Как сшить лестовку старообрядческую

Обновлено: 25.04.2024

Кто бы мог подумать, что одним из главных впечатлений от Ржева станет посещение старообрядческой церкви. Я уважительно отношусь ко всем конфессиям, но не фанат таких достопримечательностей, как турист. Когда мы подъехали к храму, подумала, ладно, сейчас быстренько осмотрим его и поедем дальше. Для меня это был просто один из пунктов программы. А потом, переполненная впечатлениями, я захотела сделать отдельную публикацию! Знаете, что такое лестовка?

Немцы службам не препятствовали, запретили только подниматься на колокольню. Ржев находился под оккупацией 17 месяцев. На стене мемориальная доска о событиях 3 марта 1943 года, дата считается днем освобождения Ржева.

Уходя из города, фашисты согнали в церковь всех оставшихся в живых и заминировали здание. Люди провели двое суток в голоде и холоде. Разобрали пол на дрова, пили растопленный снег, если кто-то из часовых кидал им снежок. Ранним утром 3 марта немцы покинули Ржев. В безлюдный и тихий город вошел штурмовой отряд. Узники увидели наших солдат, мальчишки забрались на подоконник и стали махать руками. Их спасли. Саперы обезвредили мину и вывезли взрывчатку из подвала.

Иконостас неканонический. Обычно праздничный ряд находится над деисусным, а здесь под ним. Также в иконостасе нет завершающего ряда - праотеческого, последний ряд в данном случае - пророческий. Внизу храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы, а также местночтимая икона Оковецко-Ржевской Божьей Матери. Свет в храме включают редко, только для генеральной уборки. Во время службы используют паникадила. Свечи зажигают, поднимаясь на стремянку.

То ли коврик, то ли подушка, то ли сидушка. Этот лоскутный квадрат называется "подручник". Предназначен для рук и головы при совершении земных поклонов. Квадрат посередине символизирует землю, вокруг 12 треугольников - это апостолы, четыре квадрата - четыре евангелиста, четыре полосы - евангельское учение. Внутри войлок или несколько слоев ткани. Раньше подручники были тоненькие, можно было сложить и положить в карман.

Лестовка. Что-то вроде четок. Каждый сегмент символизирует ступеньку, получается как бы лестница от земли на небеса. Если присмотреться, мелкие валики разделены более крупными, причем сгруппированы они неравномерно, где-то фрагмент получается длиннее, где-то короче. Сначала 12 апостолов, после большого валика 38 недель пребывания Христа во чреве Пресвятой Богородицы, потом 33 года земной жизни Иисуса Христа, затем 17 ветхозаветных пророчеств о Христе Спасителе. Гладкие кожаные отрезки в начале и в конце - Земля и Небо. Три отдельные валика около треугольников - Святая Троица. Попарно сшитые большие треугольники символизируют четыре Евангелия.

Святая Десятина. При этом все требы для прихожан бесплатные. Совсем другая система.

Особое устройство богородичной лестовки предназначено для специального молитвенного правила Пресвятой Богородице.

Особое устройство богородичной лестовки предназначено для специального молитвенного правила Пресвятой Богородице.

«Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо: зайде бо солнце, и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном. И сон виде. И се лествица, утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней»

(Быт. 28:10)

Одна из паремий, читаемых на богородичные праздники, повествует нам о лестнице Иакова. Этот образ восхождения к Богу в церковном предании часто ассоциировался с Пресвятой Богородицей, ставшей для падшего человечества воистину лестницей от земли на небо. И если говорить о символике, то в Православной Церкви есть незаслуженно забытые чётки «лествица», обильно наполненные символическим смыслом.

Происхождение чёток предание относит ко времени преподобного Пахомия Великого, который, будучи основателем монашеского общежития, ввёл их для неграмотных своих учеников-монахов, обязанных произносить каждый день известное число молитв и поклонов.

Говорят, что привычка молиться по лестовке так сильно укореняется в сознании иноков, что некоторые, засыпая вместе с лестовкой в руке, порой продолжают чуть слышно повторять молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Лестовка – это нескончаемая молитвенная дорожка, состоящая из переплетённых между собой твёрдых кожаных ступенек – «бобочков». Начало и конец молитвенного круга – «земля» и «небо» – фиксируются и заключаются между двумя парами треугольников, называемых лапостками. В изготовленных согласно правилам лестовках в каждом бобочке в виде свитка заключена Иисусова молитва.

сказание.jpg

Бытует два мнения о происхождении лествицы. Согласно одному из них, лествица есть позднейшее видоизменение чёток, которое на Руси приобрело важное символическое значение, превратившись из простого приспособления для счёта в важнейший инструмент молитвы. Другое мнение гласит, что лествица была принесена на Русь ещё при равноапостольном князе Владимире из Византии, но у южных православных народов была постепенно заменена на более простую в изготовлении шерстяную вервицу.

Изготавливаются лестовки по отработанной в течение веков строго определённой технике, имеющей свои особенности. Традиция изготовления лестовок в наши дни весьма распространена, однако едва ли можно найти подробное описание этого процесса в литературе.

Лестовка содержит 109 ступеней-бобочков, состоящих из скрученных в тугой свиток кратких молитв. Их текст приведён в дореформенной редакции: сотня молитв Иисусовых дополняется тремя ступенями с молитвой «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» в начале и конце молитвенного круга, а в середине находятся ещё три молитвы: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си», «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии си» и «Помяни мя, Святый, егда приидеши во царствии си», во образ Святой Троицы.

Отдельно можно вспомнить о «богородичных лестовках», которые иногда используют в основном для домашней молитвы. Здесь ступени разбиты по десяткам, общее число которых составляет 15 отсчётов. Особое устройство богородичной лестовки предназначено для специального молитвенного правила Пресвятой Богородице, когда на малых ступенях читают «Богородице Дево, радуйся…» на каждую ступень, а на больших ступенях – молитву «Отче наш…».

IMG_3927_sm.jpg

Особо следует сказать о четырёх треугольных лапостках, сшитых попарно и зачастую добротно украшаемых искусными рукодельницами. Каждая деталь тут пронизана символизмом и смыслом.

Лапостки украшаются обшивкой (и нередко обрамляются бисером). Далее следуют три «аллилуйных» бобочка и полоска кожи, называемая «землёй», а в конце лестовки следует такая же полоска, называемая «небом», понуждающая молитвенного труженика к восхождению «гор̀е». Даже само количество молитвенных ступенек наполнено символическим смыслом. Начальные 12 молитв символизируют 12 апостолов Христовых, 38 ступеней – 38 недель, когда Пресвятая носила Христа, 33 ступени символизируют годы земной жизни Спасителя, а 17 оставшихся ступеней – 17 исполнившихся ветхозаветных пророчеств о Христе. Замкнутость чёток и лестовок означает непрестанную, вечную молитву.

Треугольная форма лапостков установлена в честь Пресвятой Троицы – неразделимого понимания трёх божественных ипостасей: Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа. Оканчивающие лестовку две лопасти – символ двух скрижалей завета Божия, которые в Новом Завете раскрыты в четырёх Евангелиях (четыре стороны двух лопастей). На лопастях часто изображаются евангелисты, благовестие которых должно руководить христианами и в молитве, и в жизни.

В «правильных» лестовках внутри лапостков вшиты семь маленьких бисерных или кожаных передвижек, которые снаружи обычно не видны. Обозначают они одновременно и семь церковных таинств, и соответствующее количество лестовок с Иисусовой молитвой, которое устав обязывает вычитывать нас в ежедневном молитвенном правиле.

Напомним все семь церковных таинств, неизменно сохраняемых Православной Церковью:

2) Миропомазание

3) Священство

4) Евхаристия (т.е. Причащение)

5) Исповедь (Покаяние)

7) Елеосвящение (Соборование)

Иногда молитвой по лестовке допускалось заменять чтение иных молитв, канонов и даже участие в определённом Богослужении. Так, например, за Вечерню – шестьсот молитв или триста поклонов, за кафизму – триста молитв.

Неудивительно, что в синодальный период бытования Церкви лестовка оказалась позабытой, ведь всё, что напрямую ассоциировалось с расколом, целенаправленно подвергалось уничтожению и забвению. Тем не менее, преподобный Серафим Саровский иногда изображается именно с лестовкой.

Чётки – одно из традиционных монашеских поделий. Многие святые отцы писали, что свободное время в келии должно быть занято таким механическим трудом, который не отвлекает инока от молитвы. Поэтому некоторые братия вяжут монашеские шапки, некоторые плетут шерстяные вервицы, а недавно освоено и производство кожаных лестовок. Как и столетия назад, весь процесс производства осуществляется вручную: скатываются в свитки молитвы, нарезается кожа, украшаются бисером лапостки. Всё вручную, каждое действо сопровождают молитвой.

Еще 100 лет назад большое количество деревень на территории нынешнего Упоровского района были заселены старообрядцами. Уклад в домах, где они проживали, был заведен особым образом. Узнать о быте и традициях приверженцев старой веры, переселившихся на эти земли во второй половине XVIII века, можно в музее старообрядчества в селе Упорово.

Тема старообрядчества в Упоровском районе заинтересовала краеведов и журналистов в конце 1970-х годов, когда геологи случайно обнаружили в саянской тайге семью Лыковых, проживших там отшельниками более 40 лет. Выяснилось, что предки Лыковых — старообрядцы с территории бывшей Тобольской губернии, если точнее — деревни Лыкова, ныне относящейся к Упоровскому району.


После того, как история Лыковых широко разошлась в советской прессе и были изучены архивные документы, упоровский краевед Галина Колунина организовала в бывшей школе музейную комнату и стала собирать там предметы старины, связанные с историей старообрядцев. И в наши дни в Упоровском районе изучают быт и традиции переселенцев, в 2018 году тематический музей организовала Наталья Сезева.

В музее можно увидеть, как обставлялось жилье старообрядческой семьи. Как и в других домах, помещение делилось на женскую часть дома, где хлопотала хозяйка, и парадную часть — с большим семейным столом и красным углом, где хранились святые книги и старообрядческие четки — лестовка. Лестовку человек перебирал во время молитвы.

На видном месте в доме ставили сундук — самый большой и красивый. Важно было показать, что в семье есть достаток. Если в доме всего достаточно, то это можно попрятать в сундуки. Старообрядцы считали так: если человек верует в бога, то и трудиться он будет воистину этой веры. Если человек имеет достаток, значит, он достойно трудится, а это, в свою очередь, означает, что он хорошо верует.

Гостей в старообрядческих домах встречали не слишком радушно. Чужих людей в комнату хозяин дома мог и не пустить. Пришлому человеку приходилось решать свои вопросы, оставаясь у порога. Не разрешали гостю и садиться за стол с семьей. Считалось, что все вещи в доме — намоленные и подпускать к посуде чужака нельзя, так как неизвестны его вера и помыслы. Если человека все же допускали до стола, то посуду, из которой он ел, выбрасывали. В трудные годы, когда вещи старались беречь, старообрядцы хранили посуду для пришлых в специальном ящике.

Что касается рациона старообрядцев, известно, что на их столах блюда из картофеля появились только в начале прошлого века.

«Раскол произошел в середине XVII века, а картофель на нашу территорию царь привез царь Петр I. Все, что появилось после раскола, старообрядцами воспринималось как нечто чуждое, которое нужно отвергать. Картошка вошла в этот список. И только когда наступили голодные годы, старообрядцы обратили на картофель внимание», — отмечает Наталья Сезева.


В музее можно увидеть, во что облачались старообрядцы — специалисты реконструировали мужской и женский костюмы. Мужчины носили порты — штаны свободного покроя, а также рубаху. Царь Алексей Михайлович, в бытность которого произошел раскол в церкви, приказал носить старообрядцам рубахи особого кроя, чтобы было понятно, к какой вере относится человек, этот крой старообрядцы сохраняют у себя до сих пор. Еще один важный элемент мужского костюма — пояс.

Основа женского костюма — это рубаха и косоклинный сарафан. При косом клине ни один кусочек ткани при раскрое не оказывался выброшенным. Такие сарафаны передавали из поколения в поколение.

Русская вера

представляет

Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера

представляет

Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Староверы для счета молитв до сих пор используют лестовки. Так что же такое лестовка?

Что такое лестовка?

Лестовка – это разновидность четок, имеющая особое продуманное устройство для молитвы. Само слово лестовка произошло от древнерусского слова «лествица», означающее лестница. Лестовка представляет из себя плетеную кожаную (иногда, тряпичную или дерматиновую) ленту, сшитую в виде петли. Тайный догматический смысл лестовки означает одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг как образ вечной и непрерывной молитвы.

Устройство лестовки

Устройство лестовки соответствует практическим потребностям богослужения (например, при 40 или 12-кратном произнесении молитв), имея в то же время и символическое толкование.

Лента лестовки содержит 100 простых ступенек, которые называются бобочками. Кроме них имеются три ступеньки в начале, три в конце, а также три «великих» ступеньки, олицетворяющие вместе девять чинов ангельских. В начале и в конце лестовки присутствуют промежутки, символизирующие землю и небо.

«Великие» ступеньки делят лестовку на четыре отрезка, неравных по длине: от «земли» до первой великой ступеньки – 12 ступеней (12 апостолов), с первой великой до второй включительно – 40 ступеней (сорокодневный пост Иисуса Христа), до третьей великой ступени – 33 ступеньки (33 года жизни Иисуса Христа на земле), после третье ступни и до «неба» насчитывается 17 ступеней (17 пророчеств об Иисусе Христе из Ветхого Завета).

Там где концы лестовки соединяются, пришивают лапостки (лапоска, иногда ладонки), окантованные треугольники, украшенные вышивкой или бисером. Лапостки символизируют четырех евангелистов, а окантовка – евангельское учение.

Под лапостками крепят передвижки – это нанизанные на ленту прямоугольники в количестве семь штук, что символизирует семь церковных таинств. Кроме этого значение, передвижки означают семь полных лестовок, которые каждый благочестивый верующий должен отмолить за день.

Традиционно внутрь бобочек вставляли свернутые валики бумаги, на которых писалась Иисусова молитва. Сейчас эта традиция в массовом производстве не поддерживается. Кроме того, в современных лестовках передвижки сделаны лишь символически, а лапостки часто так плотно сшиты между собой, что до передвижек трудно добраться.

Когда появилась лестовка?

Впервые лестовки начали применять в IV веке в Церкви и монастырях, основанных святым Василием Великим. Использование лестовки было введено для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах. Лестовка в то время имела 103 ступени и называлась вервица.

Лестовку можно увидеть на иконах преподобному Серафиму Саровскому. Кроме того, именно с лестовкой в руках изображена боярыня Морозова на знаменитой картине В.И. Сурикова.

Производство лестовок

В конце XIX – начале XX практически все производство лестовок монополизировал предприниматель, хлебопромышленник Николай Александрович Бугров. При этом остался единственный центр лестовичного промысла, который находился в городе Семёнов, Нижегородской области.

Использование лестовки

Русская Православная Церковь (РПЦ) в настоящие дни не использует это приспособление, лестовку вытеснили четки.

При этом лестовки используются до сих пор старообрядцами всех согласий, будь то мирянин или монах. Изготовление лестовок – это еще и традиционный народный промысел у старообрядцев.

Лестовку обычно держат в левой руке, пропуская между средним и безымянным пальцами. Счёт ведется передвижением лестовки большим пальцем ступень за ступенью.

Лестовку носили иногда за поясом и использовали для физического наказания домочадцев, о чем свидетельствует пословица: «Робкий муж и лестовки боится».

Лестовку чёрного цвета, как знак принадлежности к подразделению, носили участники 1-го Офицерского добровольческого генерала Маркова полка во время Гражданской войны.

Лестовку можно увидеть на гербе и флаге села. Ома, что в Ненецком автономном округе.

ЛЕСТВИЦА ДУХОВНАЯ

ЛЕСТВИЦА ДУХОВНАЯ

ЛЕСТВИЦА ДУХОВНАЯ запись закреплена

ЛЕСТОВКА – КАК СДЕЛАТЬ САМОМУ.

«Изсуни оружие, и заври сопротив гонящих мя. Рцы души моей, спасение твое есмь Аз» - пс. 34.4, древняя иноческая молитва на ношение лестовки. Старообрядческая лестовка – это как бы дорожка из кожаных ступенек (бобочков), попарно между собою переплетающихся, оба конца которой закрепляются в треугольниках-лапостках. Установленное число ступеней для каждого лествичного круга – 100 и 3. (Т.е. 100 малых и 3 - больших). Так заповедал еще в 4-ом веке свт. Василий Великий, составляя правила иноческих уставов для древнеегипетских отшельников. Из монастырей некоторые посильные духовные подвиги переняли для себя и благочестивые миряне и, в повседневном обиходе каждого христианина-молитвенника древней Византии, крепко обосновалась особая веревочная молитвенная «вервица», ставшая, впоследствии, «лестовкой-красавицей» на Святой Руси.

Начало каждого молитвенного правила по лестовке называется «землею»: это небольшое пустое пространство из кожи, протянутое от верхнего края лапостков. Дальше идут первые двенадцать первых малых ступеней, которые обозначают двенадцать Христовых апостолов. Следующие за ними тридцать восемь – говорят нам о тридцати восьми недельном пребывании Христа-Младенца во чреве Пресвятой Богородицы. Здесь, ради опровержения некоторых случающихся иногда подложных толкований, отметим так же еще и знаменательное для общей церковной символики число «сорок», заключающее в себе совместное количество тридцати восьми малых и двух больших ступеней. Вторая половина лестовки начинается с напоминания о тридцати трех годах земной жизни Христа Спасителя, за которые поставлен с соответствующим числом последующий промежуток, а последние семнадцать малых ступеней свидетельствуют о семнадцати ветхозаветных пророчествах о Христе. Здесь, на пустом кожаном промежутке перед лапостками, мы символически восходим уже на небо. Отдельным образом отстоят у верхнего края лапостков с двух сторон три особые большие ступени, которые вместе с другими тремя, находящимися в самом кругу лестовки, составляют число «девять», по числу чинов ангелов-небожителей, четыре лапостка символически изображают четырех евангелистов, а пропущенная по краю лапостков обшивка указывает на евангельское учение. Треугольная форма лапостков – в честь Пресвятой Троицы.

Изготавливаются лестовки по отработанной в течение веков строго определенной технике, которая имеет свои особенности. Две аккуратно отрезанные кожаные полоски шириною 1 – 1,5 см переплетаются между собою, образуя лествичные ступени, которые сильно затягиваются и фиксируются на плотную бумажную основу (трубочки). Длина отрезка особого значения здесь не имеет. На целую лестовку обычно уходит полоса величиною чуть больше метра, но не всегда возможно и конструктивно работать с таким материалом. Поэтому, для практического удобства, используются отрезки по короче, которые аккуратно соединяются между собою таким образом, чтобы подобная техника не представляла ущерба для качественной прочности и внешнего вида готовой лестовки. В основание лапостков берется жесткий картон, сверху которого наклеивается соответствующая для изделия ткань или кожа, обшивку на краях лапостков, в целях практической долговечности, тоже лучше делать из натуральной кожи. Во внутренней части между лапостками зашиваем семь небольших бусин или кожаных лоскутков, которые указывают на семь церковных таинств. Украшаются лапостки по вкусу и выбору мастерицы – бисером, паетками, золотой нитью. На весь процесс работы по изготовлению одной лестовки уходит от шести до восьми и более часов, в зависимости от сложности внешней отделки. Качественно сработанная, добротная лестовка может быть стать для неизменной спутницей и любимым другом на многие годы.

Читайте также: