Как сшить армяк

Обновлено: 19.04.2024

Когда сани бывали разгружены, передняя наполнялась крестьянами. Они стояли в армяках поверх полушубков и дожидались, покуда отец позовет их в кабинет, чтобы распросить о том, каков снег выпал и каковы виды на урожай.

П.А.Кропоткин. Записки революционера.

Часть первая, VII. 1899.

Армяк (ормяк) — верхний просторный прямого кроя распашной длинный кафтан, подпоясанный цветным кушаком. Название от тюркского armak — одежда из верблюжьей шерсти. Форма «ормяк» приводится И.И.Срезневским в письменных источниках 1582: «Ормяк сделати тонкое полотенцо, образцы на него по лазоревому бархату шиты золотом» (Словарь древнерусского языка). Армяк, выполнявшийся из ткани домашней выделки — армячины (или сермяги), обычно имевшей цвет неокрашенной шерсти — сероватый, коричневатый, серо-черный и т. д., как правило, был крестьянской одеждой. В городах его носили только самые дешевые извозчики — «ваньки». «Извозчики делились на две категории, из которой наиболее интересной была «ваньки». Они одевались в простые армяки и летом носили высокие поярковые шляпы «гречником», но без павлиньих перьев и других украшений» (Давыдовы. В., Из прошлых лет, 1914, цит. по сб.: Московская старина, М., 1989, с. 53). Название шляпы «гречник» или «гречневик» связывается с формой пирогов из гречневой муки — «грешниками» (как их называли в Москве), продававшимися во время поста. «Гречневик представлял из себя обжаренный со всех сторон столбик высотой в вершка два: к одному концу он был уже, к другому шире» (Белоусов И. А., Ушедшая Москва, 1926, цит. по сб.: Московская старина, М., 1989, с. 326). В 1830-е гг. армяк носили некоторые писатели-славянофилы, но его появление в литературных кругах и в «свете» воспринималось неоднозначно, часто с откровенной иронией в адрес такого «переодевания». А.С.Хомяков в бальном зале описан следующим образом: «. в армяке, без галстука, в красной рубашке с косым воротником и с шапкой мурмолкой под мышкой. Говорил неумолкно и большею частью по-французски — как и следует представителю русской народности» (Никитенко А. В., Записки и дневник, т. 2, СПб., 1893, с. 29). Известно, что власти пытались пресечь отступления от принятой манеры одеваться, в частности Хомяков подвергся наказанию — домашнему аресту — за ношение бороды и «народного» платья. «Для читателей, незнакомых с тогдашними порядками, прибавлю, что при Николае I ношение усов составляло привилегию одних военных, а лицам других сословий безусловно воспрещалось; ношение же бороды разрешалось только крестьянам и лицам свободных состояний, достигшим более или менее почтенного возраста, а у молодых признавалось за признак вольнодумства. На таких старшие всегда поглядовали косо. Чиновники всех гражданских ведомств обязаны были гладко выбривать все лицо; только те из них, кто успел уже несколько повыситься по иерархической лестнице, могли позволить себе ношение коротких бакенбард около ушей (favoris), и то лишь при благосклонной снисходительности начальства» (Вишняков Н.П., Сведения о купеческом роде Вишняковых, 1903— 1911, цит. по сб.: Московская старина, М., 1989, с. 284). В период правления Александра II борода уже не запрещалась, но армяк перестали носить в писательской среде. Некоторые элементы «народного» костюма вновь появились в кругах художественной интеллигенции в кон. 19 — начале 20 вв., но административных преследований за ношение крестьянской одежды в то время уже не было.

Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая Российская энциклопедия, 1995.

Лебединая песня реконструктора

ВСЕ НОВОЕ - ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ! Все об одежде: исследования, история, обычаи, крой, пошив.

Книги, Журналы

  • История
  • Мужской костюм,униформа
  • Женский костюм
  • Народный костюм
  • Детская одежда
  • Книги, Журналы

НАЙТИ в блоге:

21.2.19

Народный костюм XIX в.:жилет,армяк,кафтан/казакин,рубаха.Крой. Фото.


Страничка создана чисто в дополнение к уже имеющимся в блоге по народной одежде(см соответствующий раздел в блоге) ,чтобы не утяжелять последних:

Выкладываю один из журналов "Чудесные мгновенья" о мужском нижегородском костюме.
От себя добавлю, что крой как рубахи, так и казакина в Нижнем Новгороде(в других местах он же - кафтан), а тем более жилета был един на всей территории России.


Сам жилет- вид мужской городской одежды, перекочевавшей в зажиточный слой крестьянского населения страны.








Мужской костюм нижегородской губернии России XIX-XX вв



Как сшить рубаху



Как сшить шелковую народную рубаху











КАЗАКИН-

Казакин (франц. casaquin) - верхняя распашная кофточка с баской в женском костюме, неглиже в XVIII в. во Франции; верхняя русская распашная одежда XIX - начала XX вв., род укороченного кафтана, с широкой баской, с мелкими сборками у талии сзади и невысоким стоячим воротником; застегивался на крючки.

В некоторых местностях России и Украины К. в различных вариантах был принадлежностью мужской и женской одежды. Обычно его шили из сукна, воротник и рукава отделывали тесьмой или галуном.

Дополнительно: в 19 в. во Франции жакет в талию для прогулок и визитов; на Руси полукафтан со сборками, прямым воротником, без пуговиц, на крючках; иногда казакином называли карако.



Крой русской рубахи
Крой русских штанов


Крой жилета





Крой казакина/кафтана русского






Народная русская одежда:


Выкройка русского кафтана


Виды зимней народной одежды

рубаха мужская


Крой народной мужской верхней одежды

Построение /крой народная летняя поддевка


Зимняя поддевка - построение/крой


Чуйка : построение/крой


Армяк с цельнокройной юбкой - построение/крой


Армяк с отрезною спинкой : построение/крой


Саму книгу полностью с пояснениями и объяснениями КАК сделать крой, можно найти и скачать тут:
Обзор книг по изготовлению одежды. Часть 1: 1880-1907 г.

У омичей в ближайшую субботу есть уникальная возможность: стать активными участниками мастер-шоу "Шьём армяк за 3 часа, или стань самым модным с Александром Акуловым!".
Показать полностью.
Только 15 октября в рамках проведения Покровской ярмарки, Всероссийского праздника фольклора и ремёсел, Александр Акулов проведёт мастер-шоу, которое перевернёт ваш мир. Особенно, если вы уже умеете шить. Но успех вам гарантирован, даже если вы впервые в жизни возьмёте в руки иголку! мужчина вы или женщина -- не имеет в данном случае значения, -- армяк -- одежда пригодная для обоих полов!
Секреты мастерства народных умельцев, которые оказались в руках Александра, позволяют за 3 часа превратить кусок драпа или сукна в замечательную суперсовременную верхнюю одежду-армяк, за выкройку которой любой модный кутюрье отдал бы очень многое.
К нам в Омск для участия в программе Покровской ярмарки (открытие 14 октября 2016 года в 13.00 на бульваре Мартынова) приехал удивительный человек: икона стиля города Челябинска, модельер, знаменитый российский коллекционер, киноактёр, реконструктор одежды, оружия и быта различных исторических периодов, известный эколог и руководитель челябинских православных скаутов. пожалуй, пора остановить перечень высоких жизненных достижений одного человека, чтобы не ввести в тоску тех, кто выбрал жить слишком скучной жизнью!

Если вы решились на эксперимент со своей жизнью и хотите поучаствовать, вам понадобится следующее:
1. 15 октября прийти в Сибирский культурный центр (Мартынова, 6) к 15.00 ч.
2. Захватить с собой отрез драпа или сукна длиной от 3 до 3, 7 метров (в зависимости от вашего роста и объёма: при росте до 165 см и размере до 48 удастся уложиться в 3 метровый отрез). Если вы планируете сшить вещь, в которой можно ходить в холода по фольклорным и реконструкторским фестивалям, выбирайте ткань разных оттенков серого (вплоть до белого!), чёрного и коричневого цветов. Если хотите сделать супермодную вещь для повседневной носки - не бойтесь экспериментировать с самыми цветами!
3. Принесите с собой личные ножницы, прочные нитки и крепкие иглы, можно взять напёрсток.
4. Приготовьтесь внести организационный взнос 500 рублей.


СОРОКА как сшить старинный русский головной убор (два способа сборки)

Дорогие друзья, благодарю всех кто оставляет отзывы и поддерживает канал лайками,комментариями. УВАЖАЮ ВАС И .



Шапочка - самый лёгкий способ пошива Мастер-класс

Эта модель подойдет для шапочки из любого материала. Шапочка на резинке на основе круга, что может быть проще?



Армянский костюм. Школа Любакс.

Меня зовут Анастасия и я начинающий дизайнер! Произносить это куда легче, чем делать. ⠀Не знаю куда приведёт .

«Новгородский торг», А. М. Васнецов

В августе 1698 года двадцатишестилетний Петр I совершил свою первую поездку в Голландию. И настолько понравилась ему заграничная жизнь и мода, что на следующий же день после возвращения повелел он своим подданным состричь окладистые бороды, а через год приказал и свободные русские кафтаны поменять на узкие европейские платья. «Прежние старобытные городовые одежды охобни и однорядки оставити», — гласил царский указ. — «Для того, что долги они и приличны женскому платью, а дорожному времени непотребны да и многоубыточны».

А ведь до чего любопытно узнать, что висело бы сейчас в наших гардеробах вместо пальто, курток и пуховиков, не посмотри тогда Петр в сторону Запада. В деревнях бы как прежде носили армяк…

Армяк (первоначально «ормяк»)

Особенности кроя: запашная зимняя одежда похожая на халат из тяжелой шерсти с ярким кушаком.

Одежда ямщиков

Первые появившиеся на Руси «ормяки» были татарскими, сшитыми из верблюжьей шерсти — армячины. Но так как этот материал у славян считался дефицитным, вскоре его заменили темной овечьей шерстью, используемой ранее для изготовления артиллерийских мешков.

Как одевались в старину на Руси

По милой русской традиции — натягивать на себя две-три верхние одежды (подробнее об этом читайте в статье «Шуба-джубба-блюз») — армяк надевали поверх кафтана или тулупа. Соответственно, застегнуть его не получалось, приходилось стягивать ремнем или поясом.

Такой же теплой и практичной одеждой как армяк, считалась и епанча.

Епанча (она же «япанча», «япончица»)

Особенности кроя: представляла собой круглый плащ без рукавов, но с капюшоном.

Одна из старейших славянских одежд. Пришла к нам от арабов и впервые упоминается в письменных источниках в 1185 году в «Слово о полку Игореве»: «Вымостили топкие болота епанчами красными врагов»…

Рязань и ее герб

Долгое время главным предназначением «япончицы» была защита от дождя и пыли, поэтому ее изготавливали из плотного войлока и пропитывали олифой. К XVI веку статус епанчи существенно повышается, теперь она — накидка для торжественных случаев. В честь этого, завязки под подбородком сменяются затейливой фибулой, а войлок уступает место красному сукну.

При Суворове епанча поступает на военную службу, становясь походной одеждой солдат и офицеров.

Фузелер Преображенского полка

Еще одной массово носимой одеждой на Руси был кафтан.

Кафтан

Особенности кроя: длинные рукава (которые в зависимости от времени года служили и перчатками, и муфтой), чуть присборенная талия, спинка короче переда (чтобы были видны узоры на задниках молодецких сапог)

Становой кафтан и горлатная шапка, Кремль

У москвичей 17-го века добротный кафтан считался такой же необходимой одеждой для мужчины как сейчас черное классическое пальто

До XVII века кафтан на Руси был краеугольным камнем любого гардероба. И на каждый случай жизни имелся свой фасон: облегающий «становой» — на службу, «чуга» с укороченным рукавом — в дорогу, «кожух» на меху — зимой носить, «польский», с широкими манжетами — на выход и т.д.

Узкий становой кафтан

Надевался кафтан на рубаху и зипун и шился как из дорогих, так и из самых дешевых тканей, вроде синей и серой крашенины. К нарядным кафтанам пришивали сделанные из кораллов пуговицы-кляпыши (их количество доходило до 30 штук!), а так же расшитые драгоценными камнями воротники, ожерелья и «запястья». Повседневные же варианты «украшались» одним лишь кушаком.

Простой кафтан изумрудного цвета

Кафтан на Руси носился дольше всей остальной длиннополой верхней одежды. В деревнях и на прислуге его можно было видеть вплоть до конца XIX века. Например, в 1840-х годах в Москве лучшими считались балы Воронцовых-Дашковых. Гостей особо восхищало начало приема, когда приезжающих встречал «лакейский коридор» — по одну сторону дорожки, ведущей в комнату хозяев, стояли слуги в белоснежных кафтанах, по другую — в багрово-красных.

Поверх кафтана нередко накидывалась еще и однорядка — вот уж капуста получалась.

Однорядка

Особенности кроя: простой долгополый кафтан из цветного сукна на пуговицах (спускались ниже пояса) и без воротника.

Мужская и женская однорядка

Однорядки были всесословной одеждой, посадские парни, например, часто носили их нараспашку. Идет такой франт: полы разлетаются, пуговицы поблескивают, солнце на шелковых вставках играет! А барышни потом на скамейках вздыхают да поговорки сочиняют: «Как хорош мой миленький в однорядке синенькой».

Боярские же сыны предпочитали разгуливать в охабнях.

Охабень (с древнерусского «охабити» — обнять, охватить)

Особенности кроя: длинные рукава (залихватски закидывались за плечи и завязывались узлом на спине), «козырная» деталь — жесткий четырехугольный воротник и боковые прорехи для рук.

Бояре на Руси

Охабень был известен на Руси середины XIV века и шился из самых дорогих на ту пору тканей — парчи, объяри, камки и бархата. Не удивительно, что носили его в основном представители высших сословий, например, бояре. «Когда древнерусский боярин в широком охабне и высокой горлатной шапке выезжал со двора верхом, всякий встречный человек меньшего чину по костюму видел, что это действительно боярин, и кланялся ему до земли или в землю», — пишет историк Владимир Ключевский.

Сшитый на заказ атласный охабень носила и Марфа Ивановна — мать Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых, и его дочь — малолетняя царевна Ирина Михайловна.

Итальянский бархат, французский шелк и красное сукно

Простолюдины, подражая знатным особам, тоже шили «парадно-выходные» охабни. Правда, материалом тут служило сукно да мухояр (бумажная ткань с востока). Такую одежку передавали по наследству и ласково называли охобнишко или охабенек.

Ну а самым церемониальным верхним платьем на Руси были ферязи.

Ферязь

Особенности кроя: очень широкий подол (до трех метров) и свисающие до колен рукава (исключение — становая ферязь, там длина рукава была чуть короче).

Ферязь царя Алексея Михайловича Романова

«Работать спустя рукава» и «работать засучив рукава» — говорят, эти выражения появилось в русской речи как раз благодаря ферязи. Дело в том, что ее рукава были настолько длинными, что пока не закатаешь их, ничего толком сделать не получается. Кстати, если не было сильных холодов, в рукав ферязи просовывалась лишь одна рука, вторая же свободно болталась вдоль тела.

Вот что значит «работать спустя рукава»

Каждому боярину, стряпчему или дворянину полагалось иметь как минимум три ферязи: золотую, бархатную и шелковую с узорами. Первую в обязательном порядке надевали на Рождество, Троицу и Светлое Христово Воскресение (Пасху), вторую на Сретенье Господне и Рождество Пресвятой Богородицы, а третью на празднования дня Сергия Чудотворца, Иоанна Златоустого и других святителей.

Приятно познакомиться, царь

Ну, а какой была на Руси женская верхняя одежда? Да такой же, как и мужская! Отличалась от нее лишь узорами да мелкими деталями. А так, и охабень москвитянки носили, и однорядку. Впрочем, была у наших барышень и одна чисто женская штучка с теплым таким названием — душегрея.

Душегрея (она же епанечка, коротенька, перышко)

Особенности кроя: в зависимости от губернии, душегреи напоминали то куртку на вате, то жилет с раструбами на спине, то меховой топик. Общим была лишь длина — до талии, редко до поясницы.

После появления на Руси европейских одежд, место душегреи в сундуках столичных модниц заняла пелерина, а вот на севере страны коротеньку носили аж до начала XX века.

Зимняя душегрея на заячьем меху


Меховая жилетка Garioldi с чернобуркой

Другие увлекательные материалы о моде давно минувших дней вы найдете в нашей постоянной рубрике «История верхней одежды».

Читайте также: