Как сшить илитон

Обновлено: 17.04.2024

Изображение пользователя xikmatowa.dar.

Дорогие братья и сестры, помогите пожалуйста. Хотим сами сшить новый илитон и вышить в городской мастерской, но, так как там не практикуются на церковной вышивке, им нужно предоставить узор для вышивальной машинки.

Если у кого есть в электронном варианте что-нибудь подходящее, будем очень благодарны.

Определенного требования нет,примем любой узор. Заранее спасибо.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Я когда хотела вышить илитон, батюшка сказал, что он должен быть только гладкий, без всякого украшательства.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя xikmatowa.dar.

Мы с Батюшкой искали подходящий в интернете,там много разных, в том числе и вышитые, они там очень дорого стоят, дешевле сделать самим, но нам нужен с вышивкой..

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Ну если непременно хотите машинную вышивку, напишите мне в личку, попробую вам помочь

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя xikmatowa.dar.

Да, Вы правы, но там про пошив, а нам нужна вышивка..

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

© Золотошвейная мастерская «Убрус», работы мастерской, 1999–2014.

Представленные на сайте произведения охраняются Законом об авторском праве и смежных правах. Запрещено использование материалов сайта без согласования с администратором или руководством Мастерской.

Пожалуйста, поделитесь опытом пошива облачения (индитиона) на Престол.

1.Как правильно сделать выкройку для облачения крестообразной формы?
2.Нужно ли стирать парчу и галун с металлической нитью перед началом работы?
3.Нужно ли ставить облачение из парчи на подкладку?
4.Какое количество пуговиц или позвонков должно быть с каждой стороны? (по 6?)
5.Как правильно пришить петли и пуговицы, чтобы облачение хорошо село?
6.Есть ли какие-то секреты в этой работе?
7.Можно ли где-то об этом прочитать?

Сестры, пожалуйста, помогите советами. Чем скорее тем лучше!
За все ответы заранее благодарна.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя о. Дионисий.

1.Выкраиваете одну деталь верха и четыре боковых. На верхней припуски со всех сторон, на боковых только сверху и слева у каждой детали (слева - наподобие шлицы, заворачивается под соседнюю деталь, чтобы не проглядывал остов престола)
2. Достаточно прогладить с обильным паром.
3. Думаю нет. На каркас престола должна шиться "колпаком" сплошная нижняя одежда (срачица) из льна, так что в подкладке нет нужды.
4. Сколько хотите (зависит от высоты престола), но 6 точно мало.
5. На одном уровне друг с другом. :-) Пуговицы пришивайте тоже на петле (не сразу на парчу, а в ножку пуговицы продентье шнур (что и петля, только меньше), а его конец уведите под галун - как и петлю).
6. Только если сами придумаете. Секрет везде один и тот же - ювелирная точность.
7. В настоящем Руководстве.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Отец Дионисий, благодарю за столь быстрый и исчерпывающий ответ.
". на боковых только сверху и слева у каждой детали (слева - наподобие шлицы, заворачивается под соседнюю деталь, чтобы не проглядывал остов престола)" - мне встречался вариант, когда такие шлицы делались на двух лопастях с двух сторон, а у двух других края просто оторачивались галуном.
Есть ли принципиальная разница как сделать?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя о. Дионисий.

Делайте как Вам удобно - в конце концов это технические детали для достижения вполне технических целей.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Можно петли, которые одеваются на пуговицы, сделать из шляпной резинки. Тогда сидит хорошо.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Спасибо, очень ценный совет, обязательно учту.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Helen.

А можно и без пуговиц. В некоторых храмах делают на липучках, говорят удобно.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Мы еще делали с завязками (по желанию заказчика), потом бантики внутрь убираются.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Я делала и на липучках, и на пуговицах, и на крючках. На липучках мне не понравилось, грубовато.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

О.Дионисий, не очень поняла насчет шлицы. По углам облачение разве не сшивается? Если оно сшито ничего же не будет просматриваться. Или я совсем ничего не понимаю. Разъясните, пожалйуста; для меня это актуально. Может схемку дадите?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Сшитое по углам облачение неудобно хранить. Лучше, чтобы расстегивалось.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Застёгиваться должно по всем четрём углам, может достаточно двух углов?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Anechka.

Сшитое не только хранить, но и одевать на престол неудобно.

Кроме того, облачение на престол, которое имеет со всех сторон разрезу будет лучше "сидеть". Да и как-то, на мой взгляд, должно быть единообразно.

Почему Вас так пугает крестообразная форма индитии? Удобнее же такую шить

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

НЕ пугает, удивляет. Вы считаете, что так лучше будет сидеть? Но вверху, наверное, всё-таки нужно немного застрочить или достаточно будет шва, который соединит крышечку с боковинами? Кстати лён-не очень легкая ткань для крышечки?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Anechka.

Отсутствие боковых швов (вместо них пуговицы) даст некоторую свободу ткани, то есть если Вы ювелирно точно в полмилеметра размера не попадете, то пуговки-петли это скроют

Шва достаточно, на мой взгдяд. Лен - хорошая прочная ткань, ничего с ней не случится.

Сомневаетесь в технологии пошива - сделайте макет (совершенно из любой ткани). Ну допустим 1 к 6. Будет маленькая копия индитии (если престол, допустим, метровый, то копия - 15-16 см будет) - сразу все сложности (или наоборот простота) технологического плана Вам станут понятны

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Я так понимаю, хорошо уже то, что изчезает метровая строчка, которую надо выполнить очень ровно. Запаха в 10см. будет достаточно?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Спасибо,Jelena, сейчас что-то прояснилось. Очень красивое облачение.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Очень рада, что нашла такой замечательный сайт.Очень нужна помощь. Мы заказали для храма жертвенник и престол и индитии со срачицами. Когда заказ выдали , оказалось что пуговицы только впереди застегиваются с двух сторон от креста. На срачицах тоже только один лепесток передний застегивается, а может быть он сзади застегивается? не знаю. И еще верхний квадрат у индитии престола выкроен из льна . Это так и должно быть? или это об ясняется экономией дорогого шелка.?Нам нужно еще заказывать облачения на престол и жертвенник другого цвета.Может быть нам выбрать другую мастерскую? Посоветуйте пожалуйста.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Elena_Balashova.

у нас так же выполнено. пуговки обращены к противоположной от царских врат стороне, когда облачение на престол и жертвенник одевается, а сверху на престол полагается пелена, так что льняная вставка закрывается.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Alla_A.

У нас застёгиваются все 4 угла, как и рекомендовано выше.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Спасибо большое что отозвались.А что значит пуговки обращены к противоположной от царских врат стороне.Мы заказывали облачения для храма в далеком поселке новгородской области и были неприятно удивлены , когда в софринском магазине( на который была основная надежда) нас встретили очень неприветливо. Образцы тканей посмотреть не дают, говорят , что неизвестно , какая ткань будет из такой и сошьют.Как сошьют не говорят, Ответили , что как положено так и сошьют.Первый раз встретились с таким грубым обслуживанием со стороны приемщицы.В такую даль приехали и нисчем уехали. Потом заказали в Скинии.Хотя бы ткань выбрали сами.Хотели тоже , чтобы застегивались все 4 угла, но когда получили заказ, теперь не знаем как разобраться. А говорили , что знают как шить.Теперь наверное будем сами все делать.Подскажите пожалуйста, если у срачицы и индитии только два передних угла застегиваются на пуговки, то и срачица и индития застегиваются впереди или например, индития впереди , а срачица с противоположной стороны у стены.(на жертвеннике)

заранее благодарю, Храни Вас Господь!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Мария..

Вообще индитии на престол и одеяние на жертвенник шьют с застежкой по 4м углам.

Я индитии на престол и одеяние на жертвенник шила как-то с застежками спереди, т.е. одна, передняя часть поднимается, остальные углы зашиты, так попросили. Все полностью из парчи, без подкладки. Спереди кресты. По всем углам и снизу отстрачивала галуном. У меня ткань была с рисунком, потому все части отрезные.

На пелене по середине крест плоский. Если престол шире ширины ткани, то швы лучше сделать по бокам, чтоб они свисали с престола, иначе можно опрокинуть Чашу.

Их не так сложно шить, главное чтоб посадки швов не было сильной.

Как одевать срачицу я не знаю, думаю это не принципиально, там же нет креста. Насколько я знаю срачицу одевают при освящении престола, она без застежек, перевязывается лентами и с престола не снимается:

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Шила срачицы на престолы и жертвенники, просто чехлом, без застежки. Но можно и с застежкой, чаще всего, одной, и делается сзади. Сверху на одежде на престол может быть другая ткань, в этом ничего такого нет, ведь сверху престол покрывает пелена. Индития на престол может быть с одной застежкой (сзади) , двумя или четырьмя. Думаю, МАРИЯ1, вам смущаться нечем.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Мария..

Если уж решите где-то в Москве шить, то лучше идите на подворье Соловецкого монастыря, там все таки подешевле и нормальные люди:

Думаю им можно позвонить и предварительно договориться.

Но наверняка и в Новгороде есть у кого пошить.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Огромное Всем спасибо за то, что помогли разобраться и за поддержку.Когда храм будет освящен попробуем выставить фото.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Зинченко Маргарита Витальевна.

Простите, непоняла, а запах по бокам индитии надо пристрачивать к верхней столешнице или оставить свободным?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Фанна.

Добрый день.У меня картинки не подгружаются. Есть еще варианты, чтобы просмотреть?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Tetiana.

Добрый день! Если ли у кого-то полная инструкция, как шить облачение на Престол? Не совсем понятен момент по углам - как сделать запах ткани, чтобы углы были полностью скрыты?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

© Золотошвейная мастерская «Убрус», работы мастерской, 1999–2014.

Представленные на сайте произведения охраняются Законом об авторском праве и смежных правах. Запрещено использование материалов сайта без согласования с администратором или руководством Мастерской.

Тканевое облачение на престол

По древней традиции облачение церковного престола бывает сшито из ткани.

В наши дни распространен и другой вариант, вошедший в обиход в XVIII столетии – твердое облачение на престол. Оно может быть изготовлено из дерева, как правило, резного, либо из металла, либо из литьевого (реже – натурального) камня и т.п. Твердое облачение престола украшается резьбой, накладками, иногда росписью (ручной или нанесенной современными методами).

Тканое облачение на престол состоит из трех частей. Это:

1. Катасарка. В переводе с греческого языка это название означает «приплотие», т.е. то, что около тела, нижняя одежда. На церковнославянском языке данный предмет храмового убранства иногда именуется срачица, т.е. сорочка. Катасарка представляет собой белую ткань, которой престол покрывается до самого основания. Она символизирует Плащаницу, в которую было завернуто тело Христа при погребении, а также пелены Богомладенца. Поверх катасарки престол опоясывается вервием – веревкой, длина которой традиционно составляет 40 метров.

Катасарка на престоле

2. Индитий – в переводе это слово означает «верхняя одежда». Имеет форму креста, концы которого спадают вниз и застегиваются с помощью особых круглых пуговиц. Богатый и красивый, индитий напоминает о Божественной славе Христа как Царя неба и земли.

Индитий тканевый на престоле
Облачение престола литьевым индитием

3. Пелена – короткое верхнее покрывало на престол. Как правило, имеет тот же цвет, что индитий, – соответствующий времени богослужебного года. Подробнее о цветах облачений читайте в статье нашего справочника.

Пелена на престоле храма

На престоле находятся антиминс, дарохранительница, напрестольный крест, напрестольное Евангелие.

Антиминс – в переводе это слово означает «вместопрестолие» – это белый прямоугольный плат, в который вставлена частица мощей одного из святых мучеников. На антиминсе бывает изображено Положение во гроб Спасителя. Антиминс непременно подписан архиереем, который благословил освящение храма. Он необходим для совершения Литургии. В исключительных случаях (например, во времена гонений на Церковь), когда богослужение совершается вне храма, антиминс может заменить собой престол.

Во внебогослужебное время антиминс бывает завернут в илитон. Слово это переводится как «обертка». Илитон представляет собой плат из цветной церковной ткани. Он символически напоминает о сударе (головном плате), скрывавшем лик Христа при погребении.

В наличии

В наличии

В наличии

В наличии

В наличии

В наличии

В наличии

В наличии

Илитон, плат для причащения

Илитон для антиминса

Илитон - принадлежность убранства престола православного храма. Это плат, в который заворачиваются антиминс и губка для собирания частиц Святых Даров.

Как правило, илитон изготавливают из шелка (реже – изо льна). Обычно он имеет красный цвет и украшается вышивкой.

Илитон вышитый несет на себе священные изображения: крест, монограмму Спасителя.

Приобретая илитон в алтарь, обратите внимание на качество ткани, ведь этот плат будут разворачивать во время каждой Литургии.

Плат для причащения

От илитона отличается плат для Причастия. Его используют во время причащения, чтобы воспрепятствовать падению частиц Святых Даров. Также платом отирают уста причастников.

Заказ и доставка

Вы можете приобрести у нас все виды храмовых текстильных изделий, сделав заказ по телефону или с помощью «корзины».

Доставка осуществляется по всей России. Срок доставки по Центральному федеральному округу 2-4 дня, в другие регионы России до 2 недель.

Илитон


[греч. εἰλητόν - свернутый; церковнослав. , ], богослужебный плат, хранящийся на св. престоле и разворачиваемый для поставления на него евхаристических Даров и совершения Евхаристии. И. известен с раннехрист. времен как на Востоке, так и на Западе (аналог И. в лат. богослужении - корпорал).

Можно предположить, что Евхаристия, будучи трапезой, изначально совершалась на покрытом чистой скатертью столе. Древнейшее прямое упоминание об этом содержится в апокрифических Деяниях ап. Фомы (III в.), в 49-й гл. к-рых говорится о том, как апостол повелел диакону приготовить необходимое для совершения Евхаристии, в т. ч. и расстелить специальную ткань (σινδών - в НЗ этим словом названа плащаница, в к-рую было положено тело Спасителя). В Liber Pontificalis говорится, что Сильвестр I, папа Римский (314-335), постановил, чтобы литургия совершалась только на льняной, а не к.-л. иной ткани, т. к. Спаситель был погребен в плащанице именно из льна. То же сопоставление И. с плащаницей проводится и в древнейшем символическом толковании И., принадлежащем прп. Исидору Пелусиоту († ок. 435). Как и автор Деяний ап. Фомы, для обозначения И. прп. Исидор использует термин σινδών, а не εἰλητόν (Isid. Pel. Ep. I. 123). Последний термин, однако, содержится в визант. литургическом комментарии VIII в., известном как «Церковная история» (в рукописях надписывается именами свт. Василия Великого или Германа К-польского), и через него получил широкое распространение в визант. литургических книгах.

Богослужебное использование И. состоит в том, что он распростирается на св. престоле незадолго до поставления на него евхаристических Даров и сворачивается обратно, когда в конце литургии Св. Дары уносятся со св. престола. Тем самым выражается благоговение к Св. Дарам. Простирание И. имеет и практическую цель - в случае падения с дискоса частиц Св. Даров они остаются на И. и могут быть легко собраны и потреблены диаконом в конце службы (вероятно, с этой функцией И. связана и широко распространенная в правосл. Церкви практика изготовления И. из ткани алого или темно-красного цвета, на к-рой хорошо видны светлые частицы).

В древних рукописях первая из священнических молитв в самом начале литургии верных нередко надписывается как Εὐχὴ πιστῶν α´ μετὰ τὸ ἁπλῶσαι τὸ εἰλητόν (Молитва верных 1-я, по распростирании И.- аналогичное название встречается и в слав. рукописях). С течением времени момент распростирания И., однако, сместился на молитву, предшествующую упомянутой,- главопреклонную молитву отпуста оглашенных. Соответствующее предписание содержится и в совр. изданиях Служебника. В совр. практике распростирание И. обычно начинается еще раньше - во время сугубой ектении разгибаются 3 стороны сложенного с 4 сторон И., а последняя (верхняя) сторона разгибается во время ектении об оглашенных.

Более важное, чем момент распростирания, изменение в практике использования И. состояло в том, что в XVI-XVII вв. антиминс, ранее помещавшийся под тканью напрестольной индитии, стал полагаться сверху нее и И. (и, как правило, украшаться иконографическим изображением «Положения во гроб»). Иными словами, разворачивание И. сделалось одновременно и разворачиванием антиминса, а сам И. из предмета, имеющего самостоятельное литургическое значение, фактически превратился в защитную материю, закрывающую антиминс, когда тот свернут, и лежащую под ним в качестве подкладки, когда тот развернут. Именно такое употребление И. продолжается в правосл. Церкви до наст. времени; более ранняя практика - когда антиминс (в постоянно развернутом виде) лежит под индитией престола, а сворачивается и разворачивается во время литургии только И.- сохранилась у униатов и старообрядцев. Переходом к практике вкладывания в И. антиминса обусловлено и предписание о размерах первого: согласно «Учительному известию» при рус. Служебнике, И. изготавливается из . (Служебник. [Т. 2.] С. 506). На практике И. обычно делается несколько большим в сравнении с антиминсом.

Символическое толкование И. как напоминания о плащанице Спасителя, предложенное еще прп. Исидором Пелусиотом, подтверждается в «Церковной истории» VIII в. и некоторых других литургических комментариях. Однако блж. Симеон, архиеп. Фессалоникийский († ок. 1429), связывает И. не с плащаницей, а с погребальным сударем Спасителя (PG. 155. Col. 317) и даже использует такое толкование как аргумент против начинавшей распространяться в его время практики совершения архиерейского богослужения с митрой на голове (PG. 155. Col. 717, 873).

Особый чин освящения И. в греческой традиции неизвестен; в русской он появился благодаря Требнику митр. Петра (Могилы) (К., 1646): свт. Петр составил его самостоятельно, как и ряд других чинов на освящение различных литургических предметов. Чин состоит из каждения и обычного начала, Пс 110, молитвы и главопреклонной молитвы и окропления нового И. св. водой (Требник. Ч. 2. С. 427-431). В молитвах чина присутствуют явные параллели с молитвой из чина благословения корпорала согласно «Rituale Romanum» и толкованиями блж. Симеона, архиеп. Фессалоникийского, которые, очевидно, и послужили источниками для свт. Петра.

Свящ. Михаил Желтов

Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .

Читайте также: