Как сшить будуарную куклу

Обновлено: 24.04.2024

Период невероятного успеха будуарных кукол пришелся на 1920-е и начало 1930-х годов. Это было время чарующего стиля Ар-деко – роскошь, помпезность, шик, использование дорогостоящих материалов и геометрических узоров. Контрастные цвета, четкие формы, крупные детали и экзотические материалы создают впечатление чего-то
жизнеутверждающего и смелого. Вещи и произведения искусства в этом стиле словно бросают вызов зрителю. Их задача – удивлять, восхищать, повторять красоту окружающего мира и приумножать ее.

– Как вы пришли в мир кукол?
– Я дизайнер по текстильному декорированию интерьера. Профессионально кукол начала делать в художественном училище им М.Б. Грекова в 1995 году. Училась на отделении сценического костюма.
Макетом служила кукла. Сначала это была кукла из белой бумаги, скульптура можно сказать, но бумага должна была выглядеть как ткань, с кружевами, лентами и струящимися драпировками, если так было задумано по эскизу. Затем шла кукла из ткани. Это была уменьшенная копия готового костюма. Главной задачей было соблюдение масштаба.
И последний этап – готовый костюм на человека, включая все аксессуары, парик, если требовался, и так далее. Затем был период активного поиска своего направления в кукольном деле. Как и большинство кукольников, меня пленила кукла Тильда. Потом был период большеногих кукол и маленьких текстильных ангелочков. Иногда случались интересные заказы,
которые приближали меня к «моей кукле».

– Ваша первая встреча с будуарной куклой. Где и когда вы впервые ее увидели? Почему остановились именно на ней?
– Однажды, просматривая предложения интернет-аукциона, мне на глаза попалась «какая-то» кукла. То, что это будуарная кукла, на тот момент
я понятия не имела. Такая страшненькая, с «плешивым» лицом. Но чем-то она меня зацепила. Стоила недорого и из чистого любопытства и жалости я ее купила. Она приехала из Франции. Когда курьер вручил мне коробку, я подумала, что она пустая. И каково же было мое удивление, когда кукла все-таки оказалась внутри.
Взяв ее в руки, окинув взглядом, стало понятно, что приведя ее в порядок, она будет очень даже ничего. Это была любовь с первого взгляда!
Эта кукла была идеальным кукольным направлением, которое мне подходило больше всего! Почему? Потому что, во-первых, я не люблю лепить, а в этой кукле лепка нужна не очень часто, а во-вторых и, самое главное, основа этой куклы – красиво расписанное лицо и шикарный костюм. А это именно то, что в кукле мне ближе всего. Вот тут-то и началось увлечение будуарной куклой. Коллекцию из 21 куклы получилось собрать меньше чем за год.

20-е – 30-е годы были краткой передышкой между двумя мировыми войнами, когда люди с надеждой смотрели в будущее, воспарив над обыденностью и обратив свои взоры в сторону возвышенного и прекрасного. Это время очаровывает своей легкомысленной дерзостью, отношением к жизни как к вечному празднику – если танцевать, то до упаду, если беседовать, то до рассвета, если творить – то нечто новое и даже эпатажное. А будуарные куклы в то время были идеалом, воплощением мечты, напоминанием о том, к чему следует стремиться. Кроме того, они были очень красивы – трудно отказать себе в приобретении красивой, стильной, статусной вещи. И дамы не отказывали себе в этом. Само собой, в куклы не играли, лишь брали с собой в качестве модного аксессуара или украшали ими интерьер.
-------------------------------------------------------------------------------------------------

– Как любовь и интерес плавно перешли в создание кукол?
– Глядя на нее, я точно знала, что хочу сделать такую же куклу. Задача была – по возможности максимально точно повторить технологию изготовления. Перерыв все возможные источники стало понятно, что информации нет, и чуда не будет. Поэтому другого пути я не видела, как только покупать кукол и изучать технологию по ним. Стало понятно, что
это будет не просто. Люблю творческие сложности, именно они закаляют и дают результат достойного качества.

Куклы покупались не только с целью созерцания, а большей частью с целью изучения. Где-то были сломаны конечности, – так можно было понять, из какого они материала и как примерно сделаны. Где-то было испорчено лицо, что давало возможность разобрать его по слоям и попытаться понять, как это было сделано. Спустя некоторое время моя первая кукла Айрин была готова. Она была совсем не идеальна и в ней было много того, что мне не нравилось. Но она была такая желанная и долгожданная. Прошел еще год, прежде, чем стали появляться куклы, которыми я была довольна. Я изучала и книги. Все они на английском языке, и больше рассказывают об истории создания, а не о технологии. Поэтому все, что я имею на данный момент, – получено только путем исследования, экспериментов, килограммами испорченных материалов,
бессонных ночей и огромной веры в то, что все обязательно получится.

– Как вы создаете выкройку? Она идентична оригинальной?
У будуарной куклы выкройка используется только для изготовления тела. Тело сделано настолько просто, что как таковой выкройки не требуется длинный прямоугольный кусок ткани с разрезом для ног. Но я сделала свою выкройку для тела, подчеркнув талию и увеличив
бедра. Выкройка по форме похожа на песочные часы. А вот руки и ноги у будуарных кукол отливали из литьевого композита или шились из ткани. Руки и ноги моих кукол отлиты в форме, снятой с конечностей антикварной куклы.

– Какими материалами пользуетесь при создании головы, лица, рук?
Именно лицо и его обтяжка довольно сложный процесс, на наш взгляд.
– Как я сказала выше, в оригинале, руки и ноги отливали из литьевого композита. Рецепта не нашла и экспериментировать в этом направлении я бы точно не стала. Руки и ноги у моих кукол отлиты из флюмо.
Создание головы – один из самых сложных процессов во всей цепочке изготовления куклы. Я создаю кукол одного из направлений: их головы из ткани. Ведь у ряда будуарных кукол для голов применяли композитный материал. Сделать реплику таких кукол проще. Процесс почти такой же, как снимать форму с головы фарфоровой куклы. Что касается французских будуарных кукол с лицом из ткани, то «обтяжка», «натяжка» – ни одно из слов не подходит для подобного процесса.

Голова куклы изготавливалась методом прессования. То есть была пресс-форма лица, в которой и прессовали ткань. Пресс-формы были из латуни и весили около 6 кг. Из формы получали маску лица и плечи. Первым слоем шла марля/сетка, вторым слоем - основная ткань и третий, завершающий, лицевой слой был из шелкового шифона. Именно он придавал лицу такую необыкновенную фактуру. Все слои ткани скреплялись между собой клеевым слоем, о составе которого можно только догадываться. Часто встречались с верхним слоем из сатина. Вот и вся технология изготовления!

После того, как мы продели и закрепили шплинтовые крепления в детали туловища куклы (это будет выглядеть, как показано на фото ниже), ножки куклы становятся подвижными.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 1

Наполняем деталь туловища синтепоном и зашиваем.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 2

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 3

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 4

Переходим к сборке деталей рук куклы. Соединяем мягкую часть руки с пластиковой так же, как проделывали это с ногами, закрепляем суперклеем и нитью.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 5

Набиваем готовую ручку синтепоном.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 6

Берем плечевой шарнир и протягиваем через него резинку. С той стороны, где просверлено небольшое отверстие, вставляем скобу из проволоки. Проволока должна быть очень прочной, и закрепить ее в шарнире необходимо дополнительно с помощью суперклея.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 7

После того, как мы убедились, что скоба закреплена прочно, продеваем резинку обратно через то же отверстие. Сделать это легко с помощью кусочка проволоки, согнутого пополам.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 8

Вставляем подготовленную конструкцию плечевого шарнира в руку куклы, зашиваем.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 9

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 10

Можно проклеить край кожи суперклеем, чтобы шарнир не выскочил из мягкой части.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 11

Просовываем резинку в грудную пластиковую часть куклы. Один конец резинки продеваем во второе плечо, а второй в низ детали (внутри находится отверстие, на фото ниже его хорошо видно).

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 12

Делаем такую же конструкцию со скобой для второго плечевого шарнира, продеваем через него резинку с помощью куска проволоки.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 13

Так же вставляем конструкцию плечевого шарнира во вторую руку, заклеиваем и сшиваем.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 14

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 15

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 16

Продеваем с помощью кусочка проволоки конец резинки в нижнюю часть детали груди.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 17

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 18

Стягиваем резинку, завязываем. Ручки куклы присоединены к детали груди, они подвижны. К тому же плечевые шарниры обозначили у куклы плечи.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 19

Заранее примерив деталь груди и сделав разметку, продеваем ленточки в мягкой детали туловища.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 20

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 21

Затем верхний конец ленточки продеваем с помощью проволоки в отверстие грудной части куклы.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 22

То же самое проделываем со второй ленточкой.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 23

Переворачиваем куклу и сзади так же продеваем ленточки.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 24

Стягиваем и завязываем бантики. Перед этим можно приклеить суперклеем деталь груди к мягкой детали туловища, чтобы тело куклы со временем не болталось.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 2, фото № 25

Благодарю вас за интерес к моему мастер-классу!

В следующей третьей части этого мастер-класса я покажу, как сделать кукле ушки зайчика и приклеить волосы.

Добавляйтесь в круг, чтобы первыми получать информацию о новых мастер-классах!

Замечательный мастер Оксана Муратова в своем блоге не только великодушно делится пошаговым процессом создания будуарной куклы, но и приглашает присоединиться к ней и создать свою куклу!

Я только учусь делать авторских кукол. Посещаю по возможности курсы и мастер-классы, пробую техники, материалы, объем и форму. Естественно, ищу информацию о куклах в интернете. Однако, о таком виде авторских кукол, как будуарная кукла, раньше не знала. Вернее, не знала такого названия. Но мне как раз хотелось сделать такую куклу, близкую к игровой, потому что каркасные куклы - ближе к скульптуре.

Но самое интересное в том, что как раз сейчас я и делаю именно такую куклу - будуарную! Недавно посещала курсы, где преподаватель показала двух кукол - каркасную и с мягким телом.

Немного о кукле. Сейчас у меня уже готовы голова, руки и ноги. Они из запекаемого пластика FIMO Puppen, первоначальный объем набран из фольги. Личико, ладошки и пятки я тонировала румянами еще до запекания. Роспись глаз - акриловые краски, глянцевый акриловый лак. Планирую еще приклеить реснички. Волосы - натуральные неокрашенные трессы, тонированы хной. Так же, как показывает Оксана, сделаны прорези на шее и вверху рук и ног для крепления к телу. И прорезь на голове для пробора тоже была ))) Ножки вылеплены босыми, с пальчиками, потому что я хочу сделать съемные ботиночки.

Будуарная кукла - вместе с Оксаной Муратовой, фото № 1
Будуарная кукла - вместе с Оксаной Муратовой, фото № 2

Выкройку тела я делала сама, потому что мне не подошла выкройка, которую нам дали на курсах. Нарисовала эскиз куклы, рост взяла равным пяти головам. Пропорции скорее детские, чем взрослые, что в общем характерно для кукол. Руки и ноги лепила уже по эскизу, прикладывая и сверяя размер (в прошлом у меня уже был урок - первую свою куклу лепила без эскиза и руки получились непропорционально большими). Кстати, личико лепить при наличии эскиза тоже проще.

Будуарная кукла - вместе с Оксаной Муратовой, фото № 3

Тельце у меня уже сшито из небеленой бязи. Набивать буду опилками, потому что головка из пластика весьма тяжеленькая, надо уравновесить. Возможно даже, придется использовать гранулят для утяжеления.

Всем привет! Я Александра - кукольный мастер. Созданием кукол и игрушек занимаюсь уже несколько лет. Ну а последнее мое кукольно-творческое увлечение - это создание ООАКов. Но сегодня речь пойдет не о переделке заводской куколки.

Очень давно, лет шесть назад, я побывала впервые на выставке кукол. В это время я уже успешно шила и продавала своих зайцев из флиса, поэтому на кукольную выставку ехала с большим профессиональным интересом - хотелось посмотреть на работы настоящих мастеров. И там я увидела куклу-мечту. К сожалению, фотографии этой мечты не сохранилось.

Это была будуарная кукла. Если кто-то не знает, это куколки из самозатвердевающего или запекаемого пластика, у которых ноги и руки имеют подвижное крепление, но позы они не держат. Их можно посадить, красиво свесив или уложив ножки, сложить тонкие ручки на красивом платье. И любоваться. Одежда у таких кукол, обычно, очень богатая, со кружевами и лентами, в общем, сплошной восторг маленькой девочки, которая в тот момент проснулась в моей душе. Я хочу куклу!

Стоимость у таких кукол очень не бюджетная, позволить я себе ее не могла.

Но у меня же есть руки! После недолгих раздумий я решилась делать куклу сама. Опыта в лепке ноль. Но зато я уже в красках представляла, как я ее красиво одену.

От знакомой рукодельницы, которая уже занималась куклами, я узнала, из чего лепить, примерный процесс. Потом она мне нашла ещё пару видео-уроков. И я начала.

Прежде, чем вы увидите дальнейшие фото, прошу учесть, что в лепке я абсолютный профан, даже сейчас. И это была моя первая кукла. И видео не учили, а, всего лишь, показывали процесс.

Сегодня я покажу вам, как я создавала маленькую будуарную куклу — зайку Сюзетт.

Представленная в этом мастер-классе двухчастная силиконовая форма имеет название молда — Джесси (Silicone Mold for making Boudoir Art Doll Jessy). Если вам интересен процесс создания силиконовой формы в домашних условиях, то посмотрите мои предыдущие мастер-классы!

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 1

Итак, приступим!

Шаг первый — отминка деталей куклы из полимерной глины.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 2

Вминаем полимерную глину и заполняем силиконовую форму, разравниваем пластик, чтобы он не выпирал за поверхность формы.

Внимание! Для создания куклы в силиконовой форме подходит пластик запекаемый: Fimo, Cernit, Living doll. Возможно использование полиуретана ПУ resin, для этого заранее соединить силиконовую форму и скрепить.

В этом мастер-классе использовался пластик Fimo professional Doll.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 3

На всей поверхности пластика делаем неглубокие надсечки для лучшего сцепления половинок. Можно использовать Fimo гель.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 4

Аккуратно соединяем половинки формы и придавливаем.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 5

Лишний пластик выходит в швах, и его необходимо аккуратно срезать.

Швы и неровности на поверхности сгладить кистью или ватной палочкой с пепином или спиртом.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 6

Детали можно запечь при необходимой выбранному вами пластику температуре прямо в силиконовой форме.

Запекают в силиконовой форме полимерную глину чуть дольше обычного времени, необходимого пластику, после дать пластику полностью остыть перед тем, как вынуть.

Шаг второй — вырезаем детали мягкого туловища куклы.

Используемую выкройку мягких деталей кукольного тела можно при желании увеличить и подогнать под размер куклы, если вы используете другой молд для создания деталей торса, рук и ног. Выкройку можно скачать, она прилагается к мастер-классу.

Вырезаем детали из натуральной кожи и сшиваем между собой.

Шаг третий — собираем детали куклы.

В деталях плечевого шарнира сверлим сквозное отверстие.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 7

А с одной стороны просверливаем более широкое отверстие для вращения рук куклы (как показано на фото).

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 8

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 9

Затем сверлим небольшие отверстия в нижней части торса куклы (через них мы потом будем продевать узкие ленточки).

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 10

Не забудем проверить, чтобы отверстие под плечевые шарниры было сквозным и шарниры идеально подходили.

На этом этапе я заранее сделала отверстия для ушей зайчика.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 11

Заранее сшиваем детали мягкой части ног и оставляем сбоку разрез, через него просовываем пластиковую часть ноги, как показано на фото.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 12

Закрепляем суперклеем и обвязкой нити вокруг голени.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 13

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 14

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 15

Делаем отверстие для шплинтового крепления и продеваем его. Если использовать натуральную кожу достаточно мягкую и тонкую, желательно проклеить место, где проходит шплинт, чтобы оно при использовании не порвалось.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 16

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 17

Набиваем деталь ноги синтепоном и зашиваем.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 18

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 19

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 20

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 21

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 22

Проделываем то же самое со второй ногой.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 23

Сшиваем детали мягкого туловища куклы.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 24

Продеваем шплинты и закрепляем, закругляя плоскогубцами концы шплинтового крепления.

Создаем будуарную куклу Сюзетт серый кролик. Часть 1, фото № 25

Продолжение мастер-класса смотрите в следующей части!

Благодарю за внимание!

Добавляйтесь в круг, чтобы первыми получать информацию о новых мастер-классах!

Читайте также: