Как сшить дорба казахский своими руками

Обновлено: 24.04.2024


По многочисленным просьбам выйдут 3 видео с пошаговой инструкцией, как кроить и шить Коржын от Zhanur. Будьте с .



Как и с чем пойти на кудалык? По королевски богатый набор для Кудалыка в красно-золотом оформлении

Необычайно роскошный набор на Кудалык красного цвета в золотом оформлении. Сдержанно, элегантно, и выглядит .



Очень красивый Коржын. Wedding basket decoration. Baby shower.

Здравствуйте, наши дорогие Друзья!❤️ Набор для Кудаларов! Красивый и стильный. Что положить и как красиво .

Здравствуйте дорогие мастера и мастерицы! Хочу показать свои поделки, с которыми мы сватали невесту. Это коржын, куда мы ложили подарки по казахским национальным традициям.

Здравствуйте дорогие мастера и мастерицы! Хочу показать свои поделки, с которыми мы сватали невесту. Это коржын, куда мы ложили подарки по казахским национальным традициям. (фото 1)

Сначала я сшила три коржына, потом оказалось ,что все не помещается, пришлось еще дошивать. Ткань- синтетический плотный велюр, тесьма, распечатка на специальной бумаге, изображение с которой переводилось на х/б ткань при помощи горячего утюга.

Сначала я сшила три коржына, потом оказалось ,что все не помещается, пришлось еще дошивать. Ткань- синтетический плотный велюр, тесьма, распечатка на специальной бумаге, изображение с которой переводилось на х/б ткань при помощи горячего утюга. (фото 2)

Такой конвертик по типу клатча я сшила для денег на калым.

Такой конвертик по типу клатча я сшила для денег на калым. (фото 3)

А эти мешочки так же вместо конвертов.

А эти мешочки так же вместо конвертов. (фото 4)

Этот мешочек сшила для сережек невесты на "Сырга салу".

Этот мешочек сшила для сережек невесты на

Бокалы я выкладывала раньше, вот к ним бутылка. Все уехало в г.Шымкент на той "Кыз узату".

Хочу поделиться своим плетением юрты. Очень здорова пойдёт для оформления подарка ко дню свадьбы.

Хочу поделиться своим плетением юрты. Очень здорова пойдёт для оформления подарка ко дню свадьбы. (фото 1)

Начинаем как обычно с плетения дна.

Начинаем как обычно с плетения дна. (фото 2)

МК юрты. Дорба. (фото 3)

У меня был заказ на большую юрту, поэтому она у меня в диаметре 50 см.

У меня был заказ на большую юрту, поэтому она у меня в диаметре 50 см. (фото 4)

После, подымаем стоечки.

После, подымаем стоечки. (фото 5)

Оплетаем. (фото 6)

Нам нужно оставить место для двери, в данном случаи я сделала 8 стоечек, но как потом выяснилось, дверь нужно было сделать чуточку шири, примерно на пару стоечек больше.

Нам нужно оставить место для двери, в данном случаи я сделала 8 стоечек, но как потом выяснилось, дверь нужно было сделать чуточку шири, примерно на пару стоечек больше. (фото 7)

МК юрты. Дорба. (фото 8)

МК юрты. Дорба. (фото 9)

Закончили низ. (фото 10)

Преступаем к верхней части. Берем трубочку, вставляем в неё проволоку формируем кольцо диаметром 13 см. После берём трубочки и делаем узелки, как показано на рисунке.

Преступаем к верхней части. Берем трубочку, вставляем в неё проволоку формируем кольцо диаметром 13 см. После берём трубочки и делаем узелки, как показано на рисунке. (фото 11)

Оплетаем. (фото 12)

МК юрты. Дорба. (фото 13)

МК юрты. Дорба. (фото 14)

Для удобства плетения, я приколола крышку к основанию.

Для удобства плетения, я приколола крышку к основанию. (фото 15)

Внутренняя часть. (фото 16)

МК юрты. Дорба. (фото 17)

МК юрты. Дорба. (фото 18)

МК юрты. Дорба. (фото 19)

Готова. (фото 20)

Когда дело дошло до шанырака, передо мной встал вопрос. Как сделать его твёрдым? ведь он будет служить ручкой для крышки. И тут меня осенило. Вообщем, берём 6 трубочек каждая по 18 см., вставляем в них проволоку, образуем из каждой небольшую дугу и вставляем между узелками, зажимаем пассатижами, лишнее откусываем щипцами. Получилась обалденна-твёрдая ручка. Готова.

Когда дело дошло до шанырака, передо мной встал вопрос. Как сделать его твёрдым? ведь он будет служить ручкой для крышки. И тут меня осенило. Вообщем, берём 6 трубочек каждая по 18 см., вставляем в них проволоку, образуем из каждой небольшую дугу и вставляем между узелками, зажимаем пассатижами, лишнее откусываем щипцами. Получилась обалденна-твёрдая ручка. Готова. (фото 21)

Наклеиваем готовые элементы орнамента на прозрачный клей момент. После пропитываем лаком 1: 1 с водой, даём хорошо просохнуть и ещё раз только уже без воды прокрашиваем изделия лаком. Готова.

Наклеиваем готовые элементы орнамента на прозрачный клей момент. После пропитываем лаком 1: 1 с водой, даём хорошо просохнуть и ещё раз только уже без воды прокрашиваем изделия лаком. Готова. (фото 22)

МК юрты. Дорба. (фото 23)

МК юрты. Дорба. (фото 24)

МК юрты. Дорба. (фото 25)

Диаметр юрты 40 см.

Диаметр юрты 40 см. (фото 26)

МК юрты. Дорба. (фото 27)

Это маленькая в диаметре 20 см.

Это маленькая в диаметре 20 см. (фото 28)

МК юрты. Дорба. (фото 29)

МК юрты. Дорба. (фото 30)

Спасибо за внимание! Может кому то пригодится моя идея для оформления подарков.

Ничего себе, национальные колориты! И форма то какая интересная получилась! Молодец Танюша!

Вау класс! Золотые руки! Здорово!


Очень здорово. Очень. очень. Вот это Юрта, не банальная шкатулочка, а чудо такое. А уж как чисто сплетено.

Татьяна, очень красивые работыИ очень аккуратное исполнениеСпасибо за МК

У меня нет слов одно восхищение Браво


Татьяна, шикарные работы, спасибо за МК.

Татьяна, очень красивые работы. исполнение супер .

Оболденно. А какой шикарный на Наурыз! Супер.

Спасибо за МК! Очень красиво!


Видела ваши юрты в Одноклассниках , очень понравились такая красивая и аккуратная работа в национальном колорите , вы, молодец юрты-шкатулки все красавицы.

Спасибо большое за МК!

ШИКАРНЕЙШИЕ ЮРТЫ. Я ВОСХИЩЕНА.

Танюша, у Вас очень красивые работы, а юрты выше всяких похвал. ЗдОрово.

спасибо! мне должно пригодиться очень красиво.

Танюша очень красивые работы

Ну ничего себе - это ж надо так придумать ! А исполнение какое чистое.

Я восхищена. такая красота.
и всё так ровненько, аккуратненько, ну оооочень красиво.

Рада познакомиться с землячкой! Классные работы. Не помню на каком сайте я их видела, может в ОК? Мы там пообщались. Ваши работы появились очень во время. Скоро свадьба у друга моего сына, теперь знаю что сделать.

Я то же очень рада знакомству, спасибо! Может вы видели мои работы в одноклассниках?

Как я калта на калжа готовила

Довелось мне на выходных побывать на казахском празднике калжа по приглашению своей коллеги Сауле. Прочитав в Интернете имеющуюся информацию, для себя поняла, что вообще, калжа празднуется через 40 дней после рождения ребенка. Но у семьи моей коллеги то время совпало со временем траура. Поэтому праздник перенесли. И спустя один год восемь месяцев со дня рождения, маленького Сулеймана пришли поздравить родственники и друзья в количестве, на минутку, 120 человек. Предназначение этого мероприятия – возблагодарение Аллаха за то, что он подарил им сына.

Прикосновение к другой культуре всегда интересно. Все по-другому. С порога заявляю: гостеприимство невероятное. Встретили как родную. И сначала, что стало для меня неожиданностью, усадили пить чай. Большой стол со сладостями встречал на входе. Когда все гости отведали горячий и ароматный напиток из белоснежных пиал, седовласый старейшина велел выключить музыку, все сложили ладони ковшиком, и он прочел молитву-напутствие на начало праздника.


Сулеймана Султанова встретили аплодисментами, хлопушками и приветствиями. Сам маленький герой праздника в национальном бархатном костюмчике сидел на руках у дедушки, как выяснилось позже, юбиляра, и не знал, что он сегодня самый главный.

За дедушкой с внуком с огромным подносом с конфетами шла мама малыша и одаривала выстроившихся в живой коридор гостей. Упавшие конфеты подбирали с пола женщины и ребятишки и бережно уносили в свои сумки, потому что, как мне пояснили, это добрый дар, на счастье получившим его людям.



После этого действа всех пригласили за столы. С левой стороны зала расположились мужчины, с правой – женщины. Ведущая славила той, юбиляра-дедушку и Сулеймана. Поздравлять выходили большими семьями. Прежде поздравления, танцевали. Были и песенные народные поздравления. Женщины старшего возраста почти все были в головных уборах – определенным образом повязанных платках, многие – в национальных костюмах.

Застолье шло своим чередом, закуски, горячее, женщины за столом в большинстве пили морс, лишь некоторые пригубили спиртного.


У сцены был подготовлен стол с калта. О том, что такое калта, я узнала от своей приятельницы Айгуль, за что ей спасибо большое. Она пояснила, что если я подготовлю калта, то уважу традиции казахского народа. Калта – это украшенный мешок с подарками для женщин клана. В него кладутся разные вкусности, красивости и полезности. Фрукты, вино, наряды, безделушки, сладости, платки, игрушки, сувениры и многое другое.

Калта по-русски я подготовила, но не дождалась, как это проходит на празднике, и тихонечко вручила подарок Сулейману и калта его замечательной маме, чтобы она им распорядилась. На что Сауле преподнесла мне шикарное блюдо для бешбармака с национальным орнаментом, платочек для старшей дочки, полотенце для мужа и подарочек для младшей. Я начала было отказываться, как так, по нашему, я же должна дарить, а не меня одаривать. На что хозяйка строго сказала – так положено, таков обычай. Не дождалась я и главного горячего – забитого к событию коня. Впрочем, после того обилия закусок и самых разных блюд, я вряд ли смогла бы проглотить еще хоть один кусочек. Все было невероятно вкусно.


А торопилась я потому, что, что калжа совпал с православным праздником Крещения, и мне необходимо было съездить в церковь. Но и за два часа празднования калжа я прочувствовала национальный колорит казахского обряда и гостеприимство его народа.

Современный казахский құдалық: киіт, қоржын, қалың мал.

Любовь двух молодых людей, которые созрели для создания семьи, в один момент превращается в куплю-продажу, которая оценивается бриллиантами, норковыми шубами, долларами, дорогими подарками и прочее. Сейчас стало модным дарить будущей невестке серьги с бриллиантами. Становится обидно, когда недавно клявшаяся тебе в вечной любви любимая девушка после предложения руки и сердца начинает загибать пальцы и перечислять, кому еще из близких родственников нужно подарить драгоценности со столь дорогими камушками.

Такой большой Казахстан, и такие разные традиции. Ни для кого не секрет, что кроме дорогих подарков родителям и родственникам невесты на юге страны за девушку принято требовать калым. Начинается он от 200 000 тенге до 5000 USD (15-20 000 USD был случай в Астане). Все зависит от степени образованности, крутости будущей невестки, от того, где и на какой должности она работает. Чем круче образование и работа, тем жестче калым. Спорить с этим бессмысленно, прежде чем писать этот пост, я списалась со своими подружками из ЮКО: они-то меня и просветили. Кроме этого, дочь моей соседки вышла замуж за парня из Кызылординской области. Матери за калым дали 150 000 тенге, девушка еще не окончила колледж, поэтому так мало. Это мне соседка объяснила позже.

Подруга, приехавшая на свадьбу моей дочери нынешней зимой, поразилась увиденному в наших краях. И она же рассказала, как прошлым летом мать забрала прямо со свадьбы свою дочь, за которую жених не смог отдать три-четыре норковой шубы, такое же количество брюликов. «Мы не знали, как себя вести, потому что мать подняла такой крик, но еще больше растерялись, когда она подбежала, взяла за руки дочь и ушла со свадьбы» — поражалась она. Жених был с Северного Казахстана, девушка – с Южного. Оба работали в городе нефтяников, где и познакомились. Разделяют нас только территории и диалекты, а какие-то никчемные безделушки стали камнем преткновения. И она же рассказала мне, как выдают дочерей в городе нефтяников: там ты везешь столько вещей, сколько тебе скажут везти – 40 так 40, 50 так 50, кроме этого, обязательно нужно везти 9 ковров. Размеры ковров тоже диктуют родственники девушки.

В Центральном Казахстане тоже не все так просто. Здесь за девушку не дают калым, но вместо этого «мал байлайды — привязывают лошадь», если же нет лошади, то дают столько денег, сколько эта лошадь стоит. В случае, если лошадь в доме имеется, родители невесты в любой момент могут ее забрать, а в каком виде – живой или заваленной — это уже вопрос частный. Знаю одного карагандинского чинушу, сын которого женился на чимкентской девушке. Так вот обе стороны чуть не убили друг-друга закидывая золотом и бриллиантами, до такой степени обе стороны хотели доказать, чья сторона круче. Ничем не уступает ЮКО наша Жана-Арка. Здесь издавна жили люди обеспеченные, потомки баев. Если они делают свадьбу, то они действительно делают. И неважно, за кого вышла замуж твоя дочь, но если жених оттуда, то выражение «ООО! Ммм!» тебе уже обеспечено. Это означает, что уже все не так просто. Это я поняла после того, как оказалась в этих краях после Алма-Аты. Кстати, именно в Карагандинской области появился впервые свадебный термин «проститутка шапан» — так называют камзолы и чапаны, которые не отторочены дорогим мехом, такие «п» чапаны в обилии продают на барахолках всех городов. Сейчас такие чапаны и камзолы в сумки не кладут: ұят болады).

В Павлодарской области родственники девушки шьют специальные сумки – қоржын, куда кладут всякого рода безделушки: бижутерию, платки, мелкие побрякушки – раздать женщинам, сидящим на церемонии, те отдают их своим дочерям-чтобы те тоже удачно вышли замуж, а с другой стороны – подарки родителям жениха: чапаны, камзолы, платки, костюмы, печатки, сережки (можно и с брюликами) кроме того, в дополнение к этому идут дорогой коньяк, водка, сладости, фрукты.

Поразил меня Кокшетау, где в прошлом году я была на свадьбе. Там маме невесты вручили конверт с деньгами, сумму я говорить не буду, потому что она была такая смешная, что лучше бы уж не давали (хотя семья была состоятельная) ящик водки и все другие вышеперечисленные причиндалы (ковер, золото, тряпки и т.п.). Просто слово «қоржын» было заменено на «қалта». Как–то так. При чем тут ящик водки, я так и не поняла.

Конечно, не все в этом мире продается. Есть такие родители, для кого мнение посторонних людей или родственников не играет никакой роли. Такие родители сразу оговаривают вопросы калыма или подарков. Акцент делается на молодых: практичные родители скидываются и дарят детям квартиру, машину, отправляют в свадебное путешествие, или же кладут деньги на депозит, на первоначальный взнос для арендного жилья.

Естественно, родителям, которые растили и лелеяли дочь, непросто отдавать ее в чужой дом, мотивируя это тем, что она там будет работать не покладая рук, рожать детей и чтить родителей мужа. И многие спекулируя старыми обычаями стараются подороже продать свою дочь, при этом не думая, а как же сторона жениха отреагирует на это? Ведь не все женихи имеют возможность на покупку трех норковых шуб и пяти колец с бриллиантами? Что делать в том случае, если парень – сирота? Простой работяга, а не крутой баловень судьбы и единственный ребенок у родителей? Или он живет с одной лишь мамой? Папой? Бабушкой-дедушкой? Не жениться? Копить на калым? Ну конечно, вопрос двоякий: кто-то скажет, он должен был подумать раньше, кто-то скажет, пусть берет кредит, а кто-то вообще скажет: заберу дочь. Отсюда – неравные браки, старые девы, обрюзглые холостяки и ненависть ко всему миру. Да и гарантии, что жена, за которую ты отдал столько калыма, будет тебе после свадьбы той самой, о которой ты мечтал – тоже нет. Ведь не каждая жена выдержит, пока закончится кредит, взятый им на оплату калыма.

В общем, сидим мы с подругой и думаем: на что копить, на калым или на старость? Не знаю, время покажет. Может быть, наши дети окажутся намного практичнее своих родителей и заявят о решении не делать свадьбу на 300 человек, а попросту поехать на миленький остров, чтобы увидеть мир, который такой большой и такой разный? Ох, как же тяжело)

«Коржын» с подарками – интересный казахский обычай


Очень многие традиции, которые переходят из поколения в поколение, со временем изменяются, иногда, как это не печально – забываются. Мне кажется, очень важно помнить обычаи и традиции своих предков. Хочу поделится историей о том, как я узнала об одной из интересных и необычных, на мой взгляд, национальных казахских традиций.

Летом я ездила в гости к бабушке в г. Павлодар. Там я побывала на одном замечательном праздничном мероприятии, которое было посвящено празднованию дня рождения моей племяницы. Ей исполнился один год.

Поскольку моя бабушка (татарка по национальности) живет в Казахстане, то она соблюдает многие казахские традиции. Так, день рождения моей племянницы провели по одной из давних казахских традиций, которая и на сегодняшней день остается актуальной. Празднование проходило в доме у нашей бабушки, где собрались все близкие и родные.

Самым главным атрибутом торжества являлась необычная корзина – «коржын». Сначала я даже не понимала, что принесла моя тетя. «Коржын» в переводе с современного казахского языка – сумка или корзина с подарками, которые готовятся специально для праздника.


Рис. 1. «Коржын» – корзина с подарками ко дню рождения

Бабушка заранее дала «задание» приготовить корзину с подарками своей старшей дочери, нашей самой старшей тете. Самое интересное – это то, что подарки в данном случае предназначалась не именнинице, а всем присутсвующим на ее дне рождения гостям.

…Позже я заинтересовалась происхождением этого обычая, и вот что выяснила. Слово «коржын» происходит от турецкого (с арабскими корнями) слова «хурджин», которым обозначали переметные дорожные сумы, сшитые из ткани или кожи. Хурджины использовались с давних времен у восточных народов для транспортировки сельскохозяйственных продуктов. Хурджинами нагружали верблюдов, «несших свой груз в больших караванах»[1]. Часто эти переметные сумы упоминаются в сказках восточных народов. Вот, к примеру, отрывок из грузинской народной сказки «Царь и крестьянская дочь»: «Однажды на окраине города остановились на ночевку пастухи, перегонявшие скот на горные пастбища. Распрягли они коней, сняли с них тяжелые хурджины…»[2].

Поинтересовавшись, сохранилась ли на сегодняшний момент традиция использования хурджина у кочевых народов, я выяснила, что он по-прежнему в ходу (рис. 2). Это может быть, например, «сума, сотканная ковровой техникой из разноцветных шерстяных волокон и украшенная бубенчиками»[3].


Рис. 2. Верблюды с хурджинами

…Итак, казахская «коржын» произошла от арабского и затем турецкого «хурджина». Видимо, уже в наши дни в казахском языке произошла мутация, переосмысление слова. Поскольку слово «коржын» очень похоже на русское слово «корзина», всё чаще им стали обозначать не тканые или кожаные переметные сумы, а корзины, наполненные подарками. И реально заменяют сумку именно корзиной. Но и сумки-«коржины» тоже сохранились. Сейчас существует традиция символично преподносить подарки либо в плетеной корзине, либо в сумке, сшитой из тонкой войлочной материи белого цвета, отделанной казахским национальным орнаментом. Сумка эта может выглядеть, например, как на рисунке 3. Обычай поднесения подарков в такой сумке в Казахстане еще называют «тойбастар».


Рис. 3. «Коржын» – сумка для подарков при сватовстве

«Коржын» традиционно наполяют различными подарками (украшения, игрушки, сувениры и др.), на дно можно положить монеты. Если семейный бюджет позволяет, то можно положить и золотые украшения. Такие подарочки должны, как говорится, «радовать глаз», и их дарят с пожеланием счастья и удачи гостю. В самый разгар торжества, будь то свадьба или юбилей, когда все гости в сборе, человек, который готовил «коржын», выносит его к гостям под веселую музыку, танцы и восхищенные аплодисменты присутствующих.

Как мне рассказали, приготовить корзину с подарками можно на любое праздничное мероприятие, особенно эта традиция распространена на свадьбах. В таких случаях корзину, как правило, готовят самые близкие родственники (мать или сестра) со стороны невесты. По традиции казахов, сватать невесту идут с «коржын», наполненной подарками для родственников невесты.

Нечто похожее происходило и на нашем празднике. Тетя выносит «коржын», мой дядя играет на баяне, все гости танцуют, хлопают в ладоши, сопровождая корзину. Как мне сказали, всё это для того, чтобы ребенок в жизни был счастлив, чтобы его окружало добро и веселье. Поскольку мне показалось это очень интересным, я взяла в руки камеру и начала снимать наше торжество. Гости веселились, очень радовались появлению «коржын». А я была рада тому, что мне посчастливилось наблюдать за этим интереснейшим обычаем.

Чтобы открыть «коржын», хозяйка дома (моя бабушка) должна была выбрать человека, который является уважаемым и одним из старших. Право открыть праздничную корзину выпало самой старшей гостье, бабушкиной подруге, которая первая получила из корзины подарок – очень красивый материал. Дальше тот, кто готовил «коржын», сам должен был раздать подарки присутствующим гостям.

Корзина наполнена различными подарками – от крупных до мелких, которые можно подарить взрослым, как мужчинам так и женщинам, а также детям. Эти сувениры обязательно нужно подарить всем. Мне подарили красивый веер, чему я была очень рада. Также родственники передают подарки семьям, которые отсутствуют на празднике. Например, поскольку моей мамы не было на дне рождения, ей передади коробку конфет. Но вот уже все получили подарки. В «коржыне» после этого еще осталось много мелких сувенирчиков, в основном это были игрушки. Бабушка высыпала всё на круглый стол, и дети выбирали себе то, что им понравилось.

Мне было очень интересно, так как я впервые побывала на такой церемонии. Думаю, что эта традиция станет частой в нашей жизни, ведь «корзина с подарками» приносит немало радости и счастья!

Хранитель добра и уюта

Рецепты семейного счастья люди придумывают сами. Многие верят, что сохранить любовь и теплые отношения помогут домашние обереги. Их мастерят своими руками, принимают в качестве подарка или попросту покупают. Какой из этих способов самый лучший, как пропитать амулет своей энергетической силой, сколько времени уйдет на изготовление и стоит ли браться за дело непрофессионалу?


Об этом нам рассказала Галина Килишова, которая всерьез увлеклась изготовлением казахских тумаров (амулетов). Но для того чтобы начать их делать, ей пришлось ознакомиться с историей. Ведь каждая деталь в тумаре и каждый узор имеет свое определенное значение.

23-летняя девушка подробно изучила основы, причем, не выходя из дома. В интернете на эту тему достаточно информации. Занимается их изготовлением она всего пару месяцев, думала для души, но стала зарабатывать. Ее обереги хорошо покупают. И даже успела поучаствовать на ярмарке мастеров, которая была организована на новой площади 22 марта.

Тумары сегодня действительно в моде. Пожалуй, уже нет такой квартиры или дома, где не висел бы национальный оберег, который не только успешно отгонял бы от дома все плохое, но еще и служил бы интересным декоративным украшением. Конечно, можно купить заводского производства, таких сейчас много, но будет ли в нем та магическая сила и положительная энергетика, которую может вложить в вещи только настоящий мастер.

– Каждый тумар я делаю с настроением, с любовью, – говорит Галя. – Ведь в первую очередь работаю для души, а там уже как получится. Если купят, то хорошо, если нет – можно просто подарить.

Времени на их изготовление у Галины достаточно: она пока не работает, ухаживает за маленьким ребенком. Как только появляется свободная минута, берет в руки нитки, иголки и куски ткани.

Тумары всегда выполнялись из подручных материалов. У кочевых народов – это кости, перья и когти птиц, кусочки кожи. Впрочем, в ход шло все, что можно было наделить волшебной силой. Например, раньше хозяйки украшали дом кистями из разноцветных ниток – шашак. Визуально они напоминали звезды, мерцающие на небосводе. Стены, в свою очередь, обвешивали коврами, с яркими узорами и цветами, сотканными вручную. Каждый узор обладал своим оберегающим смыслом. Такие ковры назывались тускииз. Еще одной интересной деталью было то, что к тускиизу пришивали перья филина.

Как я калта на калжа готовила

Довелось мне на выходных побывать на казахском празднике калжа по приглашению своей коллеги Сауле. Прочитав в Интернете имеющуюся информацию, для себя поняла, что вообще, калжа празднуется через 40 дней после рождения ребенка. Но у семьи моей коллеги то время совпало со временем траура. Поэтому праздник перенесли. И спустя один год восемь месяцев со дня рождения, маленького Сулеймана пришли поздравить родственники и друзья в количестве, на минутку, 120 человек. Предназначение этого мероприятия – возблагодарение Аллаха за то, что он подарил им сына.

Прикосновение к другой культуре всегда интересно. Все по-другому. С порога заявляю: гостеприимство невероятное. Встретили как родную. И сначала, что стало для меня неожиданностью, усадили пить чай. Большой стол со сладостями встречал на входе. Когда все гости отведали горячий и ароматный напиток из белоснежных пиал, седовласый старейшина велел выключить музыку, все сложили ладони ковшиком, и он прочел молитву-напутствие на начало праздника.


Сулеймана Султанова встретили аплодисментами, хлопушками и приветствиями. Сам маленький герой праздника в национальном бархатном костюмчике сидел на руках у дедушки, как выяснилось позже, юбиляра, и не знал, что он сегодня самый главный.

За дедушкой с внуком с огромным подносом с конфетами шла мама малыша и одаривала выстроившихся в живой коридор гостей. Упавшие конфеты подбирали с пола женщины и ребятишки и бережно уносили в свои сумки, потому что, как мне пояснили, это добрый дар, на счастье получившим его людям.



После этого действа всех пригласили за столы. С левой стороны зала расположились мужчины, с правой – женщины. Ведущая славила той, юбиляра-дедушку и Сулеймана. Поздравлять выходили большими семьями. Прежде поздравления, танцевали. Были и песенные народные поздравления. Женщины старшего возраста почти все были в головных уборах – определенным образом повязанных платках, многие – в национальных костюмах.

Застолье шло своим чередом, закуски, горячее, женщины за столом в большинстве пили морс, лишь некоторые пригубили спиртного.


У сцены был подготовлен стол с калта. О том, что такое калта, я узнала от своей приятельницы Айгуль, за что ей спасибо большое. Она пояснила, что если я подготовлю калта, то уважу традиции казахского народа. Калта – это украшенный мешок с подарками для женщин клана. В него кладутся разные вкусности, красивости и полезности. Фрукты, вино, наряды, безделушки, сладости, платки, игрушки, сувениры и многое другое.

Калта по-русски я подготовила, но не дождалась, как это проходит на празднике, и тихонечко вручила подарок Сулейману и калта его замечательной маме, чтобы она им распорядилась. На что Сауле преподнесла мне шикарное блюдо для бешбармака с национальным орнаментом, платочек для старшей дочки, полотенце для мужа и подарочек для младшей. Я начала было отказываться, как так, по нашему, я же должна дарить, а не меня одаривать. На что хозяйка строго сказала – так положено, таков обычай. Не дождалась я и главного горячего – забитого к событию коня. Впрочем, после того обилия закусок и самых разных блюд, я вряд ли смогла бы проглотить еще хоть один кусочек. Все было невероятно вкусно.


А торопилась я потому, что, что калжа совпал с православным праздником Крещения, и мне необходимо было съездить в церковь. Но и за два часа празднования калжа я прочувствовала национальный колорит казахского обряда и гостеприимство его народа.

Современный казахский құдалық: киіт, қоржын, қалың мал.

Любовь двух молодых людей, которые созрели для создания семьи, в один момент превращается в куплю-продажу, которая оценивается бриллиантами, норковыми шубами, долларами, дорогими подарками и прочее. Сейчас стало модным дарить будущей невестке серьги с бриллиантами. Становится обидно, когда недавно клявшаяся тебе в вечной любви любимая девушка после предложения руки и сердца начинает загибать пальцы и перечислять, кому еще из близких родственников нужно подарить драгоценности со столь дорогими камушками.

Такой большой Казахстан, и такие разные традиции. Ни для кого не секрет, что кроме дорогих подарков родителям и родственникам невесты на юге страны за девушку принято требовать калым. Начинается он от 200 000 тенге до 5000 USD (15-20 000 USD был случай в Астане). Все зависит от степени образованности, крутости будущей невестки, от того, где и на какой должности она работает. Чем круче образование и работа, тем жестче калым. Спорить с этим бессмысленно, прежде чем писать этот пост, я списалась со своими подружками из ЮКО: они-то меня и просветили. Кроме этого, дочь моей соседки вышла замуж за парня из Кызылординской области. Матери за калым дали 150 000 тенге, девушка еще не окончила колледж, поэтому так мало. Это мне соседка объяснила позже.

Подруга, приехавшая на свадьбу моей дочери нынешней зимой, поразилась увиденному в наших краях. И она же рассказала, как прошлым летом мать забрала прямо со свадьбы свою дочь, за которую жених не смог отдать три-четыре норковой шубы, такое же количество брюликов. «Мы не знали, как себя вести, потому что мать подняла такой крик, но еще больше растерялись, когда она подбежала, взяла за руки дочь и ушла со свадьбы» — поражалась она. Жених был с Северного Казахстана, девушка – с Южного. Оба работали в городе нефтяников, где и познакомились. Разделяют нас только территории и диалекты, а какие-то никчемные безделушки стали камнем преткновения. И она же рассказала мне, как выдают дочерей в городе нефтяников: там ты везешь столько вещей, сколько тебе скажут везти – 40 так 40, 50 так 50, кроме этого, обязательно нужно везти 9 ковров. Размеры ковров тоже диктуют родственники девушки.

В Центральном Казахстане тоже не все так просто. Здесь за девушку не дают калым, но вместо этого «мал байлайды — привязывают лошадь», если же нет лошади, то дают столько денег, сколько эта лошадь стоит. В случае, если лошадь в доме имеется, родители невесты в любой момент могут ее забрать, а в каком виде – живой или заваленной — это уже вопрос частный. Знаю одного карагандинского чинушу, сын которого женился на чимкентской девушке. Так вот обе стороны чуть не убили друг-друга закидывая золотом и бриллиантами, до такой степени обе стороны хотели доказать, чья сторона круче. Ничем не уступает ЮКО наша Жана-Арка. Здесь издавна жили люди обеспеченные, потомки баев. Если они делают свадьбу, то они действительно делают. И неважно, за кого вышла замуж твоя дочь, но если жених оттуда, то выражение «ООО! Ммм!» тебе уже обеспечено. Это означает, что уже все не так просто. Это я поняла после того, как оказалась в этих краях после Алма-Аты. Кстати, именно в Карагандинской области появился впервые свадебный термин «проститутка шапан» — так называют камзолы и чапаны, которые не отторочены дорогим мехом, такие «п» чапаны в обилии продают на барахолках всех городов. Сейчас такие чапаны и камзолы в сумки не кладут: ұят болады).

В Павлодарской области родственники девушки шьют специальные сумки – қоржын, куда кладут всякого рода безделушки: бижутерию, платки, мелкие побрякушки – раздать женщинам, сидящим на церемонии, те отдают их своим дочерям-чтобы те тоже удачно вышли замуж, а с другой стороны – подарки родителям жениха: чапаны, камзолы, платки, костюмы, печатки, сережки (можно и с брюликами) кроме того, в дополнение к этому идут дорогой коньяк, водка, сладости, фрукты.

Поразил меня Кокшетау, где в прошлом году я была на свадьбе. Там маме невесты вручили конверт с деньгами, сумму я говорить не буду, потому что она была такая смешная, что лучше бы уж не давали (хотя семья была состоятельная) ящик водки и все другие вышеперечисленные причиндалы (ковер, золото, тряпки и т.п.). Просто слово «қоржын» было заменено на «қалта». Как–то так. При чем тут ящик водки, я так и не поняла.

Конечно, не все в этом мире продается. Есть такие родители, для кого мнение посторонних людей или родственников не играет никакой роли. Такие родители сразу оговаривают вопросы калыма или подарков. Акцент делается на молодых: практичные родители скидываются и дарят детям квартиру, машину, отправляют в свадебное путешествие, или же кладут деньги на депозит, на первоначальный взнос для арендного жилья.

Естественно, родителям, которые растили и лелеяли дочь, непросто отдавать ее в чужой дом, мотивируя это тем, что она там будет работать не покладая рук, рожать детей и чтить родителей мужа. И многие спекулируя старыми обычаями стараются подороже продать свою дочь, при этом не думая, а как же сторона жениха отреагирует на это? Ведь не все женихи имеют возможность на покупку трех норковых шуб и пяти колец с бриллиантами? Что делать в том случае, если парень – сирота? Простой работяга, а не крутой баловень судьбы и единственный ребенок у родителей? Или он живет с одной лишь мамой? Папой? Бабушкой-дедушкой? Не жениться? Копить на калым? Ну конечно, вопрос двоякий: кто-то скажет, он должен был подумать раньше, кто-то скажет, пусть берет кредит, а кто-то вообще скажет: заберу дочь. Отсюда – неравные браки, старые девы, обрюзглые холостяки и ненависть ко всему миру. Да и гарантии, что жена, за которую ты отдал столько калыма, будет тебе после свадьбы той самой, о которой ты мечтал – тоже нет. Ведь не каждая жена выдержит, пока закончится кредит, взятый им на оплату калыма.

В общем, сидим мы с подругой и думаем: на что копить, на калым или на старость? Не знаю, время покажет. Может быть, наши дети окажутся намного практичнее своих родителей и заявят о решении не делать свадьбу на 300 человек, а попросту поехать на миленький остров, чтобы увидеть мир, который такой большой и такой разный? Ох, как же тяжело)

«Коржын» с подарками – интересный казахский обычай


Очень многие традиции, которые переходят из поколения в поколение, со временем изменяются, иногда, как это не печально – забываются. Мне кажется, очень важно помнить обычаи и традиции своих предков. Хочу поделится историей о том, как я узнала об одной из интересных и необычных, на мой взгляд, национальных казахских традиций.

Летом я ездила в гости к бабушке в г. Павлодар. Там я побывала на одном замечательном праздничном мероприятии, которое было посвящено празднованию дня рождения моей племяницы. Ей исполнился один год.

Поскольку моя бабушка (татарка по национальности) живет в Казахстане, то она соблюдает многие казахские традиции. Так, день рождения моей племянницы провели по одной из давних казахских традиций, которая и на сегодняшней день остается актуальной. Празднование проходило в доме у нашей бабушки, где собрались все близкие и родные.

Самым главным атрибутом торжества являлась необычная корзина – «коржын». Сначала я даже не понимала, что принесла моя тетя. «Коржын» в переводе с современного казахского языка – сумка или корзина с подарками, которые готовятся специально для праздника.


Рис. 1. «Коржын» – корзина с подарками ко дню рождения

Бабушка заранее дала «задание» приготовить корзину с подарками своей старшей дочери, нашей самой старшей тете. Самое интересное – это то, что подарки в данном случае предназначалась не именнинице, а всем присутсвующим на ее дне рождения гостям.

…Позже я заинтересовалась происхождением этого обычая, и вот что выяснила. Слово «коржын» происходит от турецкого (с арабскими корнями) слова «хурджин», которым обозначали переметные дорожные сумы, сшитые из ткани или кожи. Хурджины использовались с давних времен у восточных народов для транспортировки сельскохозяйственных продуктов. Хурджинами нагружали верблюдов, «несших свой груз в больших караванах»[1]. Часто эти переметные сумы упоминаются в сказках восточных народов. Вот, к примеру, отрывок из грузинской народной сказки «Царь и крестьянская дочь»: «Однажды на окраине города остановились на ночевку пастухи, перегонявшие скот на горные пастбища. Распрягли они коней, сняли с них тяжелые хурджины…»[2].

Поинтересовавшись, сохранилась ли на сегодняшний момент традиция использования хурджина у кочевых народов, я выяснила, что он по-прежнему в ходу (рис. 2). Это может быть, например, «сума, сотканная ковровой техникой из разноцветных шерстяных волокон и украшенная бубенчиками»[3].


Рис. 2. Верблюды с хурджинами

…Итак, казахская «коржын» произошла от арабского и затем турецкого «хурджина». Видимо, уже в наши дни в казахском языке произошла мутация, переосмысление слова. Поскольку слово «коржын» очень похоже на русское слово «корзина», всё чаще им стали обозначать не тканые или кожаные переметные сумы, а корзины, наполненные подарками. И реально заменяют сумку именно корзиной. Но и сумки-«коржины» тоже сохранились. Сейчас существует традиция символично преподносить подарки либо в плетеной корзине, либо в сумке, сшитой из тонкой войлочной материи белого цвета, отделанной казахским национальным орнаментом. Сумка эта может выглядеть, например, как на рисунке 3. Обычай поднесения подарков в такой сумке в Казахстане еще называют «тойбастар».


Рис. 3. «Коржын» – сумка для подарков при сватовстве

«Коржын» традиционно наполяют различными подарками (украшения, игрушки, сувениры и др.), на дно можно положить монеты. Если семейный бюджет позволяет, то можно положить и золотые украшения. Такие подарочки должны, как говорится, «радовать глаз», и их дарят с пожеланием счастья и удачи гостю. В самый разгар торжества, будь то свадьба или юбилей, когда все гости в сборе, человек, который готовил «коржын», выносит его к гостям под веселую музыку, танцы и восхищенные аплодисменты присутствующих.

Как мне рассказали, приготовить корзину с подарками можно на любое праздничное мероприятие, особенно эта традиция распространена на свадьбах. В таких случаях корзину, как правило, готовят самые близкие родственники (мать или сестра) со стороны невесты. По традиции казахов, сватать невесту идут с «коржын», наполненной подарками для родственников невесты.

Нечто похожее происходило и на нашем празднике. Тетя выносит «коржын», мой дядя играет на баяне, все гости танцуют, хлопают в ладоши, сопровождая корзину. Как мне сказали, всё это для того, чтобы ребенок в жизни был счастлив, чтобы его окружало добро и веселье. Поскольку мне показалось это очень интересным, я взяла в руки камеру и начала снимать наше торжество. Гости веселились, очень радовались появлению «коржын». А я была рада тому, что мне посчастливилось наблюдать за этим интереснейшим обычаем.

Чтобы открыть «коржын», хозяйка дома (моя бабушка) должна была выбрать человека, который является уважаемым и одним из старших. Право открыть праздничную корзину выпало самой старшей гостье, бабушкиной подруге, которая первая получила из корзины подарок – очень красивый материал. Дальше тот, кто готовил «коржын», сам должен был раздать подарки присутствующим гостям.

Корзина наполнена различными подарками – от крупных до мелких, которые можно подарить взрослым, как мужчинам так и женщинам, а также детям. Эти сувениры обязательно нужно подарить всем. Мне подарили красивый веер, чему я была очень рада. Также родственники передают подарки семьям, которые отсутствуют на празднике. Например, поскольку моей мамы не было на дне рождения, ей передади коробку конфет. Но вот уже все получили подарки. В «коржыне» после этого еще осталось много мелких сувенирчиков, в основном это были игрушки. Бабушка высыпала всё на круглый стол, и дети выбирали себе то, что им понравилось.

Мне было очень интересно, так как я впервые побывала на такой церемонии. Думаю, что эта традиция станет частой в нашей жизни, ведь «корзина с подарками» приносит немало радости и счастья!

Хранитель добра и уюта

Рецепты семейного счастья люди придумывают сами. Многие верят, что сохранить любовь и теплые отношения помогут домашние обереги. Их мастерят своими руками, принимают в качестве подарка или попросту покупают. Какой из этих способов самый лучший, как пропитать амулет своей энергетической силой, сколько времени уйдет на изготовление и стоит ли браться за дело непрофессионалу?


Об этом нам рассказала Галина Килишова, которая всерьез увлеклась изготовлением казахских тумаров (амулетов). Но для того чтобы начать их делать, ей пришлось ознакомиться с историей. Ведь каждая деталь в тумаре и каждый узор имеет свое определенное значение.

23-летняя девушка подробно изучила основы, причем, не выходя из дома. В интернете на эту тему достаточно информации. Занимается их изготовлением она всего пару месяцев, думала для души, но стала зарабатывать. Ее обереги хорошо покупают. И даже успела поучаствовать на ярмарке мастеров, которая была организована на новой площади 22 марта.

Тумары сегодня действительно в моде. Пожалуй, уже нет такой квартиры или дома, где не висел бы национальный оберег, который не только успешно отгонял бы от дома все плохое, но еще и служил бы интересным декоративным украшением. Конечно, можно купить заводского производства, таких сейчас много, но будет ли в нем та магическая сила и положительная энергетика, которую может вложить в вещи только настоящий мастер.

– Каждый тумар я делаю с настроением, с любовью, – говорит Галя. – Ведь в первую очередь работаю для души, а там уже как получится. Если купят, то хорошо, если нет – можно просто подарить.

Времени на их изготовление у Галины достаточно: она пока не работает, ухаживает за маленьким ребенком. Как только появляется свободная минута, берет в руки нитки, иголки и куски ткани.

Тумары всегда выполнялись из подручных материалов. У кочевых народов – это кости, перья и когти птиц, кусочки кожи. Впрочем, в ход шло все, что можно было наделить волшебной силой. Например, раньше хозяйки украшали дом кистями из разноцветных ниток – шашак. Визуально они напоминали звезды, мерцающие на небосводе. Стены, в свою очередь, обвешивали коврами, с яркими узорами и цветами, сотканными вручную. Каждый узор обладал своим оберегающим смыслом. Такие ковры назывались тускииз. Еще одной интересной деталью было то, что к тускиизу пришивали перья филина.

Читайте также: