Как сшить бурятский костюм для девочки выкройка

Обновлено: 25.04.2024

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

«Пусть ребенок почувствует красоту и восторгается ею, пуст в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» В. А. Сухомлинский.

В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

1. формирование начал патриотизма и гражданственности;

2. формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

3. формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

4. уважение к своей нации;

5. понимание своих национальных особенностей;

6. формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

7. уважение к представителям других национальностей;

8. формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;

9. воспитание уважительного отношения к труду.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог М. Монтессори в своей книге «Дом ребёнка» в 1915 году писала, что главное в работе с детьми 5 -7 лет – воспитание чувств, т. е. динамика от чувств к идеям. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» С. Михалков.

Непосредственно образовательная интегрированная деятельность.

«Знакомство с бурятским национальным костюм ом»

Формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем, называется республикой Бурятия. Познакомить детей с бурятским национальным костюмом. Развивать эмоционально - целостное отношение к родному краю (его городам, селам, кругозор детей. Воспитывать любовь к своей малой родине – Бурятии.

- Древнеримский философ Сенека говорил о том, что: «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя». - Родина – это страна, в которой человек родился и гражданином которой он является. Для всех нас наша малая родина – это Бурятия. Поселок в котором мы с вами родились. Кто знает, как он называется? (правильно Селенгинск)

За Байкалом страна в три солнца,

Расстелилась и тут и там,

Где селений твоих оконца,

Ярко светятся по утрам.

Солнца блик в Селенге играет,

Нет на свете тебя родней,

По земле я родной шагаю,

Что зовётся – Бурятией!

- Республика Бурятия многонациональная республика: в ней живут и русские и буряты и еще много других национальностей. Мы с вами ребята русские, а еще есть бурятская национальность, вот о ней то я и хочу вам сегодня рассказать.

Мы с вами живем в России – это наша родина. А вот Бурятию можно назвать нашей малой родиной. Ребята кто из вас знает в какой республике мы живем? (ответы детей – Бурятия) Правильно, республика наша называется Бурятия. Столица нашей республики город Улан – Удэ. Еще, ребята, в Бурятии есть свой гимн, давайте его послушаем. Гимн республики всегда слушают стоя, поэтому я предлагаю вам встать возле своих стульчиков и внимательно послушать.

У каждой национальности есть также свой костюм – у русских это сарафан и рубаха со штанами (показать на слайде, и у бурят, дети, есть тоже свой национальный костюм (следующий слайд). Называется он дэгэл, давайте внимательно его рассмотрим. Опросить 2-3 детей – закрепить название «дэгэл» (хоровые и индивидуальные ответы детей). Дэгэл – это халат, который не застегивается на пуговицы, а запахивается, а затем завязывается поясом. Посмотрите внимательно вот так выглядит женский дэгэл, а вот так – мужской (рассматривание слайдов.)

Обувь у бурят немного отличается от обыкновенной обуви, к которой мы с вами привыкли. У нее даже есть свое название – гутал. Хоровые и индивидуальные повторения. (Рассматривание слайда). Ребята как вы думаете, чем гутал отличается от простой обуви? Рассматривание слайда, хоровые и индивидуальные ответы и проговаривания названия «гутал».

Следующим слайдом показать бурятскую шапку.

- Шапка ребята, тоже совсем не похожа на всем нам привычные шапки, посмотрите она необыкновенной конусной формы, а еще у нее на верхушке есть кисточка. Задать вопросы для закрепления: Какой формы шапка? Что находится на верхушке шапки?. (Индивидуальный опрос детей)

-Предлагаю вам поиграть со мной в игру «Что лишнее?» (обратить внимание на слайд). Прошу вас внимательно рассмотреть картинки и определить, какая из картинок из них лишняя.

-Кто мне может объяснить почему?

-Правильно, ребята – сарафан не относится к бурятскому национальному костюму. Молодцы!

Физкультминутка (игра имитация «Как мы оденем бурятский костюм»)

А сейчас, ребята, встаньте возле своих стульчиков, давайте с вами представим, как мы будем наряжаться в бурятский костюм. Сначала будем одевать дэгэл (сделать паузу перед словом дэгэл-побудить детей подсказать название). Натянем сначала правый рукав, затем левый рукав (погладить сначала правую, затем левую руки). Затем его нужно запахнуть (обнять себя руками за плечи). Затем нужно завязать пояс (движения рук вокруг пояса). Потом мы оденем сапоги, побудить детей подсказать название «гуталы», сначала правый, потом левый. Самой последней мы наденем шапку (соответствующие движения по ногам, затем по голове). Опросить 2-3 человек: «Что мы сейчас одевали?» Закрепить названия: дэгэл, гутал.

А сейчас, ребята, предлагаю вам пройти на стульчики, мы будем с вами играть в интересную игру называется она «Собери картинку».

- Объяснить правила игры: Перед детьми лежат разложенные в конверты разрезанные на 4 части картинки с бурятским национальным костюмом.

- Приступить к собиранию картинок. (работают дети под бурятскую народную мелодию)

- А сейчас ребята я хотела бы вас послушать - какие картинки вы собрали. (Проговаривание названий бурятского национального костюма : дэгэл, гутал, бурятская национальная шапка). Хоровые и индивидуальные проговаривания.

Человеческое тело Голова - Тархи Горло - Хоолой Лоб - Духа Висок - Сабиргай Щека - Хасар Челюсть - Ургэн Волосы - Уhэн Глаз - Нюдэн Брови - Нидхэ Веки - Зубхи Ресницы - hорьмоhон Нос - Хамар Переносица - Ханшаар Ухо - Шэхэн Мочки - Сарьбаа Рот - Аман Губы - Урал Уголки рта - Жабжа Язык - Хэлэн Зуб - Шудэн Руки - Гар Ноги - Хул Кулак - Нюдарга Ладонь - Альган Грудина - Упсун Грудь - Хухэ Живот - Гудэhэн Спина - Нюрган Пальцы - Хурган Кости - Яhан Жир - Охон Кожа - Арhaн Прыщ - Сэбхи Бицепс - Бац

САГААЛГАН – 2022 2 февраля 2022 года наступит новый год по буддийскому календарю – год Синего Тигра стихии Вода. По буддийской традиции перед встречей Нового года принято достойно проводить старый год: сделать большую уборку дома, а также принять участие в специальных ритуалах. 29 января, суббота, в 17 часов ламы проведут ритуал балин адисалга (благословение подношений), специально изготовленных к Сагаалгану. 30 января, воскресенье, и 31 января, понедельник, с 9:00 в течение полутора дней

Бурятский национальный костюм

Как известно, Сибирь - это не самая густонаселенная часть России. Несмотря на это, здесь веками проживало большое число народов, которые говорили на самых разных языках. Среди монголоязычных народов Сибири самым многочисленными считаются буряты. По одной из версий, их название произошло от слов «бу», что переводится как «седой» или «древний», и «ойрот» - лесной народ. Вот и получается, что буряты – это древний лесной народ с особой культурой, традициями и духом, которые наиболее ярко отобразились в бурятском национальном костюме. Он не только практичен, но и наполнен символами и знаками, которые служат ключом к пониманию всей культуры этого удивительного народа.







Немного истории

Как выглядел бурятский костюм в древние времена, мы можем судить лишь по описаниям путешественников и дипломатов, которые жили в XVII - XVIII вв. Более ранних письменных источников не существует.

Немного информации можно получить из древних сказаний. Например, в эпосе «Гэсэр» упоминается, что соболиная шкура говорила о знатности и богатстве своего хозяина, а по орнаменту и украшениям на поясе можно было рассказать о положении в обществе его владельца.


Первые описания бурятского национального костюма оставил нам русский посол в Китае Н. Спафария. От него мы узнаем, что в XVII в. в Бурятии были популярны хлопчатобумажные ткани из далекой Бухары и Китая. В это же время одежду здесь начали шить из русских и европейских тканей.


В конце XVII века во главе русского посольства в Пекин был послан Эверт Избрант Идес – голландский купец, которого в России прозвали Елизарий Елизариев сын Избрант. Вернувшись из поездки, он написал книгу о своем путешествии, где подробно описал зимнюю и летнюю национальную одежду бурят, а также их головной убор. Писали о бурятах и другие путешественники. А в XIX веке их изучением занялись ученые и исследователи.


Особенности

Буряты – кочевой народ, живущий в суровом климате. Именно эти два фактора и определили то, каким стал их национальный костюм. Итак, среднестатистический бурят в те далекие времена целый день проводил в седле, а потому и одежда не должна была ему мешать. Она защищала от ветров и согревала в морозы. Буряты занимались в основном скотоводством, а поэтому шили из того, что было под рукой – кожи, шерсти, меха. Шелк и хлопковые ткани покупали у соседних народов.





Буряты жили на большой территории, на значительном расстоянии друг от друга, а потому у каждого рода были свои особенности в костюме. Иногда различия были весьма значительные.


Цвета и оттенки

Халаты – главный элемент одежды бурят в былые времена, шили из тканей синего цвета. Но могли быть исключения. Порой их делали из коричневого, бордового или темно-зеленого материала.





Мужской халат украшал особый четырехугольный борт «энгэр», который имел не столько утилитарное, сколько символическое значение. Энгэр состоял из цветных полос, верхняя из которых должна была быть белая. Позже, когда среди бурят начал распространяться буддизм, ее стали делать золотисто-желтого цвета.


У бурят каждый цвет имеет свой символ. Черный – это земля, дом и родина, красный – огонь и жизненная энергия, синий – небо.


Ткани и крой

Как мы упоминали раньше, буряты вели кочевой образ жизни и занимались скотоводством. Потому одежду свою они шили из шкур, шерсти и меха. Хлопчатобумажные ткани и сукно покупали на ярмарках, которые проходили в Иркутске, Киренске, Нерчинске, Кяхте и других городах.


Поскольку зимы в Бурятии суровые, то и в костюме есть зимний и летний варианты. Для пошива зимнего халата, который назывался «дэгэл», использовали овчину, обшитую бархатом. Летний повседневный халат («тэрлинг») шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничный делали из шелка.




Халаты кроили без плечевых швов. Застегивались они сбоку. Это защищало от сильных ветров и лучше согревало. Длина халата должна была закрывать ноги как при ходьбе, так и при верховой езде. К тому же, такой длинный халат легко мог стать при необходимости походной постелью: на одну полу ложились, другой укрывались.


Разновидности

Бурятский национальный костюм, как и любой другой, имел свои разновидности в зависимости от пола и возраста своего владельца. В детстве мальчиков и девочек одевали одинаково. Они носили прямые халаты, похожие на мужские. Особенность мужского халата заключалась в том, что он не отрезался по талии, т.е. был прямым. Рукава пришивали регланом. Такой халат всегда подпоясывали.







С возрастом менялась прическа. В детстве девочкам и мальчикам заплетали одну косу на макушке, а остальные волосы выбривали. В 13-15 лет волосы у девочек переставали брить и после того, как они отрастали, заплетали в две косы на висках. Это было первое явное отличие девочки от мальчика. В 15-16 лет девушкам одевали на голову особое украшение «саажа». Это означало, что к ней можно свататься.


После свадьбы, молодой заплетали две специальные косы. Менялась и ее одежда. В набор одежды для женщин входила рубаха («самса»), штаны («умдэ») и халат. Женский халат, в отличии от мужского, представлял собой юбку и кофту, сшитые на таллии. Застегивался такой халат на специальные пуговицы – «тобшо». Рукава собирались на плечах. Все замужние бурятские женщины обязательно носили безрукавки.




Аксессуары и обувь

Мужской костюм дополняли два элемента – нож («хутага») и огниво («хэтэ»). Первоначально эти вещи имели утилитарное значение, но со временем стали элементами декора костюма. Ножны и рукоять ножа украшали чеканкой, самоцветами и серебряными подвесками. Огниво выглядело как небольшая сумочка из кожи, ко дну которой крепилось стальное кресало. Его также украшали бляхами с чеканными узорами. Носили огниво и нож на поясе.


Женские украшения были более сложными. Это и кольца, которые носили на каждом пальце, бывало даже в несколько рядов, и браслеты на обеих руках, и серьги, и височные кольца, и нагрудные украшения. Последние состояли из множества серебряных медальонов, которые могли быть квадратные, треугольные и круглые. В них вкладывали молитвы, которые служили оберегом.




Все бурятские мужчины и женщины носили шапки. Они были круглые с небольшими полями. Каждая шапка имела остроконечную верхушку, которая украшалась серебряным навершием и кистями. Делали шапки в основном из тканей синего цвета. Как и в одежде, каждый элемент у шапки имел свое символическое значение.




В качестве обуви зимой буряты носили унты, которые делали из кожи жеребят, в межсезонье – сапоги, нос которых заострялся кверху. Летом носили обувь, связанную из конских волос, которая крепилась к кожаной подошве.


Современные модели

Многие элементы национального костюма бурят остались в седой древности. Больше не надо проводить весь день в седле и укрываться длинным теплым халатом, если пришлось остаться ночевать в степи. Но многие декоративные элементы, сложные орнаменты и системы серебряных украшений оказались столь совершенны, что забыть о них было бы преступлением. Современные модельеры с удовольствием начали использовать их в своих коллекциях. Чаще всего в ход идут орнаменты «алтан-хээ» (меандр), декоративное плетение «улзы», а также трапециевидная форма силуэта, оригинальный крой рукавов и головные уборы.

Мастер-класс «Изготовление куклы в национальном бурятском костюме»

В преддверии празднования замечательного праздника Сагаалган, наш дружный коллектив принялся за изготовление кукол в национальных костюмах. Было решено, что куклы будут высотой не ниже 60 см и разного пола. Кто то делает мальчиков, кто то девочек, но техника исполнения должна быть одной, так как по замыслу, наши куколки должны объединиться в один хоровод и исполнить бурятский национальный танец Ёхор. Работа закипела и вот "родились" наши куколки. Предлагаю мастер-класс моего мальчика, как делала его я. Основание тела- это конус из целого листа ватмана. Голова - папье-маше.


Обклеивала обычный мяч клеем ПВА.


Основание и "голова" были скреплены так же, в технике папье-маше.


Начинается самое интересное - наряд нашей куколки. Конус обклеиваем тканью с характерным национальным мотивом и украшаем тесьмой.


По такому же принципу делаем руки- два конуса одного размера обклеиваем тканью и приклеиваем к основанию.



Приступаем к шапочке. Шьем конус из ткани в тон одежды



Из ватмана делаем основание шапочки с отворотом



Украшаем шапочку любым мехом (старые меховые шапки, мех от капюшонов можно использовать)


Я немного завысила шапочку, не очень красиво смотрелась, больше было похоже на колпак Петрушки


В итоге шапку я сделала другую. И вот мой "мальчик" готов к выходу в свет!


Забыла сфотографировать как "рисовалось" лицо. Грунтовать можно любой краской- гуашью, водоэмульсионкой. Прическу обозначила черной краской. Наверно было бы лучше придать лицу естественный бежевый оттенок. Так же в планах сделать в такой же технике куклу в национальном русском костюме, где уже учту все недоработки.


Приехав в наш детский сад мальчик нашел себе подругу, где теперь вместе приветствуют детишек.

Урок технологии «Фартук в национальном костюме Ставропольского края» Фартук в национальном костюме Ставропольского края. Цели урока: Обучающая: расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала.

Изготовление куклы-ангела из бисера и бусин. Мастер-класс

Изготовление куклы-ангела из бисера и бусин. Мастер-класс Пятак Алёна Изготовление куклы-ангела из бисера и бусин. МАСТЕР-КЛАСС Ангел из бисера и бусин МАСТЕР-КЛАСС по теме Изготовление куклы-ангела.

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Кукла в национальном костюме»

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Кукла в национальном костюме» Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе. «Кукла в национальном костюме» Цель: познакомить детей с русским национальным костюмом,.

Куклы из бабушкиного сундука. Мастер-класс по изготовлению народной игровой куклы «Утешница» Мастер-класс Предназначен мастер-класс для проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста, для ознакомления детей со старинной.

Мастер-класс для родителей «Изготовление русской народной куклы «Убоженька» (фотоотчет)

Мастер-класс для родителей «Изготовление русской народной куклы «Убоженька» (фотоотчет) Цель: Привитие интереса и любви к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества. Задачи: 1. Познакомить с.

Мастер-класс «Изготовление лыж из пластиковых бутылок» и «Изготовление обуви из солёного теста»

Мастер-класс «Изготовление лыж из пластиковых бутылок» и «Изготовление обуви из солёного теста» Мастер - класс «Изготовление лыж из пластиковых бутылок» и «Изготовление обуви из солёного теста» Цель данного мероприятия: Изготовление.

Мастер-класс по изготовлению платковой куклы в чувашском костюме

Мастер-класс по изготовлению платковой куклы в чувашском костюме Танцы с игрушками, шарами, лентами и пр. всегда интересны и зрителям, и. особенно, детям. Дошкольники с большим удовольствием исполняют.

Мастер-класс по росписи деревянной куклы-качалки в национальном костюме для педагогов Мастер-класс по росписи деревянной куклы-качалки в национальном костюме для педагогов[/b] Дата проведения: 26.10.2016 г. Время: 10.30.

Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме»

Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме» «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» – Народная мудрость Без прошлого нет будущего. Каждый человек с «материнским молоком» впитывает.

Мастер-класс для родителей по изготовлению бурятской национальной шапки-Малгай для своих детей

Праздник Сагаалган большей частью приходится на разные числа февраля,по восточному календарю в Бурятии в 2019 году празднования приходится на 5 февраля. Республика Бурятия – это самое глубокое и чистое на планете озеро Байкал, потрясающе красивые Саянские горы, несметное число мелких речушек и озёр, вековые леса, богатые пушным и прочим зверем, равнины с целебными травами и прекрасными цветами… Коренной народ, веками живущий здесь в дружбе с представителями других национальностей нашей страны, ценит мир, добрососедские отношения, ум и честность.


Ещё есть время до праздника Сагаалганар, начинаем приготовления. Наводили порядок в юрте и ограде, выгребаем весь мусор. Из сундуков достаем праздничную одежду и шьем красивые бурятские национальные шапки -МАЛГАЙ

Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие.

Для изготовления шапки-«МАЛГАЙ» - нам понадобится:

-нитки-игла-картон-ткань- шерстяные нитки -степлер -скотч-линейка

Порядок изготовления шапки-«МАЛГАЙ»

Берем картон и сворачиваем конус


затем укрепляем степлером и скотчем


Затем берем линейку и от начала конуса отмечая 20 см по кругу


отрезаем по линии.


Вот и конус для шапки готов


Берем ткань на нее ложем конус


вы меряем и обшиваем конус


Затем берем картон шириной 5см. и длиной по низу конуса, шьем поясок и вталкиваем туда прямоугольник и пришиваем к низу конуса.


Затем на верхушку шапки пришивали навершия, как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки кисти (залаа).


Головной убор готов.

Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка и родителей.

Мастер-класс «Чудо-картошка» для родителей и детей средней группы по изготовлению печатей из картошки

Мастер-класс «Чудо-картошка» для родителей и детей средней группы по изготовлению печатей из картошки Мастер-класс "Чудо-картошка", для родителей и детей средней группы по изготовлению печатей из картошки. Цель:Расширять и уточнять представления.

Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению настольной игры-ходилки Мастер - класс для детей и родителей по изготовлению настольной игры-ходилки Воспитатель: Котомина Мария Николаевна Цель: изготовление.

Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению самодельной куклы «С любовью от мамы» Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению самодельной куклы «С любовью от мамы» Цель: Создать условия для совместной деятельности.

Мастер-класс для родителей по изготовлению цветов

Мастер-класс для родителей по изготовлению цветов Повышая уровень компетентности родителей в вопросах воспитания детей, мы становимся полноправными соучастниками образовательного процесса.

Презентация «Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению праздничных украшений для семейных праздников» Аудитория: мастер-класс рассчитан для родителей и детей. Назначение: украшение для семейных праздников. Цель: вовлечение родителей в совместную.

Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению тряпичной куклы «Благополучницы»

Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению тряпичной куклы «Благополучницы» Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению тряпичной куклы «Благополучницы». На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является.

Фотоотчет «Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению ёлочной игрушки»

Фотоотчет «Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению ёлочной игрушки» Мастер-класс для родителей и детей. "Ёлочная игрушка!" (средняя группа) Новый год – это волшебный праздник, который одинаково сильно ждут.

Мастер-класс для родителей по изготовлению пальчиковых игр для детей от 1 до 2 лет «Развиваемся, играя» Хусаинова Анастасия Рауфовна МАДОУ детский сад № 10 «Березка» воспитатель Цель: повысить профессиональную компетентность родителей по.

Мастер-класс для родителей по изготовлению платочной куклы

Мастер-класс для родителей по изготовлению платочной куклы Театрализация сказки представляет огромный объем предварительной работы. Она проводится во взаимосвязи со всеми специалистами и во всех.

Мастер-класс по изготовлению ёлочной игрушки-варежки для родителей и детей подготовительной к школе группы Мастер-класс по изготовлению елочной игрушки-варежки для родителей и детей подготовительной к школе группе. Цель: изготовление новогодних.

Читайте также: