Как сшить крымскотатарский костюм

Обновлено: 24.04.2024

Важным элементом крымскотатарского национального костюма является пояс – къушакъ. Он присутствует и в мужском, и в женском костюме. Мужской пояс должен был трижды обхватить талию владельца. Женские пояса были нескольких видов и говорили не только о социальном статусе, но и о семейном положении женщины. При подготовке публикации использованы материалы старшего научного сотрудника Бахчисарайского историко-культурного музея-заповедника Ленары Чубукчиевой, ресурса Miras Silver Айдера Асанова и группы «Крымскотатарский костюм». Обложка: Фото Смаила Тантана.

Главным украшением женского пояса была пряжка – къушакъ-баш (така). Она выполнялась в технике филиграни, зерни, тиснения, черни, покрывалась перламутром, украшалась самоцветами или вставками из стекла. Къушакъ-баш часто имел форму листа винограда – символа плодородия, жизненной силы. Пряжка также могла быть овальной и каплевидной формы. К нижней её части прикреплялись подвески в виде колокольчиков, спиралей. Пряжки были цельными или из 2-х застёгивающихся половинок. Некоторые пряжки застёгивались с лицевой стороны маленькими кинжальчиками.

Татарский национальный костюм

Традиционный костюм был, есть и останется одним из самых ярких показателей принадлежности человека к определенной нации.

Несмотря на то, что мода не стоит на месте, и зачастую отличить европейца от азиата по одежде практически невозможно, национальный костюм остается гордостью и достоянием каждого народа, а традиции, связанные с его изготовлением, передаются от старшего поколения младшему.







История

Татарский костюм – очень общее понятие, которое объединяет национальную одежду разных подгрупп татар, в том числе и крымских. Большое внимание на внешний вид костюма оказали поволжские татары, а также восточные традиции и религия.



На внешний вид костюма очень сильно повлиял кочевой образ жизни татар. Одежда продумывалась таким образом, чтобы в ней было удобно ездить верхом, в ней было не холодно зимой и не жарко летом. Она должна была быть достаточно легкой и красивой. Для пошива использовался мех, натуральная кожа, верблюжий или бараний войлок и сукно.


Сегодня национальный костюм редко встретишь на улицах Татарстана. Чаще всего его можно увидеть в качестве танцевального либо сценического наряда.

Особенности

Татарский национальный костюм, помимо того, что он состоит из рубахи, распашного халата и шароваров, имеет еще одну особенность: он шьется в довольно ограниченной цветовой гамме. В основном, это вишневый, синий, белый, желтый и зеленый цвет.

Для наряда, головного убора и обуви характерно обильное использование декора. Обычно, это вышивка золотыми нитями, бусинами, монетами. Традиционным орнаментом для вышивки является растительный.




Разновидности

Мужской и женский национальный костюм внешне мало отличаются друг от друга. Основным элементом костюма является широкая рубаха-туника с боковыми клиньями и глубоким вырезом на груди. У казанских татар вырез заменял воротничок-стойка. Рубаха была достаточно длинная, широкая и носилась без пояса. Женская туника раньше была еще длиннее – примерно до щиколоток.



Рубаха могла быть шерстяной, хлопковой, шелковой или даже парчовой. Для ее украшения использовались цветные ленточки, золоченая тесьма, тонкое кружево, бусины и т.д. Под женскую рубаху обязательно надевалась нагрудная часть (кукрекче или тешелдрек), закрывающая вырез на груди. Шаровары шились из грубой льняной ткани: для женщин из однотонного материала, для мужчин – из полосатого.


Верхняя одежда, надеваемая на рубаху, была обязательно распашная. Она имеет несколько приталенный силуэт, боковые клинья и запахивается на правый бок. Обязательным элементом для верхней одежды был вязаный или текстильный пояс.

Женский костюм отличался от мужского только длиной и декором – он украшался мехом, вышивкой, аппликациями и т.д. Поверх рубахи женщины надевали камзолы (халаты, распашные блузы) длиной до колена или середины бедра. Камзол мог иметь рукава или быть без них. Подол, рукава и пройма украшались тесьмой, перьями, монетками и т.д.


Подол и рукава туники украшались крупными воланами. Обязательно использовалось большое количество украшений: серьги, кольца, перстни, монисто, подвески и т.д. Безрукавка, надеваемая поверх рубахи, шилась из бархата и декорировалась мехом или золотистой тесьмой.




Мужской головной убор состоял из двух частей: нижней и верхней. К нижним или домашним уборам относилась тюбетейка, на которую сверху надевалась войлочная шапка (калпак), меховая шапка или чалма. Калпак – конусообразная шляпа иногда с загнутыми полями. Такую шляпу носили аристократы, украшая ее бархатом или атласом снаружи, а внутренняя часть была выстлана белым мягким войлоком. Яркие, разноцветные тюбетейки предназначались для молодых людей, татары среднего и пожилого возраста носили однотонные модели.


Головной убор женщины указывал на ее семейное положение. Юные девушки носили однотипную текстильную либо меховую шапочку «такию» или «бурек», которая украшалась вышивкой и декором из бусин, серебра, кораллов. Голову замужних женщин украшал совсем другой головной убор, который состоял из трех частей. Нижняя часть предназначалась для закрепления волос (женщины носили 2 косы), затем шло покрывало и, наконец, повязка, обруч, платок или шапочка, фиксирующие покрывало.



В качестве национальной обуви у татар использовались сапожки (читек или ичиги). Повседневные модели были черного цвета, праздничная обувь украшалась орнаментом в мозаичной технике. В качестве рабочей обуви использовалась своеобразная разновидность русских лаптей (чабата).


Национальный костюм никогда не обходился без украшений. Их было очень много, и носили их и мужчины, и женщины. Это были крупные золотые перстни, печатки, кольца, поясные пряжки, женские накосники, серьги, подвески, кольца и т.д.



Детская одежда была практически одинаковой и не делилась на одежду для девочек и мальчиков. Единственным отличием была цветовая гамма. Костюм для девочек шился в ярких, разноцветных тонах: красном, зеленом, голубом. Костюм для мальчика был выполнен в более сдержанных оттенках синего или черного цвета. С ростом ребенка постепенно видоизменялся и национальный костюм: добавлялись ювелирные украшения, менялись головные уборы, обувь.


Праздничные

Наряды для торжеств или особых случаев отличаются от будничных, прежде всего, материалом, из которого они шьются и обилием декора и украшений.


Цвет свадебного платья может быть белым, а также насыщенно-зеленым, бордовым или синим, согласно татарским традициям. Возможен и другой вариант: белоснежное платье + сапожки и камзол, выполненные в одном из перечисленных цветов. Голова обязательно должна быть покрыта свадебным покрывалом или расшитым калфаком.

Мужской свадебный костюм выполняется, как правило, в темно-синем цвете и расшивается национальными орнаментами с помощью золотых нитей. Головной убор обязателен.


Современные свадебные наряды, хотя и шьются часто не европейский манер, обязательно сохраняют национальный колорит и верность древним традициям. Это проявляется в классическом фасоне, длине, наличию украшений, традиционных орнаментов и т.д.



Танцевальный татарский костюм тоже претерпел определенные изменения. Он может быть короче, чем классический, выполняться из других материалов, но национальная стилистика, тем не менее, сохраняется. Меховая жилетка-разлетайка, традиционная шапочка с кисточкой или покрывалом, традиционные орнаменты – все это делает костюм для танцев очень узнаваемым.


В современном стиле

Время не стоит на месте и старинный национальный костюм в некоторой степени видоизменился.Стилизованный под татарский костюм может иметь другой дизайн или длину, но в нем должны сохраняться узнаваемые для традиционного наряда детали.







Например, орнамент, чаще всего, растительный. Обязательна шапочка – калфак. Она может иметь несколько другую форму, шиться в тон самому платью или быть однотонным. Обязательно большое количество украшений – и на костюме, и на девушке.


Элементы

Сам костюм, вне зависимости от того старинный он либо современный, обязательно состоит из нескольких элементов: рубаха (кулмэк), шаровары (ыщтын) и верхняя одежда.


В зависимости от сословия или материального положения человека, костюм различался количеством и разнообразием декора, вышивки, используемого материала и цены за него. Костюм украшался вышивкой, декорировался цветными бусинами, бисером, атласными лентами и мехом.



Головной убор считается обязательным элементом татарского костюма. У мужчин и женщин он свой. Кроме того, юные девушки и замужние дамы также надевают разные уборы.


Национальной обувью у татар считались сапоги. Их носили в течение всего года. Для лета использовалась более мягкая кожа, женские сапоги украшались аппликацией и вышивкой.




Немаловажной деталью национального костюма является пояс. Для его украшения использовались крупные пряжки или вышивки, выполненные из золота или серебра.


Ткань

В зависимости от того, повседневным или праздничным был костюм, для его пошива использовались разные материалы.


Будничные наряды шились из хлопчатобумажного полотна или домотканного сукна. В качестве утеплителя для верхней одежды использовалась овечья шерсть или вата. Нарядные рубахи и камзолы шились из парчи, шелка, шерсти. Украшались золотой тесьмой, позументами, дорогой вышивкой. На отделку шел мех соболя, песца, лисицы.



Образы

Татарский праздничный костюм выполнен с учетом современных модных тенденций. Неизменным остался фасон, длина, головной убор, орнаментальное украшение.


Праздничный наряд татарки невозможно себе представить без обилия украшений! Белоснежные туники в пол украшены богатой отделкой из золотой тесьмы. Праздничные парчовые или бархатные кафтаны и головные уборы тоже декорированы золотом.

Крымскотатарский праздничный костюм имеет очень долгую историю и поистине сакральное значение для народа. Каждый элемент костюма имеет значение, и в целом комплекс тщательно продуман, и нет ни единой лишней детали в нем. Крымские татарки стремились продемонстрировать в создании костюма свое мастерство в рукоделии, широко применяя навыки в вышивке. Эти орнаменты не только были народным символом, но и во многом обладали функцией оберега от злых духов, сглаза.

Крымскотатарский костюм, фото № 1

При яркости и нарядности декора, само платье было простым и лаконичным, что привносило гармонию в образ. Как правило, оно изготавливалось из парчи, шелка или бархата и было достаточно длинным, отрезным по талии. Рукава были узкими, облегающими руки, по краю обработанные лентой и искусно вышитые традиционными орнаментами.

Крымскотатарский костюм, фото № 2

На талию девушки надевали нарядный пояс, богато украшенный в тон всему наряду, обычно позолоченный:

Крымскотатарский костюм, фото № 3

Под платьем, как и в национальном комплексе многих других народов, скрывались нижнее платье-рубаха и штаны на широкий шаг из дышащих, легких тканей.

На ноги крымские татарки обували мягкие туфельки, украшенные все той же вышивкой:

Крымскотатарский костюм, фото № 4

Головной убор крымских девушек обычно представлял собой шапочку из бархата, расшитую позоллченным орнаментом, повторяющим общий характер наряда.

Стоит отметить, что вышивка крымских татар очень красива и заслуживает отдельного внимания. Основным мотивом является растительный, это можно проследить на фото обуви, и на следующем фото сумки, расшитой традиционным крымскотатарским орнаментом:

Крымскотатарский костюм, фото № 5

Примечательно, что красный цвет крымские татары почитают особенно сильно, и свадебное платье обычно шили именно из красного отреза. Наряду с ним типичными цветами костюма выступают синий и зеленый.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СУДАКСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК

Методическая разработка

занятия по декоративно-прикладному творчеству

«Изготовление национального крымскотатарского головного убора «Фес»

Автор-составитель:

Алядинова Эльзара Снаверовна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Судакский ЦДЮТ» городского округа Судак

Судак- 2017 г.

Пояснительная записка

Фе́ска ( тур. fes ) — головной убор в восточных странах. Представляет собой шерстяной колпак красного цвета с голубой или чёрной, шелковой, серебром или золотом перевитой кистью. Имеет первоначально византийское происхождение. Название феска или фес происходит от города Феса в Марокко , где изготовлялись эти головные уборы. С 1826 г. феска или фес была введена вместо тюрбана как форменный головной убор для османских чиновников и солдат.

Население Западной Армении , в частности, его городская часть, как, например, в Ване , Васпуракане , носили войлочный красный фес с чёрной кисточкой; в Себастии у стариков он был синий или фиолетовый. Но во всех случаях вокруг него обматывали головной платок, концы которого, завязанные сзади узлом, свободно свисали. В Киликии носили фес, обмотанный несколькими повязками. У молодых кисточка феса была длинной и доходила до плеч. Иногда вместо неё к верхушке прикрепляли серебряное украшение [1] .

Мода на европейскую одежду, начавшая распространяться в правление Махмуда II (1808—1839), не затронула феску, поскольку та идеально соответствовала ритуалу мусульманских молитвенных поклонов, в отличие от шляп с полями и т. п.

В Турции феска отменена при введении европейского костюма при Ататюрке в 1920-е годы (эта отмена получила название «шляпная революция» или «революция шляп», так как фески были заменены европейскими шляпами). В Италии мода на фески получила распространение после Крымской войны среди берсальеров , а под влиянием Итало-турецкой войны также и среди чёрнорубашечников . В эпоху фашизма в 1920—1940-х годах фески чёрного цвета стали одним из символов этого движения. В Египте сохранилась до 1950-х годов.

В сленговом обороте слово феска может использоваться как обозначение любого головного убора. Также феской называется вязаная шерстяная шапочка — часть водолазного снаряжения .

Изучать прекрасное в национальной истории и создавать на его основе художественное произведение – важный элемент в обучении национальному ремеслу. Умение использовать в традиционные материалы в современном мире, развивает творческие способности и креативное мышление. Феску на голове девушки можно встретить повсеместно. Важно, чтобы дети самостоятельно выбирали материалы для своих будущих работ. На этапе выбора формы фески у многих начинают формироваться определенные творческие замыслы, которые впоследствии превращаются в интересныекомпозиции.

Тема занятия: « Изготовление национального крымскотатарского головного убора «Фес»

Цель занятия :

- обучение изготовлению фески.

Обучающие:

- Научить приемам изготовления выкройки.

- Научить выбирать материал в соответствии с творческим замыслом.

- Научить воплощать художественные замыслы с помощью материалов.

Развивающие:

- Развить творческие способности и воображение.

Воспитательные:

- Воспитать творческую активность, самостоятельность, наблюдательность, интерес к национальной культуре, желание достигать результат.

Оборудование и материалы:

Лист формата А3, простой карандаш, ластики, ножницы, плотный картон формата А3, нитки, иголки, подкладочная ткань, бархат или велюр.

Тип занятия: комбинированное.

Вид занятия: учебное занятие в мастерской.

Форма организации : групповая, индивидуальная.

Возраст детей : 12- 16 лет.

Предварительная подготовка

Педагог просит детей принести лист формата А3, плотный картон формата А3, подкладочная ткань, бархат или велюр.

Сообщает, что одно из занятий будет посвящено изготовлению фески. Показывает образцы и объясняет, как выбрать картон, подходящий для изготовления. Картон должен быть плотным и должен легко гнуться, чтобы его удобно было свернуть в конус.

Структура урока:

1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.

3. Практическая часть: самостоятельная работа учащихся.

4. Анализ проведенной на занятии работы.

5. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

Организационный момент:

- проверка готовности к занятию

Теоретическая часть:

Сегодня мы научимся собирать фески. Феска служит украшением девушка, могут послужить оригинальным подарком и необычным сувениром.

Все вы молодцы! На предыдущих уроках выполнили вышивки на ткани и теперь мы их соберем.

Чтобы сделать выкройку, нужно подготовить заготовку (учитель демонстрирует как это сделать). Мы чертим прямоугольник на листе, длинной как наша мерка, а высотой от 7-10 см. Делим полученный прямоугольник на 6 равных частей. Около каждого разделения с верхней стороны выкройки отмеряем 0.5 см с двух сторон разделительной черты и соединяем его с нижней разделительной чертой. Полученные треугольники срезаем и соединяем полученные трапеции между собой. Наша выкройка готова!

Прикладываем выкройку на картон, обводим ее и вырезаем.

Накладываем выкройку на ткань и обводим мелом или кусочком сухого мыла. Отступив от края по 1 см на подгиб, вырезаем заготовку из ткани. Тоже самое мы проделываем с подкладочной тканью.

Все детали фески готовы! Можно приступать к сборке. Булавочками крепим бархат на картон с наружной стороны и подкладочную ткань с внутренней стороны. Потайными стежками прошиваем все края фески. Соединяем края заготовки так, чтоб получился обрезанный конус, и сшиваем его.

Измерив диаметр верхнего края фески, рисуем круг, вырезаем и обшиваем, так же как и главное полотно. Соединяем обе части. И в центр прикрепляем специальную кисточку. Ну вот! Наша феска готова.

Практическая работа

Учащиеся самостоятельно делают выкройки с бумаги и переносят на материал, в зависимости от своего творческого замысла. Педагог оказывает индивидуальную помощь.

Анализ проведённой на занятии работы

Выставка работ учащихся. Учитель с учениками обсуждают форму получившихся фесок. Педагог акцентирует внимание на наиболее удачных работах и объясняет их достоинства.

Подведение итогов занятия.

При подведении итогов педагог подчеркивает на сколько индивидуальна каждая работа, насколько хорошо учащиеся проявили навыки декоративно-прикладного творчества.

Используемая литература

1. Абдуллаева, А. Открываем сундуки - достаем обновки: [О национальной одежде крымских татар] // Авдет. - 2005..

2. Абкадыров, Р. Национальная одежда (XIX - первая половина ХХ в.) // Очерки истории и культуры крымских татар. - Симферополь : Крымучпедгиз, 2005 г.

3. Аблямитова, Л. Х. Прошлое и настоящее традиционного крымскотатарского костюма.// Ученые записки КГИПУ. - Симферополь: Доля , 2002.

4. Крымскотатарский костюм 19 в.: мужской и женский (фото Е.Лиговской) // Крымские известия. - 2004.

5. Крымскотатарский национальный костюм: Фото // Очерки истории и культуры крымских татар. - Симферополь: Крымучпедгиз, 2005.

6. Къадын-къызларымызнынъ безеклери// Достлукъ.-1989-1990.-март 8.

7. Къырым къызлары. 1920 сс.: [Миллий урбалар кийген къызларнынъ фотосы] // Turk Dunyasi Tarih. - 2008.

8. Люманова, М. Встречают все же по одежке. [О костюме крымских татар] // Голос Крыма. - 2002.

9. Максимова, Т. А. Традиционная одежда крымских татар // IV Таврические научные чтения: г. Симферополь, 23 мая 2003 г. Сборник материалов. - Симферополь : [б. и.], 2004.

Крымскотатарский костюм — настоящее произведение декоративно-прикладного искусства, отражающее уникальные исторические, этнографические и художественные особенности культуры нашего народа. Многие элементы традиционного костюма несли в себе сакральный смысл, оберегая свою владелицу.

Основа женского крымскотатарского костюма – это широкое полотняное платье-рубаха — тюб кольмек и шаровары с широким шагом. Поверх тюб кольмек надевалось распашное платье — чабуллу антер. Его вырез закрывал нагрудник – кокуслюк, на него нашивали золотые монеты. Края одежды обрамлялись широкой тесьмой – шерт, который выполнял функцию оберега. В костюме украшали пояс и часть выше пояса, подол не должен был привлекать внимания.

Обязательный элемент костюма – фес, его высота – 4 женских пальца. Верхняя часть феса — тепелик украшалось вышитым либо ювелирным орнаментом. Он имел сакральный смысл. Искусствовед Шефика Абдураманова рассказывает: «В основу орнамента тепелика всегда положен круг, это как символ бесконечности, вечности, а от этой розетки отходит в сторону обязательно шесть элементов. Шесть – это сакральная цифра, шесть бутонов, шесть цветов, шесть лепестков. И одевается фес на темечко, потому что именно через него проходит стержневая ось, именно темечко впитывает в себя негативную энергетику. И и фес как раз выполняет защитную функцию».

Читайте также: