Как сшить карельский сарафан

Обновлено: 15.04.2024

Прямой сарафан на лямках и рубаха с пышным рукавом до локтя — вот как одевалась настоящая карелка. Повседневный костюм шился из льна и пестряди, а на праздничный приберегались штоф и муар. «Республика» представляет очередной подкаст проекта «Уроки карельского».

Сарафан

В самом конце позапрошлого века, в 1899 году, этнограф Михаил Круковский собрался Олонецкую губернию — посмотреть, как живут здесь русские и карелы. Посетил четыре уезда: Петрозаводский, Олонецкий, Повенецкий и Пудожский. В окрестностях Олонца и Кондопоги встретил карел. И описал для нас тогдашние моды.

Народный костюм / Rahvahalline soba

Карел-крестьянин в те годы одевался просто: домотканые штаны заправлены в высокие (до колен) кожаные сапоги, на теле — рубаха и жилет. Подол рубашки из-под жилета выпускался на пару десятков сантиметров. На голове картуз, а если совсем уже старик — валяная шляпа в форме усеченного конуса.

А еще элегантный карел любил носить шарф или шейный платок.

Когда становилось холодно, крестьянин надевал на широкие плечи кафтан, доходивший до колена. Иногда — суконный пиджак с отложным воротником и прорезным карманом с левой стороны.

Почти всю одежду карелы шили из небольшого набора тканей — льна, пестряди, поскони и шерсти. Сами сеяли лён и коноплю, разводили овец. Северные карелы лён и коноплю закупали у их южных братьев (не росло). Праздничный костюм шился из покупной материи — парчи, штофа, гаруса, нанка, тафты и муара.

Ткани красили с помощью местных натуральных красителей (сок красных ягод, настой ивовой коры, ольхи, луковой шелухи). Иногда закупали индиго и анилиновые краски.

Фабричные ткани (ситец и кумач) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, у коробейников. Из дорогих материалов (парчи и шелка) богатые карелы шили сарафаны, повойники и сороки (головные уборы).

Sarafan / ferezi / košto

Между русской (заонежской) и карельской версиями женского костюма была небольшая разница. У карелок рубаха имела более глубокий вырез ворота, а сарафан — более широкую и низкую грудную часть.

Кроме сарафана и рубахи карелки могли надевать передник и головной убор. Молодые девушки носили платки, завязанные узлом под подбородком, или ходили с непокрытой головой. Замужние убирали волосы под небольшую шапочку на мягкой ткани — повойник.

Михаил Круковский сделал учёное наблюдение: молодые девушки-карелки чаще одевались в одежду светлых тонов, пожилые предпочитали темные цвета.

Девочки двух-четырех лет носили рубашки до колена, пяти-, шестилетние надевали также юбку или сарафан. Как взрослые девочки одевались лет с двенадцати.

В Россию сарафан пришел еще в XVI веке. В Карелии стал популярен во второй половине XIX века. Носили его и русские, и карельские, и вепсские девушки. Причем финно-угорские народы восприняли сарафан как главный элемент повседневной одежды именно от русских, в пользу чего говорит и карельское название сарафана — saraffana. Само это слово, кстати, в русский язык пришло из персидского.

Повседневные сарафаны в Карелии шили из беленого холста, крашенины или набойных тканей, праздничные — из плотных нарядных тканей.

Одеваемся по-карельски / Šuorita karjalaizien ruuttih

Современный карельский сарафан — он какой?

Разный. В представительском министр культуры едет на форум в Суоми. В сценическом пляшет финскую польку блондинка из «Кантеле». В форменном официантка «Карельской горницы» несёт на стол настойку «Третья песня» горькую.

Народный костюм сегодня необязательно должен шиться так же, как в XIX веке, считают специалисты. Сейчас его сажают по фигуре, используют современные ткани и фурнитуру.

А вообще, крой традиционной рубахи и сарафана, юбки и душегреи всегда был прост и экономичен. Обусловлен цельными полотнищами ткани, ширина которых варьируется от 35 до 50 см (в зависимости от размеров ткацкого стана).

Поэтому в основе конструкции народной одежды лежит уникальная система геометрического кроя, основанная на составлении деталей из простых фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник).

Из этих фигур, несущих еще и важную смысловую нагрузку, составлены более сложные и символические фигуры кроя: крест (рубаха), трапеция (косоклинный сарафан, юбка), круг (душегрея, коротена).

Национальный музей / Kanzalline muzei

В коллекции Национального музея Карелии хранятся несколько десятков настоящих исторических сарафанов (есть и редкие образцы). Хотите — приходите и разглядывайте традиционный костюм в витрине. Хотите — закажите индивидуальную тематическую экскурсию.

Но есть способ лучше: в Музее для семьи (здание на Энгельса, 5) вы достанете карельский сарафан из сундука и сможете примерить. Одежда сшита по старинным канонам.

Посетители музея порой принимают эти костюмы за столетние образцы. Нарядить можно всю семью: порты, рубахи, жилетки, пояса. И, конечно же, сарафаны.

Карельский костюм в XXI веке — какой он? Разный. В представительском министр культуры едет на форум в Финляндию, в сценическом читает рэп на ливвиковском актер Национального театра. Об истории и сегодняшнем дне народного костюма — в нашем проекте «100 символов Карелии».

Ольга Степанян: и ткать, и вышивать. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Карельские аксессуары от Ольги Степанян. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

— Я как приехала в Петрозаводск много лет назад, так и влюбилась в Карелию навсегда, — говорит Ольга Степанян, художник по текстилю, дизайнер украшений, автор многих современных национальных костюмов.

— Что меня сразу зацепило, отчего сердце подтаяло? Уличные вывески на финском языке, город чистый и красивый. А природа? Я же лесной зомби, рыбак. Это всё мое, могу целыми днями на озере пропадать. Скалы, озера, деревья – вот тебе вдохновение.

И всё это отражено в нашем национальном костюме. Карельский колорит – во внешности людей, в деревянной архитектуре, в кухне – во всем. И в одежде свою любовь можно выразить.



— Сейчас мне нравится делать именно современный народный костюм, носибельные варианты, — говорит Ольга. — Мы же не хотим только в музеях выставлять сарафаны, повойники и мужские жилетки? Чтобы традиции сохранялись, они должны стать частью нашей жизни. Даже если это просто серёжки-морошки.

Я шью и ношу эту одежду. И не только юбки-сарафаны, я люблю традиционную обувь (пьексы, с острыми загнутыми носами: раньше их такими шили, чтобы лыжи не сваливались).

Сегодня много заказов: и мужчины, и женщины хотят видеть в своем гардеробе национальную одежду или аксессуары. И желающих становится все больше, потому что это удобно, потому что это красиво. Сейчас дефицита одежного нет, но теперь мы хотим быть не похожи на других.



— В далекие годы «Карелшвейбыта» я отшивала народные костюмы для ансамблей, — вспоминает Ольга Степанян. — Делала и представительские, и вечерние наряды. Познакомилась тогда с Виолой Мальми, она дала мне столько информации! Причем всё, что я узнала, только приблизило прошлое. Виола показала, что народное – это не сто и не двести лет назад. Это реальная жизнь.

Сегодня информации по народному костюму (карельскому, финскому, вепсскому) много. И в архиве, и в библиотеке Национальной можно посидеть: каждый раз я нахожу что-то интересное. И выставок тематических много. Это правильно: люди должны знать о своих корнях как можно больше.

Святозерские карелы. 1920-е годы, автор неизвестен

Святозерские карелы. 1920-е годы, автор неизвестен. Фото из фондов Национального музея Республики Карелия

Что же мы знаем о корнях? Как одевались наши предки?

В самом конце позапрошлого века, в 1899 году, этнограф Михаил Круковский собрался в Олонецкую губернию — посмотреть, как живут русские и карелы. Посетил четыре уезда: Петрозаводский, Олонецкий, Повенецкий и Пудожский. И описал для нас тогдашние моды.

Карел-крестьянин в те годы одевался просто: домотканые штаны заправлены в высокие (до колен) кожаные сапоги, на теле — рубаха и жилет. Подол рубашки из-под жилета выпускался на пару десятков сантиметров. На голове картуз, а если совсем уже старик — валяная шляпа в форме усеченного конуса.

А еще элегантный карел любил носить шарф или шейный платок. Шейные платки вышивались замысловато, с использованием сложных орнаментов.




Похолодало? Крестьянин надевал на широкие плечи кафтан, доходивший до колена. Иногда — суконный пиджак с отложным воротником и прорезным карманом с левой стороны.

Почти всю одежду карелы шили из небольшого набора тканей — льна, пестряди, поскони и шерсти. Сами сеяли лён и коноплю, разводили овец. Северные карелы лён и коноплю закупали у южных братьев (не росло). Праздничный костюм шился из покупной материи — парчи, штофа, гаруса, нанки, тафты и муара.

Ткани красили с помощью местных натуральных красителей (сок красных ягод, настой ивовой коры, ольхи, луковой шелухи). Иногда закупали индиго и анилиновые краски.

Фабричные ткани (ситец и кумач) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, у коробейников. Из дорогих материалов (парчи и шелка) богатые карелы шили сарафаны, повойники и сороки (головные уборы).

Главной женской одеждой были прямой на лямках сарафан и рубаха с пышным рукавом до локтя.




Русская (заонежская) и карельская версии женского костюма различались. У карелок рубаха имела более глубокий вырез ворота, а сарафан — более широкую и низкую грудную часть.

Кроме сарафана и рубахи карелки могли надевать передник и головной убор. Молодые девушки носили платки, завязанные узлом под подбородком, или ходили с непокрытой головой. Замужние убирали волосы под небольшую шапочку на мягкой ткани — повойник.

Молодые девушки-карелки чаще одевались в одежду светлых тонов, пожилые предпочитали темные цвета. Девочки двух-четырех лет носили рубашки до колена, пяти-шестилетние надевали также юбку или сарафан. Как взрослые, девочки одевались лет с двенадцати.

Карельский быт и костюм изучали не только русские этнографы. Когда Элиас Лённрот издал «Калевалу», финские художники, фотографы и писатели отправились в русскую Карелию — за самоидентичностью. Романтическое течение конца XIX века в Финляндии назвали карелианизмом.

Основоположники карелианизма Луис Спарре и Аксели Галлен-Каллела по возвращении из путешествия

Основоположники карелианизма Луис Спарре и Аксели Галлен-Каллела по возвращении из путешествия. Источник: Деревянная архитектура Карелии

Спарре и Галлен-Каллела проехали по северно-карельским деревням в 1892 году. В поездке Спарре вел записи, зарисовывал детали быта и костюмы карелов. В деревне Кимасозеро в его дневнике появился рисунок хозяйки дома в красном сарафане.

Несколько лет назад в Вокнаволоке — деревне на севере Карелии, неподалёку от финской границы — устроили этнокультурный центр.

Для экспозиции мастер Наталья Денисова сделала историческую реконструкцию по рисунку Спарре. Проще говоря, сшила точную копию этого женского костюма, используя традиционные ткани и технологии.



Реконструкцией много лет занималась и Татьяна Яшкова, автор книги о традиционном костюме Карелии. Сценическим национальным костюмом – Алла Власенко, Алексей Медведев (для ансамбля «Кантеле», хора «Теллерво»).

Больше тридцати лет проектирует и шьет представительские и сценические национальные костюмы Ирина Порошина — член Союза художников России, член Санкт-Петербургского союза дизайнеров, член Союза русских художников в Финляндии «Триада».

— Национальный костюм сегодня не обязательно должен шиться так же, как в старину, — считает Ирина. — Мы создаем его на основе традиционного кроя и декора, используем современные ткани и фурнитуру. Важны современные цветовые сочетания и посадка на фигуре — чтобы подчеркнуть индивидуальность.



Ирина Порошина: «Мне нужен был мужской вариант: такая «двойная» рубаха – верхняя (из толстого, «уличного» сукна) и нижняя». Фото: из архива дизайнера



Традиционный костюм Карелии не быстро, но становится модным. И если руки растут из нужного места, вы можете влиться в ряды тех, кто шьёт, плетёт, вышивает — и реплики (точные копии исторических нарядов), и современную одежду с элементами национального колорита.

Можно начать с соцсетей. К примеру, группа во «ВКонтакте» — «Традиционный костюм Карелии». Здесь и старинные фотографии, и музейные образцы, и литература по истории карельского костюма. Узнаете об особенностях одежды народов республики, русских и финно-угров.

Костюм тверских карелов

Группа для тех, кому интересна традиционная одежда Карелии: ее прошлое и настоящее.
Здесь вы найдете старинные фотографии, музейные образцы, литературу по истории карельского костюма. Узнаете особенности одежды народов Карелии, русских и финно-угров. Чем больше мы будем знать о костюме прошлом, тем лучше сохраним его в настоящем.

КОСТЮМЫ НАПРОКАТ НЕ СДАЕМ!

Хочу спросить!

Ссылки на публикации

Головные уборы

Интересные факты

Традиционный костюм Карелии

Традиционный костюм Карелии запись закреплена

В Ночь музеев 21 мая в выставочном зале музея-заповедникак "Кижи" на площади Кирова (Петрозаводск) открылась выставка "Синяя птица севера".
Выставка посвящена красильному и набойному промыслу в истории и в современности.

😜

В экспозиции представлены фондовые предметы и работы каргопольского мастера Елены Диковой, которая является одним из, не побоимся этого слова, гуру кубовой набойки в России!
Показать полностью.

Выставка работает до 30 октября 2022 года.

Традиционный костюм Карелии

Традиционный костюм Карелии запись закреплена

Поздравляем всех причастных: сотрудников, любителей, ценителей, увлечённых и знатоков!

Добавили фото в альбом с немного изменившейся некоторое время назад экспозиции "Северная кадриль" в Национальном музее Республики Карелия.
Показать полностью.

😜

В субботу, 21 мая можно посетить экспозиции карельских музеев бесплатно, и самим всё посмотреть и сфотографировать красиво. Не то, что у нас тут, всё наспех. И нам прислать, мы опубликуем.

Зал "Северная кадриль" и предметы из других залов постоянной экспозиции Национального музея Республики Карелия.

Екатерина Логвиненко

Наталья Денисова


Наталья Денисова

Ну на две больные головы хоть одна сработала.

Елена Воробьева

Алла Омелюта

Алла Омелюта запись закреплена

29 мая 2022 года в Московском доме национальностей состоится презентация фотовыставки Презентация молодежной фотовыставки в рамках проекта «Свежий взгляд».

Проект «Свежий взгляд» направлен на популяризацию этнокультурных знаний о многонациональном богатстве России и мира, социокультурную адаптацию молодёжи национальных общественных организаций и национально-культурных автономий в столичном мегаполисе, популяризацию и развитие фотоискусства в молодёжной среде.

На фотовыставке «Многонациональная молодёжь столицы» представлены 60 фотографий с проектов НОО, НКА и Московского дома национальностей, сделанные в жанре репортажной съёмки в 2019-21 гг. На кадрах запечатлены молодые активисты НОО и НКА, студенты столичных вузов, музыканты, танцоры, спортсмены и медийные личности.

Традиционный костюм Карелии

Традиционный костюм Карелии запись закреплена

Дворовой этикет - YouTube

Традиционный костюм Карелии

Традиционный костюм Карелии запись закреплена

Друзья, обратите внимание на новый творческий конкурс
“ Национальный костюм в фольклоре народов России”.

Культура.Конкурсы.Проекты.

Россия - многонациональная страна с уникальной самобытностью разных народов, выраженной в фольклоре. В широком смысле фольклор — это духовная культура того или иного народа. Она существует в форме словесных текстов, музыки, танца, народного театра, декоративно-прикладного творчества. Особое место занимают национальные костюмы в которых цвет, орнамент, детали оформления носят определенное символическое значение и могут много рассказать об истории и культуре народов населяющих Россию.
Показать полностью.

Координационный совет обществ российских соотечественников Хорватии (КСОРС Хорватии) совместно с Ростовским региональным общественным движением в поддержку одаренных детей и талантливой молодежи "Синергия талантов"(РРОД “Синергия таланов”, Российская Федерация) объявляют и приглашают принять участие в

Международном заочном (онлайн) конкурсе

“ Национальный костюм в фольклоре народов России”.

Конкурс проводится в рамках реализации проектов международного сотрудничества неправительственных организаций и включен в международную поликультурную образовательную форсайт-инициативу «Мир в диалоге культур», утвержденную Комиссией по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Проведение Международного конкурса будет способствовать укреплению интереса всех возрастных групп к истории, культуре и самобытному народному творчеству многонациональной России во всех его проявлениях.

Сроки проведения конкурса: март 2022 – июнь 2022

Подробная информация о проведении конкурса представлена в Положении конкурса ( в приложении).

Развела тесто, вылила на противень — и свободна! Самый быстрый рецепт блинов! Гора вкуснятины, .

Поделюсь рецептами от пяточных шпор. Про­шлым летом на юге после ванн у меня так разбо.

Японский массаж лица

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

4 (700x458, 226Kb)


Рубаха являлась основным элементом традиционного костюма. Рубахи традиционно шились самими женщинами из тканей собственного изготовления, позже их стали изготавливать из покупных фабричных тканей (хлопчатобумажных, шёлковых). Человек получал свою первую рубашку при крещении и не расставался с ней всю свою жизнь: изменялись только размер, цвет, крой и количество декора. Как правило, основную часть своей одежды девушка начинала шить рано, так как одежда входила в состав приданого, а приданое копили с детства.
Рубаху традиционно украшали ручной вышивкой или узорным тканьём, вышивка была наиболее распространённым способом украшения костюма. За долгие века мастерицы создали поистине уникальное искусство, отмеченное богатством узоров, разнообразием вышивальных приёмов. Причём едва ли не в каждом уезде Карелии искусство орнаментации текстильных изделий имело свои локальные особенности. Старинная северная вышивка выполнялась, как правило, одним цветом: в более ранние времена - красными нитками на белом льняном холсте, позднее - белыми на красной фабричной ткани - кумаче. В Пудожском крае получила распространение полихромная вышивка, а в Карельском Поморье бытовала вышивка белым по белому. Наиболее распространённые применяемые швы - двусторонний, набор, крест, тамбурный. В орнаментации рубах применялись геометрические и изобразительные мотивы: мифическое древо жизни, берегини с воздетыми к небу руками, фигуры птиц, коней.
Вышитые орнаментальные полосы располагали обязательно по подолу, краям рукавов, на оплечьях, по вороту и вдоль разреза на груди. У наших предков вышивка в первую очередь имела обереговую функцию, и лишь потом - эстетическую. Такая своеобразная система охраны в сочетании с поясом, которым обязательно подпоясывалась любая рубаха, по древним поверьям защищала жизненно важные части тела: грудь, руки, шею. В то же время орнаменты, расположенные по краям одежды, защищали и открытые части тела от злых духов. Наиболее богато украшались вышивкой праздничные и обрядовые рубахи. По обилию декора с подвенечной рубашкой могли соперничать только рубахи-сенокосницы и рубахи-подольницы, одеваемые в Егорьев день на первый выгон скота. И на сенокос, и на первый выгон скота наиболее нарядные рубахи надевали молодухи первого года замужества. Сенокосницы и подольницы могли носить без сарафана, но обязательно с поясом. Основной декор на таких рубахах был сосредоточен на груди и по подолу в широкой орнаментальной полосе, вышитой или тканой.
Крой традиционных рубах был продиктован шириной полотна и особо бережным отношением к ткани. Самые древние рубахи шили из одного длинного, перегнутого пополам на плечах полотна. Клинообразные вставки, полученные при разрезании прямоугольника по диагонали, вшивали в бока, расширяя подол. Затем разрезали щель для ворота и делали разрез по центру на переднем полотнище. Ластовицы обеспечивали свободу движений. Таким образом после окончания кроя не оставалось ни одного лишнего лоскутка. Традиционная рубаха была очень свободной, по фигуре подгоняли длину рубахи, длину рукавов и размер ворота, она была удобной для праздников и будней.
Женские рубахи различались по конструкции на цельные, которые шили по всей длине из цельных полотнищ ткани, и составные - из двух частей, сшитых преимущественно из различных тканей. Верхняя часть составной рубахи называлась в северных губерниях рукавами, а в южных - станом, чехликом. Она выполнялась из тонкого отбелённого домашнего холста или фабричной ткани. Стан шился из более грубого льняного холста.
По крою крестьянские женские рубахи разделялись на несколько типов: тунико-образные, рубахи с прямыми и косыми плечевыми вставками - поликами, расширявшими их нагрудную часть, бесполиковые, рубахи на кокетке.
Некоторые типы рубах из перечисленных бытовали и в Карелии. Исследователь Тароева Р. Ф. отмечает, что у карелов рубаха по своему покрою приближалась к русской, так называемого в литературе «новгородского типа», с рукавами, идущими непосредственно от ворота. Такая рубаха обычно состояла из двух частей: верхней - «рукавов» - и нижней - «подола», или «станушки». Рубахи более старого образца были цельные, их шили из белого льняного холста. Встречались у карелов рубахи с прямыми поликами. Эти рубахи были весьма близки к рубахам соседних северных русских районов и к рубахам Коми.
Наряду с этим у карелов бытовал длиннорукавный тип рубахи. Её шили очень длинной (до 120 см) из домотканого холста белого цвета. На рукава пришивали вышитые куски ткани. Четырёхугольный с прямым вырезом ворот рубашки собирался в сборку и застёгивался петлёй из холста на железную пуговицу. Рукав длинный (до 82 см), у плеча широкий, а к запястью суживающийся. В локтевой части вшивали кусок красной ткани. Такую рубаху составляли из двух полотнищ, сшитых по продольной нитке, а в бока вставлялось по два клина. Аналогичный раскрой рубахи известен тверским карелам.
В середине XIX в. в карельские деревни начинают поступать покупные ткани. Верхнюю часть рубах стали изготавливать из фабричных тканей - кумача, сатина, светлого ситца, парчи. Применение новых материалов повлекло за собой и перемены в крое, появилась рубаха с кокеткой.
Некоторые локальные особенности костюма есть у вепсов. Как отмечает Винокурова И. Ю., северно-вепсские женщины в праздничные дни иногда надевали на себя по две рубахи и более так, что вышитые края располагались рядами друг над другом, образуя широкое орнаментальное полотно. В более позднее время, когда традиционные рубахи, надетые друг на друга, вышли из моды, их стали широко использовать в святочное ряженье. У средних вепсов была ещё одна разновидность рубах - с круглой вставкой у ворота, которая делалась из той же ткани, что и остальная часть рубахи. Не все замужние женщины каждый день ходили в вышитых рубахах, а рубахи пожилых женщин были украшены скромной вышивкой или узор отсутствовал вовсе.
Рубахи Заонежья также относятся к так называемому «новгородскому» типу, или «бесполиковому». В зависимости от кроя рукавов они разделялись на «досюльние» рубахи, которые имели длинные, резко суживающие к запястью рукава, и польские - с «польским» рукавом: достаточно широким, длиной в 2/3, имеющим кулиску. «Досюльные» рубахи чаще всего носили с косоклинным сарафаном, а польские - с прямым.
В Карельском Поморье широкое распространение имели рубахи с длинными, зауживающими к запястью рукавами, рукава таких рубах богато украшались ажурной белой вышивкой. Во второй половине XIX в. во всех уездах Карелии популярными становятся рубахи с пышными, длиной чуть ниже локтя рукавами, которые по краю украшались ажурным кружевом, на некотором расстоянии от края такие рукава собирались на вздержку. Поморские девушки по вороту такой праздничной рубахи примётывали борок - украшение из двух кружевных лент.

5 (331x658, 184Kb)


Поликовые рубахи получили наибольшее распространение в XIX в. В Олонецкой губернии они встречались у русских Заонежья, Пудожья, Поморья и у северных карелов. Такие рубахи могли быть цельными или составными, чаще были цельными. Рубаха кроилась из четырёх полотнищ ткани - по два спереди и сзади, к которым сверху пришивались прямоугольные отрезки - полики. Полики, как правило, декорировались вышивкой, но могли быть выполнены из кумача. Ворот такой рубахи образовывался за счёт сосборенных на нитку и обшитых бейкой из холста или кумача верхних кромок полотнищ и краёв поликов. Иногда мог пришиваться небольшой стоячий воротничок. Разрез располагался посередине переднего полотнища, застёжка оформлялась пуговицей с нитяной или прорезной петлёй.
На праздничных рубахах вдоль разреза располагалась вышивка. Рукава шились из двух-трёх частей ткани и собирались к запястью под обшивку. Под рукава вшивались ластовицы. Низ рукавов мог быть оформлен небольшими манжетами или обработан кантом. Если рубаха была составной, то полотнища верха были короткими, стан выполнялся из четырёх трест. Рубахи данного типа богато орнаментировались вышивкой (полики, разрез, рукава, стан), чаще всего для вышивания применялся двусторонний шов, набор.

7 (260x335, 70Kb)


Материалы
лён белого цвета - 2,7 м при ширине 1,5 м,
нитки «мулине» красного цвета для орнаментации деталей рубахи - 5-6 мотков,
нитки швейные белого цвета -1 катушка,
пуговица -1 штука,
сатин красного цвета для поликов - 0,35 м.

Технология изготовления
1. Раскроить детали рубахи согласно схеме с учётом долевой нити и припусков на швы:
переднее полотнище - 2 детали,
заднее полотнище (спинка) - 2 детали,
рукава - 2 центральных детали и 4 детали клиньев,
полики - 2 детали,
ластовицы - 2 детали.
2. На деталях рубахи выполнить вышивку, разработанную на основе образцов традиционной вышивки с учётом исторического времени и места бытования.
3. Стачать передние полотнища с учётом места и размера разреза, стачать задние полотнища.
4. Соединить детали рукавов - центральную деталь и клинья.
5. Соединить полики по ширине с деталями переда и спинки, а затем притачать рукава.
6. Спереди по центру оформить разрез, ткань по прямоугольному вырезу горловины собрать мелкими сборками двумя параллельными ручными строчками до желаемого размера, равномерно распределить сборки, нитки закрепить.
7. Обработать горловину бейкой или маленькой стоечкой.

8. Втачать ластовицы.

6 (700x627, 240Kb)

9. Соединить швы рукавов.
10. Обработать низ рукавов бейкой (можно маленькой манжетой).
11. Соединить заднее и переднее полотнища по боковому шву.
12. Обработать низ рубахи швом вподгибку с закрытым срезом. По низу также можно выполнить декор (кумачовая полоса, кружево), если он предусмотрен.
13. Оформить застёжку (пуговица, петля). В процессе изготовления рубахи каждая обработка швов сопровождается ВТО.

Карельский национальный костюм

Республика Карелия – край удивительной природы, красивых живописных мест. Именно на таком колоритном уголке земли живут люди многих национальностей: русские, карелы вепсы и другие.




Немного истории

Издавна повелось, что каждая хорошая хозяйка должна была обладать определенными навыками рукоделия: шитье, ткачество, вышивка, вязание. Девушки и женщины создавали роскошные сарафаны и платья, украшенные бесподобной вышивкой тамбурным швом. Отделка изделий обязательно имела кружево, атласные ленты и тесьму с ярким рисунком.


Народный национальный карельский костюм отражал жизнь и быт обычных жителей, привыкших много трудиться и заниматься любимым делом.




Свободный крой был основой всей одежды. Сарафаны, платья шились из следующих материалов: лен, пестрядь, шерсть, посконь. Ткань часто местные жители делали сами. Карелы высеивали лен, коноплю, держали овец. Во многих домах присутствовали домашние ткацкие станки и прялки. Умелые мастерицы проводили много времени за таким ремеслом, как ткачество и прядение различных нитей. Одежда изготавливалась из ситца, кумача, которые покупались на ярмарках и у ремесленников.



Национальный карельский костюм являлся повседневной и праздничной одеждой. Что входит в подобный костюм? Следующая глава подробно раскроет детали и особенности костюма. Сегодня национальный костюм используют исключительно для проведения праздничных мероприятий, связанных с историей, традициями республики Карелия.



Особенности

Узнать карельский костюм можно некоторым выразительным деталям костюма. Рукодельницы всегда украшали платье или сарафан потрясающей вышивкой. Это были вышитые мотивы крестиком или тамбурным швом.



На вышивке присутствовали животные и растения, орнамент, напоминающий снежинки и другие геометрические фигуры. Как, правило, рукодельницы использовали красную нить для выполнения красивых мотивов. Красная нить символизировала праздничное украшение для всех нарядов. Повседневные платья украшались вышивкой белой или бежевой нитью.




Сегодня такое украшение используется при изготовлении столового белья, домашнего текстиля и сувенирной продукции, сценических костюмов.




Яркий цвет сарафана, платья еще одна отличительная особенность национального костюма Карелии.



Рассматривая фасон платья, стилисты отмечают и особенную отделку рукавов. Многие варианты карельского платья имеют рукава, собранные на резинку и украшенные пышным воланом.


Цвета и оттенки

Цвет являлся в национальном костюме определяющим фактором. Большинство карельских праздников проходит с вождением хороводов, пением песен. Зимой юноши и девушки катались на санях, на масленицу прыгали через костер. Поэтому платье должно было быть ярким, заметным нарядом.


Помимо красной вышивки на изделии, многие хозяйки предпочитали шить красные, синие платья, но обязательно в сочетании с белым фоном. Удивительно нежно, красиво и роскошно смотрелось такое платье.



Ткани и крой

Соприкасаясь с вехами карельской истории и культуры, можно проследить, что одежда женщин и мужчин всегда была свободной, не стесняющей движений.



Платья, сарафаны, мужские рубахи шились прямого фасона. Множество оборок, воланов дополняли и украшали одежду.


Целомудренность карельских народов подтверждалась и длиной женской одежды - она шилась длинной, в пол.



Разновидности

Национальный костюм – одежда, которую носили от мала до велика. Что включала в себя мужская, женская и детская одежда? Следующий обзор ознакомит с национальной, карельской одеждой.


Мужской

Мужчины, как истинные джентльмены были галантны и привлекательны. Мужской костюм состоял из белой рубахи с вышивкой, цветных штанов, портов, черной жилетки и шляпы.


Шляпу мог заменить и другой головной убор (фуражка). Высокие черные сапоги роскошно дополняли мужской костюм. Рубаху юноши и мужчины подвязывали поясом. Рубаха шилась 2-х видов: длина первой доходила до колен (выполнялась она из домотканого полотна) и короткая (из красного коленкора, с узким воротником - стойкой). Шейный платок был обязательным предметом карельского костюма для мужчин.




Женский

У женщин костюм был более разнообразным. Рукодельницы составляли свой наряд из сарафана и свободной кофты, либо юбки и холщовой рубашки. Легкий клеш присутствует на каждом сарафане.


Очень часто хозяйка украшала подобный наряд красивым фартуком. Фартук декорировался воланом, традиционной вышивкой и даже бахромой.


Прическу женщины украшали старинными головными уборами. Девушки повязывали свою голову повязкой или платком. Повязка часто выполнялась из бересты и имела красивое переплетение. Замужние женщины в качестве головного убора выбирали повойники или кокошники. Роспись жемчугом таких уборов подчеркивала благосостояние местных жителей.






Детский

Чтобы передать любовь к своему народу, культуре, традициям, детям также шились национальные костюмы. Они ничем не уступали одеяниям взрослых. Девочек рядили в длинные сарафаны, мальчики имели свободные рубахи с плетеным ремешком и свободными штанами.


Аксессуары

Аксессуары присутствуют и в карельском костюме. Помимо красивых сарафанов, женщины украшали свои плечи роскошными платками изо льна и ситца. Шейный платок с бахромой обязательно был в наличии у каждой хозяйки.


Из украшений женщины выбирали подвески, медальоны, фибулы. Некоторые местные национальности предпочитали носить жемчужные бусы, браслеты, цепочки, кольца.




Обувь

Обувь – особый предмет гардероба карелов. Зима в республике Карелия знаменита и своими морозами. Без теплой и удобной обуви здесь просто не обойтись. Сапоги на меху имели загнутый к верху носок. Такая обувь считалась самой красивой и модной у многих жителей.


Валенки – более практичный и теплый вариант для суровых морозов. Карелия – республика красивых лесов, березовых рощ и других удивительных мест. К сарафану часто плелась и другая обувь – лапти. Лапти изготавливались из бересты и другой древесины.



Современные модели

Сегодня в Карелии проходит много праздников, фестивалей, концертов, связанных с наследием и культурой республики. Костюм девушек состоит из длинного сарафана с вышивкой и воланом по краю изделия.


Девушки обязательно поверх надевают красивый передник. Свободная рубашка без воротника. Русская коса или распущенные волосы украшаются повязкой.


Республика Карелия – край народных умельцев и настоящих рукодельниц. Оригинальная вышивка – отличительная особенность, которая присутствует в каждом национальном костюме и других вещах, предметах интерьера, сувенирной продукции.

Читайте также: