Как сшить фелонь

Обновлено: 22.04.2024

Запечатлеется на карте
Крылатый зверь единорог,
И вдруг купальней Вифездою
Вскипит житейская вода,
И Вифлеемскою звездою
Бог поведет меня туда,
Где нет тревоги и печали,
Где воздух травами пьянит,
Где каждый шаг, что был в начале,
Христовой Кровию омыт.

Никогда мне такою не стать,
Для чего же мне грезится это?
Благодать неземного рассвета,
И молитва, полёту подстать,
И жестокой цены торжество,
И победы Креста вдохновенье,
И небесное Ангелов пенье.
Для чего? Для чего? Для чего?!
Мне до первой ступени идти -
Лет пятьсот (жизнь такой не бывает),
А душа вдруг в мечты улетает -
Это, право, довольно смешно.
Но, быть может, мне это дано,
Чтобы я на пути не дремала
Чтоб, себя же стыдясь, хоть помалу
Я страстей выводила клеймо.

Объявления

Облачения: вникнем в детали

На что следует обратить внимание, чтобы недавно купленная риза не потребовала ремонта уже через пару месяцев? Можно ли при ограниченном бюджете приобрести комплект облачений, который будет выглядеть достойно и служить многие годы? Попробуем разобраться.

Ткани: от парчи до габардина

Первое, о чем стоит поговорить, выбирая облачение – это ткань, из которой оно сшито.

Материи, используемые для пошива облачений в наши дни, как правило, имеют особый дизайн: на них вытканы орнаменты христианской символики. Впрочем, облачение может быть украшено и растительными орнаментами. В промышленных масштабах в России золотные ткани начали производить с XIX столетия, а уже в начале XX века Церковь стала их основным потребителем.

В древности большая часть облачений шилась из льна натурального цвета: красители были доступны далеко не всем приходам и монастырям. Золотные ткани ввозились из-за рубежа и были роскошью. Поэтому для церковного и светского шитья в России использовали одинаковую парчу. В коллекции тканей Сергиево-Посадского музея-заповедника можно встретить облачения, украшенные не только цветами и растительными узорами, но и, например, фигурами драконов: дорогую ткань, привезенную из Китая, использовали для пошива стихаря.

Современными священнослужителями наиболее востребованы парча и шелк. Помимо них для пошива облачений используются бархат, шинилл, лен, габардин.

Парча – ткань с древней историей. Считается, что она была изобретена в Китае, а само слово «парча» - персидское и означает «материя». Издревле парчу использовали для пошива священных облачений, а также роскошных придворных нарядов. Такое сочетание породило интересные исторические ситуации: некоторые российские императрицы жертвовали свои драгоценные платья – в частности, коронационные – для пошива из них священнических фелоней.

В России парчу производят с XVIII столетия. Ранее этот драгоценный материал ввозили из других стран: Турции, Персии, Китая, Италии, Франции.

Парча представляет собой толстую, плотную и довольно тяжелую шелковую ткань, в которую вплетены металлические нити. В старину это могло быть настоящее золото. Сегодня вместо него обычно применяется метанитовая нить, придающая ткани блеск, а шелковую основу нередко заменяют вискозной. Благодаря этому современная парча стала намного легче старинной.

Наиболее распространена парча, на которой выткан рисунок: в тон основе или другого цвета. Выпускается и гладкая однотонная парча – ее обычно украшают вышитыми узорами или используют для изготовления деталей облачений.

На отечественном рынке представлена парча российского, украинского, китайского, итальянского, французского производства. Высоко ценится за свое качество и пользуется большим спросом материал, изготовленный в Греции.

Отечественные производители церковной парчи – Павло-Посадский и Рахмановский шелковые комбинаты, также выпускают шелк для пошива церковных облачений и галуны для них.

Некоторые поставщики именуют парчу глазетом.

Парча хорошо держит форму, выглядит дорого и торжественно, украшая собой богослужение. Она прочна и долговечна. Но в жаркую погоду совершать службу в облачениях из этой красивой материи бывает тяжело.

Шелк – облачения из этого материала могут почти не отличаться по виду от парчовых. Производители нередко выпускают одни и те же дизайны как в обоих этих материалах. Шелковые облачения обычно бывают легче изготовленных из парчи. Они несколько мягче – соответственно, хуже держат форму. Технически узорный церковный шелк отличается от такой же парчи отсутствием в составе ткани металлизированной нити.

Шелк стоит дешевле парчи.

Отечественные мастерские шьют облачения из шелка российского, украинского, греческого производства. Российские ткани в несколько раз дешевле греческих, но уступают им по качеству. Отечественный шелк для облачений можно приобрести и за 600 рублей за метр, греческие стоят от 3000 р.

Для пошива лицевой стороны облачений обычно используется узорный, рельефный материал. Он содержит в своем составе шелковую нить и добавки, придающие твердость и плотность. Это может быть хлопок, полиэстер и т.п.

Гладкий – атласный – шелк применяют для изготовления подкладок, а также отворотов ряс.

Шелковые облачения стирают вручную, холодной водой, предварительно замочив. Гладить их можно с любой стороны, но лучше с отпариванием, потому что шелк садится. Также ризы можно сдать в химчистку.

Шенилл – этот вид церковной ткани, позволяет создавать облачения, похожие на старинные ризы. Он имеет сложную фактуру: основа напоминает гобелен, фон – гладкий, словно затканный золотом (или другими нитями), а рисунок – ворсистый, как бархат. Подобным образом выглядел аксамит – древняя драгоценная ткань из шелка и нитей из драгоценных металлов, имевшая ворсистую поверхность.

Таким образом, шенилл можно охарактеризовать как «гибрид» парчи и бархата. Блеск ему придает метанит – та же металлизированная нить, что присутствует в парче современного производства.

Облачения из шенилла плотные, достаточно тяжелые, хорошо держат форму.

Бархат. Бархатные облачения имеют красивый и благородный облик. Массовое производство этой аристократической материи началось в Европе в XVIII столетии, причем бархат сразу стал тканью королей и вельмож. Из него шили придворные туалеты, им декорировали роскошные интерьеры.

Самый качественный бархат – на хлопковой основе. Также встречается синтетический бархат – из полиэстера. Он легче по весу, зато не «дышит».

Ризы для священнослужителей шьют из бархата отечественного, а также германского производства.

По своей цене качественный бархат сравним с парчой.

Распространены комбинированные облачения из бархата и парчи. Парчовое оплечье хорошо держит форму, мягкий бархат струится и «мерцает» в свете свечей, придавая службе благолепия.

Приобретая бархатное облачение, следует иметь в виду, что оно требует особенно деликатного и внимательного отношения при эксплуатации, чтобы не засаливаться и не затираться.

Особенной осторожности бархатные ризы требуют при стирке и отглаживании. Их необходимо отпаривать при невысокой температуре, лучше – на специальной гладильной доске, причем гладить только по изнаночной стороне. Если бархат примнется, он уже не будет иметь вида, а след от утюга будет невозможно убрать.

Лен – легкая, «дышащая», натуральная ткань. Для России она наиболее традиционна, хотя в наши дни при пошиве облачений используется не так часто.

Богослужебные облачения из данного материала используются, главным образом, в летний период. Также священники любят использовать ризы из этой ткани в «походных» условиях: выезжая на требы или в паломничество. Это понятно: льняные облачения проще транспортировать, а затем стирать и гладить; они менее подвержены порче, да и стоят дешевле.

Отечественные швеи изготавливают облачения изо льна как российского, так и китайского производства. Российский лен имеет более тонкую нить и ценится выше.

Льняная ткань, используемая для пошива облачений, как правило, бывает однотонной: отбеленной, либо цветной или натурального тона. Самобытны и привлекательны облачения из неокрашенного либо слегка отбеленного льна, украшенные вышивкой.

Поскольку лен сам по себе практически не держит форму, производители фелоней «русского» кроя изо льна уделяют особое внимание укреплению оплечья. Правильно сделанное, оно придаст изделию четкие очертания.

Габардин (костюмная ткань). Эта гладкая плотная ткань может быть создана на основе разных материалов: шерсти, шелка, полиэстера. Шелковый габардин по своей легкости и способности «дышать» может соперничать со льном. Шерстяной – хорош в холодное время года, особенно при совершении богослужений на открытом воздухе или в прохладном помещении. В любом случае, габардину свойственна плотность, непродуваемость, стойкость к намоканию и способность неплохо держать форму.

Сам по себе габардин достаточно экономичен. Из него шьют как недорогие облачения – любого цвета и на любой сезон, так и великолепные ризы, украшенные богатой вышивкой, в том числе – и архиерейские.

Фурнитура: мелочи значат много

Помимо самой ткани, на качество и цену облачения существенно влияет его отделка. Обратим внимание на основные детали.

Оплечье фелони – у русской ризы это твердый ворот, придающий форму облачению. Внутри оно сделано из флизелина – клеевой ткани, которую нельзя мочить. Поэтому некоторые производители делают оплечье съемным, крепящимся с помощью молнии. Если оплечье пришито – перед стиркой его отпарывают.

Подкладка. Приобретая фелонь или стихарь из натурального шелка или парчи, обратите внимание на их подкладку. Она может быть изготовлена как из натурального шелка, так и из хлопка (что неплохо) или синтетики, что сказывается как на цене изделия, так и на комфортности его ношения. Приобретать фелони и стихари без подкладки опытные ризничные не рекомендуют: основная ткань такого облачения очень быстро приходит в негодность. Подкладку легко постирать. Для этого ее отпарывают от облачения – что гораздо проще, нежели стирать всю фелонь или стихарь. Сшитые из золотных тканей облачения лучше стирать как можно реже, чтобы они не изнашивались, а подкладку при необходимости можно и заменить на новую.

Галуны – тесьма, изготавливаемая, как правило, из метанити. Она бывает достаточно жесткой и помогает облачению держать форму.

Швейные мастерские используют галуны российского и индийского производства. Отечественный галун более плотный и долговечный. Индийский – потоньше, через несколько стирок он может потерять свой вид – впрочем, если у вас на приходе есть швея, она сможет его заменить.

Бахрома – бывает витой (крученой) или простой, в виде «щетки». Витая бахрома стоит немного дороже прямой.

На мелких предметах – таких, как покровцы, воздухи – многие священнослужители предпочитают видеть короткую бахрому.

Кисти – используются для украшения палицы. Изготавливаются из прямой или крученой нити, как правило, золотого или серебряного цвета.

Вышивка – может превратить облачение в настоящее произведение искусства. В старину ризы расшивали жемчугом, драгоценными каменьями, нитями из драгоценных металлов, причем зачастую эти нити были фактурными – сканными.

В наши дни вышивка может быть простой или компьютерной. Компьютерная вышивка позволяет создавать сложнейшие композиции. Разработанный художником рисунок заносится в компьютер – и машина под управлением мастера создает многоцветную икону, плащаницу, вышитую тонкими цветными и металлизированными нитями.

В декоре облачения может использоваться эмаль (финифть), камни и стразы.

Полностью вышитое облачение стоит достаточно дорого.

Более экономичный вариант – фелонь с вышитым оплечьем и расшитой надставкой по краю, и епитрахиль с вышитыми «оконцами».

Еще более доступно облачение с нашитой небольшой иконой на оплечье и вышитыми нижними «оконцами» епитрахили.

По краю фелони может идти вышитая надставка. Часто вышивают нижние окошки епитрахили, палицу.

Наконец, можно обойтись и без вышивки. Вместо нее фелонь, поручи, епитрахиль и т.п. украсят нашитые кресты и галуны. Хорошо смотрится ансамбль, в котором таким же галуном, как на облачении, украшен подризник.

Шьём фелонь и всё, к ней прилагающееся :) ⇐ Пошив церковного облачения

Наконец-то я засела за эту нелёгкую для меня работу
Простите, если что не так. Мною сшито только 3 комплекта. Те, для кого шила, довольны, считают, что удачно. Надеюсь, у тех, кто последует моим рекомендация, всё получится. Постараюсь ничего не опустить, не забыть, не переврать.
Работу буду делить на этапы и инструкции выделять цветом (модераторы, ничего?), чтобы само руководство по пошиву не путалось с обсуждениями, которые наверняка тут будут.

Итак, с Богом!

Для пошива фелони, епитрахили, поручей, пояса, набедренника и палицы нам понадобится:
3 метра обрядовой парчи или иной ткани, шириной не менее 140 см (лучше 150-160), на ваш взгляд, пригодной к данному использованию
3 метра подкладочной ткани (обычно это скользкая ткань, но не обязательно подкладочная, я брала полусинтетические шелковистые ткани и брала стреч-атлас, последний понравился больше, хотя он однозначно дороже)
1,5 метра клеевой средней плотности (это для поручей и епитрахили, выбирайте, исходя из пожеланий клиента - кто-то любит жётче, кто-то мягче)
1 метр самого плотного дублерина, какой найдёте
2 метра строительной сетки для выравнивания стен
2 метра простой хлопчатобумажной ткани

С лентами сложнее. Обычно используется три размера - 5 см, 3,5 см и 1,5 см. Но могут быть и вариации - 5, 2 и 1, или 5, 3,5 и 2. Количество метров каждого размера зависит от того, как именно вам захочется их расположить. Если на фелони это расположение фиксированно, но на епитрахиль можно использовать по всем направлениям 3,5, а по горловине - 1 (1,5, 2см), а можно и всю епитрахиль выполнить с тонкими лентами. В общем, это дело каждого. Я опишу стандартный набор лент, а там импровизируйте, если захочется. Длина лент, опять же, зависит и от размера и - особенно - роста батюшки. Думаю, лучше всего промерять необходимую длину после того, как будут выкроены детали и размечены линии пришива лент. На всех гнутых линиях длину ленты вычисляем по внешнему краю дуги.
Я пишу здесь примерное количество, но поправки вносите сами.
Фурнитура:
Широкая лента (5 см, оплечье фелони) - 2 метра (реально 1, 60, но мало ли. )
Средняя лента (3,5 или 2 см, средняя линия галуна на фелони, окантовка палицы и набедренника, окантовка епитрахили без линии горловины) - 10 метров, плюс, если позволяют финансы, 3 метра для петли набедренника и палицы, которая перебрасывается через плечо. Смотрится очень хорошо, но можно заменить атласной лентой в цвет облачения.
Узкая лента (2, 1,5, 1 см, окантовка фелони по внешнему краю, окантовка горловин фелони и епитрахили, окантовка пояса и поручей) - 11 метров.
Бахрома с короткими кистями - 2,20 метра
Бахрома с длинными кистями - 70 см.
2 метра атласного гладкого шнура
14 крупных металлических петель
3 метра атласной ленты (для петли на набедренник и палицу)
7 круглых пуговиц на ножке, диаметром 1 - 1,5 см для епитрахили
Нитки в цвет лент, в цвет облачения и в цвет подкладки, если она отличается от верхнего слоя.

Изображение пользователя ierei_andrei.

Да только у нас в Днепропетровске такое никто не шьет.

Если есть выкройки и рекомендации, поделитесь, а то "сварюсь" совсем.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Т а т ь я н а.

о.Андрей, а Ирина из церковной лавки возле Троицкой церкви? У нее же хорошая мастерская

от всего нашего семейства вам, матушке Ирине и деткам керченский привет!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя ierei_andrei.

Татьяна, рады видеть и . читать (хотел написать - слышать).

Поздравляю Вас и всех форумчан с празднованием памяти св. апп. Петра и Павла и с окончанием поста.

У Ирины в лавке греческого облачения не видел ни разу, да у отцов не видел. Спрошу, конечно, но кажется там мало вероятно что-то найти. Но, конечно спрос не бьет нос.

Все же если у кого есть что нибудь, прошу поделиться.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя pev4ayaValentina.

о.Андрей, а эту тему смотрели?М.б., там что-то есть?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Елена Юрьевна, я так шаблоны для зеркал выполняю - может, пригодится?

На стену прикрепляю шаблон- 2.5 м высотой бывают, потом фотографирую издали, затем в кореле по фото лекало обвожу. Получается точно, даже если на фото руки туда попадают держащего шаблон человека.

если получится сфотографировать, я отрисую с фото, главное, хоть один размер задать нужно, остальное в пропорциях получается, и в Днепропетровск поездом передать не проблема

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Мария..

так это надо со штатива снимать, чтоб без ракурса получилось.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Ну да.Нужно без ракурса

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Выкройка найдена. На днях ее придет копировать девушка, которую прислал о. Андрей. Так что ждите!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя ierei_andrei.

Спаси Господи, что отозвались.

Жду выкройку от Елены.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Добрый человек от о. Андрея мне звонил. Выкройка была оставлена в мастерской. А приходили ли за ней, не знаю.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

будьте добры, вышлите выкройку греческого облачения. спаси вас Господи.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Ольгаgor.

У меня есть такая выкройка, постараюсь завтра выложить чертёж.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Ольгаgor.

Как и обещала выкладываю выкройку греческой фелони. Сам чертёж выкройки брали с форума матушки.ру, но построение горловины разработал мой муж, т.к. там она была неточная. Выкройка проверенная, сшили уже 2 фелони, нашему батюшке понравилось. Конечно, глубину и ширину выточек горловины можно подгонять под фигуру батюшки (если есть сутулость). Будут вопросы пишите, ответим. Если нужно фото готовой фелони, выложу потом, сейчас нет фотографий.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя pev4ayaValentina.

Ольга, большое спасибо!

А епитрахиль, поручи, пояс шьются, как обычно?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Ольгаgor.

522

Да, епитрахиль, поручи и пояс шьются как обычно. Единственное, забыли указать на чертеже, что передний шов зашивается не полностью как в русской фелони, а оставляется 15-20 см как на рубашке, чтобы пролезла голова через горловину. И застёгивается на пуговицу (пуговица как на епитрахиль). Галун пришивается по краю фелони, горловине и разрезу.Рисунок прилагаем.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя pev4ayaValentina.

СпасиБО, еще раз! Давно хотела вышить зеленую греч. фелонь. Теперь, аща Бог даст.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Ольгаgor.

Очень рады что помогли вам!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

На плече две вытачки? а у нас вроде одна.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Ольгаgor.

Как уже писала саму выкройку брали на форуме матушки.ру(единственное место в интернете где мы её нашли) и там она была с двумя выточками, но с ошибкой мы переделали принцип построения горловины, а выточки оставили две. Готовая фелонь на плечах лежит очень хорошо.У нашего батюшки есть фелонь старенькая с одной выточкой, нам он её и дал как образец для пошива без выкройки, но чтобы её не распарывать искали выкройку в интернете. Если выточка одна, то она делается глубже и длиннее. С двумя выточками легче подогнать под фигуру батюшки (если есть сутулость). Елена Юрьевна, если у Вас есть в литературе описание построения чертежа греческой фелони выставьте пожалуйста, будем очень благодарны!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Зинченко Маргарита Витальевна.

Как уже писала саму выкройку брали на форуме матушки.ру(единственное место в интернете где мы её нашли) и там она была с двумя выточками, но с ошибкой мы переделали принцип построения горловины, а выточки оставили две. Готовая фелонь на плечах лежит очень хорошо.У нашего батюшки есть фелонь старенькая с одной выточкой, нам он её и дал как образец для пошива без выкройки, но чтобы её не распарывать искали выкройку в интернете. Если выточка одна, то она делается глубже и длиннее. С двумя выточками легче подогнать под фигуру батюшки (если есть сутулость). Елена Юрьевна, если у Вас есть в литературе описание построения чертежа греческой фелони выставьте пожалуйста, будем очень благодарны!

Хотелось-бы узнать о подробном описаниии пошива греческого облачения. Поделитесь сестры у кого есть такие данные.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

© Золотошвейная мастерская «Убрус», работы мастерской, 1999–2014.

Представленные на сайте произведения охраняются Законом об авторском праве и смежных правах. Запрещено использование материалов сайта без согласования с администратором или руководством Мастерской.

P1010549.JPG

Все из соломки

Другое

Как сшить дароносицу. Мастер-класс

Незатейливую дароносицу сделать нетрудно - это может быть просто сумочка с крышечкой и ремешком из исходного материала либо из ленты. Но всегда хочется видеть церковную вещицу красиво оформленной и аккуратно сшитой. Для дароносицы это важно, ведь в этом шитом сосуде священники носят Святые Дары для причащения больных на дому.

D1

На фото дароносица из бархата с шелковой подкладкой. Вышивка стразами, жемчугом, бисером. Дароносицу можно сшить разными способами, общего правила нет, кто как придумает. Все мои работы ручные, машинкой не пользуюсь.

Размер дароносицы: высота-14 см, ширина - 12 см, толщина - 4 см. Крышка с вышитым крестом 12 х 12 см. Крышка может быть разной высоты, можно сделать ее по размеру передней стенки дароносицы - как решит мастер, имея в виду конфигурацию и размер вышитого на ней креста или ангела, чаще всего вышиваемых в данном случае.

Дароносицу вышиваю по меткам с обратной стороны, которая первоначально выкраивается из плотного флизелина типа ватмана. На нем удобно сделать разметку-точки карандашом через 5-10 мм. Вся выкроенная из флизелина основа приметывается к бархату с припусками на швы.

  • Дароносицу выкраиваю из трех деталей: (3 фото внизу)
  1. Передняя стенка, дно, задняя стенка
  2. Передняя крышка с верхушкой
  3. Боковые стенки

D11

DS

D4

Принцип вышивки в том, что бисеринки пришиваются по намеченным точкам сначала вокруг всей детали. То есть идет обычная наметка через 1см. по изнанке, а на лицевой стороне на нитку цепляется бисеринка. Этот шов называю бисерной наметкой. Очень удобная штука, сразу соединяется флизелиновая подложка с бархатом и по лицевой стороне получаются декоративные бисерные строчки. Бисер для наметки беру обычно под цвет фона, чтобы не отвлекал внимание от основного узора вышивки.

По плотному флизелину удобно вышивать бисеринками, стразами, жемчугом, пяльцы не нужны, держишь деталь и вертишь как хочешь.

На передней и задней стенки дароносицы делаю разметку для крестиков и вышиваю их другим цветом бисера той же бисерной наметкой. Получается так, что весь бархат оказывается пришитым к флизелину, не борит, не перекашивается, а лицевая сторона дополнительно украшается.

D12

D13

01

После пришивания бисерной наметки надо обязательно пройтись иголкой по изнанке наметки от ее начала до конца, последовательно подтягивая нитку иголкой, чтобы бисеринки плотно легли на основу и не болтались. При подтяжке в конце получается немаленькая петля из-за слабой натяжки бисерной наметки.

На крышке дароносицы решено вышить крест.

D9

Часто даже не знаешь как будет выглядеть окончательная вышивка, все по ходу прикидываешь и шьешь, исходя из имеющихся материалов. Сначала вышиваю самую середину, после прикидываешь расстояние от середины до концов креста и там вышиваешь такие же фигуры.

DS2
D8

После на изнанке вокруг вышитых сердцевинок был нарисован крест для вышивки имеющимся жемчугом, исходя из его величины. По точкам легко высчитать в сантиметрах величину креста.

Так сделана простая вышивка креста. По точечной разметке по периметру сделаны бисерные заклепочки - вместо бисерной наметки. Сверху крышечки и по бокам дароносицы тоже сделано по три заклепочки. Вышить не трудно, а дополнительные украшения составят полноту композиции.

По точкам на изнанке можно воплотить очень разные узорчики на взгляд мастера. Мне так нравится, иные могут иметь свой взгляд, хозяин-барин.

После вышивки крышки, передней и задней части, боков, на каждую деталь наклеена бортовка для придания дароносице устойчивости и крепости. Бортовку можно наклеить одной полосой, но тогда при сгибании сторон получаются округлости, а при отдельной наклейке каждый изгиб четко выражен, стенки дароносицы не выпирают, вся конструкция стоит ровно.

DSC16

Ремешок для шеи сделан тоже из бархата. Сшит бисерной наметкой, на каждом стежке с одной и другой стороны по три бисеринки. Очень просто и удобно сшивать, выглядит хорошо, священникам нравится.

Ремешки могут выполняться основным материалом, лентой, галуном, подкладочной тканью, толстыми витыми кручеными шнурами. Можно сделать ремешок составным, например из полоски бархата и шнура так, чтобы на шее был бархатный ремешок, присоединенный к сумочке витым шнуром. Получается красиво, декоративно, к тому же шнур можно сделать завязывающимся, чем регулировать общую длину шейного ремешка.

Сборка дароносицы

Когда все три детали расшиты, сборку дароносицы начинаем с пришивания крышки к задней стенке.

DSC0

Затем пришивается подкладка на крышку, в данном случае шелк, наклеенный на флизелин. Можно без флизелина, но тогда подкладку пришивать труднее, а так она не борит и никуда не ерзает. Удобно и смотрится хорошо.

DSC1

Подкладку пришиваю также бисерной строчкой, на потаенный шов надевается бисеринка - фото внизу. Если есть возможность украсить любой шов бисеринкой, почему бы этого не сделать? Получается декоративно и солидно.

DSC2
DSC4

Когда готовы крышечка и передняя стенка, надо сделать застежку. На готовую сшитую дароносицу застежку приделать трудно, а по открытой изнанке запросто, главное не забыть вовремя ее пришить. Пуговицы, кнопки, резинки - застежки могут быть разными. Здесь две маленькие кнопочки, пуговица не вписывается в композицию, отвлекает на себя внимание.

DSC5

Дальше пришиваем боковушки к передней стенке, потом к боковинам пришиваем ремешок, по возможности прикрывая наружные стежки бисеринками, то есть на всякий шов на видном месте надеваем бисер. Так нигде не будет видно открытого стежка, все они станут декоративными.

DSC7
DSC10

Вся дароносица собрана. Выкраиваем подкладку 12см+12см+4см+4см+2см.на шов = 34см шириной. Высота 14 см+2см.на швы.

DSC11

Подкладку пришиваем пошагово, пока не зашиты бока задней части дароносичной сумочки, иначе придется изворачиваться, намаешься, а выйдет плохо. Начинаем пришивать подкладку от крышки.

Пришили бисерной строчкой - чтобы везде в одном стиле.

На подкладке наметкой обозначен будущий стачной боковой шов. Лучше все прометать, иначе при стачивании подкладки можно не попасть в нужное место, придется переделывать.

Следующим шагом сшиваем одну заднюю стенку с боковой частью, потом приметываем и пришиваем бисеринками остальную подкладку.

DSC12
DSC13

Так получим пришитой к основе всю внутреннюю часть подкладки без лишних швейных мучений.

Остается сшить подкладку и оставшуюся боковинку, заглянуть внутрь да прикрепить парой стежков уголок подкладки.

DSC14
DSC15

DSC0000

Все описанное на этой странице придумано и воплощено совершенно самостоятельно. Как должно быть правильно - не знаю, никто ничему не учил, до всего приходилось шагать самостоятельно еще в силу своего вовсе немобильного состояния.

В начале девяностых прошлого века, когда не было никакой информации, священник просил сшить дароносицу, рассказал что это, дал размеры - и с той поры периодически делаю для батюшек дароносицы. С любовью!

По ходу работы решалась задача сделать процесс работы проще, легче и доступнее. Чаще трудности возникают при сборке дароносицы, потому старалась описать сборку понятнее. Удалось ли этого достичь - судить другим.

Современными священнослужителями наиболее востребованы парча и шелк. Помимо них для пошива облачений используются бархат, шинилл, лен, габардин.

Современными священнослужителями наиболее востребованы парча и шелк. Помимо них для пошива облачений используются бархат, шинилл, лен, габардин.

купить иерейское облачение

Первое, о чем стоит поговорить, выбирая облачение, – это ткань, из которой оно сшито. Материи, используемые для пошива облачений в наши дни, как правило, имеют особый дизайн: на них вытканы орнаменты с христианской символикой. Впрочем, облачение может быть украшено и растительными орнаментами. В промышленных масштабах в России золотные ткани начали производить с XIX столетия, а уже в начале XX века Церковь стала их основным потребителем.

В древности большая часть облачений шилась из простых тканей натурального цвета: красители были доступны далеко не всем приходам и монастырям. Золотные ткани ввозились из-за рубежа и были роскошью. Сначала для церковного и светского шитья в России использовали одинаковую парчу. В коллекции тканей Сергиево-Посадского музея-заповедника можно встретить облачения, украшенные не только цветами и растительными узорами, но и, например, фигурами драконов: дорогую ткань, привезенную из Китая, использовали для пошива стихаря.

Парча – ткань с древней историей. Считается, что она была изобретена в Китае, а само слово «парча» – персидское и означает «материя». В России парчу производят с XVIII столетия. Ранее этот драгоценный материал ввозили из других стран: Турции, Персии, Китая, Италии, Франции. Парча представляет собой толстую, плотную и довольно тяжелую шелковую ткань, в которую вплетены металлические нити. В старину это могло быть настоящее золото. Сегодня вместо него обычно применяется метанитовая нить, придающая ткани блеск, а шелковую основу нередко заменяют вискозной. Благодаря этому современная парча стала намного легче старинной.

Наиболее распространена парча, на которой выткан рисунок – в тон основе или другого цвета. Выпускается и гладкая однотонная парча – ее обычно украшают вышитыми узорами или используют для изготовления деталей облачений. На отечественном рынке представлена парча российского, украинского, китайского, итальянского, французского производства. Высоко ценится за свое качество и пользуется большим спросом материал, изготовленный в Греции. Отечественные производители церковной парчи – Павлово-Посадская фабрика шелка и Рахмановский шелковый комбинат: они также выпускают шелк для пошива церковных облачений и галуны для них.

Парча хорошо держит форму, выглядит дорого и торжественно и потому является несомненным украшением богослужения. Она прочна и долговечна. Но в жаркую погоду совершать службу в облачениях из этой красивой материи бывает тяжело.

облачения-1.jpg

Шелк – облачения из этого материала могут почти не отличаться по виду от парчовых. Производители нередко выпускают один и тот же дизайн как в одном, так и в другом материале. Шелковые облачения обычно бывают легче изготовленных из парчи. Они несколько мягче – соответственно, хуже держат форму. Технически узорный церковный шелк отличается от такой же парчи отсутствием в составе ткани металлизированной нити. Отечественные мастерские шьют облачения из шелка российского, украинского, греческого производства. Российские ткани в несколько раз дешевле греческих, но уступают им по качеству. Отечественный шелк для облачений можно приобрести и за 600 руб. за метр, греческие стоят от 3000 руб. Для пошива лицевой стороны облачений обычно используется узорный, рельефный материал. Он содержит в своем составе шелковую нить и добавки, придающие твердость и плотность. Это может быть хлопок, полиэстер и т. п. Гладкий – атласный – шелк применяют для изготовления подкладок, а также отворотов ряс. Шелковые облачения стирают вручную, холодной водой, предварительно замочив. Гладить их можно с любой стороны, но лучше с отпариванием, потому что шелк садится. Также ризы можно сдать в химчистку.

Шенилл – этот вид церковной ткани позволяет создавать облачения, похожие на старинные ризы. Он имеет сложную фактуру: основа напоминает гобелен, фон – гладкий, словно затканный золотом (или другими нитями), а рисунок – ворсистый, как бархат. Подобным образом выглядел аксамит – древняя дорогая ткань из шелка и нитей из драгоценных металлов, имевшая ворсистую поверхность. Таким образом, шенилл можно охарактеризовать как «гибрид» парчи и бархата. Блеск ему придает метанит – та же металлизированная нить, что присутствует в парче современного производства. Облачения из шенилла плотные, достаточно тяжелые, хорошо держат форму.

Бархат. Бархатные облачения имеют красивый и благородный облик. Массовое производство этой аристократической материи началось в Европе в XVIII столетии, это была ткань королей и вельмож. Из нее шили придворные туалеты, ей декорировали роскошные интерьеры.

Самый качественный бархат – на хлопковой основе. Также встречается синтетический бархат – из полиэстера. Он легче по весу, зато не «дышит». По своей цене качественный бархат сравним с парчой. Распространены комбинированные облачения из бархата и парчи. Парчовое оплечье хорошо держит форму, мягкий бархат струится и мерцает в свете свечей, придавая службе благолепие. Приобретая бархатное облачение, следует иметь в виду, что оно требует особенно деликатного и внимательного отношения при эксплуатации, чтобы не засаливаться и не затираться.

облачения-2.jpg

Особенной осторожности бархатные ризы требуют при стирке и отглаживании. Их необходимо отпаривать при невысокой температуре, лучше – на специальной гладильной доске, причем гладить только по изнаночной стороне. Если бархат примнется, он уже не будет иметь вида, а след от утюга будет невозможно убрать.

Лен – легкая, «дышащая» натуральная ткань. Для России она наиболее традиционна, хотя в наши дни при пошиве облачений используется не так часто. Богослужебные облачения из льна используются главным образом в летний период. Также священники любят использовать ризы из этой ткани в «походных» условиях: выезжая на требы или в паломничество. Это понятно: льняные облачения проще транспортировать, а затем стирать и гладить; они менее подвержены порче да и стоят дешевле. Отечественные швеи изготавливают облачения изо льна как российского, так и китайского производства. Российский лен имеет более тонкую нить и ценится выше. Поскольку лен сам по себе практически не держит форму, производители фелоней русского кроя изо льна уделяют особое внимание укреплению оплечья. Правильно сделанное, оно придаст изделию четкие очертания.

Габардин (костюмная ткань). Эта гладкая, плотная ткань может быть создана на основе разных материалов: шерсти, шелка, полиэстера. Шелковый габардин по своей легкости и способности «дышать» может соперничать со льном. Шерстяной – хорош в холодное время года, особенно при совершении богослужений на открытом воздухе или в прохладном помещении. В любом случае, габардину свойственна плотность, непродуваемость, стойкость к намоканию и способность неплохо держать форму. Сам по себе габардин достаточно экономичен. Из него шьют как недорогие облачения – любого цвета и на любой сезон, так и великолепные ризы, украшенные богатой вышивкой, в том числе – и архиерейские.

Оплечье фелони – у русской ризы это твердый ворот, придающий форму облачению. Внутри оно сделано из флизелина – клеевой ткани, которую нельзя мочить. Поэтому некоторые производители делают оплечье съемным, крепящимся с помощью молнии. Если оплечье пришито – перед стиркой его отпарывают.

Подкладка. Приобретая фелонь или стихарь из натурального шелка или парчи, обратите внимание на подкладку. Она может быть изготовлена из натурального шелка, хлопка (что неплохо) или синтетики, что сказывается как на цене изделия, так и на комфортности его ношения. Приобретать фелони и стихари без подкладки опытные ризничие не рекомендуют: основная ткань такого облачения очень быстро приходит в негодность.

Подкладку легко постирать. Для этого ее отпарывают от облачения – что гораздо проще, нежели стирать всю фелонь или стихарь. Сшитые из золотных тканей облачения лучше стирать как можно реже, чтобы они не изнашивались, а подкладку при необходимости можно и заменить на новую.

Галуны – тесьма, изготавливаемая, как правило, из метанити. Она бывает достаточно жесткой и помогает облачению держать форму. Швейные мастерские используют галуны российского и индийского производства. Отечественный галун более плотный и долговечный. Индийский – потоньше, через несколько стирок он может потерять свой вид. Впрочем, если у вас на приходе есть швея, она сможет его заменить. Галуны помогут обойтись и без вышивки: вместо нее фелонь, поручи, епитрахиль украсят нашитые кресты и галуны. Хорошо смотрится ансамбль, в котором таким же галуном, как на облачении, украшен подризник.

Бахрома – бывает витой (крученой) или простой, в виде «щетки». Витая бахрома стоит немного дороже прямой. На мелких предметах – таких как покровцы, воздухи – многие священнослужители предпочитают видеть короткую бахрому.

Кисти – используются для украшения епитрахили, палицы. Изготавливаются из прямой или крученой нити, как правило, золотого или серебряного цвета.

Вышивка – может превратить облачение в настоящее произведение искусства. В старину ризы расшивали жемчугом, драгоценными каменьями, золотыми и серебряными нитями, причем зачастую эти нити были фактурными – скаными. В наши дни вышивка может быть простой и компьютерной. Компьютерная вышивка позволяет создавать сложнейшие композиции. Разработанный художником рисунок заносится в компьютер – и машина под управлением мастера создает многоцветную икону, плащаницу, вышитую тонкими цветными и металлизированными нитями. Полностью вышитое облачение стоит достаточно дорого. Более экономичный вариант – фелонь с вышитым оплечьем и расшитой надставкой по краю и епитрахиль с вышитыми «оконцами». Еще более доступно облачение с нашитой небольшой иконой на оплечье и вышитыми нижними «оконцами» епитрахили. По краю фелони может идти вышитая надставка. Также часто вышивают и палицу.

Читайте также: