября, 2021

АксКерБорж

АксКерБорж

29 сентября, 2021

Конечно отличается, ув. Чурас-алын. У алтайцев свой неповторимый национальный костюм и его ни с кем не спутаешь. Азбаяр в своем стиле троллит всех. Сейчас начнет закидывать китайские рисунки

АксКерБорж

АксКерБорж

29 сентября, 2021

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская. Федерация Н.А. Ермолин. Нач. 20 века. Алтай. Группа алтайцев шаманистов с камом в середине. Алтаец


Тема: Головные уборы. Алтайская шапка.

Образовательная область: Познание

Цель: Создание благоприятной ситуации для формирования знаний детей о головном уборе (алтайская шапка)

- закрепить знание детей о головных уборах;

- познакомить с алтайской национальной шапкой;

- формировать знания детей о разновидностях алтайских шапок

- развивать речевую активность, коммуникативные способности, мышление, мелкую моторику рук, цветовое восприятие

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение действовать согласованно;

- воспитывать эстетические чувства; любоваться красотой одежды алтайского народа

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое, познавательное

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательское, коммуникативное, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, продуктивная

- словесные: вопросы, беседа, художественное слово;

- наглядные: использование ИКТ;

- практические: динамическая пауза, дидактическая игра, пальчиковая гимнастика, работа в микрогруппах

Материалы и оборудование: ноутбук, экран, проектор, сундук, шкатулка, шар гелиевый, кукла, зеркало, алтайские шапки, шкурки, картон, клей ПВА, кисточки, салфетки бумажные, подставки, игрушки-лошадки для динамичекой паузы.

Словарная работа: бычкак, килин

Предварительная работа: чтение сказки «Торко-Чачак», показ и рассматривание куклы Торко-Чачак в алтайской одежде на экране, разучивание пальчиковой гимнастики, знакомство с красной книгой, беседа и знакомство с дикими животными.

Индивидуальная работа: работа над интонационной выразительностью, помощь в обработке речевых навыков, в правильном составлении предложений, содействию доброжелательному общению со сверстниками

Содержание организованной деятельности детей:

1. Организационный момент

Эмоциональный настрой. Упражнение «Доброе утро!»

С добрым утром, ребята!

С добрым утром глазки! Вы проснулись? (дети совместно с воспитателем в кругу поглаживают веки глаз).

С добрым утром ручки! Вы проснулись? (хлопаем в ладоши)

С добрым утром ножки! Вы проснулись? (притопываем)

С добрым утром Солнце! Мы проснулись! (руки раскрываются навстречу солнышку).

- Вы улыбнулись и стало веселей, светлей.

- Я очень рада видеть Вас! Сегодня вас ждут волшебная сказка, удивительные игры и еще много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас все получилось и целый день было хорошее настроение.

2. Создание проблемной ситуации (где-то слышен плач Торко-Чачак)

- Дети вы что-то слышите? Мне кажется, что кто-то плачет? (на экране появляется грустная Торко-Чачак без шапки).

- Давайте спросим, что с ней случилось?(Слова Торко-Чачак на экране: На улице зима…Это мое самое любимое время года. Я хочу кататься на санках, поиграть в снежки, а мне не выйти, потому что у меня нет теплой шапки. Я попросила своих друзей, но они опаздывают. И я боюсь, что скоро зима закончится. Помогите мне дети, я буду вам очень благодарна (и плачет)

- Ребята, вы хотите помочь Торко-Чачак? (Ответы детей).

Как я рада, что вы согласились! Я тоже хочу ей помочь.

2. Основная часть

1. Беседа о головных уборах (о алтайской национальной шапке)

- Как мы сможем ей помочь? (Ответы детей)

- Я думаю нам надо сначала узнать о шапке. Вы со мной согласны?

- Какие вы знаете шапки? (Дети перечисляют) Отлично! Как много вы шапок знаете!

- Как можно назвать двумя словами шапки, шляпы, кепки? (Головные уборы). Правильно головные уборы.

- А какие шапки носят зимой? (зимние, теплые, мягкие…)

- Почему? (Потому что зимой холодно)

- Ребята, какие шапки носит алтайский народ ? (алтай борук) Эмиль у твоего дедушки есть алтайская шапка? (спросить еще одного ребенка)

Моя бабушка тоже носит алтайскую шапку. У нее есть красивый, волшебный, красивый сундучок, украшенный орнаментами. Сегодня я принесла ее и хочу вам их показать. Хотите посмотреть? Тогда устраивайтесь по удобней, слушайте внимательно! (дети сидят полукругом) (сундук укрытый красивой тканью, стоит встороне, открываю, достаю оттуда поочереди шапки)

- Дети, посмотрите, как вы думаете какая эта шапка? (показ шапки)

- Из лапок какого животного она сделана? А лиса какое животное? (ответы детей)

Посмотрите на экран, а вот и лиса.(на экране лиса, рядом шапка из лисьих лапок). Значит, мы правильно угадали, что это шапка из лисьих лапок? Молодцы!! На алтайском языке мы ее называем тулку бычкак борук. Давайте все ХОРОМ скажем. Умнички.

- А вот эта шапка какого цвета? (Ответы детей) Из чего она сшита? На алтайском языке алтай килин борук . Внимание на экран. Правильно угадали? Алтай килин борук (повторяем хором). Здорово ребятки, молодцы!

А это любимая шапка моей бабушки. Посмотрите, какая она …Красивая, пушистая, с крапинками! (Дать потрогать пощупать!). Интересно, из лапок какого зверька она сделана?Кто угадает? Ух-ты какие молодцы. ДА, это рысь !(на экране показ рисунка рысь).Рысью шапку (шулузинборук) (Повторить хором)носили наши пра-прадедушки, пра-прабабушки, давным-давно, а сейчас их уже не носят, потому что РЫСЬ – это редкое животное, которое занесли в красную книгу Республики Алтай. Что такое Красная книга мы уже знаем.Повторите за мной ШУЛУЗИН БЫЧКАК БОРУК! Замечательно.

Алтай борук- это традиционный головной убор алтайцев, сшитый из лисьих лапок, из меха рыси, белки, а также из красивой ткани бархат. Обратите внимание, в основе шапки лежит лапки, шкурки животных. Они расположены вертикально. А ниже лапок горизонтально расположена пушная полоска камду. Шапку украшали тесьмой из блестящей парчи.

Головной убор нельзя бросать на землю, перешагивать через него, относиться к нему бережно.

- Вот эти шапки можно носить зимой? Почему? Какие они? Значит, Торко-Чачак какую шапку нам надо подарить? (Ответы детей) (Алтай бычкак борук).

Динамическая пауза «Скачки»

- Дети,напомните мне Какие головные уборы надевали алтайский народ?(Ответы детей)

Да, мы с вами поговорили об алтайской шапке, а кроме алтайской одежды, у нашего народа есть и свои народные игры.

-Я предлагаю, поиграть в одну из них. Игра «Скачки»

3. Дидактическая игра «Разноцветные ленточки»

- Дети посмотрите, что я нашла! К нам прилетела красивая коробочка на воздушном шаре!(лежит красивая коробочка, привязаная к шарам). Кто-то нам отправил сюрприз. Хотите узнать? Здесь какие-то разноцветные ленточки, палочки в конце какие-то загадочные конвертики. И записка в нем лежит, я сейчас вам прочитаю: «Ребята смотрю вы очень добрые дети, согласились помочь Торко-Чачак. Но мне кажется, вы затрудняетесь и хочу вам помочь. Отправил вам разноцветные ленточки с сюрпризом. Если вы помотаете ленточку на волшебную палочку,то сможете открыть волшебный конверт, где спрятан секрет. Тогда вы справитесь с заданием. Удачи вам!». Я предлагаю открыть волшебные конверты. Тут один большой конверт, думаю это мне. Выбирайте себе ленточки, кому какое нравится. А теперь все дружно намотаем их на волшебные палочки. Как здорово, как ловко у вас получается!» (Дети выполняют задание)

- Вот мы намотали, дальше что делать? Правильно нужно открыть конвертики и достать сюрприз. Игра «Найди пару». Вам надо найти свою пару и соединить картинки. София и Ойгор, что у вас получилось? А у вас? А у вас? Вот это то, что нам надо. Теперь мы сможем помочь Торко-Чачак. Как мы можем ей помочь? (сделать шапку).

Сейчас я предлагаю вам сделать аппликацию. Пройдите за столы.

4. Практическая часть

- Ребята,займите свои рабочие места, сядьте поудобней. Посмотрите перед вами лежат основа шапки, шаблоны из бархатной бумаги, клей, кисточки, салфетки бумажные.

1. Перед тем, как начать работу вспомним правила поведения и безопасности при работе с клеем.

  1. С клеем обращайтесь осторожно! Клей ядовит!
  2. Берем то количество клея, которое нужно на данном этапе.
  3. Излишки клея убираем салфеткой, осторожно прижимаем ее.
  4. Кисточку и руки после работы хорошенько вымоем с мылом!

2. Пальчиковая гимнастика

Давайте перед работой поиграем с нашими пальчиками. Чтобы они хорошо работали.

Читайте также: