Как сшить коврик для намаза

Обновлено: 27.03.2024

Мусульмане по-настоящему празднуют три важнейшие даты – это окончание Священного месяца Рамазан (Ид аль-Фитр), праздник жертвоприношения (Ид аль-Адха), а также еженедельный пятничный намаз. Именно в эти дни в крупных населённых пунктах заполняются не только мечети – последователи ислама занимают все прилегающие территории.

Московские или петербургские фотографии, демонстрирующие тысячи молящихся на улице во время Ураза- и Курбан-байрама, уже мало кого удивляют. Ведь подобная ситуация характерна не только для обеих российских столиц, где явно ощущается проблема нехватки мечетей, но и в других городах мира. Самое главное для правоверных в этой ситуации – не растеряться и сделать всё так, чтобы выполненный на улице намаз был в итоге принят Всевышним. Расскажем, как это сделать.

Конечно, принятие нашего акта поклонения – это прерогатива Аллаха. Человек должен выполнять молитву от чистого сердца и надеяться на то, что его действия будут по заслугам оценены Господом миров. Этот момент раскрывает внутренний аспект намаза, его связь с мыслями и намерениями верующего, его искренностью. Но большое значение имеет и то, в какой форме совершается молитва, в правильности выполняемых действий. Здесь необходимо подробное объяснение ситуации, когда человек вдруг оказывается вне помещения во время коллективной молитвы и не имеет с собой молитвенного коврика.

Что делать, если нет намазлыка?

Ответ на этот вопрос прост – нужно мыслить стратегически. Мусульманин, отправляющийся на праздничную молитву, должен всегда иметь в виду, что вполне возможно ему придётся молиться на улице, а не в помещении. Необходимо иметь с собой молитвенный коврик (намазлык) , потому как одним из важнейших условий намаза является чистота того места, где он будет совершаться. Согласитесь, что исполнение данного столпа ислама прямо на асфальте либо на газоне имеет мало общего с соблюдением условия, предъявляемого к месту намаза. При этом необязательно нести с собой коврик в прямом смысле этого слова, ведь он может занимать достаточно много места, что неизбежно создаст определённые неудобства. В настоящее время можно найти специальные дорожные намазлыки, которые помещаются в кармане, обеспечивают необходимую чистоту и стоят совсем недорого. Трата небольших денег на подобный атрибут многократно окупится, в особенности, если принимать во внимание тот факт, что речь идёт об инвестиции в вечность.

Когда у молящегося есть с собой молитвенный коврик, то намаз на улице практически никак не будет отличаться от молитвы в помещении. Все действия – такбиры, кыям (стояние), рукуг (поясной поклон), суджуд (земной поклон), кууд (сидение) и так далее – совершаются так, как это предписано сунной Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). Останавливаться на этих моментах мы не будем, для этого есть отдельная статья , в которой подробно разобрано, как надо совершать намаз.

Как правило, к мусульманам во время молитвы на улице выходит помощник имама и выстраивает верующих в правильном порядке. Например, он следит за тем, чтобы ряды молящихся на улице не выходили за пределы михраба, где молится руководящий всей процессией имам-хатыйб. Иначе молитва будет недействительной из-за того, что имам не будет по-настоящему ведущим в молитве человеком – впереди будут молящиеся, стоящие перед ним, пусть и за пределами помещения. Часто помощник выносит с собой что-то наподобие покрывала, которое выступает заменителем молитвенного коврика. Молиться на таком покрытии можно, ведь оно служит задаче обеспечить чистоту места намаза. Но такой материи, как правило, хватает не всем.

Если же у человека нет с собой молитвенного коврика и он не попал в число «счастливчиков», которые воспользовались предоставляемой мечетью возможностью, то придётся использовать подручные средства. Например, газету, чистый картон, салфетки или куртку.

Жесты вместо сажда и кууда

Иногда можно наблюдать, как люди, не имеющие с собой молитвенные коврики, читают намаз особым образом – жестами. В такой ситуации человек выполняет в необходимом объеме только некоторые части обязательной молитвы. В частности, речь идёт о такбир-тахриме, кыяме (стоянии во время чтения «Аль-Фатихи» и дополнительных сур), поясном поклоне. Все остальные действия выполняются посредством жестов. То есть совершение земного поклона (саджда или суджуд) демонстрируется посредством поясного поклона, в рамках которого руки не упираются в колени, а показывают характерное для земного поклона положение. Во время кугуда (кууда, т.е. сидения) люди стоят, но их руки опущены на бёдра.

Выполнение намаза жестами допустимо для ситуаций, когда человек находится в пути либо он болен и у него объективно нет возможности выполнить все действия намаза в полной мере. Распространение такой практики на молитву с джамаатом на улице вызывает вопросы. В богословских источниках практически не встречается описанное выше решение проблемы отсутствия коврика намазом через жесты. А потому верующим лучше не совершать сомнительных действий.

Ислам предписывает человеку быть ответственным и дальновидным, просчитывая возможные плюсы и минусы определённых решений наперёд и полагаясь на Аллаха. Намаз прекрасен в своей полноте и намерении правоверного выполнить его в наилучшем положении перед Всевышним и в соответствующем действии. А потому в любом случае лучше перестраховаться и взять с собой какой-нибудь чистый материал, который позволит выполнять земной поклон и сидение полноценно. В противном случае остаётся лишь уповать на Милость нашего Творца.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Сегодня я хочу поделиться с вами недавно связанными крючком жаккардовыми намазлыками.

У многих сразу возникнет вопрос: "Что это такое?". Всё просто, намазлык - это коврик для совершения молитвы у мусульман. Такие коврики изготавливают из разных материалов и в разных техниках. Другое название у такого коврика - саджжада. Ширина такого коврика может варьироваться в пределах 0,4-0,6 метров в ширину и 1-1,5 метра в длину.

Если поизучать ресурсы на просторах сети Интернет, то можно увидеть всё многообразие таких ковриков.

Я предлагаю Вам попробовать изготовить намазлык самостоятельно. Для вязания рекомендую использовать карачаевскую пряжу, крючок 2,25мм и 2,5 мм. Ниже прилагаю фото готовых изделий и схемы к ним.

Все эти намазлыки были связаны Наталией Магомедовой для родственников.

По цвету коврика не сложно догадаться, кому он предназначается. Этот - для женщины и его размеры, если вязать вышеуказанной пряжей сложением в 2 нити , будут 120*56 см.

Для совершения намаза мусульмане в обязательном порядке используют ковры. Ими всегда застелены полы мечетей. Такие же коврики, только гораздо меньшего размера, являются и индивидуальной вещью каждого представителя этого религиозного течения. Почему же ковры так необходимы мусульманам?

Какой он: молитвенный коврик?

Молитвенные коврики, предназначенные для индивидуального пользования, бывают абсолютно разных размеров и расцветок. Однако основные тенденции для такого рода изделий все же можно проследить. Как правило, на коврике выткана арка с 2 колоннами или михраб. Острие этой арки при молитве должно быть направлено в сторону Мекки.

Стандартный молитвенный коврик имеет не больше 60 см в ширину и не больше 1,5 м в длину. Подобный размер коврика не случаен: покрытие именно такой величины позволяет совершать поклоны, не выходя за его пределы.

Молиться можно везде

Согласно исламскому учению, когда-то все мусульмане молились исключительно в храмах. Однако Всевышний сделал так, что теперь любое место на планете может являться местом для совершения намаза. «Вся земля была сделана для меня местом молитвы и средством очищения, и любой человек из моей общины может молиться там, где его застанет молитва» – так сказал посланник Аллаха (аль-Бухари, 328; Муслим, 521). Именно потому, что мусульманин вправе молиться там, где его застанет время, отведенное для намаза, и появились индивидуальные коврики.

Причина - наджас

Зачем же нужны такие коврики? Дело в том, что мусульмане уделяют огромное внимание гигиене. Правила и нормы по соблюдению чистоты даже присутствуют в религиозных текстах. Для всевозможных нечистот в исламе существует специальный термин – наджас. К наджасу не следует прикасаться без крайней на то необходимости. Моча, кал, сперма, рвота, кровь, менструальные выделения, гной и даже собачья слюна – все это наджас.

Наджас можно смыть только с помощью проточной воды. Понятно, что в походных условиях сделать это будет крайне проблематично. Да и место, которое кажется чистым на первый взгляд, может и не быть таковым. Для того, чтобы случайно не соприкоснуться с наджасом, мусульмане и стелют молитвенный коврик.


Сегодня большое количество мусульман во всем мире подвергается давлениям и угнетениям. Во многих странах предпринимаются различные действия, направленные на ограничение и препятствование поклонению верующих.

Наиболее яркие примеры - кровавые события в штате Аракан в Мьянме, массовые убийства в Синьцзяне (Китае), аресты мусульман, запрет исламской литературы и возведения мечетей в России и т.д.

На этот раз под угрозой оказались вещи, предназначенные для поклонения мусульман, а именно коврики для молитвы (намазлыки). Ими пользуются миллионы людей как минимум пять раз в день.

Эта техника широко используется в визуальных средствах массовой информации: в рекламных роликах, в фильмах.

Итак, внимательно рассмотрите свой коврик, не видите ли Вы, что-нибудь подозрительное?

Примеры некоторых "оскверненных" молитвенных ковриков.

1. Если присмотреться, можно увидеть на ковре священника


2. Фигура свиньи



4. Фигура животного


5. Масонские символы (пентаграммы, символы freemasson, египетские пирамиды, всевидящее око)

Важными условиями намаза являются его совершение в чистом месте и состояние ритуальной чистоты, которому должен соответствовать молящийся. Если со вторым моментом всё более-менее понятно (необходимость взять вуду’ осознаёт каждый практикующий мусульманин), то момент, связанный с чистотой места, необходимо прокомментировать отдельно.

Мусульманам нельзя совершать намаз только в семи местах:

- в банях (ванных комнатах, душевых);

- местах, где люди держат скотину;

- перекрёстках и пересечениях дорожных путей;

- в той части дома, где живут женщины (личное пространство жены, дочерей);

В остальном Шариат никак не ограничивает верующего в выборе места для преклонения перед Всевышним. Главное – чтобы он это делал от чистого сердца, сосредоточенно (а потому желательно избегать шумных мест) и в чистоте, о чём было сказано выше. Для реализации последнего пункта мусульмане используют специальный коврик, называемый представителями тюркских народов намазлыком (в арабском языке для этого применяются слова «саджаада» и «саджадид»).

Что такое намазлык

Намазлык (молитвенный коврик) – это кусок ткани, используемый молящимися мусульманами, чтобы сохранить чистоту в ситуации соприкосновения с полом/землёй во время молитвы. Контакт с поверхностью иных (помимо стоп) частей тела происходит при совершении суджуда (земного поклона) и кууда (сидения между двумя земными поклонами и после них). Размер коврика составляет примерно 0,5 метра в ширину и 1-1,5 метра в длину.

Во время намаза молитвенный коврик, равно как и сам верующий, должен быть направлен в сторону Кыйблы. Обычно мусульманам следует знать это направление не только у себя дома, но и в ходе поездок.

Изначально в двух важнейших источниках исламского права – Священном Коране и Благородной сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) – не содержалось упоминания о предмете, который напоминал бы по своему функционалу намазлык. Его повсеместное использование началось уже после того, как границы мусульманского мира ушли далеко за пределы Аравийского полуострова, – примерно в X-XI веках.

Нужен ли намазлык в мечети?

Отношение мусульман к молитвенному коврику, как правило, носит крайне трепетный характер. Это связано с тем, что именно на нём происходит общение со Всевышним в формате исполнения молитвы, а потому не допускаются попадание на этот предмет религиозного обихода нечистот и использование его не по назначению.

Однако не стоит забывать об изначальной цели намазлыка. Речь идёт о чистоте. А потому ситуативно мусульмане могут использовать в качестве защиты от нечистот другую материю – будь то покрывало на диване, простыню, большое полотенце и так далее. Ввиду того, что нет каких-то правовых норм и чётких богословских критериев относительно данного предмета, то однозначно запрещать использование таких ситуативных материалов для чтения намаза невозможно. Главное – чтобы они сами были чистыми.

В условиях России и СНГ, где погодные условия далеки от климата Аравийского полуострова, на праздничные молитвы приходится часто ходить с собственным ковриком для намаза. Это позволяет верующим, которые не сумели попасть внутрь мечети, совершить ритуал поклонения в полном формате (с правильным суджудом) на улице.

Что касается использования отдельного коврика внутри мечети, где непосредственное место для выполнения молитвы уже застелено, по сути, намазлыками, то такое явление некоторыми богословами порицается. Эту ситуацию непросто комментировать, ведь, как уже было отмечено выше, в исламском праве использование молитвенного коврика никак не урегулировано. В этой ситуации мусульманину, который хочет совершить намаз непосредственно на своём коврике, постеленном поверх ковра в мечети, нужно действовать, исходя из ситуации. Если есть понимание, что в данном мусульманском храме не приемлют установления новых практик и/или несоблюдения существующих образцов поведения (например, аксакалы часто весьма ревностно реагируют на такие моменты, но осуждать их не стоит, так как все мы люди и имеем некоторые слабости), то лучше избежать конфликтной ситуации и не использовать принесённый с собой коврик. Если же в мечети никого нет или сразу же ощущается более либеральный подход со стороны постоянных посетителей, то намазлык может смело пойти в дело.

Каким должен быть молитвенный коврик?

Если говорить о внешнем виде данного атрибута, то здесь нет каких-то единых стандартов. Всё зависит от того, в какой местности был произведён намазлык, а также индивидуальных вкусов мастера, который сшил его или разработал дизайн. Однако исследователи в области материальной культуры часто находят в старых молитвенных ковриках особые символы религиозности и декоративные элементы, характерные для разных народов, что представляет большую этнографическую ценность. При выборе намазлыка следует обращать внимание, чтобы в рисунке не присутствовало элементов, напоминающих объекты животного мира, а также лицо человека или мифических персонажей.

Часто на коврик наносится какой-нибудь архитектурный объект – известный на данной местности мусульманский храм, Аль-Акса в Иерусалиме, Запретная мечеть в Мекке или сама Кааба.

В целом, не будет преувеличением сравнение намазлыка с мечетью. Как правило, орнамент на нём геометрически демонстрирует наличие верха и низа. На нижней части молящийся стоит, а верхняя служит в качестве указателя направления, в соответствии с которым верующий должен исполнять намаз. Собственно, эта верхняя часть-направление выступает в качестве михраба в мечети, которая также показывает мусульманам, в какую именно сторону необходимо обращать собственный лик во время молитвы.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Читайте также: