Как сшить чувашский национальный костюм для куклы

Обновлено: 06.05.2024

Как вы знаете, на нашем сайте можно найти много разных мастер-классов про изготовление кукол и все, что с ними связано, в разделах «Куклы своими руками«, «Одежда для кукол«, «Домики и мебель«, «Еда для кукол«. Там описывается, как можно шить, лепить, вязать… А народные куклы делаются очень просто, без использования иголок, но с особым настроением, поэтому получаются такими душевными. Им не рисуют лица, и все равно у каждой куколки виден свой характер. Тряпичные крупенички, неразлучники, травницы ручной работы продаются на ярмарках и в сувенирных магазинах, но лучше их сделать своими руками. Самодельные куколки из лоскутков несут в себе частичку тепла и внимания своей хозяйки. Особенно если они обережные или обрядовые.

Своих первых русских народных кукол я делала на занятиях замечательной мастерицы Вилены. Так приятно было посидеть в ее компании, говорить по душам, творить своими руками куколок. Есть разные виды оберегов, как из кусочков ткани — тряпочек, лоскутков, так и из лыка, пакли и ниток. Здесь вы можете увидеть, как делать народных кукол своими руками. Вот некоторые пошаговые мастер-классы с фото для начинающих рукодельниц.

Народные сказки с участием кукол здесь .

Кубышка-травница народная кукла

Солнечный конь тряпичный

Отдарок-на-подарок куколка

Кукла-веснянка - мастер-класс

Куколка веснянка с косой

Птица из ткани - мастер-класс

Птичка из ткани — мастер-класс

Куклы Кувадки - мастер-класс

Куклы Кувадки — мастер-класс (обереги для новорожденных)

Моя коллекция народных кукол

Веничек благополучия (для порядка в доме) и Десятиручка (чтобы все успевать)

Тульская барыня

Моя коллекция народных кукол

Неразлучники

Птица-Радость (встреча весны и перелетных птиц) —мастер-класс

Моя коллекция народных кукол

Моя коллекция народных кукол

Кукла Роща - Мировое дерево

Роща (Мировое дерево) (в свадебный каравай) — мастер-класс

Новгородская беременная кукла — мастер-класс

Моя коллекция народных кукол

кукла Макошь

кукла Берегиня

Мартинички — весенние куколки, мастер-класс

Кукла Колокольчик

Куколка Вербная на Пасху — мастер-класс

Моя коллекция народных кукол

Подорожница — оберег в дорогу — мастер-класс

Куколка День-Ночь

Покосница

Кукла Рябинка

Кукла Орловская с младенцем — мастер-класс

Кукла Орловская мадонна

традиционная кукла Филипповка

Кузьма и Демьян — описание

кукла Кузьма и Демьян

Моя коллекция народных кукол

kukla motanka

Ловушка снов — оберег — мастер-класс

ловушка снов оберег

кукла Спиридон-солнцеворот

valyanie valenochki18

куклак

кукла крестец

кукла Масленица своими руками

maslenitca

народная тряпичная кукла Северная берегиня

Оберег от худого слова — мастер-класс

тряпичная кукла оберег от худого слова

Японская тряпичная кукла — мастер-класс

Моя коллекция народных кукол

Кукла Северного Прикамья — из полосок ткани — мастер-класс

народная кукла из полосок ткани

Рождественская звезда и ангел — мастер-класс

angel i zvezda

kukla bessonnica

kukla Koza

Кукла из платочков — мастер-класс

kukla iz platkov

Желанница (для исполнения желаний) — мастер-класс

kukly iz lyka den i noch

Куколка «Пасхальная голубка«. Мастер-класс — Обабкова Валентина Ивановна

kukla pashalnaya golubka

baba yaga tryapichnaya19

Моя коллекция народных кукол

Моя коллекция народных кукол

5

Мастер-класс по кукле Женская Суть:

Передача о народных куклах:

vystavka kukol43

Кукла Сивашовой Марии Тимофеевны:

p1140133

Хотите тоже поделиться своими наработками и мастер-классами? Пишите нам здесь.

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети.

Народный чувашский костюм — памятник культуры, созданный в течение тысячелетий в разных географических ареалах, исторических обстоятельствах, в среде космогонических представлений и развивающийся благодаря эстетическим воззрениям, природным, социально-экономическим и культурным условиям.

Немного ист ории

Большую роль в формировании костюма играло место проживания чувашей, заимствовавших детали одеяния своих соседей. Костюм верховых чувашей (вирьял) Чебоксарского района был схож с костюмом финно-угорских народов России - марийцев из-за лаконичности конструктивных элементов. В костюме низовых чувашей (анатри, соседствовавших с татарами, в пошиве платьев использовались оборки, основным цветом фартука являлся красный. На полотенцах и передниках присутствовала декоративная вышивка крючком нитями синего, зеленого и желтого цвета.

Традиционная одежда отчётливо отражает историческое развитие, социальные и природные условия существования, эстетические предпочтения, а также этногрупповые и этнотерриториальные особенности чувашского народа. Основу женской и мужской одежды составляла белая рубаха кпе. Она изготавливалась из одного полотнища конопляного (посконного) холста, перегнутого пополам и сшитого по продольной линии. Боковины закрывались прямыми вставками и клиньями, расширявшими книзу силуэт рубахи. Прямые и узкие рукава длиной 55—60 см вшивались под прямым углом и дополнялись квадратной ластовицей.

В конце XIX века в низовой группе анатри распространились рубахи из цветных домотканых холстов улача в синюю или красную клетку. Их украшали нашивками из ситца по груди и плечам, а по подолу — 1—2 оборками из цветной фабричной ткани или цветного домотканого холста.

Девочки с пяти шести лет учились рукоделию. К 12-14 годам многие из них, освоив секреты мастерства, многообразие техники становились прекрасными мастерицами. Девичий костюм не имел нагрудных розеток, наплечников, нарукавных узоров. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов, вышивали скромно. Все мастерство и умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Одной из принадлежностей свадебного одеяния являлось покрывало невесты - большое полотнище с вышивками по углам. Невеста под покрывалом должна была сидеть во время свадьбы в окружении своих близких подруг в переднем углу избы, отдельно от жениха. В определенный момент свадьбы происходила церемония снятия покрывала и облачения невесты в костюм замужней женщины. Вышивки покрывал поражают богатством форм, разнообразием декора.

Цвета и оттен ки.

Одним из основных цветов, используемых в костюмах, был белый, символизирующий священную чистоту. Рубаха белого цвета обязательно надевалась по праздникам. Красный цвет в сочетании с белым также считался символом чистоты, поэтому часто встречался в мотивах традиционной одежды. Красный символизировал жизнь, все швы на одежде прикрывались тесьмой этого цвета.

Современные мод ели

В начале ХХ в. из-за массового производства одежды национальный костюм отошел на второй план. Но в селах костюм сохранил актуальность и на сегодняшний день как одеяние для проведения празднеств и обрядов. Он активно используется в концертной деятельности как одежда для выступлений фольклорных коллективов.

В наши дни модельеры при создании одежды не копируют традиционный костюм, а используют ассоциативные образы и его элементы, стараясь выполнить детали традиционных узоров, и передать ценность ручной работы при создании костюма.

Ку кла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания.

Национальные куклы появились в чувашском прикладном искусстве сравнительно недавно, с конца 1980-х гг. Их предки- деревенские куколки: куклы из мочалки, соломенные куклы, куклы-поленья, куклы-закрутки, куклы-обереги и т. д.

Учитывая все выше описанное представляем вам нашу куклу «Нарспи» в чувашском национальном костюме. В которой мы постарались придерживаться всех традиций чувашского народа. И послужит наглядно-демонстративным материалом для изучения народных костюмов Поволж ья.

Кукла «Нарспи» в чувашском национальном костюме своими руками











Подготовили и выполнили воспитатели группы №1 МБДОУ детского сада №169 города Ульяновска Цыганова Ольга Альфовна и Анисимова Ольга Васильевна.

Урок технологии «Фартук в национальном костюме Ставропольского края» Фартук в национальном костюме Ставропольского края. Цели урока: Обучающая: расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала.

Конспект НОД по познавательному развитию «Кукла в чувашском костюме» в старшей группе

Конспект НОД по познавательному развитию «Кукла в чувашском костюме» в старшей группе Конспект НОД по познавательному развитию "Кукла в чувашском костюме" в старшей группе Программное содержание: Продолжать воспитывать уважение.

Кукла из ниток «Мартиничка» своими руками мастер-класс.

Кукла из ниток «Мартиничка» своими руками мастер-класс. Кукла из ниток "Мартиничка" своими руками мастер - класс. Для изготовления нам потребуется:- пряжа красного, белого, синего,желтого цвета;.

Конспект занятия «Кукла в русском национальном костюме» Тема: «Кукла в русском национальном костюме» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Художественное творчество».

Куклы в хакасском национальном костюме

Куклы в хакасском национальном костюме А. В. Гашенко, воспитатель МБДОУ д/с №21 «Аленький цветочек» МО г. Саяногорск Н. Н. Баженова, воспитатель МБДОУ д/с №21 «Аленький цветочек».

Мастер-класс «Изготовление куклы в национальном бурятском костюме»

Мастер-класс «Изготовление куклы в национальном бурятском костюме» В преддверии празднования замечательного праздника Сагаалган, наш дружный коллектив принялся за изготовление кукол в национальных костюмах.

Мастер класс «Кукла «Масленица» своими руками»

Мастер класс «Кукла «Масленица» своими руками» Традиционно на Руси к празднику Масленица изготовляли обрядовые куклы своими руками. Мы с детьми предлагаем вам свой мастер-класс по изготовлению.

Мастер-класс. Кукла в национальном костюме из пластиковой бутылки

Мастер-класс. Кукла в национальном костюме из пластиковой бутылки Предлагаю вашему вниманию мастер- класс по изготовлению куклы из полторалитровой пластиковой бутылки. Для того чтобы создать куклу особых.

Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме»

Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме» «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» – Народная мудрость Без прошлого нет будущего. Каждый человек с «материнским молоком» впитывает.

Проект «Кукла-оберег своими руками»

Проект «Кукла-оберег своими руками» ПРОЕКТ: «Кукла оберег своими руками». С детьми инвалидами и с детьми с ОВЗ. ГБОУ Школа № 935 (совместный проект с родителями) Учитель-логопед:.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, иллюстрации по теме, схема изготовления куклы - оберега, материалы для изготовления куклы.

1. Организационный момент

2. Вступительная беседа

На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
(Радуга)

Людей всегда интересовали секреты и тайны природы: гроза, смена дня и ночи и, конечно, появление радуги. Но мало кто задумывался, что вся жизнь человека связана с природными явлениями и их секретами и тайнами. У разных народов они были разными. Сегодня мы поговорим о Чувашии. Чувашская республика — один из регионов Российской Федерации со своей историей, традициями, легендами и мифами.

3. Основная часть мероприятия

1) Послушайте легенду:

Маленькая девочка Масмак и мама спустилась за водой к речке. После грозы стояла тихая погода, сияло солнце. «Мама, посмотри, радуга!» - обрадовалась девочка. Над речкой, словно большое коромысло, красовалась радуга. Ее яркие цвета очень обрадовали девочку. Масмак и мама долго любовались радугой. Когда они пришли домой, девочка попросила кусочек белого холста и стала вышивать. Девочка вышивала целую неделю. «Мамочка, это тебе», - подошла она к маме и завязала вышитой кусочек ткани на ее голове. «Доченька, да это настоящая радуга!»» - обрадовалась мама, крепко обняла ее и поцеловала. Мать с дочкой снова направилась к речке за водой. Ободок на голове женщины сиял всеми цветами радуги. Прохожие останавливались и с удивлением спрашивали: «Ах, какая красота! Кто же это вышивал?» «Моя доченька», - гордо отвечала мать, С этого дня головную вышитую повязку в народе стали называть масмак.

2) Игра «Ассоциации»

А сейчас поиграем в ассоциации. Психологи говорят, что каждый цвет радуги не только по-разному влияет на состояние человека, но и имеет определенное значение. Именно поэтому у каждого человека есть любимые цвета и те, которые ему не особо нравятся. Я буду показывать вам карточку определённого цвета, а вы называть предмет или понятие, которое он у вас вызывает: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.

Цветовые сочетания были связаны с миропониманием предков чувашей, имели смысловое значение и служили средством характеристики образа. Основными цветами в вышивках являются красный, желтый, зеленый, синий, черный.

Красный – цвет жизни, источник счастья, радости.

Желтый – это свет, тепло. Желтым цветом, разновидностью красного, вышивали солнце, звезды, другие светила.

Зеленый – признак жизни, роста и развития использовали при закрашивании растений, деревьев, цветов.

Синий цвет встречается при заполнении узоров, символизирующих сияние, радугу, небосвод.

Вышивали обычно на белом фоне. Белое поле холста воспринималось как благополучие, чистый воздух, здоровье. Белый цвет- цвет мудрости, правдивости.

Черным цветом – цветом Земли, цветом добра вышивали только контур рисунка.

Вышивали льняными, шерстяными или шелковыми нитками. Нитки окрашивались обычно домашним способом растительными красителями, это придавало цвету мягкость и сдержанность. В вышивке использовались сдержанные, скромные тона, такими качествами обладали и сами мастерицы.

Вот как «прочитал» поэт цветовую гамму чувашской вышивки:

Вышивает белый холст до зари,

Словно лучиками звезд, - посмотри!

Красный шелк – любовь, и кровь и слова.

Шелк зеленый – мир дубрав да трава.

Ладит желтый с голубым на холсте –

Небо с солнцем золотым в высоте.

Черный шелк кладет она – все верней:

Мол, земля черна? Черна, шелк черней…

С тех пор чувашские женщины украшают свою одежду красивыми вышивками, каждый орнамент которой имеет свое значение. Давайте попробуем разобраться. Я буду показывать вам узор, а вы говорить, что он обозначает.

3) Игра - загадка «На что похож узор?»

Именно эти узоры и орнаменты, олицетворяя собой связь человека с природой и миром, используют чувашские женщины для украшения национального костюма. А ещё в узорах чувашской народной вышивки живут образы природы родного края, всего того, что было дорого народу, любимо им, что слагалось в поэму о красоте, в любовь к своему селу, родине, народу. По узорам вышивки можно было узнать о жизни человека, о добре и зле, о верованиях народа. Рассмотрим некоторые его элементы.

4) Исследование национального костюма. Мастер-класс «Создаём куклу-оберег»

Основу женской и мужской одежды составляла белая рубаха «кĕпе»

(возьмите белые нитки и намотайте их на ладонь, свяжите ниткой одну сторону намотки и разрежьте другую сторону, разделите голову и туловище)

Прямые и узкие рукава длиной 55-60 см вшивались под прямым углом

( отделите по бокам часть ниток и сформируйте рукава)

Все рубашки, и мужские , и женские, орнаментировались вышитыми узорами по обеим сторонам груди, по рукавам, вдоль продольных швов и по подолу. Контур узоров выполнялся черными нитками, в их расцветке преобладал красный цвет, дополнительными были зеленый, желтый и темно-синий. Главными узорами были нагрудные розетки кĕскĕ или ромбовидные фигуры сунтăх (пуштĕр, кÿнчĕк, кĕсле) из красных домотканых или ситцевых лент.

( возьмите разноцветные ленты и обвяжите шею, руки, пояс. Пояс можно украсить различными наклейками, пайетками, чтобы имитировать вышивку )

Поверх рубахи повязывали фартук «чĕрçитти» — орнаментированный, из белого холста или цветной, из красной, синей, зеленой ткани. Подпоясывались 1-2 поясами «пиçиххи» - цветными и очень красивыми.

(имитируем лентами и пайетками наличие фартука или формируем ножки,тогда получается мужской костюм)

Какой бы красиво и богато вышитой не была женская одежда, но головной убор был еще краше и богаче. Женские головные уборы разнообразны и декоративны.

Девушки носили нарядные округлые шапочки «тухъя», украшенные бисерным шитьем и серебряными монетами.

Замужние женщины обязательно покрывали голову « сурпаном» — белой полосой тонкого холста с орнаментированными концами, которые укладывались на плечо и вдоль спины.

Сверху в обычные дни повязывали более узкую головную повязку «пус тутри», а на праздники — нарядный головной убор «хушпу», который отличался богатым монетным декором и наличием вертикальной наспинной части.

По форме можно выделить 5-6 локальных видов «хушпу»: цилиндрических, полусферических, округлых с небольшой вершиной, наподобие высокого или низкого усеченного конуса, а также облегающего обруча.

(украсьте голову вашей куклы лентой, бусинами)

Единый ансамбль с нарядными головными уборами составляли украшения из монет, бисера, бус, кораллов. Они имели знаковое, функциональное и эстетическое значение, различаясь на женские и девичьи, а по расположению на фигуре — на головные, шейные, наплечные, нагрудные, поясные.

(создайте украшения на поясе, руках, юбке, голове вашей куклы)

Помните, что, используя украшения, вы должны соблюдать цветовые особенности чувашского костюма: все оттенки красного, жёлтый, синий, голубой, чёрный. Все эти цвета имеют большое значение в национальном костюме.

Итак, у вас получилась кукла. Это кукла-оберег для чувашского народа.

5) Выставка «Куклы в костюмах народов России» (демонстрация кукол, рассматривание особенностей костюмов)

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. У каждого народа есть своя национальная кукла, одетая к традиционный костюм.

Национальные куклы появились в чувашском прикладном искусстве сравнительно недавно, с конца 1980-х гг. Их предки-деревенские куколки: куклы из мочалки, соломенные куклы, куклы-поленья, куклы-закрутки, куклы-обереги и т.д. Однако корни лежат глубже, в древней обрядовой скульптуре и фигурках-оберегах, которые имелись в каждом доме и передавались по наследству. Воти мы изготовили для себя куклу-оберег, которую вы можете оставить себе или подарить кому-то с самыми добрыми пожеланиями. И пусть разные цвета, которыми вы украсили свой оберег принесут в дом, где он будет находиться, счастье и радость, солнце, мудрость и добро!

В наше время чувашские национальные куклы чаще всего изготовляются в народном стиле. Для этого кропотливо изучаются подлинные народные костюмы, используются цветные ткани, блестки, монеты и обязательно вышивка.

Орнаменты чувашской вышивки и цвета радуги, которые мы рассматривали, легли в основу не только национального костюма, но и присутствуют на государственных символах республики Чувашии.

В гербовом поле распол ожена только одна гербовая фигура — красный символ мирового дерева , являющийся одним из элементов чувашского орнамента . «Древо жизни», как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики. Щит увенчан другим элементом чувашского орнамента — золотой эмблемой « Три солнца », состоящей из трёх восьмиконечных звезд . Снизу щит обрамлён красной лентой с надписью золотыми буквами «Чăваш Республики — Чувашская Республика», завершающейся стилизованным изображением золотых листьев и шишек хмеля , символизирующих традиционный чувашский обрядовый и праздничный напиток — пиво , которое чуваши издревле варят в домашних условиях .

Цвета государственного флага — жёлтый (золото) и пурпуровый (сандалово-красный) — традиционные цвета чувашского народа. Жёлтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделён понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании — богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет — один из самых распространённых у чувашей цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании — достоинство, могущество, мужество, сила.

Можно сказать, что в орнаментах чувашского народа, которые можно встретить в Чувашии повсюду, хранится сама душа народа. Она поднимет настроение человека, как на веселом празднике. Как будто сама природа подарила эту красоту: здесь - гордость волжских волн, красота желтых колосьев пшеницы, теплота солнца - все есть.

6.Симакова М.В. Чувашские узоры. Чебоксары, 2005.
7. Трофимов А. А. Одежда и украшения // Этническая история и культура чувашей Поволожья и Приуралья. Чебоксары, 1993

8. Николаев В. В., Иванов-Орков Г. Н., Иванов В.П.Чувашский костюм: от древности до современности / Научно-художественное издание. — Москва — Чебоксары — Оренбург, 2002.

9. Трофимов А.А. Народные женские украшения чувашей // Бытовая культура чувашей (материалы к историко-этнографическому атласу).— Чебоксары: ЧНИИЯЛИЭ, 1985.

Всем добрый день!
Меня зовут Марина. Недавно я выложила мой зеленый сарафан в народном стиле для Паолы, многим он понравился, а некоторые пожелали МК.
Мы все страдаем нехваткой времени и я решила попробовать сшить упрощенный вариант платья. К сожалению, я только начинаю шить и он у меня не получился. В данной записи я опишу как я шила, может кому-нибудь пригодится. А так подождем МК от умелых мастериц, чтобы поучиться. С нетерпением буду ждать ваши фотографии куколки Паолы в народном платье.

Вот что у меня получилось:

МК

МК

Выкладываю выкройку красного сарафана. По ней не рекомендую шить, платье получилось вытянутым и узким, а хочется немного сборки.

МК

Поэтому лучше шить платье на кокетке, а низ (если упростить) из прямоугольника и немного насборить. Выкладываю мою выкройку. ЧТОБЫ МНЕ НЕ ИКАЛОСЬ, А ВАМ НЕ ПОРТИТЬ ТКАНЬ, ПРОВЕРЬТЕ ВЫКРОЙКУ НА ТОЧНОСТЬ.

МК

8. Рукава лучше шить из трикотажа средней плотности, чтобы ткань сильно не тянулась и не застревала в машинке.
9. Рукава приметать к кокетке, пришить.
10. Край манжета я обрабатываю ажурной резинкой. Лучше ее пришивать так: ажурная резинка, а на ней ткань, иголка швейной машинки шьет по ткани. Если нет такой строчки как у меня на машинке, то можно выбрать простой зигзаг. При пришивании, резинку лучше немного натянуть.

МК

11. Наметываем рукава и бока кокетки - прошиваем.

ЮБКА:
1. На бумаге чертим прямоугольник - ширина около 30 см., длина - пожеланию. Это будет нашей выкройкой, которая позволит ровно отрезать ткань. Не забываем на ткани оставить припуски на швы.
2. Края подворачиваем (низ и боковые), наметываем и прошиваем. Получается как у полотенцев. Верхний край просто обрабатываем, чтобы не сыпалась ткань.
3. Насбариваем, прошиваем машинкой, ширина должна совпадать с шириной кокетки. Соединяем детали.
ВНИМАНИЕ!
4. Если платье будет украшено вертикальной тесьмой, то насбаривать юбку нужно только по бокам, а место по которому будет проходить тесьма остается без сборки (см. фото моей кокетки). Соединяем детали (юбку и кокетку). Опускаем тесьму по всей длине изделия и пришиваем.
5. Чтобы юбка сзади не расходилась, закрепляем нижние уголки.
Всем приятного творчества!

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 1

В чувашском женском костюме рубашка шилась из белого домотканого холста. Белый цвет был священным для чувашей. Крашенные нити и пряжи использовали в вышивках.

Для крашения применяли корни и листья трав марены, деревьев, кору дуба. С конца XIX в. стали использовать химические красители, приобретаемые у коробейников, а белый холст у низовых чувашей был вытеснен пестрядью. Кроме рубахи в комплекс женского чувашского костюма входили полотенцеобразный холщовый сурпан, поверх которого анатри и анат-енчи надевали хушпу, а вирьялы закрепляли сурпан вышитой повязкой масмак. Девушки носили шапочку тухья, аналогичную по форме хушпу у низовых, но с закрытым остроконечным верхом или же без острия, расшитую бисером и бусинками, украшенную плотно нашитыми серебряными монетами. Концы остриев, возвышающиеся над бисерной поверхностью, нередко выполнялись из олова. Самой отдаленной эпохой, где искусствоведы обнаруживают параллели тухье, является III тыс. до н. э. (ареал южных областей Средней Азии и Северного Ирана), а наиболее близкое к сегодняшнему дню время - V-VII (районы Северного Таджикистана, древний Пенджикент) и VIII (ранний период Волжской Булгарии) века . В настоящее время головной убор, похожий на тухью, можно встретить в туркменской тахъе.

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 17

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 18

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 19

Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые белые и цветастые платки преимущественно светлых расценок. Зимой надевали барашковые шапки с суконным верхом или шерстяные платки с бахромой.

Непременной деталью женского чувашского костюма был передник саппун, черситти, а также множество украшений: шитые из монет сюха, май сиххи, нагрудные - ама, шюлкеме, перевязь - тевет, наспинное - пусь хысе, подвески к поясам - сара, к сурпанам - сурпан сякки. Все они изготовлялись из монет, бисера, раковин каури с применением тесьмы и кумача.

Как отмечает А.А.Трофимов, самые ранние из украшений, которые имеется возможность исследовать, датируются началом XVIII в. (более ранние не сохранились), однако в них прослеживаются традиции, идущие из глубокой древности. Чувашские народные украшения прошлого, как вышивка и ткачество, делятся на три основных типа, в зависимости от трех основных этнографических групп народа. Подразделяются они также и по полу, и по возрасту и по семейному положению их носителей.

Женские и девичьи украшения чувашей имеют свои аналогии в костюмах поволжских народов: марийцев,мордвы, удмуртов. Одним из популярных украшений был нагрудник, часто - треугольной формы, небольшой и украшенный бисером и монетами.

Чувашию издавна называли краем "ста тысяч узоров". Вышивали на рубахах, платках, фартуках, украшениях, полотенцах. при вышивании применяли двадцать пять видов швов.

В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов он более легкий, а у анат-енчи и анатри - крупнее и часто переходит в растительный орнамент. В цветовом отношении наблюдается полихромия. Однако и здесь намечаются определенные закономерности: для виръялов характерно сочетание темных тонов красного, синего, зеленого цветов, у анат-енчи преобладают яркие краски, в вышивке же анатри определяющим является красный свет. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, однако при изготовлении головных уборов хушпу и тухъя и некоторых украшений применялись так же бисер, монеты и раковины каури.

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 20

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 21

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 22

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 23

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 24

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 25

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 26

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 27

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 28

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 29

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 30

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 31

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 32

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 33

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 34

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 35

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 36

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 37

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 38

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 39

видео с чувашскими узорами

ролик с фотографиями костюмов, под мелодичную песню

Читайте также: