Как сшить молдавский костюм

Обновлено: 24.04.2024

В одежде, как и в других элементах культуры, отразились особенности формирования молдавского народа — тесные и многообразные связи с соседями, особенно со славянами, земли которых окружали молдаван, как и румын, почти со всех сторон. Традиционный народный костюм в настоящее время сохранился лишь в отдельных селах и то не полностью. Обязательной принадлежностью как мужского, так и женского народного костюма была льняная или хлопчатобумажная белая рубаха туникообразного покроя или на кокетке, с круглым вырезом ворота. Поясной одеждой у мужчин были узкие белые штаны, а у женщин паневообразная юбка с запахом сбоку.

К центральному полотнищу мужской туникообразной рубахи (кэмешэ) пришивали прямоугольные боковые вставки. Рукав прямого покроя вшивался с ромбовидной ластовицей (павэ). Круглый вырез ворота был с завязками. Рубахи с невысоким стоячим воротником, встречающиеся теперь, видимо, более позднее явление.

В настоящее время домотканые туникообразные рубахи редко встречаются на территории республики, в основном только в северных районах. Они, как правило, украшены разноцветной вышивкой, чаще всего расположенной на груди в виде прямоугольника. Узор — растительный или геометрический. Иногда вышивкой украшают также плечи, манжеты и подол. Длина рубахи и ширина рукавов варьируют в различных местностях: в Бессарабии носили и длиннополые рубахи с широкими рукавами, как у горцев Трансильвании, и рубахи с узкими рукавами, характерные для равнинных жителей румынской Олтении. В XIX в. в Бессарабии еще носили кэмешэ ку фустэ — туникообразного покроя короткие рубахи с юбкой, доходящей до колен и держащейся на шнурке или резинке, весьма сходные с албанскими фустанеллами.

Начиная с XIX в. широкое распространение получили рубахи на кокетке (кэмешэ ку петкэ, ку платкэ); их также украшали вышивкой.

Мужские штаны были нескольких типов: холщовые (измене), шерстяные (ицаръ), зимние суконные (берневичъ) или из овечьих шкур (нэдражъ, мешинъ, чъоречъ).

На большей части территории Молдавии измене носили как белье, но местами у бедняков они служили будничной верхней одеждой, а в некоторых селах (на территории нынешнего Вулканештского района) даже и праздничной.

Более распространены были штаны ицарь из домотканой шерстяной ткани, узкие и очень длинные (иногда в полный человеческий рост). Их носили, собирая на ногах в сборки. Узкие ицарь — характерная одежда горцев; по-видимому, они были занесены в Молдавию пастухами из горных районов Карпат. Такой тип штанов носили также в горных районах сербы, болгары, чехи, венгры. В зимнее время надевали широкие штаны берневичь из толстого коричневого или серого сукна, либо чьоречь или мешинь, из овчины мехом внутрь.

Наряду с молдавскими видами одежды в ХIХ в. бытовали и украинские. Так, богатые крестьяне носили синие или коричневые шаровары, вправляя их в сапоги.

Неотъемлемой частью традиционного молдавского костюма является тканый шерстяной пояс брыу красного, зеленого или синего цвета. Пояса эти имеют не только утилитарный, но и декоративный характер. Ими обертывают талию несколько раз, так как их длина доходит до 3 м. Богатые крестьяне поверх шерстяного пояса надевали узкий кожаный с медными бляшками (куря). Бедняки подпоясывались веревкой из суровья или даже соломенной перевязью.

Пастухи-овцеводы носили широкие (до 30 см) кожаные пояса (кимир), также украшенные медными бляшками; с внутренней стороны пояс имел карман для денег, снаружи к нему подвешивали трубку, нож и другие предметы.

Молдавскому мужскому костюму присущи различные виды наплечной одежды, надеваемой поверх рубахи: в теплое время — жилеты из домотканины, в зимнее — овчинные безрукавки. Жилеты, (жулеткэ, жубе, вестэ, илик) шили из плотной шерстяной ткани темного цвета или вязали из шерстяной пряжи. Меховые безрукавки (бондэ, бондицэ, пъептар), длиной иногда доходили до бедер, их украшали кожаной разноцветной аппликацией или вышивкой. Женские и мужские безрукавки были одинакового покроя — распашные пли с застежками. Выи и другой вариант безрукавки — с короткими полами, не находящими одна на другую. Женские безрукавки — пьептар и бондицэ отличались от мужских более богатой вышивкой.

Покрой молдавских рубах


Покрой молдавских рубах. Конец XIX — начало XX в.:
1 — туникообразная женская рубаха; 2 — рубаха с цельнокроеными рукавами; 3, 4 — рубахи на кокетке; 5 — праздничная мужская рубаха

Следует отметить, что меховые безрукавки широко бытуют у народов Юго-Восточной Европы — румын, гуцулов, словаков, венгров, македонцев, албанцев, болгар, сербов, а также у поляков.

Меньшее распространение у молдаван имели куртки с рукавами — антерие. К концу XIX в. они вышли из употребления.

В холодное время верхней одеждой издавна служил суман халатообразного покроя из домотканого сукна. Ткань для сумана (носившую то же название) не красили, она сохраняла свой естественный коричневый или темно-серый цвет. Суманы старого типа имели круглый вырез ворота, полы их запахивали одна на другую и подпоясывали сверху поясом из той же ткани. Позже появились суманы с отложным воротником и застежками. В ненастную погоду надевали суман с капюшоном треугольной или квадратной формы (глугэ).

В XIX в. древнее славянское название верхней крестьянской одежды (суман) заменилось термином манта романского происхождения. Суман с капюшоном называли манта ку глугэ.

Более дорогой одеждой был кожок. Его шили из овчины мехом внутрь. Богатые крестьяне покрывали кожок сукном; крытый кожок назывался контэш (видимо, от польского «кунтуш»). С конца XIX — начала XX в. кожок стали шить с отложным или высоким стоячим воротником.

Молдавские кожоки в отличие от украинских кожухов кроились не в талию, а свободными, с прямой спиной.

Одежда пастухов отличалась от одежды земледельцев. Если последние носили измене или широкие штаны украинского типа, то пастухи, как правило, были одеты в узкие ицарь. Характерными деталями пастушеского костюма были широкий кожаный пояс и меховая накидка губэ, буркэ.

Мужским украшением служила серьга, которую носили в одном ухе. В головных уборах разнообразия не наблюдалось; зимой носили теплую островерхую барашковую шапку кушмэ, летом — соломенную шляпу пэлэрие. Молдавские шапки не очень высокие, их носили, заламывая назад и несколько в сторону. Форма такого головного убора очень древняя — подобные шапки носили скифы, славяне, фракийцы. Праздничные войлочные шляпы юноши украшали лентой, павлиньим пером, цветами. Летние шляпы плели из соломы. В начале XX в. в селах южной части Поднестровья вошли в моду русские картузы фабричного производства.

Традиционной для молдаван была самодельная кожаная обувь опинчь, по форме напоминающая болгарские «опанки», а также «постолы». Опинчь шили из сыромятной свиной или коровьей кожи. Бедняки плели опинчь из камыша, иногда сшивали из полос резины.

Зимой опинчь носили с шерстяными носками (колцунъ), в которые заправляли штаны и затягивали их оборами (обеле). Сверху обеле придерживались завязками из конского волоса (вэнэръ).

Опинчь служили обувью во все времена года. Летом большей частью ходили босиком. Старики носили вязаные или валяные шерстяные туфли, иногда их подшивали сыромятной кожей.

В начале XX в. с распространением среди имущих зажиточных слоев деревни фабричной и кустарной обуви самодельные опинчь продолжали носить только бедняки. Это породило насмешливое прозвище, с которым обращались к беднякам,— опинкар (ср. русск. лапотник). Богатые крестьяне носили сапоги. В Молдавии были распространены сапоги с высокими голенищами, называвшиеся чоботе. В деревне в начале XX в. сапоги считались дорогой обувью, их надевали только в праздничные дни. Фабричную обувь, бывшую редкостью, берегли, иногда даже вывешивали в хате на стене как гордость дома. В наши дни обувь фабричного производства полностью вытеснила самодельную.

Женский костюм был более разнообразным. Почти каждый уезд имел свои особенности в одежде и даже в ее наименовании. Женские рубахи по покрою разделялись в основном на три типа: с собранным у шеи воротом (карпатского типа), туникообразная, на кокетке.

Наибольшую известность имела рубаха карпатского типа, называемая кэмешэ национала (национальная рубаха). Она состоит из нескольких полотнищ, которые вместе с верхней частью рукавов собраны на шнурке вокруг ворота. Рукав и плечо скроены из одного куска полотна. Рубахи такого типа больше, чем любые другие, украшали вышивкой, располагая орнамент вертикальными полосами на груди и рукавах. Иногда вышивка сочеталась с тканым узором.

По технике выполнения вышивку можно разделить на две основные группы: так называемые счетные вышивки (пе фир — вышивка крестом) и вышивки, свободно накладывающиеся на материал (кусэтурэ нетедэ — гладь, ын скэритуръ — выпуклая гладь, коаста акулуй — стебельчатый шов). Счетной вышивкой чаще всего выполняли различные геометрические мотивы, а вышивкой второго типа — растительные. Более древней является счетная вышивка с геометрическим мотивом.

молдавская юбка


Несшитая юбка «катринцэ». Единецкий район

К концу XIX в. в орнаментации рубах все шире начали использоваться растительные мотивы, часты были изображения листьев винограда, роз и других цветов.

Помимо вертикальных орнаментальных полос, рубахи карпатского типа имели на плече характерное орнаментальное поле в виде квадрата или прямоугольника. Такое украшение называлось алтицэ, а рубаха с таким орнаментом — кэмешэ ку алтицэ.

Туникообразные рубахи в большинстве случаев шили из льняной, посконной или хлопчатобумажной ткани. Но для праздничных рубах использовали и ткань из шелка-сырца (боранжик). Вырез ворота в туникообразной рубахе мог быть круглый или квадратный. Иногда ее шили с невысоким стоячим или отложным воротником. Рукав — широкий, суживающийся к кисти, с веерообразным манжетом — вшивался с вставкой ромбовидной ластовицы. Рубахи такого покроя украшались вышивкой на груди, рукавах и по вороту.

Третий тип рубах — на кокетке — получил особое распространение со второй половины XIX в.

Рубахи всех трех типов состояли из двух частей — верхней и нпжней. Верхнюю открытую часть (стан, чупаг) всегда шили из лучшего материала и украшали вышивкой. Нижняя часть (поале) скрывалась юбкой, поэтому ее шили из более дешевой и грубой ткани. Лишь в том случае, когда в качестве поясной одежды надевали так называемую фоая — юбку, состоявшую из двух полотнищ, переднего и заднего, не сшитых по бокам, носили рубаху, сшитую целиком из хорошего материала, украшенную вышивкой не только в верхней, но и в нижней части.

Носили и белые вышитые кофты (кэмешэ, пли we), заправляемые в юбку. В конце XIX — начале XX в. в Бессарабии появились и другие типы полотняных кофт, с резинкой на талии или с поясом.

Поверх рубахи в будничные дни молдаванки надевали кофты, жакеты, блузы, жилеты. Их покрои и наименования были чрезвычайно разнообразны и варьировали по областям.

В холодное время женщины носили длинные шерстяные безрукавки, подшитые мехом (минтянаш) или короткие полупальто (скуртейкэ, сукмэнел). Зимой дома чаще всего в качестве нагрудной одежды носили овчинные безрукавки.

Характерной частью женского костюма была несшитая юбка (катринцэ), надеваемая поверх рубахи. Ее шили из темной шерстяной ткани с вертикальными или горизонтальными цветными полосками. К верхней части юбки пришивали неширокий пояс — бэеръ. Катринцэ обертывали вокруг бедер так, чтобы одна пола находила на другую, причем обычно конец одной полы (левой или правой) затыкали за пояс, но во многих селах носили катринцэ и с обеими опущенными полами. Богатые крестьянки украшали катринцэ стеклярусом, вышивали золотыми и серебряными нитями.

Другим типом старинной поясной одежды в Молдавии была фоае — два прямоугольных куска шерстяной ткани, надеваемые спереди и сзади. Любопытно отметить, что этот тип одежды широко распространен в Румынии (северной Ольтении, почти во всей Трансильвании и незначительно в Мунтении), известен он и у украинцев («запаска»), и у болгар («престилка»).

В конце XIX в. появился обычай надевать поверх катринцэ или любой другой юбки полотняный передник пестелкэ с завязками на поясе.

В XIX в. наряду с несшитыми бытовали и сшитые юбки (фустэ). Их обычно шили из нескольких полотнищ или из двух полотнищ с клиньями. На подол такой юбки часто нашивали цветные ленты.

Во второй половине XIX в. в деревне появились платья городского типа (рокие), но их носили лишь крестьянки, жившие вблизи городов, вообще же городские платья в молдавском селе начали широко распространяться лишь с начала XX в. и особенно после установления Советской власти.

В некоторых районах (Вулканештском на юге и Резинском в центральной Молдавии) молдаванки носили и сарафаны. В Резинском районе они назывались шарафан, в Вулканештском — фустэ ку жюбя, но покрой их был одинаковый. Верхняя часть кроилась в талию, а юбка была расклинена, ворот круглый с разрезом посередине груди. Их шили из плотной черной шерстяной ткани. В целом этот сарафан очень близок к болгарскому сукману, и, возможно, именно оттуда был занесен в Бессарабию через переселенцев болгар, а также гагаузов, в одежде которых он тоже встречается.

Верхняя зимняя женская одежда мало отличалась по покрою от мужской. Женщины носили такой же суман, но более короткий. Широко был известен овчинный полушубок (кожочел), реже надевали овчинный тулуп.

Разновидностью сумана были женские шубы с круглым вырезом ворота, подбитые мехом (зэбон, бурнуз).

Головные уборы молдаванки носили полотенцеобразного типа — в праздники нэфрамэ и в будни кырпэ. Кырпэ несколько напоминала русскую рогатую кику. Ее основу составлял деревянный обод (коарне — рога), поверх которого покрывали платок, а затем наматывали полотенцеобразный убор с концами, спускающимися под подбородок или на плечи. Праздничный головной убор — мэрамэ, или нэфрамэ (длинное полотенце) — ткали из тонкой хлопчатобумажной, льняной или шелковой пряжи. Его обертывали вокруг головы, спуская концы по плечам за спину.

По форме и способу ношения нэфрамэ аналогична древнерусским головным уборам убрусу и наметке.

Со второй половины XIX в. полотенчатые головные уборы постепенно исчезли из обихода и заменились платком. Существовало несколько способов повязывания платка, носивших и разные названия: ын пэлэрие — когда платок покрывал только верхнюю часть головы; дупэ кап — когда узел завязывали на затылке; суб барбэ — когда концы завязывали под подбородком.

Летом носили платки преимущественно белые и светлых оттенков. Зимние шерстяные платки были темного цвета. Пожилые женщины в любое время года носили темные платки.

Девушки в прошлом ходили с непокрытой головой, но со второй половины XIX в. этот обычай начал исчезать. Они стали носить платки, украшенные вышивкой и кружевами. Иногда с ношением платка связывали определенные обычаи. Так, в приднестровских селах Тираспольского района девушки на выданье, помимо платка на голове, носили на поясе треугольный платок углом вниз.

Обязательной принадлежностью женского костюма были украшения — ожерелья, серьги, кольца, перстни, браслеты. В одних районах носили ожерелья, состоявшие из одного — трех рядов бус, в других же (например в Рыбницком) девушки надевали ожерелье в 15—18 рядов и, кроме того, ряд нанизанных на нитку монет.

Некоторые украшения связывались с определенными обычаями. Так, в Резинском районе девушка на выданье нашивала на подол три бархатные ленты в отличие от девушек-подростков, у которых было по одной-две ленты.

Женской обувью издавна служили такие же опинчь, какие носили и мужчины. В холодное время, кроме опинчь, носили сапоги, мужские ботинки. Пожилые женщины ходили в вязаных туфлях или сшитых из войлока.

В середине XIX в., когда в деревню проникла фабричная обувь, особенно модными стали женские ботинки на высоком каблуке с высокими голенищами (пасапожъ).

Обрядовая одежда не отличалась от праздничной, за исключением некоторых добавлений. Невесте надевали на голову фату, участникам свадьбы перевязывали полотенце через плечо, а посаженным отцу и матери — два полотенца. В Резинском районе посаженным отцу и матери прикрепляли на грудь, плечи, спину цветные вышитые салфетки (нэфрэмице). Смертной одеждой служила та же свадебная, если она сохранилась, либо шили новую по типу праздничной.

Со второй половины XIX в., когда в Молдавии начали быстрыми темпами развиваться капиталистические отношения, проникавшие в деревню фабричные изделия стали вытеснять домотканые. Появились переходные типы одежды, сочетавшие традиционные формы с элементами городского костюма. Одежда городского типа получала все большее распространение, но окончательно традиционный костюм не был вытеснен.

В период капитализма в одежде более ясно стала проявляться социальная дифференциация крестьянства. Костюм богатых крестьян отличался добротными тканями, богатыми украшениями. В мужской и женский костюм сельских богачей шире проникала покупная одежда городского покроя, тогда как в одежде бедных слоев дольше сохранялись традиционные черты.

Иметь несколько смен одежды в зависимости от времени года могли только зажиточные крестьяне. У беднейшего крестьянства и батраков одежда нередко была заношена до такой степени, что представляла собой рубище.

В наше время сельское население носит в основном одежду городского покроя.

В мужском костюме на смену рубахе с круглым вырезом ворота, которую носили навыпуск, пришла рубаха с отложным воротником. В праздничные дни молодежь носит рубахи с галстуком. Обычный мужской костюм состоит из покупных пиджака и брюк. Зимой к этому добавляется ватник или пальто.

Женский костюм состоит из юбки с кофтой или платья. Новым в женской одежде является ношение белья.

Обувь покупают в магазинах. Самодельные опинчь теперь можно найти только в сундуках у стариков.

В рабочее время колхозники, занятые в некоторых отраслях сельского производства, носят спецодежду, выдаваемую колхозом бесплатно, например белые и серые халаты надевают работники молочных и птицеводческих ферм. Колхозы выдают спецодежду также воспитателям детских садов и яслей.

Большинство сельских жителей стремится одеться по-городски. В выходные дни колхозники отправляются в город для покупки или заказа одежды городских образцов. В крупных селах, кроме магазинов готового платья, имеются пошивочные мастерские

У крестьян старших возрастов еще бытуют отдельные части традиционного народного костюма. Так, мужчины носят меховые и суконные безрукавки, барашковые шапки, овчинные полушубки. Пожилые женщины продолжают носить рубахи, юбки и кофты старинного покроя. Среди молодежи заметно стремление сохранить высокохудожественный национальный орнамент и отдельные элементы старого костюма, отличающиеся удобством и практичностью.

Национальные костюмы разных народов отражают их этничность. Любая мастерица при помощи волшебных стежков, крестиков, сочетая различные цвета, переносила на полотно свои чувства, мысли, мечты о лучшей жизни. Окружающая природа, с ее богатством красок, вдохновляла на создание новых и новых шедевров, которые передавались из поколения в поколение.

Люди жили своим трудом, производя все необходимое в хозяйстве. Одежда практически вся изготовлялась женщинами в домашних условиях. Выращивали лен, коноплю, хлопок и из него ткали полотна, служащие для пошива верхней и нижней одежды. Натуральная домотканая рубаха, штаны были очень приятными для ношения и служили хозяину долго. Но стремление женщины к прекрасному, к искусству помогало творить картины на простых вещах.

Рассматривая костюмы славянских народов, видим много схожести, что подтверждает общие национальные корни. Если взять молдавский национальный костюм, то можно заметить много общего с костюмом жителей Закарпатья, Буковины.


С чего же состоял костюм женщины Молдавии. Это, прежде всего домотканая рубаха. Причем для праздников ее шили из хлопка, льна, а иногда даже из шелков. Конопляное полотно более грубое и его применяли для каждодневного ношения. Также было различие по способу кроя - цельнокроеная, в виде туники и с отрезными рукавами на кокетке. Все они украшались вышивкой, которая, как и ткань разделялась на праздничную и каждодневную. Преобладали крупные узоры в виде ромбов, листьев, грозди винограда. Для вышивки использовали самые яркие цвета: синий, зеленый, красный, коричневый. Костюмы женщин по богатству отделки отличались от мужских. Вторым составляющим одежды была юбка. Ее пошив и форма имели различие по регионам. Изготовляли из тканого шерстяного полотна темно коричневого или черного цвета. Для украшения использовали крупные узоры, а также бисер, ленты, золотые нити. Когда женщина выходила замуж, она одевала поверх юбки передник. Еще одним сходством характерны молдавский и украинский костюм. Это венок на голове у девушки и платок у замужних женщин. В холодное время года надевали жилетки, и безрукавки из шерсти, полушубки и куртки.

Мужская одежда изготовлялась также из домотканого полотна. Но от женского наряда отличалась сдержанностью. Покрой рубахи в основном был одинаков, но некоторые региональные различия все же были. На это влияли культура разных народов, населяющих Молдавию. Такое же различие было заметно и при пошиве штанов. Летние штаны изготовляли изо льна, конопли, а зимние из шерстяной ткани. Существовало два вида кроя: без соединительной вставки и с двумя вставками. Талию мужчины обязательно украшал расшитый бисером и нитками один, а иногда даже два пояса, повязанных один поверх другого. Головным убором служили войлочные, соломенные или меховые шапки. Верхняя одежда для мужчин и женщин имела мало различий. В зимнее время года на ноги обували кожаные сапоги, а летом лапти из камыша или липовой коры.



Несмотря на простоту этих вещей, мастерство молдавских мастериц, их большая фантазия и умение чувствовать все прекрасное вокруг, превращали их в подлинные произведения искусств. Заставляя нас восхищаться плодами работ жителей богатой и прекрасной Молдавии и ныне.


Основой мужского костюма является длинная белая рубашка из хлопка, в форме туники.

Крой рубашки простой, однослойный, каждый рукав выполняется из цельного куска ткани, в пройму рукава вшивали клин. Круглый ворот рубахи выполнялся в виде разреза с завязками, расшивался вышивкой из белой или цветной нити.

Вышивали рубаху преимущественно нитками одного цвета: синим, зеленым, пурпурным, желтым и черным или комбинацией двух - трех контрастных цветов. Для важных событий в жизни - женщины вышивали белую рубашку только шелковой нитью, вышивка располагалась на груди в виде прямоугольника. Вышивкой украшали также воротник, плечи, низ рукава и подол. Узор обычно применяли геометрических или цветочных орнаментов.


В гардеробе молдавских мужчин традиционно использовались различные модели брюк.

Подштанники - традиционные хлопчатобумажные брюки белого цвета. Этот тип брюк мужчины носили как нижнее бельё, но иногда бедняки их носили, как повседневную одежду, а в некоторых местах (Вулканештского района) и как выходную.


Итарии - брюки носили в осеннее время года. Они были сшиты на простой основе, как и подштанники, но из тонкой шерсти (козьей), сотканный из четырех нитей, что придавало ткани белого цвета определенную фактуру. Ширина штанин была от 20 до 22 см.

Берневеци – брюки, которые носили в зимнем периоде. Они были сшиты из овечьей шерстяной ткани, сотканной в две нити, имели естественный цвет шерсти, в основном коричневого цвета, иногда черного или белого. Позже они окрашивались в темно - синий цвет. В некоторых деревнях обрабатывать этот вид брюк разрешалось только мужчинам.

Мезини – брюки, которые были так же предназначены для холодной погоды. Эти брюки сшиты из шкур овец, с мехом внутри. Обычно их носили пастухи, лесники, лесорубы и представители других профессий, работающих в зимнюю стужу.

Костюм подпоясывали традиционным шерстяным поясом красного, белого или зеленого цветов шириной от 18 до 20 см длинной до 3 метров.


Цвет пояса характеризовал благосостояние мужчин, зеленый пояс обычно носили бедняки. Зажиточные молдаване поверх пояса подпоясывались узким кожаным ремнём с медными пряжками, бедняки – веревочным жгутом или просто соломенной бечевкой.

Мужчины очень богатых семей, судьи, мэры и крупные животноводы носили крестьянские ремни с тремя или четырьмя пряжками, приобретенных на ярмарках. Пояс имел место для ножа, кошелька, кисета и кремня.



В холодное время года носили жилетку из овчины Bondi, а зимой, во время сильных морозов и снежных осадков овчинный тулуп, некоторые мужчины носили овечью накидку – бурку.




Кроме того жилеты шились из шерстяной ткани темных цветов или вязались из овечьей пряжи. Они не только делали национальную одежду теплой и удобной для повседневной жизни, но и придавали ей неповторимый колорит.



Традиционное молдавское мужское пальто носит название Sumanul. Носили пальто двух видов прямые и расклешенные. Шили пальто из домотканого сукна, как правило, сохраняя естественный цвет шерсти: коричневый, белый, черный.



Венчает костюм мужчин головной убор, сшитый из куска бараньей шкуры. Качество и размер шапки говорил о социальном положении его хозяина.



В основном селяне ходили босиком или носили самодельные опинчи, выходя на сельскохозяйственные работы и, таким образом, защищая ноги.

Изначально обувь они изготавливали из подручных материалов, что-то вроде русских лаптей.



Потом, защищаясь от морозов зимой и слякоти осенью, стали изготавливать обувь из шкур. Так была создана национальная обувь «опинчь», отдаленно напоминающая украинские постолы. Опинчи изготавливались из свиной кожи, их носили, обертывая верх ног тканью или шерстью.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

 Молдавский национальный костюм

Курс повышения квалификации

Особенности методической работы в онлайн-образовании


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и практики современного образования


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Молдавский национальный костюм

Молдавский национальный костюм

Что это, молдавский национальный костюм? Это многообразие красок. Использовал.

Что это, молдавский национальный костюм? Это многообразие красок. Использовались самые разные оттенки цветов, но любимы-ми все же были красный, синий, зеленый, белый, оттенки коричневого. Ткань использовалась разная. Это могла быть шерсть в холодное время года, а мо-гла быть льняное, конопляное, хлопковое или шелковое полотно. Конопляные нитки – довольно грубые по фактуре – использо-вали семьи победнее, лен и хлопок - те, кто побогаче. Из шелка делали полотенца с бахромой, которые женщины накидывали на голову в праздники. Шелк и хлопок были местного производства – в Х1Х веке в Молдове ус-пешно разводили тутового шелкопряда и обрабатывали хлопковые поля.

Мужской национальный костюм Мужской костюм состоял из рубашки, домотканых кре.

Мужской национальный костюм Мужской костюм состоял из рубашки, домотканых крестьянских штанов и пояса, каракулевой шапки или шляпы, зипуна, кожуха и плаща из домотканого сукна. Рубаху перевязывали широким поясом синего, зеленого или (праздничный вариант) красного цвета. На пояс уходило до трех метров ткани. Любящая жена или мать вышивали по вороту рубахи и краям пояса орнамент. Вышивкой украшали и перед жилета из овчины. Штаны, которые носили мужчины были разных видов: холщевые izmene, домотканые крестьянские штаны iţari, зимние шерстяные крестьянские штаны bernevici, nădraji и meşini – штаны из овечьей шкуры. Самыми распространенными были холщевые штаны. Шили их из хлопчатобумажной, льняной или конопляной ткани. Позже их стали применять в качестве нижнего белья.

Мужской национальный костюм Мужской наряд дополнялся разными одеяниями, котор.

Мужской национальный костюм Мужской наряд дополнялся разными одеяниями, которые носили поверх рубашки, а именно: летом jiletcă (безрукавка), сшитая из сукна, а зимой – cheptar или boandă из овечьего меха, красиво украшенная аппликацией. В более холодное время мужчины носили suman – это длинная одежда, ниже колен, изготовленная из suman (домотканое шерстяное сукно натуральных цветов – серого, черного, коричневого). На ногах носили постолы – самодельную обувку из кожи со шнуровкой вокруг голени. При развитии ремесел вошли в моду и сапоги, но такую роскошь мог позволить себе не каждый. Голенище гармошкой было верным признаком богатого жениха.

Женский наряд Женский наряд – это нижняя рубаха, с вышитыми рукавами и ворото.

Женский наряд Женский наряд – это нижняя рубаха, с вышитыми рукавами и воротом, юбка, фартук, коротенький, расшитый бисером, жилет и постолы. У девушек брачного возраста низ рубахи был вышит либо украшен мережкой и выглядывал из-под юбки, намекая на зрелость молодой особы. Юбки носили либо широкие, сшитые из нескольких клиньев, либо несшитые. Сарафаны пользовались популярностью только в Каменском районе – там жило много русских староверов. Дополнял наряд узкий поясок. Он подчеркивал стройность женской фигуры. Голова женщины была покрыта платком или большим полотенцем. У молодых женщин головной убор был более свободным, красиво задрапированным. Пожилые предпочитали более строгие варианты: скромный платок, туго обхватывающий голову.

Женская зимняя одежда Женская зимняя одежда состоит из безрукавки, суконного.

Женская зимняя одежда Женская зимняя одежда состоит из безрукавки, суконного пальто и полупальто. В холодную погоду женщины надевали жилетку, сшитую из плотной шерстяной ткани с подкладкой из рыхленой чесаной шерсти. Другим видом теплой одежды была меховая безрукавка bondiţă, pieptarul, сшитая из овечьей шкуры и украшенная геометрическим орнаментом в виде аппликации или вышивки. Меховые безрукавки распространены в основном на юге страны, где выращивают овец цигейской породы. В этом регионе высоко развит скорняжный промысел – cojocăritul. Также здесь шьют и тулупы, которые украшают кожей другого цвета.

Женская обувь Обувь женщин зависела от её занятий, социально-экономиче-ского.

Женская обувь Обувь женщин зависела от её занятий, социально-экономиче-ского статуса, возраста и др. Бедные женщины в прошлые века носили постолы и шерстяные чулки. На праздники надевали туфли, сандали или ботинки. Делались они на заказ, обычно к свадьбе, носились аккуратно и только по праздникам, а потом передавались по наследству.

Аксессуары национального костюма Шерстяные пояса chingă, bată, frîngie ширино.

Аксессуары национального костюма Шерстяные пояса chingă, bată, frîngie шириной 5–10 см и длиной 3–4 метра предназначались для женщин, а для мужчин brîu, bată шириной 12–16 см, длиной 3–3,5 метра. Пояса шириной 15–20 см с красивым декором назывались – «широкие с господарскую пядь. Все пояса на концах заканчивались бахромой длиной 10–20 см. Иногда мужской пояс исполнял функцию оберега. В группу аксессуаров к народному костюму молдаван входит котомка traistă, которая гармонично сочеталась с цветовой гаммой одежды. Для тяжелой ноши служили переметные суммы (desagi) из домашней шерстяной полосатой ткани в виде двух котомок: одна спереди, а другая сзади.

Бижутерия Молдаване в качестве украшений использовали аксессуары из золота, с.

Бижутерия Молдаване в качестве украшений использовали аксессуары из золота, серебра, меди, стекла, жемчуга и др. Украшения в основном носили женщины. Ювелиры изготавливали изделия из серебра и золота. Самые популярные украшения носили на шее: разноцветные бусы (margele) из стекла, жемчуга, янтаря, zgardane (колье), salbe (ожерелья из серебряных монет), золотые или серебряные крестики. В ушах – сережки , на руках – браслеты, кольца, перстни из серебра или золота. В южной Молдове элементом украшения были серебряные пряжки, застежки на поясных ремешках. Повсеместно женщины носили на груди различные броши.

День Национального костюма Ежегодно, в последнее воскресенье июня, в Молдове.

День Национального костюма Ежегодно, в последнее воскресенье июня, в Молдове будут праздновать День Национального костюма. Инициатива министерства культуры о новом национальном празднике была утверждена единогласно 19 ноября 2015 в парламенте. Цель инициативы – продвижение истинных ценностей культурного наследия. Национальный костюм является брэндом идентичности, символом, который нас представляет, так же, как герб и флаг. Ежегодно, в последнее воскресенье июня, на национальном уровне состоятся культурные мероприятия для показа и оценки моделей народного костюма.

Эпилог До наших времен дошли лишь некоторые элементы националь-ной одежды. На.

Эпилог До наших времен дошли лишь некоторые элементы националь-ной одежды. Например, до сих пор мужчины уважают кушмы, в селах часто можно заметить и овчинный жилет. А пожилые женщины продолжают повязы-вать голову платком, так, как это делали их бабушки и прабабуш-ки. Жаль только, что уходит в прош-лое искусство вышивки и руко-делия.

Презентацию выполнил ученик 3- а класса теоретического лицея им. Н. К. Георг.

Презентацию выполнил ученик 3- а класса теоретического лицея им. Н. К. Георгиу г. Кишинёва Берзан Георгий Учитель Плехова Н. П.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Предками современных молдаван было восточно-романское племя волохов (влахов), населявших с древности живописную плодородную землю между Восточными Карпатами на западе и рекой Прут на востоке.

Народный костюм Молдавии

Возникшее в XIV в. Молдавское княжество включало территорию Молдовы, Бессарабии и Буковины и просуществовало (в составе Османской империи) до XIX в., когда после победы над турками Молдова объединилась с Валахией (областью на юге Румынии) в единое Румынское княжество. В 1940 г. Молдавия вошла в состав Советского Союза, а в 1991 г. стала независимой республикой. Молдавский народный костюм во многом сходен с румынским старинным комплексом, имея при этом свои особенности.

Женский костюм

В основе костюма молдаванок лежала румынская рубаха кэмашэ. Наплечная вышивка — алтицэ, красно-коричневых, лиловых и серых тонов, с добавлением золотых или серебряных нитей, бисера и блесток, иногда густо покрывала рукава и ворот рубахи.

Поясная одежда, подобная украинской плахте, носила название «катринцэ» и представляла собой юбку с запахом из цельного куска широкой ткани. Катринцэ ткали из плотной темной шерсти с геометрическим рисунком, напоминающим ковер. По краям ткани шла широкая узорчатая тканая кайма. Эту одежду удобнее было носить, подтыкая один конец под пояс, что открывало подол рубахи, который нарядно орнаментировали. Излюбленной частью костюма молдаванок с давних времен являлись безрукавки бондицы. По проймам, вороту, низу, застежке и карманам их украшали аппликацией из цветной кожи. На севере Молдовы бондицы шили из белой шерсти. Подобные безрукавки носили и мужчины.

Головной убор молдаванок нефрама — тонкое шелковое покрывало — достигала в длину двух метров. Молдаванские женщины любили бусы, ожерелья из монет, серьги, кольца и браслеты.

Женщина в катринцэ и с плечевой котомкой; молдавский пастух в штанах ицарь

Пара из Бессарабской губернии: женщина в катринцэ и с плечевой котомкой; молдавский пастух в штанах ицарь.

Мужской костюм

Старинный комплекс пастушеской одежды включал туникообразную (часто на кокетке) рубаху, которую носили навыпуск, и белые штаны, сшитые из холста, они назывались «измене», из шерсти — «ицарь». Ицарь были длинными (в рост человека) и образовывали на ногах многочисленные сборки.

Головные уборы. Традиционными головными уборами молдавских крестьян были барашковые шапки. Войлочные шляпы молодые люди по праздникам украшали павлиньим пером, колосом или цветком.

Обувь

Обувь молдаван — опинчь, аналог старинных русских постолов и болгарских опанков.

Аксессуары

Пояса брыу — неотъемлемая деталь народного костюма молдавских мужчин. Их делали красного, синего или зеленого цвета, длиной до трех метров. Женские пояса были более красочными, чем мужские. Еще во второй половине XX в. в Молдавии можно было встретить пастухов в кожаных поясах кимир с украшениями в виде медных бляшек. Большие узорчатые или полосатые тканые кошели либо плечевые котомки носили и мужчины, и женщины.

Читайте также: