Как сшить бурятскую обувь

Обновлено: 18.04.2024

Буряад гутал - Обувь бурят

Обувь поршневидного типа

Ее основа - поршень (оолобшо, шyдэгшэ) - кусок кожи овальной формы, стянутый в носочной и пяточной части, образующий подошву и формирующий головку обуви. Голенище соединялось с поршнем через союзку или без нее. Обувь состоит из 3-х частей: голенища, носка и подошвы. Голенища нарядных гутулов шили из кожи (булгайр), тонкого сукна или далембы (буд гутал). Мысик носка, переходящего в голенище был треугольным, прямосрезанным или закругленным. По низу носка и на пяточной части пришивались кожаные союзки. Подошва унтов шилась из яловой кожи и пришивалась к кожаной союзке изнутри.
У бурят до недавнего времени существовал поршень в первичном виде: кусок кожи с прорезанными дырочками, в которые продевали ремешок или же волосяной шнур и собирали его вокруг ноги. Поршень - обувь покосная. Считалось, что лучший поршень получался из камуса рогатого скота, представляющего готовую форму обуви с головкой. Носили его волосом наружу, подстилку делали из травы и надевали на чулок из ткани - оймhон. Покрой чулка: чулок состоял из трех частей - голенища, носка и подошвы. Голенище высотой до колена делали из одного куска ткани со швом сзади, пятка была срезана, закруглена. Носок - треугольной формы с острым верхним углом, закрывающим подъем ноги; вшивался носок спереди в прорезь, сделанную в голенище. Подошва выкройная: перед ее закруглялся по форме ступни, а к пятке она сужалась и пришивалась к овально срезанному голенищу. Таким образом, пятка чулка была приподнята кверху. Чулки подвязывали под коленом с помощью завязок, пришитых к голенищу. Помимо собственно поршня с чулком у бурят существовала обувь генетически связанная с поршнем.

Вот несколько ее видов:
поршень и голенище соединены без союзок, к поршню сзади и спереди собранному в сборки пришивался чулок, образуя низкое голенище из одного куска кожи. Такую обувь (духты) носили поверх обычной в непогоду. Ее шили для зимы из меха, камусов. Прямое голенище, завязываемое на лодыжке, постепенно при ношении принимало форму ноги поршень соединялся с прямым (коротким) голенищем через союзку. Между союзкой и поршнем вставлялась прокладка из полоски кожи, завязки пришивались на уровне лодыжек
обувь для ношения в сырую погоду - шудыршэ (букв. «росник») или нооhон годоhон (шерстяная обувь). Надпоршневую часть вязали из овечьей или козьей шерсти, ссученной с конским волосом. Союзку делали также из конского волоса. Такая обувь была крепкой и носилась долго, была обязательным видом рабочей обуви и входила в приданое невесты олод гутаhан - обувь, состоящая из поршня, собранного спереди в сборки, образующие тупой приподнятый носок с надпоршневой частью, состоящей из голенища и носка с мысиком, сделанных из овчины мехом внутрь. Обувь сшивалась нитками из сухожилий. К пяточной и носочной частям пришивали подковки из кожи
к поршневидной относится обувь для малолетних детей из шкурок мехом внутрь. Она имела круглое выкройное дно, которое пришивалось в сборку к прямому голенищу, сшитому из одного куска (шов сзади). Завязывалась обувь под коленом
обувь поршневидного типа долгое время сохранялась в шаманском костюме XVIII в.
Обувь башмаковидного типа

Второй тип обуви - башмаковидный - был известен как эрмэг гутал. Это обувь с выкройной подошвой по форме ступни, голенищем и головкой или голенищем и носком с союзками. Материал, из которого шили голенища (толстая кожа, дымленая овчина, шкура косули), придавал ей жесткую вертикальную форму. Головка выкраивалась из 2-х половинок с шишечкой на носке, подошва из толстого стеганого войлока подшивалась снизу кожей. Обувь такого типа была характерна для бурят, монголов, тувинцев, хакасов. Монгольский вариант обуви, особенно нарядной, имел острый поднятый носок. Плотная кожа голенища предохраняла голень от стирания о ремень стремени, а толстая подошва защищала от холода железного стремени, загнутый носок был удобен при верховой езде и связан с появлением стремени.
Разновидность башмаковидной обуви - обувь с выкройной подошвой, носком с мысиком и прямым голенищем - гутал шилась из овчины, мужские - из шкуры косули (зимние). Решение мысика носка было разным- острым (треугольником), прямосрезанным или закругленным. Голенище и носок изготавливались из ткани, простеганной на вате или из сукна для теплого времени года, нарядные шили из бархата.
Другая разновидность башмаковидной обуви - бойтог. Косо срезанный носок без мысика, сделанный из другого материала - из юфти, в отличие от суконного верха, составлял ее своеобразие. Бойтог относится к одному из древних видов обуви бурят. Обувь такого же покроя, но из ткани, овчины, с кожаными союзками была широко распространена и называлась буряад гутал - бурятская обувь.
Появление обуви с острым носком, вероятно связано с обувью поршневидного типа, носок которой собирался шишечкой. Эта обувь была необходима для охотников: носок не давал лыжам соскальзывать.. Толстая подошва - характерная черта обуви, была обусловлена и связана с появлением стремени. Толстая, простеганная войлочная подошва была малоэластичной, поэтому для удобства ходьбы подошву могли делать загнутой.

Женская обувь по крою и назначению не отличалась от мужской. Она была несколько изящней, меньшей по размеру. У бурят Иркутской области носок нарядной обуви из плиса или тонкого сукна черного цвета вышивали тамбуром, гладью или крестом. Вышивкой также покрывался шов, соединяющий носок с
голенищем. Кроме этих двух типов, шили специальную обувь для охоты. Голенища для таких унтов вязали толстыми крючками из шерсти, носок и подошва были традиционными. Также была распространена орнаментированная обувь с загнутым носком и была заимствована конными эвенками Забайкалья. Распространение этой обуви связывают с распространением ламаизма в XVII-XVIII вв. Сохранилось название обуви «лама гутал» (ламская обувь), определяющее ее как часть костюма лам.

Кроме основной обуви буряты носили ноговицы и наколенники.
Ноговицы - служили в качестве производственной части обуви, например при ловле рыбы. Их делали из камусов, снятых с ног бычка при забое на мясо. Нижний конец зашивали мешком или подшивали кусок кожи, образующий подошву. Камусы надставляли, ноговицы делали высокими, выше колен. Завязочками, прикрепленными к верхнему краю их подвязывали к поясу штанов. Внизу перевязывали у лодыжек. Ноговицы бытовали у баргузинских, кударинских и верхоленских бурят. Поверх ноговиц надевали поршни или обувь из ровдуги.
Наколенники - (yбдэгшэ) в виде куска кожи, утепленного войлоком были в употреблении у охотников за нерпой на Байкале (бурят, русских, эвенков). Они были необходимы охотникам для передвижения на коленях по льду. Наколенники из кожи входили также в состав костюма таежного охотника. В более древние времена наколенники были принадлежностью бурятского воина.

Чулки - бытовали повсеместно были обыденными у мужчин и женщин. Чулки были войлочные, сшитые из ткани и вязаные. Детские чулки были связаны из овечьей шерсти, надевались с кожаной обувью. Выкройные носок и подошва войлочных чулок вошли в обычай в конце XIX в. Чулки из войлока были известны среди тюрко-монголоязычных народов древности и как специфичные части костюма кочевников-скотоводов.
У бурят в XIX-XX вв. были повсеместно распространены вязаные на спицах или крючком из овечьей шерсти чулки разной длины. Иногда верхняя часть чулка была с рисунком. Орнамент - геометрический и представлял собой чередование полос, кубиков, столбиков, иногда узор напоминал птицу.

В конце XIX - начале XX в. буряты, монголы стали носить покупные ичиги из хрома, (мягкие выворотные сапоги из юфти), молодежь носила ботинки с каблуками, сапожки, туфли.

Гутал: национальная обувь своими руками

«Чтобы понять человека, попробуй пройти в его обуви хотя бы милю», - примерно так гласит народная поговорка. Сейчас процесс производства такого индивидуального предмета гардероба, как обувь, на больших производствах давно автоматизирован. Между тем, полностью вручную ее уже больше десяти лет делают в Бурятии. Как это происходит, в нашем материале.

3.jpg

Идея создавать национальную обувь в Бурятии на кафедре технологического университета родилась еще в конце восьмидесятых. Первую колодку заказали в Ленинграде, затем выпускница ВСГУТУ Галина Егорова (сейчас она директор малого инновационного предприятия «Гутал», в переводе с бурятского обувь) защитила диплом по специальности и стала сама проектировать модели. Обувь начали делать во времена большого дефицита, когда людям буквально было нечего носить и продукция пользовалась спросом. Так понемногу вошли в рынок, хотя и сейчас свое предприятия Егорова не считает ни малым, ни средним бизнесом – это, скорее, производственный участок, говорит она. В штате у Галины всего пять человек и все делается вручную, что придает еще больше ценности конечному продукту.

- Людей, настоящих умельцев, с хорошими руками найти трудно. Не каждому это под силу. Сейчас все куда-то торопятся, а в нашем деле ценится усидчивость, глазомер, ведь это очень кропотливая работа, - говорит женщина. - Мы хотим возродить то, чем занимались наши предки, наши бабушки и дедушки, наши родители, но что мы как-то растеряли.

От колодки до волка и скорпиона

Колодка для национальной обуви разработана специально для Бурятии, но и нынешние сапоги можно считать традиционными. Как говорит Галина Егорова, единственное, что отличает нынешние модели от тех, что делали наши деды, это то, что можно отличить - где правый, а где левый сапог. Раньше даже такого понятия не было, вся обувь была одинаковой. В производстве обуви, рассказывает Галина, используются только российские материалы, все необходимое участок закупает в местных специализированных магазинах. Небольшие объемы производства не требуют больших закупок за пределами региона. Применяется при изготовлении не только овчина и другой натуральный мех, но и замша, и лак, чтобы орнамент лучше выделялся на модели.

4.jpg

Обувь начинается с эскиза – его готовит сама Галина Клементьевна. По ее словам, она старается его сделать не сложным, чтобы по нему можно было потом легко скроить и сшить обувь. По эскизу выкраивают будущие сапоги, затем отдельно вырезают орнаменты. В основном, на гуталах используются животные мотивы. Для того, чтобы узнать, можно ли вообще использовать определенный орнамент на обуви, Егорова обратилась к ламе, который уже давно не проводит службы, но сам занимается творчеством, расписывая сундуки.

1.jpg

- Он одобрил мои эскизы и вот уже сколько лет я ими пользуюсь. На сапогах можно увидеть, например, бараньи рога, цветы, листья, - показывает она на готовую обувь.

Но это, как она говорит, не предел. Бывает, что заказчики приходят со своими эскизами. Так, один из заказов поступил от борцов, которые попросили изобразить на обуви волка, еще один заказчик принес с собой рисунок скорпиона. Решить эту задачу позволяет единственная современная машина на участке, позволяющая вышить изображение чего угодно. Готовый орнамент наклеивают на кожу и прошивают, затем к заготовке сапога подшивается подклад – так выглядит заготовка будущих национальных сапожек.

Теперь к делу приступают мастера не только с умелыми, но и сильными руками: заготовку надо затянуть по колодке, плотными нитками пришить два слоя, предшествующих подошве. Подошва – дело особенно ответственное, от ее качества будет потом зависеть, замерзнут ноги у человека или нет. Делается подошва так: сначала мастер пришивает стельку, затем вторую, войлочную подошву, или так называемый рант. После этого мастер пришивает к сапогу всю толстую и многослойную подошву.

5.jpg

Процесс производства практически не автоматизирован, исключение составляют швейные машинки. Помимо этого в работе помогают шлифовальные машины, которыми мастера пользуются, чтобы доработать готовую модель, есть также машина для сбора меха и точильный станок. Все остальное здесь делают руками.

6.jpg

Традиция или мода?

Ассортимент и размерный ряд инновационного предприятия «Гутал» все время пополняется, ведь заказы поступают абсолютно разные. Если раньше цех мог простаивать осенью или в начале лета, то сейчас заказы поступают регулярно – так, к новому сезону предстоит изготовить около 150 пар обуви. По словам Галины Егоровой, заказывать обувь поначалу приходили, в основном, люди старшего поколения, для которых обувь в национальном стиле – дань традиции, своей молодости, своим отцам. Сейчас уже обращаются люди самых разных возрастов и профессий, заказы поступают и от целых ансамблей, приходят ламы и шаманы. Заказывают не только взрослую, но и детскую обувь. Кроме того, подчеркивает Егорова, популярность национальной обуви растет среди молодежи – этнические мотивы сейчас в тренде и модницы этим с удовольствием пользуются. Тем более, что обувь на предприятии выпускают качественную и стильную – она хорошо смотрится как на молодых людях, так и на девушках. Галина Егорова надеется, что эта тенденция будет только крепнуть и разрабатывает новые эскизы.

Гутал: национальная обувь своими руками

«Чтобы понять человека, попробуй пройти в его обуви хотя бы милю», - примерно так гласит народная поговорка. Сейчас процесс производства такого индивидуального предмета гардероба, как обувь, на больших производствах давно автоматизирован. Между тем, полностью вручную ее уже больше десяти лет делают в Бурятии. Как это происходит, в нашем материале.

3.jpg

Идея создавать национальную обувь в Бурятии на кафедре технологического университета родилась еще в конце восьмидесятых. Первую колодку заказали в Ленинграде, затем выпускница ВСГУТУ Галина Егорова (сейчас она директор малого инновационного предприятия «Гутал», в переводе с бурятского обувь) защитила диплом по специальности и стала сама проектировать модели. Обувь начали делать во времена большого дефицита, когда людям буквально было нечего носить и продукция пользовалась спросом. Так понемногу вошли в рынок, хотя и сейчас свое предприятия Егорова не считает ни малым, ни средним бизнесом – это, скорее, производственный участок, говорит она. В штате у Галины всего пять человек и все делается вручную, что придает еще больше ценности конечному продукту.

- Людей, настоящих умельцев, с хорошими руками найти трудно. Не каждому это под силу. Сейчас все куда-то торопятся, а в нашем деле ценится усидчивость, глазомер, ведь это очень кропотливая работа, - говорит женщина. - Мы хотим возродить то, чем занимались наши предки, наши бабушки и дедушки, наши родители, но что мы как-то растеряли.

От колодки до волка и скорпиона

Колодка для национальной обуви разработана специально для Бурятии, но и нынешние сапоги можно считать традиционными. Как говорит Галина Егорова, единственное, что отличает нынешние модели от тех, что делали наши деды, это то, что можно отличить - где правый, а где левый сапог. Раньше даже такого понятия не было, вся обувь была одинаковой. В производстве обуви, рассказывает Галина, используются только российские материалы, все необходимое участок закупает в местных специализированных магазинах. Небольшие объемы производства не требуют больших закупок за пределами региона. Применяется при изготовлении не только овчина и другой натуральный мех, но и замша, и лак, чтобы орнамент лучше выделялся на модели.

4.jpg

Обувь начинается с эскиза – его готовит сама Галина Клементьевна. По ее словам, она старается его сделать не сложным, чтобы по нему можно было потом легко скроить и сшить обувь. По эскизу выкраивают будущие сапоги, затем отдельно вырезают орнаменты. В основном, на гуталах используются животные мотивы. Для того, чтобы узнать, можно ли вообще использовать определенный орнамент на обуви, Егорова обратилась к ламе, который уже давно не проводит службы, но сам занимается творчеством, расписывая сундуки.

1.jpg

- Он одобрил мои эскизы и вот уже сколько лет я ими пользуюсь. На сапогах можно увидеть, например, бараньи рога, цветы, листья, - показывает она на готовую обувь.

Но это, как она говорит, не предел. Бывает, что заказчики приходят со своими эскизами. Так, один из заказов поступил от борцов, которые попросили изобразить на обуви волка, еще один заказчик принес с собой рисунок скорпиона. Решить эту задачу позволяет единственная современная машина на участке, позволяющая вышить изображение чего угодно. Готовый орнамент наклеивают на кожу и прошивают, затем к заготовке сапога подшивается подклад – так выглядит заготовка будущих национальных сапожек.

Теперь к делу приступают мастера не только с умелыми, но и сильными руками: заготовку надо затянуть по колодке, плотными нитками пришить два слоя, предшествующих подошве. Подошва – дело особенно ответственное, от ее качества будет потом зависеть, замерзнут ноги у человека или нет. Делается подошва так: сначала мастер пришивает стельку, затем вторую, войлочную подошву, или так называемый рант. После этого мастер пришивает к сапогу всю толстую и многослойную подошву.

5.jpg

Процесс производства практически не автоматизирован, исключение составляют швейные машинки. Помимо этого в работе помогают шлифовальные машины, которыми мастера пользуются, чтобы доработать готовую модель, есть также машина для сбора меха и точильный станок. Все остальное здесь делают руками.

6.jpg

Традиция или мода?

Ассортимент и размерный ряд инновационного предприятия «Гутал» все время пополняется, ведь заказы поступают абсолютно разные. Если раньше цех мог простаивать осенью или в начале лета, то сейчас заказы поступают регулярно – так, к новому сезону предстоит изготовить около 150 пар обуви. По словам Галины Егоровой, заказывать обувь поначалу приходили, в основном, люди старшего поколения, для которых обувь в национальном стиле – дань традиции, своей молодости, своим отцам. Сейчас уже обращаются люди самых разных возрастов и профессий, заказы поступают и от целых ансамблей, приходят ламы и шаманы. Заказывают не только взрослую, но и детскую обувь. Кроме того, подчеркивает Егорова, популярность национальной обуви растет среди молодежи – этнические мотивы сейчас в тренде и модницы этим с удовольствием пользуются. Тем более, что обувь на предприятии выпускают качественную и стильную – она хорошо смотрится как на молодых людях, так и на девушках. Галина Егорова надеется, что эта тенденция будет только крепнуть и разрабатывает новые эскизы.

2.jpg

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

Впервые это название услышала в сувенирном магазине в центре столицы Бурятии города Улан-Удэ и даже попросила продавца черкнуть на бумажке, чтоб не запамятовать. Остроносые сапоги гуталы носили не только монголы, но и буряты, тувинцы, хакасы. Однако, монгольские были остроносее других.

Историки объясняют такую «курносость» по-разному. Чаще всего звучит версия, обращённая к быту кочевников и наездников: загнутый носок хорошо держит ногу в стремени, когда всадник приподнимается в седле, натягивая тетиву лука или если лошадь встанет на дыбы. Есть и другие версии: в дополнительном объёме скапливается воздух, он держит тепло зимой и прохладу детом, работая как термос. Или – загнутый носок, словно расчёска, раздвигает траву, и когда в гуталах шагаешь по степи, ноги не путаются в траве.

Немецкий путешественник, этнограф, химик, врач, профессор Йоган Готлиб Георги в 1799 году изучал быт народов Сибири и написал об этом книгу. Вот что он пишет о бурятской обуви: « Обёртывают ноги войлошными или шубными лоскутами, и надевают на оныя долгую и широкую, сапогам подобную, с шерстью или без оной, кожаную обувь (Годогон) с закопчеными подошвами. Летом носят они кожаные чулки, или род сапогов на босую ногу ».

Буряты кроили первую обувь, вырезая из кожи овал, значительно больше стопы, стягивали его по размеру у носка и пятки. Такая заготовка называется поршень. Отдельно кроили голенище, а потом обе части соединяли кожаными ремешками – союзками. За просторными голенищами мужчины и женщины хранили курительные трубки.

Вот что пишет о технологии создания гутал автор книги «Бурятский народный костюм» Раиса Бадмаева.

«Гутал - обувь с подошвой по форме ступни, прямым голенищем и носком с мысиком. Оформление мысика могло быть треугольным острым, прямосрезанным или закруглённым. По низу носка и на пяточной части пришивались кожаные союзки. Передняя союзка делалась узкой, иногда с острым мысиком посередине. К пяточной части она могла расширяться и плавно соединяться с задней более широкой союзкой. Голенище и носок изготавливался из простеганной на вате ткани или из сукна. Зимние шили из овчины, мужские - из шкуры косули, а нарядные - из бархата» .

Чтобы пошить пару сапог, обувных дел мастеру требовались несколько видов шильев различного диаметра, иглы разной толщины и размеров и специальный мучной клейстер. В ход шла дымлёная овчина и кожа. Гуталы – обувь ноская, одна пара могла передаваться от старших детей к младшим.

Национальные сапоги и нынче в ходу. В Монголии, например, в них выступают борцы, которым загнутые носки помогают ловчее зацепить противника, чтобы бросить его на землю. Сапожки украшают орнаментом. «Распространение орнаментированной обуви среди бурят связывают с появлением ламаизма в XVII-XVIII вв» – пишет Раиса Бадмаева.

Такие сапожки зовут лама гутал (то есть обувь лам). В XIX веке их везли из Монголии для бурятской знати. Орнамент указывает на статус хозяина: чем больше узоров, а всего их насчитывается более полусотни, тем хозяин уважаемее и старше. Меньше всего узоров было у простых пастухов. Видимо моя пара из коллекции как раз пастушечья.

В 50 километрах от Улан-Батора находится музейный комплекс Цонжин Болдог, тот самый, рядом с громадной статуей Чингисхана. Одним из экспонатов этого музея стал огромный монгольский гутал высотой с трёхэтажный дом. На него ушло более двухсот бычьих шкур, 120 квадратных метров войлока и 4,5 километра верёвок


Традиционная национальная одежда переживает второе рождение


Сегодня все чаще в Бурятии можно встретить людей в национальной бурятской одежде или с национальными деталями в современной одежде. Бурятская прикладная культура словно «проснулась» и выразилась в своем ярком многообразии. Однако есть часть гардероба, которая пока не нашла большого отклика у жителей республики, это бурятская традиционная обувь «гутал». Что является большим упущением, считает автор книги «Традиционная бурятская обувь» Ханда Данжеева.

Архаично или модно?

Ханду Нимажаповну по праву можно назвать настоящей хранительницей бурятских традиций в рукоделии, ведь она не только изучает бурятский традиционный костюм с точки зрения культурного достояния, но и сама прекрасно шьет, воссоздавая своими руками прекрасные традиционные одеяния нашего народа.

– Почти каждый день в своих мыслях благодарю свою маму Гармацу Гомбоевну Эрдынееву за привитое мне мастерство швеи с детских лет и мою свекровь Гарму Дамбаевну Данжееву за наставления в работе с натуральными материалами: мехом, шерстью, кожей. Их терпение, доброжелательность и поддержка всегда помогали и нацеливали на серьезный и кропотливый труд, – отмечает Ханда Данжеева.

Причин для написания серии книг, посвященных национальному костюму бурят, у нашей героини было несколько.

ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ БУРЯТСКИХ САПОГ – ИХ НЕОБЫЧНАЯ ФОРМА: С ЗАГНУТЫМИ НОСАМИ И МНОЖЕСТВОМ УКРАШЕНИЙ, БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ ГУТАЛЫ РЕЗКО ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ОБУВИ, ЧТО В НАШЕ ВРЕМЯ ЭКСКЛЮЗИВА И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МОЖЕТ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА СТАТУС УНИКАЛЬНОГО БРЕНДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ.

– Я с детства задавала себе один и тот же вопрос: «Почему мы не надеваем свой национальный костюм?». Посмотрите на наших добрых соседей – Монголию. Они до наших дней сохранили национальную одежду и продолжают ее носить в повседневной жизни, особенно в сельской местности. Но толчком для осуществления идеи написания книги явилось обсуждение национальной одежды в период празднования праздника Сагаалган, – говорит она. – Описав особенности пошива бурятской национальной шапки и мужского дэгэла, я приступила к изучению традиционной бурятской обуви. Мне стало любопытно: почему буряты готовы и хотят носить национальный костюм, но отказываются от нашей обуви? Что же мешает носить традиционную национальную обувь наравне с бурятским национальным костюмом в повседневной жизни?


Как выяснилось, в отличие от одежды, национальная обувь внешне выглядит более архаично. Ее трудно сочетать с современным гардеробом. Во многих среднестатистических семьях обувь приобретается как универсальный предмет гардероба, используемый несколько сезонов, а то и лет. Причем в некоторых случаях при выборе обуви многие руководствуются тем, что она должна подходить к любому образу: классическому, спортивному, повседневному. Именно с этой точки зрения молодежь менее склонна носить национальные сапоги, в отличие от пожилых людей.

– Сегодня приобрести бурятский национальный костюм, как целостный ансамбль (малгай, дэгэл и гутал) может позволить себе не каждый бурят. Его стоимость может колебаться от 30 тыс. рублей и выше. Даже если у некоторых и возникает желание приобрести национальный костюм, то предпочтение, конечно же, отдается покупке или заказу дэгэла, затем малгай, а гуталы приобретаются в последнюю очередь. С другой стороны, существующие сегодня пункты проката традиционного бурятского костюма в основном готовы предложить прокат национальной одежды и шапок. В редких случаях можно найти национальную обувь. Распространение проката национальной обуви ограничивается, естественно, с гигиенической точки зрения, а также дороговизной обуви. Поэтому возникает необходимость в возможности пошива бурятской национальной обуви в домашних условиях из более дешевых и доступных материалов. Ведь не каждая мастерица дома осмелится изготовить добротный гутал из дорогой натуральной кожи. Но многие могли бы и желали бы попробовать сшить гутал из более дешевых материалов (сукна, войлока, драпа, дерматина и др.), который гармонично сочетался бы с национальным бурятским костюмом. Изобилие на швейном рынке красочной современной фурнитуры позволило бы изготовить гутал, нисколько не уступающий по красоте и практичности перед обувью, изготовленной из дорогих материалов, – рассказывает Ханда Данжеева.

В многообразии наше единство

Традиционная бурятская обувь должна наконец-то завоевать свое место у бурят, считает Ханда Нимажаповна. Тем более что разновидностей бурятской обуви множество. Это видно по форме, крою, материалам, структуре, даже способу шитья и, конечно, по украшениям. И вот здесь самое время поговорить о чётких различиях между бурятами внутри этноса. На различия в обуви в этом случае, прежде всего, влиял климат, местность и локальные культурные элементы.

– У присаянских бурят обувь поршневидного типа представлена производственными видами, такими как «тyyрэбшэ», надеваемая на покос и охоту, и «тулэпшэ» охотничья обувь, сшитая из волчьей или козьей шкуры. Обувь «пампаалай» с ноговицами, натягиваемая поверх сапог, имела голенище как плетеное из овечьей, козьей шерсти, конского волоса, так и выкроенное из грубого сукна и овечьих шкур. Мягкую подошву делали из войлока по форме ступни, снизу подшивали бычью кожу. Такого же типа обувь, но только зимняя, называлась «дабхаса» и шилась из оленьей, косульей, бараньей или телячьей кожи. Поршневидную обувь для хозяйственных целей носили с чулками. Чулки тункинские и окинские буряты вязали из овечьей шерсти, а закаменские буряты носили стеганые, на шерсти, рассказывает автор книги. У предбайкальских бурят была известна поршневидная разновидность обуви: «олообшо», «дугты», «шуудэршэ», «нооhонгодоhон», «олодгутаhан». Известны несколько ее видов: «олообшо» (поршень) – камусовая обувь с мехом наружу, то есть сшитая из лапок животных. «Дугты» – обувь из меха, камусов. «Шуудэршэ» шили из шкуры лапок оленей, марала, косули, надевали ее в сырую погоду. Такая обувь бытовала у верхоленских бурят Предбайкалья, а также у бурят Забайкальского края. Также буряты Предбайкалья носили башмаковидную обувь «годоhон». Изготовлялась она в основном из овчины и считалась как зимняя. Помимо зимней обуви «годоhон», в теплое время года носили обувь, где носок и голенище шили из вязаной козьей и овечьей шерсти с добавлением конских волос. Такая обувь называлась «сабхи». Буряты Присаянья также носили «годон гутал» из лосиных камусов.

Наиболее распространенной для бурят была обувь, отличавшаяся большим разнообразием и по материалу, и по фасону мысика носка. «Буряад гутал» – зимний вариант, летний – «ябаган гутал». Каждый вид имел свое название в зависимости от вида сырья, из которого она шилась. Разновидности этих гутал буряты надевали повсеместно. Это отмечается идентичностью способа покроя и изготовления, хотя выявляются отличия в деталях отделки, орнаментации и этнической терминологии. Обувь селенгинских бурят принадлежала к башмаковидному типу, ее разновидности – «буряад гутал», «иишэгэ гутал», «бойтог». Предбайкальские буряты украшали обувь вышивкой тамбуром, гладью или крестом, а забайкальские – аппликацией из кожи разных цветов.

Отметим, что в традиционной бурятской одежде в разные периоды истории перенимались детали и конструкции национальной одежды соседних народов. Эти напластования четко видны в национальном костюме бурятского народа, в частности, в обуви «эрмэгтэй гутал».

– Орнаментированная обувь с загнутым носком была распространена среди бурят Забайкалья. Если монгольские мастера шили обувь с сильно загнутым носком, где угол загиба доходил до 35–45 градусов, то в Забайкалье носовую часть головки делали менее загнутым, под углом 10-15 градусов. Этой особенностью отличается обувь «эрмэгтэй гутал» бурятского типа от монгольского, – отмечает Ханда Нимажаповна.

Об особенностях бурятской традиционной обуви можно говорить еще долго, но лучше всего приобрести книгу и ознакомиться с ней самостоятельно. Ведь в книге приведены традиционные способы изготовления национальной обуви, издавна применяемые бурятскими мастерами. Даны пошаговые рекомендации по построению конструкции обуви «эрмэгтэй гутал» и технологическая последовательность. Рассмотрены и обобщены материалы литературных источников, музейных фондов, даны сведения о видах и особенностях национальной обуви бурят Забайкалья и Предбайкалья.

– По теме «национальная одежда бурят» издано множество книг, и, тем не менее, я попыталась внести свою посильную лепту в это благородное дело, описав особенности бурятской обуви. В этой работе я не придерживаюсь строго научного стиля. По опыту преподавания знаю, насколько легче воспринимаются материалы, изложенные простым общедоступным языком. Но при этом форма подачи материала дана в определенной последовательности. Каждая тема имеет эскизы и сборочные схемы. Такой способ способствует лучшему восприятию, – заверила Ханда Данжеева. Издание, посвященное народной обуви, безусловно, будет полезно не только для читателей, интересующихся культурой бурят, учащейся молодежи, но и для художников, модельеров и дизайнеров, поскольку традиционная обувь несомненный источник вдохновения при проектировании новых изделий, которые могут по праву стать эксклюзивным брендом нашей республики.


«ТРАДИЦИОННАЯ БУРЯТСКАЯ ОБУВЬ» – третья книга в серии, посвященная малоизученной, но очень интересной теме: технологии пошива бурятского дэгэла, головного убора и обуви в домашних условиях. Эта великолепно иллюстрированная книга – настоящая кладезь знаний в области пошива обуви. Ее автор – Ханда Данжеева, признанный авторитет по истории бурятского костюма.

Читайте также: