Как сшить калфак своими руками выкройки

Обновлено: 27.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБОУ «Карьевская средняя общеобразовательная школа»

Проект по технологии

«Калфак – женский головной убор»

ученица 9 класса

Основная часть

1.1.Татарские узоры на калфаке……………………………………………. 5

1.2.Возрастная дифференциация в женских головных уборах…………….6

2.1 Набор первоначальных идей ……………………………………..….…..8

2.2 Технология изготовления и вышивания калфака. ……………………10

2.3. Экономические расчеты………………………………………………. 15

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова.

Россия всегда являлась многонациональным государством, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. Это - русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордвины и т.д. И маленький татарин, и маленький мордвин, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Актуальность

Я с интересом занимаюсь рукоделием и выбрала не случайно тему татарского народного костюма, а именно – головного убора – калфак.

Калфак – единственный сохранившийся элемент татарского костюма, сохранившегося на сегодняшний день. Она имеется у многих женщин нашего села. Основным населением нашей местности являются русские и татарские народы. В нашем селе, как и во многих сёлах нашего района, сохраняются татарские традиции. Актуальность работы связана с активизацией интереса к национальной одежде, традициям. Сегодня, как никогда, это особенно важно, если учесть, что народная культура катастрофически быстро исчезает, ведь исчезает то, что поддерживает ее существование: традиционный уклад жизни и соответствующее ему мировосприятие. Мне интересно изучать татарскую культуру, потому что это культура моих родственников, моей семьи. Мы чтим и ценим национальные традиции. В семье соблюдаются народные и религиозные праздники, на которые мы собираемся дружной семьёй. Один из таких замечательных, традиционных праздников у татарского народа это праздник Сабантуй. Этот национальный праздник проходит каждое лето после окончания полевых работ и является как бы подведением итогов всех весенних работ.

У нашей нации татар красивые наряды: национальные платья, фартуки, камзолы и т.д. Но для завершения наряда татарского национального костюма нет красивых головных уборов. И я, решила изготовить головной убор – калфак. Какой же калфак изготовить?

Цель: Сшить национальный татарский головной убор – калфак.

Задачи: 1. Ознакомиться с историей.

2. Подобрать и закупить необходимые материалы.

3. Сшить калфак для себя качественно и аккуратно

Основная часть Глава I

Вторая половина XIX века явилась эпохой возрождения новых сил – серьезные изменения испытала женская одежда. Формируется новый утонченный стиль татарского костюма. Невозможно представить татарский костюм без искусно расшитых калфаков и тюбетеек, в лучших своих образцах поднявшихся до уровня художественных произведений.

С древнейших времен в костюмах всех народов головные уборы являлись обязательным атрибутом. Они входили в единый стилевой комплекс, оберегали голову от дурных воздействий. Не случайно любая религия также предусматривает покрытие головы. Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязанные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. Затем появились большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.

К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Часто такие калфачки носились под платком или шалью. В орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже - цветной бисер.

Татарские женщины вкладывали много труда и умения в изготовление калфаков, они входили в состав приданого и передавались по наследству.

1.1.Татарские узоры на калфаке

Узоры в татарской вышивке чаще всего цветочно-растительного характера, они черпались из окружающей природы. Так можжевельник, шиповник, рябина считались растениями счастья. По сей день принято использовать их цветы, ветки как талисман. Роза считается знаком красоты и любви. А один из первых весенних цветов и излюбленный элемент в татарском орнаменте – тюльпан, является символом возрождения. Если рассматривать период с конца XVIII до начала XX века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, впрочем, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись.

1.2.Возрастная дифференциация в женских головных уборах

Головной убор татарки состоял из трех частей. Это нижние, основные и верхние уборы. Нижние головные уборы должны были собирать и закрывать волосы, и поэтому их формы были связаны с прической. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, поэтому волосы у них состояли из шапочки и накосника.

У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. "Городские" калфаки вязались в полоску из цветных шелковых нитей.

Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшенки же укладывали свои косы так же, как и русские женщины, вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

Девичьи уборы имели калфаковую и шапкообразную форму. Косы находились на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением (чеч тенкесе). Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок.

Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей. Чаще всего он встречается у сельских, а не городских девушек. В городах получили большое распространение «городские» калфачки, вязаные из разноцветных шелковых ниток, с поперечными полосами.

Особый интерес представляют старинные монетные шапки. Это каркасная шапочка на твердой основе, которая имела вид высокого конуса, покрытого шелковой материей, ушитого золочёными кораллами и жемчугом. Сверху конус оканчивался золочёной верхушкой. Основной головной убор пожилой татарки представлял собой покрывалообразную косынку, длиной 2.5 метра. Изготовляли его из белого или нежно-кремового коленкора, тюля, украшали богатой многоцветной тамбурной вышивкой. Лицевая часть убора оформлялась несколькими монетками. Поверх надевалась традиционная для казанских татар шапка с широким меховым околышем и плоским верхом монетная шапочка.

Калфак стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма. Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером . В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчеркивавшим национальность женщины.

В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал надеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.

В группе женских головных уборов я выделила богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по вышивке.

2.1. Набор первоначальных идей




Передо мной встала задача, что именно сшить. Выбирая фасоны, из множества вариантов мне больше всего понравился последний вариант. Очень красиво смотрятся, мешкообразные калфаки, есть варианты, свисающие почти до плеч и кисточками на конце калфака.

2.2. Технология вышивания и изготовления калфака

Необходимые материалы:

Для шитья женского татарского головного убора я приготовила следующий материал (бархат, ситец или сатин для подкладки, жёсткая ткань или картон высотой 6 см, светлая ткань для нанесения узора, мелкий жемчуг, белый или светлых тонов бисер, стеклярусы, две иголки, которые свободно проходят в отверстие бисера.

Нитки используют катушечные, при вышивке – белые. Пяльца могут быть как круглые, так и квадратные (большие квадратные очень удобны для работы обеими руками). Для нанесения узора на ткань необходима копировальная бумага. Также узор можно обвести по заранее подготовленным шаблонам или использовать трафарет.

Изготовление выкройки

Размеры у калфаков для девушек бывают различными: от калфаков размером с варежку, которые закрепляются к волосам с помощью резинок до калфаков, полностью одеваемых на голову со сгибающейся верхней частью на бок. Выкройка (рис. 1), где учитывается все тонкости изготовления калфака, по желанию которых, можно увеличить или уменьшить размеры.


Детали калфака на чертеже:

а — перед, верхняя сторона,

б — нижняя сторона,

в — припуски на швы,

г — налобная часть в виде прямоугольника,

д — запас для изгиба.

Раскрой бархата

Выбрав бархат, на изнаночную сторону бархата разложить выкройку, мелом (или тонким мылом) отметьте указанные на чертеже линии и раскройте ткань. Так как мел быстро стирается, необходимо нанести по чертежу стежки белыми нитками.

Перевод узора на бархат

Перенести узор с эскиза на кальку. Узор с кальки переведите через копировку на белую ткань. Белую ткань с узором разложите на переднюю и налобную части бархата, наметайте по краям белой ткани. Переведите узор на лицевую сторону бархата.

Вышивание узора

Вначале контур узора обкладывается плотной бисерной цепочкой, а затем заполняется внутренняя поверхность цветов, листьев, бутонов. Нет необходимости нашивать каждую бусинку отдельно, легче закрепить бисерную нить между каждой бусинкой. Для этого тоненькую иголку с закрепленной нитью выводят на лицевую сторону, нанизывают на нее необходимое количество бусин. Обложив этой цепочкой элемент вышивки, проследите, чтобы цепочка плавно обрисовывала узор, а бусинки плотно прилегали друг к другу. Затем с изнанки вывести другую иглу с белой нитью и перпендикулярными к бисерной нити стежками через каждую бусинку прикреплять к ткани, т.е. выполнить шов «в прикреп». Старайтесь, чтоб ниток не было видно (рис.2).

Обложив по контуру весь орнамент, переходим к следующему этапу вышивки.

Определите в узоре наиболее значимые элементы. Как правило, это центральный крупный цветок, а также розетки, бутоны, листья по бокам. Их

нужно выделить, вышив бугорчатым способом, чтобы создать рельефность в узоре.

На яркой переливчатой фактуре бархата белый многорельефный орнамент покоряет игрой светоте­ни и блеском перламутрового би­сера.


Я решила для вышивки использовать бугорчатое вышивание. Выбрав центральные элементы, обрамленные бисерной нитью, обложите их небольшим ватным застилом и слегка закрепите его. Количеством ваты можно регулировать высоту рельефов. Теперь необходимо уточнить расположение параллельных бисерных цепочек для заполнения ими ватных плоскостей.

Вывести тонкую иглу с нитью на начало вышивки. В зависимости от ширины (длины) лепестка нанизать 4—5 или 6 бусинок. Плавно, сильно не натягивая, выложить цепочку на ватный проклад, закрепить ее, пропустив иголку вниз, и вынуть ее на месте следующего стежка. Таким образом, иголка ведется как при одно - или двусторонней глади, при каждом стежке набирается 4—6 бусинок.

Так в несколько рядов заполняются детали узора. Проследите, что­бы между цепочками не оставалось пустого пространства и чтобы они не выступали друг над другом. Бисерный застил должен плавно огибать ватный бугорок. В пустых уголках можно прикрепить 1—2 бусинки по отдельности (рис.3).

Менее важные элементы узора заполняются без ватного застила — первым способом, т.е. поверхность бутонов, листьев в несколько рядов или по окружности обкладывается бисерной нитью, которая через каждую бусинку прикрепляется к ткани.

Стебельки и некоторые детали орнамента выполняются бисерной нитью только по контуру. Эта часть вышивки в многосложной компо­зиции наименее выпуклая, она способствует плавному переходу от выступающего узора к поверхности бархата. Для обогащения орнамента дополните его завитками или отдельными бусинками вразброс.

Так же вышивается и изящная веточка (стебелек), расположенная в верхней части калфака.

Место сгиба калфака, создающего эффект отворота (а если нужно, то и низ), можно украсить бисерной цепочкой или вышивкой вразброс.


Пошив калфака

1. Бархат сложить лицевыми сторонами внутрь, уровнять срезы, стачать, оставляя 1 см на шов (рис. 4), затем обтачать верхнюю часть.


2. Лицевую сторону бархата оставляя внутри, сгибаем, по намеченным

линиям соединила точки А и В (рис. 4), стачиваем.

3. Чтобы налобная часть (околышек) имела жесткую форму, по всей длине пришила корсажную ленту длиной 40 см, шириной 6 см.

4. Подкладка готовится по выкройке бархата 27 см. Обрабатывается подкладка так же, как бархат.

5. Подкладку выворачиваем на лицевкю сторону, одеваем на изнаночную сторону бархата, заметываем, сгибая подклад снизу на 1 см, подшиваем на низ бархата.

6. Выворачиваем калфак на лицевую сторону.

2.3. Экономические расчеты

Стоимость калфака можно вычислить следующим образом:

С1 – стоимость ткани: 0,45* 600*2=300р.

С2 – стоимость бисера: 2 шт.*25 = 50 рублей.

С3 – стоимость ниток (х\б): 1шт.*10= 10 рублей.

С4 – стоимость изделия = С1=С2=С3.

С5= 300+50+10= 360 рубль.

Стоимость калфака без учета стоимости моего труда получится 360 рубль. На рынке такой калфак стоит – 1500 рублей.

Изготовив изделие своими руками я сэкономила 1140 рублей.

Экологическая оценка

В процессе выполнения творческой работы использовались экологически чистые материалы, не содержащие вредных химических веществ. Процесс изготовления изделий является также экологически чистым, не влияющим на здоровье человека.

Реклама проектного изделия

Калфал – головной убор и символ.

Надевают тебя, уважая, любя,

Твой орнамент пришел к нам из древних времен

Он поведать о многом нам может.

Украшали тебя золотом и серебром

Руки нежные женщин востока.

Ты - свод неба, ты — купол мечетей

Ты, как юрта, в которой собрались все народы.

Ты не просто защита от палящего солнца

Ты — есть символ любви, дружбы, братства, свободы!

Современный калфак – это лучший подарок. Она связывает нас с нашей историей, богатыми традициями народа. Является символом достоинства, дружелюбия, уважения.

Выполненной работой я довольна. Результат полностью оправдал мои ожидания. Мне очень понравился внешний вид, цветовая гамма. Изделие сделано из экологически чистых материалов, не повредит здоровью.

Выполнив эту работу, я сделала вывод, что в наши дни национальный татарский костюм можно увидеть только на театральной сцене, эстрадных площадках и в музеях. В нашей семье используются лишь отдельные её элементы (тюбетейка, камзол, калфак).

В начале нашей работы я поставила себе цель сшить женский головной убор - калфак, и задачи – узнать больше о татарском головном уборе – калфак.

В ходе изучения литературы я выяснила, что существуют разнообразные виды головных уборов, в разных формах.

Мною изготовлен женский головной убор, конечно, я не могу каждый день применять в повседневной жизни, но в ходе своей работы я узнала очень много интересного.

В современном мире можно носить калфак, хотя бы на традиционных праздниках. Можно сшить в измененном виде на современный лад. Использовать орнаменты в одежде, а так же в головном уборе. Очень много платков сейчас с национальным орнаментом.

На основании исследования из подготовленного материала я сшила женский национальный головной убор - калфак.

К сожалению, в татарских деревнях, а особенно в татарских городах теряется опыт передаваемый из поколения в поколение. Многие традиции не подхватываются подрастающим поколением. Со временем может произойти так, что многое может быть забыто. Моя работа, это небольшой вклад в сохранение национальных традиций.

Список литературы:

1.Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. – Казань: Татарское кН. Изд-во, 1993. – С.11

2.Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири. История и культура. Т.2. – Новосибирск: Наука, 1996, 1996. – С. 9.

3.Татары. Д.М.Исхаков, Р.К.Уразманова, Ю.Г.Мухаметшин, С.В.Суслова,

4. В.А.Тишков - М.: Большая Российская энциклопедия. 1994. с.321-3252. 5.«Татарская народная одежда». Татарское книжное издательство. Казань, 1997 ел.

Ателье. Казань. Авиастроительный.

Ателье. Казань. Авиастроительный.

Ателье. Казань. Авиастроительный. запись закреплена

Национальный головной убор калфак.

Осознание нужд и проблем.

У нашей нации татар и башкир красивые наряды: национальные платья, фартуки, камзолы и т.д. Но для завершения наряда татарского национального костюма нет красивых головных уборов. И я, как учитель, предлагаю учащимся изготовить головной убор – калфак. Какой калфак изготовить?
Исследование и развитие идей.
Какой калфак можно изготовить?Я пользуясь литературой нашла варианты головных уборов:.
Что же мы умеем? Сможем ли мы выполнить эту работу?
Прежде всего умеем шить. Конечно, всем хочется и изготовить калфак, чтобы он был особенным. Для чего потребуется очень много информации по проблеме. В этом нам помогут книги по вышивке, учебник и журналы.
Время – как долго будем решать эту проблему? Времени достаточно., поэтому не будем торопиться.
Материалы – какие материалы имеются в нашем распоряжении. У нас есть бисер, блёстки. Нитки для пошива есть, Для внутренней части калфака понадобится подкладочная ткань, ситец или сатин. Картон для придания жёсткости тоже есть. Нам не хватает всего лишь бархатной ткани.
Стоимость – сколько это будет стоить? Видимо недорого, потому что у нас почти всё необходимое уже есть. Мы купим всего лишь бархатную ткань
Функции – калфак – это головной убор, который надевают женщины. Калфак защищает голову от жары и холода. Также является обязательным атрибутом при посещении мечети и мусульманских праздников.
Внешний вид – как калфак будет выглядеть? Наш калфак будет яркий, нарядный и, видимо, будет использоваться девочками и для выступления в фольклорном ансамбле.
Информация из истории калфаков.
Если рассматривать период с конца Х VII до начала ХХ века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, впрочем, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись.
Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. С Х VII века в орнаментации калфаков широко начала использоваться аппликация синелью в сочетании с блёстками и ушковая техника, когда рельефные многооттеночные крупные элементы цветов делались из мелких кусочков ткани, сложенной в треугольнички в виде ушков.
Затем появляются большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахрамой, свисающей до самых плеч.
К середине Х IХ века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжёлые кисти и бахрома. Большую декоративную функцию берёт на себя твёрдый прямоугольный околышек. Часто такие калфачки носились под платком или шалью.
Постепенно золотошвейные калфачки с твёрдым околышком преобретают уменьшённую форму. Калфак уже не надевается на голову, а является лишь своеобразным украшением. С ХIХ века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже – цветной бисер.
Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене, зато полюбились калфаки типа тюбетеек – такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.
Вся информация сопровождается показом иллюстрации калфаков.
Самый распространённый женский головной убор у татар и башкир – калфак. У татар бытовали калфаки двух видов: трикотажные калфаки (которые надевались во всю голову); калфаки, в которых использовалась ушковая техника; большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором (свисающий до самых плеч); короткие калфаки, изящные, где нет кисти и бахромы.
Исследовав все возможные варианты калфаков, я решила шить большой бархатный калфак, свисающий до самых плеч. Процесс изготовления доступен каждому учащемуся.
Изготовление калфака.
Необходимые материалы: бархат, ситец или сатин для подкладки, жёсткая ткань или картон высотой 6 см, светлая ткань для нанесения узора, мелкий жемчуг, белый или светлых тонов бисер, стеклярусы, две иголки, которые свободно проходят в отверстие бисера.
Нитки используют катушечные, при вышивке – белые. Пяльца могут быть как круглые, так и квадратные (большие квадратные очень удобны для работы обеими руками).
Для нанесения узора на ткань необходима копировальная бумага. Также узор можно обвести по заранее подготовленным шаблонам или использовать трафарет.
Исследуя различные материалы, применяемые при изготовлении калфака, я нашла оптимальное соотношение между стоимостью материала и доступностью его обработки.
Технологическая карта изготовления калфака.

Последовательность выполнения работы
Графическое изображение
Инструменты,приспособле-ния
1.
Изготовление из бумаги выкройки.
Картон, линейка, карандаш, ножницы.
2.
Раскрой изделия.
Ножницы,
портновский мел.
3.
Нанесение узора для вышивки.
Карандаш,
мелок, линейка,
сантиметровая лента.
4.
Вышивка калфака.
Иголка, нитки, бисер, ножницы.
5.
Соединение деталей калфака.
Иголка, нитки, швейная машина, ножницы.
6.
Изготовление подклада
Нитки, иголка, швейная машина.
7.
Закрепление по боковому срезу бахромы.
Иголка, нитки.

Стоимость калфака можно вычислить следующим образом:

С1 – стоимость ткани: 0,45* 280*2=126р./2=61 рубль.

С2 – стоимость бисера: 2 шт.*5,50= 11 рублей.

С3 – стоимость ниток (х\б): 1шт.*7,50= 7 рублей.

С4 – стоимость изделия = С1=С2=С3.

У нашей нации татар и башкиркрасивые наряды: национальные платья, фартуки, камзолы и т.д. Но для завершения наряда татарского национального костюма нет красивых головных уборов. И я, как учитель, предлагаю учащимся изготовить головной убор – калфак. Какой калфак изготовить?

Исследование и развитие идей.

Какой калфак можно изготовить? Я пользуясь литературой нашла варианты головных уборов:.

Что же мы умеем? Сможем ли мы выполнить эту работу?

Прежде всего умеем шить. Конечно, всем хочется и изготовить калфак, чтобы он был особенным. Для чего потребуется очень много информации по проблеме. В этом нам помогут книги по вышивке, учебник и журналы.

Время – как долго будем решать эту проблему? Времени достаточно., поэтому не будем торопиться.

Материалы – какие материалы имеются в нашем распоряжении. У нас есть бисер, блёстки. Нитки для пошива есть, Для внутренней части калфака понадобится подкладочная ткань, ситец или сатин. Картон для придания жёсткости тоже есть. Нам не хватает всего лишь бархатной ткани.

Стоимость – сколько это будет стоить? Видимо недорого, потому что у нас почти всё необходимое уже есть. Мы купим всего лишь бархатную ткань

Функции – калфак – это головной убор, который надевают женщины. Калфак защищает голову от жары и холода. Также является обязательным атрибутом при посещении мечети и мусульманских праздников.

Внешний вид – как калфак будет выглядеть? Наш калфак будет яркий, нарядный и, видимо, будет использоваться девочками и для выступления в фольклорном ансамбле.

Информация из истории калфаков.

Если рассматривать период с конца Х VII до начала ХХ века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, впрочем, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись.

Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. С Х VII века в орнаментации калфаков широко начала использоваться аппликация синелью в сочетании с блёстками и ушковая техника, когда рельефные многооттеночные крупные элементы цветов делались из мелких кусочков ткани, сложенной в треугольнички в виде ушков.

Затем появляются большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахрамой, свисающей до самых плеч.

К середине Х IХ века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжёлые кисти и бахрома. Большую декоративную функцию берёт на себя твёрдый прямоугольный околышек. Часто такие калфачки носились под платком или шалью.

Постепенно золотошвейные калфачки с твёрдым околышком преобретают уменьшённую форму. Калфак уже не надевается на голову, а является лишь своеобразным украшением. С ХIХ века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже – цветной бисер.

Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене, зато полюбились калфаки типа тюбетеек – такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.

Вся информация сопровождается показом иллюстрации калфаков.

Самый распространённый женский головной убор у татар и башкир – калфак. У татар бытовали калфаки двух видов: трикотажные калфаки (которые надевались во всю голову); калфаки, в которых использовалась ушковая техника; большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором (свисающий до самых плеч); короткие калфаки, изящные, где нет кисти и бахромы.

Исследовав все возможные варианты калфаков, я решила шить большой бархатный калфак, свисающий до самых плеч. Процесс изготовления доступен каждому учащемуся.

Изготовление калфака.

Необходимые материалы: бархат, ситец или сатин для подкладки, жёсткая ткань или картон высотой 6 см, светлая ткань для нанесения узора, мелкий жемчуг, белый или светлых тонов бисер, стеклярусы, две иголки, которые свободно проходят в отверстие бисера.

Нитки используют катушечные, при вышивке – белые. Пяльца могут быть как круглые, так и квадратные (большие квадратные очень удобны для работы обеими руками).

Для нанесения узора на ткань необходима копировальная бумага. Также узор можно обвести по заранее подготовленным шаблонам или использовать трафарет.

Исследуя различные материалы, применяемые при изготовлении калфака, я нашла оптимальное соотношение между стоимостью материала и доступностью его обработки.


Тюбетейка встречается в национальных костюмах многих народов, но называют ее по-разному. Мы приняли участие в изготовлении татарской тюбетейки, но не традиционной, а современной. Мастер-класс показала дизайнер этнических аксессуаров Светлана Габбасова. Наша героиня старается всячески популяризировать татарское национальное искусство и в своих изделиях: на галстуки, броши, шапочки и одежду она обязательно наносит традиционный татарский орнамент или триколор.

Несколько веков назад головной убор указывал на статус человека, кроме того по нему можно было определить этническую принадлежность владельца. Сегодня мы постараемся сделать своими руками татарскую тюбетейку. Мы в гостях у дизайнера этнических аксессуаров Светланы Габбасовой.

Этническими аксессуарами Светлана занимается три года. Она шьет женскую одежду, мужские галстуки-бабочки, разрабатывает дизайн значков, но большую часть времени мастерит тюбетейки.

В коллекции нашей героини мы обнаружили множество женских татарских шапочек различных размеров и форм.

Светлана показала нам современную версию колфака, которая отличается от традиционного своим миниатюрным размером.

Такой формы калфаки, носили молодые девушки, есть и другие тюбетейки, более мягкие, их носят женщины постарше.

Кроме традиционных, в коллекции дизайнера были яркие калфаки, которые являются частью татарского праздничного костюма, а также множество маленьких интересных тюбетеек.

Свой бренд Светлана назвала "Габбас коллекшн". Девушка уже успела продемонстрировать свою первую коллекцию одежды и аксессуаров на ежегодном Всемирном Форуме татарской молодежи.

Калфак своими руками

Итак, мы приступили к мастер-классу по изготовлению татарской тюбетейки. Чтобы ускорить процесс, наша героиня подготовила выкроенные детали, которые необходимо было сшить между собой.

Мы пришили атлас к фетру и создали основу для нашей будущей тюбетейки.

Кстати, название - Тюбетейка произошло от тюрского слова "тюбе", что означает верхушка. Родина тюбетейки подлинно не известна. Некоторые ученые ее происхождение связывают с подшлемниками древних воинов, которые они надевали, чтобы избежать прямого соприкосновение металического шлема с головой. В наши дни тюбетейка играет большую роль в культуре многих мусульманских народов
Рукоделием Светлана увлекалась с детства, она умела шить, вязать, вышивать. Но когда стал вопрос о том, какое образование получать, девушка выбрала профессию далекую от творчества. Она пошла учиться на эколога.

И все-таки, швы наша героиня предпочла делать не на людях, а на материале и стала дизайнером. Ее хобби стало для нее любимой работой. Тем временем, мы со Светланой подготовили основу для шапочки и приступили к пошиву верхушки. Она также состояла из фетра и атласа.

Когда верхушка тюбетейки была готова, Светлана объединила ее с основой потайным швом. Так как этот шов требовал опытной руки, мне оставалось только наблюдать за работой мастерицы.

Мы приступили к самой приятной части мастер-класса – украшению тюбетейки кружевом и стразами.

Закрепив булавками кружево по центру шапочки, чтобы не съезжало, мы аккуратными стежками пришили его к тюбетейке.

Классические татарские шапочки заказывают прямиком из Казани. Но современным девушкам хочется, чтобы аксессуар был не только этническим, но и модным. Поэтому Светлана запустила свою линию тюбетеек, которая, кстати говоря, достаточно бюджетна.

Мне понравился крупный жемчужный биссер и белые стразы. Ими мы и украсили ажур на тюбетейке По мере того, как мы нашивали на шапочку бусины и стразы, она преображалась и приобретала нарядный вид.

После мероприятия, где впервые были продемонстрированы изделия Габбасовой, сработал эффект сарафанного радио. И ей стали поступать заказы. Позднее появились группы и паблики в социальных сетях, где можно увидеть фото и заказать понравившийся аксессуар.

За приятной беседой с нашей героиней, мы приступили к финальной стадии мастер-класса.

Светлана человек искренне любящий родную культуру. У нее в планах развивать свой бренд и всячески популяризировать татарское этническое искусство. Недавно Габбасова выпустила коллекцию брошек с татарским орнаментом.

Через несколько минут подкладка была пришита и оставалась одна маленькая, но очень важная для дизайнера деталь.

Теперь я смело могу отправляться в Казань и возможно сойду там за свою. Напомню, что мастерить татарскую женскую тюбетейку нас сегодня научила дизайнер этнических аксессуаров Светлана Габбасова. Это была программа Мастер-класс и я ее ведущая Мадина Амагова. До встречи!

Полную версию передачи о женских татарских головных уборах - калафаках и как их сделать смотрите в данном видео.

В рамках реализации регионального компонента ООП ДО в материале представлен мастер-класс для педагогов по изготовлению головного убора татарских женщин - калфака. Полученны знания и умения могут быть использованы в работе по художественно-эстетическому направлению развития детей старшего возраста.

ВложениеРазмер
Мастер-класс "Изготовление калфака" 936.69 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории.

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото.


«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич.


Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д.


МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум.


Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех.

Читайте также: