Как сшить казахский костюм для мальчика

Обновлено: 25.04.2024

Кукла-шкатулка в казахском национальном наряде сделана на заказ (фото 1)

Я одела куклу в КОСЕТЕК - лёгкое платье с оборками, к юбке которого пришито несколько рядов присобранных оборок – ЖЕЛБЕЗЕК.

Я одела куклу в КОСЕТЕК - лёгкое платье с оборками, к юбке которого пришито несколько рядов присобранных оборок – ЖЕЛБЕЗЕК. (фото 2)

САУКЕЛЕ - головной убор, украшен мехом песца и красными перьями, а также металлизированной тесьмой и бисером.
На волосах девушки ШОЛПЫ — украшение для кос в виде подвесок, в моем случае они из бисера

САУКЕЛЕ - головной убор, украшен мехом песца и красными перьями, а также металлизированной тесьмой и бисером. На волосах девушки ШОЛПЫ — украшение для кос в виде подвесок, в моем случае они из бисера (фото 3)

Чуть-чуть подкорректировала ей макияж - нарисовала ей стрелки черным акрилом

Чуть-чуть подкорректировала ей макияж - нарисовала ей стрелки черным акрилом (фото 4)

Здесь хорошо видно КАМЗОЛ из золотой парчи

Здесь хорошо видно КАМЗОЛ из золотой парчи (фото 5)

Кукла в казахском костюме (фото 6)

Кукла в казахском костюме (фото 7)

Под юбкой срыта шкатулка, которая закрывается на бусину в виде сердца

Под юбкой срыта шкатулка, которая закрывается на бусину в виде сердца (фото 8)

Вид внутри - все обшито атласом и золотом.
Сегодня вручила заказ лично в руки, все очень понравилось, а значит и я довольна=)

Вид внутри - все обшито атласом и золотом. Сегодня вручила заказ лично в руки, все очень понравилось, а значит и я довольна=) (фото 9)

Еще о приятном: Вот эту красоту прислала мне Машуля Киселева ( https://stranamasterov.ru/user/224215 ) Бабочек уже во всю использую в коробочках, а подвески берегу=)) Спасибо тебе! (фото 10)

А вот этот очаровательный фонарик прислала мне Юля Кротова ( https://stranamasterov.ru/user/243627 ) Он украшает мою комнату, дарит тепло и уют, такой хорошенький! (фото 11)

К тому же кучу полезностей всяких разных)))
Кстати, тут можно заметить то самое красное сердечко, на которое шкатулка закрывается

Саукеле

Древние казахские традиции формировались годами и спустя десятки лет передаются от матери к дочери, от отца к сыну. Одной из таких ценных традиционных вещей является саукеле — головной убор для свадебного обряда. Это украшение невеста получает от матери, но мы расскажем, как сделать саукеле своими руками.

Саукеле своими руками: выкройка, материалы

Казахские головные уборы по всему миру славятся пышностью и богатством. Айыр калпак, борык, такия и саукеле — самые известные из них.

История украшения для невесты берет начало с давних времен. Изготавливали саукеле тогда индивидуально для каждой женщины специально наученные мастера. Стоимость такого убора иногда равнялась 100 лошадям. Она зависела от использованных материалов и самой работы.

Отделка саукеле свидетельствовала о социальном положении невесты. Богатые использовали дорогие ткани, драгоценные металлы и камни. Бедные обходились фетром и альтернативными украшениями. Высокая цена на изделие негативно повлияла на его популярность, но спустя годы молодые казашки сохраняют семейные традиции и идут под венец в традиционном уборе.

Изготовить саукеле не сложно и в домашних условиях. Для этого существует много техник. Самым распространенным является использования фетра и бумаги.

Чтобы сделать саукеле из фетра, понадобятся такие материалы:

  • деревянная болванка для изготовления формы. Приобрести ее можно в специализированных магазинах для шитья;
  • фетр – 1 м;
  • силиконовый клей или ПВА;
  • камни для украшения;
  • стразы и блестки;
  • ножницы разного размера;
  • мел;
  • трафарет узора;
  • роликовый нож.

Первый этап изготовления саукеле — выкройка. Для этого необходимо найти размеры и форму будущего головного убора, перевести их на фетр и с помощью мела начертить контуры изделия.

Изготовление саукеле своими руками

Источник фото: pinterest.es

Затем отрезать ненужную ткань, обвести трафарет узора и вырезать ажурные элементы с помощью роликового ножа.

Болванку покрыть клеем и зафиксировать на ней ткань.

Изготовление саукеле своими руками

После высыхания готовую основу следует украсить. Проявите фантазию и используйте стразы, камни, цветы и другие мелкие украшения.

Изготовление такого убора требует внимательности и усидчивости, ведь чем изысканнее и тоньше вырезанные узоры, тем красивее общий вид саукеле.

Изготовление саукеле своими руками

Саукеле своими руками из бумаги

Самым популярным способом создания традиционного элемента наряда невесты является изготовление основы саукеле из бумаги. Для этого необходимо взять белый лист формата А2 и вышеперечисленные материалы из первого варианта.

Основные этапы работы такие:

  • находим выкройку и вырезаем из бумаги 6 одинаковых полос. Склеиваем их между собой по кругу;
  • в ткани выкраиваем аналогичные клинья, сшиваем их и получаем чехол;
  • натягиваем его на бумажную форму.

После этих этапов уже видна окончательная форма саукеле, ее цветовая гамма и размеры. Высота оригинального головного убора доходит до 70 см. Вы же можете сделать его немного ниже, все зависит от непосредственного назначения данного изделия. Если вы готовите свадебный аксессуар, то отдавайте предпочтение светлым кремовым или белым цветам. В качестве ткани отлично подойдет велюр и шелк. По желанию внутри убора также приклеивается тканевая подкладка.

Изготовление саукеле своими руками

Источник фото: zaporoje.ua.market

Когда основа саукеле готова, приступаем к главному этапу — украшению. Для этого подойдут блестки, бусины, натуральные камни, жемчуг и стразы. Конечно, для завершенной работы этого мало, поэтому необходимо вырезать орнамент из ткани по шаблону и приклеить его к основе.

Можно использовать вышивку бисером и создать уникальную картину на головном уборе. Делайте вырезки разной формы и размеров, чтобы добавить саукеле больше интересных элементов. Если вы хотите максимально воспроизвести народное украшение, то обязательно по боковым сторонам убора прикрепите подвески. Их называют жактау. Они бывают как из дорогих металлов, так и выполнены из монет, ювелирных украшений и камней.

Изготовление саукеле своими руками

Источник фото: erke-nur.kz

Приклеить готовые детали легко с помощью силиконового клея или ПВА.

Немного усилий и головной убор готов. Надевать его можно как по прямому назначению, так и для костюмированных мероприятий. Такой аксессуар не оставит вас без внимания окружающих.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

мужчина в национальной казахской одежде

Мужская казахская национальная одежда отражает множество исторических нюансов — от климата до социального уровня. Расскажем о деталях традиционных мужских нарядов и том, как называется каждая из них.

Вот из чего состоял казахский национальный костюм:

Национальная одежда казахов не обходилась без этой немаловажной детали.

Элемент гардероба, также именуемый көйлек, шили из легких хлопчатобумажных тканей.

Мужская казахская национальная одежда: история

Нижние назывались дамбал, а верхние — шалбар. И те, и другие шились по одному крою и отличались широкими недлинными штанинами.

Шалбар традиционно изготавливали из плотных материалов: замши, кожи и домотканых материй. Но в ХІХ веке их заменили темные легкие ткани и бархат ярких оттенков на манер русских верхних штанов.

Штаны заправлялись в обувь.

Камзол (другие названия — бешмет, бешпент) — предмет верхней одежды, который считался домашним. Покидая пределы аула, поверх надевали что-нибудь еще.

Камзол отличался распашным покроем и достигал длины середины бедра или колен. Его носили навыпуск. Бешмет запахивали слева направо.

Материал камзола зависел от времени года и случая. Его изготовляли из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, плиса, бархата и даже шелка.

В зимнее время шили бешметы на меховой подкладке.

Мужская казахская национальная одежда: история

Самый популярный вариант верхней одежды, известный как шапан.

Халаты шили во всевозможных вариациях: из разных тканей, отличающихся национальным орнаментом, разнообразных оттенков.

В холодное время носили утепленные шапаны на шерсти и вате. В период сильных морозов казахские мужчины надевали несколько халатов один поверх другого.

Также несколько шапанов символизировали солидный статус мужчины. Поверх традиционно надевался самый дорогой и лучший халат.

Мужская казахская национальная одежда: история

Одним из вариантов верхней одежды с древних времен считался күпі. Это одеяние шили из шерсти, которая свалялась естественным путем. В качестве дополнительных материалов использовалась верблюжья шерсть.

Также в традиционный зимний казахский костюм входит тулуп (тон). Для их пошива использовали овчину.

Состоятельные мужчины носили тоны из меха (ішік), которые обшивались дорогими тканями — бархатом и сатином.

Они всегда были частью национальных казахских костюмов. Пояса шили из кожи, к ним же цепляли небольшие сумочки оқшантай, украшенные металлическими рельефными бляхами, стилизованными под фигуры птиц и зверей.

Иногда бляхи покрывали серебряным напылением или украшали черненым узором.

Кушаки шили из верблюжьей шерсти, шелка, козьего пуха и бархата.

Мужская казахская национальная одежда: история

Казахская национальная одежда обязательно включала в себя головной убор. Его носили даже в домашней обстановке.

Среди обязательных и повседневных разновидностей была круглая тканевая шапочка, называемая кепеш или тақия.

Также существовали остроконечные тюбетейки, которые сменились уборами с плоским верхом.

Традиционно такие уборы кроились из четырех тканевых треугольников ткани или круглого отреза материи.

Летние уборы (қалпақ) шили из войлока, а для теплых дополнительно использовали мех.

Мужская казахская национальная одежда: история

Популярным вариантом зимнего головного убора на выход был тымақ (или малақай). Для его пошива использовали войлок, а также ткань и мех для обшивки.

Наиболее престижным среди казахов считался малақай с лисьим мехом.

Покрой этого предмета гардероба отличался в разных регионах. Благодаря особому виду тымақа можно было определить род казаха.

В ХIХ веке серди казахов Среднего и Младшего жузов популярным головным убором был башлық (другие известные названии — далбай, жалбағай, далбағай или күлепара). Его шили из плотных тканей и верблюжьего сукна.

Мужская казахская национальная одежда: история

Самой популярной обувью для мужчин всегда были кожаные сапоги. Они имели закругленный носок и плоский каблук.

Как правило, сапоги шили универсальные — без различий для правой и левой ноги.

Хотя сапоги носили во все поры года, их вид отличался в зависимости от сезона.

Зимняя обувь была выше и шире, так как в нее заправлялась плотная ткань штанов. Также многие мужчины носили в морозы войлочные чулки, называемые киіз байпақ.

Национальная мужская одежда казахов отличалась простотой и удобством. При этом эстетичный вид одежды для предков тоже имел значение.

А какой вид национальной одежды вы бы с удовольствием примерили или носили сейчас?

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Татарский национальный костюм

Традиционный костюм был, есть и останется одним из самых ярких показателей принадлежности человека к определенной нации.

Несмотря на то, что мода не стоит на месте, и зачастую отличить европейца от азиата по одежде практически невозможно, национальный костюм остается гордостью и достоянием каждого народа, а традиции, связанные с его изготовлением, передаются от старшего поколения младшему.







История

Татарский костюм – очень общее понятие, которое объединяет национальную одежду разных подгрупп татар, в том числе и крымских. Большое внимание на внешний вид костюма оказали поволжские татары, а также восточные традиции и религия.



На внешний вид костюма очень сильно повлиял кочевой образ жизни татар. Одежда продумывалась таким образом, чтобы в ней было удобно ездить верхом, в ней было не холодно зимой и не жарко летом. Она должна была быть достаточно легкой и красивой. Для пошива использовался мех, натуральная кожа, верблюжий или бараний войлок и сукно.


Сегодня национальный костюм редко встретишь на улицах Татарстана. Чаще всего его можно увидеть в качестве танцевального либо сценического наряда.

Особенности

Татарский национальный костюм, помимо того, что он состоит из рубахи, распашного халата и шароваров, имеет еще одну особенность: он шьется в довольно ограниченной цветовой гамме. В основном, это вишневый, синий, белый, желтый и зеленый цвет.

Для наряда, головного убора и обуви характерно обильное использование декора. Обычно, это вышивка золотыми нитями, бусинами, монетами. Традиционным орнаментом для вышивки является растительный.




Разновидности

Мужской и женский национальный костюм внешне мало отличаются друг от друга. Основным элементом костюма является широкая рубаха-туника с боковыми клиньями и глубоким вырезом на груди. У казанских татар вырез заменял воротничок-стойка. Рубаха была достаточно длинная, широкая и носилась без пояса. Женская туника раньше была еще длиннее – примерно до щиколоток.



Рубаха могла быть шерстяной, хлопковой, шелковой или даже парчовой. Для ее украшения использовались цветные ленточки, золоченая тесьма, тонкое кружево, бусины и т.д. Под женскую рубаху обязательно надевалась нагрудная часть (кукрекче или тешелдрек), закрывающая вырез на груди. Шаровары шились из грубой льняной ткани: для женщин из однотонного материала, для мужчин – из полосатого.


Верхняя одежда, надеваемая на рубаху, была обязательно распашная. Она имеет несколько приталенный силуэт, боковые клинья и запахивается на правый бок. Обязательным элементом для верхней одежды был вязаный или текстильный пояс.

Женский костюм отличался от мужского только длиной и декором – он украшался мехом, вышивкой, аппликациями и т.д. Поверх рубахи женщины надевали камзолы (халаты, распашные блузы) длиной до колена или середины бедра. Камзол мог иметь рукава или быть без них. Подол, рукава и пройма украшались тесьмой, перьями, монетками и т.д.


Подол и рукава туники украшались крупными воланами. Обязательно использовалось большое количество украшений: серьги, кольца, перстни, монисто, подвески и т.д. Безрукавка, надеваемая поверх рубахи, шилась из бархата и декорировалась мехом или золотистой тесьмой.




Мужской головной убор состоял из двух частей: нижней и верхней. К нижним или домашним уборам относилась тюбетейка, на которую сверху надевалась войлочная шапка (калпак), меховая шапка или чалма. Калпак – конусообразная шляпа иногда с загнутыми полями. Такую шляпу носили аристократы, украшая ее бархатом или атласом снаружи, а внутренняя часть была выстлана белым мягким войлоком. Яркие, разноцветные тюбетейки предназначались для молодых людей, татары среднего и пожилого возраста носили однотонные модели.


Головной убор женщины указывал на ее семейное положение. Юные девушки носили однотипную текстильную либо меховую шапочку «такию» или «бурек», которая украшалась вышивкой и декором из бусин, серебра, кораллов. Голову замужних женщин украшал совсем другой головной убор, который состоял из трех частей. Нижняя часть предназначалась для закрепления волос (женщины носили 2 косы), затем шло покрывало и, наконец, повязка, обруч, платок или шапочка, фиксирующие покрывало.



В качестве национальной обуви у татар использовались сапожки (читек или ичиги). Повседневные модели были черного цвета, праздничная обувь украшалась орнаментом в мозаичной технике. В качестве рабочей обуви использовалась своеобразная разновидность русских лаптей (чабата).


Национальный костюм никогда не обходился без украшений. Их было очень много, и носили их и мужчины, и женщины. Это были крупные золотые перстни, печатки, кольца, поясные пряжки, женские накосники, серьги, подвески, кольца и т.д.



Детская одежда была практически одинаковой и не делилась на одежду для девочек и мальчиков. Единственным отличием была цветовая гамма. Костюм для девочек шился в ярких, разноцветных тонах: красном, зеленом, голубом. Костюм для мальчика был выполнен в более сдержанных оттенках синего или черного цвета. С ростом ребенка постепенно видоизменялся и национальный костюм: добавлялись ювелирные украшения, менялись головные уборы, обувь.


Праздничные

Наряды для торжеств или особых случаев отличаются от будничных, прежде всего, материалом, из которого они шьются и обилием декора и украшений.


Цвет свадебного платья может быть белым, а также насыщенно-зеленым, бордовым или синим, согласно татарским традициям. Возможен и другой вариант: белоснежное платье + сапожки и камзол, выполненные в одном из перечисленных цветов. Голова обязательно должна быть покрыта свадебным покрывалом или расшитым калфаком.

Мужской свадебный костюм выполняется, как правило, в темно-синем цвете и расшивается национальными орнаментами с помощью золотых нитей. Головной убор обязателен.


Современные свадебные наряды, хотя и шьются часто не европейский манер, обязательно сохраняют национальный колорит и верность древним традициям. Это проявляется в классическом фасоне, длине, наличию украшений, традиционных орнаментов и т.д.



Танцевальный татарский костюм тоже претерпел определенные изменения. Он может быть короче, чем классический, выполняться из других материалов, но национальная стилистика, тем не менее, сохраняется. Меховая жилетка-разлетайка, традиционная шапочка с кисточкой или покрывалом, традиционные орнаменты – все это делает костюм для танцев очень узнаваемым.


В современном стиле

Время не стоит на месте и старинный национальный костюм в некоторой степени видоизменился.Стилизованный под татарский костюм может иметь другой дизайн или длину, но в нем должны сохраняться узнаваемые для традиционного наряда детали.







Например, орнамент, чаще всего, растительный. Обязательна шапочка – калфак. Она может иметь несколько другую форму, шиться в тон самому платью или быть однотонным. Обязательно большое количество украшений – и на костюме, и на девушке.


Элементы

Сам костюм, вне зависимости от того старинный он либо современный, обязательно состоит из нескольких элементов: рубаха (кулмэк), шаровары (ыщтын) и верхняя одежда.


В зависимости от сословия или материального положения человека, костюм различался количеством и разнообразием декора, вышивки, используемого материала и цены за него. Костюм украшался вышивкой, декорировался цветными бусинами, бисером, атласными лентами и мехом.



Головной убор считается обязательным элементом татарского костюма. У мужчин и женщин он свой. Кроме того, юные девушки и замужние дамы также надевают разные уборы.


Национальной обувью у татар считались сапоги. Их носили в течение всего года. Для лета использовалась более мягкая кожа, женские сапоги украшались аппликацией и вышивкой.




Немаловажной деталью национального костюма является пояс. Для его украшения использовались крупные пряжки или вышивки, выполненные из золота или серебра.


Ткань

В зависимости от того, повседневным или праздничным был костюм, для его пошива использовались разные материалы.


Будничные наряды шились из хлопчатобумажного полотна или домотканного сукна. В качестве утеплителя для верхней одежды использовалась овечья шерсть или вата. Нарядные рубахи и камзолы шились из парчи, шелка, шерсти. Украшались золотой тесьмой, позументами, дорогой вышивкой. На отделку шел мех соболя, песца, лисицы.



Образы

Татарский праздничный костюм выполнен с учетом современных модных тенденций. Неизменным остался фасон, длина, головной убор, орнаментальное украшение.


Праздничный наряд татарки невозможно себе представить без обилия украшений! Белоснежные туники в пол украшены богатой отделкой из золотой тесьмы. Праздничные парчовые или бархатные кафтаны и головные уборы тоже декорированы золотом.

Башкирский национальный костюм

История развития башкирского национального костюма увлекательна и разнообразна. Деятели искусства, занимающиеся изучением создания традиционной одежды разных народов, до сих пор не перестают восхищаться происхождением наряда Башкирии.


Башкирский народ разместился на очень большой территории, в результате чего у каждого района образовался особый менталитет. Обусловлено это было тем, что деятельность людей напрямую зависела от природных ресурсов, которых в их местности было больше всего. В одной части Башкирии жители промышляли охотой и скотоводством, в другой предпочтение отдавалось прикладному творчеству, в третьей – земледелию.




Всего регионов было семь:

  • Северо-восточный;
  • Северо-западный;
  • Юго-восточный;
  • Юго-западный;
  • Центральный;
  • Восточный;
  • Самаро-иргизский.

Но даже несмотря на некоторые детальные различия в одежде у жителей разных районов, башкирский национальный костюм удивительным образом сохраняет в себе одну культуру, одни и те же традиции, передает особый народный дух. Этим он и интересен.



Описание костюма

Примечательной особенностью национального наряда Башкирии является его многослойная структура. Даже если на улице нещадно палило солнце, башкиры обязательно облачались в несколько слоев верхнего одеяния. Это отличается башкирский народ от остальных.


Главный элемент национального костюма башкирского народа носит название «казакин». Это верхняя одежда, выглядящая как приталенная куртка с просторными рукавами, оснащенная надежной подкладкой. Казакин застегивался посредством пуговиц. Данное изделие было универсальным – его с удовольствием носили и женщины, и мужчины. Также в казакин облачались солдаты.



Материалы и фасон

Народ Башкирии никогда не испытывал безразличия к роскоши, и это качество прекрасно отразилось на традиционном костюме. Люди из зажиточных семей носили одежду из белого атласа, дорогого бархата, шелка и сатина.


Не менее популярны были изделия из хлопчатобумажной ткани. Башкиры, чьи кошельки были не настолько наполнены монетами, в основном, обладали нарядами из овчины, домашнего сукна и войлока. Нередко применялись конопляные и крапивные холсты.

В качестве декоративных элементов выступали шикарные меха, кожа, интересная вышивками золотыми и серебряными нитями, бусины и даже монеты.




Религия играла важную роль в жизни башкир, поэтому некоторые каноны при создании национального костюма было необходимо соблюдать. Одежда не должна быть слишком открытая, чтобы женщины не могли демонстрировать природные достоинства своего тела чужим мужчинам. Так что фасон традиционного наряда очень свободный.


Просторные рубахи, штаны и халаты – именно из этих вещей состоял стандартный гардероб башкирских мужчин и женщин.


Цветовая палитра

Уж на что башкиры не скупились, так это на разнообразие оттенков в своем национальном костюме!

Повседневная одежда не могла похвастаться особой яркостью, однако взгляд от наряда оторвать просто невозможно. На первый взгляд обычные оттенки необычайно мастерски сочетаются в костюме, образуя идеальную композицию, что даже в двадцатом пером веке будоражит фантазию талантливых дизайнеров.


В будничных костюмах преобладали цвета:

  • Красный.
  • Коричневый.
  • Синий.
  • Черный.
  • Зеленый.
  • Желтый.







Для пошива праздничных нарядов применялось множество других оттенков. Гуляния на празднике всегда значили много для башкирского народа, поэтому неудивительно, что каждому хотелось как можно сильнее выделиться среди остальных во время застолья и традиционных развлечений.

Орнамент национального костюма всегда имел символическое значение. Растительные узоры, изображения животных и другие этнические символы берегли народ от порчи и притягивали удачу.






Женский наряд

Традиционный наряд башкирской девушки до сих пор продолжает медленную модификацию. Для женщин важно всегда быть на высоте, приковывать к себе заинтересованные взгляды, и женский костюм Башкирии прекрасно справляется с исполнением этого желания.

  • Ни одна девушка не могла представить себя без национального платья под названием кулдэк. Платье украшалось с помощью вышивки. Изначально кулдэк характеризовался широкими вырезами, отложным воротничком и бечевкой в районе грудной клетки, но двадцатый век привнес в привычный вид платья изменение. Одеяние обзавелось отворотом и защипами на груди.


  • Поверх платья находился нагрудник. Считалось, что это изделие защищает от злых духов.
  • Богатые башкирки могли себе позволить надеть еще и камзол. Этот атрибут выражал положение человека на социальной лестнице. Камзол украшали большим количеством серебряных монет.



  • Под кулдэком девушки носили ыштан – удобные штаны.
  • Алъяпкыс (передник) башкирки используют в двух случаях – либо занимаясь домашними делами, либо отправляясь на торжественное событие. Передник, предназначенный для праздников, выглядит намного наряднее.


Свадебный наряд

Свадьба – основное торжество башкирского народа! Велась тщательная подготовка, и одежде уделялась основная часть этой подготовки. Дабы свадебное одеяние поразило всех гостей, семья помолвленных платила огромные деньги женщинам, лучше всех владеющих талантом вышивки.

  • Женские платья отделывали изящными ленточками. Оборки свадебных костюмов подчеркивали индивидуальные качества невесты.
  • Цветовая гамма отличалась особым значением. Красные оттенки символизировали тепло домашнего очага, а белый считался знаком солнца и семейного благополучия.
  • Ножки невесты находились в белых сапогах, для изготовления которых использовалась тонкая кожа козочек.


  • Голова башкирской девушки находилась под воздушным платком.
  • За свадебную рубашку для жениха отвечает невеста. Башкирка сама шила изделие из красной ткани и преподносила своему будущему мужу перед самым началом свадьбы.


Мужская одежда

Башкирские мужчины были не столь привередливы по части своего одеяния, так что мужской национальный костюм чуть менее разнообразен, но не менее великолепен. Взглянув на башкира, вы бы увидели свободную рубашку, штаны и халат, что заменялся камзолом. Это будничный вариант традиционного наряда.


Существует два типа башкирской рубашки:

  • В южном регионе мужчины носили рубашки с косым срезом, который скреплялся с помощью шнурка. Воротника на изделии не было.
  • Рубашки жителей северной части страны имели воротник, а срез был прямым.




Верхняя одежда представляла собой чекмени – халаты из суконного материала, всегда оформленные в насыщенном зеленом цвете, являющимся символом благородства и мужественности. Помимо халата, мужчины могли похвастаться кафтаном кэзэки с высоким воротником и расклешенным фасоном.



Качество материала давало понять, какими суммами располагает мужчина. Если халат был сделан из ткани, вытканной в домашних условиях, всем становилось ясно, что богатства башкир нажить не сумел.

В зимнее время года башкиры ходили по улицам в тулупах и шубах из шерсти баранов.


Детская вариация

Внешний вид детского национального костюма Башкирии отличается совсем немногим.

Наряд для девочки выглядит точно так же, как и взрослый вариант, за одним лишь исключением – девочкам, не достигшим десятилетнего возраста, запрещалось носить головной убор с вуалью, называющийся «такыя».





Мальчикам с детства прививали патриотизм, так что никаких ограничений в их костюме не было. Наряд юношей детально повторял одежду их отцов. Мальчики носили традиционный пояс, захватывающим внимание окружающих богатым золотым узором, а также рубашки с тугой шнуровкой и брюки.



Обувь

Женскую обувь украшали привлекательные кисточки. Летом девушки носили сабаты (если русифицировать название, получатся обычные лапти), под которые в обязательном порядке надевали чулки. Для их создания применялись сукно и шерсть. На случай праздника у женщины были декорированные чулочные изделия.


Башкирские мужчины тоже могли использовать чулки, но основная масса заменила их портянками.

Стандартной мужской обувью считались сапоги сарык и итек. Во время торжества башкиры откладывали эти сапоги в сторону и появлялись на людях в красивых игичах. Чтобы не запачкать их по дороге на праздник, приходилось поверх надевать галоши. Оказываясь на пороге дома, где проходило веселье, галоши снимали и оставались в игичах.



Головные уборы

Башкиры уделяли много внимание головным уборам. Этот аксессуар задавал тон всему образу представителя башкирской нации. Головной убор демонстрировал окружающим много фактов – каково финансовое состояние владельца, сколько ему лет… А драгоценные камни не только украшали изделие, но и исполняли функцию оберега.


Список головных уборов мужчин немногочислен – тюбетейка и меховая шапка. Башкирам, исповедующим мусульманство, не разрешалось представать перед взглядом общества с непокрытой головой. Шапки юношей оформлялись в светлых оттенках, а головные уборы пожилых людей внушали уважение темной цветовой гаммой.


Ассортимент женских уборов восхищал. Девушки могли выбрать изделие на любой вкус и цвет.

В том случае, если супруг башкирки обладал большим состоянием, она могла вызывать зависть у других дам, ведь ей был доступен самый богатый головной убор – кашмау. Аксессуар являет собой шапочку с отверстием на макушке. От модели струилась вниз длинная лента, расшитая ярким бисером и дополненная бахромой.

Читайте также: