Как сшить деревянную лодку

Обновлено: 28.03.2024

Давно хотел создать запись с отметкой основных моментов при изготовлении лодки, но всё никак не получалось! Батя с каждым годом всё старше, а шпаргалки всё нет, хотя лодок мы с ним сколотили не одну пару. И вот в этом году появилась потребность в расширении нашего флота, потому как ребятня подрастает и лодки требуются более устойчивые и грузоподъемные, для надежности перемещения. Сам то я и вплавь бывало выплывал, а с сынами это надо предостеречь! Пришло время достали запасенные ранее доски, окромили, прострогали, заготовили гвозди, и, в один из выходных приступили к делу! (Доски использовать лучше еловые, без сучков, но не всегда есть то что надо)

Первым делом Батя набросал маломальский чертёжик с размерами, исходя из требований и предыдущих строек

Затем выложили доски для дна, начертили на них контур согласно размерам, лобзиком вырезал основное, оставил лишь по краям, это видно на фотографиях.

При подгонке досок одна к другой оставляем щели в корме и в носу, посредине же подгоняем более менее плотно

Далее приготовили из брусков поперечины на дно. Поперечины делаются закругленной формы как показано на фото

Когда все детали подготовлены начинаем сборку дна, сначала плотно собрав доски сшиваем гвоздями посередине поперечиной, далее с помощь веревки и двух ломов стягиваем корму, сшиваем гвоздями, то же самое делаем с носовой частью

За счет того что поперечины закругленные, а меж досок в носовой и кормовой части оставляли щели, при стяжке и сборке дно получается немного сферой как поперёк так и повдоль. В будущем это дает устойчивость лодки на воде. Не обязательно подгонять и стягивать доски дна до микрон, небольшие щелки вполне допустимы, это облегчит конопатку дна.

Когда дно собрано, выстрагиваем края согласно задуманным размерам и разметке, чтоб края плавные были, иначе загнуть четко бортовые доски не получится

Далее готовим поверхности под бортовые доски, колотим шпангоуты, носовую доску, корму.

Самое интересное впереди, нужно загнуть борта одновременно с обоих сторон, если загибать по очереди может перекосить и лодка получится перекошеной формы. Прикладываем бортовую доску к носу с одного стороны-пришиваем, затем со второй стороны тоже самое, далее один прижимает загибая доски, второй проколачивает гвоздями по направлению к корме.

Стягивали доски также как и дно - веревкой. В итоге нарисовалась какая-никакая форма, дальше проще. Таким же макаром загибаем второй ряд бортовых досок. Много гвоздей при сшивании не бьем потому как еще конопатить надо будет! Далее отпиливаем лишние концы досок, как бортовые так и носовую с кормой. Затем подгоняешь лицевую носовую доску.

После окончания сборки, работаешь рубанком, где надо скругляешь, выравниваешь, проходя весь баркас, выпиливаешь красиво шпангоуты. После наведения красоты конопатим, местами добавляем гвоздей, прикручиваем уключины, смолим дно, прибиваем на дно нащельники, смолим их, далее покраска. Также делаем сидухи кому как удобно красим и их. Весла у нас переходящие, лодки меняем, а весла прежние. Уключины на всех наших лодках одинаковые, чтоб без заморочек.

В принципе старался все этапы и тонкости учесть в фотографии, чтоб было наглядно. Лодок нынче сколотили две, одну к открытию, вторую совсем недавно. Лодки делали одинаковые, одну испытали, вторая на стадии окончания работ.

Если у кого какие вопросы возникнут спрашивайте, обязательно уточню! Вопросы правда обычно возникают при самостоятельном изготовлении, вдруг кто возьмется и сделает деревяшку. Для тех кто живет рядом с озером деревяшка незаменима!

Чертеж лодки Адирондак. Общий вид

Адирондак 4,6 м Выкройки и чертеж лодки Адирондак из фанеры ФСФ 4 мм. Характеристики: Длина- 4,6 м . Ширина -1,0 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 300 кг Высота борта – 0,32 м. Проектный вес лодки – 40 кг.

Самодельная лодка для рыбалки Пирога 38

Фанерная лодка Пирога 38

Самодельная лодка для рыбалки “Пирога 38” Характеристики: Длина- 4,0 м . Ширина -1,2 м. Осадка – 0,18 м. Водоизмещение – 300 кг Высота борта на миделе – 0,38м. Проектный вес лодки – 35 кг. Цена чертежей – 3 100 руб.

Фанерная лодка Annapolis Whery

Чертеж фанерной лодки Annapolis Wherry

«Аnnapolis Wherry» фанерная лодка Характеристики: Длина- 5,5 м . Ширина -1,0 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 280 кг Высота борта – 0,30м. Проектный вес лодки – 25 кг. Цена чертежей – 3 200 руб. Заказать Фанерная лодка “Annapolis

Лодка джонбот

Лодка Джонбот 4 м

Джонбот 4 м лодка джонбот Характеристики: Длина- 4,0 м . Ширина – 1,25 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 350 кг Высота борта на миделе – 0,35 м. Проектный вес лодки – 40 кг. Цена – 3 000 руб.

норвежская лодка

Норвежская лодка Фаеринг 5,5 м

Фаеринг норвежская лодка Характеристики: Длина- 5,5 м . Ширина – 1,64 м. Осадка – 0,20 м. Водоизмещение – 750 кг Высота борта на миделе – 0,55 м. Проектный вес лодки – 55 кг. Цена чертежей – 4 000 руб.

Узкая лодка Зенит

Лодка “Зенит”

Зенит узкая лодка strip planking Характеристики: Длина- 5,0 м . Ширина – 1,0 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 300 кг Высота борта на миделе – 0,39 м. Проектный вес лодки – 35 кг. Цена чертежей – 5 000

Мачт -фишерс

Чертежи драккара из Гокстада

Судно из Гокстада чертежи драккара Характеристики: Длина- 11,0 м . Ширина – 2,6 м. Осадка – 0,4-0,7 м. Водоизмещение – 2000 кг Высота борта на миделе – 1,0 м. Проектный вес лодки – 700 кг. Парус прямой – 33 м.кв.

Малая ладья из Гокстада

Малая лодья из Гокстада

Лодья из Гокстада Малая лодья из Гокстада Характеристики: Длина- 9,0 м . Ширина – 1,95 м. Осадка – 0,4 м. Водоизмещение – 2000 кг Высота борта на миделе – 0,73 м. Проектный вес лодки – 600 кг. Цена – 15

чертеж фанерной лодки

Чертеж фанерной лодки “Картоп”

Лодка “Картоп” чертеж фанерной лодки Характеристики: Длина- 3,6 м . Ширина -1,5 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 250 кг Высота борта на миделе – 0,47 м. Проектный вес лодки – 25 кг. Цена чертежей – 2 000 руб.

Корпус гребной лодки Аравана

Спортивная лодка “Аравана”

“Аравана” спортивная лодка strip planking Характеристики: Длина- 4,5 м . Ширина – 1,00 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 250 кг Высота борта на миделе – 0,32м. Проектный вес лодки – 30 кг. Цена чертежей – 4 000 руб.

Лодка из рейки “W518”

Лодка “W518” лодка из рейки / strip planking Характеристики: Длина- 5,18 м . Ширина -1,30 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 350 кг Высота борта на миделе – 0,52 м. Проектный вес лодки – 55 кг. Цена чертежей –

Лодка весельная

Лодка весельная W457

Лодка весельная W457 лодка strip planking Характеристики: Длина- 4,67 м . Ширина -1.25 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 350 кг Высота борта на миделе – 0,48 м. Проектный вес лодки – 45 кг. Цена чертежей -3 500 руб.

Лодка Верейка

Лодка “Верейка”

Лодка “Верейка” strip planking Характеристики: Длина- 4,0 м . Ширина -0,83 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 230 кг Высота борта на миделе – 0,36 м. Проектный вес лодки – 35 кг. Цена чертежей- 3 500 руб. Заказать Лодка

Весельная лодка

Весельная лодка

Чертеж лодки W423 весельная лодка strip planking Характеристики: Длина- 4,23 м . Ширина -1,2 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 350 кг Высота борта на миделе – 0,45 м. Проектный вес лодки – 35 кг. Цена чертежей -3 500

американская лодка

Американская лодка “Whitehall 45”

Whitehall 45 американская лодка strip planking Характеристики: Длина- 4,5 м . Ширина -1,20 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 350 кг Высота борта на миделе – 0,32 м. Проектный вес лодки – 35 кг. Цена чертежей – 4 500

лодка плоскодонка

Лодка плоскодонка из фанеры “Пирога”

• Сшей и склей • “Пирога” лодка плоскодонка • stitch and glue • Характеристики: Длина- 4,2 м . Ширина -0,8 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 220 кг Высота борта – 0,30 м. Проектный вес лодки – 20 кг.

Деревянная весельная лодка

Деревянная весельная лодка “Whitehall”

Whitehall деревянная весельная лодка Характеристики: Длина- 4,87 м . Ширина -1,20 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 330 кг Высота борта на миделе – 0,32 м. Проектный вес лодки – 35 кг. Цена чертежей – 5 000 руб. Заказать

самодельная лодка из фанеры Дори

Swampscott Dory 18ft

Лодка “Дори” 5,5 м Самодельная лодка из фанеры Характеристики: Длина- 5,5 м . Ширина -1,55 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 300 кг Высота борта – 0,46 м. Проектный вес лодки – 65 кг. Цена чертежей – 3 000

Чертеж лодки из фанеры Щука

Чертеж фанерной лодки Щука

Лодка “Щука” 4,6 м Чертеж лодки из фанеры Характеристики: Длина- 4,6 м . Ширина -1,4 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 450 кг Высота борта – 0,45м. Проектный вес лодки – 50 кг. Цена чертежей – 3 000 руб.

Лодка гребная

Лодка гребная “Альбула”

Альбула 4,4 м. лодка гребная Характеристики: Длина- 4,4 м . Ширина – 1,0 м. Осадка – 0,13 м. Водоизмещение – 130 кг Высота борта на миделе – 0,39 м. Проектный вес лодки – 20 кг. Цена – 3 000 руб.

Каркасная лодка

Каркасная лодка Альбула SoF

Каркасная лодка Альбула SoF каркасная лодка skin-on-frame Характеристики: Длина- 4,4 м . Ширина -0,99 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 200 кг Высота борта на миделе – 0,40 м. Проектный вес лодки – 20 кг. Цена чертежей – 4

чертеж гребной лодки

Чертеж гребной лодки “Annapolis Wherry” 5,5 м

Чертеж гребной лодки “Annapolis Wherry” Характеристики: Длина- 5,5 м . Ширина -1,0 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 280 кг Высота борта на миделе – 0,30м. Проектный вес лодки – 28 кг. Цена чертежей – 4 000 руб. Заказать

фанерная лодка

Гребная лодка из фанеры “Stretched Dory”

Гребная лодка из фанеры “Stretched Dory” 6,0 м. Лодка “Stretched Dory” 6,0м Характеристики: Длина- 6,0 м . Ширина – 1,2 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 320 кг Высота борта на миделе – 0,42 м. Проектный вес лодки –

Лодка дори общий вид

Лодка Дори 6м. Чертежи для постройки

Лодка Дори 6 м. лодка strip planking Характеристики: Длина- 6,0 м . Ширина – 1,9 м. Осадка – 0,18 м. Водоизмещение – 550 кг Высота борта на миделе – 0,55 м. Проектный вес лодки – 65 кг. Цена 4000 руб.

чертежи фанерной лодки

Чертежи фанерной лодки Drake 5,2 м.

• Чертежи для постройки • Чертежи фанерной лодки “Drake” Характеристики: Длина- 5,2 м . Ширина – 1,3 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 350 кг Высота борта на миделе – 0,38м. Проектный вес лодки – 25 кг. Цена чертежей

маленькая рыбацкая лодка

Маленькая рыбацкая лодка “Pola 3”

Маленькая рыбацкая лодка «Pola 3» Характеристики: Длина- 3,0 м . Ширина -1,27 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 200 кг Высота борта на миделе – 0,38 м. Проектный вес лодки – 20 кг. Цена чертежей – 2 000 руб.

чертеж парусной яхты

Чертеж парусной яхты 3-Tonner

Чертеж парусной яхты Чертеж парусной яхты “3-Tonner” 7 м Характеристики: Длина- 6,96 м . Ширина -2,16 м. Осадка – 1,3 м. Водоизмещение – 2 360 кг

скачать чертеж лодки

“Light Dinghy” чертеж лодки

Деревянная яхта Чапмэна

Деревянная яхта

Деревянная яхта Деревянная Яхта “Чапмэна” 9,0 м Деревянная яхта, характеристики: Длина- 9,0 м . Ширина -3,0 м. Осадка – 0,95 м. Водоизмещение – 5 350 кг Высота борта на миделе – 1,75м. Заказать История строительства деревянной яхты За основу взята

Чертеж швербота Юниор

Чертеж швертбота “Junior”

Чертежи парусной лодки для самостоятельной постройки.

лодка скиф

Лодка скиф “Sunny”

Лодка скиф Лодка “Sunny” 4,27 м Характеристики: Длина- 4,27 м . Ширина – 1,22 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 210 кг Высота борта – 0,40 м. Проектный вес лодки – 50 кг. Дизайнер – Gavin Atkin

Лодка своими руками чертежи гички Эрца

Гичка Эрца

Лодка своими руками, чертежи Лодка “Гичка Эрца” 7,0 м Характеристики: Длина- 7,0 м . Ширина -1,3 м. Осадка – 0,20 м. Водоизмещение – 550 кг Высота борта – 0,50м. Проектный вес лодки – 75 кг. Цена 5000 руб. Заказать чертеж

Деревянная лодка своими руками из фанеры

Деревянная лодка “Oselvar”

Деревянная лодка своими руками Характеристики: Длина- 5,8 м . Ширина – 1,85 м. Осадка – 0,25 м. Водоизмещение – 460 кг Высота борта – 0,56м. Проектный вес лодки – 70 кг. Площадь паруса – 6,8 м² Цена чертежей – 5

Деревянная лодка Салма 5

Деревянная лодка “Салма 5”

Деревянная лодка Салма Характеристики: Длина- 5,1 м . Ширина -1,8 м. Осадка – 0,20 м. Водоизмещение – 550 кг Высота борта – 0,65 м. Проектный вес лодки – 135 кг. Цена 5000 руб. Заказать Деревянная лодка «Салма 5» Проект, созданный

Лодка из фанеры своими руками Скифф Мартин

Лодка Скифф Мартина из фанеры

Лодка из фанеры своими руками Скифф Мартина Характеристики: Длина- 5,5 м . Ширина -1,0 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 280 кг Высота борта на миделе – 0,30м. Проектный вес лодки – 28 кг. Цена 3000 руб. Заказать Лодка

Лодка из фанеры чертежи выкройки

Лодка Gypsy из фанеры

Лодка “Gypsy” из фанеры, чертежи, выкройки лодка stitch and glue Характеристики: Длина- 4,6 м . Ширина -1,2 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 450 кг Высота борта – 0,40 м. Проектный вес лодки – 45 кг. Цена чертежей –

Чертеж самодельной лодки Илм

Парусно-гребная лодка Илм

Чертеж самодельной лодки Илм Характеристики: Длина- 4,7 м . Ширина -1,5 м. Осадка – 0,12 м. Водоизмещение – 300 кг Высота борта- 0,36м. Проектный вес лодки – 60 кг. Цена 5000 руб. Заказать И если вдруг захочется Вам лодку строить,

Лодка Адирондак по технологии SoF

Лодка Адирондак по технологии skin on frame SoF

Лодка Адирондак по технологии SoF (skin on frame) Характеристики: Длина- 4,6 м . Ширина -1,1 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 350 кг Высота борта – 0,37 м. Проектный вес лодки – 20 кг. Цена 2000 руб. Заказать Свое

Гребная лодка чертеж

Гребная лодка “Лизхен”

Чертеж миниатюрной гребной лодки “Лизхен” лодка strip planking Характеристики: Длина- 2,64 м . Ширина -1,0 м. Осадка – 0,2 м. Водоизмещение – 220 кг Высота борта – 0,43м. Проектный вес лодки – 20 кг. Цена 3000 руб. Заказать гребная лодка

Лодка Икса

Чертеж фанерной лодки Икса

Лодка из фанеры “Икса” лодка stitch and glue Характеристики: Длина- 4,0 м . Ширина -1,35 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 470 кг Высота борта на миделе – 0,40м. Проектный вес лодки – 45 кг. Цена чертежей- 3 000

Фанерная лодка Adirondack

Чертеж фанерной лодки Adirondack

Чертеж фанерной лодки Adirondack лодка stitch and glue Характеристики: Длина- 4,0 м . Ширина -0,95 м. Осадка – 0,15 м. Водоизмещение – 200 кг Высота борта на миделе – 0,35м. Проектный вес лодки – 35 кг. Цена 500 руб. Заказать

Чертеж фанерной лодки Пола

Фанерная лодка “Пола”

• сшей и склей • Пола 4,0 Фанерная лодка Характеристики: Длина- 4,0 м . Ширина -1,3 м. Осадка – 0,10 м. Водоизмещение – 250 кг Высота борта на миделе – 0,36м. Проектный вес лодки – 35 кг. Цена чертежей- 3


Лодка из досок – незаменимое и долговечное плавсредство как для рыбаков, так и для туристов. На ней очень хорошо преодолевать мелкие водные преграды, на которых очень легко порвать резиновые лодки. Купить лодку из дерева можно не всегда. Хотя бы потому, что цены на них довольно высокие, и найти такое изделие промышленного производства очень сложно. В основном такие лодки делают местные умельцы, и естественно, цены на ручную работу соответствующие. Но ведь если кто-то смог смастерить плавсредство, почему не получится у вас? Давайте разберем, что же нужно для того, чтобы сделать деревянную лодку своими руками из досок.

Как выбрать древесину?

Первое, на что необходимо обратить внимание и от чего зависят 80 % результата – это выбор правильной древесины. Перед тем как изучить азы судопроизводства, вам необходимо как можно больше узнать о дереве, которое подходит для изготовления лодок деревянных. Большое значение будет иметь не только вид древесины, но и даже часть ствола, которую вы будете использовать для строительства.

Лодка из досок своими руками

На торцевом срезе видно, что любая древесина неоднородна. Ствол дерева состоит из трех частей: сердцевины, ядра и заболони. Ядро – это самая прочная часть ствола, которая имеет хорошую естественную защиту от загнивания. Именно она и используется в строительстве лодки.

Кроме того, перед строительством лодки нужно просушить весь пиломатериал, чтобы не нарушалось соединение деталей. Пиломатериалы должны иметь влажность не более 15-18 %. После сборки необходимо обязательно пропитать готовую лодку средствами, защищающими от влаги, чтобы лодку не покоробило со временем.

Лучшим деревом для строительства лодок считается лиственница, но подойдут и другие хвойные деревья, например, сосна или ель. Главным требованием при выборе пиломатериала является отсутствие сучков.

Чертеж

Прежде чем сделать деревянную лодку из досок, вам необходимо подготовить чертеж будущего плавсредства в удобном для вас масштабе. Если такая задача для вас непосильна и вы абсолютно не разбираетесь в чертежах, то можете попросить помощи у человека, который владеет техническим образованием и сможет подготовить рисунок, в соответствии с которым можно собрать деревянную лодку. Перед тем как из досок сделать лодку, вам нужно четко представить, сколько и какие детали понадобятся, их размер, форму и т. д. Поэтому, выбирая готовый чертеж, следите, чтобы это не был просто набросок от руки – необходимо, чтобы был указан масштаб, форма деталей и их количество, а также другие необходимые параметры, которые понадобятся вам в дальнейшей работе.

Чертеж деревянной лодки

Какие нужны заготовки?

Перед тем как собрать лодку-плоскодонку из досок своими руками, нужно подготовить пиломатериал. Вам понадобятся доски шириной 12-15 см и длиной около 6 метров. Таких досок нужно около 15 штук. Они должны быть хорошо просушенными и оструганными. Две-три доски распустите на рейки, которые нужны будут при изготовлении мелких деталей.

Приступаем к строительству

Строительство лодки начинается с носовой части. Возьмите две широкие доски, предназначенные для бортов, немного подпилите их края, выдерживая угол не больше 45 градусов. Просверлите по краям дырки и соедините доски между собой. Лучше «сшить» их медным или алюминиевым мягким проводом. После этого вам необходимо с помощником развести доски в разные стороны и установить посередине брус-распорку. Важно, чтобы самая широкая распорка стояла ровно посередине будущей лодки или в том месте, где планируется самая широкая ее часть, так как именно от нее начнется скругление корпуса. Теперь выпиливайте следующие распорки, формируя с их помощью форму вашего плавсредства. Так как из досок сделать лодку быстро не получится, то не торопитесь. Можно оставить лодку на распорках на несколько дней, чтобы древесина привыкла к этой форме и перестала сильно пружинить. Некоторые умельцы даже заново смачивают доски и оставляют их просохнуть в таком положении. Но в таком случае лучше сразу оформить корму и носовую часть лодки брусками, посаженными на саморезы либо обильно промазанными герметиком. Все упирающиеся части должны быть хорошо подогнаны – работа очень кропотливая, но от нее никуда не деться, поэтому тщательно выверяйте все размеры.

Изготовление деревянных лодок

Установка дна

Изготовить дно можно из жести, влагостойкой фанеры или из досок. Сделать лодку с жестяным или фанерным дном проще, к тому же она будет значительно легче. Итак, вам понадобится вырезать из листа фанеры или жести дно подходящих размеров. Хорошо промажьте нижние части бортов герметиком и посадите днище на саморезы или гвозди. При изготовлении днища из жести зашейте внутреннюю часть деревянными рейками. Делать это, конечно, необязательно, но стоять ногами на деревянном настиле удобней и приятней, чем на жестяном полу. Если вы делаете лодку-плоскодонку, то работа практически завершена, для других моделей понадобится установить киль.

Установка дна на деревянную лодку

Установка киля

Киль – это очень важная составляющая деревянной лодки. Именно от него зависит устойчивость плавсредства и то, насколько безопасно вы сможете проходить на нем все повороты. Киль должен быть установлен четко по центру днища с наружной стороны лодки. Малейшее отклонение от центра будет вызывать крен судна, и оно будет непригодно к использованию по своему прямому назначению.

Лодка-плоскодонка: отличительные особенности

Как говорилось выше, главное отличие заключается в том, что на такой лодке отсутствует киль. Кроме того, борта у плоскодонок несколько заужены, а все детали зафиксированы при помощи проволоки. Дно у таких лодок после фиксации при помощи хомутов заливают смолой, которая обеспечивает хорошую герметизацию плавсредства.

Так как из досок сделать лодку можно любой формы, то плоскодонка мало отличается от любой другой лодки. Сам процесс строительства происходит практически одинаково, отличие лишь в строении днища. Такие лодки прекрасно подходят для мелких водоемов.

Лодка из досок

Заключительный этап строительства

В принципе, ваше плавсредство уже готово. Осталось лишь обустроить лавки, закрепив поперечные перекладины к верхним частям борта. Также необходимо пришить фальшборт - рейку, обрамляющую верхние борта лодки. Такую же рейку нужно пришить в месте соединения дна с бортами по внутренней части лодки. Если необходимо, то можно зашить фанерой или рейками кормовую и носовую части лодки.

После этого вам осталось прогрунтовать в несколько слоев ваше плавсредство и нанести не менее пяти слоев краски поочередно, дождавшись полного высыхания каждого предыдущего слоя.

Заключение

Как видите, для того чтобы сделать лодку из досок, не требуются какие-то особые знания и умения. Весь процесс изготовления довольно простой. Единственная трудность в том, как из досок сделать лодку, заключается в тщательном подгоне всех деталей. Вымерять их следует буквально до миллиметра, так как любая небрежность может оказаться фатальной для судна – оно будет неустойчиво стоять на воде и может перевернуться на первом же повороте. Поэтому при постройке не торопитесь. Тут как никогда актуальна поговорка «семь раз отмерь – один раз отрежь».

Лодка - плоскодонка своими руками

Уход за лодкой

Для того чтобы деревянная лодка служила вам верой и правдой долгие годы, за ней нужно правильно ухаживать.

  1. Окрашивайте лодку перед началом нового сезона, причем старайтесь не пропускать ни одного сантиметра.
  2. В начале каждого сезона старайтесь просмолить дно битумом, герметиком или разогретой смолой. Делать это нужно с наружной части лодки после ее полного высыхания. Поэтому, когда вы не используете лодку, старайтесь держать ее на солнце, перевернув дном вверх.
  3. Перед тем как обрабатывать дно лодки, счистите старый слой битума или смолы. Учитывайте, что битум растрескивается на морозе, поэтому после каждой зимы тщательно проверяйте лодку.
  4. После битума можно обработать дно олифой или отработанным машинным маслом и лишь после тщательного их высыхания красить днище лодки.
  5. Для окраски выбирайте масляные краски и не экономьте на слоях – чем больше вы нанесете, тем меньше риск возникновения течи.

Если вы все делаете правильно, деревянная лодка способна послужить вам долгие годы. Но некоторые идут другим путем – просто окрашивают плавсредство каждую весну, а года через два-три быстренько строят себе новую лодку. Какой вариант выбрать – решать только вам.

Чертежи лодки для самостоятельной постройки из рейки, дерева, фанеры. От классических до небольших рыбацких лодок.

SP
strip planked

Чертежи для строительства по технологии SP, из рейки.

Лодки, построенные по этой технологии имеют плавные обводы. Благодаря использованию прозрачной эпоксидной смолы можно передать текстуру дерева. Применяя в обшивке корпуса различные породы древесины, возможно создавать неповторимые геометрические узоры. И тогда ваша лодка действительно будет уникальной.

Строить лодку, набирая корпус из реек кропотливое занятие, но в большей степени здесь проявляется фантазия и умение мастера

Узкая лодка Зенит

Лодка “Зенит”

Корпус гребной лодки Аравана

Спортивная лодка “Аравана”

Лодка из рейки “W518”

Лодка весельная

Лодка весельная W457

Лодка Верейка

Лодка “Верейка”

Весельная лодка

Весельная лодка

американская лодка

Американская лодка “Whitehall 45”

Деревянная весельная лодка

Деревянная весельная лодка “Whitehall”

чертеж гребной лодки

Чертеж гребной лодки “Annapolis Wherry” 5,5 м

Лодка дори общий вид

Лодка Дори 6м. Чертежи для постройки

Гребная лодка чертеж

Гребная лодка “Лизхен”

СиС
сшей и склей

Чертежи для строительства по технологии СиС “сшей и склей”

Наиболее простой способ постройки. Фанерные детали лодки, выпиленные по чертежам, соединяются между собой с помощью стяжек/проволоки, затем проклеиваются швы и корпус. Некоторые модели собираются без стапеля.

Подробнее о технологии можно узнать из руководства Как сделать каяк?

Чертеж лодки Адирондак. Общий вид

Чертеж лодки Адирондак из фанеры

Самодельная лодка для рыбалки Пирога 38

Фанерная лодка Пирога 38

Фанерная лодка Annapolis Whery

Чертеж фанерной лодки Annapolis Wherry

Лодка джонбот

Лодка Джонбот 4 м

норвежская лодка

Норвежская лодка Фаеринг 5,5 м

чертеж фанерной лодки

Чертеж фанерной лодки “Картоп”

лодка плоскодонка

Лодка плоскодонка из фанеры “Пирога”

самодельная лодка из фанеры Дори

Swampscott Dory 18ft

Чертеж лодки из фанеры Щука

Чертеж фанерной лодки Щука

Лодка гребная

Лодка гребная “Альбула”

фанерная лодка

Гребная лодка из фанеры “Stretched Dory”

чертежи фанерной лодки

Чертежи фанерной лодки Drake 5,2 м.

маленькая рыбацкая лодка

Маленькая рыбацкая лодка “Pola 3”

скачать чертеж лодки

“Light Dinghy” чертеж лодки

лодка скиф

Лодка скиф “Sunny”

Лодка своими руками чертежи гички Эрца

Гичка Эрца

Деревянная лодка своими руками из фанеры

Деревянная лодка “Oselvar”

Лодка из фанеры своими руками Скифф Мартин

Лодка Скифф Мартина из фанеры

Лодка из фанеры чертежи выкройки

Лодка Gypsy из фанеры

Чертеж самодельной лодки Илм

Парусно-гребная лодка Илм

Лодка Икса

Чертеж фанерной лодки Икса

Фанерная лодка Adirondack

Чертеж фанерной лодки Adirondack

Чертеж фанерной лодки Пола

Фанерная лодка “Пола”

SoF
skine on frame

Чертежи для строительства по технологии SoF, из рейки.

Пока еще экзотическая технология строительства для нашей страны, но возможно со временем появятся ценители легких лодок. Они не предназначены для суровых условий эксплуатации, а исключительно для получения удовольствия от прогулки на них. И, что немаловажно, удовольствия от постройки лодки такого типа. В каталоге их не много, в силу осторожности мастеров, предпочитающих проверенный метод, но при желании есть возможность подготовить проекты для постройки любых моделей.


Хорошая рыбалка или охота на водоеме немыслима без лодки. Существует множество видов этих плавсредств, но в этой статье пойдет речь о том, как построить своими руками деревянную лодку. Сделанная самостоятельно, она привнесет много приятных моментов в жизнь своего хозяина.

История мелкого деревянного судостроения

История возникновения деревянных лодок насчитывает несколько тысячелетий. Первые деревянные плавсредства представляли собой выдолбленные из стволов деревьев челны. В России их находили с 1878 по 1967 год у берегов Ладожского озера, Десны и Южного Буга. Примитивные лодки представляли собой выдолбленные изнутри дубовые стволы, а их возраст составлял от 2000 до 5000 лет.

Впоследствии человек начал строить из дерева лодку, состоящую из нескольких частей: основы (киля и шпангоутов), поперечных перекладин (банок) и наружной обшивки. С течением времени конструкция неоднократно совершенствовалась и в итоге стала классической для всех современных типов этих небольших судов.

Какие материалы нужны для постройки своими руками деревянной лодки?

Для того чтобы построить своими руками простейшую деревянную лодку-плоскодонку, сначала нужно будет запастись необходимыми материалами. В работе над лодкой понадобятся:

  1. Дубовые брусья или листы толстой фанеры для киля и шпангоутов.
  2. Влагостойкая фанера марок ФБС, БС или ФБ для обшивки днища и бортов.
  3. Эпоксидный клей.
  4. Олифа.
  5. Краски.

Чем собирать лодку-плоскодонку?

Для удобной и быстрой сборки своими руками из досок деревянной лодки-плоскодонки должен быть под руками следующий инструмент:

  1. Циркулярная пила (желательно) или электролобзик.
  2. Ножовка по дереву.
  3. Электродрель.
  4. Молоток.
  5. Электрический шуруповерт или отвертки.
  6. Шпатель.
  7. Кисти.

С чего начать постройку?

Первым шагом к построенной своими руками деревянной лодке должно стать составление чертежа с указанием точных размеров будущего плавсредства – длины, ширины и осадки.

Чертеж лодки плоскодонки

В данной статье будет рассмотрен процесс постройки лодки-плоскодонки, рассчитанной на одного-двух человек. Такая лодка должна быть устойчивой, крепкой и служить надежным плавсредством на любом водоеме.

Чертеж должен содержать все составные элементы конструкции лодки: киль – основу корпуса, шпангоуты – поперечные ребра корпуса, стрингеры – продольные ребра прочности, а также сиденья-банки для гребца и пассажира.

Сборка корпуса – каркаса лодки

Наверняка многие не раз задавались вопросом: как сделать лодку из дерева? Для выполнения этой задачи важно выбрать максимально ровную поверхность. Сначала из дубового бруса при помощи циркулярной пилы вырезается килевая балка, которая кладется на рабочую поверхность-стапель.

Затем в ней пропиливаются шесть-восемь поперечных пазов для шпангоутов и два продольных паза под наклонные балки – форштевень и ахтерштевень в носовой и кормовой частях соответственно.

Начало сборки каркаса лодки

После этого выпиливаются две продольные балки и элементы шести поперечных шпангоутов, которые будут собираться каждый из трех отдельных частей, на шурупах и эпоксидном клее.

По центру шести нижних частей шпангоутов нужно также сделать вырезы, а затем прикрепить их к килевой балке. После этого к нижним балкам крепятся «ветви» поперечных бортовых «ребер» корпуса, в четырех частях которых делаются вырезы для стрингеров – продольных ребер прочности всей конструкции. В передней и задней частях будущей лодки прикрепляются таким же образом форштевень и ахтерштевень. Теперь, для усиления корпуса лодки, можно прикрепить к шпангоутам стрингеры – продольные балки, которые также лучше всего выпилить из дубовых брусков и разогнуть над горячим паром. После выгибания четыре стрингера нужно вставить в пазы шпангоутов, форштевня, а также ахтерштевня.

Набор корпуса плоскодонной лодки

К последнему нужно прикрутить шурупами выпиленную из фанеры транцевую доску, которая впоследствии станет плоской кормой лодки. К ней можно заранее прикрепить два железных угольника для установки в дальнейшем подвесного мотора.

Установка шпангоутов и днища

Теперь останется только прикрепить к верхним частям шпангоутов поперечные балки, чтобы не сломать их при креплении листов наружной обшивки правого и левого бортов.

Все – набор корпуса готов.

Обшивка днища деревянной лодки своими руками

После прочного соединения всех элементов каркаса лодки в одну прочную, жесткую конструкцию наступает время крепить внешнюю обшивку корпуса. Материалом для нее может стать как толстая водостойкая фанера, так и доски, соединенные вгладь или внакрой (клинкерная обшивка). Чаще всего народные мастера применяют фанеру, ведь работа с обшивочными досками требует не только хороших практических навыков, но и специальных инструментов.

Для начала нужно вырезать из толстой влагостойкой фанеры лист днищевой обшивки. Делать это нужно, сняв размеры с чертежа и ориентируясь на ширину нижней части шпангоутов, которая уменьшается от средней части корпуса к носу и корме. Предварительно рекомендуется сделать картонный шаблон-выкройку «по месту», который покажет фактическое расположение линий шпангоутов. Шаблон накладывается на лист фанеры, после чего шилом отмечаются места будущих сквозных отверстий для крепления болтов.

Дрелью просверливаются отверстия в днище и нижних частях шпангоутов, затем лист днища прикладывается к перевернутому вверх килем каркасу. После этого днище крепится двумя-тремя сквозными болтами, туго затянутыми на гайки. Под последние обязательно следует продевать широкие в диаметре шайбы – чем шире, тем лучше. Места фиксации пропитываются эпоксидным клеем.

Обшивка днища лодки готова. Построить своими руками лодку вполне реально!

Крепление внешней обшивки

Как обшить правый и левый борта лодки?

Теперь нужно обшить листами фанеры оба борта лодки. При правильном подходе к делу эта операция не займет много времени. Важно с самого начала правильно выполнить разметку листов «по месту». Для этого, безусловно, нужно замерить высоты бортовых «ветвей» шпангоутов и также вырезать картонные шаблоны. По выкройкам нужно вырезать два сплошных пояса обшивки – на оба борта.

Теперь нужно прикрепить приложенные к ветвям шпангоутов листы длинными шурупами. Для этой цели лучше всего подойдет, конечно, шуруповерт. Простой и относительно недорогой инструмент позволит сделать это быстро и качественно. Каждая «линия» крепления должна содержать в себе не менее шести-семи саморезов. Только тогда соединение будет прочным и максимально надежным. Можно прикрепить обшивочные листы к шпангоутам и при помощи болтов. Это, конечно, усилит конструкцию, но потребует более высокой точности работ, что не всегда могут гарантировать типичные подсобные условия домашней мастерской.

Так или иначе, но прежде всего важно разогнуть листы фанеры над емкостью с кипящей на костре водой. Это легко сделать, например, во дворе частного дома. После этого нужно просто временно прибить их мелкими гвоздями к крайним точкам шпангоутов, чтобы они приняли форму будущих бортов.

Теперь можно приступать к фиксации листов обшивки корпуса. Если процесс будет происходить при помощи сквозных болтов, нужно обязательно промазывать все высверленные отверстия, а также нижние края фанерных листов эпоксидным клеем. Это обеспечит хорошую водостойкость соединений.

Окончательная заделка стыков листов днищевой и бортовой обшивок

После того как клей просох, нужно будет проложить по внутренней стороне стыка листов бортовой и днищевой обшивок две парусиновые полосы, тщательно пропитанные эпоксидным клеем. С внешней стороны шов нужно усилить мелкой паклей, забитой широкой плоской отверткой между гранями обшивочных листов. Перед этим важно не забыть промазать внутренность шва эпоксидным клеем и уже потом быстро протолкнуть туда уплотнительный материал.

Когда все соединительные швы тщательно просохнут, можно приступать к грунтовке поверхностей. Она выполняется кистью и шпателем. Перед операцией корпус нужно перевернуть килем вверх. Выступающие головки шурупов и болтов, стыки обшивочных листов и другие выступающие элементы конструкции тщательно промазываются двумя-тремя слоями грунтовки. Оптимальным вариантом грунтовки станет разогретая до кипения олифа. Несколько слоев обеспечат должное качество покрытия. Два-три слоя краски обеспечат хорошее качество покрытия внешней поверхности корпуса и помогут сделать деревянную лодку более долговечной.

Крепление планширя и уключин для весел

По всей длине верхней части шпангоутов нужно прикрепить планширную доску, которая может состоять из трех частей – двух бортовых и транцевой кормовой. Лучше сделать это с помощью того же шуруповерта. Нужно сразу же прогрунтовать ее горячей олифой, как и весь корпус. Когда доска подсохнет, следует согнуть из толстой проволоки и прикрепить к ней уключины – петли для весел. Потом доски планширя лучше покрыть бесцветным лаком. Сделанная своими руками из досок лодка не раз оправдает время, затраченное на ее сооружение.

Плоскодонная лодка с веслами

Отделка внутренней части корпуса лодки и изготовление весел

Внутреннюю часть лодки нужно также прогрунтовать горячей олифой, после чего окрасить. Учитывая то, что под слоем краски будут находиться парусиновые полосы, прикрывшие собой обшивочные бортовые и кормовые швы, лучше нанести три-четыре слоя краски.

После отделки верхней и внутренней частей корпуса нужно прикрепить шурупами по два бруска к верхним внутренним сторонам шпангоутов. На каждые две пары следует уложить на саморезах две широкие баночные доски для сидения гребца и пассажира. Их тоже нужно будет прогрунтовать и покрыть бесцветным лаком.

Теперь самое время изготовить весла для уже практически готовой лодки. Делать их нужно из обточенных на токарном станке брусков длиной 1,5-2 метра. Важно, чтобы они умещались на днище лодки, если она будет двигаться по воде при помощи подвесного мотора. В прорези, сделанные циркулярной пилой, нужно будет вставить плоские прямоугольные лопасти – по одной на каждое из двух весел. В случае если мотор откажет, весла «спасут положение» и рыбалка успешно продолжится.

Завершающим элементом отделки корпуса самодельной деревянной лодки может стать нанесение краской букв названия на борта.

Плоскодонная лодка ручной сборки

Изготовленная своими руками лодка из дерева станет прекрасным подспорьем любому отдыху на воде!

Читайте также: