Как сшить хантыйский костюм

Обновлено: 22.04.2024

- Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты и манси.

- Дать понятие об орнаменте, которым украшалась одежда.

- Развивать восприятие, воображение, речь.

- Воспитывать любознательность, уважение к традициям коренных народов Севера, интерес к культуре народов ханты и манси.

Материал: картинки с изображением быта ханты и манси (шьют одежду, вышивают бисером, охотятся, ставят чум); картинки с изображением одежды и обуви; образцы орнаментов для украшения одежды.

Словарная работа: обласок, малица, платок с кистями, халат, кисы, орнамент, бисер, чум, юрта.

Воспитатель: Ребята, нас сегодня пригласила в гости бабушка Имиль. Музей находится далеко, за рекой. Добраться туда нелегко. Поплывём мы с вами на хантыйской лодочке, которая называется обласок. Этот обласок выдолблен из толстого ствола дерева.

(Имитация движений греблей вёслами.)

Вот мы с вами и в музее. Посмотрите внимательно на эти картины.

Дети: Женщины шьют одежду, вышивают бисером, варят кушать, разводят костёр, мужчины ловят рыбу, едут в оленьих упряжках, строят дом.

Воспитатель: Правильно. Молодцы, вы очень внимательные.

-Посмотрите, как одеты женщины. На голове у них огромные цветные платки с кистями. Они одеты в широкие платья. На ногах у них кисы. Платье сшито из ткани, а кисы сшиты из оленьих шкур. Мужчины одеты в широкие малицы с капюшоном. На ногах кисы или высокие унты. Зимние малицы сшиты так же из шкур оленя.

- Как вы думаете, из чего ханты строят свой дом, который называется чум?

Дети: из палок и из шкур оленя.

Воспитатель: правильно, дом из бересты называется чум. Еще ханты живут в избушках.

Я вам сейчас покажу небольшой кусочек шкуры оленя, вы можете его погладить, потрогать, чтобы понять какая шкура толстая и теплая.

Ребята: Вся одежда у народов ханты и манси шьётся широкая, чтобы не стесняла движений. В таких платьях не жарко, ворот и манжеты стянуты, чтобы не беспокоили комары. В такой одежде легко двигаться и работать. Подол платья не слишком длинный чтобы не мешал при движении. Во время сбора ягод или при ходьбе по кочкарнику (по кочкам) его можно поддернуть за пояс.

- Ребята, обратите внимание, как украшена одежда. Украшена она орнаментом, который вышит из бисера. Посмотрите на нагрудник на платье. По подолу пришита тесьма украшенная орнаментом из ткани и бисера.

Игра «Поймай оленя». (Задеть петлей веревки друг друга).

А теперь, рассмотрите орнамент, украшающий одежду. Все элементы орнамента имеют свои названия, которые ханты берут из названий животных, деревьев: «Рог оленя самца», «Заячьи ушки», «Лапы лисы», «След маленьких крестов», «Рябь воды», «Накаты волн», «Голова соболя», «Гнездо птицы», «Ноги маленькой лягушки», «Пасть щуки», «Солнце», «Ветки березы».

- Как вы думаете, почему так называется орнамент, почему ханты дали такие названия? Что вам напоминает этот орнамент?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, орнамент похож на ушки, лапки, рожки животных, на солнышко, на волны.

Молодцы ребята, вы были очень внимательны, и бабушка Имиль дарит вам образцы орнаментов «Ветки берёзы», «Солнце».

Теперь можно отправляться обратно в детский сад, где мы раскрасим цветными карандашами подаренные орнаменты.

Садимся в обласок и плывем, не забываем работать вёслами. Вот мы и в детском саду.

Воспитатель: Ребята расскажите, где мы сейчас с вами были.

Дети: Мы были в музее.

Воспитатель: На чем мы добирались до музея.

Дети: На лодке, которая называется обласок.

Воспитатель: С одеждой каких народов мы познакомились. (Ханты, манси)

Как называется одежда мужчин? (Малица)

Как называется обувь? (Кисы, унты)

Какую одежду носят женщины? (Платье, халаты, платок на голове)

Чем украшается одежда? (Орнаментом, вышивается бисером)

Кто запомнил названия орнаментов?

Почему у них такое название? (Орнамент похож на лапы, следы животных и птиц, на ветки деревьев)

Что вам подарили в музее? (Орнаменты)

Для чего он нужен?

В заключение дети раскрашивают орнаменты цветными карандашами.

Беседа с родителями в младшей группе «Одежда детей в группе и на улице» Родители, которые готовят своего ребенка в детский сад, всегда обеспокоены тем, какая обувь и одежда понадобятся для детского сада. И это.

Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси»

Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси» Возраст: 3 – 5 лет. Задачи: закрепить умение называть цвета, части верхней одежды. Учить детей различать простые виды орнамента народов.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Мастер-класс «Якутская национальная кукла»

Мастер-класс «Якутская национальная кукла» Приобщение детей к якутской народной культуре является сегодня актуальной темой для нас. Детям обязательно нужно знать историю своего народа,.

Общесадовское мероприятие «Национальная деревня» Праздник начинается на спортивной площадке. - Ребята, в каком крае мы живем? /Оренбургском/ Наш край славится многим: природой, хлебом,.

План мероприятий на март по теме «Национальная культура» Беседа на тему «Игрушки мордовского народа» Рассматривание альбома «Наш край мордовский» Д/и «Сделай город лучше» с/р игра «В гости к бабушке.

Презентация «Украинская национальная одежда» Слайд 1 Ох… ну, дамы, господа, Мы приихалы сюда. Да, с конем моим, победным, Рассказать хотим вам верным Про украинский наряд, Непростой.

Занятие по рисованию «Национальная одежда»

Занятие по рисованию «Национальная одежда» На нашем занятии мы продолжили знакомство с традициями разных народов, познакомимся с основными элементами русских народных костюмов, как.

Тувинская национальная игра «Далбый-тевек» Методическая разработка тувинской национальной игры «Далбый-Тевек» Конспект-занятия по тувинской национальной.

Рукоделием я занималась с детства, когда мама шила я внимательно наблюдала. Не помню, сколько лет мне было, когда я начала шить. Под руководством мамы творческий процесс пошел полным ходом: сначала я обшивала свою хантыйскую куклу, шила ей наряды. Затем мама мне доверила сшить платье для себя., научилась постепенно нанизывать бисером украшения хантыйские «Турлопас». Итог меня очаровал.

Теперь я постоянно занимаюсь пошивом традиционной хантыйской одежды. Выполняю работы из меха, сукна и бисера. В основном вышиваю аппликацией ткань по ткани.

Неотъемлемой частью традиционного мужского костюма ханты является рубашка.

Хантыйские рубашки просты по крою. Они прямоугольной формы: детали переда и спинки выкраиваются в виде прямоугольников и присбориваются к кокетке. Рукава также прямоугольные, присборенные в манжетах. Для того, чтобы рука свободно проходила в рукав, в основание рукава втачивают квадратную ластовицу. Ворот выкраивают полочкой.

Изображение рубашки

При традиционном крое, приступая к пошиву, никогда не снимали мерку. Делали единственный замер, когда измеряли ширину плеч от косточки до косточки. Детали переда и спинки выкраивали произвольно, исходя из ширины имеющейся материи.

Передняя и задняя часть рубашки выкраивалась из одной полосы ткани, если ширина ткани большая. Ханты разных локальных групп вышивают по ткани полоски и орнаменты. По украшению рубашки определяли принадлежность к локальной группе.

Рубашки казымских ханты (касум ёх) отличают двойные полоски «пушаң пант»:
1. Две полоски двойные – желтый, красный.
2. Орнамент – белый.

Пошив полосок «пушаң пант»

При выполнении полоски «пант» выкраивается полоса ткани шириной в 1см. Один ее край, подогнув, пришивают к рубашке швом «через край», вторую полоску «пушаң пант» пришивают швом «через край» на предыдущую полоску. Вторая полоса накладывается на первую и пришивается швом «через край».

Пошив треугольников «Пав»

Освоив пошив полосок «пант», приступаем к пошиву треугольников «пав». Так же, как при выполнении полоски, для орнамента «пав» выкраивается полоса ткани шириной в 1см. Один ее край, подогнув, пришивают к рубашке швом «через край». На другой край полоски наносят острыми ножницами небольшие вертикальные надрезы на ровном расстоянии друг от друга по всей длине полоски. Таким образом, получаются маленькие квадратики.

Придерживая пальцами правой руки правый край лоскутка, левой рукой загибают левый угол первого квадратика справа. Линия сгиба проходит по диагонали. Указательным пальцем левой руки загибают оставшийся уголок, так чтобы получился треугольник. Его пришивают к рубашке обычным мелким швом через край. Также выполняют и последующие треугольники, которыми прошивают весь ряд до конца.

Автор: Молданова Галина Сергеевна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория, стаж работы 20 лет, руководитель творческого объединения «Каркам ёшие» что в переводе с хантыйского «Умелые ручки», Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Лылынг союм», г. Ханты-Мансийск, ХМАО. Победитель - I место окружного конкурса «Обско-угорские мотивы в образе куклы» 2012 года. Победитель районного конкурса культорганизаторов «Браво, профессионал» 2006 года- I место Победитель районного конкурса «Мастер года» 2006 года – I место.

Мешки для хранения одежды и обуви

В настоящее время в селениях, расположенных на берегах р. Демьянки и ее притоков (Уватский район Тюменской области), проживают ханты, переселившиеся с р. Большой Юган. Здесь они сохраняют быт, культуру и костюм юганских (восточная группа) хантов. В альбоме представлены фотографии, сделанные А.А. Богордаевой в ходе этнографической экспедиции в 1999 г.

Традиционная культура хантов и манси запись закреплена
Музей Природы и Человека

Выставка «Обские угры: Дом и Космос»

3 июня в 16:00 в Музее Природы и Человека состоится открытие выставки, посвященной 80-летию российского этнографа, доктора исторических наук Измаила Нуховича Гемуева (1942-2005 гг.) и 90-летию Музея Природы и Человека.
Показать полностью.

Измаил Нухович Гемуев – участник и руководитель экспедиций к аганским хантам, сосьвинским и ляпинским манси. Его основные научные изыскания были связаны с изучением социальной организации, мировоззрения, религиозно-обрядовой практики коренных народов Сибири – селькупов, манси и хантов. С 1992 г. был заведующим сектором этнографии Сибири, заместителем директора по научным вопросам Института археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск; был членом Президиума Ассоциации этнографов и антропологов России. Автор монографии «Мировоззрение манси: Дом и Космос», в которой рассмотрена связь традиционных представлений об устройстве Космоса с культовой атрибутикой жилища манси, а также других научных трудов.

Этнографическая коллекция Музея Природы и Человека начала формироваться в 1930-х годах, фактически с его основания. Одними из первых поступлений стали культовые предметы – хантыйские жертвенные покрывала и «богатырские» шлемы, которые в наши дни демонстрируются в экспозиции музея «Мифологическое время». Коллекция культовой атрибутики сегодня насчитывает более 1000 ед. хранения.

На выставке «Обские угры: Дом и Космос» представлено около 200 экспонатов, относящихся к духовной культуре северных групп народов манси и ханты. Большинство экспонатов демонстрируется впервые, многие из них не имеют аналогов в собраниях музеев России и за рубежом.

Выставка знакомит с уникальным и ярким разнообразием культовой атрибутики обских угров XVIII – нач. XXI вв. Основу экспозиции составляют предметы, поступившие в фонды музея в 2005-2021 гг. Среди них атрибуты культа Небесного всадника Мир-сусне-хума, фигуры духов-покровителей, жертвенные дары, шаманские бубны и многое другое. Предметный ряд позволяет увидеть как общие, так и специфические черты обрядовой практики ряда локальных групп обских угров. Атрибуты культа обских угров представлены в широких временных рамках, позволяющих увидеть трансформации традиции на протяжении нескольких столетий. Экспозиция сопровождается фотографиями, выполненными в ходе экспедиционных исследований.

Выставка организована совместно с Институтом археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск), научный куратор – доктор исторических наук Аркадий Викторович Бауло. Выставка поддержана Еремеем Даниловичем Айпиным, заместителем Председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, председателем Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера.


Одежда хантов была и покупной, и самодельной. Покупная одежда бытовала у салымских хантов очень давно, ее привозили и продавали купцы. Самодельная одежда шилась из крапивного или льняного холста, оленьих шкур. В хантыйской традиционной одежде много вышивки шерстяными нитками и бисерного плетения.

Женская одежда манси (северных) и хантов (северных и восточных) была распашная, широкая, прямоспинная, с прямым разрезом спереди и сходящимися полами. Шили ее из шкур, сукна,бумажных тканей.

Фото куклы


Куклы в народных костюмах 35. Хантыйский женский костюм. Кукла со спинки: очень красивый платок, х/б ткань, окантовка по краю, платок с нашитой бахромой.


Куклы в народных костюмах 35. Хантыйский женский костюм. Ткань (и нижнего платья, и верхнего) - х/б, сочетание красного и синего цвета, у нижнего платья спереди нашита тесьма, оторочено по подолу.


Портрет куклы. Верхнее платье подклеено к нижнему в вороте. Голова, конечно, без волос, но платок подклеен сзади низко, отсутствие волос не сильно бросается в глаза.

Женская одежда. Нижняя поясная одежда - пояса из кожи или бересты. Плечевая одежда - рубахи из крапивного и хлопчатобумажного холста. Важный элемент женского костюма - головной убор. Это и покупные цветастые платки, и "татарские" косынки, и налобные повязки.


Из книги З.П. Соколовой "Народы Западной Сибири: Этнографический альбом" (2007 г.). №55, Дарья Лонгортова в суконном халате. Ханты. Шурышкарский район район ЯНАО, пос. Лопхар и.р. Куноват. 1972 г. (информация от fedotik)

Была распространена и особая дорожная одежда - гусь - из оленьих шкур мехом наружу. Без разреза спереди, с капюшоном, иногда с пришитыми рукавицами.

Летней женской одеждой у хантов обычно служила изношенная зимняя одежда или одежда, сшитая из сукна и бумажных тканей, по покрою и украшениям примерно такая же, как и зимняя.

Традиционным украшением летней одежды северной группы хантов была аппликация из цветных тканей, имитирующая меховую мозаику зимней одежды.

Летняя одежда манси, сшитая из сукна, отличалась иным покроем: ее делали без боковых полотнищ или клиньев, стан одежды кроился вместе с рукавами из одного полотнища сукна, перегнутого по поперечной нитке.

Характерной особенностью одежды восточной группы хантов были воротники, ластовицы и обшлага, сделанные из другого материала.


Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси были платья на кокетке и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, без воротника.

Женская суконная одежда южных хантов отличалась от одежды хантов северной и восточной групп покроем спинки, которая кроилась в талию; по бокам одежда была отрезная и собиралась у пояса в сборки. Бисерное шитье покрывало все основные швы одежды и нижние концы пол.

В прошлом у хантов и манси мужская одежда по покрою совпадала с женской и была распашной.


Замечательная кукла, ещё одна "зимняя" куколка в серии - она одна из тех, кого мы уже видели на подставке ДеАгостини, теперь совершенно точно известно, кто она такая.

По уточнению от Татьяны (которая живёт в Ненецком Автономном округе), кукла называется - ненка.

Куколка в меховой обуви и тёплом зимней костюме с головным убором.

В комплект женской одежды входит распашная двойная меховая зимняя парка – паны , бокари и шапка.


Куклы в народных костюмах №68. Ненецкий женский костюм, фото куклы.


Вид сбоку. Капюшон подклеен, не снимается. Также как и варежки, и сапожки.

Женская парка распашная, может быть мехом вверх и вниз. Верхнюю часть делают из телячьих шкурок с гладким ворсом. К парке пришиты рукавицы из камуса, песцовый воротник. Нарядной считается парка из белых или пестрых шкурок. Украшают парку орнаментальными полосками, выполненными в технике меховой мозаики. Осенне-летняя одежда северных ханты как и у ненок – ягушка и по своему покрою выглядит также как и зимняя, но выполняется из сукна.



Пимы – ненецкая национальная меховая обувь, которую ненецкие женщины шьют сами. Пимы - это очень удобная при долгой ходьбе обувь, тёплая и лёгкая. Состоят пимы из сшитого мехом внутрь чулка и нижней части, сделанной из камуса мехом наружу.

Ненецкая женская зимняя одежда встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделкой. Женская верхняя зимняя одежда (русское название на западе — паница, за Уралом — ягушка), в отличие от мужской, имеет разрез спереди. В настоящее время она встречается двух типов, которые различаются как покроем, так и характером украшений и отделкой.

Паницу обычно носят с поясом, при этом правая пола несколько находит на левую. Пояс плетут из разноцветных ниток длиной до трех метров, с обоих концов пояс завершается кистями.

Сидор – головной убор, который шьют обычно из красного сукна и украшают бисером, сидор служит нарядным дополнением к костюму. Женщины-ненки расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали их в две косы. Ненецкая женская шапка очень нарядная и теплая за счет двойного меха внутри и снаружи.

Куклы в народных костюмах 68. Ненецкий костюм


Куклы в народных костюмах №68. Ненецкий женский костюм. Анонс номера.

Читайте также: