Как сшить хушпу

Обновлено: 05.05.2024

Принимаем заказы на изготовление чувашских головных уборов - тухья, хушпу. Многое по наличию. Мастер-рукодельница Нина Николаевна - победитель многих конкурсов и выставок. Знает историю Чувашии хорошо и какие уборы и костюмы надевали низовые, какие верховые,а какие - молодые и замужние и т.д.
Для изготовления нарядов и головных уборов используем настоящие Монеты в основном советского периода. Монеты осеребрены гальваническим способом.

Хушпу Тухья Национальный костюм Чувашии запись закреплена
Хушпу Тухья Национальный костюм Чувашии запись закреплена
Хушпу Тухья Национальный костюм Чувашии запись закреплена
Хушпу Тухья Национальный костюм Чувашии запись закреплена

ХУШПУ, диал. хошпу – традиционный головной убор замужней жен­щи­ны-чувашки, бытовавший повсеместно, глав. обр. в составе праздничного и обрядового костюма. Имеет древнее происхождение. Формы и особенности убранства связаны с космогоническими представлениями земледел. народов Сред. Азии, Ирана, Индии 3–1 тыс. до н. э. В 17 – нач. 20 вв. богато украшенные Х. свидетельствовали о семейном достатке и имели важное символич. и статусное значение. Обряд одевания жен. костюма с наряд. головным убором поверх покрывала сурпан происходил после первой брачной ночи и знаменовал переход невесты на иной статусный уровень. По конструкции Х. относится к твёрдым головным уборам в виде открытой шапочки, с пришитыми горизонтал. рядами мелких монет и орнаментированной по верхней кромке узкой полосой лаконичного бисерного узора. Обязательна наспинная часть Х. хÿри (букв. хвост Х.) – полоса до пояса или ниже, украшенная вертикал. рядами монет и бисерного узора.

Хушпу Тухья Национальный костюм Чувашии запись закреплена

Тухья — традиционный девичий головной убор чувашей, в виде полусферической шапочки, сшитой из 1–2 слоёв плотного холста, с наушниками или ремешками из кожи. Украшался бисерным узором, бусами, монетами и их имитациями. Узоры на верхушке и по окружности шапочки являлись солярными знаками (символами Солнца) и символизировали его бесконечное движение. Существовало два вида тухьи, соответственно основным этнографическим группам чувашей. Округлую тухью носили средненизовые чуваши (анат енчи), шлемовидную (полусферической формы, с пришитым сверху конусом)— низовые чуваши и в нескольких этнотерриториальных группах чувашей Среднего Поволжья и Приуралья. Документальных сведений о форме тухьи верховых чувашей не выявлено. Также подобная шапочка встречается у звениговских марийцев.

Вот примеры современной национальной одежды, которую носят на свадьбах, Акатуе (праздник окончания урожая).

Видите необычные шапочки? Это тухья (с торчащим кончиком) и хушпу (с плоским верхом).

Тухья - это девичий головной убор. По сути - это глубокая шапка полусферической формы, изготовленная на плотной основе и расшитая бисером, закрывавшая весь лоб до бровей. На тухью было принято навешивать самые дорогие монеты – серебряные рубли и полтинники. Хотя все зависело от достатка. Украшали шапку и 10, 15, 20 копеечными монетами, но всегда серебряными.

А бисерные подвески с мелкими монетами на концах, свисающие с очелья тухьи, обрамляли лицо.

Поскольку это девичье украшение, то оно не имело накосников и хвоста, не закрывало волосы. Ведь девушке надо было привлечь внимание потенциальных женихов своими красивыми волосами.

Вот еще несколько примеров тухьи.

А вот хушпа была женским головным убором. На нем уже есть накосники, поскольку замужней женщине не полагалось показывать свои волосы посторонним, только мужу.

Хушпу довольно сложны в изготовлении. Они состоят из шапочки, закрывающей голову и длинного прямоугольного хвоста, опускающегося вниз по спине женщины. Остов шапочки (кăшăл) изготовлялся из кожи, войлока или сшитых в несколько слоев кусков домотканого холста или шерстяной тесьмы.

Далее остов убора покрывался плотными рядами серебряных монет – мелкими серебром (овальными «копейками») или имитациями монет (нухрат) или монетами по 15-20 копеек.

Макушка хушпу обрамлялись полосой несложного узора из бисера преимущественно красного цвета. Налобная часть дополнялась характерным, выступающим вниз козырьком, зашитым плотными рядами кораллов или раковин каури. Да, да, в Чувашии использовали эти мелкие ракушки для украшений. Где они их доставали в 19 веке, бог знает)))) Видимо, там же, где и кораллы, которые также очень дорого ценились при создании украшений.

Сзади к остову пришивался хвост – «хушпу хÿри» - широкая полоса холста, покрытая кумачом. Рядами бисерного узора и круглыми латунными жетонами.

Хушпу высоко ценились и передавались от матери к дочери. В былые времена за один такой убор можно было приобрести две коровы или одну лошадь. Как семейная реликвия он передавался из поколения в поколение

Представляем вашему вниманию статью Светланы Матвеевой, главного специалиста Чувашского историко-культурного центра, руководителя Народного чувашского фольклорного ансамбля «Шевле».

«Типичные ошибки при изготовлении чувашских головных уборов «тухья» и «хушпу»

современными мастерами и использовании их коллективами художественной самодеятельности».

Чуваши не строили грандиозных пирамид, храмов и дворцов, не создавали монументальных скульптур и фресок. Но было нечто такое, благодаря чему они сохраняли из века в век внутреннее единство и своеобразный этнокультурный облик. Это — сила древних культурных традиций, выраженная в языке, мелодиях, фольклоре, орнаменте и костюме.

Неотъемлемой частью чувашского костюма является головной убор.

Головные уборы чуваш — уникальное явление в национальной культуре. Необычные женские шапочки, украшенные вышивкой, бисером, монетами, а также мужские войлочные шляпы — одни из самых узнаваемых элементов чувашской одежды. У чувашских девушек и женщин существует два вида головных уборов. Это девичий головной убор тухья и женский головной убор хушпу.

Тухья — девичий головной убор из серебра и разноцветного бисера. Существует в двух формах: шлемовидная и шапочкообразная. Первая принадлежит к этнографической группе анатри (низовых чувашей) и анат енчи (средне-низовых чувашей), а вторая- вирьял (верховых чувашей). У тухьи нет наспинной части. Девичьи уборы сплошь покрыты узорами из бисера. Серебро использовалось при украшении наушных деталей и нижних краёв, красиво оформлялся козырёк убора-красным коралом и монетами. Рядами бус составлялись яруса, ромбы и другие геометрические фигуры. На височной части размещались по три небольшие кисти из красных, белых и зелёных бисеринок. Тухья не только овеществляет понятие о красоте, но и хранит следы давно ушедшей в прошлое магической функции. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сестрам.

Замужние женщины покрывали голову сурпаном — полоской белой ткани, концы которой украшались вышивкой. В обычные дни поверх сурпана повязывали пуç тутри, узкую повязку на голову.

По праздникам женщины носили хушпу, открытую шапочку, богато украшенную монетами. Она отличалась полностью закрытым верхом и преобладанием в декоре серебряных монет мелкого и среднего размера. Для отделки использовался и красный бисер, но здесь он играл незначительную роль.

Замужние женщины надевали плотно прилегающие ожерелья с 2-3 рядами монет, округлое нагрудное украшение, чересплечную повязку тевет, нагрудник трапециевидной формы алка с наспинной частью в виде бахромы, покрывающей плечи. Украшения из серебра и бисера составляли с головными уборами единый художественно-образный ансамбль.

Отличительная особенность хушпу — хӳри, наспинная полоса до пояса или ниже с рядами монет и бисерной вышивкой.

В настоящее время появилось очень много мастеров изготовления головных уборов «тухья» и «хушпу». Но, к сожалению, многие из них не имеют представления какими должны быть девичий головной убор «тухья» и женский головной убор «хушпу». Сечас я хочу остановиться на некоторых головных уборах, которые одевают участники некоторых чувашских ансамблей. Такие головные уборы носят участники одного из ансамблей г. Уфы. Этот головной убор ни тухья, ни хушпу. Оно сделано как хушпу с хвостом, но в верхней части у хушпу должны быть только монеты.

Или ещё такие головные уборы у следующего ансамбля. Верхушка женского головного убора хушпу, а сам головной убор – тухья, потому что сделана без хвостика и бисером.

Особо хочется отметить соблюдение возрастных особенностей. Очень часто на сцене можно увидеть почтенных бабушек 60-80 лет, красующихся в девичьих головных уборах тухья, или девушек в женских головных уборах хушпу.

Очень часто можно заметить нарушение правил ношения чувашского традиционного костюма:

-из-под хушпу(у женщин) или тухья (у девушек) видны волосы;

-хушпу часто одевается на голову без сурпана.

Многие коллективы слепо копируют несвойственных чувашам Южного Приуралья костюмных традиций, а также манеры ношения, получивших распространение в других регионах Российской Федерации или ставшим «модными», благодаря выступлениям артистов профессиональных или других коллективов Чувашии. Фольклорные коллективы должны одевать те костюмы, которые носили их предки.

Можно заметить и такое явление, как игнорирование местного аутентичного костюма, копирование костюмов других коллективов.

Моему ансамблю уже больше 50 лет. Основала коллектив моя мама Васильева Ольга Моисеевна. Они часто одевали и лапти, когда показывали обряды. Народный чувашский фольклорный ансамбль «Шевле» со дня основания носит старинные самотканные льняные чувашские костюмы XIX века и старается сохранить все обряды, старинные песни и костюмы низовых чувашей.

Продолжаем тему кройки и шитья средневековой одежды. И на очереди "прокачанные" сшивные шоссы с гульфиком.

Сшивные шоссы тоже предполагались двухслойными - шерсть/сукно и лен.

Кроить также следует по диагонали - штанины должны хорошо тянуться, и сесть идеально.

Итак, чем же сшивные шоссы отличаются раздельных:

- Штанины сшиты между собой сзади

- Имеется клинышек на промежности

- Они доходят до уровня талии

- Подвязываются к верхней куртке (дублету)

Итак, первый способ - сложный, и требует некоторых навыков в раскройке:

Нам понадобятся следующие мерки:

Дн - длина ноги по внутренней стороне (меряем перпендикуляр от паха до пола)

Вс - высота сидения (меряем сидя перпендикуляр сбоку от линии талии до сиденья стула)

Ол - объем лодыжки

Ул - уровень лодыжки (меряем как и ДН, только до лодыжки)

Об - объем бедер

Все остальные мерки рассчитываются математически по таблице:

Не забываем о припусках для швов

Потом часть слева, которая на рисунке ниже выделен серым, отрезаем, пришиваем справа, чтобы получился вырез и "отросточек"

Собственно, получается готовая штанина.

Второй способ:

Собственно, берем черновую ткань, которая по свойствам похожа на "чистовую", и исходя из параметров заказчика вырезаем примерную выкройку, как на картинке выше (лучше конечно взять побольше размер). Длину берем от пят до талии + 5 см, в ширину - обхват самой широкой части бедра + 5 см. Делаем отросточек (лучше пошире, минимум 5 см)

Важно правильно сложить штанину: "отросточек" должен оказаться на попе

Носочек и пятка делаются также как и в раздельных шоссах. (ссылка на них выше)

Далее сметываем штанины, пришиваем к ним носочек и пятку, и можно приступать к коррекции.

Важно, чтобы ткань хорошо прилегала к внутренней стороне бедра, однако небольшой припуск в 1-2 см допустим для того, чтобы можно было комфортно сесть или наклониться. Также штанина должна хорошо прилегать к икре и быть настолько свободна вокруг лодыжки, чтобы стопа свободно проходила.

Для этого в черновой выкройке необходимо сесть, встать и понаклоняться, и при необходимости - внести коррективы. Также доводим до идеала носок.

Элтияр Александров

Хушпу и тухья по цене не сильно отличаются. К тому же хушпу изготовить проще. И я считаю, что сценический костюм должен соответствовать канону. Женщина в возрасте и тухья смотрятся просто не эстетично, прежде всего.

Ник Иачорос

Андрей Удинцев

костюм как и любой иной предмет одежды и быта должны быть идеально 100%-ными вне зависимости от применения - бытовое или театрально-постановочное; иначе рано или поздно фальш перевесит истинность и второе исчезнет из памяти. небрежение к истокам и чёткости приводит сплошь и рядом к несуразностям, например, в кинематографии или вещественном воплощении

Ник Иачорос

Альбина Юрату

не только на сцене, но и в повседневной жизни надо одевать чувашскую одежду правильно. женщине надо на голову надевать головной убор хушпу, можно еще использовать масмак, девушке необходимо надевать головной убор тухья. а девочкам надо повязывать голову платком или же вплетать волосы ленты с монистами. традиции придуманы не нами и не нам их менять. уважение традиций - это уважение самих себя. в интернете прочитала, что англичане уже 300 лет не меняют правила правописания, а мы, изменив за деньги Сороса нашу грамматику,
добились лишь того, что еще больше очуждили наших детей от родного языка. Точно также, неправильно надевая головные уборы, мы лишаем у наших детей желание уважать костюмы.

Читайте также: