Как сшить азербайджанский национальный костюм

Обновлено: 27.03.2024

Традиционный костюм был, есть и останется одним из самых ярких показателей принадлежности человека к определенной нации.

Несмотря на то, что мода не стоит на месте, и зачастую отличить европейца от азиата по одежде практически невозможно, национальный костюм остается гордостью и достоянием каждого народа, а традиции, связанные с его изготовлением, передаются от старшего поколения младшему.

История

Татарский костюм – очень общее понятие, которое объединяет национальную одежду разных подгрупп татар, в том числе и крымских. Большое внимание на внешний вид костюма оказали поволжские татары, а также восточные традиции и религия.

На внешний вид костюма очень сильно повлиял кочевой образ жизни татар. Одежда продумывалась таким образом, чтобы в ней было удобно ездить верхом, в ней было не холодно зимой и не жарко летом. Она должна была быть достаточно легкой и красивой. Для пошива использовался мех, натуральная кожа, верблюжий или бараний войлок и сукно.

Сегодня национальный костюм редко встретишь на улицах Татарстана. Чаще всего его можно увидеть в качестве танцевального либо сценического наряда.

Особенности

Татарский национальный костюм, помимо того, что он состоит из рубахи, распашного халата и шароваров, имеет еще одну особенность: он шьется в довольно ограниченной цветовой гамме. В основном, это вишневый, синий, белый, желтый и зеленый цвет.

Для наряда, головного убора и обуви характерно обильное использование декора. Обычно, это вышивка золотыми нитями, бусинами, монетами. Традиционным орнаментом для вышивки является растительный.

Разновидности

Мужской и женский национальный костюм внешне мало отличаются друг от друга. Основным элементом костюма является широкая рубаха-туника с боковыми клиньями и глубоким вырезом на груди. У казанских татар вырез заменял воротничок-стойка. Рубаха была достаточно длинная, широкая и носилась без пояса. Женская туника раньше была еще длиннее – примерно до щиколоток.

Рубаха могла быть шерстяной, хлопковой, шелковой или даже парчовой. Для ее украшения использовались цветные ленточки, золоченая тесьма, тонкое кружево, бусины и т.д. Под женскую рубаху обязательно надевалась нагрудная часть (кукрекче или тешелдрек), закрывающая вырез на груди. Шаровары шились из грубой льняной ткани: для женщин из однотонного материала, для мужчин – из полосатого.

Верхняя одежда, надеваемая на рубаху, была обязательно распашная. Она имеет несколько приталенный силуэт, боковые клинья и запахивается на правый бок. Обязательным элементом для верхней одежды был вязаный или текстильный пояс.

Женский костюм отличался от мужского только длиной и декором – он украшался мехом, вышивкой, аппликациями и т.д. Поверх рубахи женщины надевали камзолы (халаты, распашные блузы) длиной до колена или середины бедра. Камзол мог иметь рукава или быть без них. Подол, рукава и пройма украшались тесьмой, перьями, монетками и т.д.

Подол и рукава туники украшались крупными воланами. Обязательно использовалось большое количество украшений: серьги, кольца, перстни, монисто, подвески и т.д. Безрукавка, надеваемая поверх рубахи, шилась из бархата и декорировалась мехом или золотистой тесьмой.

Мужской головной убор состоял из двух частей: нижней и верхней. К нижним или домашним уборам относилась тюбетейка, на которую сверху надевалась войлочная шапка (калпак), меховая шапка или чалма. Калпак – конусообразная шляпа иногда с загнутыми полями. Такую шляпу носили аристократы, украшая ее бархатом или атласом снаружи, а внутренняя часть была выстлана белым мягким войлоком. Яркие, разноцветные тюбетейки предназначались для молодых людей, татары среднего и пожилого возраста носили однотонные модели.

Головной убор женщины указывал на ее семейное положение. Юные девушки носили однотипную текстильную либо меховую шапочку «такию» или «бурек», которая украшалась вышивкой и декором из бусин, серебра, кораллов. Голову замужних женщин украшал совсем другой головной убор, который состоял из трех частей. Нижняя часть предназначалась для закрепления волос (женщины носили 2 косы), затем шло покрывало и, наконец, повязка, обруч, платок или шапочка, фиксирующие покрывало.

Азербайджанский национальный костюм

Каждый народ имеет свою историю, которая состоит из многих моментов: культура, кухня, язык, костюмы. История Азербайджана интересная, увлекательная, местами грустная и трагичная. Важное место в истории этого народа отведено одежде. Азербайджанский национальный костюм выделяется необыкновенной красотой, которая умело сочетается с национальными особенностями жителей солнечного Азербайджана. На протяжении всего периода существования костюма он подвергался многочисленным изменениям.




Особенности

Костюмы любого народа обладают уникальными особенностями, которые являются отличительными чертами. Азербайджанские костюмы не являются исключением.

Оттенки красного обязательно присутствуют в национальной одежде азербайджанцев. Этот цвет символизирует благополучие, счастье, страсть и благодать. Даже сейчас в свадебных нарядах обязательно должен присутствовать этот цвет. Одежда молодых девушек была яркой, пестрой, с узорами в золотом цвете.



Материалы выбирались различные: привозные и местные. Чаще всего использовался шелк. При создании повседневной одежды преимущество отдавалось льну, шерсти и ситцу. Наряды богатых людей состояли из бархата, сукна, тирмэ, тонкого шелка.


Отделка всегда была искусной и выразительной. Даже простой костюм в умелых руках мастерицы принимал дорогой вид. Для декорирования использовались золотые, серебряные нитки, бисер, кружева, тесьма, дорогие монеты.




Разновидности женского костюма

Женский костюм состоял из двух частей и большой количества элементов со сложными и странными названиями. Попытаемся разобраться в них и представить образ азербайджанки, которая жила несколько веков назад.

  • Чадра – это мешкообразное покрывало, которое надевалось при выходе из дома.




  • Рубенд – элемент, который закрывал лицо женщины. Дома этот элемент не надевался, но выйти без него из дома запрещалось.


  • Уст гейими – так называлась верхняя одежда, в состав которой входила рубаха с широкими рукавами, широкие шаровары, заканчивающиеся на уровне щиколотки, расклешённая юбка.
  • Чепкен надевался сверху на рубашку, которая, в свою очередь, застегивалась на шее на одну пуговицу. Сбоку в чепкене имелись рукава с нарукавниками. Для создания этой одежды использовался велюр, тирме и прочие материалы с блестящей фактурой.



  • Архалыг – это короткая кофта, которая облегала спину и грудь. Рукава в такой одежде были длинными. В области талии эта кофта стягивалась, а дальше была пышной и расходилась пышными оборками. Этот элемент национального костюма считался самым распространённым на территории всей страны.
  • В качестве нижней части костюма использовался подол, который мог иметь различную ширину. Для создания подола использовались плиссированные и гофрированные материалы.





  • Помимо таких стандартных элементов в составе национального азербайджанского костюма могла присутствовать и другая одежда. Например, стёганый халат с подкладкой (леббаде), верхняя одежда из стеганого материала (эшмек или кьюрду), верхняя одежда до пояса с подолом из гофрированного материала.



Отличия в костюмах в зависимости от региона

На протяжении всего срока существования, у национального азербайджанского костюма присутствовали отличия в нарядах по региональному показателю. Женщины, которые проживали на территории Газахи, носили длинные рубахи с боковыми разрезами. У жительниц Карабаха в гардеробе присутствовали чепкены с длинными рукавами, которые плотно облегали талию.

Юбки не ниже колен и широкие шаровары надевали женщины с Нахчывана. А вот жительницы Шуше и Шамахы носили длинные юбки. На зажиточных женщинах из Нахчывана и Гянджи часто можно было увидеть длинные кюледже с богатой вышивкой и разными узорами.




Аксессуары

Характер любого наряда заключается в аксессуарах. Именно они способны расставить необходимые акценты, задать общий стиль и выделить достоинства женщины. Женщины Азербайджана с особым трепетом относились к аксессуарам.


  • Серебряный с позолотой или золотой пояс надевался поверх верхней одежды (архалыга, чепкена). Также нередко встречался кожаный пояс, расшитый монетами или украшенный бляхой. Носить пояс разрешалось только замужним женщинам. Девушка на свадьбе получала в подарок свой первый пояс.


  • Головной убор имел особую важность. Шапочки создавались в различных формах. Сверху могли надеваться платки. Волосы прятались в особый льняной мешочек, который назывался «чутгу». На голову надевалась шапочка в форме цилиндра, чаще всего она была бархатной. Поверх шапочки повязывалась чалма и платки. Особой популярностью пользовался келагаи – платок из шелка. Существовало несколько способ для его завязывания. В холодное время года добавлялась кашмирская шаль, для создания которой использовалась исключительно натуральная шерсть.


  • На ногах присутствовали чулки джорабы и туфли с острым носком, без задника, с небольшим каблуком. Такая обувь входила в состав летнего гардероба, а зимой использовались чарыги. Чулки создавались собственноручно из шерсти или х/б ниток. По всей длине располагалось большое количество узоров и рисунков, которые были похож на те, что присутствовали на коврах.



  • Украшения девочки начинали носить с 3 лет, воспринимались они по большей части, как оберег от плохого слова и взгляда. До того момента, когда девушка соберётся стать замужней женщиной, успевала собраться целая коллекция украшений. Не все их можно было носить. Например, во время проведения религиозного обряда, на протяжении 40 дней после смерти или рождения ребенка. Богатые и бедные женщины носили примерно одинаковые украшения, разница заключалась только в наличии драгоценных камней.




Особенности мужского костюма

Мужской азербайджанский костюм состоял из рубахи, штанов, бешмета, зауженного в районе талии, и шубы из овчины, которая использовалась в холодную погоду. Черкеске отводилось особое внимание, она надевала сверху на рубашку, которая, в свою очередь, заправлялась в штаны. На ногах присутствовали сапоги, а на голове располагалась папаха, для которой выбирался каракуль или овчина.



Черкеска застегивалась на все пуговицы, а рукава были отогнутыми. В области груди располагались особые карманы для трубок-газырниц или пуль. Назывались эти карманы – газырницами. За счет больших размеров карманов снижалась вероятность получения серьезных повреждений во время нанесения рубящих ударов. Сейчас такие карманы больше носят декоративный характер, чем практичный.


В костюме азербайджанца обязательно должен был присутствовать пояс. На нем закреплялось холодное оружие.

Азербайджанский костюм в современной моде

Современные молодые люди уже не носят национальные костюмы. Из моды они вышли еще до наступления ХХ века. Сейчас национальные костюмы используются в театральных постановках и в музейных экспозициях.




​​Национальный азербайджанский костюм представляет большой интерес для европейских дизайнеров. В современных коллекциях, которые появляются на европейских подиумах, все чаще встречаются элементы из национального наряда азербайджанского народа. Шаровары, длинные юбки и верхняя одежда стали основой для многих коллекций. Эту тенденцию только начинают подхватывать дизайнеры Азербайджана.

Как-то раз мне поступил интересный заказ. Суть заказа состояла в том, чтобы разработать и изготовить национальный азербайджанский женский костюм на конкурс “Мисс содружество-2014”. Этот конкурс проводиться в нашем городе каждый год, для укрепления дружественных отношений, среди народов нашей многонациональной страны. Задача была не простая и очень ответственная, так как конкуренция среди участниц была большая. Каждая участница представляла свою этническую группу и должна была показать всю культуру своего народа.

От конкурсанток требовалось умение держать себя на сцене, подготовить любой творческий номер и показать национальный костюм народов.

Конкурс

Национальный костюм народов, тема для меня не новая, потому что у меня есть своя авторская коллекция-реконструкция исторических платьев с XV по XIX век. Поэтому я с радостью согласилась выполнить азербайджанский национальный костюм. Для того, чтобы костюм отвечал всем требованиям, нужно было с начало найти информацию, изучить историю азербайджанского народа, национальные цвета и традиции. В результате поиска было найдено несколько вариантов национального азербайджанского костюма.

Национальный костюм Азербайджана

Выбор модели национального костюма

Костюмов было много все они были очень красивые и нарядные, так как азербайджанская культура подразумевает носить одежду яркую и насыщенную. Праздничная одежда изготавливалась из шелка и бархата, расшивалась золотыми нитками и монетами. Трудно было выбрать из такого множества костюмов один, чтобы он соответствовал всем требованиям. Тогда мы с заказчицей из каждого варианта костюма, выбрали самые лучшие детали. В итоге у нас получился эскиз удивительно красивого азербайджанского костюма, который состоял из юбки, жакета и головного убора.

После того, как модель костюма была составлена, следующим этапом было выбор ткани. За основу был взят бархат, а в качестве отделочной ткани атлас и органза. Для декора использовали отделочную тесьму золотистого цвета. Сопровождение заказчика по магазинам, впервые производился через онлайн трансляцию. Это значительно сэкономило мое время и облегчило выбор тканей.
Когда все необходимое было куплено, мы со своей командой приступили к работе.

Пошив национального костюма

С начало я раскроила костюм, подготовила его к первой примерке. Затем пригласила заказчицу и произвела первую примерку, для того что представить общую картину костюма. Уже на первой примерке было ясно, что наша работа закончится успехом. Это нас очень вдохновило и мы продолжили дальше свою работу. Тем более ткани для пошива костюма, были чудесные и нам скорее хотелось увидеть весь костюм в целом.

Примерка костюма

После каждой примерки, национальный азербайджанский костюм все лучше преображался, гарантируя победу на конкурсе. А мы старались приложить все усилия, чтобы костюм был вне конкуренции. Мы искренне верили в победу нашей юной клиентки, так как видели ее стремление показать всю прелесть и красоту своего народа.

Дефиле в национальных костюмах

И вот настал тот день, наш костюм был закончен.

Конкурс

Мы все радовались, что выполнили поставленную задачу, национальный костюм получился великолепным. На конкурсе “Мисс содружество-2014” победила наша клиентка, а ее дефиле “Национальный костюм народов”, было признано самым лучшим!

А вам, понравился национальный азербайджанский женский костюм?!

Полезно знать!

В XVII веке одной из крупных шелководческих областей Ближнего Востока являлся Азербайджан. Национальная азербайджанская одежда отражала семейное положение и возраст, как например молодые женщины одевались более ярко и нарядно. В современном мире национальные костюмы Азербайджана, используются в основном для праздничных танцев и выступлений. В повседневной носке его используют только сельские жители.


Привет! Меня зовут Мария и я автор данной статьи.

Хватит быть серой мышкой, вступай в ряды модных и стильных! Не знаешь как? Я помогу тебе! Прямо сейчас, сделай заказ на персональную выкройку или консультацию по пошиву и раскрою одежды. В том числе консультацию по выбору ткани, фасона и собственного имиджа.

Что такое дружба народов? Мы живём в огромном мире, в котором существует множество стран и народов со своими обычаями и традициями. У каждого народа своя неповторимая история и свои корни. Много столетий и даже тысячелетий люди стремились к прогрессу, стремились подчинить себе весь мир.

Мисс Содружество

В погоне за цивилизацией люди стали забывать свою историю – своё великое прошлое. Передовые технологии помогли завоевать мир и улучшить жизнь, но не сохранить вековые обычаи. Мир меняется стремительно, в том числе традиционная одежда.

Дань традициям

Уже не встретишь, как раньше человека в расшитой национальной одежде, давно отдано предпочтение удобным и практичным вещам. Современные передовые технологии позволяют быстро и качественно изготовить изделие любой сложности за разумную цену. Больше не нужно тратить массу времени на пошив одежды, ручное изготовление ткани и декоративную отделку.

Белоруссия

Конечно изготовление национального костюма работа не простая, тем более у каждого народа свой уникальный стиль. И дело не в красоте и сложности пошива, а деталях костюма, продуманных до мелочей. Национальная одежда несёт особое магическое значение, особый ритуал. Простому обывателю не понять толкование основных элементов народного костюма. Каждый из них строго оберегает покой хозяина, а также бережно хранит память веков и событий.

Мисс содружество

В нашем городе каждые 2 года проводится прекрасный конкурс: «Мисс Содружество», в котором принимают участие девушки, представительницы национальных общественных организаций Удмуртии. В очередной раз мне довелось принимать участие в этом красочном шоу, в качестве члена жюри и эксперта истории моды. 12 прелестных участниц, каждая из которых представляла свою нацию, старательно готовились к конкурсу. 1,5 месяца девушки разучивали песни, танцы, шили платья, национальные костюмы и придумывали образы.

Творческие номера участниц

Девушка от Белоруссии
Творческий номер

Девушка от Украины

Девушка от Германии

Девушка от Греции

Девушка из Чувашии

Республика Марий Эл:

Девушка от Марий Эл

Девушка от Удмуртии

Девушка представляет Израиль
Народный еврейский танец

Девушка от Армении

Девушка от Азербайджана

Девушка представляет Татарстан

Девушка от России

Подарки выполненные девушками вручную для своих матерей.

Ручная работа участниц

На самом деле, было очень сложно оценивать выступления девушек, так как каждая достойно представляла культуру своего народа и каждая достойна звания «Мисс Содружество». Не может быть и не должно быть конкуренция между нациями. Как можно ставить в приоритет культуру, той или иной страны? Не мы придумывали историю, и тем более не можем её изменить или судить.

Мы может только благосклонно её принимать, восхищаться, уважать и делиться. Не важно, кто сейчас в первенстве, важно сохранить мир между народами и равенство. Нужно помнить, что каждый человек (не важно какой он расы) уникален и имеет свой дар, своё особое значение.

Национальные костюмы. Дефиле

Особенно меня порадовало то, что все участницы невероятно преданы своей культуре и своему происхождению. Любовь к национальности помогла выйти им на сцену и показать окружающим свою приверженность ценностям. Благодаря таким конкурсам происходит укрепление, доверие, уважение и взаимопонимание между расовыми группами. Но самое главное, всё это позволяет не забывать своё происхождение и традиции предков.

Национальный костюм немецкой девушки.

Немецкий костюм

Стилизованный русско-народный костюм.

Стилизованный русский костюм

Стилизованный традиционный белорусский наряд.

Стилизованный белорусский костюм

Стилизованное национальное платье марийской девушки.

Стилизованный марийский костюм

Кожаные сапоги с декоративной вышивкой к татарскому традиционному костюму.

Сапожки с вышивкой

Традиционный костюм татарской девушки.

Национальный татарский костюм

Национальное платье армянской девушки.

Национальное армянское платье

Азербайджанский традиционный наряд. Узнать подробнее здесь: Национальный азербайджанский костюм.

Традиционный азербайджанский наряд

Народный стилизованный еврейский наряд.

Стилизованный еврейский наряд

Стилизованное народное украинское платье.

Стилизованный украинский наряд

Стилизованное традиционное платье чувашской девушки.

Стилизованное чувашское платье

Национальное греческое платье.

Традиционное греческое платье

Удмуртский национальный костюм.

Удмуртский наряд


На земном шаре насчитывается 251 страна и около 2 000 национальностей, постепенно нации исчезают или сливаются с другими. Точно подсчитать количество этнических групп сложно из-за смешения народов. Только представьте сколько информации содержится в этих группах и как быстро они забываются. Чтить и помнить традиции своих родичей – это святое дело, а пронести их через века – это подвиг!

Многие из нас не знают своего рода, племени, родной язык. Не знают, кто были их предки, что они были за люди и какой вклад внесли в общество. Что же говорить про историю своей страны и своего народа? Начинайте изучать историю прямо сейчас, читайте книги, смотрите фильмы, ищите свои корни. Когда изучите свою историю, продолжайте двигаться дальше, изучайте историю мира, тогда вы легко начнёте понимать людей.

P.S. Понравилась статья?!

Тогда не забудьте оставить комментарии ниже.

Рассказать друзьям в соцсетях.

Всегда ваша, Мария Новикова


Привет! Меня зовут Мария и я автор данной статьи.

Хватит быть серой мышкой, вступай в ряды модных и стильных! Не знаешь как? Я помогу тебе! Прямо сейчас, сделай заказ на персональную выкройку или консультацию по пошиву и раскрою одежды. В том числе консультацию по выбору ткани, фасона и собственного имиджа.

Национальный костюм Дагестана

Раньше по национальному костюму Дагестана можно было определить возраст человека, его социальное положение, денежные накопления и даже аул, откуда он родом. Сегодня такие костюмы надевают преимущественно на праздничные мероприятия и театральные представления. Однако молодое поколение умеет ценить историческую значимость и красоту национальных нарядов, поэтому костюмы принято передавать из поколения в поколение.




Из истории дагестанского костюма

Национальный костюм Дагестана в том виде, каким мы знаем его сегодня, сложился не сразу. Его история началась еще в Средние века. Мужские костюмы состояли из белой рубашки, темных штанов (серых или черных), бешметов, сапог, папахи из меха и приталенной черкески с газырями.

Черкеска могла быть длиной до колена или даже ниже, до щиколотки, рукава книзу имели расширение. Ее подвязывали узким ремешком, на который вешали кинжал или пистолет.


Газыри имели колпачки, выполненные из слоновой кости или серебра. В них хранился порох из расчета: один колпачок - один выстрел.


В холодное время года дагестанские мужчины носили бурку из овечьей шерсти, а в качестве обуви – ичиги или сафьяновые сапоги.


Женские костюмы характеризовал относительно свободный крой. Жительницы равнин предпочитали одежду из шелка: рубашка, штаны, платье, красную сафьяновую обувь (из кожи козы), головной платок.


Женщины, жившие в горах, предпочитали широкие длинные платья и штаны с изящным золотым узором на боковинах. В качестве обуви носили чувяк или сапоги, а головной убор в каждой местности несколько отличался. Волосы аккуратно убирали под шапочку-чухту, поверх которой надевалось покрывало, а затем узорчатый платок.




Цвет костюма и разнообразие украшений указывали на социальный статус обладательницы такого наряда, ее материальные накопления и возраст. Молодые дагестанки предпочитали яркие цвета в одежде и ткани с орнаментом, женщины постарше выбирали, преимущественно, одежду темных оттенков.




Особенности национального дагестанского костюма

В Дагестане проживает более семидесяти народностей (аварцы, табасаранцы, кумыки, лезгины, даргинцы и другие), каждая из которых имеет свой костюм. Несмотря на это, всем национальным костюмам Дагестана присущи некоторые общие детали: использование рубах (тунико- и платьеобразных), туник, чухты, чалмы, платков и бешмека.

Эти вещи шились из ярких тканей и украшались узорами или вышивкой (природные орнаменты, животные). Узоры могли нести символическую функцию – выступать в качестве оберега, или эстетическую.




Наряды для торжественных случаев украшались серебром, золотом и драгоценными нарядами. В качестве дополнительных украшений женских костюмов использовались: браслеты, монеты, пояса, кольца.


Доминирующими цветами в костюмах были: белый, черный, красный. Белый цвет считался символом чистоты и использовался во время свадеб. Красный означал благополучие и достаток в доме, черный оттенок имел магический подтекст и символизировал неразрывную связь с предками.





Многослойность – характерная особенность всех дагестанских костюмов. На голову принято было надевать сразу несколько платков, под платье поддевали штаны. В дополнение к наряду использовалось много украшений, считавшихся неотъемлемой составляющей национального образа.





Составляющие женского и мужского наряда

Помимо всех обязательных элементов одежды, костюм дагестанских мужчин включал папаху – головной убор, считавшийся у кавказских народов символом чести. Те, кто имели хороший достаток, красовались в каракулевой папахе, люди простые довольствовались этим же изделием, но из овчины. Сбить папаху с головы считалось оскорблением, а подарить такой головной убор – знаком дружбы.



Отличие женских нарядов в разных районах страны были гораздо сильнее, чем у мужских моделей. Так, на юге Дагестана носили многослойные богато украшенные костюмы. Сначала надевалось шелковое платье прямого кроя, а уже затем валчаг – верхнее распашное платье. Весь костюм украшался золотом, драгоценными камнями, изысканным узором. Излюбленными цветами были красный, фиолетовый, зеленый. На голову повязывали платок из шелка.



Национальные наряды Дагестана сегодня

Современные дагестанские девушки носят приталенные платья, позволяющие подчеркнуть стройный силуэт. В качестве украшений используются драгоценные камни, обувь – на высоких каблуках. Женщины бальзаковского возраста предпочитают свободные платья-балахоны. Цвета, преимущественно, выбирают черные, так как они представляют фигуру в выгодном свете.




Те, кто трудится на полях или занимается хозяйственными делами, выбирают комфортные халаты и меховые жилетки в холодный сезон, тонкие, свободного кроя платья – в теплый

Дагестанские мужчины предпочитают надевать штаны и рубашки, ничем не отличающиеся от одежды каждого современного человека.

Читайте также: