Как сшить казахские орнаменты

Обновлено: 28.03.2024

Из глубины веков доходят до нас зашифрованные послания предков. Каждый народ пытается разгадать их в своем орнаменте, узоры которого считаются неким знаком отличия и своеобразным оберегом, защищающим от несчастий. Казахи украшали орнаментами юрты, одежду, ювелирные изделия, посуду, ковры. Древняя символика сохранилась до наших дней практически в первозданном виде.

«Конечно, существуют разные стороны понимания смысла орнамента, для кого-то важнее легенды и сказания, кто-то больше связывает его с восточными учениями, такими, как тенгрианство или ислам, кто- то хорошо знает рабочие названия традиционных элементов, придает им смысл оберегов или различает по родовой принадлежности. Думаю, что в этом нет противоречия, так как мир един и живет по единым законам, а взгляд с разных сторон только расширяет знание и понимание многогранности предмета», – рассуждает художница из Алматы Марина Набиулина. Вот уже почти 30 лет как она изучает орнаменты, занимаясь росписью национальных сувениров.

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

Еще будучи студенткой Марина решила подработать на каникулах на алматинском заводе «Зергер». Расписывала миниатюрные сувениры из дерева, да так девушку и затянуло. Для нее работа оказалась не просто ремеслом, а творчеством. Сегодня фирменные «казахские» матрешки от Марины можно встретить в самых разных частях света, а необыкновенной красоты расписная посуда может служить предметом гордости любого ценителя этники!

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

«Процесс росписи интересный и в то же время трудоемкий, ведь это ручная работа. Прежде чем дойти до потребителя, изделие проходит несколько этапов обработки: заготовка из дерева грунтуется клеем, затем шлифуется шкуркой, потом наносится рисунок, дальше роспись разноцветными красками, и, наконец, роспись закрепляется лаком. То есть процесс кропотливый и требует большого терпения. Иногда идея приходит сразу и роспись идет очень быстро, а иногда что-то не нравится и тогда идет поиск. Бывает, что сначала расписываю что-то уже знакомым узором, а в процессе созревает новый замысел для следующей работы», – делится мастерица.

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

Народный орнамент таит в себе действительно очень большие возможности для новых находок и творчества. Это не застывшая схема, а постоянно развивающееся явление.

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

Изучив основные особенности, Марина создает свои неповторимые, авторские работы в казахском стиле. А когда в них есть индивидуальный почерк художника, то это еще интереснее. Причем алматинка, параллельно увлекаясь эзотерикой, замечает аналогии между элементами орнамента и таинственными знаками, о которых когда-то писал философ, мистик и путешественник Георгий Гурджиев.

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

«В работах Гурджиева много интересного о Пути и о том, что существовало древнее знание о Мире и его объективных законах. В одной из его книг «Рассказы Вельзевула своему внуку» есть глава о том, что когда-то существовало объективное знание о том, что оно было зашифровано в виде знаков и символов и передавалось через произведения искусства. Конечно, на эти слова невозможно опираться, как на научный источник, чтобы что-то доказывать. Книга больше напоминает фантастический роман, в котором многое нужно домысливать. И все-таки она произвела на меня настолько сильное впечатление, что захотелось узнать и посмотреть на такие произведения, но в самой книге о них не было сказано ни слова. В это время я как раз занималась сувенирами и много времени отдавала изучению и копированию костюмов, ковров и других изделий древнего искусства Казахстана. И однажды пришло понимание того, что здесь и есть те самые знаки и символы, о которых писал Гурджиев», – рассказывает Марина.

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

Так, по утверждению художницы, самый характерный и наиболее часто используемый ею знак казахского орнамента «Кошкармуйиз» есть не что иное, как графическое выражение «закона трех» или «закона движения». Закон действует во всех сферах жизни и роста и начинается с того, что всякое действие рождает противодействие. В физике этот закон известен как третий закон Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе – взаимодействия двух тел друг на друга между собою равны и направлены в противоположные стороны».

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

«Для человека этот закон важен, прежде всего, как закон эволюции. Для развития необходима сила движения, сила движения всегда встречает противодействие в виде инерции, которая старается удержать на месте, проверяя на прочность намерение. Так, преодолевая препятствия, находя результирующую между стремлением и инерцией, происходит движение к новому. Посмотрите, даже внешне движение пловца напоминает древний знак. Движение руки рождает узор, который превращается в орнамент под действием законов симметрии. Думаю, что не случайно, именно этот элемент так часто встречается в казахском орнаменте, ведь движение – это самая важная черта жизни кочевника!» – говорит мастер.

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

А каменные вертикальные столбы кулпытасы, часто богато орнаментированные, по мнению художницы – это символ соединения земного и небесного и соответствуют цифре один. Два – есть символ разделения мира на полярности, и его воплощение хорошо видно на старинных войлочных коврах сырмаках и текеметах, где основными были два контрастных цвета, например, темный и белый, как день и ночь. Символика числа четыре ясно прослеживается на крестообразных орнаментах в сочетании с элементом «кошкармуйиз».

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

«Искусство орнамента вообще очень математично, оно основано на законах симметрии, а восточный орнамент особенно. Из всех наук именно математику можно назвать самой объективной. Думаю, что при желании здесь можно сделать еще немало открытий. Для меня же это открытие стало большим вдохновением и с тех пор сами собой стали появляться орнаментальные композиции», – рассказывает Марина.

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

Традиционный казахский орнамент немногоцветен. Особенно это заметно на коврах из войлока. Часто встречаются сочетания контрастных цветов: красный и белый, белый и черный, желтый и коричневый, как выражение идеи взаимодействия противоположностей, а между ними – средняя линия канта. Цвет обладает определенной символикой: белый – свет и чистота, черный – его противоположность, цвет земли, знак всего непознанного. Наиболее часто встречается красный цвет и все его оттенки: терракотовый, малиновый, пурпурный и т.д. Это цвет жизненной силы и страсти. Так, на саукеле невесты было принято прикреплять красный платок, а после замужества и рождения детей его заменял белый цвет кимешека или платка. Кроме того, красный цвет – это цвет одежды султанов из рода торе – чингизидов, поэтому его можно увидеть на вышитых мужских шапанах, калпаках и других предметах одежды и быта, многие из которых были переданы в дар султаном рода Чингисом Валихановым. Теперь они хранятся в музеях России, Казахстана и Германии. Главным ориентиром, говорит художница, для нее являются более разнообразные по цвету изделия с тамбурной вышивкой: тускиизы, шапаны, подушки, покрывала и др. Они отличаются особенной красотой.

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

Отличить исконно казахский орнамент от орнамента других восточных народов не сложно, считает художница. В ритме непрерывного движения кочевники сумели сохранить очень древние темы и мотивы, которые передавались на протяжении веков от мастера к мастеру. Его истоки можно найти в глубокой древности, начиная от геометрических орнаментов и петроглифов бронзового века и более сложных композиций древних саков, известных по раскопкам из курганов.

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

«В отличие от узбекского, казахский орнамент более крупномодульный, в его строении много спиралевидных элементов, которые часто называют зооморфными. В основе композиции часто встречаются солярные знаки (крест, круг), квадрат или треугольник. А «изюминкой» можно назвать явление дипластии, взаимопроникновение и равенство фона и узора, когда один и тот же орнамент можно рассматривать с разных сторон и каждая из них будет самоценной. С одной стороны, при изготовлении такого сырмака происходила экономия материала, а с другой – заключала в себе глубокий смысл о равновесии противоположных начал», – объясняет алматинка.

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

Такой дуализм, двойственность, где рядом с черным есть место белому, рядом со светом – есть место тьме, можно заметить в разных знаках. Спираль, вращающаяся по часовой стрелке, по движению солнца, символизирует этот мир. Все, что движется против движения солнца – потусторонний мир, мир мертвых. Это не просто красивые узоры. Это знание, зашифрованное в знаках и символах, которое влияло на жизнь кочевника, настраивая его на определенный лад гармонии с миром и Вселенной. И, может быть, из-за современного ритма жизни, в котором непросто найти баланс, люди все чаще возвращаются к традициям предков, находя в них сакральный смысл и ответы на многие тревожащие их вопросы?

Возможно, у кого то иначе, но мне нравится открывать для себя что-то новое, и в лоскутном шитье тоже. Поскольку заинтересовалась этим видом рукоделия совсем не давно, то открытий очень много.

Например традиция лоскутного шитья казахских Мастериц меня очень сильно впечатлили, и дальше расскажу почему.

Как вид декоративного творчества, квилт широко распространен на просторах центральной Азии. Появился, как и везде, с целью экономии ткани .

В Казахстане подобное шитье носит название "курак корпе". С тюркского "кура" переводится как "сшитый вместе", или "собранный из отдельных кусков". Кроме того, курак обозначает способ изготовления лоскутных изделий.

Традиционные курак корпе

Должны быть в каждом казахском доме. Их шьют в соответствии и с определенной цветовой гаммой, и делают общепринятый для данного региона орнамент. На праздники в доме обязательно готовят праздничный обед, на котором вся семья, и гости собираются в традиционной обстановке сидя на специальных матрасах и подушках. Одеяла и подушки кладут поверх текемет - войлочного ковра ручной работы.

Выходя замуж невеста приносит с собой приданое. Обязательными предметами приданного казахской невесты должны быть:

  • большие одеяла (жымылги корпе),
  • одеяла с узорами (ою корпе),
  • матрасы для сидения (жер корпе),
  • подушки (копшик),
  • личная подушка (матрас) невестки шай-корпе с размерами 0,75 на 0,75 метра, на которой может сидеть только сама невестка, разливая во время чаепития чай гостям.

Чем больше матрасов и одеял приносит с собой невеста, тем выше ее статус.

Все матрасы и одеяла казахи изготавливают в определенных цветах. Как правило, используются очень яркие сочетания. В матрасах и подушках это обычно два цвета: темный и светлый, черный и белый. Каждой области соответствует определенный орнамент.

Значение и смысл казахских орнаментов

Национальные узоры Казахстана имеют не просто "украшательное " значение.

Изображения на предметах одежды и постельных принадлежностях имели значения оберегов , должны были притягивать удачу и благополучие.

В казахских узорах прослеживаются типичные для всех культур мира символы солнца, земли и звезд: круг, спираль, крест.

История көрпе началась с появлением первых кочевых народов: кыпчаков, уйсуней, огузов. Необходимость использования көрпе была обусловлена чисто практическими соображениями: көрпе заменили нашим предкам стулья, кровати, одеяла и ковры.

Сделано в Казахстане: Как шьют ою көрпе

Несмотря на то, что кочевой образ жизни остался в далеком прошлом, почти в каждом казахском доме до сих пор есть стопка с корпешками, которые используются, когда приезжают гости. Тут собраны көрпе из приданного мам и бабушек, тут аккуратно сложены көрпе, сшитые по случаю рождения младенца, көрпе, подаренные дальней родственницей из аула на твой выпускной.

В канун Дня Независимости мы посетили «Жас Отау Шеберханасы», в которой нам показали, как создаются современные ою (узорчатые) көрпе.

Сделано в Казахстане: Как шьют ою көрпе

Процесс изготовления көрпе делится на несколько этапов. Көрпе выполняются в технике құрақ (из лоскутов) и ою (с орнаментом). В мастерской «Жас Отау» мы проследили за процессом изготовления ою көрпе.

Сделано в Казахстане: Как шьют ою көрпе

Первый этап: изготовление внутреннего матраса.

Сделано в Казахстане: Как шьют ою көрпе

Рыскен Ускумбаева.

— Раньше при изготовлении көрпе использовали баранью или верблюжью шерсть. Сейчас можно найти көрпе, наполненные более современным материалом, таким, как хлопок (вата), синтепон или поролон. Мы предпочитаем использовать в своих изделиях натуральный материал — хлопок или шерсть (по желанию). По ощущениям, такие көрпе намного приятнее в использовании и дольше прослужат. В основном выбирают көрпе из ваты, так как многие бояться аллергической реакции или специфичного запаха шерсти. Благо, сейчас очень хорошо обрабатывают шерсть.

Сделано в Казахстане: Как шьют ою көрпе

При изготовлении внутреннего матраса в хлопчатобумажную ткань равномерными слоями укладывается вата. Чтобы көрпе были мягкими, на одно көрпе уходит около четырех-пяти килограмм ваты.

Сделано в Казахстане: Как шьют ою көрпе

Внутренний матрас простегивается крупными стежками, чтобы вата внутри лежала ровно и не сбивалась.

Сделано в Казахстане: Как шьют ою көрпе

Впоследствии на внутренний матрас будет одет внешний чехол с орнаментом

Сделано в Казахстане: Как шьют ою көрпе

Второй этап: изготовление внешнего чехла. В основном для пошива внешнего чехла используются такие ткани как плюш, бархат или велюр. Материал для көрпе использовался в натуральных расцветках, так как для окрашивания тканей были доступны только натуральные красители.

Сделано в Казахстане: Как шьют ою көрпе

В степи изделия кроились «на глаз», сейчас используют стандартные размеры. В мастерской «Жас Отау Шеберханасы» көрпе делают стандартных размеров: 70 см в ширину и 190 см в длину.

Сделано в Казахстане: Как шьют ою көрпе

После раскройки чехла мастер вырезает орнамент.

Асель Ускумбаева, основательница «Жас Отау Шеберханасы»:

— Орнаменты бывают нескольких видов происхождения: растительные, зооморфные, геометрические и космогонические. Например, изображение цветка относится к орнаментам растительного происхождения, а бараний рог (қошқар мүйіз), гусиная шея, крылья птиц, относятся к зооморфным орнаментам. В космогонических орнаментах, конечно же, прослеживается влияние тенгрианства: солярный круг, луна, лучи солнца. Т.е. в орнаментах в символической форме отражено художественное видение мира наших предков.

Сделано в Казахстане: Как шьют ою көрпе

Каждое көрпе – вещь эксклюзивная.

— Мы все привыкли к знакомому с детства орнаменту, который видели раньше на ажешкиных корпешках или коврах, висевших на стенах. Это симметричный орнамент қошқар мүіз, направленный в четыре стороны. Этот узор один из наиболее распространенных. Так как, в большинстве случаев, көрпе шьют на приданое невесты – қыз жасауы, мы решили для таких көрпе сделать особый дизайн со своей историей, символизирующий очаг, семью, целостность. И вот что у нас получилось: два человека, парень и девушка, стремятся друг к другу. За каждым из них стоит своя семья, свои корни, выраженные в дереве жизни. Они вдвоем тянутся друг к другу и соединяются в одно гармоничное целое, создают свою семью, свой очаг.

Сделано в Казахстане: Как шьют ою көрпе

Для создания ою көрпе мастерицы используют аппликацию и вышивку по бархату или плюшу. У каждого мастера своя техника. Раньше все изделия шились вручную из разных лоскутов.

Сделано в Казахстане: Как шьют ою көрпе

Третий этап: завершение работы.

После изготовления внешнего чехла в него через открытый край вводится внутренний вкладыш.

Сделано в Казахстане: Как шьют ою көрпе

На создание одного изделия уходит до трех дней. Иногда уже готовое көрпе прошивается по линиям узоров, чтобы закрепить внутренний вкладыш.

Сделано в Казахстане: Как шьют ою көрпе

Асель Ускумбаева.

— В последнее время очень заметна тенденция оформлять комнату в национальном стиле, во время праздничных мероприятий угощать гостей за низким круглым столом на корпешках или просто использовать көрпе в повседневной жизни.

Сделано в Казахстане: Как шьют ою көрпе

Көрпе бывает разных видов: жамылғы көрпе (одеяло), жер көрпе (небольшого размер матрас для сидения на полу), шай-көрпе, жүк или келін жеге, қыздың жасауы (приданое ), қу көрпе (матрас, набивается исключительно гусиным пухом), төр көрпе (для почетных гостей), ою көрпе (узорчатое корпе).

Сделано в Казахстане: Как шьют ою көрпе

Көрпе – основная часть приданого невесты. В разных регионах Казахстана разные требования к приданому. На юге, например, количество көрпе должно быть нечетным, на севере — четное. Считается, что көрпе хранит особую энергию отчего дома. Поэтому к пошиву приданного традиционно относятся с особой ответственностью, ведь от этого зависит счастье молодых.

Сделано в Казахстане: Как шьют ою көрпе

Көрпе не только полезны в быту, но и напоминают девушке о родном крае. Используя узоры, она рассказывает свою историю и историю своего народа детям.

Знакомая из Казахстана передала мне в подарок корпешку. Созвонившись, узнала, что это одеяло собственными руками пошила ее мама специально для меня. Красочный подарок понравился мне сразу, а после того, как приятельница расшифровала пожелания, заключенные в узорах и цвете, я пришла в восторг.

Лоскутные и орнаментированные покрывала, коврики и подушки я заметила еще во время первой поездки в Казахстан. Они в каждом доме. Но тогда я не знала, что у этих предметов, кроме практическо-декоративного, есть особый, глубинный смысл.

А ведь старшее поколение казахов верит, что узоры и цвета, ежедневно окружающие человека, напрямую влияют на его судьбу. И все начинается с одеяла-корпешки, которым он укрывается каждую ночь.

Есть две техники шитья корпешки: лоскутная (курак) и с орнаментом (ою). Считалось, что вещи, пошитые из лоскутков, обладают магией, скрепляют родственные узы, объединяют членов в семьи в неразрывное целое.

Для лоскутных покрывал важную роль играет выбор цвета и сочетаний. Для новорожденных выбирали оттенки синего и желтого. Для девочек – оранжевого, розового, сиреневого. Для подрастающих мальчиков – красного и золотого. Для невест – белого.

Цвет нес сакральное значение, служа пожеланием и оберегом. В казахских традициях красный – цвет силы, энергии, молодости, кровных уз, победы, голубой – неба, спокойствия, мира, белый – чистоты, счастья, почета, высокого положения в обществе, желтый – царей, богатства, мудрости, зеленый – весны, успешных новых начинаний.

Казахские мастерицы издревле умело сочетали сочные цвета и тонкие оттенки. Как сказала моя подруга, пока мастерица шьет, она думает о человеке, которому предназначается корпешка, и с каждым швом вкладывает в вещь добрые пожелания. Неудивительно, что такие вещи в итоге становятся своеобразными талисманами.

Еще интереснее обстоит дело с орнаментами. Согласно легенде, первые ою появились как желание людей украсить одежду и юрту дыханием неба и земли, образами животных и растений. Чтобы, глядя на них, помнить о месте, которое дало ему жизнь.

А когда пришло время искать другие места обитания, люди увидели, что мир велик. Кто-то оседал в пути, смешиваясь с другими племенами, а кто-то продолжал кочевать. Но ни первые, ни вторые не растворились в чужих народах, потому что знаки на их юртах и одеждах всегда позволяли узнать друг друга, вспомнить о родстве.

С тех пор традиционные орнаменты для казахов – отпечаток единства. Свидетельство, что они никогда не потеряются в большом мире.

В узорах на казахских корпешках также таятся древние смыслы и знаки. В старину верили, что с их помощью владелец может притянуть удачу, счастье, богатство, крепкую семью. К сожалению, сегодня, за исключением мастеров традиционной вышивки и ткачества, немногие вникают в сакральные смыслы.

«Узоры и цвета смешивают, как придется. Особенно в случае вещиц, которые на рынках туристам впихивают под видом традиционных. И вместо того, чтобы принести пользу, корпешка портит человеку судьбу», – возмущается приятельница.

Так что, если захотите купить казахский коврик, подушечку или корпе, присмотритесь к орнаменту. Чаще всего в узоре используются различные вариации қошқар мүйіз – бараньих рогов. В общем значении это символ изобилия и благополучия.

Однако, как уверяет подруга, вещи, где қошқар мүйіз является основным элементом, по традиции вручали мужчинам. Так как он несет пожелание наполниться мужской энергией, добиться высокого положения.

Как известно, математика – самая объективная из всех наук. Она присутствует во всём, что окружает современного человека. Но если вы думаете, что речь сейчас пойдет о царице наук, то вы ошибаетесь. Мы хотим рассказать о том, что её законы интуитивно понимали наши далёкие предки – кочевники, которые запечатлели эти и другие знания в… орнаментах. Как говорят исследователи, искусство казахского орнамента очень математично, оно основано на законах симметрии. Размышлениями на эту тему и в целом об истории орнаментов с нами делится автор книги «Қазақ оюлары», известный казахстанский художник — Ерлан Кожабаев.

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

— Было время, когда казахи осознавали себя частью природы и не боролись с этой природой, тогда они понимали цикличность бытия и жили в полной гармонии с окружающим миром. Я говорю о существовании Тенгрианства в нашей истории. Но с приходом новой аврамической религии люди все забыли и потеряли связь с космосом, — так необычно начинает беседу Ерлан Кожабаев.

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

Фото из архива Ерлана Кожабаева.

Как говорит художник, значение и символика орнаментов берут начало в тенгрианской философии.

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

— Толкования многих знаков, например, изображений солнца, двуглавой птицы Самрук, спирали, квадрата, круга, треугольника, восьмёрки как символа бесконечности, свастики, равностороннего креста – на самом деле имеют одно корневое происхождение. Все они родом из тенгрианства, — говорит Ерлан Кожабаев.

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

Фото из архива Ерлана Кожабаева.

И если заглянуть в самую суть, то можно увидеть главные человеколюбивые принципы древнейшей тенгрианской философии – не навреди, не переступай, не убивай. Все эти тезисы, по словам Ерлана Кожабаева, легко «читаются» в орнаментальных композициях.

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

Фото из архива Ерлана Кожабаева.

Изучению историко-семантических основ национальных орнаментов Ерлан Кожабаев посвятил 40 лет. Он проштудировал огромный исторический и художественно-практический материал, отрисовал великое множество орнаментальных структур. Неудивительно, что орнамент «заговорил» с исследователем.

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

Фото из архива Ерлана Кожабаева.

— Каждый народ пытается разгадать зашифрованные послания предков в своём орнаменте. И хотя считается, что ключ к пониманию орнаментов безвозвратно утерян, казахам в этом смысле повезло. Уникальность казахских орнаментов в том, что они передавались из поколения в поколение без маломальских изменений и поэтому сохранились в первозданном виде, — говорит Ержан Кожабаев.

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

Фото из архива Ерлана Кожабаева.

При этом отличить казахский орнамент не трудно. Наши предки — кочевники — сумели сохранить очень древние темы и мотивы, начиная с геометрических орнаментов, петроглифов бронзового века и сложных композиций древних саков, известных по раскопкам из курганов.

— Окружающий мир кочевники воспринимали через солнце, которое изображали в виде круга. Поэтому и шанырак в казахской юрте в виде солнца, символа Тенгри. При этом люди знали, что юрту надо ставить дверью на восток, чтобы лучи солнца проникали внутрь. И шанырак служил им компасом: лучи попадали на остов юрты, и по ним определялось время суток, — делится своими мыслями Ерлан Кожабаев.

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

Фото из архива Ерлана Кожабаева.

Очень важная деталь, уходящая корнями в тенгрианскую философию, спиралевидные элементы в орнаменте. Как говорит автор книги «Қазақ оюлары», спираль, которая направлена по часовой стрелке, то есть по движению солнца, символизирует живой, реальный мир. А всё, что движется наоборот, связано с потусторонним миром, миром мёртвых.

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

Фото из архива Ерлана Кожабаева.

— В композициях орнамента нет и никогда не было «лишних» линий, каждая из них является словом, понятием, информацией. Люди изобрели символы, чтобы обозначить проверенные сведения на основе скрупулёзных наблюдений, реальных событий. И самое страшное, не зная смысла той или иной детали орнамента, используя их в дизайне и моделировании одежды, мы наделяем человека энергетикой трагичной судьбы, — предупреждает исследователь.

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

Фото из архива Ерлана Кожабаева.

В простоте орнаментальных рисунков таятся глубокие познания. Как говорит Ерлан Кожабаев, среди композиций можно встретить иллюстрации внутреннего устройства всех природных образований.

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

— Как известно, всё живое имеет центр, в котором концентрируется энергия. В клетке – это ядро, в яйце – зародыш, в человеческом организме – сердце. А орбиты движения планет Солнечной системы можно представить в виде эллипсов, в центре которых Солнце.

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

Долгие «разговоры» с орнаментами открыли Ерлану Кожабаеву удивительные смыслы. Один из них связан с таким поверьем как «обал».

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

— В казахской мифологии, истоки которой опять же в тенгрианстве, есть понятия — 7 слоёв неба, 7 слоёв земли и 7 слоёв тела. Одним из слоёв тела является сознательно-энергетическое, которое может мстить за нарушение личных границ, за смертельный исход, за моральное унижение вплоть до седьмого колена. И вот такое энергетическое тело казахи называют «обал», -объясняет исследователь.

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

— Человек за всё заплатит. Это всё тот же закон цикличности в тенгрианстве. Разве был счастлив бывший бандит? Разве не отразилось на потомках воровство высокопоставленного лица? Разве не закончил свою жизнь печально мастер пыток? Всех настигал обал. Пока человек не поймёт, что за совершенное им зло, будут отвечать его дети или внуки, мы будем жить как в аду на земле. И такие значения есть в наших орнаментах, представляете?! – рассказывает художник.

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

По словам автора книги «Қазақ оюлары», орнаменты – не что иное как пиктограммы, которые сообщают, направляют, предупреждают.

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

Фото из архива Ерлана Кожабаева.

— Вот вы едете по дороге, видите дорожные знаки. Вы же в любой стране мира эти знаки понимаете? Так и с орнаментами. Пиктограммы нам указывают и напоминают о закономерностях природы, о священности семейных уз, о почтении к родителям…

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

Фото из архива Ерлана Кожабаева.

Кстати, о математичности орнаментов. Кроме того, что орнаментальные структуры расположены всегда симметрично, что означает стремление к гармонии и красоте, все элементы в арабесках распределяются по принципу числовых величин. Композиция может быть трёхзначной, четырёхзначной, пятизначной и так далее. Всё это основано на магии чисел, где каждое число носило информацию об определённых законах строения мира.

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

Фото из архива Ерлана Кожабаева.

В своём многолетнем исследовании Ерлан Кожабаев пришел к выводу, что многие орнаментальные структуры являются графическими выражениями законов математики и физики. К примеру, самый характерный узор казахского орнамента — «Кошкармуйиз». В нём содержится «закон триединства» или «закон движения». В физике этот закон известен как третий закон Ньютона.

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

Фото из архива Ерлана Кожабаева.

— Он действует во всех сферах жизни и роста и начинается с того, что всякое действие рождает противодействие. Совсем не случайно, что именно этот элемент так часто встречается в казахском орнаменте, ведь движение – это самая главная особенность кочевой жизни, — рассуждает Ерлан Кожабаев.

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

Фото из архива Ерлана Кожабаева.

Как говорит исследователь орнаментального искусства, в истории появления казахских орнаментов никаких тайн уже нет, и мало кто оспорит их тенгрианское происхождение. Всё неизвестное, загадочное, что скрывают орнаменты, только предстоит выяснить.

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

Фото из архива Ерлана Кожабаева.

— Сегодня много живописцев, мастеров, дизайнеров, модельеров обращаются к теме народного творчества, в том числе к искусству орнаментов. И это совершенно правильно. В искусстве всегда должен происходить синтез стилей и направлений, поэтому возрождение древних традиций действительно актуально, — делится мнением известный художник.

Петроглифы, кочевники, философия, символ, символика, математика, религия, роза ветров, свастика, тенгри, тенгриянство, орнамент, наука, культура, исследование, искусство, Ерлан Кожабаев

Но для самого исследователя важнее, чтобы орнаменты перестали скупиться на новые знания и ценную информацию. И если существует связь с космосом, в которую верит Ерлан Кожабаев, то ему непременно должна поступить подсказка о том, где его пытливый ум ждут новые открытия.

Читайте также: