Как сшить файшонку

Обновлено: 25.04.2024

"Файшонка" Файшонка (фальшонка) — головной убор замужних женщин, представлявший собой ажурную косынку, плетенную из черных шелковых или хлопчатобумажных нитей. Концы файшонки завязывали сзади бантом или соединяли на затылке, перевязывая лентой с бантом. Файшонка появилась в народном быту в середине XIX в. в пригородных и торговых селах. И.И.Шангина Русский традиционный быт, 2003 2) "Производство файшонок быстро развивалось. В одном только Суксуне кружевоплетением занималось до 400 мастериц, а всего по Пермской губернии 2716 человек." Фефилова, Татьяна Юрьевна. Костюм горнозаводского Урала как социокультурное явление : диссертация . кандидата культурологии, Екатеринбург, 2006 3) В начале XX века в моду у молодых женщин вошла «шлычка на шиш», которая надевалась на пучок волос и прикалывалась блестящей шпилькой. Вот как рисует облик Аксиньи М.А. Шолохов в романе «Тихий Дон»: «Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка…». Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку. Это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос, с концами, которые завязывались сзади бантом, очень украшала женщину. Все женщины носили платки и шали. Голову и плечи покрывали красивыми шелковыми и тонкими шерстяными шалями с бахромой и ярким рисунком на красном, белом, зеленом фоне. Сквозь узорный рисунок черных шалей коклюшной работы красиво выделялись цветные кофты. В праздники и просто на выход надевали плетеные коклюшечные шарфы и косынки с замысловатыми узорами, в основном черного цвета. Носили также шарфы и косынки бежевого цвета, но реже. «Григорий, сидевший возле тяжелого - в голубых слинялых цветах -сундука, глянул на нее. Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая, розовеющая ямка». Коклюшечными косынками с длинными концами покрывали голову, а концы перебрасывали крест-накрест через плечи. Иногда один конец косынки обматывали вокруг шеи и подтыкали, а второй - свободно свисал. Так же повязывали и коклюшечный шарф. К нарядному платью или костюму надевали черную ажурную шелковую коклюшечную косынку, завязанную головкой на половину головы или ну пучок волос набрасывали косынку и завязывали бантом снизу, под пучком волос концы косынки красиво свисали. Коклюшечная косынка была модна в России в 60-х годах XIX века. Поскольку она не только искусно повязывалась, но и прикалывалась к волосам, ее еще называли наколкой. У светских дам черная кружевная наколка называлась фаншоном, а на Дону - файшонка. В 70-х годах XIX века в России мода на фаншон прошла, а донским казачкам файшонка настолько полюбилась, что, как и шлычка, стала частью традиционного казачьего народного костюма. Тищенко Алина "Образ донской казачки конца XIX-начала XX века" 4) Хвальшонка - то же, что хваньшонка, файшонка. Подбабошник - женская прическа после выхода замуж. То же, что "плетёнки". А у нас: файшонка и шлычок. Файшонка - то же, что фаньжон. Фаньжон (хваньжон) - фаржон - жен.головн.убор, колпак. См. хваньшон. (Тагил, Верхотурье: плетеная кружевная косынка) А.В.Миртов "Донской словарь", Ростов-на-Дону, 1929 5) Преимущественно черного цвета легковесные файшонки имели по краям фигурные фестоны. Черный фон контрастировал с цветом лица казачки, что еще более подчеркивало нарядность головного убора. Кружевные косынки и наколки могли крепиться на шлычку с помощью шпилек. Ярошенко, Ирина Викторовна. История традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX - начала XX веков : диссертация, 2002 6) Большой любовью у казачек в конце XIX века в начале XX века пользовались «файшонки» - черные шелковые кружевные косынки, шарфы коклюшной работы. При этом Дону сохраняется устойчивая традиция покрытия волос, тщательно собранных и закрученных в пучок на затылке. Казачки не отказываются от «шлычек», «файшонок», «лионских» и коклюшных шарфов, косынок. Ими также повсеместно используются платки, шали в качестве праздничного и будничного основного головного убора. 7) У светских дам черная кружевная наколка называлась фаншоном, а на Дону - файшонка. В 70-х годах XIX века в России мода на фаншон прошла, а донским казачкам файшонка настолько полюбилась, что, как и шлычка, стала частью традиционного казачьего народного костюма. Горблянская, Ксения Юрьевна. Искусство донского женского казачьего костюма XVIII - начала XX вв., диссертация, 2004 8) Фальшонка, файшонка - «кружевная или тюлевая бабы носили. Как вязаный и назывался шарф, быват, этот так косынка - И повойники файшонка косяком. Повойник кокошником; повойник оденут, файшонку оденут. Файшонку, ага, наденут; Повойник я и счас ношу Повойник или фальшонку» Тараканова, Д.А. "Символический компонент значения диалектного слова : на материале говоров Среднего Приобья"

Сегодня прекрасный весенний праздник женственности, нежности и любви! Мы сердечно поздравляем вас с 8 Марта! Пусть судьба отблагодарит вас женским счастьем, удачей, преданностью любимых людей и любовью родных и близких. Пусть яркая звезда освещает ваш жизненный путь, пусть жизнь ваша будет такой же яркой как радуга, лёгкий танец весенних солнечных лучей манит исполнением желаний, закружит окрыляющей удачей, а робкий южный ветер окутает нежным теплом, наполнит простой и ясной радостью и принесёт

Старообрядческая лавка народных промыслов

Старообрядческая лавка народных промыслов

Старообрядческая лавка народных промыслов запись закреплена

Головные уборы казачек. Файшонка

Файшонку имели право надевать только замужние казачки. Файшонка представляет из себя шелковую черную кружевную косынку коклюшной работы, связанную по форме узла волос с концами, которые завязывались сзади бантом. Наверняка многие помнят образ Натальи из кинофильма "Тихий Дон" - коклюшная шаль была частью ее наряда.

Есть мнение, что файшонка - своеобразная уловка замужних казачек. Ходить в церковь с непокрытой головой нельзя, а прятать волосы целиком под платок хотелось не каждой. Поэтому и появился такой интересный головной убор - и обычаи соблюдены, и красавица довольна.

Анастасия Арнаут

Вологодское, Вятское, Елецкое ручное кружево

Вологодское, Вятское, Елецкое ручное кружево

Вологодское, Вятское, Елецкое ручное кружево запись закреплена

Одна из моих заказчиц попросила сплести черную косынку. как у Натальи в Тихом Доне, заинтересовалась этим вопросом и нашла вот такую информацию про кружевные косынки у казачек:
«Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку. Это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос с концами, которые завязывались сзади бантом, очень украшала женщину. Файшонка состояла из шапочки на «куль», наподобие русского сборника, и двух полос (скорее, напоминающих лопасти) — «хвостов»; в «хвосты» для сохранения формы вставлялись кости. Файшонки были распространены на Среднем и Нижнем Дону и на Донце.»
«Носили и кружевные черные шали, и полушалки коклюшной работы. Полушалок, накинутый на голову, очень напоминает испанскую мантилью. Почти у каждой женщины на Верхнем Дону была коклюшная шаль или косынка, но плести на коклюшках умели не все. И работа мастериц — коклюшниц пользовалась большим спросом.

Галина Ланкина

Читала, что файшонка (фальшонка) - это уловка, хитрость женщин казачек. Поскольку в церковь не принято заходить с непокрытой головой, а платок не хотелось повязывать, красоту прятать. Вот женщины и изобрели файшонки - и волосы прикрыты и красота не страдает

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация была выполнена в результате изучения материала по кружевоплетению, истории костюма Донских казачек и кружевных изделий.

Просмотр содержимого документа
«Презентация Мосиной Алины к проекту: "Файшонка – праздничный головной убор замужней казачки"»

Проект Проект ГКОУ РО «Ростовская-на-Дону санаторная школа-интернат № 74» (Таганрогский филиал) Файшонка – праздничный головной убор замужней казачки Ученица 9 класса Мосина Алина Руководитель : Сазоненко Е.А. г . Таганрог 2021год

ГКОУ РО «Ростовская-на-Дону санаторная школа-интернат № 74»

Файшонка – праздничный

головной убор замужней казачки

Ученица 9 класса Мосина Алина

Руководитель : Сазоненко Е.А.

Файшонка - головной убор казачек в конце XIX — начале XX в. — кружевная, чаще черная косынка с очень длинными концами, присобранная по кромкам на нитку или шелковый шнурок.

Файшонка - головной убор казачек в конце XIX — начале XX в. — кружевная, чаще черная косынка с очень длинными концами, присобранная по кромкам на нитку или шелковый шнурок.

Так же казачки носили по праздникам кружевные шали и шарфы.

Так же казачки носили по праздникам кружевные шали и шарфы.

Славились файшонки, шарфы и косынки разнообразием узоров, так как плели их и Вологодские мастерицы, и Елецкие, Киришские и Белевские, Вятские и Балхнинские.

Славились файшонки, шарфы и косынки разнообразием узоров, так как плели их и Вологодские мастерицы, и Елецкие, Киришские и Белевские, Вятские и Балхнинские.

Красивый халат в японском стиле способен не только подчеркнуть формы своей обладательницы, но и придать еще большей женственности. Такой халат выражает изящество и таинственность. Так как тема Японии и Китая все еще популярна, многие заказывают себе пошив халатов-кимоно или изготавливают их самостоятельно. Хоть выкройка этого изделия немного изменилась, однако изделия не утратили своих изяществ.

Современные мужские кимоно также используются в различных единоборствах: каратэ, дзюдо и т. д. В этом материале будет рассказано, из чего сшить кимоно, какие ткани и техники для этого выбрать, а также как сшить ютаку.


Выбор материала

Часто для пошива халата-кимоно ограничиваются атласом, шелком или шифоном. Эти ткани невесомы и струисты, что отлично подходит для домашней летней одежды. Они приятны на ощупь рук и тела, идеально подчеркивают красоту женщины. Если выбрана хорошая ткань и выполнен правильный пошив, в кимоно даже вполне можно встречать гостей.

Важно! Основа кимоно активно используется разными модельерами для пошива вечерних и туалетных платьев для дома. Если есть цель создать теплый и уютный халат, то следует обратить внимание на махровую ткань или велюр.


Особенно красиво и женственно на кимоно тканях смотрятся набивные рисунки с японскими или китайскими мотивами: цветущей сакурой, самураями, птицами и горами. Традиционно сложилось, что кимоно делают в нескольких цветах: белом, малиновом, красном, розовом, синем, зеленом. Реже используют желтый, бордовый или другие оттенки красного.


Особенности пошива кимоно

Даже если накидка шьется в адаптированном виде и своими силами, считаться с японским стилем и традициями все же нужно. Помимо ткани и рисунка следует обращать внимание и на другие важные моменты. Выкройка кимоно состоит из прямоугольников, как и в выкройке женского хаори, что сильно отличает ее от привычной одежды европейского образца. Прямоугольные формы хорошо экономят материал, который может дорого стоить. Также в Японии для этого используют мягкие нити, предупреждая сильное перетягивание ткани.


Еще один акцент кимоно делает на плечах и талии, скрывая тем самым все недостатки женской фигуры. Европа ценит рельефность тела, в то время как в Японии идеалом считают плоскость и равномерность.

Важно! Традиционной особенностью ношения кимоно также является своеобразный макияж, визуально увеличивающий глаза. Благодаря ему и пестрому одеянию японки выглядят как куклы.

Снятие мерок

Перед тем, как приступить к пошиву, необходимо снять основные мерки тела. Для кимоно это: Сш, Ст, Сг, Сб, Ди, Дс, До, Дпт, Др. Чертеж будущего изделия можно сразу выполнить на полотне. Дальнейшая инструкция такова:

  • Начать стоит с сетки — вспомогательных линий;
  • Нижний срез полотна надписывается «Низ»;
  • Наверх от «Низа» откладывается Ди перпендикулярно сгибу;
  • Вниз от исходной отмеряется Дс + 2 сантиметра — уровень нахождения талии;
  • Также от исходной вниз отмеряется Сг * 1/3 + 10 сантиметров — уровень груди;
  • От сгиба по уровню груди отмерить Сг * ½ + Пг. Важно помнить, что Пг не должна быть менее 6 сантиметров, а значение Сг * ½ + Пг должно быть не меньше Сб + Пб. Пб можно сделать минимальной — до 2 сантиметров;
  • По полотну от сгиба измерить ширину ростка, равную Сш * 1/3 + 1,5 сантиметра. От полученной точки, которая на картинке обозначена крестом, по исходной отложить Др;
  • Отмерять глубину ростка по сгибу полотна вниз по исходной. Она равна 1/3 ширины;
  • Соединить все точки ростка плавной линией;
  • Наклонить плечевой срез, отмерив 3 сантиметра вниз от исходной на вертикали;
  • Укоротить цельнокроеный рукав на 3 сантиметра со стороны шва сбоку;
  • Провести биссектрису из угла проймы на 5-7 сантиметров и плавно вывести низ рукавов и боковой шов;
  • Вырезать спинку с минимальными припусками и наложить на место полочки;
  • Вырезать полочку по спинке.

Особенности выкройки основы кимоно

Кимоно — безразмерный халат, который подойдет на любую фигуру. Стандарт ширины спинки кимоно — 60 см. Она при помощи пояса драпируется на фигуре и изделие не кажется слишком большим. Если требуется больший объем, к основе добавляются клинья.

Важно! Традиционное кимоно изготавливается из ткани шириной 30 см. Это требует выкраивать стачную деталь спинки, но если полотно шире 30 см, то делать это не обязательно, если, конечно, не нужно в точности повторить традиционное кимоно.

При крое используются лишь простые геометрические фигуры. Спинка — это прямоугольник с шириной 60 см и требуемой длиной. Полочки равны 45 см, а край талии срезается на 15 градусов к горлу. Обработку горла выполняют из полочки ткани шириной 10 см. Еще одна особенность — длина всего изделия. Обычно ее делают на 20 см больше, чем нужно.


Особенности выкройки рукавов

Рукава также выкраиваются прямоугольниками. В отличие от адаптированных одеяний с тонкими и обтягивающими рукавами, традиционное кимоно обладает очень широкими рукавами, зашитыми на уголок. Рукав кимоно втачивается в основу не по полному срезу, а лишь по его половине. Большая же часть рукава, сложенная вдвое, выпадает не на руку, а на свисающий край. Открытые края, которые остались, зашиваются углом. Именно благодаря этому и получается такой вид кимоно, отличающий его от других похожих халатов.

Как сшить халат-кимоно без выкройки

Для пошива потребуется взять легкую ткань или махровое полотенце больших размеров. Во втором случае получится теплый и мягкий халат для ванной и бани. Кимоно — это один из тех видов халатов, которые можно сшить без выкройки деталей будущего изделия из картона или бумаги с переносом их на ткань. Следующие эскизы покажут, как это можно сделать из прямоугольного куска материи.

Как сшить юкату: выкройка и шитье

Юката — это то же самое, что и кимоно, но с учетом того, что ее делают из материй с бело-синим или бело-серым рисунком. Это одна из разновидностей кимоно, которую чаще всего делают из хлопка. Рукава юкаты могут быть короче, чем в кимоно, но при работе их все равно подвязывают шнурком. В отличие от других видов кимоно, юката может быть изготовлена не из шелка. Такое изделие более дешевое, носится на выход и на праздники. Иногда в них спят. В другом, в том числе и в выкройке или шитье, ее изготовление, как и внешний вид, ничем не отличается от традиционного шелкового кимоно.


Декорирование

Чтобы придать изделию особенность, его шьют многослойным. Все зависит от вида и предназначения кимоно. Один декор может быть скромным, а другой — сильно вызывающим. Роль здесь играет не только цвет и материал, но и длина, прозрачность.

Традиционно в Японии девочки украшают кимоно:

Как правильно носить кимоно


Таким образом, выкройка женского кимоно — простой и увлекательный процесс, который под силу даже начинающим мастерицам. Пошив такой халат, можно удивить своих близких и сэкономить на домашней одежде. Найти готовые выкройки и советы можно в интернете, например, на известном сайте Бурда стайл.

Читайте также: