Как сшить брэ

Обновлено: 28.03.2024

Данная статья - изложение практических рекомендаций, опробованных в КИФР «Братина», по изготовлению одного из базовых элементов мужского костюма XV в. - брэ (braies), проще говоря - трусов. К сожалению, при обилии изображений в данный период предметов нижней одежды, далеко не всегда можно сделать однозначное заключение об ее конструкции, поэтому автор не претендует на изложение единственно верного варианта. Не лишним также будет отметить, что автору не известны сохранившиеся образцы брэ, дошедшие до нашего времени. Некоторые варианты изготовления брэ можно также найти на странице Chemise et braies [1].

Брэ описанного ниже типа вошли в употребление на рубеже XIV – XV вв. Указать точный период бытования данной конструкции не представляется возможным. Большинство фактов, собранных автором, относятся к 30 - 70 гг. XV в., однако, разумно предположить, что брэ подобного рода использовались как раньше, так и позже указанного периода.

Так выглядит исследуемый образец одежды на оригинальных иллюстрациях 15 века.

Источник юности (фрагмент). Пьемонтский мастер. Ок. 1430 г. Мантуя.


Рис.1. Источник юности (фрагмент). Пьемонтский мастер. Ок. 1430 г. Мантуя.

Прототипом для изготовления приведенного в этой статье варианта брэ послужили иллюстрации Г.Эмблтона с сайта Роты Св. Георгия [2], выполненные на основе средневековых изображений первой половины - середины XV века. К сожалению, автору не удалось найти оригиналы изображений, на которые ссылается Г.Эмблтон.



Рис.1. Прорисовки с изображений 15 в. и реконструкция внешнего вида брэ, выполненные Г. Эмблтоном.

Итак, собственно о процессе изготовления брэ.

Первое, что понадобится - материал. Наиболее подходящая ткань - отбеленный лен. Стоит напомнить, что при работе со льном его следует предварительно выстирать, так как эта ткань дает большую усадку при стирке. Выбор ниток - в зависимости от требуемой степени реконструкции. Либо взять обычные белые хлопковые и пр. доступные в продаже нити - на готовом изделии их почти не видно - либо раздобыть льняные нитки (например, вытянуть их из ткани) и сшивать детали вручную.

Конструктивно брэ очень просты. Ниже приводится вариант выкройки используемой в "Братине".

Рис.3. Крой ткани для брэ.

Рис.4. Схема готовых брэ.

Как снять мерки - из рисунка вполне очевидно. Припуск на швы 1 – 1.5 см.



Рис.5. Шов для соединения деталей.



Рис.4. Шов для обработки краев.

Для того, чтобы брэ не спадали, верхний край подворачивается и подшивается, а под него заправляется кулиска - шнурок, сплетенный из льняных, шерстяных или шелковых нитей (о способах плетения шнуров см. [4], [5], [6]). Автор использовал тесемку, изготовленную из той же ткани, из которой сшиты брэ.

Ну, вот собственно и все. Брэ готовы. Надевайте и носите на здоровье. Не забудьте при этом надеть сверху шоссы или что там задумано в вашем костюме :)



Рис.7 Брэ, изготовленные автором.

Шоссы - один из самых сложных предметов гардероба в отношении кройки и шитья. Но тем не менее, реконструктору средневековой Европы без них вот вообще никак. Поэтому в помощь нам может придти:

1. Книга "Medievals tailor assistant"

2. Лайфхаки, приобретенные с опытом.

Но перед тем, как говорить о раскрое давайте обратимся к ткани.

Состоятельными людьми в холодное время носились преимущественно суконные шоссы с льняным подкладом. Летом же одевали шоссы из тонкого материала.

Важно знать, что шоссы должны идеально сесть по фигуре, поэтому рисуем выкройку и режем исключительно по диагонали. Так же вполне нормально несколько раз примерять и подшивать шоссы.

То, что ткань перед раскроем стирается - уже не обсуждаем :)

Итак, приступим к раскрою.

Многие реконструкторы используют указанную выше книгу в качестве удобного источника, потому что там представлены выкройки реально найденных исторических костюмов. Одно но - книга на английском. Но человеку более-менее понимающему язык, не составит труда разобраться.

Исторически самыми древними по праву можно считать так называемые "круглые" шоссы. Их верхний край округло очерчивал верхнюю часть бедра. В 13 и начале 14 века в них заправляли длинные брэ. Крепились шоссы шнурками от брэ. Позже пришли в моду остроугольные модели, просуществовавшие в некоторых местах аж до 15 века.

Давайте посмотрим на выкройку таких шосс. Это рисунок из книги "Помощник средневекового портного".

Одна шосса состоит из 3 частей - сама шосса, ступня и носок. Буквами обозначены места, которые сшиваются.

Мерки, которые нам понадобятся

1. Длину - от верхушки подвздошной кости до пола по внешней части

2. Высоту лодыжки - также от самого верха до выступающей косточки на лодыжке.

3. Обхват бедра. Меряем в самой широкой части около паха.

4. Обхват лодыжки. Также по косточке.

5. Высота сидения. Меряем сидя перпендикулярно от верха до стула.

6. Внутренняя длина ноги. Перпендикулярно от паха до пола.

7. Уровень колена. Также от верха до самой выступающей части

8. Высота бедра. От верха до самой широкой части также перпендикулярно.

Далее строим выкройку основы

Лучше всего чертить выкройку на черновой ткани, она пригодится нам для примерки и подгонки. За основу берем срединную линию, отмечаем на ней длину изделия и высоты основных точек (бедра, колена и лодыжки). От этих точек стоим перпендикуляры объемов. Оставшаяся часть от бедра до верха должна равняться высоте сидения. Чтобы получить верхний острый треугольник надо просто прочертить прямые линии от бедра до середины верха. Далее либо плавными линиями сами, либо при помощи лекал соединяем точки объемов. Должна получиться симметричная выкройка. Далее сшиваем деталь, и примеряем. Это понадобится для удачной выкройки носка.

Выкройка носка

Примеряем деталь. С боков оставляем длину до пола. Работать будем с передом носка. Отмечаем 2 точки на линии подъема стопы, симметричные относительно середины стопы, и рисуем буквы "М". Глубина треугольника не должна заходить за пальцы. Поскольку пятка и бока прикрыты, остается выкроить верх носка.

Выкройка верха носка

Все также на ноге примеряем верхнюю деталь, так чтобы она входила в вырез, и с запасом закрывала пальцы. Поскольку у всех разный размер ноги, и могут быть какие-то особенности, общей выкройки нету. Используем также кусочек черновой ткани, сначала обрисовываем, потом вырезаем и примеряем. При необходимости - дорабатываем.


Методичка для пошива одежды

В данной небольшой статье мы рассмотрим основные элементы одежды средневековой Швеции и то, как их шить.

Если вы только начинаете шить средневековую одежду, то для мужского косюма вам понадобится 5 метров белого или небеленого 100% льна (на брэ, чепчик, камизу) и 5 метров сукна или саржи из расчета (2,2 метра на шуртль, 2 метра на шоссы, 0,8 метра на худ, шапку-таблетку)

Важный момент! Прежде чем, что-то шить из ткани, ткань нужно обязательно простирать, чтобы она села. Иначе после первой же стирки любая вещь станет вам мала.

Брэ - это вид нижнего белья, использующийся в качестве трусов.

Брэ. То, что должно получится.

Для того, чтобы сшить брэ, представленные выше, нам потребуется примерно 220 см белого или небеленого льна при ширине ткани 150 см.

Шьем по следующей выкройке:

Подворачиваем верхнюю часть от А до В вдоль линии J и сшиваем так, чтобы получилась трубка; Аналогично подворачиваем линию от точки Е вдоль линии I и сшиваем в трубку;

Поднимаем среднюю часть и сшиваем в точках B/E и I/J; Скручиваем часть (left leg) и сшиваем сверху до точки H/K; От точки H/K сшиваем вниз 10 сантиметров, остальное оставляем свободным;

По аналогии делается и правая нога. Поскольку, в рассматриваемый период ширина ткацкого станка была не более 80 см, то более исторически верным будет шить брэ минимум из трех полос ткани. По одной полосе на каждую ногу (лева и правая половины), а ластовицу (срединная часть брэ) шьется из третьего куска ткани.

Камиза

Камиза - это вид нижнего белья, использующийся в качестве нижней нательной рубахи.

Камиза. То, что должно получится.

Для того, чтобы сшить камизу, представленную выше, нам потребуется примерно 230 см белого или небеленого льна при ширине ткани 150 см.

Шьем по следующей выкройке:

Сшиваем все части вот таким образом:

Шоссы

шоссы - это вид верхней одежды, использующийся в качестве "штанов".

Шоссы. То, что должно получится.

Для того, чтобы сшить шоссы, представленные выше, нам потребуется примерно 200 см сукна или саржи шириной 150 см. Шоссы нужно кроить по диагонали ткани, для того чтобы нитки двали пружинистый эффект. Благодаря этому шоссы не будут висеть на ноге мешком.

Раскраивать шоссы нужно вот так:

Шоссы. Обшие положение шосс на ткани

Прежде чем распологать выкройку на ткани, снимаем размеры с ноги:

Шоссы. Снимаем с ноги размеры.

Теперь переносим размеры на ткань и сшиваем.

Шоссы. переносим размеры на ткань.

Шуртль

Шуртль - это вид верхней одежды, использующийся в качестве верхней рубахи.

Шуртль. То, что должно получится.

Для того, чтобы сшить шуртль, представленный выше, нам потребуется примерно 220 см сукна или саржи при ширине ткани 150 см.

Шьем по следующей выкройке:

Сшиваем лицевую часть А с частью Б по линии горловины. Бока пока не сшиваем. Вырезаем два клина и 4 маленьких треугольника. 4 треугольника превращаем в 2 клина. В итоге у нас должно получится вот такое:

Шуртль. Лицевая и задняя часть, сшитые вместе, и 4 клина

Теперь вшиваем по клину спереди и сзади в разрезы и по клину между лицевой и задней частью. В итоге у нас должна получится своеобразная юбка. Пришиваем рукава и ластвицы. Рубаха готова.

Худ - это вид верхней одежды, использующийся в качестве головного убора - капюшона.

Худ. То, что должно получиться.

На худ нам потребуется 100 см сукна при ширине ткани 150 см. О том, как шить худ, мы писали в соседней статье. Вот тут:

Реконструкторские ништяки

Реконструкторские ништяки

Реконструкторские ништяки

Реконструкторские ништяки

Реконструкторские ништяки

Шоссы (чулки). Шились/вязались в основном из шерсти и цеплялись к брэ. Причем два шосса могли быть разных цветов.

Мирослав Ветер

Камиза (нижняя рубашка)
Материал: лен / хлопок / шелк

Нижняя рубашка (аналог белья). Длина рубашки - до середины бедра, рукава длинные, к низу зауженные. Сама рубашка всегда расклешенная, за счет клиньев, которые вшиваются в боковые швы. Перед и спинка могут быть единым куском, а могут и сшиваться на плечах. Застежка горловины - шнуровка, пуговицы, завязки. Под мышкой ластовица. Шов рукава снизу.
Камиза обычно белого цвета.

Мирослав Ветер

Брэ (трусы)
Материал: лен / хлопок / шелк

В течение 14 века брэ постепенно укорачивались и к концу данного периода стали доходить до середины бедра. Материалом для пошива брэ был лён (как небеленый, так и белёный, в зависимости от статуса владельца). К брэ крепились шоссы. Существовало три варианта крепления:
1.в брэ проделывались две дырочки на уровне талии, такие же симметричные на шоссах, и сквозь них пропускался шнурок, который завязывался узелком;
2.на талии с двух сторон от брэ к шоссам спускались тканевые веревочки, которые крепились к шоссам;
3.вокруг талии оборачивали тонкий пояс, который продевался через прорези на брэ, и к этому поясу крепились шоссы.

Мирослав Ветер

Котарди
Материал: сукно / шелк (бархат и т. д.) / лен
Материал подкладки: лен / хлопок / шелк

Верхняя рубашка (куртка). Котарди должна закрывать камизу. Рукава длинные, к низу зауженные, могут застегиваться от локтя вниз по шву. Застежка спереди сквозная или до солнечного сплетения, обычно на пуговицы. Котарди для удобства внизу расширяется, но должно плотно облегать фигуру. Под мышкой может быть ластовица. Может быть воротник стоечка. Шов рукава один, сзади или снизу. Котарди обычно делается на подкладке. Т. к. подкладку не видно, она может быль любого цвета. В конце 14 века котарди сменяет дублет пришнурованный к сшитым шоссам.
Котарди может шиться из ткани двух цветов: левый рукав и правая половина одного цвета, правый рукав и левая половина другого.

Мирослав Ветер

Шоссы (чулки)
Материал: лен/ сукно / шелк

Высокие чулки, подвязываются к поясу. Шов сзади. Кроятся по косой. Цвет любой.Способов привязки к поясу несколько. Вполне могли шнуроваться к брэ. Для удобства под коленом шоссы вполне быть подвязаны ремешками с пряжками. При жаре шоссы часто носили закатанными. На рубеже 14-15 века появляются сшивные шоссы, но раздельные еще долго носили и в 15 веке. Схема кроя носка дана приблизительно, на самом деле все сложнее, и за точной выкройкой лучше обратится к другим источникам.

Мирослав Ветер

Упелянд
Материал: сукно
Материал подкладки: лен / хлопок / шелк

Верхнее платье богатого горажанина или дворянина. Упелянд должен закрывать снизу котарди. Выкройка спинки и переда такая же как у котарди, рукава к низу расширяются. Низ упелянда и рукавов может быть выполнен в виде фестонов разного размера и формы. Особой популярностью уппелянды начали пользоваться на рубеже 14-15 веков. Подкладка другого цвета. Шов рукава сзади или снизу. Роскошный уппелянд демонстрирует статус и достаток его владельца

Мирослав Ветер

Каль (чепчик)
Материал: лен / хлопок / шелк

Чепчик надевался под разнообразные головные уборы и стеганые подшлемники в том числе. Шьется из двух одинаковых половинок, завязывается под подбородком.

Мирослав Ветер

Шаперон
Материал: сукно
Материал подкладки: лен / хлопок

Шаперон обычно шьется из трех частей: одна часть верх и две половинки пелерины. Швы пелерины или на плечах или спереди и сзади. Подкладка шаперона обычно другого цвета. Низ пелерины может быть выполнен в виде фестонов разной формы. Иногда спереди делается застежка: шнуровка или пуговицы. Чем длиннее хвост шаперона, тем круче владелец. Длина пелеирины зависит от вкусов владельца, так что пелерина может слегка прикрывать плечи, а может и спускаться почти до пояса. Можно делать цельнокроенную с верхом пелерину, тогда в швы спереди и сзади вшиваются клинья. Можно вшивать клинья на плечи пелерины.

Мирослав Ветер

Котта
Материал: сукно / лен / хлопок
Материал подкладки: лен / хлопок / сукно

Котта бывает однослойная если суконная, и бывает двухслойная, если теплая суконная или из более тонких тканей. Однослойная котта по краю обрабатывается обтачкой, иногда другого цвета. Подкладка двухслойной котты тоже может быть другого цвета. На кавалерийских коттах спереди и сзади разрезы. Форма ворота круглая или каре. На плечах могут быть швы. К низу котта может быть расклешенной, а может равномерно расширяться от самого верха или вообще не расширяться. У котты могут быть крылышки, их длина обычно до локтя. Низ котты и крылышек может быть выполнен в виде фестонов. По бокам котта может быть зашита или сделана застежка - шнуровка. Длина котты варьируется от середины бедра до щиколоток. Котта - это скорее не гражданская одежда, а знак различия и вариант плаща. На котту может быть нашита разнообразная символика.

Читайте также: